Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.

Безопасность мореплавания Исполнительская дисциплина ШТУРМУЯ ПИК АВАРИЙНОСТИ 30 апреля нынешнего года произошла посадка на мель БМРТ «Леонид Елькин». Слу­ чилось это на вахте второго помощника капитана Л. Л. Старцева. Разумеется, в его распоряжении были все элект- рорэдионавигационные при­ боры вплоть до спутниковой аппаратуры. Однако штурман даже элементарную навигаци­ онную прокладку не вел, не говоря уже о том, чтобы учесть погрешности аналити­ ческого счисления данных со спутника или использовать карту более крупного масшта­ ба. Да хотя бы визуально оп­ ределился... А через пять месяцев, 25 сентября, капитан СТМ «Мар­ та Арендзее» В. А. Ермашов решил провести траление в бухте Орловка. Однако согла­ совать с начальником пром- района свое решение он не счел нужным. Судно с тралом должно было пройти вдоль берега бухты на расстоянии менее двухсот метров и раз­ вернуться на 180 градусов. «Учет инерционных характери­ стик траулера, анализ реакции тралового комплекса на суд­ не при маневрировании в стесненных условиях, расчет показаний радиолокационной станции — все эти премудро­ сти не для нас», — решил Ер­ машов. Даже проверить по карте место своего судка здесь сочли излишним. И по­ садили траулер на мель. Примечательно, что оба эти случая произошли в условиях хорошей погоды, отличной видимости, то есть объектив­ ные обстоятельства ни при чем. А что же тогда ожидать от осенне-зимнего периода? И действительно, в это время аварийность по вине судово­ дителей составляет 57 процен­ тов от общего количества случаев. Пик ее приходится на январь, февраль, март, а вот в декабре она — ниже среднего уровня. Дело здесь, видимо, в том, что предприня­ тые на флотах меры профи­ лактики аварий настораживают судоводителей. Но со време­ нем бдительность притупляет­ ся, взамен появляется само­ уверенность, этакая бесшабаш­ ность. И, естественно, резуль­ тат не замедлит сказаться. На сегодняшний день разра­ ботано достаточно рекоменда­ ций, выполнение которых, ка­ залось бы, должно исключить аварийность. И по-прежнему основное требование — повы­ шение теоретической и прак­ тической подготовки команд­ ного состава, высокая органи­ зация службы на судах и четкая отработка с экипажем методов борьбы за живучесть судна — остается главным. По-видимому, немалую роль в снижении уровня аварийно­ сти должны сыграть метод си­ стемного анализа и выдача службам мореплавания реко­ мендаций. Этим занимаются работники ЦПКТБ. Суть нового метода в сле­ дующем. Данные так называе­ мых аварийных карточек и актов инспекторских проверок накапливаются в ЭВМ. Маши­ на, анализируя статистические сведения, выдает информацию о том, какие аварии наиболее характерны для того или ино­ го месяца. Разумеется, такая информация насторожит су­ доводителей, заставит их за­ острить внимание на предпо­ сылках возможных аварий. Правда, пока еще этот ана­ лиз находится в стадии раз­ вития, но по мере накопления материала рекомендации ста­ нут более целенаправленными и эффективность их возра­ стет. А самое главное: систе­ ма учета из информационно­ справочной должна превра­ титься в управляющую, что, несомненно, благотворно ска­ жется на уменьшении коли­ чества аварий. Весьма полезной станет но­ вая система и для береговых специалистов, ответственных за подготовку судна к рейсу. П. ВИНОГРАДОВ, заместитель начальника от­ дела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба». Официальный отдел К зиме—во всеоружии 17 октября в ВРПО «Севрыба» состоялось совещание по безопасности мореплавания. Его вел исполняющий обязанности начальника ВРПО Э. К. Наумов. В совещании приняли участие начальники флотов, их заместители по мореплаванию, главные инженеры. Обсуждались вопросы подготовки судов к работе в осенне-зимний период, намечались пути, ведущие к снижению аварийности на море. В ходе подготовки к зиме комиссии ВРПО «Севрыба» проверяли суда, стоящие в порту, а на промысле проверкой занимались флаг­ манские специалисты. Их интересовало соблюдение моряками требований нормативных документов, органй зация работы судовых служб, техническое состояние судовых механизмов и т. д. Особое внимание проверяющие уделили проведению учений экипажей по борьбе за живучесть судна и отработке действий по сигналу «Ура­ ган». После обобщения итогов работы комиссий будут определены дополнительные меры, на­ правленные на предотвращение аварийности. Спутник принимает «СОС» Ш Я ... ' ' л » iSfcXxS:*-: ' ' ¥ ' я I Ш 1 й Р * Л.' * ' , . . ". V--XV,v> • В Дальневосточном морском пароходстве на­ чала действовать система КОСПАС-САРСАТ, с помощью которой можно быстро определить точные координаты судов и самолетов, терпящих бедствие. Через антенны спутниковой связи аварийные сигналы поступают на пункт приема информации Дальневосточного морского паро­ ходства. Полученные наземной станцией данные обрабатываются на ЭВМ, и сообщение о точном месте аварии моментально передается в Поиско­ во-координационный центр СССР в Москву. Сигналы о бедствии выдают спутнику автома­ тически включающиеся аварийные радиопередат­ чики или радиобуи, установленные на судах и самолетах. В организации международной систе­ мы поиска, кроме СССР, принимают участие США, Франция и Канада. НА СНИМКАХ: антенны спутниковой связи « слушают» эфир. Фотохроника ТАСС. Как сообщили редакции из отдела мореплава­ ния, связи и электрорадионавигации ВРПО « Сев- рыба», в течение X II пятилетки такие радиопе­ редатчики и радиобуи будут устанавливаться и на судах Северного бассейна. 1/АЖ ДЫИ ГОД «Севгос- *» рыбфлотинспек ц и я» проводит проверку готовности судов к работе в осенне-зим­ ний период. К сожалению, нынешняя сентябрьская про­ верка дает основания для тревоги. * * * Мурманский траловый флот. На Б АТ «А лександр Торцев» и БМ РТ «Бело- морьс» планы мероприятий составлены формально, в них не учтено, что суда бу­ дут долго стоять в ремонте. Р азв е судовые специалисты не знали, что при выведении и з эксплуатации судна на­ до продумать дублирующие мероприятия — подключе­ ние к береговому отоплению и освещению , замену воды на антифриз в системе ох­ лаж дени я двигателей, где это предусмотрено заводской инструкцией, и т. д.? Тем более непростительна так ая «забывчивость» эки­ пажам БМ Р Т «Верхояны» и «В алдай», которые тоже стоят в ремонте, поскольку у этих судов паровые котлы в нерабочем состоянии. Од­ Не повторять чужих ошибок Легко летом—тяжело зимой нако о том, чтобы спланиро­ вать работы по предотвра­ щению разморозки механиз­ мов и систем, здесь и не подумали. На ПСТ «Кижи», «Рыбак Заполярья», «Двуреченск» готовность их к зиме прове­ ряли групповые специалисты береговых служб. Но, о к аза­ лось, проверяли формально: в акте нет ни даты, ни за ­ ключения комиссии, некото­ ры е мероприятия отмечены как выполненные, хотя это совсем не так. Председа­ тели этих комиссий Г. А. Кангородов и А. В. Григорь­ ев, подписывая акты , поче­ му-то не обратили на это внимания. На ПСТ «Землянск» (проверка проводилась 11 сентября) по заведованию старшего механика вообще никакой подготовки к зиме не проводилось. В объединении «Мурман- рыбпром» на некоторых су­ дах даж е не было планов мероприятий: БМ РТ «П лу­ тоний», «Высоковск», СТР «Климовка». Причем на по­ следнем отсутствовал и при­ каз «Мурманрыбпрома» о подготовке к осенне-зимнему периоду. На PC «Задонск» доку­ менты приготовили загодя и в судовом акте даж е даты проставили: «выполнено 1 октября», а проверка была 19 сентября. Хотя на этом судне трубопроводы в систе­ ме охлаждения забортной водой вспомогательных ди­ зель-генераторов имеют сви­ щи, в нерабочем состоянии система объемного пожаро­ туш ения (протечки сжатого воздуха в арм атуре). Слу­ чись пожар — тушить нечем. Но чувствовалось особой готовности и на плавмастер- ской «Р езец »: кранцевая за ­ щ ита у плавпричала № 2 не обеспечивает безопасную стоянку судов. У вахтенного штурмана не было инструк­ ции по действиям при полу­ чении сигнала «Ураган». А вопрос о предъявлении плав- мастерской Регистру реш ает­ ся с февраля! В Беломорской базе гослова на траулерах «Оле- ма» и «Повеиец» вообще считают, что при стоянке в порту можно и не готовить­ ся к плаванию в осенне-зим­ ний период, вот выйдем в море, там, .мол, и разберем­ ся, что к чему. Не проявляет особого бес­ покойства и руководство «Севрыбпромразведки», по­ скольку нз пяти проверен­ ных инспекцией судов ни на одном полной готовности не чувствовалось. Так, на траулере «А якс» выполнена лишь пятая часть мероприя­ тий, а на БМ РТ «Николай Куропаткин» к подготовке еще и не приступали, по­ скольку ни приказа о созда­ нии судовой комиссии, ни плана мероприятий прове­ ряющим почему-то не пока­ зали. На траулерах «Обва» и «Ходыженск» решили бле­ снуть формализмом и очко­ втирательством. На «Обве», видимо, забыли, что судну предстоит ремонт, а на «Хо- дыжднеке» настолько пере­ усердствовали, что заплани­ ровали даж е то, что не име­ ет отношения к работе в осенне-зимний период. В Мурманской межколхозной базе промыслового флоъ* > Архангельского рыбаккол- хозсоюза при разработке ме­ роприятий на судах забыли про подготовку людей. Э. ФАТЕЕВ, заместитель начальника «Севгосрыбфлотинс п е к- ции». 31 октября 1986 года ишнашдиШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz