Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

•Решения XXV II съезда КПСС-6 жизнь!0 !Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: спроси ' ’ • с себя! 1. Какие перемены про­ изошли в вашем коллективе после XXV II съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ускорению? 3. Что зависит лично от вас? 4. Ваши предложения по совершенствованию хозяй­ ственного механизма. Перекурные минутки 1 У нас в коллективе • после съезда мало что изменилось. После введения Указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом перемены есть. Это — да. Не появля­ ются на работе пьяные, не стали употреблять на рабо­ чем месте. Оно и понятно: Указ вступил в силу, обрел законность. Штрафуют. Ли­ шают. Увольняют. А вот перестройка... Мне кажется, тут сложнее. Это ведь многолетние привычки надо менять, взгляды, харак­ теры. Как изменишь ха­ рактер за год? Да и потом — пьяниц наказывают. А какое нака­ зание тем, кто как раньше работал, так и сейчас, без ускорения? Наша бригада вот уже несколько лет подряд не справляется с планом. Не выправились дела и сейчас. Как были отстающими, так и остались ими. 2 Я тоже, как бригадир, • часто себя спрашиваю: «Что мешает?» Если захо­ теть, то причин можно найти много. Наш бондарный уча­ сток — тяжелый участок. В смысле старого оборудова­ ния. Хоть и поставили нам недавно новые спаренные станки (линию строгания и фуговки клепок), основные машины — плохонькие. В чем душа держится... Часто останавливаются, ломаются. Может, это причина? Или вот еще. Раньше в нашей бригаде работало мно­ го старых, опытных труже­ ниц. Поуходили они на пен­ сию. Пришли молодые. в большинстве своем не такие сноровистые. Может, это тормозит? Сырье часто некачествен­ ное поступает. Да, причин много. Если ис­ кать их. А если честно, то скорее всего дело в нас са­ мих. Только признаться в этом трудно. Давно, когда автобусы ходили плохо, мы С вечерней смены пораньше уходили, чтобы успеть на последний. Сейчас график транспорта сделали таким, чтобы нам было удобно. А привычна осталась. Уходим раньше. Или перекуры. Вполне можно ближе к обеду и н концу рабочего дня куда- нибудь отлучиться. Поку­ рить, например. Смотришь, периодически то там, то здесь затихает работа, а по­ том возобновляется. Недол­ гие эти отлучки, но постоян­ но кто-то уходит. И все это принимают как норму. Наверное, страшнее всего для нас сейчас не те причи­ ны, о которых я говорила вначале, а эти. Эти наши по­ терянные минуты. З Я не знаю, что от ме- • ня лично зависит. Ко­ нечно, я могла бы сейчас сказать: «Надо лучше рабо­ тать, и если каждый будет лучше работать, то успех перестройки гарантирован». И я бы не солгала. Это тан. Но что значит — «лучше работать»? Как бригадир, я не позволяю себе (или, по крайней мере, стараюсь не позволять) подобных вещей. Станок у меня быстрее не заработает. Что делать? Не знаю. Хотя... И на одном станке по-разному трудятся. Одни, глядишь, норму боль­ ше дают, другие — меньше. Значит, все-таки дело в нас? Мне надо добиваться такой квалификации, чтоб на лю­ бом участке была «асом». Чтоб другим помогать. А то пока, бывает, мне самой по­ могают. Я чувствую, что сама да- 5ке мысленно не до конца от­ кровенна. Вот, например, ко­ гда думаю, почему нам нико­ гда не выбиться из отстаю­ щих, в голову что угодно ле­ зет. но не истина. Не то. что сами виноваты. Стараюсь оправдать женщин: дескать, ну, ушли, на полчаса раньше, а еще два года назад вообще за час до конца работу пре­ кращали. Или: ну, оставила станок на минуточку, не бе­ да, наверстает... Скорее всего я сама лично должна по капле выдавли­ вать из себя эту философию, эту «норму». Думаю, что это самое главное. Потом? Потом делать так, чтоб от такой философии избавлялись дру­ гие. А Когда мы работаем во “ • вторую смену, то наши станки заняты наполовину. Коэффициент сменности обо­ рудования маленький. А, соб­ ственно. почему? Надо вто­ рую смену загружать так же, как первую. Администрация завода что-то нерешительно идет на это, хотя юридически имеет право приказать. Надо дейст­ вовать решительней. И быть требовательней. В первую очередь к себе. И чем чаще мы будем задавать себе все эти вопросы — о личной роли каждого в пере­ стройке, — тем успешнее пойдем по новому пути. Н. ГОРБАЧЕВА, бригадир сквозной ком п­ лексной бригады бондарно­ го участка тарного завода М9 1. Рычаги ускорения: эффективность промысла' Не подрезать «Орленку» крылья ...А рыба здесь, в океане, очень, по выражению моря­ ков, бегучая. Попробуй за ней угонись, коли она мчится со скоростью четыре мили в час. Попал на косяк, опустил трал, поднял его — второй раз бросать бесполезно; убе­ жит рыба. И вот тогда всту­ пает в силу закон морского братства: помоги тому, кто менее удачлив. Не отказыва­ ют в поддержке и наши эки­ пажи, и моряки других бас­ сейнов, в частности «Запры- бы», которые в сутки давали четыре тонны муки, а трал- флотовские всего две. Не затаили коллеги свои секре­ ты, поделились ими, и теперь у мурманчан производитель­ ность рыбомучной установки на высоте. И все ж е процесс освоения новы х судов типа «Орленон», которым и пополняется М ур­ м анский траловый флот, про­ ходит сложно. Результаты их работы не одинаковы. С кажем, в октябре м оряки CTM «Васи­ лий Зайцев» выловили и за­ морозили рыбы больше энипа- ж а траулера «Озерница» на 500 тонн. В чем дело? В том, что подготовка специалистов, особенно тралмейстеров, ос­ тавляет ж елать лучшего, ведь достаточно было на «Озерни- цу» пересадить ф лагм анского технолога К. К. Ш арды ко, к а к эки п а ж стал трудиться намно­ го эффективнее. Но судов-то много, в Ш арды ко один. И не­ мудрено. что СТМ «Иван Тор- нев», «Семеновск» пока не мо­ гу т похвастаться своими ре­ зультатам и. Десять сутои, не меньше, тратит каждое судно на на­ строй ку рыбофабрики, тра­ лового компленса. Конечно, понять м ожно: на СТМ везде ннопки, автом атика, доселе неизвестные системы управ­ ления, схемы .. Но возникаю т резонные вопросы: неужели специалисты работают с чи­ стого листа знаний? Где их учат и учат ли вообще работе на «Орленке»? Если да, то и ученики, и учителя не заслу­ ж иваю т положительной оцен­ ки. Вызывает сомнение и ка ­ чество аттестации работников, которая, безусловно, попахи­ вает формализмом. Ж дут здесь рыбаки активной помо­ щи берега, однако вместо по­ лезны х советов в море идут пусты е РДО, нулевая информа­ ция, разве что креп ко сдоб­ ренная угрозам и. Ну а почему хорош о идут дела на СТМ «Василий Зай­ цев»? Почти весь рабочий день ходим мы по судну с первым помощником капитана О. И. Ворониным. Он — бывший капитан и поэтому довольно глубоко знает все и вся. Правда, «мы» звучит не сов­ сем точно. Как только пришли на рыбофабрику, Олег Ивано­ вич встал к транспортеру и начал усиленно сортировать рыбу. Вначале этому, вроде бы ничего не значащему фак­ ту я не придал значения, но на него обратил внимание ры­ бообработчик А. Н. Буковцев: — Есть много приказов, ин­ с тр укц и й , которы е освобожда­ ю т ш турм анов, механиков, тем более старпома и капитана от подвахт. Мы на судне м ахну­ ли рукой на эти устаревш ие, бесполезные бумаги. Подвахту у нас не объявляют: ка к толь­ ко подняли трал, все без при­ глашения идут на ф абрику и работают столько времени, сколько позволяю т силы. Это — первый камень фун­ дамента успеха, а вот и второй: — Раз в десять дней, — рассказы вает второй м еханик А. М. Кореню к, — на общем собрании эки п а ж обсуждает итоги работы, идет смелый разговор о недостатках, пробле­ мах, путях их решения. И вот кто-то предложил: я не о тка ­ заться ли нам от та к называ­ емых а н гл и йски х вахт. Это когда люди работаю т четыре часа через четыре и ш есть че­ рез ш есть. Не лучше ли т р у ­ диться восемь через восемь? При таком режиме — полно­ ценнее отдых да и производи­ тельность повышается. Новше­ ство было принято единодуш ­ но. Такая перестройка не потре. бовала ни рубля затрат, зато отдача оказалась весомой. Но она коснулась не только о р ­ ганизации труда. Полезной оказалась коман­ дировка капитана-директора Николая Львовича Шинкарука в Беломорскую базу гослоЕа, где не первый год эксплуати­ руются СТМ. И когда, н£.г т бравшись опыта, пришел он на судно, многое поменял. Модернизировали на рыбо- фабрике морозильные бунке­ ры, на палубе — подъемные щитки, сделав съемными, что позволило увеличить срок их службы и ускорить подъем трала. (Прошу не потирать ру. ки севрыбинспекторов: каче­ ство продукции отменное). Нет проблем на фабрике, ста­ бильно работает трал. Отла­ женный механизм вращается без сбоев. И в этом немалая заслуга тралмейстера М. В. Сухова, рыбмастеров А. М. Шкурина, О. Г. Ерохина, ма­ тросов В. И. Павловского, С. Ф. Сазанчука, С. И. Перетя- гина... Правда, как-то отказала автоматика ваерной лебедки. Связались с судами ББГЛ, к о ­ торых в этом районе немгй^,; получили добротную консуль­ тацию. Второй электромеханик В. Н. Горло и М. Ю. Федоров быстро устранили неисправ­ ность. Однако не все зависит толь­ ко от эки па ж а . При стабиль­ ной работе судно набирает полный груз за 8— 10 суток. Но куда вы груж ать? Очень остро здесь ощ ущается дефи­ цит транспортов. Больше все-таки думают в «Запрыбе» о своих СТМ, не­ жели в М урманском траловом флоте. Наши коллеги пере­ крывают месячные задания на 70—80 процентов. Далеко еще тралфлотовцам до этих цифр. И возникает опасение: когда же окупятся суда ти­ па «Орленок», когда ж е они начнут давать прибыль? А ведь стоимость их довольно внушительная — более 8 мил­ лионов рублей. Ответ тут <ц* • нозначен: надо оперативнь-Й. внедрять опыт таких судов, как «Василий Зайцев». А. ВИЛОВ, наш спец. корр. Н ОЯБРЬ. Строительство больницы ВРПО «Сев- рыба». Предпринимаются титанические усилия, чтобы вытянуть из провала ухнув­ ший туда план. В октябре по генподряду освоено 225 ты­ сяч рублей. Мало, если брать за ориентир октябрь­ ское задание (362 тысячи). С лихвой, если бы плановая годовая программа в 1732 тысячи рублей выполнялась ежемесячно такими же тем­ пами. Если бы... Поезд, как го­ ворится, ушел. Январь, фев­ раль: в графе выполнения — прочерки. Март: месяч­ ное задание осилено аж на восемь процентов. Апрель: 43 процента. Разные мысли приходят в голову после общения с такими цифрами. И вопро­ сы разные напрашиваются. Скажем, что сталось бы с директором завода, если один из его ведущих цехов не работал в течение полу­ годия? Не позавидуешь то­ му директору. А в строи­ тельстве — пожалуйста. Та­ ких «замороженных» цехов в любом СМУ не один на­ зовут. А начальники этих уп­ равлений живут припеваючи. Иным даже завидуют. Теперь такой несуразный, наивный вопрос: для чего нужен бригадный подряд? Раньше мы, не задумыва­ ясь, ответили бы: чтобы быстрее строить. Сейчас от- * " ■ Объединенный корпункт газет ПОДР ЯД вечать не торопимся. Сей­ час просто недоуменно по­ жимаем плечами и вторично спрашиваем: для чего все- таки нужен бригадный под­ ряд? Для чего бригада П. Ф. Шмонденко заключила с ад­ министрацией договор о подряде? Для чего, выпол­ няя работы на сооружении нулевого цикла больницы, говоря шершавым языком, трудилась с огоньком, не считаясь со временем, удар­ ными темпами, преодолевая трудности, опережая время? Для чего строители опере­ жали это самое время? Ста­ рались люди, грибные суб­ боты пропускали (не до грибов, надо время опере­ жать). А в итоге? В итоге они предусмотренный до­ говором этап выполнили. Честь и хвала. А затем на строительстве больницы на­ ступил мертвый сезон. Пол­ ное затишье. Отличившуюся бригаду перебросили на дру­ гой объект. Котлованы сна­ чала затягивало грязью, за­ ливало водой. Потом выпал снег. Пришла весна, а с нею (точнее — за нею) вновь вернулись на объект строи­ тели. Увязая в сугробах, ста­ ли вдыхать жизнь в забро­ шенное детище. Пригревало майское солнце. Ветер бес­ хозяйственности давно уже сорвал и унес безвозвратно листки трудового календа­ ря, сэкономленные на под­ ряде. И хотя правильно ла оформлена документации^, хотя люди трудились удар­ но и соблюдали все договор­ ные условия и справедливо получили вознаграждение, такой подряд — «липа». Он не выполнил своего глав­ ного предназначения — ни на минуту не сократил сро­ ков строительства объекта. Недавно оргкомитет ВДНХ СССР наградил трест «Мур- манскжнлстрой» дипломом II степени. За ударный труд и в том числе за «массовое и эффективное внедрение бригадного под­ ряда, по которому выполне­ но 80 процентов объема строительно - монта ж н ы х работ». Вручали диплом. Вспоми­ нался бригадный подряд с нулевым эффектом. Ведь и он внесен в соответствующе отчеты и запроцентован;.»!. НОЯБРЬ. Прилагаются титанические усилия по спа­ сению утопающего плана. Бригада П. Ф. Шмонденко трудится в счет февраля будущего года. В одной из бытовок лежит книга, в ко- 21 ноября 1986 года 4 ЦШШИяШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz