Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

Безопасность мореплавания • Не повторять чужих ошибок Т РАУЛЕРУ «Марта Арендзее» не было года, когда судово­ дители посадили его на мель. Счастливое стечение обстоя­ тельств спасло судно и экипаж от кораблекрушения. Но и без того авария принесла немалые убытки флоту. Думается, причи­ ны ее настолько показательны, что специалистам будет полез­ но узнать о них в подробностях. Награникораблекрушения вала. Внимание: проблема" ■ «Популярная» авария .* Люди рыбацкого Севера ДЛИНОЮ Разговор с руководителем промысла не решил всей проблемы. Согласовали, что экипаж «Освеи» будет сда­ вать рыбу на промпереработ- ку. Однако помочь экипажу в треть века с картонной тарой отказа­ лись. Впрочем, Леонид Федо­ рович не особенно огорчился: он договорился с капитаном плавбазы, что использован­ ные ящики будут возвра­ щаться на траулер. Таким образом сдали три груза. И рейс СТМ «Освея» из убыточного превратился в прибыльный. Правда, приходилось каж­ дые 10 суток швартоваться к базе — дело, как известно, хлопотное и рискованное. Ведь на зыби и волнении сейнер-траулер валок и при швартовках плохо слушается руля. Только Леонид Федо­ рович управляет судном вир­ туозно. Впрочем, наверное,- так и должен действовать су­ доводитель, на груди которо­ го знак Министерства рыбно­ го хозяйства СССР «За без­ аварийную работу» в тече­ ние 25 лет. Капитан учел специфич­ ность этого типа судов. Ши­ рокие носовые обводы — значит, необходимо держать значительную скорость при швартовных операциях, ну а остальное подсказал много­ летний капитанский опыт. Например, при подходе глав­ ное — уловить момент ре­ зонанса в килевой качке двух швартующихся судов. И, когда траулер коснется причала базы, надо быстро закрепить носовую часть. Как только будут заведены через клюз носовой продоль­ ный и шпринговый швартов­ ные концы, можно считать швартовку законченной. Эта практика полностью себя оправдала. У Белякова не было ни одного случая на- Бытует мнение, что опыт и личность капитана во мно­ гом определяют и профессио­ нализм в работе всего экипа­ жа. Леонид Федорович со второго курса техникуму ушел на фронт. Медалям^/ «За отвагу», «За боевые за­ слуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Бер­ лина» отмечен боевой путь солдата Белякова. После войны он закончил в Ленин­ граде курсы и третьим по­ мощником капитана пришел в Мурманский траловый флот. И попал под опеку ка­ питана Р'Г «Салют» Павла Сазоновнча Самарина. Оба фронтовики, они с полуслова понимали друг друга. Траулер «Салют» числил­ ся тогда поисковым судном, однако из поисковых при­ боров на борту был лишь ба­ тометр — простейшее прй^у способление для забора при- грунтовой воды. С его по­ мощью искали рыбу на гра­ нице температурного гради­ ента: важно было удержаться на нем. — Как водичка? — спра­ шивал капитан у Белякова. И не было случая, чтобы тот замешкался с ответом. Молодой помощник капитана уверенно удерживал трау­ лер на изотерме. Наверное, поэтому капитаны промысло­ вых судов шли в указанные с «Салюта» координаты и знали: промашки не будет. Четыре года ходил Леонид Федорович штурманом, трид­ цать лет — капитаном про­ мыслового судна. Моряки траулера под командованием Белякова завоевывали по­ четный приз имени Ф. Е. Шамалуева и переходящий^! вымпел Министерства рыб- ' ного хозяйства СССР. А сколько молодых судово­ дителей стали известными на флоте капитанами, пройдя мудрую школу Леонида Фе­ доровича! Он учил их быть мастерами промысла и зна­ токами экономики, хороши­ ми воспитателями и грамот­ ными руководителями. В. миколюк, инженер ЦПКТБ. ИЗ ДОКУМЕНТОВ РАССЛЕ­ ДОВАНИЯ: «Волнения моря нет, ветер 3 метра в секунду, видимость 4—5 миль». ...Тихим сентябрьским ве­ чером СТМ «Марта А ренд­ зее» направился в бухту Ор- ловка в Териберской губе. Когда-то капитан Виталий Александрович Ермашев про­ мышлял здесь на судах бор­ тового траления и сохранил в памяти эту бухту, щедрую на уловы. — Курс — 295 градусов, — приказал он вахтенному третьему помощнику Андрею Ивановичу Васильеву. — Бу­ дем подходить к берегу — вызовите меня. И ушел с мостика. Оставшись один, штурман проложил курс... на 14 граду­ сов ближе к берегу, чем бы­ ло сказано капитаном. ИЗ ДОКУМЕНТОВ РАССЛЕ­ ДОВАНИЯ: «А. И. Васильев окончил М урманское м ор е ­ ходное училище имени И. И. Месяцева в 1985 году. За ис­ текший период активности и старания в работе не проя­ вил. Со старшими груб, на за­ мечания не реагирует. Име­ ет строгий выговор за халат­ ное отношение к своим обя­ занностям». ...Примерно через два часа на траулере стали спускать трал. По левому борту — со­ всем близко! — светился Териберский маяк. На мостике уже находи­ лись капитан и старший по­ мощник Владимир Юрьевич Черемин. Старпом встал у руля. Ка­ питан — у пульта управления траловой лебедкой, периоди­ чески поглядывая через пле­ чо на эхолот. ИЗ ДОКУМЕНТОВ РАССЛЕ­ ДОВАНИЯ: «В. А. Ермашев работает в Беломорской базе гослова с 1970 года. Имел 7 благодарностей и четыре на­ казания: в 1983 году — за нарушение ведения промыс­ ла в Баренцевом море, в 1984 году — за слабый конт­ роль за производственным процессом, в 1985 году — за низкую организацию штур­ манской службы, в 1986 году — снова за нарушение пра­ вил рыболовства. В долж но­ сти капитана 6 лет. Вот так. Специалист каж ­ дый год «хватает» по выгово­ ру. И — ничего, доверяют новенькое, со стапелей суд­ но, несколько десятков чело­ веческих жизней. Никого не насторожила строка в харак­ теристике: «проявил посред­ ственные организаторские способности, недостаточно требователен к подчиненным». Вот и на сей раз, зная, что на вахте молодой (и не очень-то старательный) штур­ ман, Виталий Александро­ вич без колебаний остав­ ляет его одного — ни матро- са-рулевого, ни впередсмот­ рящего, ни подвахтенного помощника, — не счел нуж ­ ным капитан проследить и то, ка к Васильев проложит нужный курс. И даже в са­ мый опасный момент — пово­ рот судна с тралом — Ер­ машев почел за благо заме­ нять лебедчика. А что же старпом? ИЗ ДОКУМЕНТОВ РАССЛЕ­ ДОВАНИЯ: «В. Ю. Черемин — инициативный, умелый о р ­ ганизатор. Хорошо освоил все виды промысла, к работе относится творчески. К под­ чиненным и себе предъяв­ ляет повышенные требова­ ния». Почему ж е Владимир Ю рь­ евич, бессменный (в течение трех лет) комсомольский секретарь, чья фотография не раз украшала судовые Д о ­ ски почета, почему ж е он молча выполнял функции рулевого матроса? Он не мог не видеть (впрочем, и осталь­ ные тоже) приближающийся берег. Но молчал. Боялся спорить с капитаном? И никто не потрудился определить местоположения судна, произвести счисление пути. И никому не пришло на ум рассчитать скорость вет­ ра, силу течения, прилива, ма­ невренные возможности суд­ на. Такое вот отупение нашло на судоводителей! Они даже черновой журнал не вели! За это дело спешно приня­ лись лишь в то время, когда стояли у борта спасателя. ...Стали разворачиваться с тралом. Вдруг сильный удар. Траулер вздрогнул всем ко р ­ пусом и замер. На мостике стали пытаться снять судно с мели. Раз. Второй. Третий. Вызвали буксир. Стечение «добрых» обстоя­ тельств спасло моряков. Не было шторма. Шел прилив, он поднял уровень воды, случись авария на час позже, судно успело бы до прихода спасателя «обсохнуть» на камнях. И скорость трауле­ ра, хоть и была недозволен­ ной в таком опасном месте, все же — не очень большой, иначе пропоролось бы дни­ ще. Удар о каменную гряду пришелся на танки с топли­ вом, они оказались затоплен­ ными, а если бы — под ма­ шинное отделение? Снялись с мели с третьей попытки — к счастью, а ес­ ли бы с первой? Ведь пер­ вая команда капитана бы­ ла «Полный назад!» Трал за кормой намотало бы на винт, и неуправляемое судно стало бы игрушкой стихии. Водолазы буксира «Сме­ лый» осмотрели аварийный траулер, и он побрел в порт. И с 27 сентября стоит бедо­ лага, в ожидании ремонта, «выпуская» на ветер ежеднев­ но около 2,5 тысячи государ­ ственных рублей. ИЗ ДОКУМЕНТОВ РАССЛЕ­ ДОВАНИЯ: «Причиной посад­ ки траулера на мель послу­ жили нарушения нормативных документов. Капитан... при­ нял необоснованное и риско­ ванное решение о постановке трала вблизи берега и в сто­ рону берега. Старший помощ ­ ник не обеспечил надлежа­ щей организации штурман­ ской службы, проявил бе з­ действие при подходе судна к берегу на опасное расстоя­ ние. Третий помощник не обеспечил выполнение обя­ занностей вахтенного... В су­ довом журнале фальсифи­ цирована запись о плавании судна, т. к. отсутствовала за­ пись в черновом журнале»... «Капитан лишен диплома на 14 месяцев, третий помощ ­ ник получил строгий выговор и направлен на внеочеред­ ную аттестацию, старший по­ мощник капитана понижен в должности». Дорога Ветер срывал пену с греб­ ней волн и уносил ее в тем­ ную ночь. Водяной шквал обрушивался на траулер «Освея», заливая полубак. На промысловой палубе бы­ ло поспокойней, однако про­ мысел прекратили. Штормо- вались. В такие напряженные для штурманов часы капитан Леонид Федорович Беляков обычно не уходил из рубки. И в эту ненастную ночь он молча вглядывался в иллю­ минатор. — Ветер крепчает. На­ верно, не успеем набрать груз до подхода к базе, — высказал свои сомнения вах­ тенный штурман, только что сняв показания ветрочета. — Понятно, — горько ус­ мехнулся Леонид Федорович.- — Да если бы только это! А ведь как неплохо пона­ чалу складывался рейс. Две недели назад траулер при­ шел в район промысла, где никто из Беломорской базы ие рыбачил. Да и суда дру­ гих флотов сюда заглядыва­ ли нечасто. И, как нередко бывает, первопроходцам по­ везло: экипаж «Освеи» день за днем поднимал хорошие уловы. Трюм быстро напол­ нялся рыбой. И вдруг... Транспорт с картонной та­ рой, предназначенной для сейнера-траулера, переадре­ совали в другой район. Эту неприятную весть радист принес Белякову именно в то время, когда можно было планировать подход к базе для перегрузки. Теперь при­ дется лечь в дрейф. «Причина вроде объектив­ ная, — размышлял капитан, — но как объяснить коман­ де! Поймут ли? Ведь сам требовал от каждой службы, чтобы скорей да больше... Нет, надо искать выход. Шторм только оттягивает не­ избежное...». Снова н снова Беляков перебирал мыслен­ но различные варианты, по­ ка не пришел к самому луч­ шему. — Вызови на связь флаг­ мана «Азчеррыбы», — по­ просил он штурмана. В последние годы одним из наиболее частых видов аварийности стали навалы. И хотя в прошлом году ко­ личество их несколько умень­ шилось, положение дел оста­ ется тревожным. Анализ причин навалов выявляет главную и наибо­ лее частую из них: реше­ ние капитана идти на швар­ товку в условиях далеко не благоприятных для проведе­ ния столь сложной и ответ­ ственной операции. Общеизвестно: швартовка в открытом море крайне не­ желательна. Об этом пишет­ ся в нормативных докумен­ тах о безопасности морепла­ вания, да и хорошая мор­ ская практика говорит о том, что поводом для такой швартовки могут служить лишь исключительные об­ стоятельства. Проблема стала более острой с удлинением рейсов, когда рыбопромысловые эки­ пажи вынуждены сдавать улов или “ рыбопродукцию на транспортные суда или плавбазы, так как емкости траулеров жестко ограни­ чены. Следовательно — швартовки. Растет их коли­ чество, увеличивается число аварий, связанных с ними. А насколько часты сейчас подходы на выгрузку, ска­ жет любой моряк. У меня, например, было такое: за 30 суток рейса — 27 шварто­ вок! К великому сожалению, моряки остались один на один с проблемой. Более того, современные (новые) суда не имеют пера руля и при разворотах ВРШ на «ноль» даже на больших скоростях становятся неуп­ равляемыми, а ведь при швартовке точность исчисля­ ется сантиметрами. К тому же у СТМ нет кранцевой за­ щиты, а суда эти имеют стремительную качку. Как избежать беды? В Баренцевом море, на наш взгляд, следует швар­ товки производить в укры­ тиях, особенно в осенне-зим- ний период. То же самое следовало бы делать и в дальних районах промысла. Но самое главное, думает­ ся, надо Гипрорыбфлоту разработать наиболее безо­ пасные методы швартовок в открытом море. И еще: уси­ лить кранцевую защиту су­ дов. Видимо, и то, и другое потребует дополнительных средств, но они окупятся. Хотелось бы остановиться еще на такой мысли: порой некоторые руководители вы­ нуждают капитанов идти на заведомую аварию. Так, на­ чальник промрайона отпра­ вил капитана Г1СТ «Кала- чинск» В. С. Шурыгина ид­ ти на швартовку для пере­ садки пассажира, хотя бы­ ла возможность переждать шторм. В результате произо­ шел навал, капитан привле­ чен к ответственнощи, а начальник промрайо*^ остался в стороне. И так бывает всегда: за необду­ манные решения и приказы начальников расплачиваются капитаны, и только они. М. ЛУКАШЕВИЧ, капитан дальнего плавания М урманского тралового флота. И. БЕРЕЗЮК. 28 ноября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz