Рыбный Мурман. 1986 г. Ноябрь.
• Резонанс: продолжаем разговор • Вопросы без ответов Несомненно, в условиях нестабильной сырьевой базы любое укрупнение рыбодо бывающих предприятий ста билизирует их положение. Плюсов много. Это и упро стит систему планирования, управления, финансирования, приведет к сокращению чис ленности аппарата управле ния. Но автор не учитывает один фактор. При составле нии плана для такого объеди нения придется исключить один показатель: производст венные обороты при передаче полуфабриката или готовой продукции с одного флота на другой. Значит, снизят ся объемы производства (в отчетах). А так как они тес но связаны с расчетным фон дом заработной платы и про изводительностью труда, то и эти показатели резко упа дут. Невыгодно! Но главное не это. Приве дет ли такое укрупнение к улучшению конечных пока зателей работы по сравне нию с сегодняшними, не бу дет ли уравниловки, созда дим ли мы такой хозяйст венный механизм внутри ук рупненного объединения, ко торый углубит хозрасчетные принципы работы каждого подразделения? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. С. КИРЕЕВ, главный инженер ВРПО «Севрыба». ПРЕДЛОЖЕНИЕ А. Василье- ва, конечно, заслуживает внимания. Но, мне кажется, • нем не устранено главное про тиворечие: наш рыбацкий кон вейер работает не на общий результат, не на потребителя. Каждый участок конвейера — сам по себе. Объединим мы флоты, станет больше судов в одном подразделении «Сев- рыбы» — и по-прежнему мы будем зависеть от порта, су доверфи, заискивать перед управленцами «Севрыбы», роптать на «Севрыбсбыт» и так далее, и тому подобное. Если уж вести речь об о р ганизационной перестройке рыбной отрасли на Северном бассейне, то надо задуматься о создании научно - производ ственного объединения «Сев- рыба». Суть: все флоты, су доверфь, автобаза, фабрика Зри в корень! орудии лова, порт — и так далее — не имеют финансо вой самостоятельности. Все — на уровне цехового хозрасче та. Службы (ОТиЗ, плановики, бухгалтерия и другие) скон центрированы в управле нии. На нас, руководителей тралового флота, предполо ж им (тут можно подставить: руководителей верфи, порта и т. д.), будет возложено толь ко три функции — обеспече ние плана, качества, работа с кадрами. И все! Ни забота о снабжении, ни проблемы рек ламы, ни внедрение новой техники не должны касаться «цеховых подразделений». „Единый флот басейна" Так называлась статья, опубликованная 12 сен тября сего года. Автор предлагал в целях по вышения эффективности рыбной отрасли Север ного бассейна объеди нить рыбодобывающие флоты с управлением «Севрыбхолодфлот». Редакционная лочта ■вставляет нас продол жать начатый разговор. Полученные письма не однозначны. Помня из речение о том, что в споре рождается исти на, мы предлагаем ваше му вниманию некото рые мнения. Сходство очень обманчиво Необходимо ли совершен ствование хозяйственного ме ханизма бассейна в настоя щее время? Да, необходимо, но не пу тем механического объедине ния или деления сложивших ся коллективов! Первостепенной задачей, на наш взгляд (мнение многих специалистов объединения), является совершенствование системы управления каждым хозрасчетным звеном бассей на. И потом, непонятно, поче му автор оставляет в стороне такой мощный рыбообрабаты вающий комплекс, как рыбо комбинат. Приведу пример. В 1985 году комбинат имел бо лее 23 миллионов рублей при были от переработки жиров. В 1986 году резко снизились уловы мойвы. Как следствие — не загружены на полную мощность рыбомучные плав базы «Севрыбхолодфлота», и ни один добывающий флот не выполнил план поставок жиров комбинату. В результа те последний оказался в числе отстающих из-за тех самых ж иров, которые в 1985 году дали 60 процентов прибыли. И это не единственный при мер в деятельности бассейна- Кстати, не только комбинат, но и судоверфь, порт, тарный комбинат, фабрика орудий лова и другие предприятия оказались забытыми А. Ва сильевым. Пошли дальше. Сходство «Мурманрыбпрома» и трало вого флота обманчиво. К р о ме добычи рыбы в океане, «Мурманрыбпром» занимается рыбоводством и рыболов ством на внутренних водое мах. Это перспективные на правления — разведение фо рели, промышленное выра щивание семги в «заводских условиях» и т. д. В состав «Мурманрыбпрома» входят два судоремонтных предприя тия. Если следовать логике автора статьи, то их надо пе редать Мурманской судовер фи. А готова ли судоверфь взять на себя полную ответ ственность за обеспечение всех предприятий, в том чис ле «Мурманрыбпрома», судо ремонтом? Сейчас, когда отрасль рабо тает в новых условиях хозяй ствования, необходимо вне дрять хозрасчет «по вертика ли» смелее и энергичнее. Что нам представляется ак туальным в этой связи? Спе цифика отрасли такова, что самостоятельное функциони рование даже очень мощного объединения, например, ры бодобывающего, в рамках ре гиона невозможно. Приходится заниматься не только промышленным рыбо ловством в океане, которое регулируется рядом между народных организаций, но и поддерживать деловые отно шения с иностранными фир мами, вести строительство и ремонт судов за границей. К тому же специфика отрасли требует быстрого маневра средствами и материальными ресурсами. Поэтому необходимо откор ректировать и точно устано вить функции и задачи управ ления на уровне бассейна и на уровне министерства, оп ределить не только их права, но и материальную, хозрас четную ответственность перед трудовыми коллективами, предприятиями, объедине ниями. Хочется коснуться еще од ного вопроса. Из-за слабого знания структуры рыбопро мышленного бассейна часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями о рентабельности и качестве работы отдельных звеньев. Нередки случаи, когда работ ники «Мурманрыбпрома» счи тают заниженным план тра лового флота и наоборот- М ного возмущения вызыва ют простои в ожидании сда чи рыбы и мало беспокоит невыполнение плана сдачи рыбных полуфабрикатов на плавбазы и рыбозаводы ком бината. По нашему мнению, глав ная причина этого в том, что ВРПО «Севрыба» и Минрыб- хоз планируют основные по казатели работы трудовых коллективов от достигнутого уровня. Второй причиной яв ляется недостаточная глас ность обоснования утверждае мых «Севрыбой» планов пред приятий и объединений. М о жет быть, следует создать общественный совет экспер тов для рассмотрения напря женности и обоснованности этих планов, а его решения доводить до сведения трудо вых коллективов. Только решив поставлен ные вопросы в текущей и по следующей пятилетках, м ож но ставить задачу о перехо де от трехзвенной системы управления к двухзвенной, о переходе на высшую ступень хозрасчета — самофинанси рование. В. ДЕМЯНЕНКО, генеральный директор объ единения «Мурманрыб пром». Повторяю: эти и другие воп росы станет решать управле ние научно - производственно го объединения. Это коротко об НПО. Не давно мы сделали сообщение по этому вопросу в областном научно • техническом обще стве пищевой промышленно сти. Так что надеемся «углу бить» предложение А. Василь ева, которое, на наш взгляд, интересно и в нем немало рационального, хотя во мно гом и несовершенно. С. БЕЛЕЦКИЙ, заместитель начальника М урманского тралового флота по производству. Потеряют свое лицо... Все три флота бассейна по своей сущности глубоко различны. Явно выраженным добывающим является толь ко траловый. Объединение «Мурманрыбпром», помимо промысла в открытом океа не, занимается воспроизвод ством ценных пород рыб, то варным рыбоводством, про мыслом в местных водоемах, развитием на побережье Ба ренцева моря марикультуры. Суда приемо - транспорт ного и рефрижераторного флота требуют особого вни мания и ухода, так как це на малейших ошибок в их эксплуатации слишком вели ка для организации интен сивного промысла в Миро вом океане. Поэтому даже собранные под одной «крышей» три этих флота должны функци онировать самостоятельно. По-видимому, соль пред ложения заключается в том, чтобы общими были цент ральная бухгалтерия и фи нансовая часть, а доля сверх плановых прибылей не пе речислялась бы в бюджет — шла на покрытие убытков отстающего по этому пока зателю флота созданной си стемы. При подобной организа ции про.чысловой работы не исключается субъективность в обслуживании других ры боловецких организаций — Архангельского тралфлота, Беломорской базы гослова, рыбаков-колхозников. Собранные воедино флоты потеряют свое лицо: возмож ные отдельные недостатки в их работе будут затушевы ваться в общей массе, что не будет способствовать их устранению. Работая в один «котел», при благополучных общих валовых показателях единого гигантского флота бассейна, не «тянущие» пла ны флоты не будут ощущать всех сложностей положения отстающего предприятия. Подобный эксперимент мо жет кончиться тем, что, де лая ставку на добычу физи ческих тонн, трюмы промыс ловых судов и транспортных рефрижераторов будут за полнять не имеющей сбыта рыбой и превратят в пла вучие холодильники... Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ленности, первый началь ник управления «Севрыб холодфлот». 'II 1/ 1Ш- - В ,| - I J Г Д Е ВЫГОДНЕЙ разделы. * яать рыбу — я море или на берегу! Этот, далеко не новый для рыбной промыш ленности вопрос ныне при обрел особую актуальность. В статье «Вал против здравого смысла» («РМ», 1986, 17 о к тября) подробно анализиро вались причины, из-за kovj . рых моряки везут за триде вять земель никому не нуж ные головы и хвосты рыбы. Сегодня разговор о пробле мах разделки сырья продол жает начальник М урманского тралового флота Л. В. ЕВГРА ФОВ. Пересчет плюс машины Тема действительно акту альна для всего Северного бассейна. На что ориентиро ваться флоту: на здравый смысл или вал? Ориентируем ся на здравый смысл. Во-первых, однозначно мне • ние: выпуск разделанной n p i*/ дукции рентабелен и дает флоту прибыль. Только сверх плановая разделка позволила получить за 10 месяцев 15 миллионов рублей прибыли. Что ж е мешает увеличить выпуск продукции, пользую щейся спросом у потребите лей? Ответ один: планирова ние натуральных показателей по выпуску пищевой и плана поставок ее, определяемого соразмерно плану производ ства. Ведь направление всего сырца на разделку в полтора — два раза снижает выпуск пищевой. Это противоречие давно следовало бы снять планирующим органам Мини стерства рыбного хозяйства СССР. Со своей стороны, траловый флот предлагает перейти на систему пересчета выпуска £ 4 поставок пищевой п родукц ий ' через «центнер-коэффици ент» по опыту работы ВРПО «Запрыба»- На следующий год планируется введение по добной системы для судов, а для предприятия в целом воп рос остался открытым. Одна ко, если он не будет решен, можно с уверенностью ска зать, что цель — увеличение выпуска продукции, пользую щейся спросом у населения, — достигнута не будет. В 1987 году планируется значительное сокращение чис ленности плавсостава флота. Но для того чтобы ком пен сировать это сокращение, нужны вы сокопроизводите^ V ные, высокоэффективные ма шины для разделки рыбы. А промышленность такого обо рудования предложить не мо жет. Нельзя забывать и о том, что на бассейне нет машино строительного завода. Ждем ответа конструкторов «Севтехрыбпрома» и на воп рос: когда будет механизиро вана загрузка разделочных машин? К сожалению, промышлен ность не выпускает и малога баритное оборудование для выпуска на судах продукции в мелкой расфасовке. Механиза ция этого процесса требует больших производственных площадей, а найти их в судо вых условиях практически не возможно. Известно, что из готовление рыбных товаров в мелкой расфасовке п р о ц в ^ очень трудоемкий, требдаР большого количества рабочих рук. Поэтому, учитывая пред стоящее сокращение штата эки пажей, целесообразно пере нести основной объем выпу ска такой продукции на бере говые рыбообрабатывающие предприятия. 14 ноября 1986 года 6 иммшшд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz