Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
• Мораль и право* = Т РИ уголовных дела, три пре ступления, похожих по сзоей сути, как близнецы-тройняшки. Огово рюсь сразу — тут не будет зверских грабежей, преследований и прочих ак сессуаров детективного жанра. Здесь куда проще и обыденней. Преступники шли к этим уголовным делам всю свою жизнь, постепенно формируя свое сознание, подгоняя свой образ жизни под совершенные преступления. Итак, дело N9 1. Соколова Лидия Ивановна, 1940 года рождения, без оп ределенного места жительства (можно называть бомж или «бич» — суть од на), занятий, ранее судима шесть раз за проживание без паспорта или без прописки, дважды судима за бродяж ничество. Последний раз из колонии освободилась 21.12.82 г. До последнего суда, состоявшегося 15.01.85 г., как уже говорилось, не работала, жила на сред ства матери, сестры, двух сожителей, переходя от одного к другому, но больше жила у первого, назовем его Петр Петрович. Соколова трижды за держивалась приемником-распредели телем ГОВД, дважды выходила из не го с направлением на работу, но оба раза до отдела кадров нч доходила. После третьего задержания отправилась прямо в колонию все с той же 209 ст. УК РСФСР, т. е. за попрошайничество, бродяжничество или ведение иного па разитического образа жизни — так трактуется официально эта статья. Начать работу Соколову уговаривали не только сотрудники милиции, но и сестра, и мать, и сам Петр Петрович, он «даже выгонял ее, не пускал, но она приходила снова, сидела под дверью и тихо плакала», и Петру Пет ровичу приходилось впускать ее в дом. В конце концов, Петр Петрович однаж ды утром проснулся и не обнаружил рядом своей подружки. Тогда он понял, что ее забрали в милицию. И Петр Петрович в своем объяснении горячо пообещал: «Соколову больше не буду содержать никогда!» А чем же сама Соколова объясняет свое тунеядство? А очень просто: «Не кочу работать и все». Да и, согласитесь, трудно привыкать к труду, если 19 лет не работала, хотя более 10 лет находи лась в колонии, где должны были ее исправить, зажечь в ней трудовой энту зиазм. Но вот какая стойкая женщина оказалась: не смогли ее переубедить суровые люди в погонах. Дело № 2. Кирьянов Николай Влади мирович, 1950 года рождения. Его тру довой путь: 12 раз сменил место ра боты, подолгу не задерживался нигде. Причина почти всех увольнений — про гулы. В 1981— 1982 годах он не работал 8 месяцев, было возбуждено уголовное дело, так как вел паразитический образ жизни. 19.04.82 г. он устраивается на тарный склад, суд же состоится 26.04.82 г. Суд гуманно решает: «уго ловное дело дальнейшим производст вом прекратить, т. к. в настоящее вре мя Кирьянов Н. В. трудоустроен и мо жет быть исправлен мерами обществен ного воздействия». Как же отнесся Кирьянов к решению суда? А вот как: уже через три меся ца его уволили за прогулы, и 28.1.85 г. он был осужден народным судом по влополучной ст. 209 УК РСФСР. Дело Не 3. Варанкин Виктор Ивано вич, 1935 года рождения, трижды су дим по ст. № 209. Последний срок на казания закончился 18.8.84 г. Не ра ботал. Из его объяснения: «Существую (!) и питаюсь на средства жены, хотя денег она на водку не дает. У меня взрослые дети, и я у них брал не больше рубля. Стеклотару не собирал и не сдавал». Нужно сказать, что ж е на — бывшая — долго не соглашалась его прописать, потом сжалилась, пропи сала. Она показывает: «Деньги требу ет, но я не даю, пьет на средства слу чайных знакомых, которые посылают его за спиртным, затем пьют с ним. Пустую посуду он сдает и пропивает». Дочь: «Отец приходил к нам. Я иног да просила его сходить в магазин за продуктами. Сдачу он никогда не от давал». Заключение нарколога: «Со вкусом спиртного познакомился в 9 лет, зло употребляет алкоголем с 20 лет, пере нес четыре белых горячки, находился в ЛТП, продолжает злоупотреблять спиртным. Выносливость к алкоголю снизилась, пьет дробными дозами, бы стро засыпает, сформировалась физи ческая зависимость от алкоголя, упот ребляет суррогаты, алкогольная дегра дация личности. Диагноз: хронический алкоголизм третьей стадии». Вот три житейские трагедии, три сгоревших костра человеческих судеб. Причина одна — тунеядство и пьянст во. Кстати, у первых двух тоже хрони ческий алкоголизм. Не работают, по тому что пьют. Пьют, потому что не работают. Такой вот прочный пороч ный круг. Эта проблема беспокоит обществен ность, ею занимаются сотрудники ми лиции, работники суда и прокуратуры, медики. Решить ее нельзя кавалерий ским наскоком— уж очень она много гранна, много нюансов имеет, хотя суть столь разноликих виновников при чины ее возникновения одна — неже лание работать. А. О. Лукьянов, председатель Канда лакшского городского народного суда: — Проблема бродяжничества и ту неядства неоднозначна. Во-первых, мы сами создаем предпосылки для ее су ществования. Начнем с того, что бро дяге нужно где-то спать, особенно в холодное время года, и для него лю безно распахнуты двери подвалов и вкладов, если у него нет средств к существованию. (Но средств у них дей ствительно нет, а они существуют!). Трудно вести учет за сдачей грибов, ягод, особенно стеклотары. Да и вооб ще, сколько надо сдать бутылок, что бы это считалось общественно полез ным трудом? Одну, десять, сто? Сколь ко нужно денег для прожиточного ми нимума? У нас норм нет. Кто такой бродяга? Это лицо, не имеющее постоянного места жительст ва и прописки. Тунеядец прописку име ет, но не имеет места работы. Да, они существуют. Существуют за счет уже сказанного, кроме того, воруют, бра коньерствуют, убивают домашних птиц и животных. В том виде, в каком они есть, — би чи для общества бесполезны, даже опасны. В чем наша работа с ними? Ну, вот один из аспектов: у бродяги нет документов. Мы обязаны его пас портизировать. Мы это делаем, при том для них бесплатно. Посылаем за прос туда, где он последний раз был, собираем множество других докумен тов. Мы выдаем ему паспорт, трудоуст- чердаков. Это на совести домоуправ лений. Кроме того, их сердобольно пу скают сожительствовать. Далее, бродя ге нужно одеваться и питаться — род ственники, знакомые и просто прохо жие дают ему старую одежду, еду, деньги. Во-вторых, существующие юридиче ские законы позволяют так называемо му бичу обходить их, выискивать ла зейки. Сбор грибов и ягод, сдача стек лотары являются общественно полез ным трудом. Возможность сожительства: один че ловек прописывает на своей жилпло щади другого, не находящегося с ним ни в каком родстве. Если жилая пло щадь удовлетворяет нормам, закон эту акцию позволяет и, более того, за прещает отказ в прописке. В-третьих, бродяге сложно трудоуст роиться. Администрация предприятий под разными предлогами старается от казать ему в работе. Руководителей можно понять, так как это почти всег да плохой работник — работать-то он не привык и не хочет. А исправить его может только труд, общественно полез ный труд. Откуда берутся? Виноваты воспита ние, среда, окружение, уровень жизни. Мы стали жить хорошо, и нам не жаль выбросить старые, но еще целые туф ли, а бродяга их подберет, не жаль дать ему 20—30 копеек. На мой взгляд, есть возможность (неполно, конечно) решить проблему — воспитательно-трудовые профилак тории, где бичи занимаются общест венно полезным трудом. В некоторых городах ВТП существуют, эта практика себя оправдывает. Другая возможность — при каждом ОВД создать хозрасчетные отделы, где будут содержаться эти лица различные сроки, и выводить их на работу на предприятия. Ибо, еще раз повторяю, исправить их может труд, труд и толь ко труд. Об этом же мы беседовали с заме стителем начальника Кандалакшского городского отдела внутренних дел А. П. Лазуровичем: — Очень мягок закон, применяемый к бичам. Он позволяет им четыре ме сяца в году не работать. И лишь после этого мы можем привлекать их к уго ловной ответственности. Если он физи чески здоров, не имеет денежных раиваем. Но он заявляет, что хочет жить и работать, предположим, в Бар науле. Мы обязаны выписать ему про ездные документы, выдать деньги на питание до Барнаула. А он выходит а соседней области, продает проводнику билет и снова «бичует» до очередного задержания. К сожалению, у нас нет в этом плане преемственности в рабо те между милицией соседних областей. А надо бы передавать его со станции на станцию, проверять его продвиже ние до пункта назначения. Как правило, все бичи имеют за долженности за пребывание в медвы трезвителе, за алименты. Короче, этот контингент не только не приносит пользу государству, а является его по стоянным должником. Секретарь Кандалакшского гориспол кома Л. И. Маслова: — Милиция сетует на то, что сложно доказать паразитический образ жизни тунеядца. Например, у него больная мать, он не работает, пропивает ее пенсию, но считается, что занимается уходом за больным человеком. С категорией подобных людей мы сталкиваемся в основном при их тру доустройстве. Как правило, это лица судимые. У нас есть список осужден ных в настоящее время. ГОВД направ ляет нам сообщение, что в скором времени из колонии освобождается имярек. Мы заранее ищем ему место работы. На предприятии за ним за крепляется наставник, шеф. На наблю дательной комиссии мы заслушиваем руководителей, как у них ведется ра бота с этими людьми. Другими слова ми, то, чем мы занимаемся, является профилактикой бродяжничества. Чтобы не было отказов в трудоустройстве, в направлении на работу указывается сле дующее: «Исполнение решения наблю дательной комиссии обязательно». Но наши подопечные с предприятий очень скоро уходят, и мы их теряем из поля зрения. Некоторые из тех, кто освобождает ся из колонии, имеют инвалидность, заболевания, препятствующие трудо устройству. Таких людей мы направля ем в Дом для престарелых и инвали дов. Ну, вот видите, сколько хорошего де лается для бродяг и тунеядцев. Да только они не замечают этого или не хотят замечать. А что же думают обо всем этом исследуемые? Одна 27-летняя дама, четырнадцать месяцев не работающая, презрительно процедила мне: «Да что вы в душу лезете? Что вам надо? На доели все. Отстаньте, вы мешаете нам жить НОРМАЛЬНО». Другой, с уже седыми висками, рас суждал не так категорично. Он непо нимающе смотрел на меня, дескать^ почему это он ненормально живет? 47 лет прожил, было нормально, а теперь нет. А за эти сорок семь лет было все: и развод, и ЛТП, и колонии. И это, по его мнению, — нормально. Как бы ни были различны все эти бичи, их объединяют более или ме нее постоянный район обитания, отсут ствие собственности, семьи, алкого лизм, непонимание необходимости тру да. Все они на мой вопрос: «Как вы считаете, труд в чашей стране добро вольный или обязательный?» едино душно отвечали: «добровольный», т. е. хочу работаю, хочу нет. Или вот, например, в марте 1984 го да из ЛТП выходит здоровый 30-лет ний мужчина, живет с семьей, не ра ботает, объедает детей и а мае 1985 го да вновь отправляется туда же, в ЛТП. Сам он объясняет это так: «Мы с ж е ной решили, что так выгоднее, если она будет работать, а я — по хозяй ству дома». Выгоднее для кого? Дп% общества? Для семьи? Для него? Самое интересное, что привлечь к ответственности за тунеядство обоих этих, с позволенья сказать, мужчин нельзя: оба жили на средства родст венников, что не является нарушением закона. Первому мать ежедневно дава ла три рубля на «опохмелку», второго кормила жена, которая и сама была не прочь выпить. Как назвать образ жизни 20-летней девушки, уехавшей со своим знакомым в Грузию? Там она жила четыре года у него на содержании, в октябре про шлого года приехала в родной город, чтобы впервые получить паспорт. Три года назад работники милиции открыли в районе городской свалки поселение бичей — теплые землянки, бурты для хранения овощей, емкости с брагой. Откуда брали? А добренькие руководители, вместо того, чтоб везти «некондицию» в свиноводческий сов хоз «Заря», машинами отправляли не- сбереженные овощи и фрукты пряме хонько на свалку. А там уже ждала «бригада». Тщательно перебрав, отсор тировав, запасалась на зиму. (Да не пришлось им перезимовать...) Не гну шались «поселенцы» и объедками кол басы, хлеба и супы варили из уже вываренных костей. Сдавали бутылки, найденные на свалке. На выпивку хва тало. Да еще «самтрест» — бражка. Весело жили! Конечно, затрагивать, высвечивать проблемы легче, чем решать их. Что могу предложить я? Может быть, уже сточить законы, строить больше воспи тательно-трудовых профилакториев, от крывать при ГОВД спецотделы. Что-то делать нужно, ведь бичи обкрады вают нас. Это из-за них мы недодаем тонны стали, кубометры газа, центнеры хлеба, тем более что сами они поль^ зуются всем этим. ^ Это они, когда стемнеет, как мыши, возятся в подвалах и на чердаках, укла дываясь на ночь поудобнее. Это они темными тенями ходят меж ду нами, особенно не беспокоясь и не боясь, — не пропадут. Один мой зна комый говорил: «Я сельдь-беломорку не ловлю — покупаю коробку одеко лона «Сирень» за 9 руб. 60 коп, еду на дамбу — есть у нас такое место — и меняю одеколон на селедку. Беру сколько надо. Бичи там селедкой промышляют. Однажды отвез им два кило сала, вот уж довольны были! Где уж им пропасть с такой заботой о них. В этой проблеме есть еще одна сто рона: предположим, мы найдем какое- то чудесное средство, бичей повсе местно не будет. Но как сделать, чтоб они не появлялись вновь, не вырастали из сегодняшних школьников? Средство одно: не быть равнодушны ми, не проходить мимо нашкодивш#;- > первоклашки, отнять сигарету у юнЪ^У под жесткий общественный контроль трудового коллектива взять прогульщи ка... Многие наши беды происходят не от каких-то там пережитков, а от позиции: моя хата с краю... О. БУНДУР, г. Кандалакша. Рис. А. ЗАЙЦЕВОЙ . 31 октября 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz