Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
•Вечером в пятницу• & Р Я ВАС, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ Римский-Корсаков моряк и композитор Розно 120 лет назад, весной 1866 года, была написана пер вая р усская симфония «Увер тюра на русские тем ы ». Ее автором был профессиональ ный военный моряк, мичман по званию , Николай Андреевич Рим ский-Корсаков. Рим ский-Корсаков!.. Имя это известно каж дом у цивилизован ному человеку — ведь речь идет о гордости русской и ми ровой м узы кальной культур ы , создателе «П сковитянки», «Сад ко», «Царской невесты », «Сне гурочки» и еще 11 опер, не ско льки х десятков симфониче ски х и вокально-симфониче ск и х произведений, романсов и др уги х сочинений. Но не все, вероятно, знаю т Н. А. Римского-Корсакова как про ф ессионального моряка, от давш его ф ло ту (включая уче бу в Морском корпусе) 17 лет. И это не случайно. В семье Рим ских-Корсаковы х жили довольно давние морские традиции. Первым моряком в старинном роду Рим ских-Кор саковы х был Воин Яковлевич. Петр I послал его учи ться мор ском у делу в Тулон — глав ный военно-морской порт Ф ранции. Его одаренность о т кры ла ему при императрице Елизавете Петровне дорогу и высшим постам на ф лоте, вплоть до вице-адмирала. Ближ айш ие потомки Воина Яковлевича не продолжили тр а дицию , но дядя композитора Николай Петрович заметно пре успел на военно-морском по прище. Он был боевым офице ром, известным мореплавате лем. Во время Отечественной войны 1812 года перешел в сухо п утн ы е войска и отличил ся в боях под Смоленском, Бородином, Тарутином . В даль нейшем Николай Петрович вер нулся во ф ло т и в 1823 —26 гг. участвовал в кругосветном пла вании известного русского мо реплавателя и ученого О. Е. Коцебу. Именем Н. П. Рим ско го-Корсакова были названы острова в Тихом океане. Зани мая ряд вы соких командны х постов в российском ф лоте, Николай Петрович дослуж ился до адмиральского звания. В последние годы ж изни , в 1842 —48 гг., он возглавлял Мор ской корпус, сменив на этом посту прославленного Крузен ш терна. Николай Петрович Римский- Корсаков был непререкаемым авторитетом в семье брата. С ним советовались, к его мне нию прислуш ивались. Его при мер моряка и путеш ественника во многом повлиял на решение отца будущ его композитора Андрея Петровича определить сыновей на ф ло тскую служ б у. Окончив Морской корпус, стар ший брат композитора Воин Андреевич (носивший, возмож но, в. честь прадеда то же ред кое им я), успеш но плавал на кораблях на Б алти ке, Северном море, Тихом океане, занимал ся гидрографическими иссле дованиями в Татарском про ливе и устье Ам ура. Н аходясь с 1862 года на должности ди ректора Морского корпуса, Во ин Андреевич стал реорганиза тором системы военно-морско го образования в России. Он был человеком ш ироких взгля дов, большой к ул ь тур ы , н езау рядного литературного дарова ния. Воин и Николай были по с у щ еству людьми разны х поко лений: 22 года отделяли дату рождения старш его брата от появления на свет великого творца бессм ертны х опер, сим фоний, романсов. Рано лиш ив шись отца, младший брат об рел в лице старш его заботли вого наставника, духовного учителя. И если мировоззрение Николая Андреевича сформи ровалось как мировоззрение представителя передового, де мократического направления русской к у л ь ту р ы , то в этом была немалая заслуга старш е го брата. Его слово сы грало решающ ую роль при опреде лении Ники (так звали в семье Николая) в Морской корпус. К малолетнему брату Воин Андреевич питал скорее о т цовское, чем братское чувство. В письм ах к родным старш ий брат будущ его композитора п ы тается пробудить у него любознательность, интерес к ф ло ту, объясняет ему устро й ство корабля и значение мор ски х терминов, призывает учи ться плавать, закаляться. Письма брата часто за ставл я ли задумы ваться Николая о своем выборе профессии. «Сде латься м узы кантом я никогда не м ечтал, учился м узы ке н$ особенно прилеЖно, и меня пленяла мысль бы ть моряком», — писал позже Николай Андреевич в своей автобиогра фической книге «Летопись мо ей музыкальной жизни». В 1856 году Николай был за числен в Морской корпус, где учился ш есть л ет. Во время летн и х практи ческих плава ний, которыми зачастую руко водил Воин Андреевич, он успел получить немало полез ны х навыков: научился отлич но плавать, грести, конопатить и смолить корабельное днище, быстро взбираться по м ачтам , не боясь вы соты , бегать по реям, крепить п аруса. Не обошлось и без ЧП, едва не кончившегося для Николая траги чески: во время первого плавания при поднятии п ару сов он уп ал, к счастью , в море. Прекрасный пловец, он выплыл и был подхвачен гребцами со шлюпни. Римский- Корсаков был выпущен весной 1862 года «в первом десятке», иначе говоря, с отличием. По чти три года, до апреля 1865 года, молодой моряк находился в заграничном плавании на клипере «Алмаз». Клипер был в Америке, за ходил в Англию , планировался рейс на Тихий океан, но был отменен. В плавании Николай был произведен в мичманы (первый офицерский чин). С возвращением «Алмаза» на родину Н. А. Рим ский-Корса ков переводится на берег — сначала в 1-й, а затем в 8-й ф лотский экипаж , находивший ся в Петербурге. «Служба ме ня занимала мало. Занятия мои заклю чались в деж урствах по экипаж у и по магазинам мор ского ведомства, иногда я был назначаем в караул в тю рь му», — вспоминал он. Д ействительно, в душе моло дого моряка накапливалось не довольство ф лотской службой, м узы ка все более захваты вала его. И хотя Николая Андрееви ча «никогда не укачивало, и моря и морских опасностей... не боялся», он не чувствовал себя способным к карьере морского офицера. «Находчи вости у меня не было, распо рядительности — никакой... Оказалось, что я совершенно не в состоянии приказы вать по-военному, покрикивать, р у гаться, ободрять, взы скивать, говорить начальничесним то ном с подчиненными и т. д. Все эти способности, необходи мые в морском и военном де ле, у меня, безусловно, о тс у т ствовали. То время было вре мя линьков и битья по морде», — писал Рим ский-Корсаков в своей «Летописи». В 1873 году, два года сп устя после смерти старш его б рата, Николай Андреевич, будучи уже лейтенантом , сделал окон чательный выбор, оставив ф ло тскую служ б у. В течение одиннадцати лет он, уже лицо граж данское, еще не преры вал связей с ф лотом , находясь на должности инспектора м у зы кальны х хоров морского ве домства. Он становится тем , кем вошел в историю м узы кальной к ул ь тур ы , — выдаю щимся композитором, незауряд ным дирижером, общественным деятелем, борющимся за само бытное национальное русское и скусство. А . ГА В РИ Л К ЕВИ Ч . МОРСКОЕ РЕТРО В чем невезение В прошлом веке английские судостроители решили бросить вызов суевериям, распростра ненным среди моряков, и по строили бриг под названием «Понедельник». Когда судно закладывалось, сходило со стапеля, отправлялось в пер вый рейс — каждый раз на календаре был понедельник. В команду его было зачислено 13 матросов. Однако первый рейс стал для судна и по следним: во время него «По недельник» бесследно исчез... Впрочем, некоторые факты встают на защиту «несчастли вого» дня недели. 3 августа ПАРОДИЯ 1492 года Христофор Колумб отправился в свое знаменитое плавание. 12 октября того же года была обнаружена земля. 4 января 1493 года экспеди ция отправилась в обратный путь, а 15 марта благополучно вернулась домой. И каждый из этих дней был понедельни ком. Так, может быть, невезение «Понедельника» заключалось не в названии, а в капитане? ■ТОЧКА, ТОЧИ, ЗАПЯТАЯ... ЧУЖОЙ №ШЙ <гМнится все: в чужой деревне Цевки слаже, чем свои...» Сергей ПОЛИКАРПОВ, (сб. «СТЕЗЯ», изд-so «Совре менник»). Ах. как девки крутобоки В той деревне (не у нас), Круглолицы, синеоки — Хоть вези их напоказ! Ходят плавно, как царевны. А как в талии тонки! ...Очень жаль, что в той деревне Так плечисты мужики. А. МУРАЙ. Рис. И. СИВКОВА. г. Североморск. Зазвонил телефон. Снимаю трубку. — Кукин, голубчик, принеси, пожалуйста, временную ин струкцию № 333 от 1956 года! — Извините, — говорю, — не туда попали. Это квартира. — Как квартира? Я говорю, инструкцию мне принеси! — Да вы куда звоните? — спрашиваю. — Никакой ин струкции у меня нет. — Значит, документы терять стали? Немедленно прибыть ко мне! — А зачем? — говорю. — Я кушаю, — В рабочее время? Ну, погоди, сейчас я сам приду и... — Интересно, куда вы при дете? — говорю. — Я вас к себе не звал. — Та-ак. Еськов, ты? Я тебя по голосу узнал. — Нет, — говорю. — Ошиблись. — Филимонов! Конечно, Филимонов! Ох, и пошучу я тебе, запомнишь надолго! — Не Филимонов я, — го ворю. — Тогда, значит, Кукурузин. В порошок сотру мерзавца! — Значит, и не он. Я же сказал: квартира. — Квартира? А телефон подключил к нашему учреж дению? — Нет, телефон у меня дав но, раньше, чем ваше учреж дение образовалось... -КТО СМЕЕТСЯПОСЛЕДНИМ? ОШИБКА т— А откуда ты... вы знаете, что оно недавно образова лось? — Я про всех вас все знаю. Вас, например, зовут Нико лаем Сергеевичем. Подчинен ные вас боятся и ненавидят. Кукурузин, к примеру, только и ждет удобного случая, что бы крепко вам насолить. Ф и лимонов всем говорит, что вы — бездарность, спит и ви дит себя на вашем месте. Но кто действительно бездар ность, так это Еськов: сколько ни пытается подложить вам свинью, ничего не получается. — Хорошо. А Кукин? — Опираться можно только на Кукина, — говорю. — Ку кин вам предан бесконечно, ; головой за это поручусь. — Интересно, почему? — Потому что Кукин это я, — гозорю. — Но по голосу не похоже! — А я через носовой пла ток с вами разговариваю. И потом у меня доказательст во! — Какое? — — Простое, — говорю. — Я сейчас вам временную ин струкцию № 333 от 1956 года принесу! Взял инструкцию и пошел к начальству. Г. ГУСАРОВ. КРОСВОРД по ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Запас слов. 6. Дикая роза. 11. Ме ж дународный пролетарский гимн. 12. С ухогрузное суд но. 13. Стиль плавания. 14. Вы дающ ийся советский певец, организатор и руководитель первого в стране джазового оркестра. 17. Вы сш ий уровень, расцвет славы . 18. Лиственное дерево. 19. Автор балетов «Ко- нен-Горбунок», «Анна Карени на», «Чайна». 21. Период мета ния икры у рыб. 24. Морская птица. 25. И нструм ент, уп о т ребляемый снульптором . 26. С ветильник на высокой под став ке. 29. Управление лета тельным аппаратом в воздухе. 30. Войсковое подразделение. 31. Народный м ститель. ПО ВЕРТИ КА ЛИ : 1. Геодези-#) чесний прибор. 2. Крупны й морской порт Индии. 3. Мифи ческий одноглазый великан. 4. С путни к планеты С атур н . 7. Творческое раскры тие образа. 8. Мужское им я. 9. Юж- ноамеринанская дикая нош ка. 10. Способ в криминалистике для опознания личности пре ступ н и ка . 15. О хотник, находя щ ийся на службе для руковод ства охотой. 16. Сорт яблон. 20. Химический элем ент, щ е лочной м еталл. 21. Общее на звание части ц, входящ их в состав атомного ядра. 22. Дра ма М. Ю. Лермонтова. 23. Тор жественное откры тие худож е ственной вы ставки. 27. Конный п а стух в западны х ш та та х СШ А . 28. Сорт бум аги для чер чения. Составил А. ПАНОВ. О ТВ ЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 21 По радиусам : 1 . Регата. 2. Кяадно. 3. Моцарт. 4 . Лорнет. 5. Бронза. 6. Страна. 7. Парана. 8. Климат. По дугам : 1. Росток. 3. Мускул. 5. Барбюс. 7. Парсек. 9. Лез вие. 10. Лесото. 11. Оратор. 12. Тундра. 13. Родари. 14. Гавана. 15. Цандер. 16. Окуляр. 17. Амфора. 18. «Марица». 19. Дельта. 20. Нептун. 21. Зайсан. 22. Нельма. 23. Тёркин. 24. Резюме. 25. Треска. 26. Анитра. 27. «Тронка>. 28. Оборот. i> 39 мая 1986 года 1 0 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz