Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

Д Щ -'l _____!«■■IPI U j .. .. ______ __.!UL'JJ" ! in . ,■■■■J. Ш Л .ЧЛ."* ! ! . . .L l— , J 1 JJ IlM ii.f---- 1 ! 11 I'.F.lL.Wb.'.'F.LH.L 1 ! 1 . \ П ЗП Ч\ .'■■HHL.'IJ'li-'-Jll.UHI. il ll.'JH.'H .ЯП. ■ 11 И Я • Беседа с увлеченным человеком • Л ЕТ ЭТОМУ СУДНУ столько же, сколько и городу «* Мурманску, — семьдесят лет. Штрих, казалось бы, незначительный, но он позволяет более осязаемо представить себе судьбу корабля. 1916 год — мировая война, еще ие первая, еще без порядкового номера... Тесные бараки буду­ щего Мурманска, начало строительства порта. Затем — ре­ волюция, перевернувшая всю страну, нашествие интервентов и освобождение от них. Бурные тридцатые: освоение богатств Кольского полуострова, арктических просторов нашей стра- Великая Отечественная — и еще сорок лет после нее, %огда Мурманск был отстроен практически заново. Сквозь все эти суровые времена судно прошло, как сквозь тяжелые льды, не обходя их, а напролом. Имя его — ледокол «Кра­ син». Повод вновь напомнить о яркой биографии знаменитого ледокола вот какой. Сегодня у нас в гостях человек, ко­ торый несколько лет до последнего времени плавал на «Кра­ сине» и успел оставить о себе на судне добрую память. Не только работой первого помощника капитана, но и теми де­ лами, которые вовсе не относились к его прямым обязанно­ стям. О них и пойдет главным образом речь. А для разговора нам с Владимиром Ильичом Лабурским пришлось подняться на борт ледокола, который принадле­ жит в настоящее время разведчикам арктической нефти и газа и стоит в одном из доков судоремонтного завода ММП. Мы идем коридорами этого небольшого по нынешним мер­ кам судна. С переборок смотрят фотографии, документы, картины... Это — часть судового музея, который был орга­ низован по инициативе Лабурского. Владимир Лабурский: «Помгает понимать мир илюдей» — Владимир Ильич, для на­ чала такой вопрос: случайно ли ледокол получил имя именно Леонида Борисовича Красина? — Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Но, уверен, сыграло роль и то, что Красин принимал самое живое участие в судьбе «Святогора», как называлось судно до двадцать седьмого года. Ледокол ведь был по­ строен в Англии, и в годы интервенции англичане от­ буксировали его к себе. Что­ бы вернуть его, Советское правительство должно было выплатить 58 тысяч фунтов стерлингов. Переговорами по этому вопросу непосредст­ венно занимался Красин. Но, возможно, и без этого ледо­ кол получил бы имя славно­ го революционера. Ведь по тем временам это было са­ мое мощное судно такого рода. Его богатырская сила и роль в освоении Арктики вполне соответствовали авто­ ритету Леонида Борисовича в партии и народе. До Ок­ тябрьской революции — не­ утомимый добытчик денег на партийные нужды и распро­ странитель «Искры», приго­ воренный к смертной казни. После — руководитель не­ скольких наркоматов, крас­ ный дипломат, с именем ко­ торого связаны Брестский мир, конференция в Гааге. Во многом благодаря Краси­ ну была прорвана экономи­ ческая блокада капиталисти­ ческих стран. Вспомнить хо­ тя бы тысячу паровозов, за­ купленных в Швеции, — как они были необходимы разрушенной, задыхающейся без транспорта стране! Если до революции Красин добы­ вал деньги, то после нее — тратил. Но как! Вот видите на этом стенде его слова: «Принципом нашим должно быть, чтобы каждый истра­ ченный золотой рубль не только приносил пользу стра­ не, но и непременно бы воз­ вращался в Наркомвнешторг в вчде сырья или товаров, по реализации которых мож­ но выручить полтора или два таких рубля. Всякое иное расходование золотого фонда... есть чистейшее пре­ ступление с точки зрения... интересов своей страны». Чувствуете? То же самое, что и сейчас говорится об этих-проблемах! Расходовать средства так. чтобы онч не­ пременно п ри н оси л и при­ быль — и никаких! Почаще бы нам. честное слово, воз­ вращаться к мыслям, выска­ занным деятелями револю­ ции много лет назад. — Как возникла мысль ор- ганиэовать на судне музей? $то не партийное поручение? — Очень естественная, по-моему, мысль. Когда я впервые пришел на ледокол, то сразу подумал, что надо заняться сбором материалов о жизни Леонида Борисови­ ча. Тем более первичный фонд уже был. В судовом музее как бы сплелись био­ графии челобека и парохода. Они дополняют друг друга. У нас есть кубки, знамена, полученные экипажем еще в двадцатые годы. Вот, напри­ мер, знамя, врученное моря­ кам за участие в походе к месту гибели «Челюскина». Но| конечно, пришлось до­ вольно много копаться в ар­ хивах, в специальной лите­ ратуре, чтобы достаточно полно воссоздать основные этапы жизни самого Краси­ на. В этом принимали уча­ стие многие члены экипа­ жа... Словом, поручения та­ кого мне никто не давал, но, по-моему, музей на «Краси­ не» — самое настоящее партийное дело. Так я его воспринимал. — Какие из найденных до­ кументов вам наиболее доро­ ги? — У экипажа завязалась оживленная переписка со школьниками из города Кур­ гана. где в свое время родил­ ся Леонид Борисович. Там есть музей его имени, в школах развивается пионер­ ское движение краспнцев. В этой переписке принимали участие многие моряки, це­ лый шкаф накопился. Кро­ ме всего прочего, эго ведь событие — после несколь­ ких месяцев в Арктике полу­ чить письмо. А ребята сооб­ щали и новые интересные сведения о жизни Красина, которые им удалось найти в результате следопытской ра­ боты. Однажды в Курган бы­ ли приглашены дочери Лео­ нида Борисовича. Так у них сложились судьбы, что одна жила в Париже, а другая в Лондоне. Но старшая дочь, Людмила, не смогла прие­ хать. ей было за восе мьде- сят. А с младшей, Любовью Матиас, мне довелось позна­ комиться, как представите­ лю судна, носящего имя ее отца. Весьма бодрая пожи­ лая женщина. приветствие в Кургане она произнесла на семи языках. Рассказывала много интересного о своем отце, его внутреннем мире. Критиковала, между про­ чим, фильм о Красине, который тогда появился на экранах. Актеру, по ее мнению, не удалось сделать образ достаточно похожим на Леонида Борисовича. По­ том у нас завязалась пе­ реписка с обеими сестрами. В письмах они также сооб­ щали много деталей судьбы Красина. Думаю, эти экспо­ наты — среди самых инте­ ресных в нашем скромном музее. — Владимир Ильич, на бор­ ту «Красина » много картин. В основном они написаны вами. Это тоже часть музея? — Да, конечно. Наиболее ценной считаю картину, напи­ санную в тридцатые годы художником, фамилию кото­ рого трудно теперь устано­ вить. Здесь «Красин» пока­ зан таким, каким он был до реконструкции, проведенной в пятьдесят четвертом году. Картина написана гуашью, когда я ее увидел, она была в неважном состоянии, при­ шлось заняться реставраци­ ей. Потом я сделал с нее не­ сколько копий маслом, пода­ рил их экипажам других су­ дов. — А вот эти картины, рас­ сказывающие о некоторых эпи­ зодах биографии ледокола, — как они создавались? — Книги, исторические описания плюс немного фан­ тазии. Вот. например, спасе­ ние участников драматиче­ ски закончившейся экспеди­ ции под руководством Ум­ берто Нобиле на дирижабле «Италия». Помните, этой ис­ тории был посвящен совет­ ско-итальянский фильм «Красная палатка»? Кстати, в этом фильме одну из важ­ нейших ролей исполнял наш ледокол собственной пер­ соной. Именно он ведь в двадцать восьмом году снял семерых участников экспедиции со льдины. И мне захотелось воплотить этот эпизод средствами живописи; как раз тот мо­ мент. когда судно подошло к ледовому полю, на котором примостилась красная палат­ ка... Вот другая картина, ее сюжет тоже связан с этим походом. На борту ледокола был самолет, который пило­ тировал полярный летчик Чухновский. Он с воздуха обнаружил красную палатку и радировал об этом на суд­ но. Но посадка была неудач­ ной — самолет разбился на торосах. впрочем, пилот остался жив. Этот момент я тоже нарисовал. — Н а следующей картине не очень понятен сюжет. Две трубы торчат из воды, мачты... — Чтобы понять, надо знать историю ледокола. Де­ ло в том, что в годы интер­ венции англичане угрожали захватить Архангельск. И чтобы предотвратить втор­ жение, в устье Северной Дви­ ны было затоплено несколь­ ко судов, среди них и «Свя- тогор». Все это помогло за­ щитникам города. Правда, сам ледокол англичане все- таки подняли и увели с со­ бой... Когда я прочитал об этом случае, то заработала фантазия, захотелось зримо показать судно, которое, да­ же будучи затопленным, оставалось в строю защит­ ников советского города. — Как вы начали занимать­ ся живописью? —- Это история давняя. Еще в школе к нам однаж­ ды пришел оформитель. Я внимательно наблюдал за его работой, она мне очень понравилась. Тогда и возник­ ло желание попробовать са­ мому. Потом наша семья жи­ ла три года в Ташкенте, там я расписывал стены на­ циональными узбекскими узорами. В армии тоже мно­ го рисовал. Затем, уже по­ лучив педагогическое обра­ зование, прошел в Ленин­ градском институте усовер­ шенствования учителей спе­ циальные курсы учителей рисования. Конечно, худож­ ником я себя не считаю, но живопись помогает мне жить, быть может, в чем- то лучше понимать мир и людей. — Владимир Ильич, ваших картин на ледоколе очень мно­ го. И большинство — >чо арк­ тические пейзажи: море, льды, айсберги. Раньше мне каза­ лось, что в плавании моряков чаще тянет на земные сюжеты, а на суше наоборот... — Ну это, видимо, у всех по-разному. Я лично, когда в первый раз вышел в Арк­ тику, то был просто потря­ сен ее красотой и величием. Этого не передадут ни фо­ тографии. ни нино. Порази­ тельная цветовая гамма, ка­ кие-то излучающиеся крас­ ки... Вот взять северное сия­ ние. На берегу поднял голо­ ву — и смотри. А там та­ кое ощущение, словно ты внутри него сам находишь­ ся. И айсберги, н птицы ста­ новятся то красными, то зе­ леными от игры его света. Я просто не был готов к таким ошеломляющим впе­ чатлениям! И как на грех — под рукой ни одного холста. Так и получилось, что пер­ вые арктические пейзажи рисовал прямо на перебор­ ках судна, другой возможно­ сти не было. Эти пейзажи сохранились до сих пор. — Знаю, что у вас дома есть небольшой музыкальный ансамбль, в составе которого — члены вашей семьи. Вы пишете также и стихи. Какому из увлечений уделяете больше времени? — Если говорить о пла­ вании, то тут больше всею времени отдаешь общению с людьми. Редкий вечер у ме­ ня в каюте не собиралось хотя бы несколько человек поговорить о делах, заботах, да просто о жизни... Но ведь бывают и минуты, когда хо­ чется побыть одному. Тогда открывал иллюминатор и са­ дился за фортепьяно. Знае­ те. в Арктике такая тишина — за пять километров слы­ шно музыку. Но в целом, пожалуй, живопись для ме­ ня важнее. — Владимир Ильич, а кто такой. по-вашему, увлечен­ ный человек? Иногда прихо­ дится встречаться с мнени­ ем, что. мол, всяческие посто­ ронние занятия — от лукавого. Что не следует человеку от­ влекаться от главного своего дела, от работы. — Конечно, бывает по- всякому. Но чаще, на мой взгляд, увлеченный человек и на работе занимает актив­ ную позицию. Он и рацио­ нализатор, и изобретатель, и общественник. Нет. увлече­ ния не мешают делу, наобо­ рот. Человек острее видит, более чутко реагирует на все. что нарушает гармонию. Будь то гармония, в произ­ водственном процессе или в человеческих взаимоотноше­ ниях. .. Мы прощаемся с «Кра­ синым». Спускаемся по трапу вниз и оказываемся под ледоколом. Я беру на память несколько ракушек, что прилипли к днищу_ в дальних странствиях. Кор­ пус ледокола не сварной, а клепаный, от этого судно похоже на человека, который замерз и покрылся пупы­ рышками. «гусиной кожей»... Т?к ли? Я прикладываю ру­ ку к корпусу и — честное споро ! — чувствую тепло. В. НИСЕНБАУМ, работник областного науч­ но методического центра народного творчества и культлросветработы. Фото автора. ноября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz