Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

• Работать по-новому! • НАПИТАН СЕЙНЕРА: «УВАЖЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С МЕЛОЧЕЙ» — Говоришь, капитан — главная фигура на пароходе? Твоими бы устами да мед пить... Был когда-нибудь на графике? Ну так вот, раньше начальник флота называл нас по имени-отчеству. А сейчас: «314-й, доложите!» Конечно, понять его можно: вон сколь­ ко судов развелось, не то что 20—30 лет назад. Понять, но не оправдать, ведь с мелочей начинается уважение. А с на­ ми, капитанами, не больно-то стали считаться. Но важнее важного — не можем исполь­ зовать своего права (кстати, записанного в Уставе рыбной промышленности) комплекто­ вать экипаж, закреплять •лю­ дей на судне, не допускать их текучести. За считанные дни (время отхода никто ни­ когда толком не знает) «вы­ биваешь» в кадрах 5—6 ре­ бят, которых знаешь, осталь­ ных двадцать «навязывают» кадровики. Ну а если рейс ви­ зированный, то к комплекта­ ции вообще не допускают. Им виднее. Но работать-то с людьми мне. Работать! Какое важное государственное сло­ во! Эх, влезли бы кадровики в мою шкуру на море, хоть на день. Вымаливаешь, будто для себя лично. Даже перед нафуфыренной бухгалтершей, которая носится с чайником по этажам, заискиваешь... Аж самому противно. А я ведь ей в деды гожусь. Принимал я как-то новое судно. Члены госкомиссии по­ ставили свои подписи и разъ­ ехались, правда, дали мне «завещание» — не подвести их. Можно было и мне черк­ нуть автограф — и до свида­ ния. Но понимал: не тем, кто сидит в конторах, работать в море, а мне, таким, как я, капитанам. Вместе с тралмей­ стером два месяца «жали» на строителей — устраните не­ доделки. Те в конечном счете сделали почти все, что надо. Сколько стоило нам сил, нер­ вов! Когда же звонили в М ур­ манск или в Москву, чтобы согласовать тот или иной воп­ рос, то мне в телефонную трубку отвечали: «Вам на ме­ сте виднее». Конечно, виднее. Только зачем они-то на своих местах? И все-таки (дело прошлое) дал я слабинку, до конца не настоял, чтобы на тех типах судов сняли за ненадобностью кошельковые комплексы. И лишь когда выпустили почти 80 таких судов, эти комплек­ сы сняли. А ведь каждый из них стоит более миллиона руб­ лей. Вон какие денежки ухло­ пали зря! Государственные. Говорить надо всегда пря­ мо, честно. Вот тогда на ко­ рабле будет порядок. И не только на судне. Хороший пример в этом смысле нам показал X X V II съезд КПСС. КАПИТАН ПЛАВБАЗЫ: «ОТРЯД ДАСТ ЭФФЕКТ» — Человеческий фактор. Верно, от людей, их настрое­ ния,. опыта зависит многое, но не все. На мой взгляд, надо создать условия для тр у­ да. Но почему не обращается внимания на эти прописные истины? Сколько звону раз­ дается по поводу необходимо­ сти создания стабильных эки­ пажей, все понимают, все го­ лосуют за них. А дело? Его- то нет. Если бы я был начальником флота, то создал бы один экипаж из... 550—600 человек для двух однотипных судов, допустим, плавбазы «Даурия» и плавбазы «Виктор Кинги­ сепп». Кстати, для этого име­ ются идеальные условия: ско­ ро они одновременно выхо­ дят из ремонта. На их осно­ ве можно организовать отряд, скажем, номер один, который бы имел план, соответствую­ щий для двух пяавбаз. Изве­ стно, что на плавучих рыбо­ заводах около 200 человек. Так вот, какая-то часть людей была бы в отпуске, другая в море. Те, кто отдыхает, знали бы точно, что вновь попадут или на «Даурию», или на плавбазу «Виктор «Кингисепп». А . механизмы рыбофабрики там практически одинаковы, значит, механикам, рыбообра­ ботчикам не придется тратить впустую время на привыкание, обживание, наладку, настрой­ ку. Естественно, и отдача от них, от судов, будет выше, чем сейчас. поднялся, на меня набросил­ ся. Зачем, говорит, ссоришь­ ся, в следующий раз вообще не примут. Человек он пожи­ лой, по старинке работает. А сейчас время другое. Обо всем надо говорить без бояз­ ни. Все-таки своего я добился: плавбаза дала квитанцию на 125 тонн. А остальное пусть останется на их совести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА: «РАДИ ЧЬИХ ИНТЕРЕСОВ!» — Меня вот что волнует. Есть ли смысл вообще выпу­ скать эти мороженые блоки? Я понимаю так: кто-то решил подобным образом расширить ассортимент продукции. Яв­ ный нонсенс! Какое дело по- в том. Душа болит за другое: с одного транспорта вскрыва­ ют порядка тысячи пресерв- ных банок. Умножьте-ка, каж­ дая стоит два рубля. Дорого­ ватая получается проверка. Надо больше доверять нам, технологам ТР и плавбаз, вот какой напрашивается вывод. А может быть, следует рабо­ тать по прямым договорам флот — потребитель, исклю­ чив инспекторов, сбытовиков? Практикуются же подобные связи в других отраслях. МАТРОС СЕЙНЕРА: «ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ» — Я тридцать лет хожу в море. Когда-то план по выло­ ву на четыре месяца был 180 тонн, в конце 60-х — 1800, а сейчас по семь тысяч добы­ ваем за 115 суток. Не удочка­ ми, тоже неводами ловили. Правда, труд был намного тя­ желее. Улов переливали в боч­ ки, потом их майнали в трюм, заливали водой, а уж из бо­ чек — в стампы. Так что ры­ ба не сама с квитанцией в зу­ бах прыгала на палубу. Сейчас тоже каждая тонна тяжело дается. Все же до се­ ми тысяч дошли. Как-то по телевизору показывали даль- ВОЗВРАЩАЯСЬ ИЗ МОРСКОЙ КОМАНДИРОВКИ, НАБИРА­ ЕШЬ ПОЛНЫЙ БЛОКНОТ ФАКТОВ, ЦИФР, ФАМИЛИЙ. РЫБАКИ РАССКАЗЫВАЮТ НА ПРОМЫСЛЕ СМЕЛО. В ДУХЕ ДНЯ БИЧУ­ ЮТ НЕДОСТАТКИ, ДЕЛЯТСЯ И ХОРОШИМ. ДУШУ МОРСКУЮ РАСКРЫВАЮТ. ИХ МНЕНИЯ ХОТЕЛОСЬ ИЗЛОЖИТЬ В СТАТЬЕ. ДА ВОТ НЕЗАДАЧА: МНОГО СЛЫШАЛОСЬ ТИПИЧНОГО. ТОГДА ВОЗНИКЛА МЫСЛЬ: ДАТЬ СЛОВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗ­ ЛИЧНЫХ РЫБАЦКИХ ПРОФЕССИЙ, НЕ НАЗЫВАЯ КОНКРЕТНО ЧЕЛОВЕКА, СУДНА, НА КОТОРОМ ОН ХОДИТ. ТАК ПОЯВИ­ ЛИСЬ ЭТИ МОНОЛОГИ. Я предлагал много раз про­ вести такой эксперимент. Как об стенку горох... ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК: «НА БУМАЖКУ ДАЙ БУМАЖКУ» — Мне оторваться от стула некогда — заели бумаги. О т­ четы, ответы... Только успевай посылать на берег. А оттуда — одно «цэу» за другим. Вот только что пришла РДО : под­ считать, сколько на судне цветного металла. Нет, не ло­ ма, а меди, бронзы и прочего, что содержится в различном оборудовании, механизмах. И кому только это пришло в голову? РазЕе можно снять работающую деталь и взве­ сить ее? И есть же техниче­ ский паспорт, б нем — все до мелочей. Но мы составляем перечень для ЦПКТБ, заполняем ф ор­ муляры д) 1 я «Гипрорыбфло- та»... На каждую бумажку дай бумажку. Тридцать лет я хожу в море, но такого бу­ мажного «шторма» еще ни­ когда не было. Ладно бы для дела, а то ведь с запчастями Есе хуже и хуже. Работаем на одном энтузиазме. ВТОРОЙ ШТУРМАН: «ВСЛУХ О СОВЕСТИ» — И все-таки я прав. Я, в не напитан. Да сколько же мож­ но стоять на коленях перед плавбазой? Вижу по остойчи­ вости судна, что сдали 170 тонн рыбы, а с плавбазы: «Нет, у вас было... 60». Это ж надо так врать! Ну и поругал­ ся крепко с их технологом. А тут на мостик наш капитан купателю, в каком виде посту­ пает замороженная рыба в магазин? Вот если бы она была сушеная, вяленая... А то ведь выпускаем двухкило­ граммовые брикеты ради пла­ на, а не ради интересов поку­ пателей. ТРАЛМЕЙСТЕР: «ШУМИМ, БРАТЦЫ, ШУМИМ» — Там, на берегу, мудрят, а здесь, е море, мы пожина­ ем горькие плоды. Вышли в рейс на мойву, а перекинули на сайку, потом — на дон­ ные породы, затем — на сельдь. Солить приказали ее, в у нас нет ни соли, ни бо­ чек. Ждали, пока дошлют. Дослали, и вдруг команда — на мойву. Суточное задание 40 тонн, вроде бы немного, но к плавбазам очередь, а в трюм рыбу закачать не мо­ жем, там... бочки для сель­ ди. Выкручивайся,, как хочешь. ТЕХНОЛОГ: «ИЗДЕРЖКИ КОНТРОЛЯ» ■— Долго, очень долго длит­ ся проверка рыбы инспекци­ ей в порту. Ко суть даже не невосточный экипаж такого же сейнера, как и у нас. За ме­ сяц они выловили две тыся­ чи тонн. Средняя цифра по нашим меркам. Капитан — Ге­ рой Социалистического Труда, вся команда — в орденах и медалях. Впрочем, дело не в поче­ стях. Лучше потолкуем вот о чем. Вот сейчас на промысле — три плавбазы, три десятка судов - промысловиков. От­ сюда очереди, простои. Есть потери не только времени, но и рыбы. Не лучше ли количе­ ство сейнеров уменьшить? По­ нимаю, флоту нужен «вал», план по добыче. Но нужен ли он покупателю — вот в чем вопрос. Согласно новым ус­ ловиям хозяйствования, на пер­ вое место должен выходить качественный показатель. МАТРОС ТР: «...А КОНТЕЙНЕРАМИ ЛУЧШЕ» — Не на полную мощь ра­ ботают транспортные рефри­ жераторы б море. Причин тут немало. Бот факты : банки пресе-рвные один из «тээров» делил между плавбазами по принципу — всем сестрам по серьгам. Заявка на банки в порту была удовлетворена не полностью, поэтому И разда­ вали понемножку. Отсюда и частые швартовки, перебежки. Случается и такое: нередко промысловики пытаются (и настойчиво) сдать некачествен­ ную продукцию. На выясне­ ние отношений уходят часы, а то и сутки. Но больше всего нас тре­ вожит слабая механизация пе­ регрузочных процессов. Пора шире внедрять контейнерные перевозки и создать централи­ зованную контейнерную служ­ бу. Сейчас контейнеры име­ ются у всех флотов, но никто не имеет их единой ремонт­ ной базы, хранятся они кое- как, бывает, что и теряются, а ответственность никто не несет за это. Если бы в «Севрыбхолод- флоте» существовал отдел па­ кетных перевозок по принци­ пу существующего в «Югрыб- холодфлоте», то многое бы мы выиграли. МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА: «НАСТУПАТЬ!» Прочитав эти заметки, кое- кто раздраженно заявит: «Зна­ ем, знаем про болячки, уст­ раняем». Уверен, придут от­ веты-отклики на публикацию, где будут хорошие, правиль­ ные слова типа «обсуждено», «разработаны мероприятия», «намечены меры по устране­ нию» и т. д. и т. п. А дальше? Далыие-то что? Не первый раз, не один год газета о том го­ ворит. Да, что-то решается. Но не слишком ли медленно? И продолжает беспокоить вот что. Стабильность экипажей. Про­ тивников постоянных коллек­ тивов не было и нет. Это на словах. Вот только дела не видно. Кто же возьмет на се­ бя смелость покончить раз и навсегда с текучестью на су­ дах? Бумажная метель. По мне­ нию рыбаков, она закружила еще сильнее, чем прежде. Как дальше быть? Как изба­ виться от этой бюрократии? Последовать примеру одного из капитанов, квторый, придя на судно, выкинул Два мешка инструкций, указаний, методик и прочего хлама? Ну что ж, коли нет другого выхо­ да... Механизация. Шкерочный нож продолжает оставаться основным орудием труда. Пресервы укладываются вруч­ ную. В трюмах презалирует мускульная сила. Словом, ин­ женеры, конструкторы в боль­ шом долгу перед рыбаками. Факсимильная газета «Рыб­ ный Мурман». Создали ее в прошлом году, много сил, средств вкладывается в вы­ пуск. Но практически никто нигде на судах ее не прини­ мает. Почему? Говорят, пло­ хая проходимость радиоволн. Но ведь успешно принимают «Рыбак Юга», такую же газе­ ту, но из Киева. Парадокс! О многом еще хотелось бы сказать. В своих газетных ма­ териалах мы будем продол­ жать говорить о насущном, о том, что волнует рыбаков. Но перемены в экономике, соци­ альной жизни будут зависеть не от количества написанного, а от того, как быстро каждым кз нас перестроится. Пора на­ ступать. На консервативное мышление. На бюрократизм. Не все, что мешает нам луч­ ше жить и лучше работать. Нужен сгежкй ветер пере­ мен, чтобы поднять паруса ускорения на каждом судне, в каждом экипаже, на каждом рабочем месте. А. спец. корр. «Рыбного Мур- махз». Баренцево море. Ш мая 1886 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz