Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

•Вечером в пятницу• & Р Я ВАС, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ Римский-Корсаков моряк и композитор Розно 120 лет назад, весной 1866 года, была написана пер­ вая р усская симфония «Увер­ тюра на русские тем ы ». Ее автором был профессиональ­ ный военный моряк, мичман по званию , Николай Андреевич Рим ский-Корсаков. Рим ский-Корсаков!.. Имя это известно каж дом у цивилизован­ ному человеку — ведь речь идет о гордости русской и ми­ ровой м узы кальной культур ы , создателе «П сковитянки», «Сад­ ко», «Царской невесты », «Сне­ гурочки» и еще 11 опер, не­ ско льки х десятков симфониче­ ски х и вокально-симфониче­ ск и х произведений, романсов и др уги х сочинений. Но не все, вероятно, знаю т Н. А. Римского-Корсакова как про­ ф ессионального моряка, от­ давш его ф ло ту (включая уче­ бу в Морском корпусе) 17 лет. И это не случайно. В семье Рим ских-Корсаковы х жили довольно давние морские традиции. Первым моряком в старинном роду Рим ских-Кор­ саковы х был Воин Яковлевич. Петр I послал его учи ться мор­ ском у делу в Тулон — глав­ ный военно-морской порт Ф ранции. Его одаренность о т­ кры ла ему при императрице Елизавете Петровне дорогу и высшим постам на ф лоте, вплоть до вице-адмирала. Ближ айш ие потомки Воина Яковлевича не продолжили тр а ­ дицию , но дядя композитора Николай Петрович заметно пре­ успел на военно-морском по­ прище. Он был боевым офице­ ром, известным мореплавате­ лем. Во время Отечественной войны 1812 года перешел в сухо п утн ы е войска и отличил­ ся в боях под Смоленском, Бородином, Тарутином . В даль­ нейшем Николай Петрович вер­ нулся во ф ло т и в 1823 —26 гг. участвовал в кругосветном пла­ вании известного русского мо­ реплавателя и ученого О. Е. Коцебу. Именем Н. П. Рим ско­ го-Корсакова были названы острова в Тихом океане. Зани­ мая ряд вы соких командны х постов в российском ф лоте, Николай Петрович дослуж ился до адмиральского звания. В последние годы ж изни , в 1842 —48 гг., он возглавлял Мор­ ской корпус, сменив на этом посту прославленного Крузен­ ш терна. Николай Петрович Римский- Корсаков был непререкаемым авторитетом в семье брата. С ним советовались, к его мне­ нию прислуш ивались. Его при­ мер моряка и путеш ественника во многом повлиял на решение отца будущ его композитора Андрея Петровича определить сыновей на ф ло тскую служ б у. Окончив Морской корпус, стар ­ ший брат композитора Воин Андреевич (носивший, возмож­ но, в. честь прадеда то же ред­ кое им я), успеш но плавал на кораблях на Б алти ке, Северном море, Тихом океане, занимал­ ся гидрографическими иссле­ дованиями в Татарском про­ ливе и устье Ам ура. Н аходясь с 1862 года на должности ди­ ректора Морского корпуса, Во­ ин Андреевич стал реорганиза­ тором системы военно-морско­ го образования в России. Он был человеком ш ироких взгля­ дов, большой к ул ь тур ы , н езау­ рядного литературного дарова­ ния. Воин и Николай были по с у ­ щ еству людьми разны х поко­ лений: 22 года отделяли дату рождения старш его брата от появления на свет великого творца бессм ертны х опер, сим­ фоний, романсов. Рано лиш ив­ шись отца, младший брат об­ рел в лице старш его заботли­ вого наставника, духовного учителя. И если мировоззрение Николая Андреевича сформи­ ровалось как мировоззрение представителя передового, де­ мократического направления русской к у л ь ту р ы , то в этом была немалая заслуга старш е­ го брата. Его слово сы грало решающ ую роль при опреде­ лении Ники (так звали в семье Николая) в Морской корпус. К малолетнему брату Воин Андреевич питал скорее о т­ цовское, чем братское чувство. В письм ах к родным старш ий брат будущ его композитора п ы тается пробудить у него любознательность, интерес к ф ло ту, объясняет ему устро й­ ство корабля и значение мор­ ски х терминов, призывает учи ться плавать, закаляться. Письма брата часто за ставл я­ ли задумы ваться Николая о своем выборе профессии. «Сде­ латься м узы кантом я никогда не м ечтал, учился м узы ке н$ особенно прилеЖно, и меня пленяла мысль бы ть моряком», — писал позже Николай Андреевич в своей автобиогра­ фической книге «Летопись мо­ ей музыкальной жизни». В 1856 году Николай был за­ числен в Морской корпус, где учился ш есть л ет. Во время летн и х практи ческих плава­ ний, которыми зачастую руко­ водил Воин Андреевич, он успел получить немало полез­ ны х навыков: научился отлич­ но плавать, грести, конопатить и смолить корабельное днище, быстро взбираться по м ачтам , не боясь вы соты , бегать по реям, крепить п аруса. Не обошлось и без ЧП, едва не кончившегося для Николая траги чески: во время первого плавания при поднятии п ару­ сов он уп ал, к счастью , в море. Прекрасный пловец, он выплыл и был подхвачен гребцами со шлюпни. Римский- Корсаков был выпущен весной 1862 года «в первом десятке», иначе говоря, с отличием. По­ чти три года, до апреля 1865 года, молодой моряк находился в заграничном плавании на клипере «Алмаз». Клипер был в Америке, за­ ходил в Англию , планировался рейс на Тихий океан, но был отменен. В плавании Николай был произведен в мичманы (первый офицерский чин). С возвращением «Алмаза» на родину Н. А. Рим ский-Корса­ ков переводится на берег — сначала в 1-й, а затем в 8-й ф лотский экипаж , находивший­ ся в Петербурге. «Служба ме­ ня занимала мало. Занятия мои заклю чались в деж урствах по экипаж у и по магазинам мор­ ского ведомства, иногда я был назначаем в караул в тю рь­ му», — вспоминал он. Д ействительно, в душе моло­ дого моряка накапливалось не­ довольство ф лотской службой, м узы ка все более захваты вала его. И хотя Николая Андрееви­ ча «никогда не укачивало, и моря и морских опасностей... не боялся», он не чувствовал себя способным к карьере морского офицера. «Находчи­ вости у меня не было, распо­ рядительности — никакой... Оказалось, что я совершенно не в состоянии приказы вать по-военному, покрикивать, р у­ гаться, ободрять, взы скивать, говорить начальничесним то ­ ном с подчиненными и т. д. Все эти способности, необходи­ мые в морском и военном де­ ле, у меня, безусловно, о тс у т­ ствовали. То время было вре­ мя линьков и битья по морде», — писал Рим ский-Корсаков в своей «Летописи». В 1873 году, два года сп устя после смерти старш его б рата, Николай Андреевич, будучи уже лейтенантом , сделал окон­ чательный выбор, оставив ф ло тскую служ б у. В течение одиннадцати лет он, уже лицо граж данское, еще не преры ­ вал связей с ф лотом , находясь на должности инспектора м у­ зы кальны х хоров морского ве­ домства. Он становится тем , кем вошел в историю м узы ­ кальной к ул ь тур ы , — выдаю ­ щимся композитором, незауряд­ ным дирижером, общественным деятелем, борющимся за само­ бытное национальное русское и скусство. А . ГА В РИ Л К ЕВИ Ч . МОРСКОЕ РЕТРО В чем невезение В прошлом веке английские судостроители решили бросить вызов суевериям, распростра­ ненным среди моряков, и по­ строили бриг под названием «Понедельник». Когда судно закладывалось, сходило со стапеля, отправлялось в пер­ вый рейс — каждый раз на календаре был понедельник. В команду его было зачислено 13 матросов. Однако первый рейс стал для судна и по­ следним: во время него «По­ недельник» бесследно исчез... Впрочем, некоторые факты встают на защиту «несчастли­ вого» дня недели. 3 августа ПАРОДИЯ 1492 года Христофор Колумб отправился в свое знаменитое плавание. 12 октября того же года была обнаружена земля. 4 января 1493 года экспеди­ ция отправилась в обратный путь, а 15 марта благополучно вернулась домой. И каждый из этих дней был понедельни­ ком. Так, может быть, невезение «Понедельника» заключалось не в названии, а в капитане? ■ТОЧКА, ТОЧИ, ЗАПЯТАЯ... ЧУЖОЙ №ШЙ <гМнится все: в чужой деревне Цевки слаже, чем свои...» Сергей ПОЛИКАРПОВ, (сб. «СТЕЗЯ», изд-so «Совре­ менник»). Ах. как девки крутобоки В той деревне (не у нас), Круглолицы, синеоки — Хоть вези их напоказ! Ходят плавно, как царевны. А как в талии тонки! ...Очень жаль, что в той деревне Так плечисты мужики. А. МУРАЙ. Рис. И. СИВКОВА. г. Североморск. Зазвонил телефон. Снимаю трубку. — Кукин, голубчик, принеси, пожалуйста, временную ин­ струкцию № 333 от 1956 года! — Извините, — говорю, — не туда попали. Это квартира. — Как квартира? Я говорю, инструкцию мне принеси! — Да вы куда звоните? — спрашиваю. — Никакой ин­ струкции у меня нет. — Значит, документы терять стали? Немедленно прибыть ко мне! — А зачем? — говорю. — Я кушаю, — В рабочее время? Ну, погоди, сейчас я сам приду и... — Интересно, куда вы при­ дете? — говорю. — Я вас к себе не звал. — Та-ак. Еськов, ты? Я тебя по голосу узнал. — Нет, — говорю. — Ошиблись. — Филимонов! Конечно, Филимонов! Ох, и пошучу я тебе, запомнишь надолго! — Не Филимонов я, — го­ ворю. — Тогда, значит, Кукурузин. В порошок сотру мерзавца! — Значит, и не он. Я же сказал: квартира. — Квартира? А телефон подключил к нашему учреж­ дению? — Нет, телефон у меня дав­ но, раньше, чем ваше учреж­ дение образовалось... -КТО СМЕЕТСЯПОСЛЕДНИМ? ОШИБКА т— А откуда ты... вы знаете, что оно недавно образова­ лось? — Я про всех вас все знаю. Вас, например, зовут Нико­ лаем Сергеевичем. Подчинен­ ные вас боятся и ненавидят. Кукурузин, к примеру, только и ждет удобного случая, что­ бы крепко вам насолить. Ф и ­ лимонов всем говорит, что вы — бездарность, спит и ви­ дит себя на вашем месте. Но кто действительно бездар­ ность, так это Еськов: сколько ни пытается подложить вам свинью, ничего не получается. — Хорошо. А Кукин? — Опираться можно только на Кукина, — говорю. — Ку­ кин вам предан бесконечно, ; головой за это поручусь. — Интересно, почему? — Потому что Кукин это я, — гозорю. — Но по голосу не похоже! — А я через носовой пла­ ток с вами разговариваю. И потом у меня доказательст­ во! — Какое? — — Простое, — говорю. — Я сейчас вам временную ин­ струкцию № 333 от 1956 года принесу! Взял инструкцию и пошел к начальству. Г. ГУСАРОВ. КРОСВОРД по ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Запас слов. 6. Дикая роза. 11. Ме­ ж дународный пролетарский гимн. 12. С ухогрузное суд­ но. 13. Стиль плавания. 14. Вы дающ ийся советский певец, организатор и руководитель первого в стране джазового оркестра. 17. Вы сш ий уровень, расцвет славы . 18. Лиственное дерево. 19. Автор балетов «Ко- нен-Горбунок», «Анна Карени­ на», «Чайна». 21. Период мета­ ния икры у рыб. 24. Морская птица. 25. И нструм ент, уп о т­ ребляемый снульптором . 26. С ветильник на высокой под­ став ке. 29. Управление лета ­ тельным аппаратом в воздухе. 30. Войсковое подразделение. 31. Народный м ститель. ПО ВЕРТИ КА ЛИ : 1. Геодези-#) чесний прибор. 2. Крупны й морской порт Индии. 3. Мифи­ ческий одноглазый великан. 4. С путни к планеты С атур н . 7. Творческое раскры тие образа. 8. Мужское им я. 9. Юж- ноамеринанская дикая нош ка. 10. Способ в криминалистике для опознания личности пре­ ступ н и ка . 15. О хотник, находя­ щ ийся на службе для руковод­ ства охотой. 16. Сорт яблон. 20. Химический элем ент, щ е­ лочной м еталл. 21. Общее на­ звание части ц, входящ их в состав атомного ядра. 22. Дра­ ма М. Ю. Лермонтова. 23. Тор­ жественное откры тие худож е­ ственной вы ставки. 27. Конный п а стух в западны х ш та та х СШ А . 28. Сорт бум аги для чер­ чения. Составил А. ПАНОВ. О ТВ ЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 21 По радиусам : 1 . Регата. 2. Кяадно. 3. Моцарт. 4 . Лорнет. 5. Бронза. 6. Страна. 7. Парана. 8. Климат. По дугам : 1. Росток. 3. Мускул. 5. Барбюс. 7. Парсек. 9. Лез­ вие. 10. Лесото. 11. Оратор. 12. Тундра. 13. Родари. 14. Гавана. 15. Цандер. 16. Окуляр. 17. Амфора. 18. «Марица». 19. Дельта. 20. Нептун. 21. Зайсан. 22. Нельма. 23. Тёркин. 24. Резюме. 25. Треска. 26. Анитра. 27. «Тронка>. 28. Оборот. i> 39 мая 1986 года 1 0 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz