Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.
Д Щ -'l _____!«■■IPI U j .. .. ______ __.!UL'JJ" ! in . ,■■■■J. Ш Л .ЧЛ."* ! ! . . .L l— , J 1 JJ IlM ii.f---- 1 ! 11 I'.F.lL.Wb.'.'F.LH.L 1 ! 1 . \ П ЗП Ч\ .'■■HHL.'IJ'li-'-Jll.UHI. il ll.'JH.'H .ЯП. ■ 11 И Я • Беседа с увлеченным человеком • Л ЕТ ЭТОМУ СУДНУ столько же, сколько и городу «* Мурманску, — семьдесят лет. Штрих, казалось бы, незначительный, но он позволяет более осязаемо представить себе судьбу корабля. 1916 год — мировая война, еще ие первая, еще без порядкового номера... Тесные бараки буду щего Мурманска, начало строительства порта. Затем — ре волюция, перевернувшая всю страну, нашествие интервентов и освобождение от них. Бурные тридцатые: освоение богатств Кольского полуострова, арктических просторов нашей стра- Великая Отечественная — и еще сорок лет после нее, %огда Мурманск был отстроен практически заново. Сквозь все эти суровые времена судно прошло, как сквозь тяжелые льды, не обходя их, а напролом. Имя его — ледокол «Кра син». Повод вновь напомнить о яркой биографии знаменитого ледокола вот какой. Сегодня у нас в гостях человек, ко торый несколько лет до последнего времени плавал на «Кра сине» и успел оставить о себе на судне добрую память. Не только работой первого помощника капитана, но и теми де лами, которые вовсе не относились к его прямым обязанно стям. О них и пойдет главным образом речь. А для разговора нам с Владимиром Ильичом Лабурским пришлось подняться на борт ледокола, который принадле жит в настоящее время разведчикам арктической нефти и газа и стоит в одном из доков судоремонтного завода ММП. Мы идем коридорами этого небольшого по нынешним мер кам судна. С переборок смотрят фотографии, документы, картины... Это — часть судового музея, который был орга низован по инициативе Лабурского. Владимир Лабурский: «Помгает понимать мир илюдей» — Владимир Ильич, для на чала такой вопрос: случайно ли ледокол получил имя именно Леонида Борисовича Красина? — Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Но, уверен, сыграло роль и то, что Красин принимал самое живое участие в судьбе «Святогора», как называлось судно до двадцать седьмого года. Ледокол ведь был по строен в Англии, и в годы интервенции англичане от буксировали его к себе. Что бы вернуть его, Советское правительство должно было выплатить 58 тысяч фунтов стерлингов. Переговорами по этому вопросу непосредст венно занимался Красин. Но, возможно, и без этого ледо кол получил бы имя славно го революционера. Ведь по тем временам это было са мое мощное судно такого рода. Его богатырская сила и роль в освоении Арктики вполне соответствовали авто ритету Леонида Борисовича в партии и народе. До Ок тябрьской революции — не утомимый добытчик денег на партийные нужды и распро странитель «Искры», приго воренный к смертной казни. После — руководитель не скольких наркоматов, крас ный дипломат, с именем ко торого связаны Брестский мир, конференция в Гааге. Во многом благодаря Краси ну была прорвана экономи ческая блокада капиталисти ческих стран. Вспомнить хо тя бы тысячу паровозов, за купленных в Швеции, — как они были необходимы разрушенной, задыхающейся без транспорта стране! Если до революции Красин добы вал деньги, то после нее — тратил. Но как! Вот видите на этом стенде его слова: «Принципом нашим должно быть, чтобы каждый истра ченный золотой рубль не только приносил пользу стра не, но и непременно бы воз вращался в Наркомвнешторг в вчде сырья или товаров, по реализации которых мож но выручить полтора или два таких рубля. Всякое иное расходование золотого фонда... есть чистейшее пре ступление с точки зрения... интересов своей страны». Чувствуете? То же самое, что и сейчас говорится об этих-проблемах! Расходовать средства так. чтобы онч не пременно п ри н оси л и при быль — и никаких! Почаще бы нам. честное слово, воз вращаться к мыслям, выска занным деятелями револю ции много лет назад. — Как возникла мысль ор- ганиэовать на судне музей? $то не партийное поручение? — Очень естественная, по-моему, мысль. Когда я впервые пришел на ледокол, то сразу подумал, что надо заняться сбором материалов о жизни Леонида Борисови ча. Тем более первичный фонд уже был. В судовом музее как бы сплелись био графии челобека и парохода. Они дополняют друг друга. У нас есть кубки, знамена, полученные экипажем еще в двадцатые годы. Вот, напри мер, знамя, врученное моря кам за участие в походе к месту гибели «Челюскина». Но| конечно, пришлось до вольно много копаться в ар хивах, в специальной лите ратуре, чтобы достаточно полно воссоздать основные этапы жизни самого Краси на. В этом принимали уча стие многие члены экипа жа... Словом, поручения та кого мне никто не давал, но, по-моему, музей на «Краси не» — самое настоящее партийное дело. Так я его воспринимал. — Какие из найденных до кументов вам наиболее доро ги? — У экипажа завязалась оживленная переписка со школьниками из города Кур гана. где в свое время родил ся Леонид Борисович. Там есть музей его имени, в школах развивается пионер ское движение краспнцев. В этой переписке принимали участие многие моряки, це лый шкаф накопился. Кро ме всего прочего, эго ведь событие — после несколь ких месяцев в Арктике полу чить письмо. А ребята сооб щали и новые интересные сведения о жизни Красина, которые им удалось найти в результате следопытской ра боты. Однажды в Курган бы ли приглашены дочери Лео нида Борисовича. Так у них сложились судьбы, что одна жила в Париже, а другая в Лондоне. Но старшая дочь, Людмила, не смогла прие хать. ей было за восе мьде- сят. А с младшей, Любовью Матиас, мне довелось позна комиться, как представите лю судна, носящего имя ее отца. Весьма бодрая пожи лая женщина. приветствие в Кургане она произнесла на семи языках. Рассказывала много интересного о своем отце, его внутреннем мире. Критиковала, между про чим, фильм о Красине, который тогда появился на экранах. Актеру, по ее мнению, не удалось сделать образ достаточно похожим на Леонида Борисовича. По том у нас завязалась пе реписка с обеими сестрами. В письмах они также сооб щали много деталей судьбы Красина. Думаю, эти экспо наты — среди самых инте ресных в нашем скромном музее. — Владимир Ильич, на бор ту «Красина » много картин. В основном они написаны вами. Это тоже часть музея? — Да, конечно. Наиболее ценной считаю картину, напи санную в тридцатые годы художником, фамилию кото рого трудно теперь устано вить. Здесь «Красин» пока зан таким, каким он был до реконструкции, проведенной в пятьдесят четвертом году. Картина написана гуашью, когда я ее увидел, она была в неважном состоянии, при шлось заняться реставраци ей. Потом я сделал с нее не сколько копий маслом, пода рил их экипажам других су дов. — А вот эти картины, рас сказывающие о некоторых эпи зодах биографии ледокола, — как они создавались? — Книги, исторические описания плюс немного фан тазии. Вот. например, спасе ние участников драматиче ски закончившейся экспеди ции под руководством Ум берто Нобиле на дирижабле «Италия». Помните, этой ис тории был посвящен совет ско-итальянский фильм «Красная палатка»? Кстати, в этом фильме одну из важ нейших ролей исполнял наш ледокол собственной пер соной. Именно он ведь в двадцать восьмом году снял семерых участников экспедиции со льдины. И мне захотелось воплотить этот эпизод средствами живописи; как раз тот мо мент. когда судно подошло к ледовому полю, на котором примостилась красная палат ка... Вот другая картина, ее сюжет тоже связан с этим походом. На борту ледокола был самолет, который пило тировал полярный летчик Чухновский. Он с воздуха обнаружил красную палатку и радировал об этом на суд но. Но посадка была неудач ной — самолет разбился на торосах. впрочем, пилот остался жив. Этот момент я тоже нарисовал. — Н а следующей картине не очень понятен сюжет. Две трубы торчат из воды, мачты... — Чтобы понять, надо знать историю ледокола. Де ло в том, что в годы интер венции англичане угрожали захватить Архангельск. И чтобы предотвратить втор жение, в устье Северной Дви ны было затоплено несколь ко судов, среди них и «Свя- тогор». Все это помогло за щитникам города. Правда, сам ледокол англичане все- таки подняли и увели с со бой... Когда я прочитал об этом случае, то заработала фантазия, захотелось зримо показать судно, которое, да же будучи затопленным, оставалось в строю защит ников советского города. — Как вы начали занимать ся живописью? —- Это история давняя. Еще в школе к нам однаж ды пришел оформитель. Я внимательно наблюдал за его работой, она мне очень понравилась. Тогда и возник ло желание попробовать са мому. Потом наша семья жи ла три года в Ташкенте, там я расписывал стены на циональными узбекскими узорами. В армии тоже мно го рисовал. Затем, уже по лучив педагогическое обра зование, прошел в Ленин градском институте усовер шенствования учителей спе циальные курсы учителей рисования. Конечно, худож ником я себя не считаю, но живопись помогает мне жить, быть может, в чем- то лучше понимать мир и людей. — Владимир Ильич, ваших картин на ледоколе очень мно го. И большинство — >чо арк тические пейзажи: море, льды, айсберги. Раньше мне каза лось, что в плавании моряков чаще тянет на земные сюжеты, а на суше наоборот... — Ну это, видимо, у всех по-разному. Я лично, когда в первый раз вышел в Арк тику, то был просто потря сен ее красотой и величием. Этого не передадут ни фо тографии. ни нино. Порази тельная цветовая гамма, ка кие-то излучающиеся крас ки... Вот взять северное сия ние. На берегу поднял голо ву — и смотри. А там та кое ощущение, словно ты внутри него сам находишь ся. И айсберги, н птицы ста новятся то красными, то зе леными от игры его света. Я просто не был готов к таким ошеломляющим впе чатлениям! И как на грех — под рукой ни одного холста. Так и получилось, что пер вые арктические пейзажи рисовал прямо на перебор ках судна, другой возможно сти не было. Эти пейзажи сохранились до сих пор. — Знаю, что у вас дома есть небольшой музыкальный ансамбль, в составе которого — члены вашей семьи. Вы пишете также и стихи. Какому из увлечений уделяете больше времени? — Если говорить о пла вании, то тут больше всею времени отдаешь общению с людьми. Редкий вечер у ме ня в каюте не собиралось хотя бы несколько человек поговорить о делах, заботах, да просто о жизни... Но ведь бывают и минуты, когда хо чется побыть одному. Тогда открывал иллюминатор и са дился за фортепьяно. Знае те. в Арктике такая тишина — за пять километров слы шно музыку. Но в целом, пожалуй, живопись для ме ня важнее. — Владимир Ильич, а кто такой. по-вашему, увлечен ный человек? Иногда прихо дится встречаться с мнени ем, что. мол, всяческие посто ронние занятия — от лукавого. Что не следует человеку от влекаться от главного своего дела, от работы. — Конечно, бывает по- всякому. Но чаще, на мой взгляд, увлеченный человек и на работе занимает актив ную позицию. Он и рацио нализатор, и изобретатель, и общественник. Нет. увлече ния не мешают делу, наобо рот. Человек острее видит, более чутко реагирует на все. что нарушает гармонию. Будь то гармония, в произ водственном процессе или в человеческих взаимоотноше ниях. .. Мы прощаемся с «Кра синым». Спускаемся по трапу вниз и оказываемся под ледоколом. Я беру на память несколько ракушек, что прилипли к днищу_ в дальних странствиях. Кор пус ледокола не сварной, а клепаный, от этого судно похоже на человека, который замерз и покрылся пупы рышками. «гусиной кожей»... Т?к ли? Я прикладываю ру ку к корпусу и — честное споро ! — чувствую тепло. В. НИСЕНБАУМ, работник областного науч но методического центра народного творчества и культлросветработы. Фото автора. ноября 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz