Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
1 . Думая о семидесятилетии Мурманска, несколько раз уже в поисках определяющего слова натыкаюсь на эпитет: отеческий возраст. Понятно, я вкладываю в это определение свое ощущение отрезка времени в семьдесят лет. Такова судьба: город настолько стар ше меня, что годится мне в отцы. Кому-то — в деды. (?огда и ощущение будет другое. 1 Ощущение отеческого возраста возникло, разумеет ся, не просто от сопоставления десятилетий. Мурманск как бы усыновил меня на моем переходе из отроче ства в юность, усыновил и, как мог, поставил на но ги. Так что не испытывать благодарности к нему я не могу. Со временем благодарность переросла в еще более глубокое чувство. Углублению его способствовала и сама жизнь. Давно отстаивается в памяти мысль, что особенно близкими для нас становятся два типа горо да: те, на глазах у которых мы выросли, и те, кото рые вырастают на наших глазах. Но ведь Мурманск такой город, что для многих тысяч его граждан под падает и под первую, и под вторую категорию. Го род нашей юности, он, сколько существует, сам не удержимо растет. Чтобы было ясно, какой лично я примеряю отрезок, скажу, что живу тут ровно три дцать лет. Целую книгу понадобилось бы написать, чтобы рассказать, что в нем появилось нового за эти три десятка лет. Если же говорить одной фразой, то не будет преувеличением сказать: рядом с Мур манском, городом середины пятидесятых годов, по явилось два или три новых Мурманска, новых, даже {^иых. Память за это время так прочно свыклась еще и с другими, более ранними образами Мурманска, что мне порою кажется: я жил не только в сегодняшнем, бе локаменном Мурманске, не только во вчерашнем ба рачнокрупноблочном, в позавчерашнем бревенчатом, с дощатыми тротуарами, но и в том, с фотографии сорок второго года, который обгорелыми трубами шлет проклятья небесам; и даже в том, что в канун революции, едва проклюнувшись несколькими десят ками оконец, вдумчиво смотрит а туманную даль не предсказуемого двадцатого века. И в этом еще одна опора для сильного чувства. В биографии Мурманска — и надсадный труд землеко- пов-первостроителей, и кровь матросов революции, и отчаянье рыбаков с рыболовных траулеров первой по ловины тридцатых годов, с тех, которые погибли в штормовом Баренцевом море. В той же биографии слезы погорельцев сорок второго года и стоны за живо погребенных в развалинах во время бомбежек. Много страданий выпало на долю молодого города, натруженными и обмороженными руками цепляюще гося за каменистую шестьдесят девятую параллель. Однако и состраданием не исчерпать всего чувст ва к Мурманску. Останутся еще гордость, восхищение, даже удивление. Терпеливость и сноровка рабочего сословия, -мужество и пытливость морезнатцев, само отверженность защитников города, в целом — досто инство и бывалость мурманского многоцветного люда. А ведь еще и о женском подвиге мурманском нужно сказать. Да, о женском подвиге. Сколь сил души по ложено в многонедельные, а позже — в многомесяч ные ожидания мурманскими рыбачками, морячками. Да не о праздном, досужем ожидании речь а о подвижнической работе, поднимающей на ноги детей и создающей береговой душеисцеляющий уют для тех, кто надсадил душу морскими скитаниями. 2 . С годами, укрепляясь в чувствах к Мурманску, заме чаю: становлюсь ревнивее. Попривык, было, принимать как должное. Где ни появись, — в Москве там или Ленинграде, в каком другом крупном городе или на черноморском представительном летнем ристалище, гда и не обязательно на больших людях, порой в глу бине архангельской или в рабочем поселке донбас ском — где ни появись да скажись мурманчанином, тут к тебе и толика, пусть капелечка дополнитель ного внимания, уважения. Как же! С мурманского края человек! А иной раз, кто не- очень разбирается в географии с историей, и перепутают: произносят — с муромско го края. Что ж, и это лестно. Пусть кто-то думает, что Мурманск появился как отголосок одного из древней ших русских славных названий, от Муродла. Когда я вспоминаю об этой параллели в просторечном вос приятии, то даже огорчаюсь, что народная молва на шего богатыря на Зеленом мысу не Муромцем нарек ла — Ильей, Ильюшей. Так бы это самостоятельно вы шло, не в подражание уже имеющимся именам. Ко нечно, если подумать, что Алеша стоит только в Болгарии да у нас, в Мурманске, то куда ни шло. Но ведь и североморцы своего Матроса — тоже Але шей называют! И многие другие... Как заметил уже, становлюсь ревнивее. И не то чтобы я всамделишно считал, что мурманчане — действительно особенный народ. И все же есть что -то у мурманчан (ради справедливости, оГзжу, что, на , .мой взгляд, и у всех северян: в Дудинке, в Тикси, в ' Пезеке) — есть что-то у мурманчан выделяющее или, лучше сказать, объединяющее их. Это прежде всего бывалость, затем — меньшая суетливость и боль шая невозмутимость, потом — коллективизм, ну и наконец сдержанность и чувство собственного досто инства. Все это, понятно, моя доморощенная социология, которую называют еще вульгарной, имея в виду — примитивной. Пусть так, но я в названные мной ка чества мурманчан — верю, более того — убедился в них на многих примерах. И закономерность знаю: чем больше человек живет в Мурманске, тем более явст венно обнаруживаются в нем названные, лично мне симпатичные качества. Но ближе к ревности. Заныла однажды царапина в душе, когда встретил мурманчанина в повести у Ва силия Ивановича Белова. Промелькнул он среди других, нормальных героев повести этаким один раз бахва лом, в другой раз гулякой-выпивохой. Потом такой же геройчик и у другого писателя крупнейшего, Федора Александровича Абрамова, обнаружился. Скова саднит царапина. У набирающего силу талантливого прозаика Влади мира Николаевича Крупина в маленьном рассказе объ явился мурманский торгашин, король левых (если вы ходить из Кольского залива) рейсов, ценящий все за- морье за возможности контрабанды. То ли еще будет! В печатающемся сейчас новом ро мане всемирно авторитетного Чингиза Торекуловича Айтматова на сцену выходит молодой мурманский нарноман Петя, участвующий в групповой уголовной экспедиции в среднеазиатскую полупустыню «за трав ной», за анашой. Хотел было обидеться — и один раз, и второй, и третий. Как же так! Да мурманчане — труженики, каких еще поискать! Да у них, может, самый честный хлеб на столе! У них, возможно, и руки, и мысли — самые чистые. Однако горечь эта неожиданно сомкнулась с дру гой горечью. Вспомнились — только по мурманским публикациям газетным привожу! — баббитовая конт рабандная «фирма», платиновая «фирма», фарцово- спортивный «синдикат», автоспекулянты и квартирно гаражные деятели. Удвоенная горечь и помешала дальнейшему возмущению, трепыханию гордости. Не лучше ли нам, мурманчанам, на себя, на свой дом 3. ВОЗРАСТ попристальнее взглянуть! Конечно, в семье — не без урода. Но ведь речь не об одиночках идет. В этих «фирмах», «синдикатах», «концернах» счет на многие блудные души ведется. А сколько вокруг них таких, что пока только учатся или крохи подбирают, а за ними таких, что знают и молчат или знают да завиду ют! Уже и тысячи! Да ребятишки их рядышком в тех же домах подрастают — тоже определенный взгляд на жизнь с полунамека схватывают. Вот какая ревность получается. Не знаешь, куда с ней деться. То ли на своих, то ли на чужих кидаться. То ли выискивать скрытое, то ли обрушить гнев на видимое, в накой-то мере даже по верхностное. Вот поверхностное. Сколько толковых, трезвых мур манчан, дельных, начитанных. В домах сидят, беседы ведут. Знаю, как много в Мурманске отличных домаш них библиотен! Но ведь не видно их со стороны — скажем, юному мурманчанину десяти — двенадцати лет. Как не виднт он утренний пятитысячный поток через проходную рыб ного порта. Как не дано ему увидеть сто восемьдесят суток работы без выходных промыслового экипажа в рейсе. А вот очередь в водочный магазин ему видна. Каждый день! Длиною в сотню метров! Поверхностное? Для города в целом — да. Для сотен ребят, скажем, живущих вокруг продмага «Чайка», эта очередь — отравленная игла, которая на полную глу бину навсегда войдет в их сознание. Таким образом, получается, что ревность оборачива ется сама к себе, готовность защитить достоинство мур манчанина неизбежно продолжается болью за него. Где вы, еще сохраняющие человеческое достоинство жители улицы Софьи Перовской? Где вы, педагоги три дцать пятой школы? Где вы, жрецы знаний из област ной научной библиотеки? Возвысьте свой голос: любым способом очередь должна быть ликвидирована! Введе нием талонов? Закрытием магазина? Открытием десят ка других? Или — одного, за городом, в промзоне, а то и еще дальше, такого, чтоб все заменил. Любым спо собом! Я бы обратился и к самой очереди. Да боюсь, что ее-то убеждать придется очень долго. За это время, насмотревшись на нее, вырастут нынешние ребята, за ними новые появятся, начав жизнь с созерцания все той же очереди. И еще боюсь с нее начинать, потому что не знаю ведь, вдруг кто-то там стоит за жид костью для компресса больному. Такого-то человека нельзя обижать, стыдить или изгонять из этой злопо лучной очереди! Еще один круг ревности. Никуда не деться от особого пристрастия к морской стороне Мурманска. Люди и суда, суша и океан, вода и камень, встречи и разлуки, приходы и отходы, рей сы и стоянки, работа и отдых, дети и взрослые, муж чины и женщины, семья и одиночество, высота неба и глубина моря, корабль и планета, горечь и радость — в морской жизни, как в мире, построенном на ка кой-то особенной геометрии, все понятия, явления, состояния вдруг обретают более резкое, жесткое раз* граничение. Все это полной мерой включает в себя морская мурманская дорога. Ложится она на наше чудо — на Кольский залив, который и .один достоин оды или гим на, а если не сбережем его — то великого океанско го плача. Что был бы Мурманск без своей океанской дороги? На этот вопрос и отвечать неловко! Он звучит как не кий абсурд. Гораздо менее абсурдно звучит другой, казалось бы, вовсе нелепый вопрос: что есть Мур манск и где он располагается? Даже если ответить, что Мурманск — часть океана и располагается на йсех почти морях! И подвижен он, как сам океан! Понимаю, что это все сложные построения. И что не обходим переход к простоте и ясности. Помогут два- три абзаца воспоминаний... Во Владивостоке — а это, на мой взгляд, единствен ный город-порт, способный соперничать с Мурман ском, — меня пригласили на первую обзорную про гулку Vi привели на Морсное нладбнще. Да, тан возвы шенно в дальнем городе мореплавающее сословие. При том — давно. Притом место весьма ухожено, возведе но народным отношением в ранг зоны для прогулок, размышлений, воспоминаний. И еще меня там порази ла высокочелозечная деталь: на Морском кладбище устанавливается знак в память о каждом погибшем в море судне и в память о каждом моряке отдельно. Во вторую обзорную прогулку меня привели на свое образную аллею героев мореной работы. Аллея-тропа улиткой поднимается к вершине сопки, где установлен на постаменте-вс на врезанной в которой унрепле мейстеров, капи ского Труда и Названиями орд< Идя по аллее, мансельдевского деева, великого Героя Труда... У лер его имени, ся. Но ведь скс Двадцать пять л лишь те, кто в | нил Ардеева, перешли на бор у них дублеров А третья прог душа затрепетал ших на дорогах центрального мо тальные плиты, ние судна, цель снолько членов тыре-пять десят ■yiHpa координат! тал потрясение, ло, и ледовитое, море, и Черное, ре, и Беринга, Щие сороковые широты Карско Морской кру размышления, ё(юва напорис «Гольфстрим», рестораны «М< гат». Или: газеты рикмахеров, к боцманов, тр( Или: даже истории горо и нет. Ни npt ведь в горо, сячи четыре. В заверше дится, все в. экономикой, тем».. ( ...п-т п . мостью полярного порта для выхода из тупиков цар ской России в первую мировую войну, то рыбным де лом, то снова военными заботами, то еще более масштабным рыбным интересом, то арктическими ра ботами, а теперь и нефтегазоразведочными? Конечно, все эти пружины работают, поднимают го-* род. Экономика страны, серьезно оценив морские пру жины да присовокупляя к ним пружинищи геологии Кольского полуострова, все более и более заинтересо ванно поощряет Мурманск к развитию. Но все же хочется думать, что есть и другие пру жины, поднимающие Мурманск. Они в людях. Любо знательность, жажда познания и открытий, поиск ин тересного дела, которое, если не находят, то создают, любовь к движению, просто — самолюбие и даже тщеславие. Все эти свойства людей тоже становятся пружинами, которые взводят Мурманск. Думать имен но так — отрадно. Ибо если бы приходилось думать иначе, опираясь только на жесткие, механические за коны экономики и рационализма, то скучно было бы жить в таком городе и уж совсем невозможно было бы любить его. В. ТИМОФЕЕВ, поэт, ответственный секретарь Мурманской писатель ской организации. Линогравюра М. КИРИНА из серии «ПОРТОВЫ 'Е РИТМЫ». № ч 41 1Л йш т 3 октября 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz