Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
РЫБНЫЙМУРМАН •Вечером 6 пятницу • ПО СТРАНИЦАМ «СЕВЕРА»' « М У Р М А Н С К И Й » номер журнала В р о д е б ы и п р о ш е л у ж е ю б и л е й г о р о д а , у т и х л и п р а з д н и ч н ы е с т р а с т и , н о , н а в е р н о е , к а ж д ы й м у р м а н ч а н и н п р о д о л ж а е т ж и т ь в п р и п о д н я т о м н а с т р о е н и и , с ч у в с т в о м г о р д о с т и з а с в о й г о р о д , к о т о р ы й м н о г о е в и д е л и м н о г о е у с п е л п е р е ж и т ь . И к о г д а я п о л у ч и л о ч е р е д н о й — д е с я т ы й — н о м е р ж у р н а л а « С е в е р » и р а с к р ы л е г о , ч у в с т в о г о р д о с т и з а н а ш к р а й в с п ы х н у л о с н о в о й с и л о й . Ж у р н а л о т к р ы в а е т с я с т а т ь е й п е р в о г о с е к р е т а р я М у р м а н с к о г о г о р к о м а К П С С Т . Н . Щ е р б а е в а : « Н а к р а ю Р о с с и и — в ц е н т р е е е с у д ь б ы » . С т а т ь я э т а а д р е с о в а н а н е с т о л ь к о м у р м а н ч а н а м , с к о л ь к о в с е м у С е в е р о - З а п а д у н а ш е й с т р а н ы . В е д ь « С е в е р » , х о т ь и и з д а е т с я в К а р е л и и , н о о б ъ е д и н я е т в о к р у г с е б я ч и т а т е л е й К о м и А С С Р , А р х а н г е л ь с к о й , В о л о г о д с к о й , М у р м а н с к о й о б л а с т е й . И в с е м и м и н т е р е с н о б у д е т у з н а т ь , к а к р о ж д а л с я п р е д р е в о л ю ц и о н н ы й М у р м а н с к , к а к г р о м и л и н т е р в е н т о в и б е л о г в а р д е й ц е в , к а к в ы с т о я л в с у р о в ы е г о д ы В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы , к а к с е й ч а с п р о д о л ж а е т ж и т ь , р а б о т а т ь , с т р о и т ь с я . Н а ш е с т и с т р а н и ц а х в к л е й - ПОЗВОЛЬТЕ ПОБЕСПОКОИТЬ" к и — ф о т о г р а ф и и и з в е с т н о г о м а с т е р а В и к т о р а К о н о н о в а . С е н с а ц и е й н е т о л ь к о д л я м у р м а н ч а н , н о , п о ж а л у й , — н е п о б о ю с ь э т о с к а з а т ь — и д л я в с е х ч и т а т е л е й с т р а н ы б у д е т п о я в л е н и е н а с т р а н и ц а х « С е в е р а » р о м а н а м о л о д о г о м у р м а н с к о г о л и т е р а т о р а Н и к о л а я С к р о м н о г о « П е р е л о м » . В 1 0 - м н о м е р е о п у б л и к о в а н о н а ч а л о , п р о д о л ж е н и е — в п о с л е д у ю щ и х . У д и в и т е л ь н о у ж е т о , ч т о м о р я к - э л е к т р о м е х а н и к п о п р о ф е с с и и Н и к о л а й С к р о м н ы й в з я л с я п и с а т ь о ... п е р и о д е к о л л е к т и в и з а ц и и . Е щ е о д н у п у б л и к а ц и ю н а с т р а н и ц а х д е с я т о г о н о м е р а ж у р н а л а « С е в е р » х о ч е т с я н а з в а т ь — п о д б о р к у с т и х о в п е р в о й с а а м с к о й п о э т е с с ы О к т я б р и н ы В о р о н о в о й . Я, к а к п е р е в о д ч и к ,' д а в н о з н а ю О к т я б р и н у В л а д и м и р о в н у . Ч е л о в е к у д и в и т е л ь н о з а с т е н ч и в ы й и д о б р ы й , о н а в т о ж е в р е м я п о л н а в н у т р е н н е г о д о с т о и н с т в а , г о р д о с т и з а с в о й м а л е н ь к и й т у н д р о в ы й н а р о д . Э т о т н а р о д в е е с т и х а х п р е д с т а е т т а к и м , к а к о в о н е с т ь , — м у ж е с т в е н н ы м , ч е с т н ы м , т р у д о л ю б и в ы м . . . В. СМИРНОВ, член Союза писателей СССР. Дайте „Тостовую «Нет, Вася, ты постой, обо жди чокаться. Сначала слушай сюда. Я тост хочу сказать! Мы ж с тобой не какие-ни будь, верно? Вот и надо со смыслом употреблять, с поль зой для души, а не шаляй- валяй, на скорую руку. Я, Вася, хочу сказать тост за тех людей, которые об нас с тобой пекутся, днем и ночью думают так, 4то, небось, голо вы пухнут... Эй, ты куда? Вы лезай, все равно из-за мусор ного ведра макушку видно. Я ж не про тех, Вася! Совсем наоборот. Про тех, которые нас с тобой к культуре тащат изо всех сил. Вот за них-то, дай им бог здоровья... Да погоди ты чокаться! Дай досказать. Тебе полезно — для всеобщего кругозору. Ты магазин «Сувениры» знаешь? Ну как же, от винного, от «трех ступенек» прямо за углом? Ах, ты все время за другой угол сворачиваешь, где потемнее... Тоже верно. В маскировке ты мастак: по сле вчерашнего даже мама не узнает, куда там Штирли цу! Только не спрашивай, как я а эти «Сувениры» попал. Все равно не поверишь. И на ста руху бывает проруха, верно? Ну, огляделся, вижу, надо ухо дить. Столько вокруг стеклян ного да хрупкого, просто на пол нечего уронить. А не уронить, Вася, трудно мне было, ох, трудно. Вот я бо ком, боком, на полусогнутых... Только смотрю вдруг: на прилавке — книга. Ты ж зна ешь, я до книг сам не свой. И Сименона, и Семенова, ко торые на самом деле братья Вайнеры, обоих навылет про читал. И тут бдительность я напрочь потерял, очень уж любопытство разобрало. Тол стая такая книга, размером с энциклопедию. А обложка! Умеют же, черти, когда захо тят! И название на бумажке написано: елки-палки, «Тосто- вая книга»! И рядом, Вася, це на. Да... Глянул я на цену — в зобу дыханье сперло. Даже, чувствую, от испуга проясне ние наступило, стал я, как стеклышко. И думаю себе: верно, у них тут описка выш ла, не «Тостовая», небось, а «Толстого книга». За такие-то деньги! Ты, Вася, знаешь та кого писателя — Толстого? Он еще «Живой труп» написал, а потом кино «Человек-неви димка» сделали? Эх, Вася-Ва- ся! Отстаешь... Просто узкое место и, извини за грубость, отдельный твой недостаток за отчетный период. Стоп, говорю, стоп! Успеем еще чокнуться, мимо не про несем. Понимаю, что душа горит. Ты тост дослушай, мо жет, полегчает. Подхожу, значит, к продав щице, культурно интересуюсь: «Что это за новинку уважае мый классик написал? Что за дефицитный бестселлер за научно-фантастическую цену?» — «Да эта книжка вовсе чи стая, — отвечает девушка. — Ничего в ней не напечатано». — «А для чего же издают эти чистые книги?» — «Для то стов. Вот вы услышите инте ресный тост, запишете его сю да для памяти, а потом про чтете друзьям по застолью». — «За пустую .книжку такие деньги?!» — «Вы на обложку посмотрите. Натуральная ко жа! А отделка? Это художе ственная работа!» Я человек доверчивый, через что и страдаю по стоянно. Но тут я ей не по верил, попросил посмотреть. И что же? Чистая! Ни словеч ка не написано. Про то, как жить или хотя бы чем заку сывать. А внутри — бирочка. 'ВЕТЕРАНЫ Всё было не напрасно книгу"! Таллинское предприятие «Арс» Эстонского художест венного фонда эту шикарную вещь выпустило. Подумай только, откуда книжку везли, чтобы мы туда тосты записы вали! Чтобы к культуре приоб щались, не просто так лака ли, а со смыслом и значени ем. Так ведь она, злодейка, легче проходит и сильнее ши бает. Но все равно сомнение ме ня брало. «Что ж, — спраши ваю, — покупают у вас ее?» — «А как же, — девушка улы бается, — даже учреждения покупают. Ведь туда все что угодно можно написать. При каз, например, или выговор!» Хорошо у меня на душе стало, легко так. Вон как дер жава разбогатела! Солидные люди выкладывают из карма на учреждения по 52 рубля с копейками за стопку бумаги в кожаном переплете! И ни кто не ойкнет! Не ойкай, Вася! Ну вот, да же закашлялся... Ничего, пройдет, я тоже сначала струх нул. Да, 52 рубля 43 копеечки. Это просто отстали мы с то бой, а культура нынче доро го стоит. Радоваться же надо, что напряженка с бумагой в стране прошла. И с кожей, значит, тоже полегчало. Хо рошо живем! Вот за это, Вася, давай и чокнемся! За тех художников и продавцов, которые нам культуру прямо на блюдечке тащат. Бери — не хочу!.. По чему это ты не хочешь? Нет уж, тебя люди уважили, так и ты их заботой не брезгуй, бери! Да я часы продам, из кожи вылезу, а эту, в кожа ном переплете, раздобуду. Ну, мы чокнулись? Чокну лись! Значит, книжка как раз для нас». Монолог записал В. БЕЛЯЕВ. Он родился Философом. Таким стран ным именем нарекли его в церкви. В 28 лет Философ стал солдатом. Впро чем, в 1941 году все стали солдатами. Здесь очень важный момент: становясь v ‘ солдатом, не потерять способность мыс лить. Как оказалось, в этом-то все и дело. Враг сделал ставку на немысля щих. Потому что только немыслящие способны убивать, стреляя мгновенно, практически сразу после команды «пли». Враг сделал ставку на немыслящих и был разбит вот такими солдатами-фило- софами нак этот, что на фото. Его полное имя Философ Михайло вич Егоров. Артиллерист, прошел всю войну, был тяжело ранен, пролежал 7 месяцев в госпитале и все-тани дошел до Эльбы. На этом пути награжден орденом и четырьмя медалями. Форма пролежала в сундуке 40 лет. Как будто ждала своего часа. Час на стал. Внук-фотолюбитель упросил деда надеть старую форму. Но, оказалось, что форма совсем не старая, она такая же молодая, как и 40 лет назад. Ее да же стало как бы больше, а сапоги ста ли как бы свободнее. Вот только на грады остались такими же тяжелыми — орден и медали. После войны Философ Михайлович все - время работал лесником. Его деревня^,' стоит, окруженная его лесом. Народу в деревне осталось мало, все старики. Но живут, поддерживают друг друга. Ж и вет и Философ Михайлович. Не может бросить родную деревню, дом, где был счастлив, место, где похоронена жена... Вечером, после дел, Философ Михай лович курит трубку и думает о том, что у него есть дети и есть внуки, значит, будут и правнуки, и, значит, все было не напрасно... В. НИСЕНБАУМ. Фото А. БАЖИНОВА. КРОССВОРД ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Совет ский драматург, автор пьес «Великая сила», «Бойцы». 8. Картина советского художника А. А. Пластова. 11. Раздел механики. 12. Устная или пись менная защита, восхваление чего-либо. 13. Строительный материал. 14. Небольшой залив. 15. Советская детская поэтес са. 18. Пустыня в Африке. 19. Совокупность явлений погоды для определенной местности. 20. Великий австрийский ком позитор. 23. Река, смежная с Волгой в ее устье. 27. Ф р ан цузский композитор, мастер оперетты. 28. Инструмент для нарезания резьбы вручную или на станках. 29. Музыкальный лад. 32. Правый приток Днеп ра. 33. Сорт каменного угля. 34. Озеро в Северной Америке. 35. Русский землепроходец, первым достигший Индии. ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Выбор ный орган. 2. Геометрическая кривая линия, имеющая свою формулу построения. 3. Совет ский летчик-космонавт. 4. До вод, разумное основание. 5. Крупный морской порт Япо нии. 6. Женское украшение. 9. Оптическое явление в атмо сфере. 10. Морской залив. 16. Глиняный сосуд для хранения зерна в древности. 17. Англий-**^ ская и американская мера объ-^> ' ема. 21. Горный воск. 22. Р ус ская пляска. 23. Территория одного государства, окружен ная со всех сторон владения ми другого государства и не имеющая морского берега. 24. Комедия Фонвизина. 25. Персо наж из романа-трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». 26. Место расположения войск в бою. 30. Звезда в созвездии Большой Медведицы. 31. Пе риодическое явление снижения уровня воды в морях. Составил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, По горизонтали: 5. Пласти кат. 8. Стажер. 9. Олово. 12. Родина. 13. Налог. 16. Капел ла. 17. Алмаз. 19. Дактилоско пия. 22. Позитрон. 23. Розма рин. 25. Станиславский. 28. Ягуар. 30. Пастель. 31. Туман. 35. Дратва. 36. «Искра». 39. Рекрут. 40. Глаголица. ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 42 ' По вертикали: 1. Спорт. 2. Осел. 3. Киев. 4. Старт. 6. Ба ул. 7. Ритм. 9. Окапи. 10. Обе- рон. 11. Облик. 14. Архипелаг. 15. Гладиатор. IV. Анималист. 18. «Атлантика». 20. Тиран. 21. Оазис. 24. Слиток. 26. Иваси. 27. Волга. 29. Улан. 32. Март. 33. Тайга. 34. Аркан. 37. Сага. 38. Руль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz