Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.

• Решения XXV II съезда КПСС- i жизнь!* Быть хозяином ■ ... 1....... ............. ■■■■ниц «ни. ... . .......................... ......... ..... . . 1 ... ... ........ ......... Правофланговые р О ВТОРОЙ ПОЛО ВИНЫ 1985 года в Баренце­ вом море резко возросли уловы трески — тра­ диционного объекта тралового промысла рыбаков Се­ верного бассейна. Как объяснить этот факт? «Вспышка » т р е с к и В числе лучших на СТР-229 «Климовна» — 2-й механик Юрий Текуев. — Отличный специалист и человек, — так отзывают­ ся о нем моряки. Фото Л. УСИКА. Откровенно о наболевшем В ОССТАНОВЛЕ- Н И Е связано прежде всего с появлением в 1981 —1983 годах средних и богатых по численности поколений. Это­ му во многом способствова­ ли благоприятные условия среды и хорошая выживае­ мость, но в основном — ре­ шительные меры по регули­ рованию промысла. Выли разработаны и внедрены в практику критерии прилова тресковых рыб при промыс­ ле креветки, мойвы и сель­ ди, в районах повышенной концентрации молоди уста­ новлены запретные участки для промысла, увеличены размеры ячеи и уменьшена интенсивность лова на моло­ дой рыбе. Промысловая смертность трехлеток трески поколений 1981 и 1980 годов оказалась в десятки раз меньше по сравнению с таковой у поко­ ления 1970 года. В резуль­ тате резко возросла выжи­ ваемость особей и произош­ ло значительное увеличение биомассы запаса и, соответ­ ственно. «оживление» на промысле трески. Поэтому основу уловов сейчас как по численности, так и по био- возможности и возвращаем без исполнения. В. С. Погорелов». Два месяца потребовалось судоремонтникам для «вни­ мательного рассмотрения» и... отказа. 'Л Справедливое возмущение у экипажа большого моро­ зильного траулера вызывает эта бюрократическая кару­ сель. Путешествуют, регист­ рируются, подшиваются бу­ маги, рассылаются для ис­ полнения, для принятия мер, обрастают резолюциями, а эффект от всей этой бумаж­ ной круговерти — нулевой. Вместо дела — видимость дела. На письмо В. С. Погоре- лова, приводящего свои до­ воды, последовали контрдо- воды тралфлотовцев. затем телеграмма в адрес началь­ ника «Севрыбы»: «...Несмот­ ря на принятое вами реше­ ние об оборудовании судна подвесными бункерами, су­ доверфь до настоящего вре­ мени не приступила к вы­ полнению заказа...» Были и %ъпЦе телеграммы, и телефо­ нограммы. А время шло. Выло коллективное письмо в несколько высоких инстан­ ций. Наконец, уже в сентяб­ ре экипаж подготовил обра­ щение к судоремонтникам с просьбой о помощи. Подписа­ лись под ним 33 человека. Они писали о том, что рабо- массе составляли и продол­ жают составлять особи поко­ лений 1981 и 1980 годов в возрасте 5—6 полных лет. размером 5 6—65 сантимет­ ров. Характерная особенность текущего года — замедлен­ ный темп миграции трески в районы нагула, который- не отмечался в течение всего послевоенного периода. По­ ниженная активность рыбы, по-видимому, во многом объясняется низким уровнем энергетических ресурсов тре­ ски (жирностью). Причина — неблагоприятные условия откорма трески мойвой и кре­ веткой, запасы которых на­ ходятся на низком уровне. Высокопроизводительн ы й промысел этого года дол­ жен еще раз убедить рыба­ ков в том, что треску мож­ но промышлять, причем весь­ ма эффективно и экономиче­ ски выгодно, базируя свой промысел преимущественно на 4 —6-летней рыбе, кото­ рая дает существенный при­ рост биомассы. В то же время не следует обольщаться таким «всплес­ ком». Запас трески после же­ сточайшей депрессии только та с существующим бунке­ ром приводит к большим по­ терям пищевой рыбопродук­ ции (до двадцати процентов), что страдает качество сырья, рыба идет с механическими повреждениями. Что обслу­ живание подобных бункеров связано с опасностью для здоровья и жизни моряков. Что все суда данного типа, за исключением БМРТ «По­ волжье», уже переоборудо­ ваны. Реакция судоремонтников однозначна: переоборудова­ ние в настоящее время вы­ полняться не будет. Не за­ планировано. Нет возможно­ сти. Непонятно получается: в мероприятиях, в коллек­ тивном договоре тралфлота, в планах «Севрыбы» пере­ оборудование «Поволжья» значится, а в планах судо­ верфи — не значится. По­ чему такая несогласован­ ность? С 14 мая траулер встал на расширенное меж­ дурейсовое техническое об­ служивание. Время идет — вопрос не решается. Будто на разных языках, без пе­ реводчика. общаются между собой судовладельцы и су­ доремонтники. На верфи сейчас действи­ тельно судокорпусных работ много. Но и об интересах смеж­ ников тоже не нужно забы­ вать. По крайней мере, есть, начал восстанавливаться и продолжает оставаться на низком уровне. Особенно мал в настоящее время нересто­ вый запас, и он является ми­ нимальным за все годы ис­ следований. К тому же надо учесть, что поколения трески 1985 и 1986 годов, по пред­ варительным данным, оце­ ниваются как бедные. В этих условиях регулирование про­ мысла должно осуществлять­ ся при условии строгого со­ блюдения научных рекомен­ даций по объему вылова. В последние годы Поляр­ ный институт неоднократно рекомендовал промышленно­ сти интенсифицировать про­ мысел трески в одном из се­ верных районов Баренцева моря. Запас трески здесь на­ ходится в удовлетворитель­ ном состоянии, ж> явно недо­ используется отечественным флотом. По среднемноголетним данным в этом районе про­ мысел трески нашим фло­ том до 1976 года составлял около 25 процентов от обще­ го улова в Баренцевом море. В последние годы ( 1976— 1986 гг.) добыча рыбы здесь сократилась и не превышает в среднем .10 процентов, что свидетельствует о неудовлет­ ворительном использовании сырьевой базы. Там обитают особи тех же размерно-воз­ растных группировок, что и в южной части моря. Отли­ чительная особенность их — более высокий темп роста. В будущем году ожидает­ ся сохранение удовлетвори­ тельной сырьевой базы на промысле трески, так как вступит в промысел основ­ ная масса рыб средних и богатых по численности по­ колений 1982 и 1983 годов. Э. ЛУКМАНОВ, заведующий сектором про­ гнозирования промысла ПИНРО. видимо, какие-то компро­ миссные варианты. Скажем, один из них: судоремонтни­ ки берутся за переоборудо­ вание «Поволжья», а трал- флотовцы, в свою очередь, анализируют графики буду­ щей постановки судов в ре­ монт и по возможности ис­ ключают из них часть кор­ пусных работ. Это один из путей. Другой — значитель­ ную часть работ по подго­ товке к переоборудованию, по установке подвесного бункера берет на себя сам экипаж судна. Есть, навер­ ное, и иные возможности для решения проблемы. При определенной настойчивости механико-судовой службы тралфлота и при заинтере­ сованном отношении судо­ ремонтников. Пока же мы видим бумаж- ную волокиту — и только. Добровольно взял на себя мис­ сию «толкача» первый помощ­ ник капитана «Поволжья» А. Н. Шабунин. Но все попыт­ ки сдвинуть воз с места не дают результата. Уж больно много на том возу скопилось «входящих» и «исходящих». А судовая партийная органи­ зация крайне озабочена тем, что моряки будут работать со старым бункером и преднаме­ ренно выпускать продукцию пониженного качества. На X X V II съезде КПСС по­ вышение качества продукции было названо ближайшим и крупным резервом. И в этой связи ставится под большое сомнение решение совета ди­ ректоров «Севрыбы» проводить реконструкцию лишь в период капитального ремонта. То есть несколько месяцев экипаж вы ­ нужден будет вырабатывать низкосортную продукцию, санкционированную свыше. В. МИЛЮТИН. яеявяшшшшвяя Запчасть... У ВАЖАЕМАЯ редакция! Прошу извинить за беспо­ койство, но дальше молчать не могу. Наболело. А суть вот в чем — в снабжении судов запасными частями. И хотя много о том говорим, но де­ ло с места не двигается, боль­ ше того, снабжение с каждым годом ухудшается. Сейчас в нашем объедине­ нии междурейсовый ремонт ведут судовые экипажи. Но как и чем «лечить» корабли, если нет гаек, болтов, винтов, шайб, электродов, ацетилена, кислорода, профильного, ли­ стового железа и т. д. и т. п.? Если траулер становится в ремонт на завод, то пока су­ довладелец не поставит зап­ части, ремонтная ведомость не подписывается. Как же быть? Ведь надо не только провести междурейсовый ремонт, но и постоянно под­ держивать оборудование в рабочем состоянии в течение всего периода эксплуатации между капитальными ремон­ тами. А ведь надо, между прочим, еще и рыбу ловить, выпускать из нее нужную про­ дукцию. Заявки, которые регулярно подаются в отдел снабжения, выполняются в лучшем слу­ чае на 30 процентов. Но очень часто в этот процент входят неликвиды, которые годами валялись на складе. Ассортимент их разнообраз­ ный, количество большое, но... никакого отношения к судово­ му оборудованию они не имеют. Зато когда прихо­ дишь в бухгалтерию отдела снабжения с заявкой-требова­ нием, то на ней ставится толь­ ко одна резолюция: «Нет фондов». Но очень хотелось бы узнать: а на какие такие фонды закупается никому не нужное оборудование, которое затем гниет и выбрасывается на свалку? Сколько же денег улетает в трубу! Тысячи! Не буду голословным. Нам прислали предохранители в сборе с арматурой, где со­ держание серебра составля­ ет примерно один грамм. Од­ нако ни по типу, ни по раз­ мерам они нам не подходят. Да разве только предохрани­ тели! На судах проекта В-408 ос­ ветительная арматура рассчи­ тана на лампы дневного све­ та ЛБ-8, ЛБ-20, а получаем для совести ЛБ-13, ЛБ-15, стартеры же к ЛБ-80. Вроде бы, лампы есть, но их... нет. Вместо сигналь­ ных коммутаторных ламп при­ возят лампы совсем другие. В результате автоматика за­ мирает, в бытовых помеще­ ниях — полумрак. Как можно работать при скудном осве­ щении, особенно на рыбо- фабрике шкерочным ножом? Того и гляди останешься без руки... Список хлама, который нам абсолютно не нужен, можно продолжить до беско­ нечности. Это — не исключе­ ние, а правило. Пройдитесь по любому судну и увидите очень много бесполезных предметов, материалов. И кто же из-за этого безо­ бразия страдает? Как ни стран­ но, механики и электромеха­ ники. По приходе (или при­ лете) в Мурманск, несмотря на свои законные отгулы, от­ пуск, они, взмыленные, бе­ гают (зачастую бесполезно) по складам в поисках необхо­ димых запчастей. Хотя в ме­ ханико-судовой службе есть должность группового меха­ ника по снабжению, в обязан­ ности которого входит учет поступления и расхода запча­ стей. Но он практически ни­ когда не знает, какие есть в наличии, сколько их. Вот и приходится бегать самому. Я не о себе пекусь, болит душа о другом — о государ­ ственных интересах, которы­ ми пренебрегают в службах объединения. Кто бы подсчи­ тал, сколько валюты (золота!) мы тратим в инпорту из-за головотяпского снабжения. В то же время большого труда не составляет доставить их из Мурманска. Скажем, в Каль­ яо катушка обмоточного про­ вода стоит 100 долларов, а у нас в Союзе — полтора руб­ ля. Тем не менее, прижатые к стенке, мы вынуждены их по­ купать по бешеной цене. Ина­ че судно , просто-напросто встанет. Что мы имеем в конечном счете? То, что имеем: суда, которые годами не бывают в порту приписки, выжаты как лимон, а проще говоря, доби­ ты до ручки. Н. ЕРМАКОВ, второй электромеханик БМРТ «Владимир Бродюк» объединения «Мурманрыб- пром». игры — и „исходящих" РЫБНЫЙМУРМАН 19сентября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz