Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.

Решения XXV11 съезда КПСС-в жизнь! Новаторы Третий механик комсомо­ лец Константин Бобров ра­ ботает на СТР «Клнмовка», трудится на совесть. Его ф а­ милия занесена на судовую Доску почета. Молодой спе­ циалист дорожит своим име­ нем моряка и именем учеб­ ного заведения, которое за­ кончил, — Архангельского мореходного училища. >. На снимке: К. Бобров. Фото JI. Усика. 'ТРЕТИЙ МЕХАНИК * транспортного реф­ рижератора «Эрнст Тель­ ман» Михаил Михайлович Морар внимательно осмат­ ривал вспомогательный дви­ гатель. Вдруг теплая струя жидкости, попавшая на ру­ ку, заставила его насторо­ житься. «Трещина в дюри- те», — определил он. Этот резиновый патрубок, соеди­ няющий две металлические трубки подачи охлаждаю­ щей воды к двигателю, на­ поминал о себе в рейсе каж­ дые два месяца. Доложил главному механику, тот от­ несся к происшедшему спо­ койно: «Готовь к запуску резервный двигатель, да не торопись с ремонтом. По­ пробуем в работе твой ком­ пенсатор». Рационализаторское пред­ ложение третьего механика было несложным. В трубку большего диаметра вставля­ лась трубка поменьше, а в зазор между ними набивал­ ся асбестовый уплотнитель. «Дгорит» заменили на ком­ пенсатор и результат ока­ зался разительным. Вот уже более двух лет на ТР «Эрнст Тельман» не было ни одного случая утечки охлаждающей воды двигателя. Об инициативном, с твор­ ческой жилкой специалисте говорят на флоте, что он родился механиком. Как бы не так... О море знал только по рассказам старшего брата — моряка. В своих мечтах связывал будущую профес­ сию с капитанским мости­ ком. Однако жизнь внесла поправку. Служил в армии авиационным техником. И потому закончил судомеха­ нический факультет МВИМУ, был направлен на «Эрнст Тельман». ...«Hv-ка, объясни, мне по своему заведованию: почему минерализаторная установ­ ка дает только 20 процен­ тов питьевой воды от номи­ нальной мощности?» — в первом же рейсе огорошил новичка вопросом главный механик И. В. Самаркин. Михаил не знал и вынуж­ ден был все свое свобод­ ное время после вахты про­ сиживать над книгами. Глав­ ный не торопил: «Люди установку делали. люди поломали, ну а настоящий механик должен отремонти­ ровать», — внушал он. Наконец наступил день, Вот и приходится механи­ кам каждые 400 часов нара­ ботки двигателя с помощью диаграмм графическим спо­ собом определять его ци­ линдровую мощность. Дело, прямо скажем, непростое. Чтобы обработать девятици­ линдровый двигатель, меха­ ник должен снять с диаграм­ мы 162 значения. Причем на их точность существенно влияют вибрация судна и графическая погрешность. Однажды после пяти часов этой изнурительной работы Михаил заметил характер­ ную особенность у получае- На ТР «Эрнст Тельман» Михаил Морар заслужил уважение экипажа. Он из­ бран председателем судо­ вой группы народного конт­ роля. Конечно, на транспор­ те. который является одним из лучших в управлении «Севрыбхолодфлот», не так уж и много работы у народ­ ных контролеров. Впрочем, нарушения бывают. Взять, к примеру, послед­ ний отход в рейс. Как толь­ ко ТР отошел от причала, народные контролеры сразу же проверили готовность судна к работе на промыс- В ОПТИМАЛЬНОМРЕЖИМЕ когда Михаил смог перечис­ лить все «болезни» установ­ ки. «Ну что ж, голова ра­ ботает, — подвел итог стар­ ший специалист, — теперь дело за руками». Руки то­ же не подвели. С помощью И. В. Самаркина он устра­ нил повреждения. Теперь за сутки минерализаторная установка давала 3 0—40 тонн питьевой воды, и тран­ спорт мог обеспечивать ею промысловые суда. Вот уже пять лет Миха­ ил Морар ходит в море на транспорте. Машинное отде­ ление изучил основательно. Впрочем, к этому его обя­ зывает и должность второ­ го механика. Возьмем, к примеру, глав­ ный двигатель. Насколько важно выбрать оптимальный режим для его работы, го­ ворить не приходится. Пере­ груз увеличивает износ, за­ траты топлива, а при недо­ грузе судно теряет скорость. мых диаграмм, которая по­ зволяла упростить класси­ ческую систему операций. Он решил снять с диаграм­ мы только 9 выбранных им значений. И оказалось, что этого вполне достаточно. Несколько раз делал рас­ четы обоими способами и наконец свои сомнения при­ нес на суд главному механи­ ку. За время совместной ра­ боты И. В. Самаркин не один раз мог убедиться, что его подчиненный — человек творческий. Однако к изы­ сканиям Морара вначале от­ несся с недоверием. Тща­ тельно все проверил и раз­ решил пользоваться новым методом на практике, а о результатах можно судить хотя бы по тому, что эки­ паж ТР «Эрнст Тельман» только в последнем рейсе сберег 84 тонны топлива. Экономии помог выбор оп­ тимального режима работы двигателей. ле. Оказалось, что после вы­ грузки в порту повреждена обшивка в трюмах, не рабо­ тают светильники. При пе­ регрузке рыбы с промысло­ вых судов в море мог возникнуть перерасход кар­ тонной тары и нарушена техника безопасности. «Не успели проверить», — оп­ равдывались старший по­ мощник капитана и электро­ механик. Чтобы в следую­ щий раз успевали, «пропе­ сочили» их через «Комсо­ мольский прожектор». Пять лет работы не про­ шли бесследно для Михаи­ ла Морара. Ои приобрел опыт профессионала и не чувствует себя одиноким в коллективе. Но не обольща­ ется. Впереди у него боль­ шая работа. в. миколюк, инженер ЦПКТБ. структура управления1 ло т б а с с е йн а лодфлот», призванные ре­ шать одну и ту же задачу (вырабатывать рыбную про­ дукцию), как правило, на­ ходятся в разных производ­ ственно-экономических усло­ виях. Вызвано это разной степенью напряженности пла­ новых заданий, невозмож- "нбегью одинаково эффектив­ но разместить добывающие, и производственные суда по промысловым районам, раз­ ной обеспеченностью транс­ портными судами, особенно­ стями ценообразования, не­ одинаковыми возможностями ремонта флота и другими причинами. Во-вторых, три организа- ■ции — это три управления с развитой инфраструктурой. В целях повышения экономи­ ческой эффективности и улучшения руководства про­ изводством их целесообраз­ но объединить и усовершен­ ствовать. В-третьих, автоматизиро­ ванная система управления производством (АСУП) с меньшей затратой средств и «-труда и в меньшие сроки 2#ЗюжеТ быть создана, и с большей эффективностью бу­ дет функционировать в еди­ ной организации, на единой нормативной базе. В самом деле, в послед­ ние годы наблюдалась не­ устойчивая работа рыбодобы­ вающих флотов. В отдель­ ные годы успехов добивался тралфлот, а «Мурманрыб- пром» находился в отстаю­ щих, и наоборот. Несмотря на меры по выравниванию экономических условий, пред­ принимаемые BPIIO «Севры- ба», результаты работы этих организаций, по причинам, в основном не зависящим от трудовых коллективов, ни­ когда не были и не будут одинаковыми. Следующий аспект. С момен­ та создания «Севрыбхолодфло- та» предпринимаются усилия по разработке и совершенство­ ванию цен и тарифов, объек­ тивно учитывающих вклад тру­ довых коллективов в выработ­ ку рыбной продукции и обес­ печивающих эффективную ра­ боту добыцающих, обрабаты­ вающих и транспортных судов. Цель до сих пор не достигнута. Например, в 1985 году из 8 типов добывающих судов, экс­ плуатируемых тралфлотом и «Мурманрыбпромом», 5 срабо­ тали с убытками. В это же время рефрижераторные плав­ базы имели рентабельность свыше 40 процентов, рыбомуч­ ные плавбазы — около 30 про­ центов. Прибыль на одного ра­ ботающего в «Севрыбхолодфло- те» была в 37,2 раза выше, чем в тралфлоте и в 6,1 выше, чем в «Мурманрыбпроме». Приве­ денные различия, наверное, в определенной степени объяс­ няются субъективными факто­ рами, но в основном они обус­ ловлены технико-экономически­ ми условиями (разная отдача от одинаковых трудозатрат), разницей в типах судов и их возрасте, в промысловых райо­ нах, в обеспеченности ремон­ том и другими факторами, не зависящими от трудовых кол­ лективов. Различия в технико-экономи- ческих условиях и, как след­ ствие, разная эффективность производства в новых услови­ ях хозяйствования будут от­ рицательно сказываться на развитии производственной и социальной сферы, в том числе на обеспеченности трудовых коллективов жильем, базами отдыха, лутевнами в санатории и дома отдыха и т. п. Пока никто не может ска­ зать. в какой мере прибыль, фактически созданная на промысловых флотах, вслед­ ствие недостатков в ценооб­ разовании необоснованно ока­ зывается в «Севрыбхолод- флоте». Но приведенные вы­ ше данные о рентабельности, а также тот факт, что выра­ ботка валовой продукции на 1 работающего на производ­ ственных плавбазах «Севрыб- холодфлота» выше, чем в тралфлоте и «Мурманрыб­ проме», позволяют утверж­ дать о наличии такой ситуа­ ции. Создание мощного промыс­ лово-производственного объ­ единения «Рыбный Мурман» (название условное) позво­ лит существенно повысить эффективность управления рыбной отраслью Северного бассейна с использованием ЭВМ. Работая в основном на готовый конечный про­ дукт. это объединение будет иметь •стабильные высокие экономические результаты. Отпадает негативное влияние на конечные технико-эконо- мнческие показатели несо­ вершенных расчетных цен и тарифов, ибо они нужны бу­ дут лишь для внутреннего хозрасчета. В распоряжении предприятия, его производст­ венного коллектива, в срав­ нении с нынешним положе­ нием, будет больше финансо­ вых средств для развития производственной и соци­ альной сфер, ибо в настоя­ щее время добывающие фло­ ты не могут иметь сущест­ венные фонды из-за недо­ статочного объема прибыли, а транспортный флот значи­ тельную часть прибыли пе­ речисляет в бюджет. Кроме того, фонды увеличатся и за счет улучшения фондообра­ зующих показателей. Создание нового объедине­ ния позволит в значительной мере нивелировать влияние на динамику показателя про­ изводительности труда изме­ нений численности промыш­ ленно-производственного пер­ сонала за счет транспортного флота. У противников создания объ­ единения «Рыбный Мурман» может бы ть два довода. Пер­ вый: новое предприятие будет слишком крупным и трудноуп­ равляемым. Второй: производ­ ственные плавбазы и тран­ спортные суда должны также обслуживать суда других орга­ низаций. Действительно, организа­ ция будет крупнейшей в стране. Однако эффектив­ ность управления определя­ ется, в первую очередь, структурой предприятия и •используемыми методами, а не величиной организации. Структура рыбной промыш­ ленности, в том числе и на Северном бассейне, сложи­ лась во времена отсутствия больших электронно-вычис­ лительных машин и автома­ тизированных систем управ­ ления (АСУ) и несомненно требует совершенствования в нынешних условиях. Как показывает мировой и отече­ ственный опыт. АСУ позво­ ляет эффективно управлять крупными предприятиями. В данном случае для разработ­ ки эффективной управленче­ ской системы целесообразно выполнить научно-исследова­ тельскую разработку. По второму доводу. Основ­ ной объем работы плавбаз и транспортных судов будет связан с деятельностью са­ мого объединения. Потреб­ ности других предприятий (Архангельского тралового флота. Беломорской базы гослова и рыбаков-колхозни- ков) можно удовлетворять на основе договоров. Кстати, с точки зрения народнохозяй­ ственных интересов упомяну- ные выше иногородние фло­ ты, поскольку они не могут круглогодично базироваться на порты по принадлежно- ■сти, целесообразно сокра­ щать. По нашему мнению, численность этих флотов можно ограничить мощностя­ ми. необходимыми для обес­ печения готовой рыбной продукцией населения и сырьем предприятий Каре­ лии и Архангельской обла­ сти. Создание объединения «Рыбный Мурман» буДет способствовать этому. А. ВАСИЛЬЕВ, зав. сектором отдела эко­ номических исследований ПИНРО, кандидат экономи­ ческих наук. ш ш ш 12 сентября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz