Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
• Решения XXV II съезда КПСС- i жизнь!* Быть хозяином ■ ... 1....... ............. ■■■■ниц «ни. ... . .......................... ......... ..... . . 1 ... ... ........ ......... Правофланговые р О ВТОРОЙ ПОЛО ВИНЫ 1985 года в Баренце вом море резко возросли уловы трески — тра диционного объекта тралового промысла рыбаков Се верного бассейна. Как объяснить этот факт? «Вспышка » т р е с к и В числе лучших на СТР-229 «Климовна» — 2-й механик Юрий Текуев. — Отличный специалист и человек, — так отзывают ся о нем моряки. Фото Л. УСИКА. Откровенно о наболевшем В ОССТАНОВЛЕ- Н И Е связано прежде всего с появлением в 1981 —1983 годах средних и богатых по численности поколений. Это му во многом способствова ли благоприятные условия среды и хорошая выживае мость, но в основном — ре шительные меры по регули рованию промысла. Выли разработаны и внедрены в практику критерии прилова тресковых рыб при промыс ле креветки, мойвы и сель ди, в районах повышенной концентрации молоди уста новлены запретные участки для промысла, увеличены размеры ячеи и уменьшена интенсивность лова на моло дой рыбе. Промысловая смертность трехлеток трески поколений 1981 и 1980 годов оказалась в десятки раз меньше по сравнению с таковой у поко ления 1970 года. В резуль тате резко возросла выжи ваемость особей и произош ло значительное увеличение биомассы запаса и, соответ ственно. «оживление» на промысле трески. Поэтому основу уловов сейчас как по численности, так и по био- возможности и возвращаем без исполнения. В. С. Погорелов». Два месяца потребовалось судоремонтникам для «вни мательного рассмотрения» и... отказа. 'Л Справедливое возмущение у экипажа большого моро зильного траулера вызывает эта бюрократическая кару сель. Путешествуют, регист рируются, подшиваются бу маги, рассылаются для ис полнения, для принятия мер, обрастают резолюциями, а эффект от всей этой бумаж ной круговерти — нулевой. Вместо дела — видимость дела. На письмо В. С. Погоре- лова, приводящего свои до воды, последовали контрдо- воды тралфлотовцев. затем телеграмма в адрес началь ника «Севрыбы»: «...Несмот ря на принятое вами реше ние об оборудовании судна подвесными бункерами, су доверфь до настоящего вре мени не приступила к вы полнению заказа...» Были и %ъпЦе телеграммы, и телефо нограммы. А время шло. Выло коллективное письмо в несколько высоких инстан ций. Наконец, уже в сентяб ре экипаж подготовил обра щение к судоремонтникам с просьбой о помощи. Подписа лись под ним 33 человека. Они писали о том, что рабо- массе составляли и продол жают составлять особи поко лений 1981 и 1980 годов в возрасте 5—6 полных лет. размером 5 6—65 сантимет ров. Характерная особенность текущего года — замедлен ный темп миграции трески в районы нагула, который- не отмечался в течение всего послевоенного периода. По ниженная активность рыбы, по-видимому, во многом объясняется низким уровнем энергетических ресурсов тре ски (жирностью). Причина — неблагоприятные условия откорма трески мойвой и кре веткой, запасы которых на ходятся на низком уровне. Высокопроизводительн ы й промысел этого года дол жен еще раз убедить рыба ков в том, что треску мож но промышлять, причем весь ма эффективно и экономиче ски выгодно, базируя свой промысел преимущественно на 4 —6-летней рыбе, кото рая дает существенный при рост биомассы. В то же время не следует обольщаться таким «всплес ком». Запас трески после же сточайшей депрессии только та с существующим бунке ром приводит к большим по терям пищевой рыбопродук ции (до двадцати процентов), что страдает качество сырья, рыба идет с механическими повреждениями. Что обслу живание подобных бункеров связано с опасностью для здоровья и жизни моряков. Что все суда данного типа, за исключением БМРТ «По волжье», уже переоборудо ваны. Реакция судоремонтников однозначна: переоборудова ние в настоящее время вы полняться не будет. Не за планировано. Нет возможно сти. Непонятно получается: в мероприятиях, в коллек тивном договоре тралфлота, в планах «Севрыбы» пере оборудование «Поволжья» значится, а в планах судо верфи — не значится. По чему такая несогласован ность? С 14 мая траулер встал на расширенное меж дурейсовое техническое об служивание. Время идет — вопрос не решается. Будто на разных языках, без пе реводчика. общаются между собой судовладельцы и су доремонтники. На верфи сейчас действи тельно судокорпусных работ много. Но и об интересах смеж ников тоже не нужно забы вать. По крайней мере, есть, начал восстанавливаться и продолжает оставаться на низком уровне. Особенно мал в настоящее время нересто вый запас, и он является ми нимальным за все годы ис следований. К тому же надо учесть, что поколения трески 1985 и 1986 годов, по пред варительным данным, оце ниваются как бедные. В этих условиях регулирование про мысла должно осуществлять ся при условии строгого со блюдения научных рекомен даций по объему вылова. В последние годы Поляр ный институт неоднократно рекомендовал промышленно сти интенсифицировать про мысел трески в одном из се верных районов Баренцева моря. Запас трески здесь на ходится в удовлетворитель ном состоянии, ж> явно недо используется отечественным флотом. По среднемноголетним данным в этом районе про мысел трески нашим фло том до 1976 года составлял около 25 процентов от обще го улова в Баренцевом море. В последние годы ( 1976— 1986 гг.) добыча рыбы здесь сократилась и не превышает в среднем .10 процентов, что свидетельствует о неудовлет ворительном использовании сырьевой базы. Там обитают особи тех же размерно-воз растных группировок, что и в южной части моря. Отли чительная особенность их — более высокий темп роста. В будущем году ожидает ся сохранение удовлетвори тельной сырьевой базы на промысле трески, так как вступит в промысел основ ная масса рыб средних и богатых по численности по колений 1982 и 1983 годов. Э. ЛУКМАНОВ, заведующий сектором про гнозирования промысла ПИНРО. видимо, какие-то компро миссные варианты. Скажем, один из них: судоремонтни ки берутся за переоборудо вание «Поволжья», а трал- флотовцы, в свою очередь, анализируют графики буду щей постановки судов в ре монт и по возможности ис ключают из них часть кор пусных работ. Это один из путей. Другой — значитель ную часть работ по подго товке к переоборудованию, по установке подвесного бункера берет на себя сам экипаж судна. Есть, навер ное, и иные возможности для решения проблемы. При определенной настойчивости механико-судовой службы тралфлота и при заинтере сованном отношении судо ремонтников. Пока же мы видим бумаж- ную волокиту — и только. Добровольно взял на себя мис сию «толкача» первый помощ ник капитана «Поволжья» А. Н. Шабунин. Но все попыт ки сдвинуть воз с места не дают результата. Уж больно много на том возу скопилось «входящих» и «исходящих». А судовая партийная органи зация крайне озабочена тем, что моряки будут работать со старым бункером и преднаме ренно выпускать продукцию пониженного качества. На X X V II съезде КПСС по вышение качества продукции было названо ближайшим и крупным резервом. И в этой связи ставится под большое сомнение решение совета ди ректоров «Севрыбы» проводить реконструкцию лишь в период капитального ремонта. То есть несколько месяцев экипаж вы нужден будет вырабатывать низкосортную продукцию, санкционированную свыше. В. МИЛЮТИН. яеявяшшшшвяя Запчасть... У ВАЖАЕМАЯ редакция! Прошу извинить за беспо койство, но дальше молчать не могу. Наболело. А суть вот в чем — в снабжении судов запасными частями. И хотя много о том говорим, но де ло с места не двигается, боль ше того, снабжение с каждым годом ухудшается. Сейчас в нашем объедине нии междурейсовый ремонт ведут судовые экипажи. Но как и чем «лечить» корабли, если нет гаек, болтов, винтов, шайб, электродов, ацетилена, кислорода, профильного, ли стового железа и т. д. и т. п.? Если траулер становится в ремонт на завод, то пока су довладелец не поставит зап части, ремонтная ведомость не подписывается. Как же быть? Ведь надо не только провести междурейсовый ремонт, но и постоянно под держивать оборудование в рабочем состоянии в течение всего периода эксплуатации между капитальными ремон тами. А ведь надо, между прочим, еще и рыбу ловить, выпускать из нее нужную про дукцию. Заявки, которые регулярно подаются в отдел снабжения, выполняются в лучшем слу чае на 30 процентов. Но очень часто в этот процент входят неликвиды, которые годами валялись на складе. Ассортимент их разнообраз ный, количество большое, но... никакого отношения к судово му оборудованию они не имеют. Зато когда прихо дишь в бухгалтерию отдела снабжения с заявкой-требова нием, то на ней ставится толь ко одна резолюция: «Нет фондов». Но очень хотелось бы узнать: а на какие такие фонды закупается никому не нужное оборудование, которое затем гниет и выбрасывается на свалку? Сколько же денег улетает в трубу! Тысячи! Не буду голословным. Нам прислали предохранители в сборе с арматурой, где со держание серебра составля ет примерно один грамм. Од нако ни по типу, ни по раз мерам они нам не подходят. Да разве только предохрани тели! На судах проекта В-408 ос ветительная арматура рассчи тана на лампы дневного све та ЛБ-8, ЛБ-20, а получаем для совести ЛБ-13, ЛБ-15, стартеры же к ЛБ-80. Вроде бы, лампы есть, но их... нет. Вместо сигналь ных коммутаторных ламп при возят лампы совсем другие. В результате автоматика за мирает, в бытовых помеще ниях — полумрак. Как можно работать при скудном осве щении, особенно на рыбо- фабрике шкерочным ножом? Того и гляди останешься без руки... Список хлама, который нам абсолютно не нужен, можно продолжить до беско нечности. Это — не исключе ние, а правило. Пройдитесь по любому судну и увидите очень много бесполезных предметов, материалов. И кто же из-за этого безо бразия страдает? Как ни стран но, механики и электромеха ники. По приходе (или при лете) в Мурманск, несмотря на свои законные отгулы, от пуск, они, взмыленные, бе гают (зачастую бесполезно) по складам в поисках необхо димых запчастей. Хотя в ме ханико-судовой службе есть должность группового меха ника по снабжению, в обязан ности которого входит учет поступления и расхода запча стей. Но он практически ни когда не знает, какие есть в наличии, сколько их. Вот и приходится бегать самому. Я не о себе пекусь, болит душа о другом — о государ ственных интересах, которы ми пренебрегают в службах объединения. Кто бы подсчи тал, сколько валюты (золота!) мы тратим в инпорту из-за головотяпского снабжения. В то же время большого труда не составляет доставить их из Мурманска. Скажем, в Каль яо катушка обмоточного про вода стоит 100 долларов, а у нас в Союзе — полтора руб ля. Тем не менее, прижатые к стенке, мы вынуждены их по купать по бешеной цене. Ина че судно , просто-напросто встанет. Что мы имеем в конечном счете? То, что имеем: суда, которые годами не бывают в порту приписки, выжаты как лимон, а проще говоря, доби ты до ручки. Н. ЕРМАКОВ, второй электромеханик БМРТ «Владимир Бродюк» объединения «Мурманрыб- пром». игры — и „исходящих" РЫБНЫЙМУРМАН 19сентября 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz