Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.
• Память: подвигу~45 лет • В 1932 ГОДУ на Ленин градском заводе име ни А. А. Жданова было по строено для Мурманского тралового флота несколько рыболовных траулеров. В их числе — РТ-64 «Север ный полюс». Восемь лет его экипаж ловил рыбу. Не раз в те далекие тридцатые го ды в сводках среди лучших судов отмечался РТ-64, мно гим рыбакам ставили в при мер четкую и правильно ор ганизованную работу машин ной команды «Северного по люса». Так бы и трудился экипаж судна, радуя своими успехами в море мурман чан, но... Началась война... РТ-64 стал сторожевым кораблем № 25 «Бриз» (СКР-25), и командовать им было прика зано лейтенанту Всеволоду Алексеевичу Кирееву, кото рый до войны был капита ном «Северного полюса». бензин, что вез корабль, был спасен Ясно, что даже один враж еский снаряд, попади он в б очку с бензином, превра тил бы «Бриз» в факел. СКР-25 выполнял регу лярно различные задания командования флота: конво ирование транспортов, несе ние дозорной службы, пере возку грузов и личного со става. Порою экипаж нахо дился в море па 14— 15 су ток. Моряки бдительно нес ли службу, отлично освоили флотские специальности. В первых числах сентяб ря 1941 года корабль нахо дился в море и нес дозор ную службу. Ветер усили лся. Сигнальщик красно флотец Иван Кузнецов метр за метром просматривал от веденный ему морской квад рат. На гребне волны он за метил продолговатый бу- рун. —- Справа перископ под водной лодки! — доложил дозор в этом районе. Вскоре со стороны берега послы шался нарастающий гул. По казались самолеты. Сигналь щик Иван Кузнецов доло жил: — Товарищ командир, шесть «Юнкерсов» идут на нас! — Боевая тревога! — объ явил лейтенант В. А. Кире ев. В машинное отделение ко мандиру боевой электроме ханической части технику- лейтенанту А. Н. Неличику он передал: — Самый полный вперед! Ш есть «Ю-88» попарно при ближ ались к сторожевому ко раблю. П икируя на него, они сбрасывали бомбы. Одна из них взорвалась рядом с кораб лем. От взрыва бомб поднима лись водяные столбы, обруш и вались на палубу, обливая мо ряков ледяной водой. Комендоры обоих орудий заставили враж еские самоле ты увеличить вы соту, и тому же у них иссяк запас бомб. мана горизонт не просматри вался. С юга дул ветер си лою в четыре балла. 3 машинном отделении на* ходились технин-лейтенант Александр Неличик, ком андир отделения маш инистов старш и на второй статьи Зосим Подой- ницы н и м аш инист краснофло тец Евгений Демьянов. Они внимательно следили за рабо той главной машины и котла. С корость корабля была шесть узлов. Утром командир носового орудия старшина первой статьи А. Н. Чижов, наблю дая за морем, справа обна ружил силуэт подводной лод ки. Он выстрелил из своего орудия. — Боевая тревога! — ско мандовал Всеволод Алексе евич. Все моряки заняли свои боевые места. Командир взял курс на подводную лод ку. — Самый полный вперед! — последовала команда. « » идет на таран Большая трудовая ж и знь за плечами этих л ю дей, но никогд а не забудут 3. В. П одойницы н и И. Ф . К узнецов «огненны х миль», пройденны х ими на СКР-25 «Бриз». Ф ото В. КОРЕЦКОГО . Пока на «Бризе» устанавли вали две 75-мм п уш ки , два пу лемета и устройства для сбра сы вания глубинны х бомб, ком плектовался и личны й состав, В июле 1941 года на СКР-25 прибыли военный ком иссар старш ий по ли трук Иван Ива нович М ыш кин и пом ощ ник командира лейтенант /1. М. Са диков. Но основную часть экипаж а составили бывшие ры баки. Это — ком андир носового орудия старш ина первой статьи А. Н. Чиж ов, ком андир корм ового орудия старш ина второй ста тьи Сапега (бывший пом ощ ник тралмейстера). Иван Кузнецов освоил специальность сигналь щ ика, а бывший засольщ ик М ихаил Бачин стал рулевым, затем минером. М оряки настойчиво изучали военное дело и готовились к предстоящим боям с немецко- ф аш истским и захватчикам и. 15 июля на СКР-25 под няли военно-морской флаг, и он вошел в состав первого дивизиона сторожевых ко раблей Северного флота. Сдав командованию дивизио на корабельные задачи, спу стя некоторое время лейте нант В. А. Киреев получил первое боевое задание. В двадцатых числах авгу ста сторожевой корабль при нял на борт военный груз и покинул рейд Мурманского порта. Он шел рядом с бе регом, так как в наших во дах уже действовали немец кие подводные лодки, кораб ли противника. И все же произош ла встреча с враж еским самолетом, кото рый из пуш ек неоднократно обстрелял СКР-25. Но номендо- ры Чижов и Сапега со своими расчетами, ведя интенсивны й огонь, сумели сбить с курса самолет противника. И тем самым ценный для Северного флота груз — авиационны й командиру сигнальщик. И сразу же: — Справа две торпеды! Лейтенант В. А. Киреев маневром уклонился от тор пед. Команды командира быстро выполнялись руле вым А. А. Теловым. Комен доры открыли огонь по пе рископу вражеской субмари ны. За борт полетели глу бинные бомбы. Больше атак подводнай лодки не после- дс(вало. Корабль продолжил несение дозорной службы . Но через два часа его атаковали два са молета «Юнкерс-88», которые вы ны рнули от солнца и, спи кировав на «Бриз», сбросили по четыре бомбы и начали прицельную стрельбу из к р у п нокалиберны х пулеметов. Еще в начале налета расчет ко р мового орудия под ком андо ванием старш ины Сапеги от кры л огонь. Краснофлотцы Михаил А нучин, Иван Потапов, Андрей Васильев действовали четко. Вот снаряд разорвался под плоскостями одного из «Ю нкерсов». Он окутался плот ным дымом и отвернул в сто рону. Изменил кур с и другой «Ю-88» Рулевой краснофлотец М и хаил Бачин быстро выполнял ком анды командира корабля Он умело уводил сторож евик от падающ их бомб. Ни одна из них не причинила повреж дений кораблю . Когда СКР-25 вернулся из боевого похода в базу, ком ан дование объявило благодар ность всему эки п а ж у за вы сокое боевое мастерство. Пополнив запасы топлива, продовольствия и боевого снаряжения, утром 11 сен тября 1941 года стороже вой корабль вышел из Ио- канги и взял курс к мысу Святой Нос. Командир В. А. Киреев получил приказ вести Не достигнув цели, обозлив шись, ф аш истские летчики на чали пулеметный обстрел и за ходить на корабль поочередно. В некоторы х местах пули из решетили палубу, перебили такелаж , повредили антенну. Командир «Бриза», часть мо ряков получили ранения, но не покинули своих боевых по стов. Более часа шел этот нерав ный и ж естокий поединок. Не мецкие летчики та к и не до стигли своей цели. СКР-25 вы шел в этом бою победителем, подбив один «Ю-88». Аварийная партия, возглав ляемая боцманом Ш ороховым, обследовала подводную часть корпуса корабля. Незначитель ные повреждения были устра нены. И СКР-25 продолжил ох рану водного района. Через двое суток лейтенант В. А. Киреев получил приказ ком андира И окангской воен- но - морской базы А. И. Диа- нова о возвращении в базу, где эки п а ж у была объявлена благодарность ком андования. 23 ноября 1941 года ко мандира СКР-25 вызвали в штаб. Капитан 1-го ранга А. И. Дианов познакомил его с оперативной обстанов кой: — На линии дозора мыс Святой Нос — мыс Канин Нос, по данным нашей раз ведки, действуют немецкие подводные лодки. Вам пред стоит нести дозор в этом районе. Будьте вниматель ны. Готовьте корабль к вы ходу в море. М оряки СКР-25 погрузили уголь, пополнили запасы прес ной воды, продуктов, приняли боеприпасы, и 24 ноября ко рабль вышел в очередной бое вой поход на линию дозора мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. Р АННЕЕ УТРО 25 нояб ря. Из-за густого ту —Усилить огонь по цели! — приказал командир ко рабля. Комендоры выстрелили че тырежды. Два снаряда до стигли цели. СКР-25 развил предельную скорость и при близился к подводному пи рату. Субмарина начала по гружаться. — Таранить! — решил командир «Бриза». Удар! И форштевень сто рожевого корабля врезался в середину корпуса лодки. Толчок был настолько сильным, что моряки, нахо дившиеся в машинно-котель ном отделении и на палубе, не удержались на ногах и упали. Корабль накренился на правый борт. От удара лодка начала разворачивать ся кормой в сторону «Бри за». Оба сцепившиеся ко рабля дрейфовали по вол нам. Субмарина не могла по гружаться. Комендоры не могли стрелять — корпус лодки был в «мертвой» зо не. Тогда лейтенант В. А. Ки реев скомандовал: — Полный назад! Форштевень сторожевика медленно вышел из легкого корпуса подводной лодки. Прочный корпус фашистской субмарины был явно повреж ден. С дифферентом на кор му она скрылась под водой. — Самый полный вперед! — подал новую команду командир «Бриза». Всеволод Алексеевич при казал сбросить глубинные бомбы. Краснофлотец Михаил Ба чин сбросил две серии глу бинных бомб. Над морем взметнулись столбы воды. Из воды вырывались воздуш ные пузыри. СКР-25 остался в боевом дозоре. Через некоторое время лейтенант В. А. Ки реев получил приказ возвра щаться в Иокангу. 2 декабря 1941 года лич ный состав сторожевого ко рабля был построен на пир се. Капитан 1-го ранга Диа нов зачитал приказ коман дующего Северным флотом о награждении моряков. — Орденом Красного Зна мени наградить лейтенанта Киреева Всеволода Алексе евича. — Орденом Красной Зве зды наградить техника-лей тенанта Нелнчика Алексан дра Николаевича. В ЕСНОЙ 1942 года авиация противника участила налеты на базу Беломорской военной фло тилии, где сосредоточилась большое количество судов и боевых кораблей. 12 мая 1942 года вечером немецкие самолеты атакова ли. корабли, находившиеся на рейде. Береговая и корабель ная артиллерия открыла по ним огонь. Снялся с якоря и м аневри ровал на рейде СКР-25. Комен доры вели огонь по ф аш ист ским самолетам, которы е ата ковали корабль. В этом бою сторож евик был сильно поврежден Ведя бой с четырьмя пи ки рую щ им и на него «Ю-88», ком андир стар ший лейтенант Киреев умело маневрировал и уклонился от семи сброш енных авиабомб. Но на рейде находилось боль шое количество кораблей, и возм ож ность для м аневрирова ния была ограниченной. Вось мая бомба угодила в лю к по рохового погреба, прошла в главны й трюм и там у днища взорвалась От взрыва погибли два моряка и семнадцать были ранены . В результате взрыва была повреждена носовая часть ко рабля. Палубу, н а р уж н ую об ш и вку на расстоянии 1— 1,5 метра от водонепроницаемой переборки до киля к а к но жом срезало. Носовая часть сторож евика опустилась в во ду по ком ингсы дверей в ж и лые помещения полубака. В момент взрыва был ранен и ком андир корабля Всеволод Алексеевич Киреев. Несмотря на ранение и по вреждение корабля, старш ий лейтенант В. А. Киреев сумел вывести его на мелноводье. Все раненые были доставле ны в госпиталь. Через месяц после боя б у к сир подошел к поврежденном у СКР-25 и повел его корм ой вперед в А рхангельск. На за воде «Красная кузница» он простоял в ремонте более го да И только в сорок четвертом году приступил к вы полнению боевых заданий. До самого Дня Победы на ходился в составе Северного флота СКР-25 «Бриз». Н АСТУПИЛИ мирные будни. К мирной жиз ни вернулся и «Бриз», ко торому вернули довоенное имя — РТ-64 «Северный по люс». Остались в Мурман ске и многие члены его эки пажа, которые свою трудо вую жизнь посвятили морю, Об участии личного состав! СКР-25 в борьбе с немецко-фа ш и стски м и захватчикам и в Заполярье напом инаю т м ноги* реликвии военных лет, пред. ставленные в экспозиции му зея Краснознам енного Север ного флота. Это — м ногочис ленные фотографии м оряков, награды А. Н. Неличика, д оку менты командира отделения рулевы х А А. Телова. Все они — свидетельства бесприм ерно го мужества и стойкости, бес предельной любви к Родине, выполнения воинского долга, вы сокой дисциплинированно, сти эки па ж а «Бриза». Подолгу у этих экспонатов останавливаю тся родные А лек сандра Николаевича Неличика, А. А. Телова, которы е прожива* ю т в М урманске. Заходят сюда, в музей флота, чтобы встретиться с боевыми товарищами, и ве тераны «Бриза». А . КРИВЕНКО, старший научный со тр уд н и к м узе я К ра сно зн ам ен н о го С еверного флота. 21 ноября 1986 года 8 рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz