Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.

• Страницы истории К АПИТАН АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ Мак­ лаков оставил заметный след в истории тралового флота, внес боль­ шой вклад в развитие рыбной промыш­ ленности Северного бассейна. Долгие годы шагала за ним добрая слава, хотя не вдруг пришла она к нему, не вдруг Маклаков стал знатным, прославлен­ ным капитаном на Мурмане. Андрей Яковлевич родился 17 октяб­ ря 1906 года в большой беломорской деревне Солза Архангельской губернии в семье крестьянина. С ранних лет на­ чал привыкать к крестьянскому и ры­ бацкому труду. В детстве научился*дер­ жать иглицу в руках и чинить сети, по­ степенно постигал ремесло сетевяза. Еще мальчишкой выходил в Белое мо­ ре на мелких рыбацких лодках и помо­ гал взрослым ловить рыбу. А когда немного подрос, то свою рыбацкую профессию начал с зуйка: нанизывал наживку на крючки яруса. Трудная деревенская жизнь вынуди­ ла паренька податься в город на за­ работки. В декабре 1922 года он ока­ зался в Архангельске и пробовал устро­ иться матросом на рыболовный трау­ лер. Но шестнадцатилетнего Андрея не взяли. В те годы траловый флот только за­ рождался. Начало ему было положено 29 июня 1920 года. В тот день первые траулеры вышли из Архангельска в Баренцево море. То были нелегкие годы. Многого не хватало. Трудно об­ стояло дело и с орудиями лова. Для изготовления их при тралбазе создали тралово-такелажную мастерскую. Анд-* рей Маклаков в декабре двадцать вто- ркячо года поступил в нее сетевязом, В 1924 году заведующим тралово-таке­ лажной мастерской назначили бывшего капитана-промысловика Ф. М. Михова, Он помог Андрею Маклакову изучить тралы и научил правильно вязать их. Одновременно в мастерской Андрей Маклаков познакомился со штурманом И. Н. Демидовым, который летом ло­ вил рыбу, а с наступлением холодов, когда траулер становился на зимовку в Архангельске, вязал тралы. Он-то и уговорил молодого Андрея поплавать в море. Маклаков был рад такому предложению и дал согласие. Так в апреле 1926 года Андрей Яковлевич Маклаков стал матросом РТ-42 «Пинагор», начал осваивать азы морского и промыслового дела. Но в апреле двадцать седьмого года его снова направили в Архангель­ скую тралово-такелажную мастерскую: не хватало опытных специалистов для изготовления тралов. Андрею снова пришлось вязать тралы и запасные ча­ сти к ним. В 1926 году траловый флот начал по­ степенно перебазироваться в Мурманск. На берегу Кольского залива еще в 1925 году принялись забивать сваи и стро­ ить рыбный порт. В мае двадцать вось­ мого года Андрей Маклаков переезжа­ ет на новое, место базирования флота и идет снова в море. Его назначили помощником тралмейстера. И он в совершенстве!* изучил орудия лова, по­ казал себя хорошим специалистом ры­ бацкого дела. В июне тридцатого го­ да Андрея назначили тралмейстером. В 1930 году бывший начальник трало­ во-такелажной мастерской Ф. М. Ми- хов назначается заместителем началь­ ника отдела добычи Мурманского тра­ лового флота. И в декабре тридцать второго года он переводит Андрея Яковлевича в тралово-такелажную ма­ стерскую на должность мастера. В те годы Ф . М. Михов создал пер­ вый отечественный 34-метровый трал. Он оказался более уловистым и имел меньшую аварийность, чем английские тралы, которыми многие годы работа­ ли наши траулеры. Новый трал посту­ пил на вооружение флота в 1932 году. А. Я. Маклаков изучил его и помог се- тевязам освоить его производство. В июне 1938 года А. Я. Маклакова перевели работать в промысловый от­ дел флота и назначили техником по орудиям лова. Он помогал тралмей­ стерам изучать отечественные тралы, правильно их вооружать и оснащать. Не раз выходил в море для оказания практической помощи молодым спе­ циалистам в настройке «ловушек». Ра­ ботая на берегу, А. Я. Маклаков про­ должал учиться, окончил восемь клас­ сов. В те годы это уже многое значи­ ло. А. Я. Маклаков долгие годы работал специалистом по орудия/л лова. Тогда он считался одним из активных рацио­ нализаторов в технике промышленного рыболовства. В тридцать девятом году 17 октября 1986 года рукции и вскоре заканчивает их. В апреле сорок седьмого он вновь ухо­ дит в море капитаном, а через год — в апреле сорок восьмого — его назна­ чают на РТ-72 «Ленинград». На траулере «Ленинград» капитан Маклаков испытал трал собственной конструкции и в сорок девятом году начал им работать. Научил своих моря­ ков работе с этим тралом. За успехи, достигнутые в увеличении добычи ры­ бы, в декабре 1950 года А. Я. Макла­ кова наградили орденом Ленина. Восьмого января пятьдесят первого года Андрея Яковлевича Маклакова назначили капитаном РТ-14 «Сталин». К тому времени он стал опытным про­ мысловиком. Тогда немало на его долю выпало похвал и почестей. О нем пи­ сали в газетах, отмечали его на соб­ раниях. Он умел вести за собой моря­ ков и воспитывать их в духе комму­ нистического отношения к труду. Мо­ ряки любили, уважали его... он поднимал вопрос о лове сельди тралом. Работы в этом направлении по­ зволили в дальнейшем создать разно­ глубинный трал для ее добычи. В то время Ф . М. Михов продолжа­ ет свои работы над созданием более совершенных тралов. Специалисты про­ мыслового отдела помогают ему. Мак­ лаков тоже вносит свою лепту. Но у него уже тогда начала возникать мысль о создании трала собственной конст­ рукции. Это оказалось не таким уж легким делом: ведь трал — это слож­ ное инженерное сооружение. Для ра­ боты над ним требовались знания и время. Но он не отступает от своей мечты. Летом 1940 года А. Я. Маклаков решил поступить на курсы штурма­ нов малого плавания. В августе он приступил к учебе, а в июне сорок первого года закончил ее и получил звание штурмана малого плавания. Но помешала война. ШШ 1 ПУТЬ РЫНКА К 80-летию капитанаА. Я. Маклакова 22 июня 1941 года Маклакова по мо­ билизации направили на Северный флот и назначили боцманом на сторо­ жевой катер — бывший рыбацкий мото­ бот. А вскоре его назначили команди­ ром СКА-217. Сторожевые катера выполняли много боевых задач. Они несли дозорную службу на подходах к Кольскому заливу, в Кильдинском про­ ливе, на Кильдинском плесе. С первых дней войны их стали использовать для высадки морских десантов на побе­ режье, занятое противником. Почти каждая такая операция сопровожда­ лась тяжелыми боями с врагом. Кате­ ра обстреливали артиллерия и миноме­ ты противника, атаковала фашистская авиация. Не всегда удавалось сторо­ жевым катерам скрытно подойти к бе­ регу, где находился враг, и высадить на него десантников. А снять их с вра­ жеского берега было еще труднее. Не­ смотря на это, моряки катеров СКА успешно выполняли боевые задания командования. Кроме того, СКА кон­ воировали из Кольского залива в Мо- товский небольшие транспортные суда, которые доставляли снабжение вой­ скам, находившимся на полуостровах Рыбачий и Средний. Эта фронтовая дорога находилась под огнем врага. Главстаршина Андрей Маклаков на своем СКА-217 участвовал в этих боевых операциях. Он успешно выпол­ нял поставленные перед ним боевые задачи, мужественно, отважно и храб­ ро сражался с врагом. За успешное их выполнение 16 июня 1943 года его наградили орденом Красного Знамени. декабре того же года он стал чле­ ном Коммунистической партии. Два с половиной года сражался с врагом А. Я. Маклаков. В суровых условиях проявились все его лучшие качества моряка, воина, отстаивавшего свободу и мир на земле. Андрей Маклаков в 1944 году демобилизовался и снова оказался в своем родном траловом флоте. Его назначили вторым помощни­ ком капитана на РТ-63 «Полярный». В июне сорок шестого года комму­ ниста А, Я. Маклакова назначили капи­ таном РТ-77 «Челюскинец Павлов», на котором он проработал до декабря. Затем его назначают инженером по орудиям лова в промысловый отдел флота. Здесь он продолжает работы по созданию трала собственной конст­ В пятьдесят втором году я ходил четыре промысловых рейса на трауле­ ре «Сталин» в должности старшего по­ мощника капитана. На этом судне в то время работал крепкий, дружный эки­ паж. От капитана до кочегара все зна­ ли, когд^ и что нужно делать. На трау­ лере хорошо была отработана органи­ зация производственного процесса. Все происходило как бы по четкому графику, который никто не осмеливал­ ся нарушать. На обработку рыбы выхо­ дили все моряки независимо от долж­ ности, без каких-либо дополнительных напоминаний. Богатая сырьевая база в то время способствовала успешной работе трау­ лера. Но это вовсе не значило, что каждый трал приносил стабильные, хо­ рошие уловы. У Маклакова, как считали некоторые старые моряки, был «нюх» на рыбу. Он знал, когда она уходила в другие квадраты, а когда кормилась на том же месте, но только временно подни­ малась над грунтом на несколько мет­ ров. В таких случаях донные тралы не могли ее взять, сколько бы ни труди­ лись моряки. Проходил час, два, три... И рыба снова ложилась на грунт. Мак­ лаков находил ее в том же квадрате и снова имел успех. При богатых уловах он немедленно сообщал капитанам и подтягивал к себе суда, давая понять, что при лове рыбы необходима про­ мысловая выдержка. При снижении уло­ вов он и рисковать не боялся, искал лучшие концентрации там, где другие капитаны и не предполагали. Он резко изменял глубины и находил косяк ры­ бы, с первых же тралений поднимал на палубу богатые уловы. Он большую часть времени прово­ дил на мостике рыболовного трауле­ ра, при снижении и затухании уловов не уходил с мостика. Он искал рыбу и добивался выполнения суточного задания. В этом нелегком деле капитан про­ явил себя человеком творческим, раз­ умным и расчетливым, хладнокровным и стойким. И кроме того, он был воп­ лощением реальности и правды: со всеми честен, правдив. Андрей Яковлевич в те годы пользо­ вался на флоте непререкаемым авто­ ритетом и глубоким уважением. Ува­ жали его руководители флота и моря­ ки прежде всего за то, что он всегда помогал товарищам, делился с ними своими секретами в море и при стоян­ ке в порту. Он вывел траулер «Сталин» в число передовых судов флота. Не один год РТ-14 был лидером- социали­ стического соревнования. В феврале 1953 года А. Я. Макла­ кова назначили капитаном нового трау­ лера шведской постройки «Ереван». jt£ на нем быстро пришла к нему добрая слава. Не только к нему, но и к трау­ леру, и ко всему экипажу. В 1953 году моряки РТ-114 «Ереван» досрочно выполнили государственный план, а план 1954 года перевыполнили почти в полтора раза и дали допол­ нительной продукции на два миллиона рублей. Маклаков предложил развернуть со­ ревнование за вылов 50—60 тысяч центнеров экипажем каждого траулера. Коллегия Министерства рыбной про­ мышленности СССР в феврале 1955 го­ да одобрила эту инициативу. Ценный опыт экипажа передового траулера бы­ ло решено распространить на все су­ да рыбопромыслового флота. Капитан А. Я. Маклаков проводил большую общественную работу. Тру­ дящиеся Мурманской области и рыба­ ки Севера оказали ему большое дове­ рие. В марте 1954 года его избрал**" депутатом Верховного Совета СССР^ Два созыва он был депутатом рыба­ ков и в Микояновском районном Со- вете областного центра. На Мурман­ ской областной партийной конферен­ ции в 1960 году его избрали членом областного комитета КПСС. Около четырех лет Маклаков коман­ довал траулером «Ереван». В конце декабря пятьдесят шестого года его назначили капитаном РТ-193 «Симферо­ поль». Три года он водил его в море. Оба траулера оказались в числе пере­ довых судов флота. В шестидесятые годы в стране развернулось гаганов- ское движение. Ряд капитанов тралово­ го флота перешли на отстающие трау­ леры. Капитан А. Я. Маклаков в марте ше­ стидесятого года перешел на один из таких — РТ-116 «Умба». План года был выполнен, а план шестьдесят первого года перевыполнен на 2823 центнера. В конце сентября траулер «Умба» по­ ставили в ремонт. После его сдач»*' Андрей Яковлевич попросил руковод­ ство тралового флота направить его на отстающий траулер «Метеор». Его просьбу удовлетворили. 23 октября 1961 года он принял его и вывел в мо­ ре на промысел. Первый рейс был не­ удачным. Но потом дела стали улуч­ шаться. В 1962 году экипаж РТ-129 «Ме­ теор» являлся инициатором свежьевых рейсов. Он заготовил 13,3 тысячи цент­ неров свежей рыбы и вышел на первое место по флоту. В том году моряки траулера выловили 30,8 тысячи центне­ ров рыбы в сырце при плане 25,6 ты­ сячи центнеров. 10 декабря 1962 года А. Я. Макла­ ков получил новое назначение: на экс­ периментальный РТ-26 «Треска». На нем он осваивал новые, более прогрессив­ ные орудия лова, промысловое во о р ^ жение, рыбообрабатывающую технику,' которые впоследствии применили для увеличения добычи рыбы на других су­ дах. Родина высоко оценила трудовые подвиги капитана Андрея Яковлевича Маклакова. Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР от 13 апреля 1963 года ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Тру­ да. 26 апреля 1963 года ему вручили орден Ленина, золотую медаль «Серп и Молот». Андрей Яковлевич Маклаков всю свою жизнь шел тем курсом, которым его вела Коммунистическая партия. Жизненный путь его — образец безза­ ветного служения Родине, партии, пре­ данности нелегкому рыбацкому делу. Вся его сознательная жйзнь была свя­ зана с морем. Там он начинал ее, там отличился в нелегком труде, там и со­ старился. Врачи запретили ему выход в море, и он ушел на заслуженный дых 23 июля 1965 года. После ухода на пенсию он не поры­ вал связи с товарищами, с моряками флота. Потом уехал в город Петроза­ водск и жил там. 29 июля 1976 года А. Я. Маклаков скончался. Его имя но­ сят один из больших автономных трау­ леров тралового флота и одна из улиц города-героя Мурманска. В. ДОР капитан дальнего плавания. 8 рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz