Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
•Решения XXVII съезда КПСС-(>жизнь!» Первый рейс И1В™— Фундамент заложен Курсом НТП “ ■ Один вместо шести Станок, который готовит ся сейчас к работе на Кан далакшском опытном маши ностроительном заводе, н а зы вается токарным двух шпиндельным. Однако на традиционный токарный ста нок он совсем не похож. Сложные пульты управле ния, световые индикаторы, бобины перфоленты... А все технологические процес сы упрятаны под светло-зе леные металлические пане ли. С одной стороны в ста нок вводятся заготовки, с другой — через некоторое время выходит готовая про дукция. По предварительным рас четам, даже работая в одну <Жпену, этот станок сможет 'зам ен и ть труд шести квали фицированных токарей. На заводе предполагают увели чивать коэффициент сменно сти, используя высокопроиз водительное оборудование с максимальной нагрузкой. Одно из главных досто инств состоит в том, что его относительно легко перена строить, заложить в элект ронный мозг машины про грамму выпуска новых де талей. В условиях опытного машиностроительного завода, специализирующегося на выпуске сравнительно не больших партий запасных деталей для промысловых судов, это заметный плюс. Сейчас идет наладка ум- Iе ной техники, а заодно и обу чение операторов. Эта честь доверена С. Доставалову, Г. А. Юреневу, Д. В. Дячен- ко. С. МАЛИНИН. г. Кандалакша. Медленно, словно испыты вая терпение моряков и встре чающих, приближалось судно к берегу. Спокойно, без суе ты и очень бережно ставил его к причалу капитан. Вдруг приветно выплеснулось из-за туч октябрьское солнышко, ослабило своим теплом рез кий ветер, и высыпали на па лубу мореходы... Из своего первого рейса возвратился СТМ «Петр Пет ров». Трюмы его до отказа заполнены качественной про дукцией. Если сказать языком цифр, то они внушительны: вылов — 170,9 процента, вы работка пищевой — 156,3 про цента. Продукция сдана с первого предъявления и вся первым сортом. Так было, когда приходили «по зеле ной», так держали до конца рейса. СТМ «Петр Петров» сошел со стапелей «Фольксверфи». Корабелы Германской Демо кратической Республики удо стоены Золотой медали на Лейпцигской ярмарке за суда серии «Атлантик-333». На «Петре Петрове» хранится дубликат этой медали. Добротность, комфорт ность судов, поступающих из ГДР, стала уже привычной. Особенность серии «Атланти- ков» — большая насыщен ность автоматикой. Это — ве ление времени, но это и главная трудность, с которой встретились моряки в рейсе. Прошу капитана С. Ф . Шиш кина подробней рассказать о минувшем рейсе. — Нелегко было, — говорит Сергей Федорович, — члены экипажа, как говорится, «при тирались» друг к другу. Нам еще предстоит создать кол лектив, закладывать фунда мент хороших традиций. Ведь у судна и его экипажа впере ди годы и годы работы. Однако уже теперь мы мо жем назвать отличных моря ков. Например, старший ма стер добычи В. П. Тарасенко и мастер добычи В. П. Луж- ноа. Грунты были тяжелые, на соседних судах рвались без конца тралы, а у нас — нет. Всего-то двумя тралами рабо тали, и те почти целыми пере дали на другие суда. Нам они не нужны, мы идем на пелаги ческий лов. Это ли не образ цовая работа? Здесь и отлич ные профессиональные навы ки, и внимательность, и высо кая ответственность мастеров не только по должности. То же самое, то есть самое доброе, могу сказать и о на чальнике радиостанции О. К. Жишкевиче. Приказом по судну вынесе на благодарность также ма тросам первого класса Б. С. Лаптинову, В. Ф . Гридневу, С. В. Чурикову, И. И. Шевчуку, В. А. Жоголю и многим дру гим. — Вы славно потрудились, но могли бы, вероятно, еще лучше? Что, на ваш взгляд, мешало? — Довольно часто отказыва ла автоматика. При приемке судна все было, как надо, а в процессе эксплуатации в ус ловиях промысла, кстати, очень нелегких, такие случаи сдерживали работу. Наши электромеханики — очень старательные ребята, но на устранение неполадок расхо довали времени больше, чем хотелось бы. Создается впечатление, что соответствующие отделы фло та заранее не подготовили нужное количество специали стов именно для «Атланти- ков», и они входят в курс, лишь придя на корабль. Те специалисты, которые как-то освоили автоматику, в ближайшем будущем будут уходить в отпуск. А есть ли равноценная замена? Мы ско ро встанем перед этой про блемой. Одновременно хочется вы сказать упрек преподавателям электромеханического фа культета нашего высшего мор ского училища. Приходят на флот выпускники училища вполне компетентными элект ромеханиками для судов ста рого типа, но без глубоких знаний автоматики, а нам нуж ны современные специалисты. Без них сейчас никак нельзя. И судам, и в целом флоту это дорого обходится. — Что зависит в процессе ускорения лично от вас? — Прежде всего, совершен ствование собственного опыта. Как известно, пределов этому нет. Затем формирование коллектива. Идем мы в Атлан тику почти в том же составе. Каждый моряк по себе, как выяснилось в первом рейсе, и хорош и трудолюбив. Теперь надо добиться, чтобы исчезло из обихода «твое — мое», а было одно общее дело, одна боль за него, готовность по мочь, прийти на выручку то варищу. Словом, как в песне: экипаж — одна семья. Через день-два мы от правимся на промысел. Рабо тать будем, вероятно, неболь шой группой. Вместимость трюмов «АтлантИков» — 250—260 тонн, можем взять до 280 тонн. Транспортные рефрижераторы «Севрыбхо- лодфлота» с большой вмести мостью трюмов могут про стаивать в ожидании продук ции. Поэтому траловый флот принял решение направлять к нам в качестве транспортных судов производственные реф рижераторы «Прилуки», «Ван Дейк» и другие: их легче за грузить. Это выход из поло жения в данной ситуации. Но за основу принять его нель зя, коли существует специ альный флот. * * * «Петр Петров» в пути к району промысла. Старые мо ряки мне говорили, что как экипаж поработает в первом рейсе, так будет работать и всегда. Так это или не так, судить трудно, но экипаж СТМ «Петр Петров» уже за ложил фундамент хороших традиций. Е. ЧУЛКОВА. К зиме готовы? Берегите дом свой Еще в апреле не растаял снег, как на рыбокомбинате создали комиссию по провер ке готовности жилья к сле дующей зиме. Намеченный план был обширен. Учитывая замечания и жалобы жильцов, задумали сменить повсемест но кровлю, капитально (где это требуется) отремонтиро вать печи, сделать выбороч ный ремонт > домах по ули цам Бредова, Капустиной, Ке- линина, Заводской, Зеленой. И сделали, и сменили, и от ремонтировали. План выпол нен. Теплопункты сданы энер- гонадзору еще в августе, и поэтому тепло в дома посту пило своевременно, И дож ди не страшны — ремонт шиферной кровли оказался по объему значительно большим, чем планировали. Штатный печник «подлечил» печи в тех домах, где нет центрального отопления. Все, что задумали, сделали. Однако есть причины для тревоги у работников ЖКО . В северных кварталах, чтобы сберечь тепло, к наружным дверям приделали пружи ны — жители их снимают, чтобы не мешали ходить. И застекленные ранее лестнич ные окошки то там, то здесь выбиты... Срывов не будет Тарники надеются, что не будет их и в этом году. «Неудачей» довольны Народные контролеры фаб рики орудий лова провели рейд по готовности к зиме. Такие рейды на фабрике традиционны. Как правило,. они выявляют, что упущено в ходе подготовки и на что на до обратить внимание. Ны нешняя проверка в этом пла не оказалась неудачной — за мечаний и недостатков не об наружено. Фабрика к зиме готова. Полностью застекле ны и утеплены оконные про емы, отремонтированы и про верены тепло- и вентиляцион ные системы, починены две ри. Народные контролеры оста лись «неудачей»» довольны. возили... в трюме т«уэ, насос для гидровымыва ?^тренностей. Затраты те же, что и на 2—3 станка, а отдача больше. Так вот, 'если раньше пра вый борт траулеров пустовал (он предназначался для про изводства консервов, которые ь* изготавливались), теперь здесь мы установили рыбораз делочную линию, и экипаж стал выпускать не только кругляк и разделанную скумбрию или ставриду, но ставриду плюс скумбрию . разделанном виде. Увеличи лись производственные мощ ности, ассортимент. Резко воз росла выработка. Если раньше с подвахтой два матроса вы пускали в сутки 20—25 тонн разделанной рыбы, то с по мощью двух «оживших» стан ков — 30 и более тонн. И главное — без помощи п о д в а л ы . Этот момент я хочу ол.«<бенно подчеркнуть. И вот почему. Не открою Америки, если скажу, что вот уже на протя жении многих лет труд рыба ков практически не облегча ется. Подвахты, подвахты... Работа по 16, а то и по 18 часов в сутки. Конечно, люди идут а море не на прогулку, но и не уродоваться же! Где же в конце концов мечта мо ряков — механизация и авто матизация? Не в каменном же веке живем. Впрочем, она есть, другой вопрос, как ее внедряют. Плохо, можно ска зать, никак. Всучат экипажу перед выходом в рейс, а там, мол, в море, разбирайтесь, как хотите. На промысле же по рой и недосуг настраивать оборудование, да и некому. То есть механики, наладчики есть, но я бы поосторожничал называть их специалистами. Связался я как-то вечером с флагманским механиком-на- ладчиком тралфлота (у кото рого, кстати, этого оборудо вания в прямом и переносном смысле навалом). Поделился с ним опытом настройки Н-2ИРЛ, так он ответил: «Я не для этого на промысле, некогда мне заниматься такой чепу хой!» И предложил: не может ли «Мурманрыбпром» заку пить эти станки у тралфлота ' (что впоследствии объедине ние и сделало). Тогда я по разился безразличию к судьбе флота, если хотите — и к ускорению. Но встретиться с подобным явлением пришлось не раз... На БМРТ «Павел Стрельцов» стояла неплохая рыборазде лочная машина ИРА-115 того же выборгского завода и, конечно, бездействовала. Во зили ее по морям и океанам десять месяцев. Я спросил помощника капитана по про изводству В. А. Зайченко: «По чему машина валяется?» «Она брак выпускает», — ответил тот спокойно. Три (!) часа нам потребовалось, чтобы «ожи вить» ее. Нет, я не хочу под черкивать собственную ис ключительность — пришел, увидел и наладил. Исправить ее было несложно. Так в чем же дело, спросят. Отвечу: не которые специалисты развра щены бесхозяйственностью, привыкли к ней. Равнодушие, как ржавчина, разъело многих, и командиров, и рядовых мо ряков. Ни у кого из них за 10 месяцев не заболела душа при виде хорошей машины. Обидно... А как она работа ла! Два человека выпускали в сутки по 40—50 тонн, пере крывали (без подвахт!) нормы в два раза. Не скажу, что все получа лось на промысле, все было отлажено. Долго мы возились с филейной машиной Н-2ИФБ. Сколько ни старались, ни би лись — не смогли ее испра вить. Их мы насчитали на су дах 24 штуки. Очень большие деньги выброшены на ветер. Впрочем, возвращусь к старо му: если бы внимательно от несся к ним на берегу отдел технологического оборудова ния, то не пришлось бы па мятники бесхозяйственности таскать по всему свету. Надо отдать должное руко водству нашего объединения: после моей командировки и отчета у генерального дирек тора политика в отношении рыборазделочных машин из менилась на 180 градусов. Бы ло созвано совещание, на ко тором я выступил и расска зал обо всем увиденном и сделанном. Мнение было еди нодушным: уже сейчас надо принимать радикальные меры. Так и поступили. На БМРТ «Иван Чигрин», который нахо дится на отстое, начали со здавать участок малой меха низации. Цель — налаживать и испытывать станки, доводить и их до ума на берегу. Верное решение. Правда, несколько запоздалое. Но луч ше поздно, чем никогда.. Г. СИДОРЕНКО, механик-наставник объеди нения «Мурманрыбпром». РЫБНЫЙМУРМАН На первом тарном заводе считают, что столь поздняя и столь долгая осень — это своего рода подарок судьбы. Дело в том, что на участке по производству бондарной тары реконструируют свароч ное отделение. И немного за тянули ремонт. Когда газета выйдет в свет, отделение будет уже готово. Но когда готовился материал — там еще гуляли сквозняки. Пожалуй, ъто было единст венное, что пока не сделали. Во всем остальном — поря док. Особое внимание при подготовке к зиме уделили сохранению тепла на заводе. Проверили и провели профи лактику десяти тепловым за весам, вентиляционным систе мам. Изолировали вентиля цию, промыли тепловое обо рудование. Прошлая зима запомнилась холодами. Несколько раз да же замерзала вода в водо проводе, но срывов в работе не было. 31 октября 1986года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz