Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
Призвание Ю РКЕ СН И Л О С Ь МОРЕ. Вчера он получил письмо из Мурманска. В него была вложена фото графия. Витька Дидякин, Максим Исмагнлов, Саня Бычков в морской форме.' Задавалы. Писали, что учат ся в мореходке. Ему завид но было, ведь вместе хотели ехать, Да не получилось тогда. — Нет у меня денег па дорогу, — заявила мачеха.' — Свой сын есть, его еще растить надо, а ты посту пай как знаешь,. Он знал: — Все равно поеду учить ся. Соберу денег и поеду. Восьмой класс пришлось' бросить. Пошел работать на шпалозавод. Катали бревна на пилораму, штабелевали готовые шпалы для просуш ки. Юрию шел шестнадца тый год. Моложе никого не было. Да и одногодков то же. Нынче и восемнадцатн- летних, бывает, на работу не добудишься, вся бригада над ними шефствует, плюс персональный наставник,; После войны дети взрослели быстро. Детством их война обделила. И не по числу лет судили о людях. По делу,- Потому быстро стал Юрий помощником мастера. Когда требовалось «ожи вить» мотор, заточить или сменить пилу, звали Екимо- ва. Он на редкость смекали стым оказался по ремонтной части. Но пацан есть пацан. Он гордился, когда его в шутку, а может, и всерьез называли механиком... ...Он так и уснул, зажав письмо в руке. И снилось море, которого он никогда не видел. А утром, придя на завод, сказал: — Все. Уезжаю в Мур манск, Шла весна 1951 года. «Н а Север. На Север. На Север» — стучали колеса. Вспоминается Юрке, что все это уже было. Что с геогра фией он не по книжке на чал знакомиться. Когда впервые его подняли и по ставили на подножку, он не знал, что есть такая наука. Он еще не был школьником. География пробегала ми мо вагонных окон на юг. Поезд шел на север. В Аф- риканду. Там работал отец. Пото.м началась война. И с историей, с суровой истори ей он знакомился не только по книжкам. Бомбили Афри- канду. Они- с братом ложи лись на землю и следили за воздушными схватками. Р а довались, когда падал само лет с крестами на обшивке. Краснозвездные самолеты тоже падали. История с боями отступа ла на восток. История увлек ла за собой и семью Екимо- вых, крутила по прифронто вым железным дорогам, за бросила за Урал и лишь че рез месяц выпустила в род ную Мордовию. И теперь вновь уплывает назад география. Поезд не сет Ю рку вперед. К морю, которого он никогда не ви дел. К новой жизни, кото рую он видел очень ясно. Станет механиком. Будет ходить в море. Если не за ладится, тогда, что ж, и на берегу механики всегда нуж ны. С тем и в Мурманск приехал. Но на судомехани ческое отделение курсантов уже набрали. Предложили поступать на судоводитель ское. Не ехать же назад. * Ф * Юрию Ивановичу снилось море. Странное дело. Когда засыпал под шум двигателей и просыпался под килевую качк& когда месяцами во круг ничего не было, кроме свинцовой воды, а вся суша умещалась в размерах трау лера, Когда все заботы кру тились вокруг рыбалки, тог да море не снилось. Н о стои ло задержаться на берегу.^ Он прошел хорошую шко лу на СРТ «Ижма» у капй- тана Виктора Степановича Куланова. Капитан сказав: «Готовь свое заведование для работы в Атлантике. Об ходим через два дня». И как будто забыл про новичка.; Как будто не видел, как но^ вонспеченный третий по мощник разбирался с карта ми, с планшетами, бегал п^ складам, как набивал шиш ки, не зная еще, что где на ходится. Как буквально чуть с ног не валился от устало сти. Но капитан видел. Видел, что Екимов не замкнулся fia привычном маршруте «каюта — рубка», что ему интересно все: как моряки готовят дрифтерные сети, вяжут поводцы, крепят Кух- к судовым механизмам. Нет, Он не был щтурманом-теоре- тиком, Юрий Иванович Екй- мов. Он все любил пощу пать, испытать своими рука ми. Так опытный шахматист перед началом партии каса ется пальцами каждой фи гуры, как бы передавая им часть тепла; вместе, мол,; трудиться будем.. Так пиа нист пробегается по клавиа туре. Так примеряется рука Й топорищу, к рукояткам станка, И в этом успех маг стеров, их секрет, если хос тите. В слиянии человека Q орудием труда, В очеловечи вании неодушевленных пред метов. Для Екимова орудия труда — весь траулер.; А особое пристрастие ме ханизмы,- II q это, йак вы помните, о детства,- Рейсы,- Короткие стоян ки. Удачи. £пады. Сквозня; кй,: Снова йобеды,- Как й у Многих. И •£» не как у дома гих — тяжелое воспаление Легких,; Надоест — примет,; Юрин Иванович слышал йро механика. И гордился. Как пацан, Надоело корабелам. По йте того, как перекрасилЙ танки в девятый раз. Поэто му в десятый постарались на совесть. Так им и капитан сказал. И поставил Отлич ную оценку»; Капитану снилос^ море. Теперь оно было почти до сягаемым. Подписан двух сторонний акт приема-сдачи.; «Сосногорск» начал само стоятельное плавание: Шел £973 год,; Екимов был пер- , Вым капитаном, который провел корабль g новостроя внутренними водоемами Ь Мурманск,- А потом началась долго жданная рыбалка,' План де сятой пятилетки выполнен g досрочаостыу в полтора ме сяца,- Механизмы безот казны^ Если капитан уловистый,- T 9 li §кипа»( $ него, как лравилЭ, стабильный,- Моря- тылн. Екимов научился бы стро определяться по солн цу, брать пеленг па радио маяки. Бывали такие заметы, что с одного порядка сетей за гружали весь трюм. Тогда при их выборке на мостике приходилось стоять по 12 часов. Обедали на ходу, а то н крепким чаем обходились до тех пор, пока не выберут сети. И на выборке стоял третий штурман, а к концу рейса освоил выметку. Труд ное это дело, рискованное.' Бывало, что вместе с сетями и человек вылетал за борт. Все видел капитан и уже после первого рейса реко мендовал Ю рия Ивановича на должность второго штур мана. «Верхоянск» стал вторым траулером в морской биогра фии Екимова. И был второй рейс. И капитан Притыка Федор Петрович, который тоже был опытным промыс ловиком и тоже все приме чал. Рейсовое задание было выполнено за полтора меся ца. В третий рейс Екимов пошел старшим помощни ком. А капитанский дебют со стоялся на той же «Ижме»,- Хорошее зрение было у ка- питанов-учителей. Они суме ли заметить у недавнего но вичка и недюжинные орга низаторские способности, и его жадность до любого но вого, незнакомого дела, и его страстную привязанность В 33 года в санитарном паспорте Екимова Появля ется запись: «Использовать на береговых работах». Ка ково? Моряк (если он на стоящий моряк) может клясть судьбу, оторванность от дома, шторма, все моря и океаны вместе и в розни цу. Но до «заслуженного от дыха» оторвать его от моря невозможно, а после «заслу женного» —- трудно. Только врачей и боятся настоящие моряки. Юрий Иванович —- настоящий моряк. Надолго «стал на якорь» Екимов. Но и вынужденный берег использовал для успе ха будущей рыбалки. Доско нально овладел ремонтными работами. Потому, наверное, и .до верили ему ехать в город корабелов принимать новое судно. А на приемке повел себя вовсе не так, как ожи дали корабелы. Они полага ли, что капитан будет себе посиживать в каюте при всех регалиях и изредка по верхностно интересоваться ходом работ. А тут пришел человек, облачился в спе цовку, завел какую-то тетра дочку и все в ней пишет, все пишет. Заглядывал во все закоулки, обнаруживал та кие недоделки, которые и специалисты бы не «усек ли». А когда принимал пить евые танки, проверял бук вально каждый метр. , — Опять механик приди рается, — ворчали на вер фи. ни работали с Екимовым от отпуска до отпуска, а отдох нув, ждали «Сосногорск» с очередного рейса. И так всю пятилетку. Капитанами хо дят бывшие ученики Юрия Ивановича Е. А. Черкашин, А. П. Крюков, В. Д. Дуд ка, А. И. Иодис, А. М. Бой ко и другие, З а неполные десять лет работы «Сосногорск» четы режды удостаивался права нанести на рубку звезду по бедителя соревнования. Ре зультаты его считаются вы дающимися в объединении «Мурманрыбпром» и лучши ми в бассейне. А Екнмов награжден орденом «Знак Почета» и стал лауреатом премии имени капитана Мак- лакова. З а все десять лет работы траулер обходился без крупных ремонтов. Та кой там капитан. * * ★ А капитану снова спится море. Значит, он опять дол гое время «загорал» на бе регу. И это так. Только вот загорать не приходилось. Все некогда было. 6 июня 1983 года начался новый этап у корабля: капитальный ремонт. Выполняли его кол лектив плавмастерской «Р е зец» и... капитан Екимов. Это уж как водится. Но на зовите сегодня в бассейне хоть одного капитана, кото рый бы только ради ремон та судна сидел на берегу чуть" ли не три года. " Не выдержала команда,- Попятное дело: на берегу не те заработки,- Капитан, со гласно уставу, должен был покинуть судно последним. Он его не покинул. Он был полномочным капитаном на нем от первого дня ремонта до последнего,- В конце прошлого года и Генеральный директор объ единения обращался к нему: «Юрий Иванович, сейчас в море каждый опытный про мысловик дорог. Найдем те бе корабль. Сбегай в рейс»,- «Не могу. Не имею права судно бросить». З а эти годы Юрий Ива нович недосчитался более двух десятков тысяч рублей заработной платы. Он снова завел книжечку, где вел хронику всего ре- монта,- И зо дня в день. Он завел журнал, в котором от мечалось, кому отдано, что отдано и но чьему распоря жению. Кроме радиоаппара туры изучил все. Было так, что после ремонта туннеля л гребного вала решил сам проверить качество ремонта,- Место не очень доступное. Проверил и обнаружил, что на трех горловинах нет не скольких шпилек. После это го со старшим механиком расстался без сожаления,- По причине бесконтрольно сти. Заметим, что по натуре Екнмов — человек деликат ный, чуткий, обходительный. Заметим, что когда, нако нец, ремонт закончился, пе ред отходом он выбрал вре мя зайти к врачу-наркологу с просьбой снять с учета од ного из матросов. Поручил ся за него. И о другом по допечном побеспокоился. Два с половиной года от ходить без ремонта. Такую дель поставил капитан. Но много ли наработаешь со старым двигателем? И Еки мов едет в Москву. Встре чается с одним, с другим, с ТреТьим,- Через два дня воз вращается в Мурманск. Да ли новый двигатель. Н а сло вах все легко и просто. Но силами всего объединения «выбить» двигатель не уда лось. Капитан смог. А вот теперь представь те себе состояние Екимова, когда при установке на суд но судоремонтники так вре зали краном, что сломали станину нового двигателя. Моряк уже считал дни. Уж е недалеки были ходовые. А тут — такое дело. Юрий Иванович и сказал только: «Совесть у вас есть?» Но как сказал!* Совесть у судоремонтни ков все-таки была. Потому й работали они последнее время, можно сказать, не истово, Но ремонт затянул ся ещё месяца на четыре, Перед Ходовыми Екимова посадили на больничный. Вернее, пробовали .посадить. А он являлся на корабль со » сменными рубашками. Перед приходом к врачу надевал свежую, но пока добирался до поликлиники и она была влажной, Вышел в море — хворь как рукой сняло. А снится теперь не море. Так ir должно быть. Снится внучка Юленька. У нее ре жутся зубки, и она плачет. Еще не говорит. Придет Екимов с рейса, а Юленыга — навстречу. И вдруг: «Де душка». Расцветет дед. По- нянькается — и снова в рейс, Такая судьба у моряка. Своих детей редко видел, теперь по внучатам скучает. Грустно. Вот и 1 Мая в рей се встречает. Так уже быва ло. Но нуда моряку без мо ря? От одного корня слова,- И. ЛАПШИН, наш внешт. корр. В. МИЛЮТИН. 1 мая1986 года 6 шЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz