Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
• Страницы истории К АПИТАН АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ Мак лаков оставил заметный след в истории тралового флота, внес боль шой вклад в развитие рыбной промыш ленности Северного бассейна. Долгие годы шагала за ним добрая слава, хотя не вдруг пришла она к нему, не вдруг Маклаков стал знатным, прославлен ным капитаном на Мурмане. Андрей Яковлевич родился 17 октяб ря 1906 года в большой беломорской деревне Солза Архангельской губернии в семье крестьянина. С ранних лет на чал привыкать к крестьянскому и ры бацкому труду. В детстве научился*дер жать иглицу в руках и чинить сети, по степенно постигал ремесло сетевяза. Еще мальчишкой выходил в Белое мо ре на мелких рыбацких лодках и помо гал взрослым ловить рыбу. А когда немного подрос, то свою рыбацкую профессию начал с зуйка: нанизывал наживку на крючки яруса. Трудная деревенская жизнь вынуди ла паренька податься в город на за работки. В декабре 1922 года он ока зался в Архангельске и пробовал устро иться матросом на рыболовный трау лер. Но шестнадцатилетнего Андрея не взяли. В те годы траловый флот только за рождался. Начало ему было положено 29 июня 1920 года. В тот день первые траулеры вышли из Архангельска в Баренцево море. То были нелегкие годы. Многого не хватало. Трудно об стояло дело и с орудиями лова. Для изготовления их при тралбазе создали тралово-такелажную мастерскую. Анд-* рей Маклаков в декабре двадцать вто- ркячо года поступил в нее сетевязом, В 1924 году заведующим тралово-таке лажной мастерской назначили бывшего капитана-промысловика Ф. М. Михова, Он помог Андрею Маклакову изучить тралы и научил правильно вязать их. Одновременно в мастерской Андрей Маклаков познакомился со штурманом И. Н. Демидовым, который летом ло вил рыбу, а с наступлением холодов, когда траулер становился на зимовку в Архангельске, вязал тралы. Он-то и уговорил молодого Андрея поплавать в море. Маклаков был рад такому предложению и дал согласие. Так в апреле 1926 года Андрей Яковлевич Маклаков стал матросом РТ-42 «Пинагор», начал осваивать азы морского и промыслового дела. Но в апреле двадцать седьмого года его снова направили в Архангель скую тралово-такелажную мастерскую: не хватало опытных специалистов для изготовления тралов. Андрею снова пришлось вязать тралы и запасные ча сти к ним. В 1926 году траловый флот начал по степенно перебазироваться в Мурманск. На берегу Кольского залива еще в 1925 году принялись забивать сваи и стро ить рыбный порт. В мае двадцать вось мого года Андрей Маклаков переезжа ет на новое, место базирования флота и идет снова в море. Его назначили помощником тралмейстера. И он в совершенстве!* изучил орудия лова, по казал себя хорошим специалистом ры бацкого дела. В июне тридцатого го да Андрея назначили тралмейстером. В 1930 году бывший начальник трало во-такелажной мастерской Ф. М. Ми- хов назначается заместителем началь ника отдела добычи Мурманского тра лового флота. И в декабре тридцать второго года он переводит Андрея Яковлевича в тралово-такелажную ма стерскую на должность мастера. В те годы Ф . М. Михов создал пер вый отечественный 34-метровый трал. Он оказался более уловистым и имел меньшую аварийность, чем английские тралы, которыми многие годы работа ли наши траулеры. Новый трал посту пил на вооружение флота в 1932 году. А. Я. Маклаков изучил его и помог се- тевязам освоить его производство. В июне 1938 года А. Я. Маклакова перевели работать в промысловый от дел флота и назначили техником по орудиям лова. Он помогал тралмей стерам изучать отечественные тралы, правильно их вооружать и оснащать. Не раз выходил в море для оказания практической помощи молодым спе циалистам в настройке «ловушек». Ра ботая на берегу, А. Я. Маклаков про должал учиться, окончил восемь клас сов. В те годы это уже многое значи ло. А. Я. Маклаков долгие годы работал специалистом по орудия/л лова. Тогда он считался одним из активных рацио нализаторов в технике промышленного рыболовства. В тридцать девятом году 17 октября 1986 года рукции и вскоре заканчивает их. В апреле сорок седьмого он вновь ухо дит в море капитаном, а через год — в апреле сорок восьмого — его назна чают на РТ-72 «Ленинград». На траулере «Ленинград» капитан Маклаков испытал трал собственной конструкции и в сорок девятом году начал им работать. Научил своих моря ков работе с этим тралом. За успехи, достигнутые в увеличении добычи ры бы, в декабре 1950 года А. Я. Макла кова наградили орденом Ленина. Восьмого января пятьдесят первого года Андрея Яковлевича Маклакова назначили капитаном РТ-14 «Сталин». К тому времени он стал опытным про мысловиком. Тогда немало на его долю выпало похвал и почестей. О нем пи сали в газетах, отмечали его на соб раниях. Он умел вести за собой моря ков и воспитывать их в духе комму нистического отношения к труду. Мо ряки любили, уважали его... он поднимал вопрос о лове сельди тралом. Работы в этом направлении по зволили в дальнейшем создать разно глубинный трал для ее добычи. В то время Ф . М. Михов продолжа ет свои работы над созданием более совершенных тралов. Специалисты про мыслового отдела помогают ему. Мак лаков тоже вносит свою лепту. Но у него уже тогда начала возникать мысль о создании трала собственной конст рукции. Это оказалось не таким уж легким делом: ведь трал — это слож ное инженерное сооружение. Для ра боты над ним требовались знания и время. Но он не отступает от своей мечты. Летом 1940 года А. Я. Маклаков решил поступить на курсы штурма нов малого плавания. В августе он приступил к учебе, а в июне сорок первого года закончил ее и получил звание штурмана малого плавания. Но помешала война. ШШ 1 ПУТЬ РЫНКА К 80-летию капитанаА. Я. Маклакова 22 июня 1941 года Маклакова по мо билизации направили на Северный флот и назначили боцманом на сторо жевой катер — бывший рыбацкий мото бот. А вскоре его назначили команди ром СКА-217. Сторожевые катера выполняли много боевых задач. Они несли дозорную службу на подходах к Кольскому заливу, в Кильдинском про ливе, на Кильдинском плесе. С первых дней войны их стали использовать для высадки морских десантов на побе режье, занятое противником. Почти каждая такая операция сопровожда лась тяжелыми боями с врагом. Кате ра обстреливали артиллерия и миноме ты противника, атаковала фашистская авиация. Не всегда удавалось сторо жевым катерам скрытно подойти к бе регу, где находился враг, и высадить на него десантников. А снять их с вра жеского берега было еще труднее. Не смотря на это, моряки катеров СКА успешно выполняли боевые задания командования. Кроме того, СКА кон воировали из Кольского залива в Мо- товский небольшие транспортные суда, которые доставляли снабжение вой скам, находившимся на полуостровах Рыбачий и Средний. Эта фронтовая дорога находилась под огнем врага. Главстаршина Андрей Маклаков на своем СКА-217 участвовал в этих боевых операциях. Он успешно выпол нял поставленные перед ним боевые задачи, мужественно, отважно и храб ро сражался с врагом. За успешное их выполнение 16 июня 1943 года его наградили орденом Красного Знамени. декабре того же года он стал чле ном Коммунистической партии. Два с половиной года сражался с врагом А. Я. Маклаков. В суровых условиях проявились все его лучшие качества моряка, воина, отстаивавшего свободу и мир на земле. Андрей Маклаков в 1944 году демобилизовался и снова оказался в своем родном траловом флоте. Его назначили вторым помощни ком капитана на РТ-63 «Полярный». В июне сорок шестого года комму ниста А, Я. Маклакова назначили капи таном РТ-77 «Челюскинец Павлов», на котором он проработал до декабря. Затем его назначают инженером по орудиям лова в промысловый отдел флота. Здесь он продолжает работы по созданию трала собственной конст В пятьдесят втором году я ходил четыре промысловых рейса на трауле ре «Сталин» в должности старшего по мощника капитана. На этом судне в то время работал крепкий, дружный эки паж. От капитана до кочегара все зна ли, когд^ и что нужно делать. На трау лере хорошо была отработана органи зация производственного процесса. Все происходило как бы по четкому графику, который никто не осмеливал ся нарушать. На обработку рыбы выхо дили все моряки независимо от долж ности, без каких-либо дополнительных напоминаний. Богатая сырьевая база в то время способствовала успешной работе трау лера. Но это вовсе не значило, что каждый трал приносил стабильные, хо рошие уловы. У Маклакова, как считали некоторые старые моряки, был «нюх» на рыбу. Он знал, когда она уходила в другие квадраты, а когда кормилась на том же месте, но только временно подни малась над грунтом на несколько мет ров. В таких случаях донные тралы не могли ее взять, сколько бы ни труди лись моряки. Проходил час, два, три... И рыба снова ложилась на грунт. Мак лаков находил ее в том же квадрате и снова имел успех. При богатых уловах он немедленно сообщал капитанам и подтягивал к себе суда, давая понять, что при лове рыбы необходима про мысловая выдержка. При снижении уло вов он и рисковать не боялся, искал лучшие концентрации там, где другие капитаны и не предполагали. Он резко изменял глубины и находил косяк ры бы, с первых же тралений поднимал на палубу богатые уловы. Он большую часть времени прово дил на мостике рыболовного трауле ра, при снижении и затухании уловов не уходил с мостика. Он искал рыбу и добивался выполнения суточного задания. В этом нелегком деле капитан про явил себя человеком творческим, раз умным и расчетливым, хладнокровным и стойким. И кроме того, он был воп лощением реальности и правды: со всеми честен, правдив. Андрей Яковлевич в те годы пользо вался на флоте непререкаемым авто ритетом и глубоким уважением. Ува жали его руководители флота и моря ки прежде всего за то, что он всегда помогал товарищам, делился с ними своими секретами в море и при стоян ке в порту. Он вывел траулер «Сталин» в число передовых судов флота. Не один год РТ-14 был лидером- социали стического соревнования. В феврале 1953 года А. Я. Макла кова назначили капитаном нового трау лера шведской постройки «Ереван». jt£ на нем быстро пришла к нему добрая слава. Не только к нему, но и к трау леру, и ко всему экипажу. В 1953 году моряки РТ-114 «Ереван» досрочно выполнили государственный план, а план 1954 года перевыполнили почти в полтора раза и дали допол нительной продукции на два миллиона рублей. Маклаков предложил развернуть со ревнование за вылов 50—60 тысяч центнеров экипажем каждого траулера. Коллегия Министерства рыбной про мышленности СССР в феврале 1955 го да одобрила эту инициативу. Ценный опыт экипажа передового траулера бы ло решено распространить на все су да рыбопромыслового флота. Капитан А. Я. Маклаков проводил большую общественную работу. Тру дящиеся Мурманской области и рыба ки Севера оказали ему большое дове рие. В марте 1954 года его избрал**" депутатом Верховного Совета СССР^ Два созыва он был депутатом рыба ков и в Микояновском районном Со- вете областного центра. На Мурман ской областной партийной конферен ции в 1960 году его избрали членом областного комитета КПСС. Около четырех лет Маклаков коман довал траулером «Ереван». В конце декабря пятьдесят шестого года его назначили капитаном РТ-193 «Симферо поль». Три года он водил его в море. Оба траулера оказались в числе пере довых судов флота. В шестидесятые годы в стране развернулось гаганов- ское движение. Ряд капитанов тралово го флота перешли на отстающие трау леры. Капитан А. Я. Маклаков в марте ше стидесятого года перешел на один из таких — РТ-116 «Умба». План года был выполнен, а план шестьдесят первого года перевыполнен на 2823 центнера. В конце сентября траулер «Умба» по ставили в ремонт. После его сдач»*' Андрей Яковлевич попросил руковод ство тралового флота направить его на отстающий траулер «Метеор». Его просьбу удовлетворили. 23 октября 1961 года он принял его и вывел в мо ре на промысел. Первый рейс был не удачным. Но потом дела стали улуч шаться. В 1962 году экипаж РТ-129 «Ме теор» являлся инициатором свежьевых рейсов. Он заготовил 13,3 тысячи цент неров свежей рыбы и вышел на первое место по флоту. В том году моряки траулера выловили 30,8 тысячи центне ров рыбы в сырце при плане 25,6 ты сячи центнеров. 10 декабря 1962 года А. Я. Макла ков получил новое назначение: на экс периментальный РТ-26 «Треска». На нем он осваивал новые, более прогрессив ные орудия лова, промысловое во о р ^ жение, рыбообрабатывающую технику,' которые впоследствии применили для увеличения добычи рыбы на других су дах. Родина высоко оценила трудовые подвиги капитана Андрея Яковлевича Маклакова. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 13 апреля 1963 года ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Тру да. 26 апреля 1963 года ему вручили орден Ленина, золотую медаль «Серп и Молот». Андрей Яковлевич Маклаков всю свою жизнь шел тем курсом, которым его вела Коммунистическая партия. Жизненный путь его — образец безза ветного служения Родине, партии, пре данности нелегкому рыбацкому делу. Вся его сознательная жйзнь была свя зана с морем. Там он начинал ее, там отличился в нелегком труде, там и со старился. Врачи запретили ему выход в море, и он ушел на заслуженный дых 23 июля 1965 года. После ухода на пенсию он не поры вал связи с товарищами, с моряками флота. Потом уехал в город Петроза водск и жил там. 29 июля 1976 года А. Я. Маклаков скончался. Его имя но сят один из больших автономных трау леров тралового флота и одна из улиц города-героя Мурманска. В. ДОР капитан дальнего плавания. 8 рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz