Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

• Беседа с увлеченным человеком • Г, не усггел засохнуть, иначе «стереть» неудачный мазок потом можно только зубилом. — Да, столь «изящный» инструмент не для женских рук. И заготовка «красок», по всей видимости, тоже де­ ло весьма трудоемкое. — В основном все делаю сама, но много помогают друзья геологи. Без них, по­ жалуй, немногое смогла бы. Они приносят мне отходы, по­ лучаемые при изучении проб. Раздробить минерал, сами понимаете, нелегко. Беру ме­ таллическую ступку, вместо пестика использую обрезан­ ную с одной стороны гантель — и «добываю краски». По­ том пропускаю материал че­ рез сито, отмываю от пыли. — Трудоемкая у вас под­ готовка к «рисованию». А сама работа над картинами много времени требует? — По-разному. Например, над «Костром» работала око­ ло двух лет. «Долину смер­ ти» сделала за год, а вот «Под музыку Вивальди» —- всего за сутки. У этой кар­ тины особая история. Сын учился в университете, и его друзья решили пройти по «Дороге жизни» на Ладоге. Ночью началась подвижка льда, и их палаточный ла­ ски, а справа — снежная бе­ лизна, ворвавшееся в золото осени дыхание зимы. Но снег пока так хрупок, еще чуть-чуть — и растает на яр­ ко-желтом огне листвы. — Снег поражает на всех ваших картинах — настоль­ ко он естествен, особенно при ярком свете, сверкает, как живые снежинки. — Это благодаря свойст­ вам кианита — моего основ­ ного «зимнего» материала, пользуюсь иногда и доломи­ том для изображения засне­ женных горных склонов, об­ лаков. Очень, люблю турма­ лин, дающий бархатно-чер­ ный цвет, и сверкающий ам­ фибол. Они использованы в еще одной из моих люби­ мых работ — «Тревожная ночь». — А сколько приблизи­ тельно видов минералов вам нужно для одной работы? — Бывает, до двадцати: кроме уже названных, люб­ лю розовый микроклин, раз­ ные цвета яшмы, синий ла­ зурит, голубовато-серый апа­ тит, зеленый диопсид, крова­ во-красный гранат, теплый коричневый сфен... Практи­ чески все это богатство кра­ сок дарит мне кольская зем­ ля. Бледно-зеленые северные сосны и ели, нежно-розовые цве­ точки иван-чая, сверкающие белизной горные вершины, лиловые лепестки роз — все из камня. Вернее, не из са­ мого камня. Все картины Людмилы Борисовны Сазыкиной «нарисованы» совершенно необычным способом— приклеен­ ной к листу каменной крошкой. Имя самодеятельной художницы из Апатитов известно многим по теле- и радиопередачам. А теперь они смогут ши­ ре познакомиться с ее творчеством, посетив персональную выставку, открывшуюся в первых числах ноября в областной научной библиотеке. Работы самобытной художницы побывали на Днях мира стран Северного калотта в Швеции, она — лауреат Всесо­ юзной выставки произведений самодеятельных художников, посвященной 40-летию Победы. Теперь в течение ноября ее картины могут видеть жители и гости Мурманска. В день открытия выставки первые посетители получили ответы на все интересующие их вопросы от самого автора. Воспользуемся и мы приездом Людмилы Борисовны в наш город и попросим познакомить со своим столь необычным увлечением читателей «Рыбного Мурмана». с Г Г «ПОЧУВСТВОВАТЬМУЗЫКУКАМНЯ» — Людмила Борисовна, очень хорошо понимаю посе­ тителей выставки, которые вопреки всем существующим правилам трогают ваши ра­ боты руками. Действитель­ но, трудно поверить глазам своим, что картины созданы столь оригинальным спосо­ бом. — Мои картины не из тех, у которых надо вывеши­ вать таблички «Руками не трогать». Они не боятся ни прикосновений, ни пыли, ни солнечных лучей — от света они только обретают настоя­ щую жизнь, загораются сво­ им внутренним светом. Их краски практически вечны. А для того чтобы картину осве­ жить, достаточно несколько секунд подержать ее под ду­ шем — и она снова как но­ венькая. — Расскажите, пожалуй­ ста, несколько подробнее о технологии, хотя трудно, по­ жалуй, этим сухим словом определить творческий про­ цесс создания ваших ра­ бот. — На обычный лист кар­ тона я наношу рисунок, пользуясь при этом простым, иногда белым карандашом. Никогда не использую, цвет­ ные — убедилась, что ка­ мень теряет чистоту своего цвета, если накладывать его на какой-то фон. Около тридцати лет я изу­ чала минералы в шлихах (песках). Не передать слова­ ми тот калейдоскоп красок, который мне приходилось ви­ деть всякий раз, склоняясь над микроскопом. У каждо­ го минерала — свой набор свойств: неповторимое ощу­ щение живого цвета, блеск, форма и размер зерен... Как не воспользоваться этой уди­ вительной гаммой цветов, этой богатейшей палитрой изобразительных средств. — Значит, мысль о воз­ можности подобного исполь­ зования дробленых минера­ лов посещала вас давно, но все-таки первая работа появилась только в 1973 го­ ду. Что же послужило толч­ ком к ее созданию? — 'Любовь... Когда дети закончили школу и уехали учиться дальше, я не знала, куда себя девать, не находи­ ла себе места. Надо было чем-то отвлечься. Вот тогда и решила попробовать. Так появилась на свет моя пер­ вая робкая «Лилит», навеян­ ная грустью разлуки с деть­ ми, мыслями о женской судь­ бе. Согласно одному из пре­ даний, Лилит была первой женщиной Земли. На моей картине изображены хруп­ кая женщина, доверчиво про­ тянувшая ладони, и мужская рука, крепкая и надежная, щедро льющая воду в эти маленькие ладошки. Работа, конечно, очень далека от со­ вершенства, но я ее люблю, как первое детище, как отра­ жение настроения того дня. — Людмила Борисовна, а теперь немного прозы: как вы закрепляете каменную крошку на картоне? — Делаю специальный со­ став на основе клея ПВА^ Добавляю немного жидкого стекла, мелкотолченую яич­ ную скорлупу. Наношу этот состав на рисунок — «ри­ сую» клеем небольшие уча­ сточки будущей картины, за­ тем посыпаю нужной «крас­ кой». Исправлять просчеты надо очень быстро, пока клей герь ушел под воду. После телефонного разговора с сы­ ном я почти тут же взялась за работу. О чем они дума­ ли, эти мальчишки, в ту по­ следнюю секунду, на грани с.мерти? Или не думали ни о чем? Не успели подумать? Почти физически ощущала этот хаос мыслей, чувств, ужаса. Этот черно-серый клубок — страх и яростная жажда молодой души жить, видеть завтрашний день; за ним, разрывая его, — юное мальчишеское лицо с огром­ ными глазами. Потом сын был поражен: «Мама, он так похож на моего друга, поче­ му? Ведь ты же его никогда не видела»... Всего час я спала в те сутки, все торопилась, мне казалось, что я не успею, не смогу передать свои чувства и мысли. И, помню, звучала музыка Вивальди, полная тревоги и печали. Поэтому я и назвала свою работу «Под музыку Вивальди». Она мне очень дорога. — Самая любимая? — Нет, теперь самая до­ рогая — пейзаж «Осень в Прихибинье». Она послед­ няя. закончена за четыре дня до открытия выставки — я ею еще «не переболе­ ла». Год назад я ушла на пенсию и теперь полностью отдаю себя любимому заня­ тию, работаю над оформле­ нием базы отдыха «Русь» объединения «Апатитстрой- индустрия». Помните, пер­ вый сентябрьский снег ны­ нешней осени? Вышла ут­ ром — и поразилась... Под этим впечатлением появилась моя «Осень в Прихибинье». Слева еще царят яркие кра­ — Вы прошли не одну сотню километров наших се­ верных дорог, чаще — бездо­ рожья, не понаслышке знае­ те о красоте здешних мест, многое увидели и узнали. Та­ кое богатство впечатлений помогает творчеству. Навер­ ное, именно поэтому так мно­ го среди ваших работ север­ ных пейзажей? — Мне они очень близ­ ки своей грустью, тревогой. Небогаты их.краски, ко так милы и хрупки, что сердце порой щемит. «Чум», «Из­ бушка», уже названная «Осень в Прихибинье», «Эле­ гия», «Жажда жизни», «Озе­ ро Инари», «Белая ночь» и многие другие сюжеты под­ сказаны мне нашей природой. Да и «Зимняя сказка» то­ же навеяна тревожным воем метели. Когда показала ее одному знакомому, он воск­ ликнул: «Да это же «Песнь ямщика», ее обязательно на­ до так назвать». — Действительно, очень напоминает человеческую трагедию, запечатленную в этой русской песне. Но я не воспринимала ее как траги­ ческую до ваших слов. Она показалась мне очень лирич­ ной, сказочной. — Это зависит от настро­ ения, внутреннего состояния души каждою. Я рада, что восприятие моей «Зимней сказки» неоднозначно. Так же, кстати, как «Мыслите­ ля», исток его сюжета тоже очень личный. Дело в том, что наш сын тоже избрал для себя судьбу геолога. По­ сле университета был на­ правлен на Алдан, и, когда мы с мужем приехали, уви­ дели этот край, познакоми­ лись с его людьми, их зада­ чами и проблемами, — по­ явился «Мыслитель». «Кей­ вы» навеяны двухнедельным ожиданием самолета. Это было какое-то бешенство сти­ хии. Мы устали, но погода стояла нелетная, только кра­ ешек неба немного светился, как будто надежду подавал на завтрашний ясный день. Бывает в поле грустно иногда Без рации, без писем и газет, Когда в тумине кольская земля И самолета очень долго нет. Тогда я ненавижу куликов, Их крик мне плач детей напоминает. И стая серых рваных обм ков С такой тоской над лагерем витает... — Это чьи стихи? — Мои. — Значит, еще одно ва­ ше увлечение? — Ну. это не очень серь­ езно. Так, для себя, очень личное. Наверное, редкий геолог в дальних полевых походах не пытается так вы­ разить состояние своей ду­ ши. — Людмила Борисовна, приходилось ли вам встре­ чать своих единомышленни­ ков по увлечению? — Пока нет. Слышала, что есть где-то в Армении художник, использующий в своем творчестве разные цвета туфа. А недавно в «Известиях» с удовольстви­ ем прочитала о «коллеге» из Алжира. — У вас есть ученики? — Нет. Дело в том, что все это слишком сложно. Очень непросто добывать ма­ териалы. Кроме того, необ­ ходим некоторый профессио­ нальный минералогический навык, без которого все свой­ ства и возможности этого своеобразного изобразитель­ ного средства не использо­ вать. — Все-таки, глядя на ва­ ши картины, не перестаю удивляться, как может хо­ лодный камень создавать ощущение теплоты человече­ ского лица, нежности цве­ тов... — Что вы! Камень не бы­ вает холодным, пока он жи­ вой. Вот шлифованный — да. А натуральный сохраня­ ет тепло земли и жизни. На­ до только почувствовать его музыку. — «Каменная живопись» — уже не просто ваше ув­ лечение. Это новое направ­ ление в искусстве, ориги­ нальное по замыслу и ис­ полнению. Оно, пожалуй, пе­ реросло рамки личного хоб­ би. — Счастлива показать свои работы людям, вдвойне — от того, что они им нра­ вятся, доставляют радость не только мне и близким, друзьям. Выставляла кар­ тины в Ловозере, Апатитах, теперь в Мурманске. Но эти работы снова вернутся ко мне домой, я уже, признать­ ся. по ним скучаю. Но те, что созданы для оформления турбазы «Русь», останутся там навсегда, они — для всех, и это очень радует. Те­ перь работаю здесь над ве­ сенним пейзажем. Года три назад мою « Варзугу» при­ обрел краеведческий музей. Есть у меня мечта — соз­ дать большую картину и подарить ее Апатитам, горо­ ду, в котором прожила столь­ ко счастливых лет. который полюбила, оставить память о себе его замечательным людям. Беседу вела Ю. КРАСЬКО. Фото В. НИСЕНБАУМА. ИИнпяииииии 21 ноября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz