Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• Решения XXVII съезда КПСС - 6 жизнь!• 'Возвращаясь к напечатанному «Не совсем открытые вопросы...» Н АПОМИНАЕМ: 28 марта в еженедельнике была опубликована корреспонден ция «Секретный объект». Суть выступления — в не скольких словах. В кабинете заместителя начальника порта по эксплуатации Д. М. Соко ловского проходило совеща ние, на котором решалось, ка ким быть спортивному комп лексу рыбного порта. Коррес пондента еженедельника на это совещание не допустили. Редакция получила ответ за подписью секретаря парткома И. С. РЫЧКОВА: «Сообщаем, что стро и тельст во спорткомплекса мореного рыбного порта начато в мар те текущ его года. Техническим заданием предусмотрено со оружение бы товы х помещений, бассейна, второго этаж а со спортивными залами и комна тами о тды ха. Работы б удут проводиться в два этапа до 1988 года. Таким образом, цель адми нистрации не просто устан о вить спортзал, а создать еди ный спортивно-культурный комплекс...» Прежде чем перейти ко второй части ответа, сделаем паузу. Поскольку информация, сообщенная партийным работ ником, не совсем соответст вует истине. Не было технического за дания на «сооружение быто вых помещений, бассейна, второго этажа...» и т. д. Редак ция из-за того и вынуждена была вмешаться, что с упор ством, достойным лучшего применения, Д. М. Соколов ский отстаивал идею строи тельства чего-то вроде сарая со спортивным уклоном, но не комплекса. Не было задания. Ответ ре дакции датирован вторым ап реля, а на техническом за дании (первый вариант) про ставлена дата 4 апреля. Сове щание же, о котором идет речь, состоялось 18 марта. Кроме того, 10 апреля при шел ответ на статью, подпи санный начальником пор та' В. В. Кусковым. В нем есть такие строки: «Проентно-сметная докумен тация Р А З Р А Б А ТЫ В А Е Т С Я си лами конструкторского бюро порта. После прохождения эк спертизы будет реш аться воп рос о выделении средств на строительство...» А . на вторрм варианте тех- задания стоит еще более позд нее число — 22 апреля. Стремление отстоять честь мундира с помощью недосто верной или непроверенной информации не украшает пар тийного руководителя. Перейдем ко второй части- отзета: «...Корреспонденту было от- назано в присутствии на ра бочем совещании, но не в ин тервью , которое ему было да но т . Соколовским Д. М. Для вашего сведения: на рабочем совещании обсуж дались не со всем отнры ты е вопросы, тем йе менее с т. Соноловским про ведена беседа». Если бы секретарь партко ма оценил случившееся как досадное недоразумение, с ним можно было бы согла ситься. Если бы сказал о том, что впредь таких недоразуме ний не будет, на том бы и точ ку можно было поставить. Но похоже, что недопонял он суть конфликтной ситуации. «В динамичное время нашей жизни, время перемен и пре образований, — читаем в пере довой статье «Правды» (1986, № 84), — существенно воз растает роль средств массо вой информации. Партия ви дит в них мощный инструмент созидания, гласности, общест венного контроля, выразителя общепартийной точки зрения, несовместимой с ведомствен ностью и местничеством. Со ветская печать — одно из ярчайших проявлений социа листической демократии». Теоретически мы все — за широкую гласность. Но вот практика: администратор са мовластно стремится уйти от огласки и общественного конт роля, а секретарь парткома не только не дает должной партийной оценки таким дей ствиям, но и встает на ту же позицию защиты закрытых дверей: «на рабочем совеща нии обсуждались не совсем открытые вопросы...» Д. М. Соколовский мог в си лу симпатий или антипатий разговаривать или не разгова ривать с корреспондентом. Это его личное дело. А вот превращать совещание в тай ну за 'семью печатями права не имел. Поскольку решались на нем вопросы общественно значимые. Редколлегия «РМ». & УПРЯЖКЕ С ЛЕБЕДЕМ ма в тоннах, что на мойве. И все остается на своих м естах. Раз ф ло ту дан план, то никто не возьмет на себя смелость /ж ш ить возможности выпол нить его. Да и сам ф ло т, его руководство сделаю т все, что бы таное решение не появи лось, не стало приназом. Возьмем еще пример, ситу ацию, которая в последние годы складывалась не раз. В летние месяцы между весен ней и осенне-зимней мойвен- ными путинами рефрижератор ные плавбазы нередко оказы ваются на голодном сырье вом «пайке», толкутся в Ба ренцевом море, работая дале ко не в полную силу. В то ж е время из-за нехватки тран спортов промысловые суда в дальних районах подолгу вы н у ж д е н ы лежать в дрейфе в Ожидании разгрузки. Не вы годнее ли в интересах обще- дела отправить некоторый Плавбазы на этот период в Транспортном варианте? Мож- flo бы, да... нельзя. С «Сев* рыбхолодфлота» никто не сни мет план по выпуску пищевой Продукции и пресервов. И ни кто не может зачесть в его Ьктив транспортные рейсы Плавбаз, никто не станет су- Дить о результатах деятель ности флота с позиций обще го конечного результата. Аналогичная ситуация и в тех случаях, когда встает воп рос, к кому в первую оче редь посылать транспорт: к Промысловым судам или плав базам. Опять-таки возникают серьезные противоречия меж д у промысловыми флотами, ((Севрыбхолодфлотом» и ВРПО. И решаются они далеко не Всегда в пользу оптимально го варианта лишь потому, что ♦ У каждого свой план. В такое же противоречие приходят интересы смежни ков и В порту. Я возглавлял группу координации деятель ности предприятий судообра батывающего комплекса. Мог бы привести сколько угодно примеров таких противоречий й даже конфликтных ситуаций, особенно при установке пер воочередности обработки -су дов, использования холодиль ных емкостей отстойных ко раблей и так далее. Но они уже, что называется, навязли у всех в зубах. В СВЯЗИ с переходом предприятий «Севрыбы» на новые условия хозяйство вания основной показатель оценки производственной д е ятельности предприятий — вы полнение плана выпуска то варной продукции с учетом выполнения договорных обя зательств (плана поставок). К предприятиям, не справив шимся со своими обязатель ствами, применяются штраф ные санкции. Это совершен но логично, когда они полно стью самостоятельны и само стоятельно проводят свою производственную политику. Но, входя в состав ВРПО, предприятия нередко не вы полняют договоры и планы из-за указаний ВРПО, проти воречащих их интересам, и, соответственно, несут матери альные потери (штрафы), ко торые в конечном итоге «уходят» и с предприятий, и из ВРПО, так как в виде сверхплановой прибыли пере числяются в госбюджет. Так, например, в прошлом году 'Мурманский траловый флот не выполнил план по прибыли. В то же время уп равление «Севрыбсбыт» толь ко за счет штрафных санк ций получило сверхплановую прибыль 1,9 миллиона руб лей, она перечислена в гос бюджет. А могла бы остать ся а ВРПО и улучшить показа тели и тралового флота, и бас сейна, который, кстати, тоже не выполнил план по прибы ли. Существующее положение, когда руководство ВРПО «Сев- рыба» в объединении не пол ный хозяин, мешает, на мой взгляд, перейти к современ ным методам управления, при менять в полной мере авто матизированную систему уп равления для расстановки по районам промысла судов под чиненных флотов. Для большей ясности возь мем ситуац ию , подсназанную ж изнью . Курсантам Мурманско го вы сш его инженерного мер еного училищ а на зан яти ях Предлагается такая задача (мне 1ч5же когда-то доводилось ее реш ать). «В тр ех районах промысла находится по три промысло вы х судна. В одном районе ртлично ловится мойва, по 60 тонн в сутк и . В другом — П алтус по 2—3 тонны . В тре тьем неожиданно резко у л уч ш илась обстановка на про мысле окуня — по 20 —25 тонн в сутк и . Вопрос: нак наибо лее рационально расставить флот? Принимая решение, иметь в виду: цены на данный вид продукции, затраты на до бы чу, расход топлива на пере ход из района в район, усто й чивость промысловой обста новки, возможность реализа ции данного вида рыбопродук ции и та к далее». В МВИМУ ^толковый кур сант все это обсчитывает и находит решение (без при менения А С У ) за 2—3 часа. Руководителям ВРПО, фло тов и промрайонов приходит ся решать аналогичные зада чи. Только районов промысла уже не три, а значительно больше, и судов — многие десятки. Причем в одном рай оне работают суда разных организаций (с различными интересами), И решают они также без применения А С У . Конечно, можно бы в це лом по району на машине получить результат за считан ные минуты, внести корректи вы, идущие от меняющихся условий, и снова за минуты пересчитать. Но опять же только кажет ся, что можно. Машине такие задачи не под силу, потому что она не умеет учитывать... ведомственные интересы. В известной басне И. А. Крылова лебедь, рак и щука превратились в отрицатель ные персонажи только пото му, что собрали их вместе, в одно «объединение» по пе ретаскиванию воза. Каждый же в отдельности свое дело хо рошо знает, может служить примером усердия. Когда задумывалось объе динение рыбаков и их смеж ников, предполагалось, что основа договора — взаимо помощь. Намерения были хо рошие: дополнить экономиче ские связи, которые не всег да срабатывают, как следова ло бы, моральными обяза тельствами. И призовые места присуждать с учетом взаимо действия этого коллектива со смежнишэм. Сегодня можно привести не мало примеров успешного взаимодействия в рамках это го договора. Но только от дельных примеров. В целом же (и с этим, видимо, согла сятся все, кто причастен к Д о говору 14-ти) эта форма со ревнования не дала и не да ет ожидаемых результатов. Тесного взаимодействия нет. Сколько бы ни сулили «щуке» призовое место в соревнова нии, не потянет она в облака вместе с «лебедем». А если все же надо, что бы потянула? Тогда следует изменить природу «щуки». Надо изменить статус каж дого из подразделений «Сев- рыбы». На мой взгляд, необ ходимо значительно расширить права и поднять авторитет ВРПО как руководящего ор гана. Отменить отчетность его подразделений перед мини стерством, там должно отчи тываться лишь ВРПО. Но ру ководство объединения, при нимая решение об изменении производственной деятельно сти подчиненных предприятий, будет нести ответственность за все последствия этих ре шений. Оно должно оператив но и гибко корректировать планы подчиненных предпри ятий во имя одной цели — выполнения плана ВРПО. При этом необходимо дать объединению широкую воз можность маневрировать си лами, ему подчиненными, без оглядки на интересы своих подразделений, заинтересовы вать их так, как требует за дача достижения конечного результата. И это, думается, станет пер вым звеном перестройки, но самым важным. Потянув за него, вытащим всю цепь. Без этого еще долго не сможем мы эффективно использовать А С У , еще долго управленче ские аппараты флотов будут во многом дублировать друг друга и ВРПО. А главное, не возможно будет добиться чет кой исполнительской дисцип лины. Пока у разных звеньев цепи свои интересы, она не может быть прочной. РЫБНЫЙМУРМАН 30 мая 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz