Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
Правда о правах человека Английский парламент числом голосов 232 против 230 проголосовал наконец за отмену в школах палочной дисциплины, когда педагог имел право тростью н аказы вать любого не понравивше гося ему ученика. Проголо совавшие за телесные н ака зания (среди них и министр образования) считают, что отмена физического воздей ствия иа школьников может «ослабить авторитет учите лей». * * * В муниципалитете Лос- Анджелеса (США) появи лось одно вакантное место помощника механика по лифтам. Утром у здания му ниципалитета собралось око ло 300 человек. Под напо ром стремящихся получить работу разлетелись массив ные стеклянны е двери. В результате несколько чело век получили серьезные ра нения. * * * 34-летняя парижская ра ботница телефонной стан ции Ш анталь Лебретон, по теряв работу, в течение двух лет не могла найти нового места. Прекратили выплачи вать пособие по безработице. Всю зиму в комнате, где Ш анталь ютилась с малень ким сыном, не было ни электричества, ни газа — отключили за неуплату. Од нажды утром соседи по до му обнаружили и мать, и сына, покончившими с собой. * * * Одна из частных фирм Рио-де-Жанейро гарантиру ет охрану любого объекта и защиту клиента от любого нападения. Ее владелец, Франциско Лима Нету, при обрел в питомнике диких животных двух львов — Це зар я и Нуму. И вот «цари зверей», свирепые хищники, «работают»... ночными сто рожами. Они охраняют су пермаркеты, предприятия, банки, а также крупные по местья. Две фабрики уже воспользовались «услугами» львов во время коллектив ных отпусков своих служ а щих. — Социальное неравенст во растет, — позволил себе пофилософствовать ловкий бизнесмен, — а полиция иа с егодн я' и плохо подготовле на, и плохо экипирована. Т ак что, думаю, работой мои «служащие» на ближай шее время обеспечены. У Ф ' П 'Т И Ч || i 1Щ Соединенные Штаты пре вратили Гондурас в свой во енный плацдарм в Ц ентраль ной Америке, в базу наем ных формирований «конт- рас». сколоченных ЦРУ для нападения на революцион ную Никарагуа. Гондурас стал огромным полигоном для военных ма невров с участием тысяч во еннослужащих, в том числе из гондурасской армии. В ходе этих военных игрищ от рабаты ваю тся методы веде ния боевых операций в джунглях, варианты вторж е ния в соседнюю Никарагуа. НА СНИМКЕ: солдат гондурасской армии обучает ся подрывному делу в ходе очередных американо-гонду расских маневров. Фотохроника ТАСС. О ДНИМ ИЗ ЗАМЕТНЫХ СОБЫТИЙ в жизни созетского обще ства после XXV II съезда КПСС стал съезд писателей СССР, состоявшийся в конце июня. Острая дискуссия, развер нувшаяся на писательском съезде, привлекла к себе внимание не только в нашей стране, но и за рубежом. Журналист Виталий Третьяков попросил ответить на некото рые вопросы первого секретаря Московской писательской орга низации, делегата V I I I съезда писателей СССР Феликса КУ З НЕЦОВА. — Феликс Феодосьевич, ка ково, на ваш взгляд, значение прошедшего съезда для на стоящего и будущего нашей литературы! — Полный ответ на этот вопрос, естественно, даст вре мя. Я же могу пока высказать лишь некоторые предположе ния. Мне представляется, что V III съезд советских писате лей стал переломным событи ем в нашем литературном раз витии. По крайней мере, мне хочется думать, что он будет носить такой характер. И в этом смысле V III съезд совет ских писателей отвечает той идейно-нравственной и поли тической атмосфере, которая утверждается в жизни обще ства после XXVII съезда КПСС. Я не скажу, что лично для меня все было приемлемо в ходе съезда. Были, на мой взгляд, попытки сведения лич ных и групповых счетов, бы ли выступления более мелкие, чем требует сегодняшний день. Но таких выступлений было немного. Большинство же носило серьезный, глубо кий, принципиальный и страст ный характер. Я имею в виду выступления Бориса Олейни ка, Петра Проскурина, Вален тина Распутина, Василия Бело ва, Даниила Гранина, Сергея Залыгина, Григория Бакланова, Юрия Бондарева, да и многих других. Особенностью этого съезда стало то, что мы, пожалуй, еще никогда, в последние де сятилетия, во всяком случае, не говорили о судьбах отече ственной литературы с такой конкретностью, страстностью, критичностью и самокритич ностью. Речь шла не только о литературе, но и о том исто рическом вызове, который но вая эпоха бросает нашей стра не, социализму. Страстность и откровен ность разговора, естественно, вели к столкновению точек зрения, к дискуссии. И в боль шинстве случаев это был серь езный спор о том, как нам лучше делать наше общее де ло, о том, на каких путях ли тература с наибольшей эф фективностью может помочь народу и партии в осуществ лении того исторического пе релома, который начался в нашей жизни и без которого наше Отечество в перспекти ве не может существовать. — Что, на ваш взгляд, должен читатель знать о «кух не», «закулисной жизни» лите ратурного процесса? Не слиш ком ли многое здесь покры то тайной, вызывающей слу хи, нездоровый ажиотаж! — Великие русские писате ли всегда протестовали про тив того, чтобы судить о лите ратуре и писателях, так ска зать, через восприятие камер динера. Такой взгляд на ли тературу не только снимает с нее ореол, но часто и попро сту неточен. Для русской ли тературы XIX века была ха рактерна очень большая осто рожность в этих вопросах. И осторожность, и деликатность, и, я бы сказал, целомудрен ность. И теперь историк лите ратуры с большой осторож ностью исследует всю тягост ность личных отношений, до пустим, Гончарова и Тургене ва, Достоевского и Толстого. А в ту пору это и- вообще-то остерегались выносить на по верхность. Любой человек та ит в себе противоречия, лич ные тяготы, неудачи, драмы. Главное в жизни литерату ры и писателя — книги. В них сказано практически все. Их надо уметь читать, пони мать и истолковывать. Вот почему я не сторонник того, чтобы наша печать по гружалась в закулисную жизнь От кровенный разговор о лит ерат уре и жизни литературы. Но, конечно, ког да жизнь «кулис» переходит границы нормы, несет в се бе моменты, связанные с серьезным политическим, нравственным и идейным ущербом, тогда другое дело. В конечном счете ведь все так называемые диссидент ские, дела тоже начинались с «кухни». Но там «кухня» име ла уже политический смысл. Поэтому иногда приходится и кое-какие закулисные дела вы носить на суд общественно сти. — Это действительно дели катный вопрос. Но я ставлю себя в положение читателя, просто человека, который «что-то» слышал. Ведь пи сательские имена у нас в по чете. А в многочисленных ин тервью, статьях, телерепорта- жах самые сложные писате ли порой предстают пригла женными, изрекают банально сти. Не может быть такой не интересный человек интерес ным писателем. Отчеркивание от писателя всего личного и замена личного общеизвест ными лозунгами и словами не выход из положения, как бы деликатно это ни делалось. — Тогда у нас с вами про сто взаимное недопонимание или подмена понятий. Вне всякого сомнения, крупного писателя .надо показывать, на до осмыслять и освещать в печати как личность. Я за то, чтобы мы выпускали книги о писателях современных, где была бы их личная судьба, личная жизнь в какой-то мере. Невозможно, разумеется, по нять Белова без его деревни, его семьи, его родины, его судьбы. Здесь для меня нет вопроса. Но необходим чи стый подход, без предвзято го стремления вытащить что- то низменное. Я против дегероизации пи сательского труда и самого писателя. Когда-то Марина Цветаева говорила, что к рус скому писателю народ шел как к царю — за правдой. И вот этот высочайший авторитет лучших наших современных- писателей, видимо, надо со хранять. Этого они заслужи вают. Достаточно указать на ту работу, которую проводит наша литература в защиту природы. Писатели и некото рые ученые добились, напри мер, изменения отношения об щества и правительства к та кому острому вопросу, как поворот северных рек. Дея тельность наших писателей в защиту природы, по охране памятников истории и архи тектуры заслуживает огромно го уважения. — Теперь я хотел бы перей ти к вопросам, касающимся качества и содержания про изведений современных совет ских писателей. Не теряет ли советская литература пози ций, завоеванных русской ли тературой XIX века! — Русская литература XIX века— это такая горная гря да, такие выси, которые в истории любого народа, в том числе и нашего, может быть, трудно достижимы впослед ствии. И ставить вопрос так: сравнялись ли мы сегодня с такими колоссами и гениями, как Гоголь, Пушкин, Достоев ский, Толстой и т. д., навер ное, было бы неправильно. При всем том наша литера тура, если судить по ее сего дняшним вершинам, — это могучая литература, и я ду маю, что советская литерату ра XX века успешно соперни чает с западной и вообще яв ляется одной из самых могу щественных в мире по коли честву и качеству талантов. Я назову ряд имен, кото рые, с моей точки зрения, эту мысль уровнем своего творчества подтверждают. Аб рамов, Белов, Бондарев, Три фонов, Астафьев, Распутин, Носов, Можаев, Залыгин, Ка заков, Айтматов, Тендряков, Шукшин, Катаев... Все это вы сокая, подлинная проза. И она останется. А если к этим име нам добавить еще писателей из предшествующих десятиле- •тий: Фадеева, Платонова, Бул гакова, других, да еще две та кие колоссальные фигуры, как Леонов и Шолохоб, который, безусловно, является величай шим писателем XX века (я бе ру только прозу), то становит ся ясно: мы идем с латино американской и североамери канской литературами на рав ных. Кстати, американские писатели относятся к нашим советским писателям с очень большим уважением. Точнее, начали относиться с тех пор, как нас стали переводить на Западе. Западная Европа, конечно, тоже дает ряд славных имен в этом веке, но мы уж никак не скуднее их. Думаю, при бедняться нам здесь не стоит. — На съезде много говори лось о бессмысленности су ществования «белых пятен» в истории нашей литературы, о необходимости вернуть чита телям многие писательские имена и творения. — Эти «белые пятна» возни кали по двум причинам. Од на — это свойственная чело вечеству забывчивость, небла годарность по отношению к предшественникам, леность мысли и ума. Вторая причина — это известные недостатки и недочеты нашей культурной политики, связанные подчас с догматической узостью, при- митивизированным подходом к культурному наследию. Но в последнее время в связи с тем, что в обществе в целом вырос интерес к нашей исто рии, к нашему историческому и культурному наследию, здесь заметно движение к лучшему. Скажем, под руко водством Сергея Павловича Залыгина издательство «Со ветская Россия» выпускает се рию книг, посвященную забы тым писателем XIX века. Я думаю, найдутся подвижники, которые будут проводить та кую же работу и примени тельно к истории советской литературы. После XX съезда партии, в условиях восстановления ле нинских норм, была продела на огромная работа с тем, чтобы этих «белых пятен» в истории русской и советской литературы было меньше. Мы вернули в нашу литературу Платонова, Булгакова, Пильня ка, Ремизова, вернули читате лям Бунина и Куприна, пол ностью восстановили нормаль ное отношение к таким деяте лям литературы, как Зощенко, Ахматова, Марина Цветаева. Недавно наши любители поэ 10 октября 1986 года зии получили в газетных пуб ликациях стихотворения Гу милева, в серии «Библиотека поэта» готовится его сборник. В ближайшее время наши чи татели получат прозу Замяти на, Ходасевича, а возможно, и какие-то произведения Вла димира Набокова... — Нас часто упрекают на Западе за то, что мы исклю чаем из русской и советской литературы произведения пи сателей, эмигрировавших в последнее время. Нужно ли, на ваш взгляд, анализировать их творчество в общем русле советской и русской литера туры! — Они бы очень этого хо тели. Они просто мечтают об этом. Однако посмотрим, о ком идет речь. Слово «дис сидент» в отношении этих пи сателей навязано нам запад ной пропагандой. В букваль ном переводе оно означает инакомыслящий, но речь ведь идет не об инакомыслящих, а об инакодействующих, о лю дях, которые заняли откро венно враждебную нашему народу, нашему обществу, да и нашей литературе позицию. О тех, кто пошел на службу нашему классовому противни ку, кто кормится за счет аме риканских спецслужб, то есть о предателях, отщепенцах. Ведь и Максимов, и Аксенов, и Гладилин, и Войнович рабо тают или выступают на радио станции «Свобода» и в орга нах НТС, которые напрямую финансируются ЦРУ США. Люди, которые здесь про возглашали себя «независимы ми» от политики, пытавшиеся играть в «чистую литературу», там стали заниматься самой низкопробной политикой для того, чтобы заработать себе на существование по принци пу тридцати сребреников. Эти люди, которые здесь писали и выпускали книги, получали хорошую прессу, имели чита телей, то есть были писателя ми, там превратились, в об- щем-то, в очень плоских спе кулянтов, чье «творчество» относится к жанру пасквиля. Они мечтают о том, .чтобы мь! анализировали их «творчест во», но, думаю, — это слиш ком большая честь для тех, кто выпускает антисоветскую пасквилянтскую литературу. Одна из наиболее любопыт ных черт так называемого дис сидентства заключается как раз в том, что они всеми си лами пытаются как бы присо седиться к нашей литературе. С этими целями в свое время в Калифорнии была проведе на конференция, на- которой высказывалась мысль о суще ствовании единой русской не официальной литературы в СССР и на Западе, которая противостоит официальной со ветской литературе. И они в эту «неофициальную русскую литературу» помимо себя включали лучшие имена со ветской литературы, пытая$к оторвать их от нашего стрсйг' от Советской власти. Полити ческий аспект такого «литера туроведения» очевиден. Я убежден, что если «творчест во» этих писателей, и заслу живает анализа, то лишь е одной целью — их развенча ния и доказательства того, что они обрекли себя на полную творческую несостоятельность. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz