Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

• Решения XXVII съезда КПСС'-в жизнь!* л НА ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание | | | | | | | | | | | | I Ловить или искать? ! '% «ПСТ «Смоленск» обнаружил скопление трески. В этот район перешла промысловая группа. Ей рекомендованы квадраты для наиболее производительного промысла, глубины, координаты центров скопления, придонная температура перемещений, что­ бы удержаться на плотных рыбных запасах. Считаю необходи­ мым внедрение опыта работы ПСТ «Смоленск» на всех судах оперативной разведки... Начальник промыслового района в Баренцевом море». Правофланговые Д ЛЯ ЭКИПАЖА СРТ-м «Онвго» последний рейс был необычным. Дело в том, чтй траулер шел на поиск сырьевой базы для су» дов-кошельковистов. А это означало, что и «Онего» будет снаб* жен кошельком. Однако несколько лет в «Севрыбпромразведке» этим орудием лова не работали. Поэтому первое время моряка^ пришлось довольно туго. Выручил богатейший опыт капитана Юрий Сергеевича Савельева — без малого три десятка лет ходит он ^ море, 12 лет — капитаном. Работали раньше кошельком мастера добычи Владимир Иванович Петухов и Фарид Мирхасабович Га» раев, матрос Владимир Николаевич Соболь, хотя и они подзабыли старые навыки. Постепенно дело пошло не лад. Моряки траулера нашли для промысловиков хорошие скопления мойвы и сельди и получили высокую оценку своей работы от начальника промрайона А. И. Игнахина. Теперь «Онего» будет специализированным судном* кошель ков истом. НА СНИМКАХ: напитан СРТ-м «Онего» Ю. С. САВЕЛЬЕВ и один из лучших моряков траулера матрос В. П. АКСЕНОВ. Фото В. КОРЕЦКОГО . Договор 14-ти щ ука в , «Содружество: от штампа к штампу» — так называлась ста­ тья В. Милютина |«РМ», № 17 от 25 апреля 1985 г.) Автор раз­ мышлял над проблемой улучшения взаимодействия участников Договора 14-ти смежных предприятий ВРПО «Севрыба», с го­ речью констатировал, что договор о содружестве стал чистой формальностью и не дает желаемого результата. Сегодня разговор продолжает А. А. МУНИН — главный дис­ петчер управления «Севрыбхолодфлот». Кстати, Алексей Алек­ сеевич был соавтором и самого первого материала о несовер­ шенстве взаимодействий смежников |«РМ», N5 11 от 24 февраля 1984 года]. Такая радиограмма пришла * < промысла в адрес ВРПО 1 «Севрыба». Как же должен ; был работать экипаж этого • поискового судна, чтобы S ' сложнейших метеорологиче­ ских условиях, постоянно из­ меняющейся промысловой об­ становке экипажи почти ше­ стидесяти больших траулеров добились высоких результа­ тов? Что составило опыт, ко­ торый следует передать на другие суда оперативной раз­ ведки? — Здесь как раз тот слу­ чай, — рассказывает помощ . ник капитана по науке П сТ 1 «Смоленск» В. В. Комличен- ко, — когда человеческий фактор, о котором говорилось на X X V II съезде КПСС, стал решающей основой успеха. Нам удалось сконцентрировать ; усилия всех членов экипажа на одной конкретной цели — обеспечить промысловиков точной информацией о скоп­ лениях рыбы, путях ее мигра­ ции. Специалистами «Севрыб- промразведки», ПИНРО на­ коплен большой опыт иссле­ дований, разработаны методи­ ческие рекомендации научно обоснованного поиска. Сейчас главное — добиться творчес­ кого, продуктивного исполь­ зования всего, что накоплено наукой и практикой. Поэтому, считаю, уместнее говорить не о достижениях, а о проблемах организации эффективной ра­ боты поискового флота. В чем суть их? Нередко ка­ питаны, научные сотрудники высказывают взаимные пре­ тензии, ссылаются на ряд объективных причин, противо­ речия в планировании, органи­ зации работы судов «Севрыб- промразведки». И порой в пылу полемики не задаются вопросами: «Всегда ли они объективны? Все ли сами сде­ лали для качественного улуч­ шения деятельности своих кол­ лективов, флота?» Ведь судоводителей-поиско- виков не готовит ни одно учебное заведение Минрыбхо- за СССР, ими становятся ■ процессе работы. А все ли судоводители до конца про­ никлись сознанием, что они не промысловики, а прежде всего поисковики? И здесь | можно понять научных сотруд­ ников, которые считают, что хотя капитаны и знают их за­ дачи, но относятся к ним без особого энтузиазма. Если это не проявляется открыто, то — опосредствованно: под ви­ дом получения более полных данных задерживаются на ры­ бе Конечно, добыть за полто- ра-два часа несколько тонн рыбы весомее, чем 300 грам­ мов капшака. И экономиче­ ски вроде бы оправдано — эксплуатация судна ежесуточ­ но обходится до шести тысяч рублей. Но ведь судно поис­ ковое и главная задача — ис­ следования, которые должны обеспечить успешную работу всех флотов не только в ближайшие дни, но и в бу­ дущем. Видеть перспективу, точно определить конечный результат важнее, чем сиюми­ нутный успех. В этом убеж­ ден В. В. Комличенко: — Еще весной минувшего года я обратил внимание, что в некоторых районах есть много микроорганизмов, ко­ торые поедают капшак. А тре­ ска остается на голодном пай­ ке, предпринять дальний пе­ реход на запад она не смо­ жет, у нее не хватит ресур­ сов. Но где она может задер­ жаться? Там, где есть ближай­ шая кормовая база, — на кре­ ветке. И не ошибся, треска До сих пор питается кревет­ кой. Однако перспективный прогноз — полдела. Необхо» дим постоянный сбор инфор­ мации, которая на первый взгляд может показаться не­ нужной. На моем же планше­ те она создает общую карти­ ну, позволяет сделать выво­ ды о закономерности поведе­ ния рыбы в этом районе. По­ этому с государственной точ­ ки зрения не всегда выгодно выполнять поисковикам суточ­ ные задания по вылову. И тут камнем преткновения становится рейсовый план по добыче. Насколько он оправ­ дан? Каким должен быть его объем, чтобы достижение сию­ минутной выгоды не затмило конечный результат — успеш­ ную работу всего флота в целом? Делался ли такой под­ счет плановиками ВРПО «Сев- рыба»? Соотнесены ли убыт­ ки промысловых флотов из-за недоловов нынешними эко­ номическими показателями уп­ равления «Севрыбпромразвед- ка»? Быть может, есть смысл уменьшить планы поисковикам за счет более эффективного использования той группы су­ дов, которая находится в опе­ ративном подчинении ПИНРО? — Я не сторонник отделе­ ния академической науки от проблем сегодняшнего дня, — продолжает В. В. Комличен­ ко. — План, на который так часто ссылаются, нужен. Прин­ цип социалистического хо­ зяйства — хозрасчет, мы не должны паразитировать на бюджете ВРПО «Севрыба». Тем не менее считаю, что суда, работающие по научной программе ПИНРО, уже те­ перь могут попутно вести опе­ ративную разведку и ловить рыбу без ущерба для иссле­ дований. Только для этого по­ мощникам капитанов по науке надо четко понимать, насколь­ ко это важно для страны. Я сам работаю в море по про­ граммам ПИНРО. На «Смо­ ленске» вторая часть рейса была запланирована на пари­ тетных началах, и, думаю, та­ кая практика должна стать си­ стемой. Подтверждение тому — наш последний рейс: пол­ ностью выполнен комплекс ис­ следовательских работ и обес­ печен успешный промысел большой группы судов. В. ЗИНИН, сотрудник управления «Сев- рыбпромразведка».- Прения Снова о таре В продолжение темы, под­ нятой на прошлом собрании А . Безугловым, хочу сказать о том, что мы обязаны t большей хозяйской сметкой использовать не только кар­ тонную тару от рыбы, но и от продуктов, от рыбных мешков и т. д. В том числе, естественно, всплывает вопрос о стекло та­ ре. Буты лочная проблема с из­ рядной «бородой», но когда-то надо сдвигать с места это т воз бесхозяйственности. Выбрось за борт б уты л ку в инпорту — и судно ш тр аф ую т на солидную сумм у. А у нас можно ? К ак видим, б уты лки , банки, ящ ики из-под них вопрос не только экономиче­ ский, но и экологический. Осмелюсь предложить та ­ кой вариант: в слиповой части плавбазы имеется место для установки и крепления кон­ тейнеров. В правой стенке сли­ па есть каной-то лю к. К ак мне каж ется, соединяется он не то с камбузом, не то с про­ визионным магазином. Но, В конце концов, можно сделать и специальный лю к для пода­ чи ящиков со стеклотарой и уклады вать и х в контейнер. Так можно решить проблему на плавбазах и затем помочь С ее решением на обслуж ивае­ мы х судах. Продуктовые склады на плавбазах расположены в кор­ ме под главной палубой. А как доставляю тся продукты ? Судо­ вая стрела стави т груз на па­ лубу. Потом его по доскам опу­ скаю т на нижнюю палубу, ну а затем в ход идут матросские плечи. А расстояние до кормы — будь здоров. В обратном порядке проделываю тся эти операции, если, скаж ем , частц продуктов нужно передать на транспортный рефрижератор. А не пора ли в правом бор­ т у , кан раз в коридоре продук­ то вы х кладовок, сделать вырез и отнидной люк? И над этой площадкой поставить лебедку. Тогда бы продукты в порту (а их немало) принимались пря­ мо через люк. А. ВАСИЛЬЕВ, матрос. После слова — дело «За счет виновных» О разногласиях, случаю­ щихся между заказчиком и ис­ полнителем, о многократном переписывании ремонтных ве­ домостей, о бесхозяйственно­ сти отдельных судоремонтни­ ков говорил на заочном рабо­ чем собрании капитан-дирек­ тор БМРТ «Персей-3» Г. Лей­ бов («От инерции покоя — к неуспокоенности»). Ему отвечает главный инже­ нер Мурманской судоверфи Е. А. Коренский: «Научно - исследовательское судно «Персей-3» ремонтирую т завод № 1 и головное пред­ приятие. Такой метод ремонта вы нуж денный, поскольку у за­ казчика не хв атает лимитов. В связи с этим и возникаю т не­ доразумения, о ноторых гово­ рится в статье. Восстановление поломанного пластика (об этом тоже шел разговор в корреспонденции) будет произведено за счет ви­ новных. Заслуж ивает внимания воп­ рос о типовы х ремонтны х ве­ дом остях. Для приведения их в рабочее состояние много времени теряю т и судовладель­ цы, и работники завода. Ос­ новной разработчик типовы х ведомостей для судов Северно­ го бассейна — Мурманское от­ деление «Гипрорыбфлота». Но нас не устраиваю т ни сроки, ни качество этой работы, так кан делается она в отрыве от производства. Такой оторван­ ности не б удет, если разработ­ чиков передадут судоверфи». Р НАСТОЯЩ ЕЕ время все флоты и береговые предприятия, входящие в со­ став Всесоюзного рыбопро­ мышленного объединения «Севрыба», имеют свой про­ изводственный план. За его выполнение они несут ответ­ ственность как перед ВРПО, так и перед Министерством рыбного хозяйства СССР. Ра­ зумеется, каждый коллектив стремится к выполнению дан­ ного ему плана по всем пока­ зателям. В противном случае работники предприятия лиша­ ются премий, получают адми­ нистративные наказания. Следовательно, план дол­ жен выполняться любой ценой. Его и выполняют любой це­ ной, нередко ценой забвения интересов смежника, а зна­ чит, и общего, конечного ре­ зультата деятельности отрас­ ли. Ведь в рыбной промыш­ ленности, может быть, боль­ ше, чем где-либо, все пред­ приятия тесно связаны в еди­ ную технологическую цепоч­ ку: промысловый флот выло­ вил рыбу, транспортный до­ ставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбоком­ бинат переработал... и т. д. И это лишь упрощенная, да­ леко не полная схема техно­ логической цепи. У каждого ее эвена свой план. И хотя он в основном увязан с пла­ нами других предприятий- смежников, но только в ос­ новном, а нередко оказыва­ ется даже в противоречии с ними. Договорные обязатель­ ства выполняются лишь тогда, когда их выполнение не идет в ущерб своим интересам. Впрочем, дело не только в плохом выполнении договор-. *ч ных обязательств. Для пояс­ нения возьмем такой пример. Д опустим , в си лу каких-то объективны х причин управле­ ние «Севрыбхолодфлот», вы­ полняя план по больш инству показателей, «заваливает» один — по вы пусну пищевой рыб­ ной продукции. В то же вре­ мя РЛурманский траловый ф ло т, объединение «Мурман- рыбпром» и другие промысло­ вые ф лоты все вместе значи­ тельно перевыполняю т план по этой позиции, но не справ­ л яю тся, например, с выпуском продукции улучш енного ассор­ тим ента. В целом для ВРПО, а значит, для всей рыбной от­ расли Севера, было бы целе­ сообразно перевести часть реф­ риж ераторны х плавбаз «Сев- рыбхолодфлота» из района промысла мойвы туд а , где промыш ляю т рыбу донных по­ род, Было бы хорошо для от­ расли, а зн ач ит, для государ­ ства. Но для «Севрыбхолод- ф лота» такой маневр совер­ шенно неприемлем, та к кан е этом случае ф ло т не выпол­ нит план по выработке пи­ щевой продукции — на дон- ных-то породах нет того ооъе- 30 мая 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz