Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.
• Беседа с увлеченным человеком • Г, не усггел засохнуть, иначе «стереть» неудачный мазок потом можно только зубилом. — Да, столь «изящный» инструмент не для женских рук. И заготовка «красок», по всей видимости, тоже де ло весьма трудоемкое. — В основном все делаю сама, но много помогают друзья геологи. Без них, по жалуй, немногое смогла бы. Они приносят мне отходы, по лучаемые при изучении проб. Раздробить минерал, сами понимаете, нелегко. Беру ме таллическую ступку, вместо пестика использую обрезан ную с одной стороны гантель — и «добываю краски». По том пропускаю материал че рез сито, отмываю от пыли. — Трудоемкая у вас под готовка к «рисованию». А сама работа над картинами много времени требует? — По-разному. Например, над «Костром» работала око ло двух лет. «Долину смер ти» сделала за год, а вот «Под музыку Вивальди» —- всего за сутки. У этой кар тины особая история. Сын учился в университете, и его друзья решили пройти по «Дороге жизни» на Ладоге. Ночью началась подвижка льда, и их палаточный ла ски, а справа — снежная бе лизна, ворвавшееся в золото осени дыхание зимы. Но снег пока так хрупок, еще чуть-чуть — и растает на яр ко-желтом огне листвы. — Снег поражает на всех ваших картинах — настоль ко он естествен, особенно при ярком свете, сверкает, как живые снежинки. — Это благодаря свойст вам кианита — моего основ ного «зимнего» материала, пользуюсь иногда и доломи том для изображения засне женных горных склонов, об лаков. Очень, люблю турма лин, дающий бархатно-чер ный цвет, и сверкающий ам фибол. Они использованы в еще одной из моих люби мых работ — «Тревожная ночь». — А сколько приблизи тельно видов минералов вам нужно для одной работы? — Бывает, до двадцати: кроме уже названных, люб лю розовый микроклин, раз ные цвета яшмы, синий ла зурит, голубовато-серый апа тит, зеленый диопсид, крова во-красный гранат, теплый коричневый сфен... Практи чески все это богатство кра сок дарит мне кольская зем ля. Бледно-зеленые северные сосны и ели, нежно-розовые цве точки иван-чая, сверкающие белизной горные вершины, лиловые лепестки роз — все из камня. Вернее, не из са мого камня. Все картины Людмилы Борисовны Сазыкиной «нарисованы» совершенно необычным способом— приклеен ной к листу каменной крошкой. Имя самодеятельной художницы из Апатитов известно многим по теле- и радиопередачам. А теперь они смогут ши ре познакомиться с ее творчеством, посетив персональную выставку, открывшуюся в первых числах ноября в областной научной библиотеке. Работы самобытной художницы побывали на Днях мира стран Северного калотта в Швеции, она — лауреат Всесо юзной выставки произведений самодеятельных художников, посвященной 40-летию Победы. Теперь в течение ноября ее картины могут видеть жители и гости Мурманска. В день открытия выставки первые посетители получили ответы на все интересующие их вопросы от самого автора. Воспользуемся и мы приездом Людмилы Борисовны в наш город и попросим познакомить со своим столь необычным увлечением читателей «Рыбного Мурмана». с Г Г «ПОЧУВСТВОВАТЬМУЗЫКУКАМНЯ» — Людмила Борисовна, очень хорошо понимаю посе тителей выставки, которые вопреки всем существующим правилам трогают ваши ра боты руками. Действитель но, трудно поверить глазам своим, что картины созданы столь оригинальным спосо бом. — Мои картины не из тех, у которых надо вывеши вать таблички «Руками не трогать». Они не боятся ни прикосновений, ни пыли, ни солнечных лучей — от света они только обретают настоя щую жизнь, загораются сво им внутренним светом. Их краски практически вечны. А для того чтобы картину осве жить, достаточно несколько секунд подержать ее под ду шем — и она снова как но венькая. — Расскажите, пожалуй ста, несколько подробнее о технологии, хотя трудно, по жалуй, этим сухим словом определить творческий про цесс создания ваших ра бот. — На обычный лист кар тона я наношу рисунок, пользуясь при этом простым, иногда белым карандашом. Никогда не использую, цвет ные — убедилась, что ка мень теряет чистоту своего цвета, если накладывать его на какой-то фон. Около тридцати лет я изу чала минералы в шлихах (песках). Не передать слова ми тот калейдоскоп красок, который мне приходилось ви деть всякий раз, склоняясь над микроскопом. У каждо го минерала — свой набор свойств: неповторимое ощу щение живого цвета, блеск, форма и размер зерен... Как не воспользоваться этой уди вительной гаммой цветов, этой богатейшей палитрой изобразительных средств. — Значит, мысль о воз можности подобного исполь зования дробленых минера лов посещала вас давно, но все-таки первая работа появилась только в 1973 го ду. Что же послужило толч ком к ее созданию? — 'Любовь... Когда дети закончили школу и уехали учиться дальше, я не знала, куда себя девать, не находи ла себе места. Надо было чем-то отвлечься. Вот тогда и решила попробовать. Так появилась на свет моя пер вая робкая «Лилит», навеян ная грустью разлуки с деть ми, мыслями о женской судь бе. Согласно одному из пре даний, Лилит была первой женщиной Земли. На моей картине изображены хруп кая женщина, доверчиво про тянувшая ладони, и мужская рука, крепкая и надежная, щедро льющая воду в эти маленькие ладошки. Работа, конечно, очень далека от со вершенства, но я ее люблю, как первое детище, как отра жение настроения того дня. — Людмила Борисовна, а теперь немного прозы: как вы закрепляете каменную крошку на картоне? — Делаю специальный со став на основе клея ПВА^ Добавляю немного жидкого стекла, мелкотолченую яич ную скорлупу. Наношу этот состав на рисунок — «ри сую» клеем небольшие уча сточки будущей картины, за тем посыпаю нужной «крас кой». Исправлять просчеты надо очень быстро, пока клей герь ушел под воду. После телефонного разговора с сы ном я почти тут же взялась за работу. О чем они дума ли, эти мальчишки, в ту по следнюю секунду, на грани с.мерти? Или не думали ни о чем? Не успели подумать? Почти физически ощущала этот хаос мыслей, чувств, ужаса. Этот черно-серый клубок — страх и яростная жажда молодой души жить, видеть завтрашний день; за ним, разрывая его, — юное мальчишеское лицо с огром ными глазами. Потом сын был поражен: «Мама, он так похож на моего друга, поче му? Ведь ты же его никогда не видела»... Всего час я спала в те сутки, все торопилась, мне казалось, что я не успею, не смогу передать свои чувства и мысли. И, помню, звучала музыка Вивальди, полная тревоги и печали. Поэтому я и назвала свою работу «Под музыку Вивальди». Она мне очень дорога. — Самая любимая? — Нет, теперь самая до рогая — пейзаж «Осень в Прихибинье». Она послед няя. закончена за четыре дня до открытия выставки — я ею еще «не переболе ла». Год назад я ушла на пенсию и теперь полностью отдаю себя любимому заня тию, работаю над оформле нием базы отдыха «Русь» объединения «Апатитстрой- индустрия». Помните, пер вый сентябрьский снег ны нешней осени? Вышла ут ром — и поразилась... Под этим впечатлением появилась моя «Осень в Прихибинье». Слева еще царят яркие кра — Вы прошли не одну сотню километров наших се верных дорог, чаще — бездо рожья, не понаслышке знае те о красоте здешних мест, многое увидели и узнали. Та кое богатство впечатлений помогает творчеству. Навер ное, именно поэтому так мно го среди ваших работ север ных пейзажей? — Мне они очень близ ки своей грустью, тревогой. Небогаты их.краски, ко так милы и хрупки, что сердце порой щемит. «Чум», «Из бушка», уже названная «Осень в Прихибинье», «Эле гия», «Жажда жизни», «Озе ро Инари», «Белая ночь» и многие другие сюжеты под сказаны мне нашей природой. Да и «Зимняя сказка» то же навеяна тревожным воем метели. Когда показала ее одному знакомому, он воск ликнул: «Да это же «Песнь ямщика», ее обязательно на до так назвать». — Действительно, очень напоминает человеческую трагедию, запечатленную в этой русской песне. Но я не воспринимала ее как траги ческую до ваших слов. Она показалась мне очень лирич ной, сказочной. — Это зависит от настро ения, внутреннего состояния души каждою. Я рада, что восприятие моей «Зимней сказки» неоднозначно. Так же, кстати, как «Мыслите ля», исток его сюжета тоже очень личный. Дело в том, что наш сын тоже избрал для себя судьбу геолога. По сле университета был на правлен на Алдан, и, когда мы с мужем приехали, уви дели этот край, познакоми лись с его людьми, их зада чами и проблемами, — по явился «Мыслитель». «Кей вы» навеяны двухнедельным ожиданием самолета. Это было какое-то бешенство сти хии. Мы устали, но погода стояла нелетная, только кра ешек неба немного светился, как будто надежду подавал на завтрашний ясный день. Бывает в поле грустно иногда Без рации, без писем и газет, Когда в тумине кольская земля И самолета очень долго нет. Тогда я ненавижу куликов, Их крик мне плач детей напоминает. И стая серых рваных обм ков С такой тоской над лагерем витает... — Это чьи стихи? — Мои. — Значит, еще одно ва ше увлечение? — Ну. это не очень серь езно. Так, для себя, очень личное. Наверное, редкий геолог в дальних полевых походах не пытается так вы разить состояние своей ду ши. — Людмила Борисовна, приходилось ли вам встре чать своих единомышленни ков по увлечению? — Пока нет. Слышала, что есть где-то в Армении художник, использующий в своем творчестве разные цвета туфа. А недавно в «Известиях» с удовольстви ем прочитала о «коллеге» из Алжира. — У вас есть ученики? — Нет. Дело в том, что все это слишком сложно. Очень непросто добывать ма териалы. Кроме того, необ ходим некоторый профессио нальный минералогический навык, без которого все свой ства и возможности этого своеобразного изобразитель ного средства не использо вать. — Все-таки, глядя на ва ши картины, не перестаю удивляться, как может хо лодный камень создавать ощущение теплоты человече ского лица, нежности цве тов... — Что вы! Камень не бы вает холодным, пока он жи вой. Вот шлифованный — да. А натуральный сохраня ет тепло земли и жизни. На до только почувствовать его музыку. — «Каменная живопись» — уже не просто ваше ув лечение. Это новое направ ление в искусстве, ориги нальное по замыслу и ис полнению. Оно, пожалуй, пе реросло рамки личного хоб би. — Счастлива показать свои работы людям, вдвойне — от того, что они им нра вятся, доставляют радость не только мне и близким, друзьям. Выставляла кар тины в Ловозере, Апатитах, теперь в Мурманске. Но эти работы снова вернутся ко мне домой, я уже, признать ся. по ним скучаю. Но те, что созданы для оформления турбазы «Русь», останутся там навсегда, они — для всех, и это очень радует. Те перь работаю здесь над ве сенним пейзажем. Года три назад мою « Варзугу» при обрел краеведческий музей. Есть у меня мечта — соз дать большую картину и подарить ее Апатитам, горо ду, в котором прожила столь ко счастливых лет. который полюбила, оставить память о себе его замечательным людям. Беседу вела Ю. КРАСЬКО. Фото В. НИСЕНБАУМА. ИИнпяииииии 21 ноября 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz