Рыбный Мурман. 1986 г. Октябрь.
ПЯРПЛПЕЛИ --------------- На волне ------------- «психологической» войны ------------------------------ Продолжаем разговор -------- -— - * --------------- Случайных людей не надо Разговор, поднятый на страницах ежене дельника о том, каким должен быть полит работник на судах промыслового флота, его подготовке, представляет собой злободнев ную тему сегодняшнего дня. И начинать эту важную работу по пере стройке первых помощников надо было мно го пятилеток назад. Сейчас флоты столкну лись с огромной проблемой — где и как найти политработника, отвечающего всем требованиям приказа Минрыбхоза? И это в то время, когда и других специалистов (особенно с высшим образованием) практиче ски во многих отделах и службах не хватает. Естественно, от случайных людей здесь никто не застрахован. Поснольну сейчас политработники должны иметь только высшее отраслевое образование, мы предлагаем существенно пересмотреть учебную программу обучения на 9-месяч ных курсах подготовки первых помощников. Нужно не изучать заново курс философии, по литэкономии и т. д., а основной упор сделать на изучение тех проблем, с которыми первые помощники сталкиваются при работе на су дах. С учетом этих пожеланий курс обучения сократить до 2—3 месяцев. Одновременно необходимо увеличить требо вания к обучающимся, ибо сейчас большинст во из них проводят драгоценное время обуче ния не совсем плодотворно. И вместе с этим следует добиться разрешения от Минрыбхоза СССР использовать на должностях первых по мощников капитанов выпускников Высших партийных школ. В перспективе необходимо открыть факуль тет партийно-политической работы при МВИМУ им. Ленинского комсомола с двух годичным сроком обучения. Думаю, что для специалистов, имеющих среднее специальное морское образование, этот факультет будет основной формой обучения и становления на путь политработника с учетом требований приказа МРХ СССР. Ю. КОНСТАНТИНОВ, секретарь парткома «Мурманрыбпрома». Убежденность ----------------------- ФЛОТСКИЕ КОМИССАРЫ------------------------- Б ЫЛО жаркое испанское утро. Большой автоном ный траулер «Григорий Ков- тун» медленно приближался к причалу порта Санта-Крус-де- Тенерифе. Второй помощник капитана Александр Васильевич Бессо нов не в первый раз заходит на Канарские острова. Алек сандр Васильевич бросил при стальный взгляд на берег. По серому бетону к месту швар товки «Григория Ковтуна» подтягивались автомобили. «Все как обычно, — усмех нулся штурман. — Портовые бизнесмены сгорают от нетер пения. Значит, вахта будет не легкой». Многие из этих водителей хорошо знакомы рыбакам. Всякий раз они встречают при ходящее судно. И тот, кто впервые сталкивается с ними, может услышать нескончае мый поток сетований на тя желую жизнь, рост цен, недо ступность продуктов питания. Каждая такая «исповедь» произносится непременно в жалостливой форме, с явным стремлением вызвать сочувст вие в душе рыбака. Но так ли уж искренне говорят о сво ей бедности те, кто выстраи вает автомобили на причале у места швартовки советских траулеров? — Днем они предлагают купить фанту, кока-колу, — рассказывает первый помощ ник капитана А. В. Арьков. — Постоянно у борта судна на ходились три — пять «торгов цев». Особенно активно вел себя владелец желтого легко вого фургона. А ночью эти люди наглели. Правда, первая ночная вах та прошла спокойно. Не было неожиданностей и на следую щий день. Наступила вторая ночь стоянки. Вахтенный по мощник капитана А. В. Бессо нов вышел на крыло мости ка. Огни освещали причал, многочисленные суда. «Интересно, почему не уез жает желтый фургон?» — раз думывал штурман, направля ясь к вахтенному матросу у трапа. — Как обстановка? — Тихо, — ответил матрос первого класса В. А. Василь ев. — Только водитель ведет себя подозрительно. — А в чем дело? — Заглядызает в иллюми наторы, — ответил матрос, — предлагает что-то в свертке. Вахтенный помощник при казал опустить трап на при чал, по привычке зафиксиро вал точное время: 01.45. Бы стро сошел и направился к водителю. На вопросы, поче му заглядывает в иллюмина торы, что в свертке, — тот не отвечал. Старательно прятал пакет за спину. Пришлось энергично пре сечь провокационную актив ность портового бизнесмена. Живущим на Западе знако ма с детских лет расхожая фраза, что время — деньги. Буханка хлеба, несколько хво стов рыбы — все берут. Осо бенно большую прибыль дает воровство. Похищенные кап роновые концы используются как сырье, пускают в перера ботку и делают полиэтилено вые пакеты, немного краски — и вот вам яркий заморский товар, который предлагают морякам. Из бронзовых дета лей льют брелки и предлага ют нам. Они дежурят у бортов со ветских траулеров сутками. И цель не только в ченче. Все настойчивей ищут в среде советских моряков лиц, спо собных нелегально привезти в нашу страну идеологически вредную литературу. Не всег да эти поиски, к сожалению, безрезультатны. Только в 1985 году таможенные власти изъяли у моряков бассейна около 200 экземпляров подоб ной литературы. Имена и фамилии многих из тех, кто льет поток лжи и клеветы на социалистический строй, известны нашим моря кам. Это прежде всего Мель ников Борис Григорьевич (на стоящая фамилия Миллер, сын белоэмигранта, прибыл на Канары из Лондона). Пред ставляется нашим морякам корреспондентом журнала «Страна и мир» (идеологиче ски вредного). Младший его сын помогает отцу — подсовывает в карма ны зазевавшимся морякам ан тисоветские издания. Чекарлиев Юрий (он же Жора Чигари), уроженец Одессы, в 1945 году дезерти ровал из Советской Армии. Выдает себя за туриста, со трудника АПН, шипшандлера. Гинзбург Эдуард — 1932 года рождения, уроженец Москвы. В 1972 году после отбытия в тюрьме уголовного наказания покинул СССР, жи вет в ФРГ. Является активным функционером НТС, коррес пондентом радиостанции «Сво бода», «Свободная Европа» и издательства «Посев». Здесь же, в Лас-Пальмасе, враждебную советским моря кам работу ведут Жуковский (Андрей Окулов), В. А. Соро кин, Яручик Александр (при был из США), Дейкун Алек сандр (последние два — аме риканские функционеры рели гиозного клуба «Алекс», рас пространяют антисоветскую и религиозную литературу). Гла голев, Вайснер Эдуард — оба занимаются антисоветской об работкой моряков. Сталкиваясь с этими отще пенцами, помни, моряк, что нередко перед тобой преда тель, изменник Родины. В. ОЛЕЙНИКОВ. («Труженик моря» № 66). г. Севастополь. Путь в первые помощни ки капитана не всегда прямой и легкий. Н е редко случается,- что чело век сменит не одну про фессию, пока не обретет се бя в должности, о которой, быть может, лет десять назад и не помышлял. Так случилось н с Вита лием Витальевичем Л ебеде вым, а сейчас он твердо уве рен, что нашел себя в этой, прямо скажем , очень непро стой работе. И это подтверждают его дела. Недаром в парткоме «Севрыбхолодфлота» сразу ж е предложили его канди датуру, как одного из луч ших пропагандистов и пер вых помощников капитана, несмотря даж е на то, что помполитский стаж его по ка небольшой — два года. Суда, на которых Лебедев ходил в море, не назовешь супер-современными. Это до вольно «немолодые» плав базы — «Северодвинск» и «Сергей Василисин». По следняя после 4-месячного рейса недавно вернулась в порт и встала в ремонт. Входить в новый экипаж всегда непросто, тем более такой, как был на «Сергее Василисине» в первые дни рейса. Половина новичков, среди них попалось немало и людей случайных, для ко го понятия «честь экипажа», «имя на борту» и многие другие были чисто абстракт ными. В зять, к примеру, исто рию с красным уголком. Не ухоженный, с ободранными подшивками разрозненны х газет, обкуренный, он про изводил удручающее впечат ление. Виталий Витальевич дл я начала предложил вер нуть красному уголку его истинное назначение. В свободное врем я сделали ремонт, стали оформлять на глядную агитацию . Посте пенно моряки увлеклись но вым делом. К концу рейса красный уголок было не узнать. Ж и вые цветы рядом с портре том героя, имя которого но сит судно. Яркое, красочное оформление стен, библиоте чка, аккуратны е . подшивки газет. Теперь уже никто не позволял себе зайти в крас ный уголок с сигаретой. За* то частенько стали прихо дить сюда моряки почитать книжку, газеты , просто по говорить с товарищем.' И самое главное, эта об щ ая работа выявила талан ты. Оказалось, что Василий Б ар л як неплохо владеет резьбой по дереву, Виктор Григорьев увлекается чекан кой, Герман Волков рисует. Оформлять красный уголок помогали практически все. На «Северодвинске» и «Сергее Василисине» Вита лий Витальевич вел школу комсомольской учебы. Как и все слушатели, молодые моряки » особое внимание уделяли изучению материа лов XXVII съезда КПСС. Любое занятие пропагандист старался использовать для откровенного разговора с комсомольцами, пытался от ветить на все вопросы, ко торые их волновали. И очень радовался, когда видел, как горячо спорили ребята, за думывались над «больны ми» проблемами, отстаивали свою позицию. , Когда выш ел У каз по борьбе с пьянством, Л ебе дев предложил слуш ателям провести занятие в форме деловой игры. Морякам "да валась несколько практиче ских заданий, которые они с помощью пропагандиста пытались решить. Нужно ли говорить, что на таких за нятиях молчаливых не бы ло. Росли активность людей, их ответственность за всё происходящее рядом с ними. Недаром, наверное, экипаж плавбазы «Сергей Васили син» был один из инициато ров месячника « З а здоровый быт». Я спросила у Виталия Ви тальевича: уверен ли он в том, что морякам так уж необходимы подобные зан я тия, игры. Бытует ведь мне ние, что море существует для работы, тяжелой, порой изнурительной. Где уж тут найти время, силы дл я под готовки к занятиям? — Уверен, — твердо от ветил мой собеседник. — Человеку необходимо знать, для чего он существует, ра ботает. Ему хочется чувст вовать значимость своего труда. Понимать, что труд дает ему не только матери альное вознаграждение. Л. ЛОПАТКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz