Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• Идеологическая работа ф , К ИТОГАМ УЧЕБНОГОГОДА Слово берет депутат D НЫНЕШ НЕМ учеб- ном году на плавма стерской «Резец» работали три школы марксистско-ле нинского и пять экономиче ского образования, школа комсомольской политической учебы. Пропагандисты про шли обучение на семинарах при Октябрьском райкоме партии и кабинете политпро свещения объединения «Мур- манрыбпром». Однако, как говорят они сами, лучшая учеба для пропагандиста — возможность поучиться друг у друга, обменяться опытом, побывать на открытом заня тии. И такое занятие в конце учебного года было решено провести на базе школы марксизма-ленинизма, ко торый руководит Л. П. Ко- пейкин. В ходе его учащиеся должны изучить, как же в условиях развитого социа лизма и в свете решений X X V II съезда КПСС будут проходить дальнейшая де мократизация общества, углубление социалистическо го самоуправления народа. Кабинет политпросвещения помог подготовить материал об участии общественных ор ганизаций в управлении тру довыми коллективами объ единения. Слушатели школы н ру ководители учебы с интере сом прослушали выступле ние пропагандиста, началь ника планово-экономического отдела Л, П. Копейкина, ко торое он умело сопровождал показом диафильмов. А за тем слово взяли рабочие. Внимание всех привлекло выступление радиомонтаж ника, депутата Октябрьского Совета народных депутатов А. Т. Абрамова. На приме рах из собственной практи ки он рассказал, чем зани мается депутатская группа, какие поручения он выпол нял, как член парткома объ единения, профсоюзного ко митета плавмастерской. Не мешает Абрамову об щественная деятельность ра боте на производстве, личной жизни. Наоборот, как он сам рассказывает, помогает, ес ли, конечно, правильно орга низовать свое рабочее вре мя и личное. «Все, что ре шается на сессиях, я всегда довожу до сведения товари щей, другими глазами смот рю на многие вопросы на шей жизни», — говорит он. Прошедшее открытое за нятие показало возросший уровень пропагандистского мастерства, хорошую подго товку слушателей. Сейчас на плавмастерской идет подготовка к теоретиче ской конференции по теме «Возрастание руководящей роли КПСС, повышение уровня ее политической и организаторской деятельно сти», которая и подведет итог работы по изучению мате риалов X XV II съезда пар тии. Этой конференцией и за вершится учебный год в си стеме партийного и экономи ческого образования, комсо мольской учебы. Настанет время подведения итогов. И. ЛАПШИН, секретарь партбюро плав мастерской «Резец» объ единения «Мурманрыб- пром». ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР . С ЕГОДНЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ о роли человеческого фактора, авторитете руководителя экипажа, в том числе и первого помощника капитана (см. материалы «Был приказом он, песней, советом...» — «РМ », № 17. 25 апреля — и «Чтобы не действовать вслепую» — «РМ », № 21. 23 мая), делится бывший работник управления «Сев- рыбхолодфлот», слушатель Академии народного хозяйства В. Корельский. В С Е Ч АЩ Е в последнее ® время мы слышим сло ва «активизировать челове ческий фактор, добиться, чтобы каждый на своем ме сте работал добросовестно и с полной отдачей». «Соци альные резервы, — гово рил М. С. Горбачев, — от ношение к людям, забота о них — главный вопрос на шей политики». Все это в полной мере относится и к рыбной отрасли. В решении коннретны х хо зяйствен ны х задач руководи тели (напитан, его первый по мощник) стрем ятся учиты вать важнейшие социально-психо логические аспекты управле ния экипаж ем , чтобы обеспе чить достижение главной це ли — дать населению разно образную рыбную продукцию высокого качества. Это и по нятно. К оллектив, в котором создан и поддерживается хоро ший микроклимат, способен на большие дела, чем то т, в ко тором царит разброд. Особый интерес представ ляет процесс адаптации кол лектива. Он начинается сразу же после выхода судна в мо ре. Как установлено, уже на 3 —4 декадах рейса н аступ ает критический момент, когда ча ще всего возникаю т разногла си я, конф ликты и даже ж ела ние списаться с судна. После клим ата, а значит, и повыш е ния трудовой активности лю дей. И здесь встает вопрос о личны х и профессиональны х кач ествах руководства судн а. Причем опыт говорит, что ча ще всего капитанов и первы х помощников отстраняю т от должности по причине и х низ ки х морально-политических ка- месяца обычно н аступ ает спад напряж ения, однако уж е на 80-е сутки оно вновь н ар аста ет. Вот в этот-то период чрез вычайно возрастает роль ко мандования судном. Опыт no- назы вает, что в это время ав торитарны е действия руковод ства вы зы ваю т обычно у лич ного состава недовольство и увеличиваю т раздраж итель ность. Особая роль в формиро вании микроклимата при надлежит «треугольнику»: . капитану, первому помощни ку капитана, помощнику ка питана по производству. Их деловые, морально-поли тические личные качества во многом хар актер и зую т настрой коллектива, сплоченность. А и х взаимоотношения на судне определяю т и психологиче ский клим ат экип аж а, а следо вательно, и успеш ную произ водственную деятельно сть в рейсе. Поэтому проблема под бора на должности напитана и первого помощника а к туа л ь на не только с точки зрения создания здорового микро- честв, а не по каким -то иным причинам. В пам яти моряков еще свеж случай, происшедший с одним из известнейш их капитанов тралового ф лота (думаю , ч и та тели правильно пойм ут, поче му я не называю сегодня его имени: человек уж е понес на казание). Находясь в иностран ном порту, он, отдавая дань «старой традиции», принял, йак говорится, лиш нее. Не проявил политической выдерж ки в период ремонта судна в инпорту и бывший капитан Т Р «М атиас Тезен»- Уволены из плавсостава Только в по следнее время капитаны Исто- ш ин, Коню хов, Мельниченко, первый помощник Анциферов и другие. И здесь есть о чем задум аться руководству ф ло тов, всем тем , кто заним ается подбором кадров. Изучение документов и материалов опроса, прове денного среди плавсостава ряда судов, позволяет сде лать определенные выводы, понять, какие же качества ценят моряки в своих руко водителях. Из всех требований, предъ явлен ны х к современному р у ководителю , НА ПЕРВОМ МЕ С ТЕ — ДИСЦИПЛИНИРОВАН НОСТЬ. Это прежде всего чув ство личной ответственности перед партией, государством за работу вверенного ко ллекти ва. При опросе, проведенном в различны х эки п аж ах ВРПО «Севрыба», больш инство моря ков указы вало , что они ценят те х руководителей, которые своим личным примером пока зы ваю т образец отнош ения к тр уд у. Если же говорить о первы х помощ никах кап и тан а, то од ной их исполнительности се годня недостаточно. От них требую тся такие качества, как чувство нового, принципиаль н ость, умение брать ответствен ность на себя. Все это до казы вает, что со вершенствование подбора и расстановки руководителей с у довы х экипаж ей с учетом их личны х качеств в духе вы сокой требовательности может дать большой эф ф е к т в деле формирования полож ительно го микроклимата во время длительного рейса на промы словом судне. Думаю, что дальнейшее расширение исследования социально - психологическо го климата, проведение со вместных сравнительных анализов специалистами по различным бассейнам Мин- рыбхоза СС С Р откроют ши рокие перспективы для вы явления и использования ог ромных резервов трудовых коллективов (экипажей). На учебу без желания С ИНТЕРЕСОМ прочита ли статью В. Шаш- кова «Был приказом он, пес ней, советом...» («РМ », № 1 7 за 25 апреля 1986 г.) и счи таем, что она очень злобо дневна. Автор правильно ста вит вопрос о необходимости перестройки существующей системы подготовки первых помощников капитанов. Взять, к примеру, 9-месяч ные курсы при МВИМУ. Они открыты с 1975 года, за это время их окончили 242 флотских специалиста. Практически все работающие сейчас в тралфлоте первые помощники (150 из 160-ти) прошли подготовку на этих курсах. Надо ска за ть , что до 1983 года такая подготовка себя оправды вала. Однако в по следнее время мы сто лкн улись с серьезными трудностям и в комплектовании групп сл уш а телей. Ведь нам предлагаю т направлять на курсы до 20 й более человек, причем не тольно первы х помощников, но и старм ехов, старпомов и дру ги х командиров. Многие идут на учебу без ж елания. Да и что, какие знания, опы т пар тийного работника может по л уч и ть то т же м еханик за 9 месяцев? П рактика им тож е ма ло что дает, ведь направляю т ся они в парткомы своих же ф лотов и зачастую использу ю тся для сбора информации, составления справок. Поэтому не удивительно, что значительная часть спе циалистов, окончивших 9-ме сячные курсы при МВИМУ , не остается работать в должности первого помощни ка капитана, а предпочита ет работу по своей «диплом ной» специальности. И з 242 человек, отучившихся на Курсах с 1975 г., первыми помощниками работают толь ко 92, Мы считаем, что нынеш няя система подготовки пер вых помощников при МВИМУ себя изжила. З а служивает внимания пред ложение В. Шашкова о со здании специального факуль тета политработников с пятигодичным сроком обу чения. До решения этого вопроса считаем целесооб разным временно преобразо вать 9-месячные курсы при М ВИМ У в 2— 3-месячные. Соответственно следует пе реработать учебную про грамму, пересмотреть усло вия приема и требования к комплектованию групп слу шателей. И. МОРОЗОВ, начальник отдела по рабо те с моряками загранпла- вания Мурманского трало вого флота, Ю. ШОЛОХОВ, старший инспектор. «РАНЬШЕ НАЗЫВАЛИ КОМИССАР» П РЯМО СКАЖУ, роль первого помощника ка питана на флотах нашего бассейна принижена. А ведь в свете требований XXV II съезда КПСС она должна неизмеримо возрасти. Действительно, политра ботником может быть и су доводитель, и механик, и радиооператор, и технолог. Одним словом, люди всех морских специальностей, но при условии, если они име ют к этому призвание. У ме ня напрашивается следую щее предложение. Такой ф а к у л ьте т, как пред л агает В. Ш аш ков, или такие ф акул ьтеты в объеме всей отрасли следует комплектовать за счет молодых специалистов, тольно что окончивших высш ее инженерное морское училищ е и имеющих интерес и способ ности к партийно-политической работе. Ведь еще курсантам и на протяжении хотя бы дв ух длительны х рейсов за время практи ки они могут показать себя и в этом деле, если ре шению этого вопроса б удут уделять внимание не только судовые политработники, но и парткомы ф лотов, не говоря уж е о руководстве училищ . Я имею в виду постоянный и несущ ий партийную заботу контроль. При неско льки х о т зы вах со стороны уваж аем ы х на ф ло та х политработников бывший к ур са н т, а теперь мо лодой специалист мог бы по ступ и ть на ф а к у л ь те т, скаж ем , С условным названием «пар тийно-политического воспита н и я», где срок обучения со кра щ енны й, предположим, два го да. В. Шашков предлагает в дипломе указывать двойную специальность. Считаю это нецелесообразным. Автор таким образом опровергает сам себя. Ведь он утвержда ет, что первый помощник капитана — это должность по призванию. Так зачем распылять это даже записью в дипломе. Первого помощника ка питана раньше называли комиссар. Можно смело ут верждать. что именно нх имел в виду поэт, когда писал строчки «Был прика зом он...» Мы всегда явля емся наследниками нашего славного прошлого, его ге роев, его неувядаемых тра диций. Е. могилянчик, первый помощник капита на тралового флота. Не от человека идем-от плана У ВЕРЕН , что подготов ку первых помощников капитанов надо в корне ме нять. В условиях сегодняш него дня, сегодняшних тре бований ограничиваться ми нимумом нельзя. А у нас пока весь упор в работе де лается на выполнение плана, по набору слушателей на 9-месячные курсы. Выполни ли? Х о р ош о .” А что будет дальше, мало кого волнует. Готовить помполнтов на до профессионально в пол ном смысле этого слова. В первую очередь тщательно подбирать на эту должность людей, исходя из их мораль ных, нравственных качеств. Помполит — это прежде всего личность, на которую любой моряк, от рядового до командира, должен равнять ся. Ц в то же время он дол жен уметь как бы в тени держаться. Чтобы на первом плане люди были, их заботы и дела. У нас же иной первый по мощник так хлопочет за се бя, что за него неудобно становится. И отпуск ему обязательно летом подай, и в рейс получше отправь. Ка кая уж тут забота о стабиль ности экипажа, какая трево га за свое судно?! Во-вторых, помполита го товить надо не 9 месяцев — годы, чтобы был он че ловеком широкой культуры и кругозора. Чтобы люди от него ума набирались, такту учились, стремлению повы шать свои знания, и не только профессиональные. Мы же, к сожалению, не от человека, его потребно стей и интересов идем, а от плана. Одним словом, давай рыбу! Любой ценой. А остальное приложится. Первый помощник на суд не — это тот же комиссар. Вот отсюда и идти нужно. С. ФИЛИППОВ, моряк. РЫБНЫЙ МУРМАН 30 мая 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz