Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• Решения XXVII съезда КПСС'-в жизнь!* л НА ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание | | | | | | | | | | | | I Ловить или искать? ! '% «ПСТ «Смоленск» обнаружил скопление трески. В этот район перешла промысловая группа. Ей рекомендованы квадраты для наиболее производительного промысла, глубины, координаты центров скопления, придонная температура перемещений, что бы удержаться на плотных рыбных запасах. Считаю необходи мым внедрение опыта работы ПСТ «Смоленск» на всех судах оперативной разведки... Начальник промыслового района в Баренцевом море». Правофланговые Д ЛЯ ЭКИПАЖА СРТ-м «Онвго» последний рейс был необычным. Дело в том, чтй траулер шел на поиск сырьевой базы для су» дов-кошельковистов. А это означало, что и «Онего» будет снаб* жен кошельком. Однако несколько лет в «Севрыбпромразведке» этим орудием лова не работали. Поэтому первое время моряка^ пришлось довольно туго. Выручил богатейший опыт капитана Юрий Сергеевича Савельева — без малого три десятка лет ходит он ^ море, 12 лет — капитаном. Работали раньше кошельком мастера добычи Владимир Иванович Петухов и Фарид Мирхасабович Га» раев, матрос Владимир Николаевич Соболь, хотя и они подзабыли старые навыки. Постепенно дело пошло не лад. Моряки траулера нашли для промысловиков хорошие скопления мойвы и сельди и получили высокую оценку своей работы от начальника промрайона А. И. Игнахина. Теперь «Онего» будет специализированным судном* кошель ков истом. НА СНИМКАХ: напитан СРТ-м «Онего» Ю. С. САВЕЛЬЕВ и один из лучших моряков траулера матрос В. П. АКСЕНОВ. Фото В. КОРЕЦКОГО . Договор 14-ти щ ука в , «Содружество: от штампа к штампу» — так называлась ста тья В. Милютина |«РМ», № 17 от 25 апреля 1985 г.) Автор раз мышлял над проблемой улучшения взаимодействия участников Договора 14-ти смежных предприятий ВРПО «Севрыба», с го речью констатировал, что договор о содружестве стал чистой формальностью и не дает желаемого результата. Сегодня разговор продолжает А. А. МУНИН — главный дис петчер управления «Севрыбхолодфлот». Кстати, Алексей Алек сеевич был соавтором и самого первого материала о несовер шенстве взаимодействий смежников |«РМ», N5 11 от 24 февраля 1984 года]. Такая радиограмма пришла * < промысла в адрес ВРПО 1 «Севрыба». Как же должен ; был работать экипаж этого • поискового судна, чтобы S ' сложнейших метеорологиче ских условиях, постоянно из меняющейся промысловой об становке экипажи почти ше стидесяти больших траулеров добились высоких результа тов? Что составило опыт, ко торый следует передать на другие суда оперативной раз ведки? — Здесь как раз тот слу чай, — рассказывает помощ . ник капитана по науке П сТ 1 «Смоленск» В. В. Комличен- ко, — когда человеческий фактор, о котором говорилось на X X V II съезде КПСС, стал решающей основой успеха. Нам удалось сконцентрировать ; усилия всех членов экипажа на одной конкретной цели — обеспечить промысловиков точной информацией о скоп лениях рыбы, путях ее мигра ции. Специалистами «Севрыб- промразведки», ПИНРО на коплен большой опыт иссле дований, разработаны методи ческие рекомендации научно обоснованного поиска. Сейчас главное — добиться творчес кого, продуктивного исполь зования всего, что накоплено наукой и практикой. Поэтому, считаю, уместнее говорить не о достижениях, а о проблемах организации эффективной ра боты поискового флота. В чем суть их? Нередко ка питаны, научные сотрудники высказывают взаимные пре тензии, ссылаются на ряд объективных причин, противо речия в планировании, органи зации работы судов «Севрыб- промразведки». И порой в пылу полемики не задаются вопросами: «Всегда ли они объективны? Все ли сами сде лали для качественного улуч шения деятельности своих кол лективов, флота?» Ведь судоводителей-поиско- виков не готовит ни одно учебное заведение Минрыбхо- за СССР, ими становятся ■ процессе работы. А все ли судоводители до конца про никлись сознанием, что они не промысловики, а прежде всего поисковики? И здесь | можно понять научных сотруд ников, которые считают, что хотя капитаны и знают их за дачи, но относятся к ним без особого энтузиазма. Если это не проявляется открыто, то — опосредствованно: под ви дом получения более полных данных задерживаются на ры бе Конечно, добыть за полто- ра-два часа несколько тонн рыбы весомее, чем 300 грам мов капшака. И экономиче ски вроде бы оправдано — эксплуатация судна ежесуточ но обходится до шести тысяч рублей. Но ведь судно поис ковое и главная задача — ис следования, которые должны обеспечить успешную работу всех флотов не только в ближайшие дни, но и в бу дущем. Видеть перспективу, точно определить конечный результат важнее, чем сиюми нутный успех. В этом убеж ден В. В. Комличенко: — Еще весной минувшего года я обратил внимание, что в некоторых районах есть много микроорганизмов, ко торые поедают капшак. А тре ска остается на голодном пай ке, предпринять дальний пе реход на запад она не смо жет, у нее не хватит ресур сов. Но где она может задер жаться? Там, где есть ближай шая кормовая база, — на кре ветке. И не ошибся, треска До сих пор питается кревет кой. Однако перспективный прогноз — полдела. Необхо» дим постоянный сбор инфор мации, которая на первый взгляд может показаться не нужной. На моем же планше те она создает общую карти ну, позволяет сделать выво ды о закономерности поведе ния рыбы в этом районе. По этому с государственной точ ки зрения не всегда выгодно выполнять поисковикам суточ ные задания по вылову. И тут камнем преткновения становится рейсовый план по добыче. Насколько он оправ дан? Каким должен быть его объем, чтобы достижение сию минутной выгоды не затмило конечный результат — успеш ную работу всего флота в целом? Делался ли такой под счет плановиками ВРПО «Сев- рыба»? Соотнесены ли убыт ки промысловых флотов из-за недоловов нынешними эко номическими показателями уп равления «Севрыбпромразвед- ка»? Быть может, есть смысл уменьшить планы поисковикам за счет более эффективного использования той группы су дов, которая находится в опе ративном подчинении ПИНРО? — Я не сторонник отделе ния академической науки от проблем сегодняшнего дня, — продолжает В. В. Комличен ко. — План, на который так часто ссылаются, нужен. Прин цип социалистического хо зяйства — хозрасчет, мы не должны паразитировать на бюджете ВРПО «Севрыба». Тем не менее считаю, что суда, работающие по научной программе ПИНРО, уже те перь могут попутно вести опе ративную разведку и ловить рыбу без ущерба для иссле дований. Только для этого по мощникам капитанов по науке надо четко понимать, насколь ко это важно для страны. Я сам работаю в море по про граммам ПИНРО. На «Смо ленске» вторая часть рейса была запланирована на пари тетных началах, и, думаю, та кая практика должна стать си стемой. Подтверждение тому — наш последний рейс: пол ностью выполнен комплекс ис следовательских работ и обес печен успешный промысел большой группы судов. В. ЗИНИН, сотрудник управления «Сев- рыбпромразведка».- Прения Снова о таре В продолжение темы, под нятой на прошлом собрании А . Безугловым, хочу сказать о том, что мы обязаны t большей хозяйской сметкой использовать не только кар тонную тару от рыбы, но и от продуктов, от рыбных мешков и т. д. В том числе, естественно, всплывает вопрос о стекло та ре. Буты лочная проблема с из рядной «бородой», но когда-то надо сдвигать с места это т воз бесхозяйственности. Выбрось за борт б уты л ку в инпорту — и судно ш тр аф ую т на солидную сумм у. А у нас можно ? К ак видим, б уты лки , банки, ящ ики из-под них вопрос не только экономиче ский, но и экологический. Осмелюсь предложить та кой вариант: в слиповой части плавбазы имеется место для установки и крепления кон тейнеров. В правой стенке сли па есть каной-то лю к. К ак мне каж ется, соединяется он не то с камбузом, не то с про визионным магазином. Но, В конце концов, можно сделать и специальный лю к для пода чи ящиков со стеклотарой и уклады вать и х в контейнер. Так можно решить проблему на плавбазах и затем помочь С ее решением на обслуж ивае мы х судах. Продуктовые склады на плавбазах расположены в кор ме под главной палубой. А как доставляю тся продукты ? Судо вая стрела стави т груз на па лубу. Потом его по доскам опу скаю т на нижнюю палубу, ну а затем в ход идут матросские плечи. А расстояние до кормы — будь здоров. В обратном порядке проделываю тся эти операции, если, скаж ем , частц продуктов нужно передать на транспортный рефрижератор. А не пора ли в правом бор т у , кан раз в коридоре продук то вы х кладовок, сделать вырез и отнидной люк? И над этой площадкой поставить лебедку. Тогда бы продукты в порту (а их немало) принимались пря мо через люк. А. ВАСИЛЬЕВ, матрос. После слова — дело «За счет виновных» О разногласиях, случаю щихся между заказчиком и ис полнителем, о многократном переписывании ремонтных ве домостей, о бесхозяйственно сти отдельных судоремонтни ков говорил на заочном рабо чем собрании капитан-дирек тор БМРТ «Персей-3» Г. Лей бов («От инерции покоя — к неуспокоенности»). Ему отвечает главный инже нер Мурманской судоверфи Е. А. Коренский: «Научно - исследовательское судно «Персей-3» ремонтирую т завод № 1 и головное пред приятие. Такой метод ремонта вы нуж денный, поскольку у за казчика не хв атает лимитов. В связи с этим и возникаю т не доразумения, о ноторых гово рится в статье. Восстановление поломанного пластика (об этом тоже шел разговор в корреспонденции) будет произведено за счет ви новных. Заслуж ивает внимания воп рос о типовы х ремонтны х ве дом остях. Для приведения их в рабочее состояние много времени теряю т и судовладель цы, и работники завода. Ос новной разработчик типовы х ведомостей для судов Северно го бассейна — Мурманское от деление «Гипрорыбфлота». Но нас не устраиваю т ни сроки, ни качество этой работы, так кан делается она в отрыве от производства. Такой оторван ности не б удет, если разработ чиков передадут судоверфи». Р НАСТОЯЩ ЕЕ время все флоты и береговые предприятия, входящие в со став Всесоюзного рыбопро мышленного объединения «Севрыба», имеют свой про изводственный план. За его выполнение они несут ответ ственность как перед ВРПО, так и перед Министерством рыбного хозяйства СССР. Ра зумеется, каждый коллектив стремится к выполнению дан ного ему плана по всем пока зателям. В противном случае работники предприятия лиша ются премий, получают адми нистративные наказания. Следовательно, план дол жен выполняться любой ценой. Его и выполняют любой це ной, нередко ценой забвения интересов смежника, а зна чит, и общего, конечного ре зультата деятельности отрас ли. Ведь в рыбной промыш ленности, может быть, боль ше, чем где-либо, все пред приятия тесно связаны в еди ную технологическую цепоч ку: промысловый флот выло вил рыбу, транспортный до ставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбоком бинат переработал... и т. д. И это лишь упрощенная, да леко не полная схема техно логической цепи. У каждого ее эвена свой план. И хотя он в основном увязан с пла нами других предприятий- смежников, но только в ос новном, а нередко оказыва ется даже в противоречии с ними. Договорные обязатель ства выполняются лишь тогда, когда их выполнение не идет в ущерб своим интересам. Впрочем, дело не только в плохом выполнении договор-. *ч ных обязательств. Для пояс нения возьмем такой пример. Д опустим , в си лу каких-то объективны х причин управле ние «Севрыбхолодфлот», вы полняя план по больш инству показателей, «заваливает» один — по вы пусну пищевой рыб ной продукции. В то же вре мя РЛурманский траловый ф ло т, объединение «Мурман- рыбпром» и другие промысло вые ф лоты все вместе значи тельно перевыполняю т план по этой позиции, но не справ л яю тся, например, с выпуском продукции улучш енного ассор тим ента. В целом для ВРПО, а значит, для всей рыбной от расли Севера, было бы целе сообразно перевести часть реф риж ераторны х плавбаз «Сев- рыбхолодфлота» из района промысла мойвы туд а , где промыш ляю т рыбу донных по род, Было бы хорошо для от расли, а зн ач ит, для государ ства. Но для «Севрыбхолод- ф лота» такой маневр совер шенно неприемлем, та к кан е этом случае ф ло т не выпол нит план по выработке пи щевой продукции — на дон- ных-то породах нет того ооъе- 30 мая 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz