Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

•Вечером в пятницу ТВОРЧЕСТВО- ИДИ И СМОТРИ М. Кирин. Гравюра из цикла «Портовые ритмы». ТЕП ЕРЬ ■=« "ТВОРЧЕСТВО Олега Бунду- * ра хорошо знакомо чи­ тателям «Рыбного Мурмана». По профессии он врач, рабо­ тает в Кандалакше. В свобод­ ное время пишет стихи о дет­ стве, его радостях и горестях. Причем нельзя сказать, что это стихи, предназначенные только для детей. Нет, и взро­ слые читатели находят в них много занимательного и по­ учительного. На страницах га­ зеты автор выступает также с публицистическими статьями на злободневные темы. Недавно Олег Семенович узнал, что его стихотворение «Недоразумение», опублико- КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? У ГОВОРИЛ Раздался звонок. Лапин бро­ сился открывать дверь. — Мастера вызывали? — на пороге стоял человек с «дип­ ломатом» в руке. — Вызывали! Вызывали! — обрадовался Лапин. — Прохо­ дите... Вот! — показал он на стоявший в углу телевизор. — Вторую неделю никаких признаков жизни. — Оживим, — ответил ма­ стер, доставая инструмент. Немного поковырявшись внутри, он включил телевизор. Появилось изображение: на экране копошились какие-то человеческие фигуры. Лапин присмотрелся и увидел, что лица у них были сине-зеленые, а кое у кого даже фиолето­ вые. — Научно - фантастический фильм, — пояснил мастер. — Из жизни марсиан. Лапин пригляделся повнима­ тельней. — Что же это марсиане в фуфайках. И вроде как кар­ тошку копают? Мастер пожал плэчэми. — А звук где? — спросил Лапин. Мастер почесал затылок и опять полез в телевизор. На этот раз он долго копался. Наконец включил. На экране по зеленому полю носились темные размытые тени. — Футбол, — объяснил ма­ стер. — Не... — Лапин вгляделся в изображение. — Вроде хок­ кей, и вроде как на траве. Мастер еще что-то покру­ тил: — Ну как? — Все равно ничего не по­ нятно. — Ну чего тут не понятно! Я же говорю — футбол. Не- _ ванное в журнале «Веселые картинки», заинтересовало мультипликаторов. Со студии «Союзмультфильм» поступило предложение «оживить» это стихотворение в детском сбор­ нике «Веселая карусель», дав­ шем в свое время жизнь по­ пулярному сериалу «Ну, по­ годи!» и озорному Антошке, который не пошел копать кар­ тошку. Это первый — и, бу­ дем надеяться, не последний — случай, когда творчество мурманских литераторов пе­ реводится на язык мультипли­ кации. Наш корр. ужели не видно! А звук сей­ час будет. — Он ткнул кула­ ком в бок телевизора... «...Итак, товарищи, — донес­ ся голос комментатора, — мы заканчиваем наш репортаж с соревнований по конному спорту. Всего доброг...» Звук исчез. Мастер, черты­ хаясь, снова полез в телеви­ зор. — Ну, кажется, все, — ска­ зал он и щелкнул включате­ лем. На экране полыхали баг­ рово-красные тона. — Что это? — удивился Ла­ пин. — Фильм, — успокоил ма­ стер, — про наших доблест­ ных пожарных. Сейчас на экране как раз идет борьба с огнем. — А где же звук? — Дался вам этот звук! — разозлился мастер. — Да они просто не разговаривают. Не До разговоров им там. Пони­ мать надо! Лапин уставился на экран, пытаясь разглядеть хоть одно­ го пожарного. Мастер быст­ ренько собрался и сунул ему квиток. Лапин, не глядя, расписался. Хлопнула входная двэрь. — Подождите! Подождите! — хозяин бросился за масте­ ром, но на лестничной пло­ щадке уже никого не было. Лапин вернулся в комнату. Фильм о пожарных, навео- ное, кончился: теперь на экра­ не преобладал синий цвет. Проносились расплывчатые пятна. — Все ясно. «В мире живот­ ных». Показывают жизнь под­ водного мира, — пояснил Ла­ пин сам себе. — А что звука нет, так это же мир безмол­ вия и тишины. И поудобней устроился в кресле пе р ед телевизором... С. БАСОЗ. г. Мурманск. В полночь истории С КАЖДЫМ, верно, бывает: смотришь те­ левизор и не можешь по­ нять, видел уже этот фильм или нет. Лица актеров — знакомы-перезнакомы, ситу­ ация расхожая... Много в по­ следние годы выпускается лент, особенно приключен­ ческого жанра, от которых в памяти не остается даже названия. Фильму, вышедшему не­ давно на экраны Мурманска, такая судьба не угрожает. II потому, что тема, которой он посвящен, впервые затрону­ та отечественным кинемато­ графом. И потому, что сдела­ на лента людьми страстны­ ми. талантливыми. «Письма мертвого челове­ ка», — рассказ о том, как пе­ реживает первые дни после ядерной катастрофы неболь­ шая группа' людей, случайно уцелевшая на пепелище циви­ лизации. Фильм, разумеется, фантастический. Мы не зна­ ем ни страны, ни города, в котором происходит эта ис­ тория. Правда, героя ее не отнесешь к разряду людей ординарных. Он — всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии по фа­ милии Ларсен. Многие кри­ тики называют эту роль луч­ шей в большой творческой биографии актера и режис­ сера Ролана Быкова.. Эпизо­ ды фильма — это письма Ларсена к потерявшемуся во время ядерной катастро­ фы сынишке. Он не в силах поверить, что мальчишки нет в живых, и в постоянных мо­ нологах делится с ним мыс­ лями о трагедии, постигшей человечество. Мыслями горь­ кими, часто безысходными, хотя сам Ларсен — как раз из тех, кто и в кошмарной ситуации стремится сохра­ нить человеческое достоинст­ во. А это удается далеко не всем. Более того, когда со всей первобытной свире­ постью возникает вопрос о ценности человеческой жиз­ ни, обнаруживаются и су­ щества (трудно назвать их людьми), готовые полностью забыть о гуманизме. И, зна­ чит, в сущности, никогда не понимавшие, не прини­ мавшие его близко к сердцу. Таков доктор, .вернее, сорти­ ровщик человеческой плоти, назначенный отделять тех, кому дозволено продолжить жить, хотя бы и в подзе­ мелье, от тех, кому назначе­ но умереть. Взрослые перед ним или беспомощные дети — ничто не шевельнется в сердце сортировщика в бе­ лом халате. Есть Инструк­ ция, которой он будет следо­ вать неукоснительно. Глядя на этого «врача» понима­ ешь: он из тех человекооб­ разных, кто внутренне впол­ не допускал возможность атомной катастрофы и пото­ му в черный, двенадцатый час истории чувствует себя как рыба в воде. Первый полнометражный фильм молодого режиссера Константина Лопушанского (запомним это имя!) принято называть фильмом-предо­ стережением. Но это еще и фильм-суд над пещерной бес­ человечностью существ. Кто тайно или явно подталкива­ ет мир к краю пропасти. Это .и и поиск зерен добра, кото-' ^ рые должны уцелеть даже в самый трагический момент. И спор о сущности человека. Не хочется дробить цело­ стное впечатление о кино­ ленте на составляющие. Но трудно умолчать о достовер­ ности, с которой она сдела­ на. Когда в зале гаснет свет, побаиваешься картона, муля­ жей, фальши, которыми ча­ стенько грешат фантастиче­ ские фильмы. Но нет. Не­ смотря на жанр, «Письма мертвого человека» — про­ изведение реалистическое. Детали бредово-трагического быта уцелевших людей пока­ заны с такой убедитель­ ностью, что порой возникает ощущение: перед нами до­ кументальные кадры... И ес­ ли в сценарии, написанном режиссером, можно угадать также опытные руки соавто­ ров — Вячеслава Рыбакова и Бориса Стругацкого, то до­ стоверность картины, ее тем­ перамент — это полностью заслуга Лопушанского. ...Видимо, сына Ларсена уже нет на свете, как ощу­ щает это в свой предсмерт­ ный час его жена. Так кому же адресованы драматиче­ ские письма ученого? Пусто­ те. кучке пепла? Нет, они ад­ ресованы нам, людям двад­ цатого века, которые не дол­ жны допустить того, чтобы эта фантастика стала дейст­ вительностью. В. николин. •ДОСЬЕ ВСЕЗНАЙКИ «УЛИТОЧНАЯ ПОЧТА» Депутат Ганцер (ландтаг Ба­ варии) отправил жалобу мини­ стру почты ФРГ. В ней он вы­ разил недовольство работой почты. Около года назад Ган­ цер отправил деловое письмо из Мюнхена в соседний го ­ род Унтершлайсхайм и недав­ но... получил его обратно. От- if правитель вычислил, что пи<ь- \ мо прошло 30 километров за 3S1 день. В сердцах депутат назвал почту «улиточной». КРОССВОРД1 Все слова кроссворда начи­ наю тся с буквы «Т». Некото­ рые из них и оканчиваю тся этой же бунвой. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Хими­ ческий элемент, металл. 6. За­ лив в Тасмановом море. 7. По­ следовательность предложений, слов. 9. Дорожная четы рехко­ лесная повозка. 10. Усилитель­ ный м ногорезонаторны й клист­ рон, прим еняющ ийся в переда­ тчи ка х радиолокационны х станций. 12. Овощная кул ь ту­ ра. 14. Рабочий орган зерно­ очистительны х машин. 15. Вы­ сокий м уж ской голос. 16. Дви­ ж ущ аяся среда, используемая для переноса теплоты. 19. Се­ ребряная монета Средней Азии. 20. Голландский ж ивописец X V III века. 22. Р озы грыш , про­ изводимый по займу или лоте­ рее. 23. Род н р упны х много­ летних трав семейства злаков. 25. Горная порода. 27. Мера веса. 28. Прежнее название го­ рода Тбилиси. 29. Самозвуча- щ ий ударный м узы кальны й и н ­ струм ент симф онического ор­ кестра, разновидность гонга. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Совет­ ский ш ахм атны й международ­ ный гроссмейстер. 2. Стадо ло­ шадей. 3. Река в Киргизской ССР. 4 Телефон-автомат. 7. Улучш енная грунтовая дорога в России до XX в. 8 Про­ д укт труда. 11. Советский пи ­ сатель, Герой Социалистиче­ ского Труда. 13. Устройство для сж и га ни я органического топлива. 15. Строительная о р ­ ганизационно производствен­ ная единица. 17. Бесцветная ж и дко сть, применяется ка к до­ бавка к моторным топливам. 18. Предмет, которы й по суе­ верным представлениям пр ино­ сит счастье, удачу. 20. Совре­ м енный ам ериканский баль­ ный танец. 21. Марка грузо­ вых, легковы х автомобилей и автобусов, вы пускаем ы х а Японии. 24. Озеро на юге За- падно Сибирской равнины . 26. Сторожевой корабль Северного флота, геройски погибш ий в бою с нем ецко-ф аш истским и эсминцами. Составил К. ПЕТЮК. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В N? 46 По горизонтали: 2. Фрахт. 5. Ранчо. 6. Ибисы. 9. Девон. 11. Самум. 13. Мажор. 14. Са­ зан. 15. Санин. 16. Багет. 18. Котик. 20. Болид. 22. Рация. 23. Нурек. 24. Динар. 26. Лотос. 28. Алиот. 30. Чапек. 31. Кир­ ка. 33. Завод. 35. Повар. 37. Туран. 38. Редан. 39. Родос. 40. Скопа. 41. «Алеко». 42. Селен. По вертикали: 1. Анкер. я Фооос. 3. «Титан». 4. Вирус. 7. «Млада». 8. Алиби. 9. Докер. 10. Нагоя. 11. Сатин. 12. Ма­ зок. 16. Баржа. 17. «Тазит». 18. Кивач. 19. Кубок. 20. Белок. 21. Дамба. 24. Донор. 25. Р а­ дон. 26. Легар. 27. Синус. 29. Луара. 32. «Квант». 34. «Де­ мон*. 35. Палас. 36. Ротан. 37. Тодсс. 21 ноября 186 года 1 0 ЦМШШИИМ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz