Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.

• Резонанс: продолжаем разговор • Вопросы без ответов Несомненно, в условиях нестабильной сырьевой базы любое укрупнение рыбодо­ бывающих предприятий ста­ билизирует их положение. Плюсов много. Это и упро­ стит систему планирования, управления, финансирования, приведет к сокращению чис­ ленности аппарата управле­ ния. Но автор не учитывает один фактор. При составле­ нии плана для такого объеди­ нения придется исключить один показатель: производст­ венные обороты при передаче полуфабриката или готовой продукции с одного флота на другой. Значит, снизят­ ся объемы производства (в отчетах). А так как они тес­ но связаны с расчетным фон­ дом заработной платы и про­ изводительностью труда, то и эти показатели резко упа­ дут. Невыгодно! Но главное не это. Приве­ дет ли такое укрупнение к улучшению конечных пока­ зателей работы по сравне­ нию с сегодняшними, не бу­ дет ли уравниловки, созда­ дим ли мы такой хозяйст­ венный механизм внутри ук­ рупненного объединения, ко­ торый углубит хозрасчетные принципы работы каждого подразделения? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. С. КИРЕЕВ, главный инженер ВРПО «Севрыба». ПРЕДЛОЖЕНИЕ А. Василье- ва, конечно, заслуживает внимания. Но, мне кажется, • нем не устранено главное про­ тиворечие: наш рыбацкий кон­ вейер работает не на общий результат, не на потребителя. Каждый участок конвейера — сам по себе. Объединим мы флоты, станет больше судов в одном подразделении «Сев- рыбы» — и по-прежнему мы будем зависеть от порта, су­ доверфи, заискивать перед управленцами «Севрыбы», роптать на «Севрыбсбыт» и так далее, и тому подобное. Если уж вести речь об о р ­ ганизационной перестройке рыбной отрасли на Северном бассейне, то надо задуматься о создании научно - производ­ ственного объединения «Сев- рыба». Суть: все флоты, су­ доверфь, автобаза, фабрика Зри в корень! орудии лова, порт — и так далее — не имеют финансо­ вой самостоятельности. Все — на уровне цехового хозрасче­ та. Службы (ОТиЗ, плановики, бухгалтерия и другие) скон­ центрированы в управле­ нии. На нас, руководителей тралового флота, предполо­ ж им (тут можно подставить: руководителей верфи, порта и т. д.), будет возложено толь­ ко три функции — обеспече­ ние плана, качества, работа с кадрами. И все! Ни забота о снабжении, ни проблемы рек­ ламы, ни внедрение новой техники не должны касаться «цеховых подразделений». „Единый флот басейна" Так называлась статья, опубликованная 12 сен­ тября сего года. Автор предлагал в целях по­ вышения эффективности рыбной отрасли Север­ ного бассейна объеди­ нить рыбодобывающие флоты с управлением «Севрыбхолодфлот». Редакционная лочта ■вставляет нас продол­ жать начатый разговор. Полученные письма не однозначны. Помня из­ речение о том, что в споре рождается исти­ на, мы предлагаем ваше­ му вниманию некото­ рые мнения. Сходство очень обманчиво Необходимо ли совершен­ ствование хозяйственного ме­ ханизма бассейна в настоя­ щее время? Да, необходимо, но не пу­ тем механического объедине­ ния или деления сложивших­ ся коллективов! Первостепенной задачей, на наш взгляд (мнение многих специалистов объединения), является совершенствование системы управления каждым хозрасчетным звеном бассей­ на. И потом, непонятно, поче­ му автор оставляет в стороне такой мощный рыбообрабаты­ вающий комплекс, как рыбо­ комбинат. Приведу пример. В 1985 году комбинат имел бо­ лее 23 миллионов рублей при­ были от переработки жиров. В 1986 году резко снизились уловы мойвы. Как следствие — не загружены на полную мощность рыбомучные плав­ базы «Севрыбхолодфлота», и ни один добывающий флот не выполнил план поставок жиров комбинату. В результа­ те последний оказался в числе отстающих из-за тех самых ж иров, которые в 1985 году дали 60 процентов прибыли. И это не единственный при­ мер в деятельности бассейна- Кстати, не только комбинат, но и судоверфь, порт, тарный комбинат, фабрика орудий лова и другие предприятия оказались забытыми А. Ва­ сильевым. Пошли дальше. Сходство «Мурманрыбпрома» и трало­ вого флота обманчиво. К р о ­ ме добычи рыбы в океане, «Мурманрыбпром» занимается рыбоводством и рыболов­ ством на внутренних водое­ мах. Это перспективные на­ правления — разведение фо­ рели, промышленное выра­ щивание семги в «заводских условиях» и т. д. В состав «Мурманрыбпрома» входят два судоремонтных предприя­ тия. Если следовать логике автора статьи, то их надо пе­ редать Мурманской судовер­ фи. А готова ли судоверфь взять на себя полную ответ­ ственность за обеспечение всех предприятий, в том чис­ ле «Мурманрыбпрома», судо­ ремонтом? Сейчас, когда отрасль рабо­ тает в новых условиях хозяй­ ствования, необходимо вне­ дрять хозрасчет «по вертика­ ли» смелее и энергичнее. Что нам представляется ак­ туальным в этой связи? Спе­ цифика отрасли такова, что самостоятельное функциони­ рование даже очень мощного объединения, например, ры­ бодобывающего, в рамках ре­ гиона невозможно. Приходится заниматься не только промышленным рыбо­ ловством в океане, которое регулируется рядом между­ народных организаций, но и поддерживать деловые отно­ шения с иностранными фир­ мами, вести строительство и ремонт судов за границей. К тому же специфика отрасли требует быстрого маневра средствами и материальными ресурсами. Поэтому необходимо откор­ ректировать и точно устано­ вить функции и задачи управ­ ления на уровне бассейна и на уровне министерства, оп­ ределить не только их права, но и материальную, хозрас­ четную ответственность перед трудовыми коллективами, предприятиями, объедине­ ниями. Хочется коснуться еще од­ ного вопроса. Из-за слабого знания структуры рыбопро­ мышленного бассейна часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями о рентабельности и качестве работы отдельных звеньев. Нередки случаи, когда работ­ ники «Мурманрыбпрома» счи­ тают заниженным план тра­ лового флота и наоборот- М ного возмущения вызыва­ ют простои в ожидании сда­ чи рыбы и мало беспокоит невыполнение плана сдачи рыбных полуфабрикатов на плавбазы и рыбозаводы ком ­ бината. По нашему мнению, глав­ ная причина этого в том, что ВРПО «Севрыба» и Минрыб- хоз планируют основные по­ казатели работы трудовых коллективов от достигнутого уровня. Второй причиной яв­ ляется недостаточная глас­ ность обоснования утверждае­ мых «Севрыбой» планов пред­ приятий и объединений. М о­ жет быть, следует создать общественный совет экспер­ тов для рассмотрения напря­ женности и обоснованности этих планов, а его решения доводить до сведения трудо­ вых коллективов. Только решив поставлен­ ные вопросы в текущей и по­ следующей пятилетках, м ож ­ но ставить задачу о перехо­ де от трехзвенной системы управления к двухзвенной, о переходе на высшую ступень хозрасчета — самофинанси­ рование. В. ДЕМЯНЕНКО, генеральный директор объ­ единения «Мурманрыб­ пром». Повторяю: эти и другие воп­ росы станет решать управле­ ние научно - производственно­ го объединения. Это коротко об НПО. Не­ давно мы сделали сообщение по этому вопросу в областном научно • техническом обще­ стве пищевой промышленно­ сти. Так что надеемся «углу­ бить» предложение А. Василь­ ева, которое, на наш взгляд, интересно и в нем немало рационального, хотя во мно­ гом и несовершенно. С. БЕЛЕЦКИЙ, заместитель начальника М урманского тралового флота по производству. Потеряют свое лицо... Все три флота бассейна по своей сущности глубоко различны. Явно выраженным добывающим является толь­ ко траловый. Объединение «Мурманрыбпром», помимо промысла в открытом океа­ не, занимается воспроизвод­ ством ценных пород рыб, то­ варным рыбоводством, про­ мыслом в местных водоемах, развитием на побережье Ба­ ренцева моря марикультуры. Суда приемо - транспорт­ ного и рефрижераторного флота требуют особого вни­ мания и ухода, так как це­ на малейших ошибок в их эксплуатации слишком вели­ ка для организации интен­ сивного промысла в Миро­ вом океане. Поэтому даже собранные под одной «крышей» три этих флота должны функци­ онировать самостоятельно. По-видимому, соль пред­ ложения заключается в том, чтобы общими были цент­ ральная бухгалтерия и фи­ нансовая часть, а доля сверх­ плановых прибылей не пе­ речислялась бы в бюджет — шла на покрытие убытков отстающего по этому пока­ зателю флота созданной си­ стемы. При подобной организа­ ции про.чысловой работы не исключается субъективность в обслуживании других ры­ боловецких организаций — Архангельского тралфлота, Беломорской базы гослова, рыбаков-колхозников. Собранные воедино флоты потеряют свое лицо: возмож­ ные отдельные недостатки в их работе будут затушевы­ ваться в общей массе, что не будет способствовать их устранению. Работая в один «котел», при благополучных общих валовых показателях единого гигантского флота бассейна, не «тянущие» пла­ ны флоты не будут ощущать всех сложностей положения отстающего предприятия. Подобный эксперимент мо­ жет кончиться тем, что, де­ лая ставку на добычу физи­ ческих тонн, трюмы промыс­ ловых судов и транспортных рефрижераторов будут за­ полнять не имеющей сбыта рыбой и превратят в пла­ вучие холодильники... Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ленности, первый началь­ ник управления «Севрыб­ холодфлот». 'II 1/ 1Ш- - В ,| - I J Г Д Е ВЫГОДНЕЙ разделы. * яать рыбу — я море или на берегу! Этот, далеко не новый для рыбной промыш ­ ленности вопрос ныне при­ обрел особую актуальность. В статье «Вал против здравого смысла» («РМ», 1986, 17 о к­ тября) подробно анализиро­ вались причины, из-за kovj . рых моряки везут за триде­ вять земель никому не нуж ­ ные головы и хвосты рыбы. Сегодня разговор о пробле­ мах разделки сырья продол­ жает начальник М урманского тралового флота Л. В. ЕВГРА­ ФОВ. Пересчет плюс машины Тема действительно акту­ альна для всего Северного бассейна. На что ориентиро­ ваться флоту: на здравый смысл или вал? Ориентируем­ ся на здравый смысл. Во-первых, однозначно мне • ние: выпуск разделанной n p i*/ дукции рентабелен и дает флоту прибыль. Только сверх­ плановая разделка позволила получить за 10 месяцев 15 миллионов рублей прибыли. Что ж е мешает увеличить выпуск продукции, пользую­ щейся спросом у потребите­ лей? Ответ один: планирова­ ние натуральных показателей по выпуску пищевой и плана поставок ее, определяемого соразмерно плану производ­ ства. Ведь направление всего сырца на разделку в полтора — два раза снижает выпуск пищевой. Это противоречие давно следовало бы снять планирующим органам Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР. Со своей стороны, траловый флот предлагает перейти на систему пересчета выпуска £ 4 поставок пищевой п родукц ий ' через «центнер-коэффици­ ент» по опыту работы ВРПО «Запрыба»- На следующий год планируется введение по­ добной системы для судов, а для предприятия в целом воп­ рос остался открытым. Одна­ ко, если он не будет решен, можно с уверенностью ска­ зать, что цель — увеличение выпуска продукции, пользую­ щейся спросом у населения, — достигнута не будет. В 1987 году планируется значительное сокращение чис­ ленности плавсостава флота. Но для того чтобы ком пен­ сировать это сокращение, нужны вы сокопроизводите^ V ные, высокоэффективные ма­ шины для разделки рыбы. А промышленность такого обо­ рудования предложить не мо­ жет. Нельзя забывать и о том, что на бассейне нет машино­ строительного завода. Ждем ответа конструкторов «Севтехрыбпрома» и на воп­ рос: когда будет механизиро­ вана загрузка разделочных машин? К сожалению, промышлен­ ность не выпускает и малога­ баритное оборудование для выпуска на судах продукции в мелкой расфасовке. Механиза­ ция этого процесса требует больших производственных площадей, а найти их в судо­ вых условиях практически не­ возможно. Известно, что из­ готовление рыбных товаров в мелкой расфасовке п р о ц в ^ очень трудоемкий, требдаР большого количества рабочих рук. Поэтому, учитывая пред­ стоящее сокращение штата эки­ пажей, целесообразно пере­ нести основной объем выпу­ ска такой продукции на бере­ говые рыбообрабатывающие предприятия. 14 ноября 1986 года 6 иммшшд

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz