Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• Работать по-новому! • НАПИТАН СЕЙНЕРА: «УВАЖЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С МЕЛОЧЕЙ» — Говоришь, капитан — главная фигура на пароходе? Твоими бы устами да мед пить... Был когда-нибудь на графике? Ну так вот, раньше начальник флота называл нас по имени-отчеству. А сейчас: «314-й, доложите!» Конечно, понять его можно: вон сколь ко судов развелось, не то что 20—30 лет назад. Понять, но не оправдать, ведь с мелочей начинается уважение. А с на ми, капитанами, не больно-то стали считаться. Но важнее важного — не можем исполь зовать своего права (кстати, записанного в Уставе рыбной промышленности) комплекто вать экипаж, закреплять •лю дей на судне, не допускать их текучести. За считанные дни (время отхода никто ни когда толком не знает) «вы биваешь» в кадрах 5—6 ре бят, которых знаешь, осталь ных двадцать «навязывают» кадровики. Ну а если рейс ви зированный, то к комплекта ции вообще не допускают. Им виднее. Но работать-то с людьми мне. Работать! Какое важное государственное сло во! Эх, влезли бы кадровики в мою шкуру на море, хоть на день. Вымаливаешь, будто для себя лично. Даже перед нафуфыренной бухгалтершей, которая носится с чайником по этажам, заискиваешь... Аж самому противно. А я ведь ей в деды гожусь. Принимал я как-то новое судно. Члены госкомиссии по ставили свои подписи и разъ ехались, правда, дали мне «завещание» — не подвести их. Можно было и мне черк нуть автограф — и до свида ния. Но понимал: не тем, кто сидит в конторах, работать в море, а мне, таким, как я, капитанам. Вместе с тралмей стером два месяца «жали» на строителей — устраните не доделки. Те в конечном счете сделали почти все, что надо. Сколько стоило нам сил, нер вов! Когда же звонили в М ур манск или в Москву, чтобы согласовать тот или иной воп рос, то мне в телефонную трубку отвечали: «Вам на ме сте виднее». Конечно, виднее. Только зачем они-то на своих местах? И все-таки (дело прошлое) дал я слабинку, до конца не настоял, чтобы на тех типах судов сняли за ненадобностью кошельковые комплексы. И лишь когда выпустили почти 80 таких судов, эти комплек сы сняли. А ведь каждый из них стоит более миллиона руб лей. Вон какие денежки ухло пали зря! Государственные. Говорить надо всегда пря мо, честно. Вот тогда на ко рабле будет порядок. И не только на судне. Хороший пример в этом смысле нам показал X X V II съезд КПСС. КАПИТАН ПЛАВБАЗЫ: «ОТРЯД ДАСТ ЭФФЕКТ» — Человеческий фактор. Верно, от людей, их настрое ния,. опыта зависит многое, но не все. На мой взгляд, надо создать условия для тр у да. Но почему не обращается внимания на эти прописные истины? Сколько звону раз дается по поводу необходимо сти создания стабильных эки пажей, все понимают, все го лосуют за них. А дело? Его- то нет. Если бы я был начальником флота, то создал бы один экипаж из... 550—600 человек для двух однотипных судов, допустим, плавбазы «Даурия» и плавбазы «Виктор Кинги сепп». Кстати, для этого име ются идеальные условия: ско ро они одновременно выхо дят из ремонта. На их осно ве можно организовать отряд, скажем, номер один, который бы имел план, соответствую щий для двух пяавбаз. Изве стно, что на плавучих рыбо заводах около 200 человек. Так вот, какая-то часть людей была бы в отпуске, другая в море. Те, кто отдыхает, знали бы точно, что вновь попадут или на «Даурию», или на плавбазу «Виктор «Кингисепп». А . механизмы рыбофабрики там практически одинаковы, значит, механикам, рыбообра ботчикам не придется тратить впустую время на привыкание, обживание, наладку, настрой ку. Естественно, и отдача от них, от судов, будет выше, чем сейчас. поднялся, на меня набросил ся. Зачем, говорит, ссоришь ся, в следующий раз вообще не примут. Человек он пожи лой, по старинке работает. А сейчас время другое. Обо всем надо говорить без бояз ни. Все-таки своего я добился: плавбаза дала квитанцию на 125 тонн. А остальное пусть останется на их совести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА: «РАДИ ЧЬИХ ИНТЕРЕСОВ!» — Меня вот что волнует. Есть ли смысл вообще выпу скать эти мороженые блоки? Я понимаю так: кто-то решил подобным образом расширить ассортимент продукции. Яв ный нонсенс! Какое дело по- в том. Душа болит за другое: с одного транспорта вскрыва ют порядка тысячи пресерв- ных банок. Умножьте-ка, каж дая стоит два рубля. Дорого ватая получается проверка. Надо больше доверять нам, технологам ТР и плавбаз, вот какой напрашивается вывод. А может быть, следует рабо тать по прямым договорам флот — потребитель, исклю чив инспекторов, сбытовиков? Практикуются же подобные связи в других отраслях. МАТРОС СЕЙНЕРА: «ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ» — Я тридцать лет хожу в море. Когда-то план по выло ву на четыре месяца был 180 тонн, в конце 60-х — 1800, а сейчас по семь тысяч добы ваем за 115 суток. Не удочка ми, тоже неводами ловили. Правда, труд был намного тя желее. Улов переливали в боч ки, потом их майнали в трюм, заливали водой, а уж из бо чек — в стампы. Так что ры ба не сама с квитанцией в зу бах прыгала на палубу. Сейчас тоже каждая тонна тяжело дается. Все же до се ми тысяч дошли. Как-то по телевизору показывали даль- ВОЗВРАЩАЯСЬ ИЗ МОРСКОЙ КОМАНДИРОВКИ, НАБИРА ЕШЬ ПОЛНЫЙ БЛОКНОТ ФАКТОВ, ЦИФР, ФАМИЛИЙ. РЫБАКИ РАССКАЗЫВАЮТ НА ПРОМЫСЛЕ СМЕЛО. В ДУХЕ ДНЯ БИЧУ ЮТ НЕДОСТАТКИ, ДЕЛЯТСЯ И ХОРОШИМ. ДУШУ МОРСКУЮ РАСКРЫВАЮТ. ИХ МНЕНИЯ ХОТЕЛОСЬ ИЗЛОЖИТЬ В СТАТЬЕ. ДА ВОТ НЕЗАДАЧА: МНОГО СЛЫШАЛОСЬ ТИПИЧНОГО. ТОГДА ВОЗНИКЛА МЫСЛЬ: ДАТЬ СЛОВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗ ЛИЧНЫХ РЫБАЦКИХ ПРОФЕССИЙ, НЕ НАЗЫВАЯ КОНКРЕТНО ЧЕЛОВЕКА, СУДНА, НА КОТОРОМ ОН ХОДИТ. ТАК ПОЯВИ ЛИСЬ ЭТИ МОНОЛОГИ. Я предлагал много раз про вести такой эксперимент. Как об стенку горох... ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК: «НА БУМАЖКУ ДАЙ БУМАЖКУ» — Мне оторваться от стула некогда — заели бумаги. О т четы, ответы... Только успевай посылать на берег. А оттуда — одно «цэу» за другим. Вот только что пришла РДО : под считать, сколько на судне цветного металла. Нет, не ло ма, а меди, бронзы и прочего, что содержится в различном оборудовании, механизмах. И кому только это пришло в голову? РазЕе можно снять работающую деталь и взве сить ее? И есть же техниче ский паспорт, б нем — все до мелочей. Но мы составляем перечень для ЦПКТБ, заполняем ф ор муляры д) 1 я «Гипрорыбфло- та»... На каждую бумажку дай бумажку. Тридцать лет я хожу в море, но такого бу мажного «шторма» еще ни когда не было. Ладно бы для дела, а то ведь с запчастями Есе хуже и хуже. Работаем на одном энтузиазме. ВТОРОЙ ШТУРМАН: «ВСЛУХ О СОВЕСТИ» — И все-таки я прав. Я, в не напитан. Да сколько же мож но стоять на коленях перед плавбазой? Вижу по остойчи вости судна, что сдали 170 тонн рыбы, а с плавбазы: «Нет, у вас было... 60». Это ж надо так врать! Ну и поругал ся крепко с их технологом. А тут на мостик наш капитан купателю, в каком виде посту пает замороженная рыба в магазин? Вот если бы она была сушеная, вяленая... А то ведь выпускаем двухкило граммовые брикеты ради пла на, а не ради интересов поку пателей. ТРАЛМЕЙСТЕР: «ШУМИМ, БРАТЦЫ, ШУМИМ» — Там, на берегу, мудрят, а здесь, е море, мы пожина ем горькие плоды. Вышли в рейс на мойву, а перекинули на сайку, потом — на дон ные породы, затем — на сельдь. Солить приказали ее, в у нас нет ни соли, ни бо чек. Ждали, пока дошлют. Дослали, и вдруг команда — на мойву. Суточное задание 40 тонн, вроде бы немного, но к плавбазам очередь, а в трюм рыбу закачать не мо жем, там... бочки для сель ди. Выкручивайся,, как хочешь. ТЕХНОЛОГ: «ИЗДЕРЖКИ КОНТРОЛЯ» ■— Долго, очень долго длит ся проверка рыбы инспекци ей в порту. Ко суть даже не невосточный экипаж такого же сейнера, как и у нас. За ме сяц они выловили две тыся чи тонн. Средняя цифра по нашим меркам. Капитан — Ге рой Социалистического Труда, вся команда — в орденах и медалях. Впрочем, дело не в поче стях. Лучше потолкуем вот о чем. Вот сейчас на промысле — три плавбазы, три десятка судов - промысловиков. От сюда очереди, простои. Есть потери не только времени, но и рыбы. Не лучше ли количе ство сейнеров уменьшить? По нимаю, флоту нужен «вал», план по добыче. Но нужен ли он покупателю — вот в чем вопрос. Согласно новым ус ловиям хозяйствования, на пер вое место должен выходить качественный показатель. МАТРОС ТР: «...А КОНТЕЙНЕРАМИ ЛУЧШЕ» — Не на полную мощь ра ботают транспортные рефри жераторы б море. Причин тут немало. Бот факты : банки пресе-рвные один из «тээров» делил между плавбазами по принципу — всем сестрам по серьгам. Заявка на банки в порту была удовлетворена не полностью, поэтому И разда вали понемножку. Отсюда и частые швартовки, перебежки. Случается и такое: нередко промысловики пытаются (и настойчиво) сдать некачествен ную продукцию. На выясне ние отношений уходят часы, а то и сутки. Но больше всего нас тре вожит слабая механизация пе регрузочных процессов. Пора шире внедрять контейнерные перевозки и создать централи зованную контейнерную служ бу. Сейчас контейнеры име ются у всех флотов, но никто не имеет их единой ремонт ной базы, хранятся они кое- как, бывает, что и теряются, а ответственность никто не несет за это. Если бы в «Севрыбхолод- флоте» существовал отдел па кетных перевозок по принци пу существующего в «Югрыб- холодфлоте», то многое бы мы выиграли. МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА: «НАСТУПАТЬ!» Прочитав эти заметки, кое- кто раздраженно заявит: «Зна ем, знаем про болячки, уст раняем». Уверен, придут от веты-отклики на публикацию, где будут хорошие, правиль ные слова типа «обсуждено», «разработаны мероприятия», «намечены меры по устране нию» и т. д. и т. п. А дальше? Далыие-то что? Не первый раз, не один год газета о том го ворит. Да, что-то решается. Но не слишком ли медленно? И продолжает беспокоить вот что. Стабильность экипажей. Про тивников постоянных коллек тивов не было и нет. Это на словах. Вот только дела не видно. Кто же возьмет на се бя смелость покончить раз и навсегда с текучестью на су дах? Бумажная метель. По мне нию рыбаков, она закружила еще сильнее, чем прежде. Как дальше быть? Как изба виться от этой бюрократии? Последовать примеру одного из капитанов, квторый, придя на судно, выкинул Два мешка инструкций, указаний, методик и прочего хлама? Ну что ж, коли нет другого выхо да... Механизация. Шкерочный нож продолжает оставаться основным орудием труда. Пресервы укладываются вруч ную. В трюмах презалирует мускульная сила. Словом, ин женеры, конструкторы в боль шом долгу перед рыбаками. Факсимильная газета «Рыб ный Мурман». Создали ее в прошлом году, много сил, средств вкладывается в вы пуск. Но практически никто нигде на судах ее не прини мает. Почему? Говорят, пло хая проходимость радиоволн. Но ведь успешно принимают «Рыбак Юга», такую же газе ту, но из Киева. Парадокс! О многом еще хотелось бы сказать. В своих газетных ма териалах мы будем продол жать говорить о насущном, о том, что волнует рыбаков. Но перемены в экономике, соци альной жизни будут зависеть не от количества написанного, а от того, как быстро каждым кз нас перестроится. Пора на ступать. На консервативное мышление. На бюрократизм. Не все, что мешает нам луч ше жить и лучше работать. Нужен сгежкй ветер пере мен, чтобы поднять паруса ускорения на каждом судне, в каждом экипаже, на каждом рабочем месте. А. спец. корр. «Рыбного Мур- махз». Баренцево море. Ш мая 1886 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz