Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.

•Решения XXVII съезда КПСС-(>жизнь!» Первый рейс И1В™— Фундамент заложен Курсом НТП “ ■ Один вместо шести Станок, который готовит­ ся сейчас к работе на Кан­ далакшском опытном маши­ ностроительном заводе, н а­ зы вается токарным двух­ шпиндельным. Однако на традиционный токарный ста­ нок он совсем не похож. Сложные пульты управле­ ния, световые индикаторы, бобины перфоленты... А все технологические процес­ сы упрятаны под светло-зе­ леные металлические пане­ ли. С одной стороны в ста­ нок вводятся заготовки, с другой — через некоторое время выходит готовая про­ дукция. По предварительным рас­ четам, даже работая в одну <Жпену, этот станок сможет 'зам ен и ть труд шести квали­ фицированных токарей. На заводе предполагают увели­ чивать коэффициент сменно­ сти, используя высокопроиз­ водительное оборудование с максимальной нагрузкой. Одно из главных досто­ инств состоит в том, что его относительно легко перена­ строить, заложить в элект­ ронный мозг машины про­ грамму выпуска новых де­ талей. В условиях опытного машиностроительного завода, специализирующегося на выпуске сравнительно не­ больших партий запасных деталей для промысловых судов, это заметный плюс. Сейчас идет наладка ум- Iе ной техники, а заодно и обу­ чение операторов. Эта честь доверена С. Доставалову, Г. А. Юреневу, Д. В. Дячен- ко. С. МАЛИНИН. г. Кандалакша. Медленно, словно испыты­ вая терпение моряков и встре­ чающих, приближалось судно к берегу. Спокойно, без суе­ ты и очень бережно ставил его к причалу капитан. Вдруг приветно выплеснулось из-за туч октябрьское солнышко, ослабило своим теплом рез­ кий ветер, и высыпали на па­ лубу мореходы... Из своего первого рейса возвратился СТМ «Петр Пет­ ров». Трюмы его до отказа заполнены качественной про­ дукцией. Если сказать языком цифр, то они внушительны: вылов — 170,9 процента, вы­ работка пищевой — 156,3 про­ цента. Продукция сдана с первого предъявления и вся первым сортом. Так было, когда приходили «по зеле­ ной», так держали до конца рейса. СТМ «Петр Петров» сошел со стапелей «Фольксверфи». Корабелы Германской Демо­ кратической Республики удо­ стоены Золотой медали на Лейпцигской ярмарке за суда серии «Атлантик-333». На «Петре Петрове» хранится дубликат этой медали. Добротность, комфорт­ ность судов, поступающих из ГДР, стала уже привычной. Особенность серии «Атланти- ков» — большая насыщен­ ность автоматикой. Это — ве­ ление времени, но это и главная трудность, с которой встретились моряки в рейсе. Прошу капитана С. Ф . Шиш­ кина подробней рассказать о минувшем рейсе. — Нелегко было, — говорит Сергей Федорович, — члены экипажа, как говорится, «при­ тирались» друг к другу. Нам еще предстоит создать кол­ лектив, закладывать фунда­ мент хороших традиций. Ведь у судна и его экипажа впере­ ди годы и годы работы. Однако уже теперь мы мо­ жем назвать отличных моря­ ков. Например, старший ма­ стер добычи В. П. Тарасенко и мастер добычи В. П. Луж- ноа. Грунты были тяжелые, на соседних судах рвались без конца тралы, а у нас — нет. Всего-то двумя тралами рабо­ тали, и те почти целыми пере­ дали на другие суда. Нам они не нужны, мы идем на пелаги­ ческий лов. Это ли не образ­ цовая работа? Здесь и отлич­ ные профессиональные навы­ ки, и внимательность, и высо­ кая ответственность мастеров не только по должности. То же самое, то есть самое доброе, могу сказать и о на­ чальнике радиостанции О. К. Жишкевиче. Приказом по судну вынесе­ на благодарность также ма­ тросам первого класса Б. С. Лаптинову, В. Ф . Гридневу, С. В. Чурикову, И. И. Шевчуку, В. А. Жоголю и многим дру­ гим. — Вы славно потрудились, но могли бы, вероятно, еще лучше? Что, на ваш взгляд, мешало? — Довольно часто отказыва­ ла автоматика. При приемке судна все было, как надо, а в процессе эксплуатации в ус­ ловиях промысла, кстати, очень нелегких, такие случаи сдерживали работу. Наши электромеханики — очень старательные ребята, но на устранение неполадок расхо­ довали времени больше, чем хотелось бы. Создается впечатление, что соответствующие отделы фло­ та заранее не подготовили нужное количество специали­ стов именно для «Атланти- ков», и они входят в курс, лишь придя на корабль. Те специалисты, которые как-то освоили автоматику, в ближайшем будущем будут уходить в отпуск. А есть ли равноценная замена? Мы ско­ ро встанем перед этой про­ блемой. Одновременно хочется вы­ сказать упрек преподавателям электромеханического фа­ культета нашего высшего мор­ ского училища. Приходят на флот выпускники училища вполне компетентными элект­ ромеханиками для судов ста­ рого типа, но без глубоких знаний автоматики, а нам нуж­ ны современные специалисты. Без них сейчас никак нельзя. И судам, и в целом флоту это дорого обходится. — Что зависит в процессе ускорения лично от вас? — Прежде всего, совершен­ ствование собственного опыта. Как известно, пределов этому нет. Затем формирование коллектива. Идем мы в Атлан­ тику почти в том же составе. Каждый моряк по себе, как выяснилось в первом рейсе, и хорош и трудолюбив. Теперь надо добиться, чтобы исчезло из обихода «твое — мое», а было одно общее дело, одна боль за него, готовность по­ мочь, прийти на выручку то­ варищу. Словом, как в песне: экипаж — одна семья. Через день-два мы от­ правимся на промысел. Рабо­ тать будем, вероятно, неболь­ шой группой. Вместимость трюмов «АтлантИков» — 250—260 тонн, можем взять до 280 тонн. Транспортные рефрижераторы «Севрыбхо- лодфлота» с большой вмести­ мостью трюмов могут про­ стаивать в ожидании продук­ ции. Поэтому траловый флот принял решение направлять к нам в качестве транспортных судов производственные реф­ рижераторы «Прилуки», «Ван Дейк» и другие: их легче за­ грузить. Это выход из поло­ жения в данной ситуации. Но за основу принять его нель­ зя, коли существует специ­ альный флот. * * * «Петр Петров» в пути к району промысла. Старые мо­ ряки мне говорили, что как экипаж поработает в первом рейсе, так будет работать и всегда. Так это или не так, судить трудно, но экипаж СТМ «Петр Петров» уже за­ ложил фундамент хороших традиций. Е. ЧУЛКОВА. К зиме готовы? Берегите дом свой Еще в апреле не растаял снег, как на рыбокомбинате создали комиссию по провер­ ке готовности жилья к сле­ дующей зиме. Намеченный план был обширен. Учитывая замечания и жалобы жильцов, задумали сменить повсемест­ но кровлю, капитально (где это требуется) отремонтиро­ вать печи, сделать выбороч­ ный ремонт > домах по ули­ цам Бредова, Капустиной, Ке- линина, Заводской, Зеленой. И сделали, и сменили, и от­ ремонтировали. План выпол­ нен. Теплопункты сданы энер- гонадзору еще в августе, и поэтому тепло в дома посту­ пило своевременно, И дож­ ди не страшны — ремонт шиферной кровли оказался по объему значительно большим, чем планировали. Штатный печник «подлечил» печи в тех домах, где нет центрального отопления. Все, что задумали, сделали. Однако есть причины для тревоги у работников ЖКО . В северных кварталах, чтобы сберечь тепло, к наружным дверям приделали пружи­ ны — жители их снимают, чтобы не мешали ходить. И застекленные ранее лестнич­ ные окошки то там, то здесь выбиты... Срывов не будет Тарники надеются, что не будет их и в этом году. «Неудачей» довольны Народные контролеры фаб­ рики орудий лова провели рейд по готовности к зиме. Такие рейды на фабрике традиционны. Как правило,. они выявляют, что упущено в ходе подготовки и на что на­ до обратить внимание. Ны­ нешняя проверка в этом пла­ не оказалась неудачной — за­ мечаний и недостатков не об­ наружено. Фабрика к зиме готова. Полностью застекле­ ны и утеплены оконные про­ емы, отремонтированы и про­ верены тепло- и вентиляцион­ ные системы, починены две­ ри. Народные контролеры оста­ лись «неудачей»» довольны. возили... в трюме т«уэ, насос для гидровымыва ?^тренностей. Затраты те же, что и на 2—3 станка, а отдача больше. Так вот, 'если раньше пра­ вый борт траулеров пустовал (он предназначался для про­ изводства консервов, которые ь* изготавливались), теперь здесь мы установили рыбораз­ делочную линию, и экипаж стал выпускать не только кругляк и разделанную скумбрию или ставриду, но ставриду плюс скумбрию . разделанном виде. Увеличи­ лись производственные мощ­ ности, ассортимент. Резко воз­ росла выработка. Если раньше с подвахтой два матроса вы­ пускали в сутки 20—25 тонн разделанной рыбы, то с по­ мощью двух «оживших» стан­ ков — 30 и более тонн. И главное — без помощи п о д ­ в а л ы . Этот момент я хочу ол.«<бенно подчеркнуть. И вот почему. Не открою Америки, если скажу, что вот уже на протя­ жении многих лет труд рыба­ ков практически не облегча­ ется. Подвахты, подвахты... Работа по 16, а то и по 18 часов в сутки. Конечно, люди идут а море не на прогулку, но и не уродоваться же! Где же в конце концов мечта мо­ ряков — механизация и авто­ матизация? Не в каменном же веке живем. Впрочем, она есть, другой вопрос, как ее внедряют. Плохо, можно ска­ зать, никак. Всучат экипажу перед выходом в рейс, а там, мол, в море, разбирайтесь, как хотите. На промысле же по­ рой и недосуг настраивать оборудование, да и некому. То есть механики, наладчики есть, но я бы поосторожничал называть их специалистами. Связался я как-то вечером с флагманским механиком-на- ладчиком тралфлота (у кото­ рого, кстати, этого оборудо­ вания в прямом и переносном смысле навалом). Поделился с ним опытом настройки Н-2ИРЛ, так он ответил: «Я не для этого на промысле, некогда мне заниматься такой чепу­ хой!» И предложил: не может ли «Мурманрыбпром» заку­ пить эти станки у тралфлота ' (что впоследствии объедине­ ние и сделало). Тогда я по­ разился безразличию к судьбе флота, если хотите — и к ускорению. Но встретиться с подобным явлением пришлось не раз... На БМРТ «Павел Стрельцов» стояла неплохая рыборазде­ лочная машина ИРА-115 того же выборгского завода и, конечно, бездействовала. Во­ зили ее по морям и океанам десять месяцев. Я спросил помощника капитана по про­ изводству В. А. Зайченко: «По­ чему машина валяется?» «Она брак выпускает», — ответил тот спокойно. Три (!) часа нам потребовалось, чтобы «ожи­ вить» ее. Нет, я не хочу под­ черкивать собственную ис­ ключительность — пришел, увидел и наладил. Исправить ее было несложно. Так в чем же дело, спросят. Отвечу: не­ которые специалисты развра­ щены бесхозяйственностью, привыкли к ней. Равнодушие, как ржавчина, разъело многих, и командиров, и рядовых мо ряков. Ни у кого из них за 10 месяцев не заболела душа при виде хорошей машины. Обидно... А как она работа­ ла! Два человека выпускали в сутки по 40—50 тонн, пере­ крывали (без подвахт!) нормы в два раза. Не скажу, что все получа­ лось на промысле, все было отлажено. Долго мы возились с филейной машиной Н-2ИФБ. Сколько ни старались, ни би­ лись — не смогли ее испра­ вить. Их мы насчитали на су­ дах 24 штуки. Очень большие деньги выброшены на ветер. Впрочем, возвращусь к старо­ му: если бы внимательно от­ несся к ним на берегу отдел технологического оборудова­ ния, то не пришлось бы па­ мятники бесхозяйственности таскать по всему свету. Надо отдать должное руко­ водству нашего объединения: после моей командировки и отчета у генерального дирек­ тора политика в отношении рыборазделочных машин из­ менилась на 180 градусов. Бы­ ло созвано совещание, на ко­ тором я выступил и расска­ зал обо всем увиденном и сделанном. Мнение было еди­ нодушным: уже сейчас надо принимать радикальные меры. Так и поступили. На БМРТ «Иван Чигрин», который нахо­ дится на отстое, начали со­ здавать участок малой меха­ низации. Цель — налаживать и испытывать станки, доводить и их до ума на берегу. Верное решение. Правда, несколько запоздалое. Но луч­ ше поздно, чем никогда.. Г. СИДОРЕНКО, механик-наставник объеди­ нения «Мурманрыбпром». РЫБНЫЙМУРМАН На первом тарном заводе считают, что столь поздняя и столь долгая осень — это своего рода подарок судьбы. Дело в том, что на участке по производству бондарной тары реконструируют свароч­ ное отделение. И немного за­ тянули ремонт. Когда газета выйдет в свет, отделение будет уже готово. Но когда готовился материал — там еще гуляли сквозняки. Пожалуй, ъто было единст­ венное, что пока не сделали. Во всем остальном — поря­ док. Особое внимание при подготовке к зиме уделили сохранению тепла на заводе. Проверили и провели профи­ лактику десяти тепловым за­ весам, вентиляционным систе­ мам. Изолировали вентиля­ цию, промыли тепловое обо­ рудование. Прошлая зима запомнилась холодами. Несколько раз да­ же замерзала вода в водо­ проводе, но срывов в работе не было. 31 октября 1986года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz