Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

•Решения XXV II съезда КПСС- i жизнь ! • Факт и комментарии В ДК железнодорожников состоялось очередное заседание членов клуба делового содружества. На этот раз с представителями железной дороги встре­ чались портовики. О ходе встречи рассказывает заведующая производствен­ ным отделом Дворца культуры Л. О. КОНОПЛЕВА. ’ Клуб делового сотрудничества — Несколько слов о клубе. Он был организован в марте этого го­ да. Мы планировали, что его члена­ ми будут рабочие и служащие нашей дороги. Так и было вначале. Собира­ лись машинисты, станционники, об­ суждали свои проблемы, думали над их решением. Но уже на третьей встрече пришли к выводу, что без смежников не обойтись, — очень мио- гое зависит от всеобщей слаженности. И вот мы пригласили представите­ лей нз рыбного порта. Правда, мно­ гие из них не смогли прийти (хотя обещали и собирались), был лишь за­ меститель начальника коммерческого отдела Ю. С. Квитко. С железной до­ роги пришли диспетчеры и станцион­ ники. Возглавляла их заведующая грузовым двором станции Мурманск С. М. Першина. Речь шла, с одной стороны, о том, что железнодорожники не всегда чет­ ко поставляют вагоны. С другой — о том, что портовики плохо их ис­ пользуют. С. М. Першина привела несколько фактов того, что поздно рыбники оформляют документацию, несвоевременно пломбируют вагоны. Смежники наметили план совмест­ ной работы. Решили ежемесячно раз­ бирать графики поставки вагонов, анализировать просчеты. Следующая встреча намечена на декабрь. Кроме портовиков, на ней будет присутство­ вать представитель из управления «Севрыбсбыт». Продолжаем разговор — «О продолжительности рейсов» — так называлось выступле- ние начальника ООТиЗ ВРПО «Сеарыба» В. И, Крюкова |«РМ», 1986, 16 сентября). В материале разъяснялись положения о но­ вых максимальных сроках непрерывного пребывания экипажей промысловых судов в море. Эти сроки вводятся в действие с 1 января 1987 года. в-д акци я получила немало откликов на нововведение. Один fiOv^HX мы и предлагаем вниманию читателей. Между двумя перпендикулярами /■^УДЯ по объяснению нан- ^ д и д а та эконом ических на­ у к В. И. Крю кова, получается, что единственным показателем для определения продолж и­ тельности пребывания в море устанавливается длина судна между перпендикулярами. Вот, оказывается, к а к все просто: поставил два перпен­ дикуляра, замерил длину меж­ ду ними и отправляй судно с энипажем на 5.5 месяца! Пра­ вда, видимо, почувствовав, что идея с измерениями слиш ком «перпендикулярна» и проста, ком петентны е товарищ и за­ претили отправлять суда всех типов в тропики, если на них нет системы кондиционирова­ ния воздуха. Но это — пока, ибо В. И Крю ков обещает: «Для судов, работающ их ю ж ­ нее 50° южной ш ироты , м акси­ мальные сроки непреры вного •'У б ы в а н и я экипаж ей будут \Л- установлены позднее». Значит, исследования не закончены , м ужественны е исследователи собираются в ближайш ее вре­ мя отправиться на ю г и там, р и скуя здоровьем, определить эти самые сроки. Все ясно, кром е одного: ка к могли те, кто, бороздя Мировой океан, проводили «гигиениче­ ские и ф изиологические иссле­ дования режимов труда и отды­ ха» м оряков, не заметить раз­ ные условия между двумя пер­ пендикулярами? Ведь всем известно, что на наш их флотах в эксплуатации очень много судов, построенных еще в 60-х годах. И хотя по «замерам» они, может, и боль­ шие, работать на них очень сложно: механизмы там дер­ ж атся в рабочем состоянии только благодаря энтузиазм у и вы соком у профессиональному мастерству специалистов. В нелегких условиях трудятся рыбообработчики, нелегко (м яг­ ко говоря) судоводителям. Что ж е касается бы товы х у с ­ ловий, то сравнение, скаж ем , старого БМРТ с новым БАТом равноценно сравнению совре­ м енного м ногоэтаж ного дома с послевоенной деревяш кой. И так, с продолж ительностью рейсов и бытом нам все ясно. Теперь об отдыхе — заходах в иностранны е порты. Да, конеч­ но, заход — событие в ж и зн и эки па ж а , но назвать его отды ­ хом трудно. Ведь выход в го­ род непродолжителен. Нечасты э кс кур с и и . И не везде встреча­ ю т советского моряка радуш ­ но. Так н уж н о ли назы вать за­ ход отдыхом? Может, как-то иначе? А об отдыхе подумать более серьезно и предметно? К а к и о д руги х нереш енны х вопросах. Вот, например, один из них. В ВРПО «Севрыба» много фло­ тов, и практически у каж дого свои реглам ентирующ ие д о ку ­ менты. Год назад на танкерах «Севрыбхолодфлота» «Видное» и «Весьегонск» за время несе­ ния вахтенной службы в ре­ монтны й период экипаж ам уда­ валось заработать по нескольку вы ходны х дней. Они сразу же оплачивались. Об этом узнали м оряки д руги х рем онтирую ­ щ ихся судов. Естественно, у них возник вопрос: а почему нам не идут выходные дни? И, очевидно, для того, чтобы страсти не разгорались, адми­ нистрация флота решила... ни­ ком у не платить. Или другая проблема. На всех флотах производят опла ту за работу в праздники, а на судах рыбного порта — нет. В 1983 году платили, но потом это дело решительно пресекли. И вот уж е не один год м оряки портофлота пиш ут в разные инстанции, в том числе и В. И. К рю кову. П ривлекаю тся к рас­ следованию всевозможные ко ­ миссии. Но начальник ОТиЗа рыбного порта В. И. Лебедев, ссылаясь на приказ I960 года, отказы вает: мол, ничего не мо­ ж ет поделать. Еще один безответный воп­ рос Известно, во время ремон та и междурейсовой стоянки судов м оряки работаю т более 70 часов в неделю (сутни — деж урство, сутки — отды х, за­ тем рабочий день плюс суточ­ ное дежурство). Но к оплате подписывается табель за 41 час. И получается, не в море и не в семье моряк. Сейчас по стране идет пере­ стройка, после продолжитель ного застоя прим еняю тся но­ вые методы работы. Не хоте­ лось, чтобы работа отделов организации труда и заработ­ ной платы (и ВРПО, и всех ор­ ганизаций бассейна) за м кн у­ лась между двумя перпендику лярами. Ю . БЕСПАЛОВ, судоводитель. 1Актуальный диалог ДОЛГИМ ПУТЬ ОТ КОЛЫШКА Д иалог ведут ко р р е с п о н ­ дент «РМ» В. П. МИЛЮ ТИН и заместитель начальника тра­ лового флота по капитально­ м у строительству А. И. ГУЛЯ­ ЕВ. К орр-: — Обозначим про­ блему. Километра, пожалуй, на три растянулась бы оче­ редь нуждающихся в жилье и в улучшении жилищных ус­ ловий в М урманском трало­ вом флоте. В той очереди — более пяти тысяч семей. В той очереди — 130 рыбаков, стаж работы которых превы- шает 20 лет. Со стажем от 15 ф- до 20 лет — 558. От 10 до 15 — 598- На что может надеять­ ся, скажем, пятитысячный очередник? А вот на что. В среднем за прошедшую пяти­ летку тралфлоту выделялось ежегодно по 148 квартир. Зна­ чит, новоселье наш очеред­ ник справит где-нибудь в 2020 году. Это если не учи­ тывать что заявления в проф­ ком и руководство флота бу­ дут еще поступать. Очередь понемногу умень­ шается. Одна из причин, кстати, в том, что рыбаки устают ждать жилья. Уволь­ няются. За последние годы из-за бытовой неустроенности с предприятий «Севрыбы» уволились свыше 30 тысяч че­ ловек. Среди них — и тыся­ чи тралфлотояцев. Но партия ставит задачу: обеспечить к 2000 году каж ­ дую семью отдельной кварти­ рой. Каждую, значит, и семью пятитысячного очередника в длинной тралфлотовской оче­ реди. Надо понимать, исчез­ нут и сами очереди- Но как ликвидировать квартирный де­ фицит? Путей решения много, но главный из них — строи­ тельство хозспособом. За счет собственных средств предприя­ тий. Что в этом направлении делается в траловом флоте? А. И. Гуляев: — Начну с то­ го, что раньше в управлении не было должности замести­ теля начальника флота по ка­ питальному строительству. Те­ перь есть. Это был только первый шаг на пути к строи­ тельству жилья хозяйственным способом. Следующие шаги предстоит делать мне, как но­ воиспеченному заму, и строи­ телям, которых пока еще нет. Что имеется сейчас? Уча­ сток в отделе капстроительст- ва, который выполнял ка­ питальный ремонт на полмил­ лиона рублей. Но уже к на­ чалу будущего года он дол­ жен перерасти в ремонтно- строительный хозрасчетный участок с полуторамиллионным объемом работ, а затем — и в строительно - монтажное управление. К 1990 году мы должны выйти на план в 5— 8 миллионов рублей. Корр.: — Все это в буду­ щем. Понятно, прежде чем взяться за жилье, надо «по­ строить» коллектив. Как я по­ нял, сейчас эта работа и ве­ дется. Но она только-только делает первые шаги. М ожно бы, думается, начать забивать кпервые колышки» гораздо раньше. Кстати, хозспособ —> это хорошо забытое старое- Предприятия изыскивали ре­ зервы и строили. Немало стро­ или. В том числе и тралфлот. Но затем инициативы поубави­ лось, надежд на государствен­ ные капвложения поприбави­ лось. И пришли к тому, к че­ му пришли. Теперь вновь надо браться за организацию- А время уходит. Ни квадрат­ ного метра жилья, построенно­ го собственными силами, не прибавится нынче. На пороге — следующий год. А . И. Гуляея: — И в 1987 году тоже не прибавится ни квартиры. В план заложено освоение 200 тысяч рублей. Это лишь нулевой цикл, под­ готовительные работы. Согла­ сен, очень медленно, с про­ буксовками преодолевается начальный этап. Судите сами, в марте вышли первые д оку­ менты, развязывающие руки предприятиям, предоставляю­ щие им возможность распоря­ жаться средствами. Но чтобы начать, нужен проект. На про­ ектирование — лимиты- А у института — свои напряжен­ ные планы. На разработку проекта уйдет не меньше го­ да. Нужны земельный участок и привязка проекта. Нужны, наконец, материалы. Мы дали заявку нынче. Значит, будут они в 1988 году- Мы хотели ускорить этот процесс, обращались в управ­ ление капитального строитель­ ства горисполкома. Исключите, попросили мы, один дом из ваших объемов, передайте нам готовую документацию , и мы начнем строить. Позднее мы вернем проект. С нашим пред­ ложением не согласились. Корр.: — Но, наверное, есть возможность тех ж е ра­ ботников «М урманскграждан- проекта» заинтересовать, сти­ мулировать их труд долевым участием. А . И. Гуляев: — Мы будем вести строительство за счет фонда социально-культурных мероприятий. Часть средств привлечем из фонда развития производства. Всего для ре­ шения жилищной проблемы потребуется свыше 130 милли­ онов рублей. Одна треть — государственные ассигнования, две трети — фонды пред­ приятия. Что кроется за этой суммой? Мы подсчитали: при усло­ вии, что очередь увеличивать­ ся не будет, требуется строить ежегодно по 339 квартир (в пересчете на двухкомнатные) полезной площадью 65 квад­ ратных метров. Квартиры — улучшенной планировки- По­ скольку в этой пятилетке рас­ качиваемся долго, то возм ож ­ ности в ней таковы: 400 квар­ тир возвести хозспособом, 420 — подрядным методом с привлечением жилищ но-стро­ ительных кооперативов. 25 квартир получим за счет по­ вторного заселения. Итого — 865 квартир. Мало. Надо бы вдвое больше. В будущем выйдет на плановые цифры. А пока... Пока у нас есть только мастерки да кисти. В будущем году обещают экска­ ватор и бульдозер. Все- Ищем специалистов. Ищем бетоно­ мешалки и другую технику. Привлекаем в долю коллектив автобазы. Их техника, наши средства. Вместе строить, вме­ сте справлять новоселья- Пришли ответы «Верните нашго начальника!» 17 октября в еженедельнике «Рыбный М урман» была опубли­ кована статья «Верните нашего начальника!» Ком м унисты корпус* но-сварочного цеха объединений «М урм анская судоверфь» в пове- с тку откры того партийного собра* ния вынесли не совсем обы чны й вопрос «О возвращении на преж - нюю долж ность начальника цеха, члена партбю ро т. Ш елепина В. Н.)». Мы получили ответ: «По возвращ ении с учебы с 4 ноября 1986 года т. Ш елепин В Н. работает начальником ко р п усн о ­ сварочного цеха с личного согла­ сия. 4 Секретарь партком а М урманской судоверфи В. С. ЯКУНИН». ОТ РЕДАКЦИИ. Такой ответ сек­ ретаря партком а, м ягко говоря, вызывает удивление. Адм инистрация, и гнорируя Ус­ тав профсоюзов. Закон о трудо­ вы х коллективах, не посоветовав­ ш ись с ком м унистам и, сам оуправ­ но переводит начальника цеха в и нж енеры -технологи. Коммунисты на собрании единодушно протесту­ ю т против такого произвола. Об­ стоятельства чрезвы чайные А партком беспринципно остается в стороне, не дав этому ф акту пар­ тийной оценки. В ответе партком а ни слова не говорится о ко н кр е тн ы х лицах, пы тавш ихся келейно, негласно сделать перестановку. Кому стал неугоден начальник цеха? Почему? М ожет бы ть, готовилось ва ка н т­ ное место для «нуж ного» челове­ ка? Какие меры приняты к винов­ никам самоуправства? Какие ме­ ры приняты для того, чтобы по­ добные ситуации впредь не повто­ рялись? Вопросы, на которые пар­ тком ответы не дает. А чрезвы чайную , противореча­ щ ую д уху времени ситуацию пы ­ тается низвести до уровня обы­ денного, не стоящего внимания «пустячка». И получается так, что н ачальник цеха попросил освобо­ дить себя от долж ности по собст­ венному желанию , а потом, пере­ думав, решил вернуться «с л и чн о ­ го согласия». Капризы начальника. Так пово­ рачивает событие секретарь парт­ кома. Не по-партийном у это. ДО СВАИ Нет собственной строитель­ ной базы. Все материалы, все изделия и конструкции — со стороны. Необходимо созда­ вать либо свою, тралфлотов- скую, базу, либо централизо­ ванную базу «Севрыбы». Корр.: — При подсчетах вы исходили из того, что очередь расти не будет. Но кроме тех, кто поставлен на очередь, есть сотни тралфлотовцев, которые попросту пока права записать­ ся я нее не имеют, поскольку «укладываются» в санитарные нормы. Есть одинокие матери, живущие в коммуналках. Есть, наконец, молодежь. Сегодня они холостые, завтра — се­ мейные. И в домах молодых специалистов живут в одной квартире по две семьи- А яедь мы ведем речь об отдельной квартире для каждой семьи. А. И. Гуляея: — Мы помним об этом. Но нельзя упускать и такой момент: мы берем курс на сокращение численно­ сти работающих. Поэтому бу­ дем исходить из нынешней цифры работников, нуждаю ­ щихся в жилье. В заключение хочу заверить, что хотя сейчас и трудно, хо­ тя и затянулся организацион­ ный период, в дальнейшем, уверен, наберемся опыта, ре­ шим жилищ ную проблему. Корр.: — А может быть, поддержите инициативу Горь­ ковского автозавода, который решил обеспечить каж дую семью отдельной квартирой до 1995 года? А. И. Гуляев: — Нет, пожа­ луй. Силенок маловато. И111ИМ11 21 ноября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz