Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
Безопасность мореплавания Исполнительская дисциплина ШТУРМУЯ ПИК АВАРИЙНОСТИ 30 апреля нынешнего года произошла посадка на мель БМРТ «Леонид Елькин». Слу чилось это на вахте второго помощника капитана Л. Л. Старцева. Разумеется, в его распоряжении были все элект- рорэдионавигационные при боры вплоть до спутниковой аппаратуры. Однако штурман даже элементарную навигаци онную прокладку не вел, не говоря уже о том, чтобы учесть погрешности аналити ческого счисления данных со спутника или использовать карту более крупного масшта ба. Да хотя бы визуально оп ределился... А через пять месяцев, 25 сентября, капитан СТМ «Мар та Арендзее» В. А. Ермашов решил провести траление в бухте Орловка. Однако согла совать с начальником пром- района свое решение он не счел нужным. Судно с тралом должно было пройти вдоль берега бухты на расстоянии менее двухсот метров и раз вернуться на 180 градусов. «Учет инерционных характери стик траулера, анализ реакции тралового комплекса на суд не при маневрировании в стесненных условиях, расчет показаний радиолокационной станции — все эти премудро сти не для нас», — решил Ер машов. Даже проверить по карте место своего судка здесь сочли излишним. И по садили траулер на мель. Примечательно, что оба эти случая произошли в условиях хорошей погоды, отличной видимости, то есть объектив ные обстоятельства ни при чем. А что же тогда ожидать от осенне-зимнего периода? И действительно, в это время аварийность по вине судово дителей составляет 57 процен тов от общего количества случаев. Пик ее приходится на январь, февраль, март, а вот в декабре она — ниже среднего уровня. Дело здесь, видимо, в том, что предприня тые на флотах меры профи лактики аварий настораживают судоводителей. Но со време нем бдительность притупляет ся, взамен появляется само уверенность, этакая бесшабаш ность. И, естественно, резуль тат не замедлит сказаться. На сегодняшний день разра ботано достаточно рекоменда ций, выполнение которых, ка залось бы, должно исключить аварийность. И по-прежнему основное требование — повы шение теоретической и прак тической подготовки команд ного состава, высокая органи зация службы на судах и четкая отработка с экипажем методов борьбы за живучесть судна — остается главным. По-видимому, немалую роль в снижении уровня аварийно сти должны сыграть метод си стемного анализа и выдача службам мореплавания реко мендаций. Этим занимаются работники ЦПКТБ. Суть нового метода в сле дующем. Данные так называе мых аварийных карточек и актов инспекторских проверок накапливаются в ЭВМ. Маши на, анализируя статистические сведения, выдает информацию о том, какие аварии наиболее характерны для того или ино го месяца. Разумеется, такая информация насторожит су доводителей, заставит их за острить внимание на предпо сылках возможных аварий. Правда, пока еще этот ана лиз находится в стадии раз вития, но по мере накопления материала рекомендации ста нут более целенаправленными и эффективность их возра стет. А самое главное: систе ма учета из информационно справочной должна превра титься в управляющую, что, несомненно, благотворно ска жется на уменьшении коли чества аварий. Весьма полезной станет но вая система и для береговых специалистов, ответственных за подготовку судна к рейсу. П. ВИНОГРАДОВ, заместитель начальника от дела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба». Официальный отдел К зиме—во всеоружии 17 октября в ВРПО «Севрыба» состоялось совещание по безопасности мореплавания. Его вел исполняющий обязанности начальника ВРПО Э. К. Наумов. В совещании приняли участие начальники флотов, их заместители по мореплаванию, главные инженеры. Обсуждались вопросы подготовки судов к работе в осенне-зимний период, намечались пути, ведущие к снижению аварийности на море. В ходе подготовки к зиме комиссии ВРПО «Севрыба» проверяли суда, стоящие в порту, а на промысле проверкой занимались флаг манские специалисты. Их интересовало соблюдение моряками требований нормативных документов, органй зация работы судовых служб, техническое состояние судовых механизмов и т. д. Особое внимание проверяющие уделили проведению учений экипажей по борьбе за живучесть судна и отработке действий по сигналу «Ура ган». После обобщения итогов работы комиссий будут определены дополнительные меры, на правленные на предотвращение аварийности. Спутник принимает «СОС» Ш Я ... ' ' л » iSfcXxS:*-: ' ' ¥ ' я I Ш 1 й Р * Л.' * ' , . . ". V--XV,v> • В Дальневосточном морском пароходстве на чала действовать система КОСПАС-САРСАТ, с помощью которой можно быстро определить точные координаты судов и самолетов, терпящих бедствие. Через антенны спутниковой связи аварийные сигналы поступают на пункт приема информации Дальневосточного морского паро ходства. Полученные наземной станцией данные обрабатываются на ЭВМ, и сообщение о точном месте аварии моментально передается в Поиско во-координационный центр СССР в Москву. Сигналы о бедствии выдают спутнику автома тически включающиеся аварийные радиопередат чики или радиобуи, установленные на судах и самолетах. В организации международной систе мы поиска, кроме СССР, принимают участие США, Франция и Канада. НА СНИМКАХ: антенны спутниковой связи « слушают» эфир. Фотохроника ТАСС. Как сообщили редакции из отдела мореплава ния, связи и электрорадионавигации ВРПО « Сев- рыба», в течение X II пятилетки такие радиопе редатчики и радиобуи будут устанавливаться и на судах Северного бассейна. 1/АЖ ДЫИ ГОД «Севгос- *» рыбфлотинспек ц и я» проводит проверку готовности судов к работе в осенне-зим ний период. К сожалению, нынешняя сентябрьская про верка дает основания для тревоги. * * * Мурманский траловый флот. На Б АТ «А лександр Торцев» и БМ РТ «Бело- морьс» планы мероприятий составлены формально, в них не учтено, что суда бу дут долго стоять в ремонте. Р азв е судовые специалисты не знали, что при выведении и з эксплуатации судна на до продумать дублирующие мероприятия — подключе ние к береговому отоплению и освещению , замену воды на антифриз в системе ох лаж дени я двигателей, где это предусмотрено заводской инструкцией, и т. д.? Тем более непростительна так ая «забывчивость» эки пажам БМ Р Т «Верхояны» и «В алдай», которые тоже стоят в ремонте, поскольку у этих судов паровые котлы в нерабочем состоянии. Од Не повторять чужих ошибок Легко летом—тяжело зимой нако о том, чтобы спланиро вать работы по предотвра щению разморозки механиз мов и систем, здесь и не подумали. На ПСТ «Кижи», «Рыбак Заполярья», «Двуреченск» готовность их к зиме прове ряли групповые специалисты береговых служб. Но, о к аза лось, проверяли формально: в акте нет ни даты, ни за ключения комиссии, некото ры е мероприятия отмечены как выполненные, хотя это совсем не так. Председа тели этих комиссий Г. А. Кангородов и А. В. Григорь ев, подписывая акты , поче му-то не обратили на это внимания. На ПСТ «Землянск» (проверка проводилась 11 сентября) по заведованию старшего механика вообще никакой подготовки к зиме не проводилось. В объединении «Мурман- рыбпром» на некоторых су дах даж е не было планов мероприятий: БМ РТ «П лу тоний», «Высоковск», СТР «Климовка». Причем на по следнем отсутствовал и при каз «Мурманрыбпрома» о подготовке к осенне-зимнему периоду. На PC «Задонск» доку менты приготовили загодя и в судовом акте даж е даты проставили: «выполнено 1 октября», а проверка была 19 сентября. Хотя на этом судне трубопроводы в систе ме охлаждения забортной водой вспомогательных ди зель-генераторов имеют сви щи, в нерабочем состоянии система объемного пожаро туш ения (протечки сжатого воздуха в арм атуре). Слу чись пожар — тушить нечем. Но чувствовалось особой готовности и на плавмастер- ской «Р езец »: кранцевая за щ ита у плавпричала № 2 не обеспечивает безопасную стоянку судов. У вахтенного штурмана не было инструк ции по действиям при полу чении сигнала «Ураган». А вопрос о предъявлении плав- мастерской Регистру реш ает ся с февраля! В Беломорской базе гослова на траулерах «Оле- ма» и «Повеиец» вообще считают, что при стоянке в порту можно и не готовить ся к плаванию в осенне-зим ний период, вот выйдем в море, там, .мол, и разберем ся, что к чему. Не проявляет особого бес покойства и руководство «Севрыбпромразведки», по скольку нз пяти проверен ных инспекцией судов ни на одном полной готовности не чувствовалось. Так, на траулере «А якс» выполнена лишь пятая часть мероприя тий, а на БМ РТ «Николай Куропаткин» к подготовке еще и не приступали, по скольку ни приказа о созда нии судовой комиссии, ни плана мероприятий прове ряющим почему-то не пока зали. На траулерах «Обва» и «Ходыженск» решили бле снуть формализмом и очко втирательством. На «Обве», видимо, забыли, что судну предстоит ремонт, а на «Хо- дыжднеке» настолько пере усердствовали, что заплани ровали даж е то, что не име ет отношения к работе в осенне-зимний период. В Мурманской межколхозной базе промыслового флоъ* > Архангельского рыбаккол- хозсоюза при разработке ме роприятий на судах забыли про подготовку людей. Э. ФАТЕЕВ, заместитель начальника «Севгосрыбфлотинс п е к- ции». 31 октября 1986 года ишнашдиШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz