Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.
•Вечером в пятницу ТВОРЧЕСТВО- ИДИ И СМОТРИ М. Кирин. Гравюра из цикла «Портовые ритмы». ТЕП ЕРЬ ■=« "ТВОРЧЕСТВО Олега Бунду- * ра хорошо знакомо чи тателям «Рыбного Мурмана». По профессии он врач, рабо тает в Кандалакше. В свобод ное время пишет стихи о дет стве, его радостях и горестях. Причем нельзя сказать, что это стихи, предназначенные только для детей. Нет, и взро слые читатели находят в них много занимательного и по учительного. На страницах га зеты автор выступает также с публицистическими статьями на злободневные темы. Недавно Олег Семенович узнал, что его стихотворение «Недоразумение», опублико- КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? У ГОВОРИЛ Раздался звонок. Лапин бро сился открывать дверь. — Мастера вызывали? — на пороге стоял человек с «дип ломатом» в руке. — Вызывали! Вызывали! — обрадовался Лапин. — Прохо дите... Вот! — показал он на стоявший в углу телевизор. — Вторую неделю никаких признаков жизни. — Оживим, — ответил ма стер, доставая инструмент. Немного поковырявшись внутри, он включил телевизор. Появилось изображение: на экране копошились какие-то человеческие фигуры. Лапин присмотрелся и увидел, что лица у них были сине-зеленые, а кое у кого даже фиолето вые. — Научно - фантастический фильм, — пояснил мастер. — Из жизни марсиан. Лапин пригляделся повнима тельней. — Что же это марсиане в фуфайках. И вроде как кар тошку копают? Мастер пожал плэчэми. — А звук где? — спросил Лапин. Мастер почесал затылок и опять полез в телевизор. На этот раз он долго копался. Наконец включил. На экране по зеленому полю носились темные размытые тени. — Футбол, — объяснил ма стер. — Не... — Лапин вгляделся в изображение. — Вроде хок кей, и вроде как на траве. Мастер еще что-то покру тил: — Ну как? — Все равно ничего не по нятно. — Ну чего тут не понятно! Я же говорю — футбол. Не- _ ванное в журнале «Веселые картинки», заинтересовало мультипликаторов. Со студии «Союзмультфильм» поступило предложение «оживить» это стихотворение в детском сбор нике «Веселая карусель», дав шем в свое время жизнь по пулярному сериалу «Ну, по годи!» и озорному Антошке, который не пошел копать кар тошку. Это первый — и, бу дем надеяться, не последний — случай, когда творчество мурманских литераторов пе реводится на язык мультипли кации. Наш корр. ужели не видно! А звук сей час будет. — Он ткнул кула ком в бок телевизора... «...Итак, товарищи, — донес ся голос комментатора, — мы заканчиваем наш репортаж с соревнований по конному спорту. Всего доброг...» Звук исчез. Мастер, черты хаясь, снова полез в телеви зор. — Ну, кажется, все, — ска зал он и щелкнул включате лем. На экране полыхали баг рово-красные тона. — Что это? — удивился Ла пин. — Фильм, — успокоил ма стер, — про наших доблест ных пожарных. Сейчас на экране как раз идет борьба с огнем. — А где же звук? — Дался вам этот звук! — разозлился мастер. — Да они просто не разговаривают. Не До разговоров им там. Пони мать надо! Лапин уставился на экран, пытаясь разглядеть хоть одно го пожарного. Мастер быст ренько собрался и сунул ему квиток. Лапин, не глядя, расписался. Хлопнула входная двэрь. — Подождите! Подождите! — хозяин бросился за масте ром, но на лестничной пло щадке уже никого не было. Лапин вернулся в комнату. Фильм о пожарных, навео- ное, кончился: теперь на экра не преобладал синий цвет. Проносились расплывчатые пятна. — Все ясно. «В мире живот ных». Показывают жизнь под водного мира, — пояснил Ла пин сам себе. — А что звука нет, так это же мир безмол вия и тишины. И поудобней устроился в кресле пе р ед телевизором... С. БАСОЗ. г. Мурманск. В полночь истории С КАЖДЫМ, верно, бывает: смотришь те левизор и не можешь по нять, видел уже этот фильм или нет. Лица актеров — знакомы-перезнакомы, ситу ация расхожая... Много в по следние годы выпускается лент, особенно приключен ческого жанра, от которых в памяти не остается даже названия. Фильму, вышедшему не давно на экраны Мурманска, такая судьба не угрожает. II потому, что тема, которой он посвящен, впервые затрону та отечественным кинемато графом. И потому, что сдела на лента людьми страстны ми. талантливыми. «Письма мертвого челове ка», — рассказ о том, как пе реживает первые дни после ядерной катастрофы неболь шая группа' людей, случайно уцелевшая на пепелище циви лизации. Фильм, разумеется, фантастический. Мы не зна ем ни страны, ни города, в котором происходит эта ис тория. Правда, героя ее не отнесешь к разряду людей ординарных. Он — всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии по фа милии Ларсен. Многие кри тики называют эту роль луч шей в большой творческой биографии актера и режис сера Ролана Быкова.. Эпизо ды фильма — это письма Ларсена к потерявшемуся во время ядерной катастро фы сынишке. Он не в силах поверить, что мальчишки нет в живых, и в постоянных мо нологах делится с ним мыс лями о трагедии, постигшей человечество. Мыслями горь кими, часто безысходными, хотя сам Ларсен — как раз из тех, кто и в кошмарной ситуации стремится сохра нить человеческое достоинст во. А это удается далеко не всем. Более того, когда со всей первобытной свире постью возникает вопрос о ценности человеческой жиз ни, обнаруживаются и су щества (трудно назвать их людьми), готовые полностью забыть о гуманизме. И, зна чит, в сущности, никогда не понимавшие, не прини мавшие его близко к сердцу. Таков доктор, .вернее, сорти ровщик человеческой плоти, назначенный отделять тех, кому дозволено продолжить жить, хотя бы и в подзе мелье, от тех, кому назначе но умереть. Взрослые перед ним или беспомощные дети — ничто не шевельнется в сердце сортировщика в бе лом халате. Есть Инструк ция, которой он будет следо вать неукоснительно. Глядя на этого «врача» понима ешь: он из тех человекооб разных, кто внутренне впол не допускал возможность атомной катастрофы и пото му в черный, двенадцатый час истории чувствует себя как рыба в воде. Первый полнометражный фильм молодого режиссера Константина Лопушанского (запомним это имя!) принято называть фильмом-предо стережением. Но это еще и фильм-суд над пещерной бес человечностью существ. Кто тайно или явно подталкива ет мир к краю пропасти. Это .и и поиск зерен добра, кото-' ^ рые должны уцелеть даже в самый трагический момент. И спор о сущности человека. Не хочется дробить цело стное впечатление о кино ленте на составляющие. Но трудно умолчать о достовер ности, с которой она сдела на. Когда в зале гаснет свет, побаиваешься картона, муля жей, фальши, которыми ча стенько грешат фантастиче ские фильмы. Но нет. Не смотря на жанр, «Письма мертвого человека» — про изведение реалистическое. Детали бредово-трагического быта уцелевших людей пока заны с такой убедитель ностью, что порой возникает ощущение: перед нами до кументальные кадры... И ес ли в сценарии, написанном режиссером, можно угадать также опытные руки соавто ров — Вячеслава Рыбакова и Бориса Стругацкого, то до стоверность картины, ее тем перамент — это полностью заслуга Лопушанского. ...Видимо, сына Ларсена уже нет на свете, как ощу щает это в свой предсмерт ный час его жена. Так кому же адресованы драматиче ские письма ученого? Пусто те. кучке пепла? Нет, они ад ресованы нам, людям двад цатого века, которые не дол жны допустить того, чтобы эта фантастика стала дейст вительностью. В. николин. •ДОСЬЕ ВСЕЗНАЙКИ «УЛИТОЧНАЯ ПОЧТА» Депутат Ганцер (ландтаг Ба варии) отправил жалобу мини стру почты ФРГ. В ней он вы разил недовольство работой почты. Около года назад Ган цер отправил деловое письмо из Мюнхена в соседний го род Унтершлайсхайм и недав но... получил его обратно. От- if правитель вычислил, что пи<ь- \ мо прошло 30 километров за 3S1 день. В сердцах депутат назвал почту «улиточной». КРОССВОРД1 Все слова кроссворда начи наю тся с буквы «Т». Некото рые из них и оканчиваю тся этой же бунвой. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Хими ческий элемент, металл. 6. За лив в Тасмановом море. 7. По следовательность предложений, слов. 9. Дорожная четы рехко лесная повозка. 10. Усилитель ный м ногорезонаторны й клист рон, прим еняющ ийся в переда тчи ка х радиолокационны х станций. 12. Овощная кул ь ту ра. 14. Рабочий орган зерно очистительны х машин. 15. Вы сокий м уж ской голос. 16. Дви ж ущ аяся среда, используемая для переноса теплоты. 19. Се ребряная монета Средней Азии. 20. Голландский ж ивописец X V III века. 22. Р озы грыш , про изводимый по займу или лоте рее. 23. Род н р упны х много летних трав семейства злаков. 25. Горная порода. 27. Мера веса. 28. Прежнее название го рода Тбилиси. 29. Самозвуча- щ ий ударный м узы кальны й и н струм ент симф онического ор кестра, разновидность гонга. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Совет ский ш ахм атны й международ ный гроссмейстер. 2. Стадо ло шадей. 3. Река в Киргизской ССР. 4 Телефон-автомат. 7. Улучш енная грунтовая дорога в России до XX в. 8 Про д укт труда. 11. Советский пи сатель, Герой Социалистиче ского Труда. 13. Устройство для сж и га ни я органического топлива. 15. Строительная о р ганизационно производствен ная единица. 17. Бесцветная ж и дко сть, применяется ка к до бавка к моторным топливам. 18. Предмет, которы й по суе верным представлениям пр ино сит счастье, удачу. 20. Совре м енный ам ериканский баль ный танец. 21. Марка грузо вых, легковы х автомобилей и автобусов, вы пускаем ы х а Японии. 24. Озеро на юге За- падно Сибирской равнины . 26. Сторожевой корабль Северного флота, геройски погибш ий в бою с нем ецко-ф аш истским и эсминцами. Составил К. ПЕТЮК. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В N? 46 По горизонтали: 2. Фрахт. 5. Ранчо. 6. Ибисы. 9. Девон. 11. Самум. 13. Мажор. 14. Са зан. 15. Санин. 16. Багет. 18. Котик. 20. Болид. 22. Рация. 23. Нурек. 24. Динар. 26. Лотос. 28. Алиот. 30. Чапек. 31. Кир ка. 33. Завод. 35. Повар. 37. Туран. 38. Редан. 39. Родос. 40. Скопа. 41. «Алеко». 42. Селен. По вертикали: 1. Анкер. я Фооос. 3. «Титан». 4. Вирус. 7. «Млада». 8. Алиби. 9. Докер. 10. Нагоя. 11. Сатин. 12. Ма зок. 16. Баржа. 17. «Тазит». 18. Кивач. 19. Кубок. 20. Белок. 21. Дамба. 24. Донор. 25. Р а дон. 26. Легар. 27. Синус. 29. Луара. 32. «Квант». 34. «Де мон*. 35. Палас. 36. Ротан. 37. Тодсс. 21 ноября 186 года 1 0 ЦМШШИИМ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz