Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
• Послесловие к уголовному делу • I J A ПЯТАЧКЕ у старого “ ДАЛО, рядом со стелой, установленной в честь погиб ших в войну тралфлотовских кораблей-героев, толкутся фарцовщики. В любую пого ду, с полудня до вечера ки пит бойкая торговля. Прода ется все, чего не хватает в магазинах: кроссовки, «бана ны», звенящие кнопками курт ки. Самоуверенные ребята на- гло-оценивающе оглядывают каждого проходящего: кто на сколько тянет. Шелестят фирменные паке ты, пересчитываются деньги под обволакивающую импорт ную музыку в комфортных са лонах «Жигулей». Возможно, и сегодня здесь в толпе трутся известные среди фарцовщи ков люди: К. Грекул, С. Ната- риус, С. Козлов, В. Ожеред. Или другие из тех, кому Сер гей Гергелюк партиями сда вал свою долю контрабанды. Здесь, бывало, торговался, трясясь за каждый рубль, компаньон Гергелюка — Анато лий Поляков. Когда же тре вожный ветер доносил близ кий гудок желтой патрульной машины, деловые ребята ис чезали, чтобь! через десять минут вновь объединиться у главпочтамта или «Альбатро са» — тоже признанных мест сбора мурманских фарцов щиков. Кстати, именно здесь, у «Альбатроса», и познакоми лись Гергелюк с Поляковым. И план контрабандных ходок, хитроумных, как им казалось, захватывающих и дерзких, вырабатывался тоже здесь под эффектной завесой дыма фирменных сигарет. На сегодняшний день их уголовное дело можно счи тать прошлым. Вступил в за конную силу приговор, и за скрипел механизм часов, за веденных не на день или ме сяц, а на долгие годы. Да, их-то дело можно считать бывшим, но не пустует пята чок у ДМО, по-прежнему куч куются фарцовщики около «Альбатроса». А путь отсюда — как бы витиевато ни изги бались тропинки — один. Единственный. Тот самый, по которому Гергелюку шагать семь, Полякову — восемь, Колчину — четыре, а Нагиби ну и Колесникову — по пять лет. Само по себе это дело ни в следственной, ни в судебной практике особой сложности, равно как и особого любо пытства, не представляло. Двое мурманчан — Поляков, Гергелюк, и трое жителей по селка Мишуково — Нагибин, Колесников и Колчин — два года занимались контрабан дой, пользуясь, надо сказать, методом, не однажды описан ным в классической литерату ре: на небольшом кате ре ночью, в туман выходи ли в залив и там у стоящих на рфйде «иностранцев» при нимали партии контрабанды. Потом товар, естественно, де лился, сбывался, а карманы контрабандистов набивались банкнотами, которые позво ляли вести жизнь такую кра сивую, какая доступна лишь западным киногероям да... мурманским фарцовщикам. Но жизнь, как известно, тем и отличается от кино, что ленту дней не остановить, вспять не прокрутить, эпизод неудав- шийся не переснять. Все — набело. Безвозвратно. Я думаю: могла бы у этих мужчин жизнь сложиться по- другому? По-человечески, без сосущего ночного страха, без теперешних нар? Не зеленые we юнцы, не ведавшие, что творят... Четверым солидно за тридцать, а Колчину, к приме ру, за пятьдесят. Их компанию Алексей Наги бин — бывший капитан, быв ший моторист, а ныне заклю ченный, назвал, по-моему, очень точно: «ржавая цепоч ка». То есть какое-то время держались контрабандисты друг за дружку, поскольку одним делом, одной виной спаяны были. Но это же дело одновременно ржавчиной и было: дернули за одно звено на следствии — вся цепь, как бумажная, поползла. Поляков, рабочий ЖПЭТ N9 2 Первомайского района, инициатор контрабандных сде лок, закрепивший первые звенья преступной цепочки (Гергелюка попросил найти иностранцев с товаром, а при ятеля своего, водителя того же ЖПЭТ Колесникова — ка питана с катером), так вот, тот самый Поляков, который и нажился на этом деле больше других, играл на следствии роль сирой овечки, безжало стно скидывая вину на своих компаньонов... Льстиво и угодливо рыл яму своим дружкам Колесников, изображая из себя невинную жертву обстоятельств, ничего с 'контрабандных рейсов не может достать все». Напом ню: это написано за два года до первой контрабандной ход ки. В милицию Нагибин пришел с повинной — обстоятельства помогли. Так, казалось: раз пришел сам, будет честен до донышка — половинного-то раскаяния не бывает! Но Алексей Васильевич утаил от следствия последний, шестой мешок с контрабандой, ранее, кстати, утаенный от своих при ятелей. А в мешке том товар был не чета джинсам: кожа ные пиджаки, теплые куртки типа «Аляска»... Во время нашей встречи у Нагибина, измученного след ствием и ожиданием суда, вы рвалось: «Чем искупить вину? Была б война, дали б автомат, пошел на передовую — и своей кровью!..» Он был искренен в тот момент, как, наверное, и тогда, когда по сле приговора суда писал в кассации: «Этот случай пере- ве^йул всю мою жизнь». Только ведь не случай пере вернул. Случай — это когда Но и Гергелюк не был слу чайным в этой ржавой компа нии. Недаром давно и проч но своим слыл Сергей в сре де фарцовщиков. И приторго- вывал-то у иностранцев на де сятку, зато форсу было на тысячу. А потом, как это бы вает, когда привычка перера стает в натуру, форс стал ты сячи требовать. Не зря же именно к Гергелюку, а не к кому другому, подкатился со своей сногсшибательной иде ей Поляков. Гергелюк ситуа цию «прокачал» сразу же, точно ее определил: авантю ра. Однако подумал: если взяться с умом... И лично, до мелочей разработал план. — Для меня это была ра бота, — скажет он потом. — Дело. Настоящее дело. Риск, азарт. И потом все это хоро шо оплачивалось. Вот так, значит. Дело. И исключительно для настоя щих мужчин. Ведь это только честные растяпы вкалывают от зари до зари и живут на зарплату, а он, Гергелюк, ум ный и сильный, не утруждаясь, имевшую. Но ведь было — куда ж деться? — после по следней ходки Нагибин отдал Колесникову 60 джинсов, чтоб тот передал их Полякову. Ко лесников довез половину. Вторую же половину два го да прятал по мишуковским сараям: сносить, сами пони маете, не смог. А продать — духу не хватило. Потом в том же мешке, в котором прятал, и сдал товар следствию. Вообще-то не только Поля ков и Колесников — все звенья этой ржавой цепочки подходили друг к другу. Вот —■Колчин. 52-летний моторист на катере, которым командо вал Нагибин. Ему-то, каза лось, виднее других было, на что шел, — возраст... Да толь ко не туда смотрел он, оди нокий, опустившийся человек, пропивавший все до копей ки. Со дна же бутылки види мость нулевая. А потом — снова цепочка: за ходки дава ли джинсы, за джинсы — деньги, а за деньги — водку. Не случайным был в этой компании и Алексей Нагибин — капитан-контрабандист. Ела- глодала его мыслишка: рис кую больше всех, а получаю... Они — тысячи, а я — трое штанов за ходку. Но когда трое штанов превращались в шестьсот рублей, Нагибину казалось, что за сорок минут страха этого вполне достаточ но: на работе за такие деньги надо было вкалывать. И не сорок минут, а два месяца. Так что и здесь перевесили деньги. Да и, положа руку на сердце, тогда ли они переве сили, когда Колесников пред ложил войти в долю? Сомни тельно. Такие вопросы враз не решаются. К ответу на них, положительному ли, отри цательному ли, человек дол жен быть готов. Смею думать, готов был и Нагибин. За два года еще до первого контра бандного рейса человек, близко знавший Нагибина с детства и случайно встретив ший его, ужаснулся: «Смыс лом его жизни стали деньги и вещи, он только об этом и говорил. Хвастал, что живет в достатке, имеет машину, что жена работает в торговле и невзначай и один раз, а На гибин контрабандой занимал ся два года. Перевернуло другое: понимание неотврати мости расплаты и ужас перед этой расплатой. Этот ужас, отчаянный, безыс ходный, владел не только Нагибиным. Он сквозил и в поведении преступников на суде, и в просительно-жалких кассациях. Ибо чем трусливее человек, чем легче идет он на преступление, тем сильнее потом его страх перед нака занием. А наши знакомые, увых вовсе не были суперме нами. С самого первого шага по контрабандной стезе страх, однажды возникнув, не отпу скал их ни на минуту, разве что затихал на время, чтобы подняться мутной, тошнотвор ной волной при виде случай ного милиционера. В самую первую ходку Нагибин трусил так, что не мог совладать со штурвалом — руки дрожали. Швартовался вместо капита на моторист Колчин. А на об ратном пути снова Нагибина подвели непослушные руки, и катер на полном ходу вотк нулся в навигационную бочку. Из всей компании страха и суетливости умел не показы вать один человек — матрос- газорезчик рыбного порта Сергей Гергелюк. Он же, единственный, не ловчил, вы гораживая себя, на следствии, отказался от адвоката. Един ственный из пятерых не обжа ловал приговор. И в послед нем своем слове сказал: «Лю бое наказание будет заслу женным». Рисовка? Возмож но. В той, прошлой жизни он это любил. А может быть, другое — ясное понимание ситуации и своего места в ней? Странной он был фигурой, Сергей Гергелюк. Бывший подводник и боксер, мечтав ший стать летчиком и дваж ды штурмовавшей летное училище. Ходил в море, был на хорошем счету в порту. А теперь — колония. Низко, очень низко пал Гергелюк, особенно если сравнить с тем, о чем мечтал... мог позволить себе иметь, например, две машины. Для выездов — лимонный «Форд- Таун», а на каждый день — скромные белые «Жигули». Я не знаю, понятно ли те перь этой пятерке, что настоя щий мужчина не может быть спекулянтом, что никогда не станет он рисковать из-за тря пок, не променяет мужскую свою честь на полиэтиленовый пакет-однодневку с изображе нием джинсового зада. Впро чем, и у Гергелюка, и у всех остальных теперь много вре мени для раздумий. Хотя, не верное, чертовски обидно платить за позднее прозрение лучшими годами жизни. Сей час Гергелюку 36, когда осво бодится — будет 43. Взрослы ми и все понимающими ста нут двое его детей. Как и трое — Нагибина, двое — По лякова и двое же — Колес никова. Пытаюсь понять: почему изощренное это преступление стало возможным и почему, если уж вовремя его не пре секли, хотя бы вовремя не раскрыли? (Суд-то состоялся два года спустя после послед ней ходки). Странно все это. Судите са ми. Государственный катер ночью уходит от мишуков- ского причала (то есть из га ража), неизвестно куда. Не включая ходовых огней, не вступая в радиосвязь, зачем- то подходит к иностранным судам и тем же макаром воз вращается обратно. То есть почти час катер свободно кур сирует по заливу, и никто его не видит. Более того, катер совершает аварию (помните, столкновение с навигационной бочкой?), ремонт поврежден ного форштевня обходится го сударству в полтысячи руб лей, а никто даже не интере суется, где же это кстер так угораздило. Я представляю: случись подобное с государ ственной машиной в какой-ни будь автоколонне... Несколько раз в контра бандные рейсы Нагибин выво дил катер пьяным. Пьянку пе ред последней ходкой видел дежурный В. И. Мелешке- еич, и — ничего. Странно? А еще выяснилось, что и раньше небольшие катера свободно, без всякого разрешения ходи ли на рейд к рыболовным судам «за рыбкой». Знали об этом дежурные службы, но молчали. Не оттого ли раз от раза смелее станови лись контрабандисты? И кто знает, до чего бы все дошло, если бы не последняя неудач ная ходка, когда пьяный На гибин, возвращаясь, сдуру, —• как он говорит, — врубил ог ни, и катер засекли (наконец- то!). Но преступники все же успели сбросить мешки в во ду, а сами спрыгнули на при чал. И вот с того дня до дня • возбуждения уголовного дела прошло два года. Неужели все было так шито-крыто, что никто ни о чем не догадывал ся? Если бы... Сказать, что не которые знали, а некоторые догадывались, — сказать не правду. А правда, увы, такая: О контрабанде знал весь посе лок Мишуково. Перед третьей ходкой ка тер Нагибина неожиданно сломался. Не подводить же иностранцев! И Нагибин по шел на другое судно к капи тану Г. н. Полынову: помоги! Полынов не отказался. Сам повел катер, прихватив матро са В. Г. Чемоданова. Распла тились с ними джинсами. Так ж е< джинсами, платил Наги бин и двум другим капитанам таких же катеров — А. А. Бе- лику и В. П. Серову, подчинен ные которых С. Г. Сахаров. В. К. Четырин, А. И. Павлов и В. Г. Пархоменко нашли на осушке у причалов мешки с товаром. "Le самые, которые контрабандисты выбросили за борт, спасаясь от погони. Впрочем, и матросы в обиде не остались. Фирменные джинсы стали для них, как и для капитанов, превосходным кляпом, безотказно действую щим два года. Надеюсь, понятно, что при таком количестве участников о случившемся моментально узнал весь маленький посе лок. Слухи, как водится, обра стали подробностями, и не сколько недель Мишуково буквально тонуло в их водо вороте. До милиции же из этого водоворота ветер не донес ни одной капли инфор мации. Как будто на иной, от дельной планете, а то и вовсе в другой солнечной системе находился наш северный по селок Мишуково. Да и в Мурманске, где Гер гелюк и Поляков два года сбывали крупные партии конт- пабандного товара, никто ими не заинтересовался. Хотя ни сами преступники, ни перекуп щики товара — фарцовщики — большой тайны из своей дея тельности не делали. Выходит, творилась контрабанда на ви ду у множества людей, а остановить преступление бы ло некому. Знали о нем и самые близ кие люди — жены, матери их детей. Знали и — молчали. Молчала Татьяна Гергелюк. Видела, что к мужу толпами ходят подозрительные ино странцы, что он ведет с ними какие-то расчеты... Помогала пересчитывать деньги. Однаж ды лично разложила по сто почкам 30 тысяч рублей... Во время срока заключения, да, вероятно, и после него, контрабандистам предстоит выплатить государству 80 ты сяч рублей — такой цифрой измеряется материальный ущерб, нанесенный ими стра не. . К сожалению, не за все ■ этом мире можно расплатить ся рублем. К счастью, не за все. Н. НЕЧАЕВА. д ш и ш м 9 24 октября 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz