Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
• Вечером в пятницу • яшлщДдиуакц т 12сентября 1986 года QTA ИСТОРИЯ глубоко тро- ** нула меня. В районе острова Ньюфаундленд наша научная экспедиция обнару жила горбатого кита, вернее, китеныша, отчаянно бьющего ся в рыболовной сети. Непода леку плавал другой кит, более мощный. Судя по всему, это мать. Она беспокоится, кружит по воде. Говорит с детенышем своим мощным и прекрасным голосом, успокаивает его. Но ничего не может поделать. Лю ди видели, как кашалоты пере резали мощным ударом зубов бечевку гарпуна, вонзивше гося в тело их собрата. А гор батые киты в этом отношении совершенно безоружны — у них нет зубов, а лишь ус, с помощью которого они фильт руют воду, задерживая криль. Кстати, именно этот ус исполь зовали прежде при изготовле нии зонтов. То, чего не может сделать мама-кит, сделаем мы. Наш аквалангист Бернар Дельмот спускается в воду. Китеныш потерял много сил, пытаясь вырваться из запад ни. Его голова и плавники за путались в сети. Видимо, он тащил ее на себе несколько сотен метров, а потом она зацепилась за подводную ска лу, и он больше не мог стро нуться с места. Если его не освободить, он погибнет. Дельмот несколько раз про плыл вокруг него, выяснил для себя, что можно сделать. Ки теныш обеспокоен: ведь он не знает, чего хочет этот чело век, и сознает свою полную беззащитность. Ему страшно. Дельмот рассказывал потом: «Я решил его успокоить, ласко во погладил ему бок и плав ник. Он смотрел на меня неж ным китовым взглядом, таким непостижимым, таним друже ским и таким боязливым, та ким умным и таким загадоч ным, понимающим и вместе с тем отстраненным... Медленно провожу рукой по его голове. Кожа китов очень нежная, буд то бархатная. Вместе с тем она очень чувствительна, не смотря на толстый слой под кожного ?кира. Китеныш понимает мои ла ски и правильно расценивает их как знак доброжелательно сти. Они успокаивают его, он перестает суетиться и дает мне возможность действовать. Я начинаю разбираться в пу танице веревок и петель, режу узел за узлом. Работа, требую щая силы и терпения, ей не видно конца. Потребовалось не менее двух часов для освобождения ките ныша... Перерезав последнюю веревку, связы вавш ую его, обессиленный, валюсь ему на спину. Он свободен, но не ше велится. Он слишком измотан. Даже призывы его матери, ко торые я ясно слыш у в воде, не могут вывести его из оце пенения. Но вот наконец малыш по нял, что может плыть, делает робкую попытну. Я вновь приближаюсь к не му. Он смотрит на меня. Не описуемый миг, когда живот ное, кажется, благодарит свое го спасителя... Я нежно сжи маю один из его плавников. Я глажу его по голове. Я взби раюсь ему на спину. Он по зволяет мне все. Он плывет медленно, потом все быстрее и быстрее, а я сиж у на нем верхом. Я запомню на всю жизнь этот галоп в волнах: китеныш его возраста длиной восемь метров, весящий дю жину тонн, в движении разви вает мощность десяти —пятна дцати диких лошадей... Когда я спрыгнул с него, опьяненный этим незабывае мым родео, молодой кит отве тил своей матери и поплыл в ее направлении. Я вернулся на судно». До наступления ночи кит со спасенным нами детенышем не покидал нас. Они плавали, кружились, выпускали свои фонтаны, выпрыгивали из во ды, делали классическую кито вую «стойку», наблюдая за на ми. Порой, перевернувшись на спину, назалось, аплодировали нам двумя огромными «ручи щами». Ну, как не истолковать это поведение как своеобразный способ поблагодарить нас?! Разве не правда, что они ис: пытывают чувство призна тельности? Большинство диких животных, которых освобож дают из капкана, тотчас же убегают. Киты же остаются, и весь их вид свидетельствует о том, что они сознают, что обя заны нам. Киты очень умны. Порази тельно, но многие млекопитаю щие могут быть признательны, как собаки. А тем более киты, находящиеся на вершине «при родной лестницы». Что касается так называе мых китов-убийц, или касаток, могу сказать, что они никогда не нападали на наших аква лангистов. Однажды мы подо шли к стае касаток. Они оска лились на нас, лишь когда мы начали оказывать слишком много знаков внимания одной из них. Они проявили агрес сивность из ревности. Киты не понимают челове ческого язына. Они, видимо, чувствительны к ласковым и успокаивающим звукам. Вот и все. У китов немного Ерагов. Всего лишь два: касатка и аку ла. Касаткам необычно трудно напасть на взрослого кита или на здорового китеныша: тем никакого труда не составит отогнать их ударом хвоста, а он очень силен. НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ВОЛНЕ У нас на Севере Здесь рано темнеет осенью, Таков уж закон природы. Встречаются люди — с проседью Еще в молодые годы. А старые смотрят молодо: Зовущее море рядом! ГТусть Арктика дышит холодом Все девять месяцев кряду, Пусть скова пурга отчаянно Метет по сопкам лобастым, — Сияние над причалами Полощется флагом красным! Когда же простору синему Кивают белые мачты, То всходят по трапам сильные, £ Уходят в море рыбачить. Трудом здесь каждого меряют. Нет места для всяких нытиков. Есть место у нас на Севере Для подвигов и открытий! В. СИНИ начальник судовой радио станции. На вахте мира Маневры, стрельбы и занятия, И мощь, что резко возросла, — Не отвлеченные понятия, Вполне конкретные дела, Решая их, немногословен Наследник славы и побед. Пусть на ученьях «враг» условен, Но безусловна мощь ракет! От рядовых до командиров, До флотоводцев, знавших бой. Все моряки — на вахте мира, 4 А значит — на передовой! В. МАТВЕЕВ. — ДОСЬЕ ВСЕЗНАЙКИ РАССКАЗЫВАЕТ 9 ЖАК-ИВ КУСТО: «Как мама-кит сказала нам спасибо» М УЗЫ КА НА ТОННЫ После долгих месяцев рассле дования полиции Ф Р Г удалось нанести ощутимый удар по под польным изготовителям по пулярных грампластинок. Во время обыска, проведенного ра зом в Гамбурге, Люнебурге и Каптенкирхене, у «пиратов» было изъято грампластинок об щим весом 50 тонн. ЭЛЕКТРОННЫЙ «ПОДМАСТЕРЬЕ» Швейцарскими инженерами создан робот для музыкантов Женевского симфонического оркестра. Известно, какие труд ности испытывает, например, флейтист, ногда требуется пе ревернуть нотные страницы, а обе руки заняты инструмен том. Специалисты создали пор тативный манипулятор, кото рый подобен третьей руке му зыканта. Ему достаточно на ж ать ногой на педаль, как приводится в действие система рычагов, точно и внимательно перелистывающая ноты. МУЗЕЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК Житель Западной Германии Ганс Имхоф представил на суд зрителей около 4 ты сяч шоко ладок и других шоколадных изделий на выставке в Кельне, которая явилась генеральной репетицией в канун открытия первого в мире музея шокола да, куда войдут более 70 тысяч сладких экспонатов. ЗА БЫ В Ч И ВЫ Й ЧИТАТЕЛЬ В городскую библиотеку аме риканского города Тарисберга (штат Пенсильвания) возвра тилась книга, которую чита тель брал на дом... в 1826 го ду. Книга, выпущенная в 1657 году, представляет свод бри танских законов. Потомок рас сеянного читателя прислал ее по почте, не указав обратного адреса. Эта забывчивость впол не объяснима: за несвоевремен ный возврат редкой книги ему грозил штраф в несколько т ы сяч долларов. Перевод с болгарского С. КРАШАКОВА. КРОССВОРД ИНТЕРЕСНЫЙ КАДР ВС Т Р ЕЧНЫМ к у р с о м Фото Ю. БЕЛОЗЕРОВА. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Один из древнейших духовых музы кальных инструментов. 2. Кратковременное и непериоди ческое поднятие уровня воды. 3. Металлическое приспособле ние для защиты копыта от ме ханических повреждений у ло шадей. 5. Ручной ударный ин струмент. 6. Перерыв между актами сценического представ ления. 8. Музыкальное произ ведение для одного или не скольких инструментов. 9. Драгоценный головной убор. 12. Искусственное оборони тельное препятствие. 13. Лег кая двухколесная повозка с откидным верхом. 15. Кабина аэростата. 16. Порода мелких длинношерстных комнатных собак. 17. Праздный, избало ванный роскошью человек. 18. Помещение для выставок, а также магазин художествен ных изделий. 20. Хлопчатобу мажная или из химического волокна ткань с гладкой бле стящей лицевой поверхностью. 21. Ручное оружие для мета ния стрел. 23. Периодически наступающее физиологическое состояние у человека и ж и вотных. 28. Построение в ше ренге по росту. 30. Промысло вая рыба. 31. Часть света, об разуемая двумя материками. 32. Оптико-механический ин струмент для геометрического нивелирования. 35. Город у подножия Восточных Карпат. 36. Сооружение в виде моста с водоводом. 41. Молдавский на родный танец. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 2. Оби ходное название священника в России. 4. Известный индий ский писатель, общественный деятель. 7. Артистка балета, народная артистка СССР, ди ректор Московского хореогра фического училища. 10. Стиле вое направление в искусстве в X V III веке. 11. Русская мера длины. 14. Перечень каких-ли бо предметов, составленный в определенном порядке. 17. Го род в Литовской ССР. 19. Си стема цветовых сочетаний в произведениях изобразитель ного искусства. 21. Лицо, ко торому присуждена государст венная или международная премия. 22. Столица Венесуэ лы. 24. Горное селение на Се верном Кавказе. 25. Лицо, про фессия которого — оказание юридической помощи. 26. Гео- ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Нафта лин, 9. Молибден. 11. Левко. 13. Фаланга. 14. Клавдий. 15. Кусто. 18. Валчак. 21. Рангун. 23. Регенерация. 28. Канкан. 30. Стайер. 32. Панно. 34. Па латка. 35. Соколов. 37. Трест. 39. Корнилов. 40. Мозамбик. ПО ВЕРТИ КАЛИ : 1. Карна вал. 2. Гаронна. 3. Кишлак. 4, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 36 Рококо. 5. Ниагара, б. Техни кум. 12. «Воскресенье». 19. Чирок. 20. Коган. 21. Рицос. 22. Ньяса. 24. Батальон. 27. Демокрит. 29. Артерия. 31. Та келаж. 32. Патрон. 33. Острог. ПО ИЗОГНУТЫМ ЛИНИЯМ: 8. Твен. 10. Баян. 16. Утро. 17. «Тени». 25. Айва. 26. Овен. 36. Лион. 38. Крем. метрическое тело, образуемое вращением круга. 27. Соревно вание для выявления наилуч ших из числа участников, представленных работ. 29. Препарат для уничтожения сорняков в садах и виноград никах. 31. Советский пи сатель. 33. Доброкачественная опухоль щитовидной железы. 34. Созетский авиаконструк тор. 37. Рабочий объем всех цилиндров двигателя внутрен него сгорания. 38. Элементар ная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. 39. Изменения имени по падежам. 40. Тулуп из овчины. 42. Пор товое сооружение для ремонта судов. Составил К. ПЕТЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz