Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.

К 70'Летию Мурманска (i976' i986iodu) 1976 ГОД 21 Д ЕКА БРЯ. Бюро обкома КПСС обсу­ дило вопрос о работе исполкома Мурман­ ского городского Совета депутатов тру­ дящихся в свете требований XXV съезда КПСС и поддержало инициативу передо­ вых коллентивов по принятию встречных планов на 1977 год и обязательств по до­ стойной встрече 60-летия Великого Октяб­ ря. Среди инициаторов — объединение «Мурманрыбпром». 1977 ГОД 19 Ф Е В РА Л Я . По итогам 1976 года ряд предприятий отрасли признан победителем Всесоюзного соревнования и награж­ ден переходящими Красными знамена ми ЦК КПСС, Совета Министров СССР ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Среди отмеченных этой наградой — Мурманское производст­ венное объединение рыбной промышленно­ сти. • Начала работу фотовыставка «От Мур­ манска до Берлина». 19 АП РЕЛ Я. Пленум обкома КПСС обсу­ дил работу ВРПО «Севрыба» по выполне­ нию постановления ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О мерах по дальнейшему развитию производства, расширению ассор­ тимента, повышению качества рыбной про­ дукции и по улучшению торговли рыбными товарами», соцобязательств, принятых в честь 60-летия Великого Октября и осуще­ ствлению задач X пятилетки. 8—10 ИЮЛЯ. В Мурмансне проходили Дни мира Северного Калотта, в которых участвовали гости из Финляндии, Швеции и Норвегии. 17 АВГУСТА. Атомный ледокол «Аркти­ ка» в 4 часа 00 минут достиг Северного полюса. Мурманчане — жители порта приписки атомохода, первого в истории надводного корабля, вышедшего в эту гео­ графическую точку, горячо приветствова­ ли победу моряков, советской науки и тех­ ники. ж ) 14 С ЕН ТЯБРЯ. Атомный ледокол «Аркти ка» награжден орденом Октябрьской Рево­ люции. 24 ОКТЯБРЯ. Центральная площадь Мур манска (так называемые Пять Углов) пере­ именована в площадь Советской Конститу­ ции. Состоялось торжественное открытие мемориальной доски с новым наименова­ нием площади. 1978 ГОД 20 МАРТА. Исполнилось 60 лет Ленин' градскому военному округу. Воины Мурман ского гарнизона торжественно отметили эту дату. 29 О КТЯБРЯ. Состоялись торжества в честь 60-летия ВЛКСМ. Мурманчане чест­ вовали комсомольцев разных поколений. 13 НОЯБРЯ. В Мурманске начался шести­ дневный Всесоюзный семинар по внедре­ нию опыта судообрабатывающих комплек­ сов в рыбную промышленность. 30 НОЯБРЯ. В Мурманске состоялось со­ брание, посвященное созданию областной организации Союза писателей. 1979 ГОД 12 ЯН ВА РЯ . Состоялась XX IX Мурман­ ская городская партконференция. В резо­ люции по отчетному докладу горкома от­ мечалось: за 3 года X пятилетки в Мур­ манске построены комплекс хлебокомби­ ната, холодильник, заводы «Металлист», железобетонных изделий, шумгизитового гравия, нефтебаза. Атомный ледокольный флот обеспечил круглогодичную навига­ цию в западном секторе Арктики. А П РЕЛ Ь. «Мурманрыбпрому» («Мурман- сельди») — 30 лет. 4 ИЮНЯ. В рыбном порту состоялась торжественная встреча экипажа большого автономного траулера «Капитан Маклаков», победителя соревнования, отмеченного пе­ реходящим Красным знаменем Мурманско­ го горкома КПСС, горисполкома и горкома ВЛКСМ. Среди встречавших была дочь зна­ менитого капитана Валентина Андреевна. 22 ИЮЛЯ. Распахнул двери для покупа­ телей новый универмаг «Волна». 20—25 АВГУСТА. В Мурманске и других городах области находилась делегация Лап­ ландской окружной организации Компар­ тии Финляндии. 19 ОКТЯБРЯ. В Мурманске состоялось торжественное заседание, посвященное 35- летию Победы на Севере. 6 НОЯБРЯ. Коллектив «Мурманрыбпро- ма» досрочно выполнил годовой план. Эки­ паж ППР «Навигатор» начал 25-недельную вахту в честь 110-летия со дня рождения В. И. Ленийа. 1980 ГОД 1-Я Н В А РЯ . Вышел первый номер ежене­ дельника «Рыбный Мурман». * «Севрыбхолодфлот» отметил 15-летне. 15 ЯНВАРЯ. Состоялось заседание бюро обкома КПСС, на котором обсуждена рабо­ та Мурманского рыбокомбината по разви­ тию производства, расширению ассорти­ мента и повышению качества выпускаемой продукции. 10 Ф Е В Р А Л Я . Состоялись выборы в Вер­ ховный Совет РСФС Р. Среди кандидатов — матрос «Мурыанрыбпрома» В. А. Лисой. 21 Ф Е В Р А Л Я . Состоялось торжественное собрание, посвященное 60-летию областной газеты «Полярная правда». МАЙ. Крейсеру «Аврора» — 80 лет. Ле­ гендарный корабль не раз посещал порт Мурманск. 10 ОКТЯБРЯ. Пленум Мурманского гор- нома партии обсудил задачи парторганиза­ ций по повышению производительности т Р У Д а на промышленных предприятиях го­ рода. г о щ , г о ш ц ш и ! Десятилетие ВРПО «Севрыба» Начало последнего десятилетия — время коренной перестройки рыбной промышленности страны. В 1976 году осуществлен перевод Северного бас­ сейна на трехзвенную систему управ­ ления: Министерство рыбного хозяйст­ ва СССР — Всесоюзное промышлен­ ное объединение — производственное объединение, предприятие. Во втором квартале 1976 года на базе главка «Севрыба» было создано Всесоюзное рыбопромышленное объе­ динение Северного бассейна «Севры­ ба». В состав его были включены Ар­ хангельское и Карельское производ­ ственные объединения рыбной промыш­ ленности. Приказом министра был утвержден перечень предприятий, вошедших в состав ВРПО, среди них рыбообраба­ тывающие, судоремонтные, снабженче­ ские и сбытовые, строительно-монтаж­ ные, транспортные, торговые, проект­ но-конструкторские, учебные. Объединению «Севрыба» стали под­ чиняться траловый флот, морской рыб­ ный порт, «Мурманрыбпром», «Севрыб­ холодфлот», судоверфь, рыбообраба­ тывающий комбинат, управление про­ мысловой разведки и ряд других пред­ приятий и организаций. Перед рыбаками были поставлены серьезные задачи по увеличению до­ бычи рыбы, выпуску пищееой рыбной продукции, расширению ассортимента и улучшению качества рыбных товаров. Коллективы рыбопромысловых фло­ тов, рыболовецких колхозов, береговых предприятий провели значительную ра­ боту по перестройке производства, преодолению трудностей на промысле, вызванными введением в 1977 году большинством капиталистических госу­ дарств 200-мильных экономических зон и потерей традиционных районов лова. В короткие сроки были найдены и освоены новые районы и объекты про­ мысла. Флот пополнился новыми судами ти­ па «Горизонт», «Баренцево море», БМРТ, СРТМ, снабженными современ­ ным навигационным и поисковым обо­ рудованием. Труженики Севера досрочно завер­ шили выполнение плановых заданий десятой пятилетки по добыче рыбы и выпуску товаркой продукции. По срав­ нению с девятой пятилеткой при уве­ личении общего объема производства на 12 процентов выпуск рыбных кон­ сервов увеличился на 77 процентов, а балыков, копченой, сушено-вяленой продукции — в 2 раза. Дальнейших успехов добилась рыб­ ная промышленность в годы прошед­ шей пятилетки. В ноябре 1985 года тру­ женики отрасли завершили выполнение пягилетнего плана по добыче рыбы и морепродуктов. Это — результат са­ моотверженного труда рыбаков Мур­ манского тралового флота, производ­ ственного объединения «Мурманрыб­ пром», Мурманского рыбакколхозсою- за и их смежников. Северяне справи." лись с заданиями по реализации то­ варной продукции, росту производи­ тельности труда. По сравнению с на­ чалом пятилетки выпуск филе и кули­ нарных изделий увеличился в 1,4 раза. Трудовыми подарками встретили ры­ баки Мурмана XXV II съезд КПСС. Е. ФЕДОРОВА, археограф госархива Мурманской области. Наша анкета 1. Чем был и остается в вашей судь­ бе Мурманск — город, рожденный Ок­ тябрем? 2. Какой период в вашей жизни наи­ более тесно связан с историей развития столицы Советского Заполярья? 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в гйд 70-летия Мурманска? 4. Каким вы видите будущее города- героя Мурманска? К полюсу! Т О Т П А М Я Т Н Ы Й Р Е Й С Отвечает капитан Мурманского рыб­ ного порта кавалер ордена Ленина Дмитрий Яковлевич КАЛЮ ГИН . ЧУВСТВО ГОРДОСТИ 1 . Благодарен славному орденонос­ ному коллективу тралового флота — он помог моему становлению, оказал вме­ сте с жителями города большое дове­ рие, избрав в 1962 году депутатом Верховного Совета СССР. 2. Практически вся моя трудовая жизнь с 1950 года, когда я закончил мореходное училище, связана с раз­ витием Советского Заполярья, а кон­ кретнее — с развитием его рыбной отрасли. Не скрою, сознание причаст­ ности к этому вызывает чувство гордо­ сти. 3. Навсегда ■ моем сердце сохранит­ ся глубокая благодарность замечатель­ ным людям: бывшему начальнику мо­ реходного училища Ивану Алексеевичу Хабалову, капитанам Владимиру Ивано­ вичу Суворову, Николаю Федоровичу Перминову, Павлу Алексеевичу Задори­ ну, оказавшим на мое формирование, как человека и специалиста, глубокое влияние с присущими им справедли­ востью, высокой культурой, профессио­ нализмом, преданностью своему делу и чувством долга. 4 . Я верю: будущее города-героя Мурманска, его слава и процветание будут не меньшими, чем в прошлом и настоящем, и он останется базой фло­ тов рыбной отрасли. Если бы мне тогда, ■ августе семь­ десят седьмого года, сказали, что моя морская биография начнется именно с легендарного похода к Се­ верному полюсу, я бы, наверное, не поверила... Жила я обычной жизнью. Дом, ра­ бота, подруги, книги. Ничего особен­ ного, если не считать того, что я про­ сто грезила суровыми льдами Арктики, кораблями, белыми медведями. Ро­ мантика виделась такой, какой может видеться только в юности! Маленькое объявление в «Полярной правде» решило мою судьбу. Поступи­ ла на курсы в ГПТУ № 4. Окончила. Зачислили в штат атомного ледокола «Арктика». И вот первый рейс... Проводы были самые обычные — без грома оркестра, без напутствен­ ных речей, не все, в том числе и я, даже знали, что рейс — особенный. Только через трое сугок плавания, ве­ чером 12 августа, когда мы встрети­ лись с атомоходом «Ленин», стало из­ вестно всем — мы идем к Северному полюсу! Можно быть очевидцем великого исторического события и в то же вре­ мя не осознать до конца, внутренне, что ли, не прочувствовать значение происходящего. И вдруг в какой-то момент приходит понимание. Сразу. Помню, как все прильнули к иллю­ минаторам. Ничего не увидели, кроме белого, холодного безмолвия. Мне да­ же стало как-то не по себе, неуютно, что ли. Лишь когда наступил самый главный момент — торжественный ми­ тинг в честь большой победы советских моряков, всеобщее волнение и восторг захватили всех. ...Когда от трибуны к флагштоку, ■ абсолютной тишине, неторопливо шел капитан Юрий Сергеевич Кучиев, бе­ режно держа в руках древко знамени, под которым отважный русский моряк Георгий Седов выступил в поход к по­ люсу более шестидесяти лет назад, — наверное, все мы в тот момент испы­ тывали волнение и гордость за нашу страну. Я перебираю старые фотографии то­ го памятного рейса... Сколько интерес­ ных, добрых, умных людей мне при­ шлось встретить. Многие из них до сих пор продолжают трудиться на «Арктике» (ныне — «Леонид Брежнев»). Александр Николаевич Таранов, Анато­ лий Александрович Фишкин, Лидия Николаевна Александрова, Валерий Михайлович Лосев, Игорь Михайлович Плужников, всех не перечислишь. Они, как и я, остались верны своей «Аркти­ ке». Не берусь судить о других, но для меня тот первый рейс предопределил многое, если не все. Да, я не могу похвастаться, что в моей жизни за прошедшие девять лет произошло что-то особенное, значительное. Ниче­ го этого нет. Обычная работа, обычные рейсы — порой очень трудные, долгие. Должность дневальной чересчур скром­ на и прозаична на фоне всего много­ численного экипажа штурманов, меха­ ников, гидрографов — и все же у ме­ ня никогда не возникало ощущение неполноценности, заурядности своей профессии, наоборот, я всегда чувст­ вовала себя частичкой — пусть совсем крохотной — большого, сильного кол­ лектива людей, которых объединяет одно нужное, интересное дело. Инте­ ресное и трудное одновременно. Не­ правда, что в Арктике легко. Говорят, что, мол, кругом одни льды, но есть ледокол, большой, теплый дом, где можно нормально работать, смотреть» кино, слушать музыку, даже париться в сауне, словом, пользоваться всеми бла­ гами берега, и все же Арктика есть Арктика, лед есть лед. Нелегко. Осо­ бенно в рейсе к полюсу. Как работа­ ли атомщики, надо было видеть. Не знал отдыха вертолет-разведка. Инженер-гидролог Валерий Михайлович Лосев с борта МИ-2 постоянно сооб­ щал о ледовой обстановке. На «Арк­ тике» работал с начала постройки, еще с Балтийского завода. А наши ра­ дисты работали на связи почти непре­ рывно. Евгений Николаевич Метелкин, начальник радиостанции — прекрасней­ ший человек, специалист отменный. Его даже называют настоящим «сом эфи­ ра. Так оно и есть. С особой теплотой вспоминаю инже- нера-электронавигатора Александре Георгиевича Тамбургера. Мой город — город моряков. Про­ воды и встречи — дело обычное. К этому привыкают за долгие годы пла­ ваний. Я тоже привыкла. Но каждый раз, когда я возвращаюсь из рейса, состояние души моей не поддается описанию. У меня два дома — моя «Арктика» и мой Мурманск. И. 5УКАШИНА, буфетчица атомохода «Леонид Бреж- жтушатааамвчини ми нinn ни « ш ввиьятаиж м мс^лзааемюдаяюя Еэамям 3 октября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz