Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.
•Решения XXV II съезда КПСС-6 жизнь!0 !Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: спроси ' ’ • с себя! 1. Какие перемены про изошли в вашем коллективе после XXV II съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ускорению? 3. Что зависит лично от вас? 4. Ваши предложения по совершенствованию хозяй ственного механизма. Перекурные минутки 1 У нас в коллективе • после съезда мало что изменилось. После введения Указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом перемены есть. Это — да. Не появля ются на работе пьяные, не стали употреблять на рабо чем месте. Оно и понятно: Указ вступил в силу, обрел законность. Штрафуют. Ли шают. Увольняют. А вот перестройка... Мне кажется, тут сложнее. Это ведь многолетние привычки надо менять, взгляды, харак теры. Как изменишь ха рактер за год? Да и потом — пьяниц наказывают. А какое нака зание тем, кто как раньше работал, так и сейчас, без ускорения? Наша бригада вот уже несколько лет подряд не справляется с планом. Не выправились дела и сейчас. Как были отстающими, так и остались ими. 2 Я тоже, как бригадир, • часто себя спрашиваю: «Что мешает?» Если захо теть, то причин можно найти много. Наш бондарный уча сток — тяжелый участок. В смысле старого оборудова ния. Хоть и поставили нам недавно новые спаренные станки (линию строгания и фуговки клепок), основные машины — плохонькие. В чем душа держится... Часто останавливаются, ломаются. Может, это причина? Или вот еще. Раньше в нашей бригаде работало мно го старых, опытных труже ниц. Поуходили они на пен сию. Пришли молодые. в большинстве своем не такие сноровистые. Может, это тормозит? Сырье часто некачествен ное поступает. Да, причин много. Если ис кать их. А если честно, то скорее всего дело в нас са мих. Только признаться в этом трудно. Давно, когда автобусы ходили плохо, мы С вечерней смены пораньше уходили, чтобы успеть на последний. Сейчас график транспорта сделали таким, чтобы нам было удобно. А привычна осталась. Уходим раньше. Или перекуры. Вполне можно ближе к обеду и н концу рабочего дня куда- нибудь отлучиться. Поку рить, например. Смотришь, периодически то там, то здесь затихает работа, а по том возобновляется. Недол гие эти отлучки, но постоян но кто-то уходит. И все это принимают как норму. Наверное, страшнее всего для нас сейчас не те причи ны, о которых я говорила вначале, а эти. Эти наши по терянные минуты. З Я не знаю, что от ме- • ня лично зависит. Ко нечно, я могла бы сейчас сказать: «Надо лучше рабо тать, и если каждый будет лучше работать, то успех перестройки гарантирован». И я бы не солгала. Это тан. Но что значит — «лучше работать»? Как бригадир, я не позволяю себе (или, по крайней мере, стараюсь не позволять) подобных вещей. Станок у меня быстрее не заработает. Что делать? Не знаю. Хотя... И на одном станке по-разному трудятся. Одни, глядишь, норму боль ше дают, другие — меньше. Значит, все-таки дело в нас? Мне надо добиваться такой квалификации, чтоб на лю бом участке была «асом». Чтоб другим помогать. А то пока, бывает, мне самой по могают. Я чувствую, что сама да- 5ке мысленно не до конца от кровенна. Вот, например, ко гда думаю, почему нам нико гда не выбиться из отстаю щих, в голову что угодно ле зет. но не истина. Не то. что сами виноваты. Стараюсь оправдать женщин: дескать, ну, ушли, на полчаса раньше, а еще два года назад вообще за час до конца работу пре кращали. Или: ну, оставила станок на минуточку, не бе да, наверстает... Скорее всего я сама лично должна по капле выдавли вать из себя эту философию, эту «норму». Думаю, что это самое главное. Потом? Потом делать так, чтоб от такой философии избавлялись дру гие. А Когда мы работаем во “ • вторую смену, то наши станки заняты наполовину. Коэффициент сменности обо рудования маленький. А, соб ственно. почему? Надо вто рую смену загружать так же, как первую. Администрация завода что-то нерешительно идет на это, хотя юридически имеет право приказать. Надо дейст вовать решительней. И быть требовательней. В первую очередь к себе. И чем чаще мы будем задавать себе все эти вопросы — о личной роли каждого в пере стройке, — тем успешнее пойдем по новому пути. Н. ГОРБАЧЕВА, бригадир сквозной ком п лексной бригады бондарно го участка тарного завода М9 1. Рычаги ускорения: эффективность промысла' Не подрезать «Орленку» крылья ...А рыба здесь, в океане, очень, по выражению моря ков, бегучая. Попробуй за ней угонись, коли она мчится со скоростью четыре мили в час. Попал на косяк, опустил трал, поднял его — второй раз бросать бесполезно; убе жит рыба. И вот тогда всту пает в силу закон морского братства: помоги тому, кто менее удачлив. Не отказыва ют в поддержке и наши эки пажи, и моряки других бас сейнов, в частности «Запры- бы», которые в сутки давали четыре тонны муки, а трал- флотовские всего две. Не затаили коллеги свои секре ты, поделились ими, и теперь у мурманчан производитель ность рыбомучной установки на высоте. И все ж е процесс освоения новы х судов типа «Орленон», которым и пополняется М ур м анский траловый флот, про ходит сложно. Результаты их работы не одинаковы. С кажем, в октябре м оряки CTM «Васи лий Зайцев» выловили и за морозили рыбы больше энипа- ж а траулера «Озерница» на 500 тонн. В чем дело? В том, что подготовка специалистов, особенно тралмейстеров, ос тавляет ж елать лучшего, ведь достаточно было на «Озерни- цу» пересадить ф лагм анского технолога К. К. Ш арды ко, к а к эки п а ж стал трудиться намно го эффективнее. Но судов-то много, в Ш арды ко один. И не мудрено. что СТМ «Иван Тор- нев», «Семеновск» пока не мо гу т похвастаться своими ре зультатам и. Десять сутои, не меньше, тратит каждое судно на на строй ку рыбофабрики, тра лового компленса. Конечно, понять м ожно: на СТМ везде ннопки, автом атика, доселе неизвестные системы управ ления, схемы .. Но возникаю т резонные вопросы: неужели специалисты работают с чи стого листа знаний? Где их учат и учат ли вообще работе на «Орленке»? Если да, то и ученики, и учителя не заслу ж иваю т положительной оцен ки. Вызывает сомнение и ка чество аттестации работников, которая, безусловно, попахи вает формализмом. Ж дут здесь рыбаки активной помо щи берега, однако вместо по лезны х советов в море идут пусты е РДО, нулевая информа ция, разве что креп ко сдоб ренная угрозам и. Ну а почему хорош о идут дела на СТМ «Василий Зай цев»? Почти весь рабочий день ходим мы по судну с первым помощником капитана О. И. Ворониным. Он — бывший капитан и поэтому довольно глубоко знает все и вся. Правда, «мы» звучит не сов сем точно. Как только пришли на рыбофабрику, Олег Ивано вич встал к транспортеру и начал усиленно сортировать рыбу. Вначале этому, вроде бы ничего не значащему фак ту я не придал значения, но на него обратил внимание ры бообработчик А. Н. Буковцев: — Есть много приказов, ин с тр укц и й , которы е освобожда ю т ш турм анов, механиков, тем более старпома и капитана от подвахт. Мы на судне м ахну ли рукой на эти устаревш ие, бесполезные бумаги. Подвахту у нас не объявляют: ка к толь ко подняли трал, все без при глашения идут на ф абрику и работают столько времени, сколько позволяю т силы. Это — первый камень фун дамента успеха, а вот и второй: — Раз в десять дней, — рассказы вает второй м еханик А. М. Кореню к, — на общем собрании эки п а ж обсуждает итоги работы, идет смелый разговор о недостатках, пробле мах, путях их решения. И вот кто-то предложил: я не о тка заться ли нам от та к называ емых а н гл и йски х вахт. Это когда люди работаю т четыре часа через четыре и ш есть че рез ш есть. Не лучше ли т р у диться восемь через восемь? При таком режиме — полно ценнее отдых да и производи тельность повышается. Новше ство было принято единодуш но. Такая перестройка не потре. бовала ни рубля затрат, зато отдача оказалась весомой. Но она коснулась не только о р ганизации труда. Полезной оказалась коман дировка капитана-директора Николая Львовича Шинкарука в Беломорскую базу гослоЕа, где не первый год эксплуати руются СТМ. И когда, н£.г т бравшись опыта, пришел он на судно, многое поменял. Модернизировали на рыбо- фабрике морозильные бунке ры, на палубе — подъемные щитки, сделав съемными, что позволило увеличить срок их службы и ускорить подъем трала. (Прошу не потирать ру. ки севрыбинспекторов: каче ство продукции отменное). Нет проблем на фабрике, ста бильно работает трал. Отла женный механизм вращается без сбоев. И в этом немалая заслуга тралмейстера М. В. Сухова, рыбмастеров А. М. Шкурина, О. Г. Ерохина, ма тросов В. И. Павловского, С. Ф. Сазанчука, С. И. Перетя- гина... Правда, как-то отказала автоматика ваерной лебедки. Связались с судами ББГЛ, к о торых в этом районе немгй^,; получили добротную консуль тацию. Второй электромеханик В. Н. Горло и М. Ю. Федоров быстро устранили неисправ ность. Однако не все зависит толь ко от эки па ж а . При стабиль ной работе судно набирает полный груз за 8— 10 суток. Но куда вы груж ать? Очень остро здесь ощ ущается дефи цит транспортов. Больше все-таки думают в «Запрыбе» о своих СТМ, не жели в М урманском траловом флоте. Наши коллеги пере крывают месячные задания на 70—80 процентов. Далеко еще тралфлотовцам до этих цифр. И возникает опасение: когда же окупятся суда ти па «Орленок», когда ж е они начнут давать прибыль? А ведь стоимость их довольно внушительная — более 8 мил лионов рублей. Ответ тут <ц* • нозначен: надо оперативнь-Й. внедрять опыт таких судов, как «Василий Зайцев». А. ВИЛОВ, наш спец. корр. Н ОЯБРЬ. Строительство больницы ВРПО «Сев- рыба». Предпринимаются титанические усилия, чтобы вытянуть из провала ухнув ший туда план. В октябре по генподряду освоено 225 ты сяч рублей. Мало, если брать за ориентир октябрь ское задание (362 тысячи). С лихвой, если бы плановая годовая программа в 1732 тысячи рублей выполнялась ежемесячно такими же тем пами. Если бы... Поезд, как го ворится, ушел. Январь, фев раль: в графе выполнения — прочерки. Март: месяч ное задание осилено аж на восемь процентов. Апрель: 43 процента. Разные мысли приходят в голову после общения с такими цифрами. И вопро сы разные напрашиваются. Скажем, что сталось бы с директором завода, если один из его ведущих цехов не работал в течение полу годия? Не позавидуешь то му директору. А в строи тельстве — пожалуйста. Та ких «замороженных» цехов в любом СМУ не один на зовут. А начальники этих уп равлений живут припеваючи. Иным даже завидуют. Теперь такой несуразный, наивный вопрос: для чего нужен бригадный подряд? Раньше мы, не задумыва ясь, ответили бы: чтобы быстрее строить. Сейчас от- * " ■ Объединенный корпункт газет ПОДР ЯД вечать не торопимся. Сей час просто недоуменно по жимаем плечами и вторично спрашиваем: для чего все- таки нужен бригадный под ряд? Для чего бригада П. Ф. Шмонденко заключила с ад министрацией договор о подряде? Для чего, выпол няя работы на сооружении нулевого цикла больницы, говоря шершавым языком, трудилась с огоньком, не считаясь со временем, удар ными темпами, преодолевая трудности, опережая время? Для чего строители опере жали это самое время? Ста рались люди, грибные суб боты пропускали (не до грибов, надо время опере жать). А в итоге? В итоге они предусмотренный до говором этап выполнили. Честь и хвала. А затем на строительстве больницы на ступил мертвый сезон. Пол ное затишье. Отличившуюся бригаду перебросили на дру гой объект. Котлованы сна чала затягивало грязью, за ливало водой. Потом выпал снег. Пришла весна, а с нею (точнее — за нею) вновь вернулись на объект строи тели. Увязая в сугробах, ста ли вдыхать жизнь в забро шенное детище. Пригревало майское солнце. Ветер бес хозяйственности давно уже сорвал и унес безвозвратно листки трудового календа ря, сэкономленные на под ряде. И хотя правильно ла оформлена документации^, хотя люди трудились удар но и соблюдали все договор ные условия и справедливо получили вознаграждение, такой подряд — «липа». Он не выполнил своего глав ного предназначения — ни на минуту не сократил сро ков строительства объекта. Недавно оргкомитет ВДНХ СССР наградил трест «Мур- манскжнлстрой» дипломом II степени. За ударный труд и в том числе за «массовое и эффективное внедрение бригадного под ряда, по которому выполне но 80 процентов объема строительно - монта ж н ы х работ». Вручали диплом. Вспоми нался бригадный подряд с нулевым эффектом. Ведь и он внесен в соответствующе отчеты и запроцентован;.»!. НОЯБРЬ. Прилагаются титанические усилия по спа сению утопающего плана. Бригада П. Ф. Шмонденко трудится в счет февраля будущего года. В одной из бытовок лежит книга, в ко- 21 ноября 1986 года 4 ЦШШИяШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz