Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.

РЫБНЫЙМУРМАН •Вечером 6 пятницу • ПО СТРАНИЦАМ «СЕВЕРА»' « М У Р М А Н С К И Й » номер журнала В р о д е б ы и п р о ш е л у ж е ю б и л е й г о р о д а , у т и х л и п р а з д н и ч н ы е с т р а с т и , н о , н а в е р н о е , к а ж д ы й м у р м а н ­ ч а н и н п р о д о л ж а е т ж и т ь в п р и п о д н я т о м н а с т р о е н и и , с ч у в с т в о м г о р д о с т и з а с в о й г о р о д , к о т о р ы й м н о г о е в и д е л и м н о г о е у с п е л п е р е ж и т ь . И к о г д а я п о л у ч и л о ч е р е д н о й — д е с я т ы й — н о м е р ж у р ­ н а л а « С е в е р » и р а с к р ы л е г о , ч у в с т в о г о р д о с т и з а н а ш к р а й в с п ы х н у л о с н о в о й с и ­ л о й . Ж у р н а л о т к р ы в а е т с я с т а т ь ­ е й п е р в о г о с е к р е т а р я М у р ­ м а н с к о г о г о р к о м а К П С С Т . Н . Щ е р б а е в а : « Н а к р а ю Р о с ­ с и и — в ц е н т р е е е с у д ь б ы » . С т а т ь я э т а а д р е с о в а н а н е с т о л ь к о м у р м а н ч а н а м , с к о л ь ­ к о в с е м у С е в е р о - З а п а д у н а ­ ш е й с т р а н ы . В е д ь « С е в е р » , х о т ь и и з д а е т с я в К а р е л и и , н о о б ъ е д и н я е т в о к р у г с е б я ч и т а т е л е й К о м и А С С Р , А р ­ х а н г е л ь с к о й , В о л о г о д с к о й , М у р м а н с к о й о б л а с т е й . И в с е м и м и н т е р е с н о б у д е т у з н а т ь , к а к р о ж д а л с я п р е д ­ р е в о л ю ц и о н н ы й М у р м а н с к , к а к г р о м и л и н т е р в е н т о в и б е л о г в а р д е й ц е в , к а к в ы с т о ­ я л в с у р о в ы е г о д ы В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы , к а к с е й ч а с п р о д о л ж а е т ж и т ь , р а ­ б о т а т ь , с т р о и т ь с я . Н а ш е с т и с т р а н и ц а х в к л е й - ПОЗВОЛЬТЕ ПОБЕСПОКОИТЬ" к и — ф о т о г р а ф и и и з в е с т н о ­ г о м а с т е р а В и к т о р а К о н о н о ­ в а . С е н с а ц и е й н е т о л ь к о д л я м у р м а н ч а н , н о , п о ж а л у й , — н е п о б о ю с ь э т о с к а з а т ь — и д л я в с е х ч и т а т е л е й с т р а ­ н ы б у д е т п о я в л е н и е н а с т р а н и ц а х « С е в е р а » р о м а н а м о л о д о г о м у р м а н с к о г о л и т е ­ р а т о р а Н и к о л а я С к р о м н о г о « П е р е л о м » . В 1 0 - м н о м е р е о п у б л и к о в а н о н а ч а л о , п р о ­ д о л ж е н и е — в п о с л е д у ю щ и х . У д и в и т е л ь н о у ж е т о , ч т о м о р я к - э л е к т р о м е х а н и к п о п р о ф е с с и и Н и к о л а й С к р о м ­ н ы й в з я л с я п и с а т ь о ... п е ­ р и о д е к о л л е к т и в и з а ц и и . Е щ е о д н у п у б л и к а ц и ю н а с т р а н и ц а х д е с я т о г о н о м е р а ж у р н а л а « С е в е р » х о ч е т с я н а з в а т ь — п о д б о р к у с т и х о в п е р в о й с а а м с к о й п о э т е с с ы О к т я б р и н ы В о р о н о в о й . Я, к а к п е р е в о д ч и к ,' д а в н о з н а ю О к т я б р и н у В л а д и м и р о в н у . Ч е л о в е к у д и в и т е л ь н о з а с т е н ­ ч и в ы й и д о б р ы й , о н а в т о ж е в р е м я п о л н а в н у т р е н н е г о д о с т о и н с т в а , г о р д о с т и з а с в о й м а л е н ь к и й т у н д р о в ы й н а р о д . Э т о т н а р о д в е е с т и ­ х а х п р е д с т а е т т а к и м , к а к о в о н е с т ь , — м у ж е с т в е н н ы м , ч е с т н ы м , т р у д о л ю б и в ы м . . . В. СМИРНОВ, член Союза писателей СССР. Дайте „Тостовую «Нет, Вася, ты постой, обо­ жди чокаться. Сначала слушай сюда. Я тост хочу сказать! Мы ж с тобой не какие-ни­ будь, верно? Вот и надо со смыслом употреблять, с поль­ зой для души, а не шаляй- валяй, на скорую руку. Я, Вася, хочу сказать тост за тех людей, которые об нас с тобой пекутся, днем и ночью думают так, 4то, небось, голо­ вы пухнут... Эй, ты куда? Вы­ лезай, все равно из-за мусор­ ного ведра макушку видно. Я ж не про тех, Вася! Совсем наоборот. Про тех, которые нас с тобой к культуре тащат изо всех сил. Вот за них-то, дай им бог здоровья... Да погоди ты чокаться! Дай досказать. Тебе полезно — для всеобщего кругозору. Ты магазин «Сувениры» знаешь? Ну как же, от винного, от «трех ступенек» прямо за углом? Ах, ты все время за другой угол сворачиваешь, где потемнее... Тоже верно. В маскировке ты мастак: по­ сле вчерашнего даже мама не узнает, куда там Штирли­ цу! Только не спрашивай, как я а эти «Сувениры» попал. Все равно не поверишь. И на ста­ руху бывает проруха, верно? Ну, огляделся, вижу, надо ухо­ дить. Столько вокруг стеклян­ ного да хрупкого, просто на пол нечего уронить. А не уронить, Вася, трудно мне было, ох, трудно. Вот я бо­ ком, боком, на полусогнутых... Только смотрю вдруг: на прилавке — книга. Ты ж зна­ ешь, я до книг сам не свой. И Сименона, и Семенова, ко­ торые на самом деле братья Вайнеры, обоих навылет про­ читал. И тут бдительность я напрочь потерял, очень уж любопытство разобрало. Тол­ стая такая книга, размером с энциклопедию. А обложка! Умеют же, черти, когда захо­ тят! И название на бумажке написано: елки-палки, «Тосто- вая книга»! И рядом, Вася, це­ на. Да... Глянул я на цену — в зобу дыханье сперло. Даже, чувствую, от испуга проясне­ ние наступило, стал я, как стеклышко. И думаю себе: верно, у них тут описка выш­ ла, не «Тостовая», небось, а «Толстого книга». За такие-то деньги! Ты, Вася, знаешь та­ кого писателя — Толстого? Он еще «Живой труп» написал, а потом кино «Человек-неви­ димка» сделали? Эх, Вася-Ва- ся! Отстаешь... Просто узкое место и, извини за грубость, отдельный твой недостаток за отчетный период. Стоп, говорю, стоп! Успеем еще чокнуться, мимо не про­ несем. Понимаю, что душа горит. Ты тост дослушай, мо­ жет, полегчает. Подхожу, значит, к продав­ щице, культурно интересуюсь: «Что это за новинку уважае­ мый классик написал? Что за дефицитный бестселлер за научно-фантастическую цену?» — «Да эта книжка вовсе чи­ стая, — отвечает девушка. — Ничего в ней не напечатано». — «А для чего же издают эти чистые книги?» — «Для то­ стов. Вот вы услышите инте­ ресный тост, запишете его сю­ да для памяти, а потом про­ чтете друзьям по застолью». — «За пустую .книжку такие деньги?!» — «Вы на обложку посмотрите. Натуральная ко­ жа! А отделка? Это художе­ ственная работа!» Я человек доверчивый, через что и страдаю по­ стоянно. Но тут я ей не по­ верил, попросил посмотреть. И что же? Чистая! Ни словеч­ ка не написано. Про то, как жить или хотя бы чем заку­ сывать. А внутри — бирочка. 'ВЕТЕРАНЫ Всё было не напрасно книгу"! Таллинское предприятие «Арс» Эстонского художест­ венного фонда эту шикарную вещь выпустило. Подумай только, откуда книжку везли, чтобы мы туда тосты записы­ вали! Чтобы к культуре приоб­ щались, не просто так лака­ ли, а со смыслом и значени­ ем. Так ведь она, злодейка, легче проходит и сильнее ши­ бает. Но все равно сомнение ме­ ня брало. «Что ж, — спраши­ ваю, — покупают у вас ее?» — «А как же, — девушка улы­ бается, — даже учреждения покупают. Ведь туда все что угодно можно написать. При­ каз, например, или выговор!» Хорошо у меня на душе стало, легко так. Вон как дер­ жава разбогатела! Солидные люди выкладывают из карма­ на учреждения по 52 рубля с копейками за стопку бумаги в кожаном переплете! И ни­ кто не ойкнет! Не ойкай, Вася! Ну вот, да­ же закашлялся... Ничего, пройдет, я тоже сначала струх­ нул. Да, 52 рубля 43 копеечки. Это просто отстали мы с то­ бой, а культура нынче доро­ го стоит. Радоваться же надо, что напряженка с бумагой в стране прошла. И с кожей, значит, тоже полегчало. Хо­ рошо живем! Вот за это, Вася, давай и чокнемся! За тех художников и продавцов, которые нам культуру прямо на блюдечке тащат. Бери — не хочу!.. По­ чему это ты не хочешь? Нет уж, тебя люди уважили, так и ты их заботой не брезгуй, бери! Да я часы продам, из кожи вылезу, а эту, в кожа­ ном переплете, раздобуду. Ну, мы чокнулись? Чокну­ лись! Значит, книжка как раз для нас». Монолог записал В. БЕЛЯЕВ. Он родился Философом. Таким стран­ ным именем нарекли его в церкви. В 28 лет Философ стал солдатом. Впро­ чем, в 1941 году все стали солдатами. Здесь очень важный момент: становясь v ‘ солдатом, не потерять способность мыс­ лить. Как оказалось, в этом-то все и дело. Враг сделал ставку на немысля­ щих. Потому что только немыслящие способны убивать, стреляя мгновенно, практически сразу после команды «пли». Враг сделал ставку на немыслящих и был разбит вот такими солдатами-фило- софами нак этот, что на фото. Его полное имя Философ Михайло­ вич Егоров. Артиллерист, прошел всю войну, был тяжело ранен, пролежал 7 месяцев в госпитале и все-тани дошел до Эльбы. На этом пути награжден орденом и четырьмя медалями. Форма пролежала в сундуке 40 лет. Как будто ждала своего часа. Час на­ стал. Внук-фотолюбитель упросил деда надеть старую форму. Но, оказалось, что форма совсем не старая, она такая же молодая, как и 40 лет назад. Ее да­ же стало как бы больше, а сапоги ста­ ли как бы свободнее. Вот только на­ грады остались такими же тяжелыми — орден и медали. После войны Философ Михайлович все - время работал лесником. Его деревня^,' стоит, окруженная его лесом. Народу в деревне осталось мало, все старики. Но живут, поддерживают друг друга. Ж и ­ вет и Философ Михайлович. Не может бросить родную деревню, дом, где был счастлив, место, где похоронена жена... Вечером, после дел, Философ Михай­ лович курит трубку и думает о том, что у него есть дети и есть внуки, значит, будут и правнуки, и, значит, все было не напрасно... В. НИСЕНБАУМ. Фото А. БАЖИНОВА. КРОССВОРД ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Совет­ ский драматург, автор пьес «Великая сила», «Бойцы». 8. Картина советского художника А. А. Пластова. 11. Раздел механики. 12. Устная или пись­ менная защита, восхваление чего-либо. 13. Строительный материал. 14. Небольшой залив. 15. Советская детская поэтес­ са. 18. Пустыня в Африке. 19. Совокупность явлений погоды для определенной местности. 20. Великий австрийский ком­ позитор. 23. Река, смежная с Волгой в ее устье. 27. Ф р ан­ цузский композитор, мастер оперетты. 28. Инструмент для нарезания резьбы вручную или на станках. 29. Музыкальный лад. 32. Правый приток Днеп­ ра. 33. Сорт каменного угля. 34. Озеро в Северной Америке. 35. Русский землепроходец, первым достигший Индии. ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Выбор­ ный орган. 2. Геометрическая кривая линия, имеющая свою формулу построения. 3. Совет­ ский летчик-космонавт. 4. До­ вод, разумное основание. 5. Крупный морской порт Япо­ нии. 6. Женское украшение. 9. Оптическое явление в атмо­ сфере. 10. Морской залив. 16. Глиняный сосуд для хранения зерна в древности. 17. Англий-**^ ская и американская мера объ-^> ' ема. 21. Горный воск. 22. Р ус­ ская пляска. 23. Территория одного государства, окружен­ ная со всех сторон владения­ ми другого государства и не имеющая морского берега. 24. Комедия Фонвизина. 25. Персо­ наж из романа-трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». 26. Место расположения войск в бою. 30. Звезда в созвездии Большой Медведицы. 31. Пе­ риодическое явление снижения уровня воды в морях. Составил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, По горизонтали: 5. Пласти­ кат. 8. Стажер. 9. Олово. 12. Родина. 13. Налог. 16. Капел­ ла. 17. Алмаз. 19. Дактилоско­ пия. 22. Позитрон. 23. Розма­ рин. 25. Станиславский. 28. Ягуар. 30. Пастель. 31. Туман. 35. Дратва. 36. «Искра». 39. Рекрут. 40. Глаголица. ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 42 ' По вертикали: 1. Спорт. 2. Осел. 3. Киев. 4. Старт. 6. Ба­ ул. 7. Ритм. 9. Окапи. 10. Обе- рон. 11. Облик. 14. Архипелаг. 15. Гладиатор. IV. Анималист. 18. «Атлантика». 20. Тиран. 21. Оазис. 24. Слиток. 26. Иваси. 27. Волга. 29. Улан. 32. Март. 33. Тайга. 34. Аркан. 37. Сага. 38. Руль.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz