Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

• Идеологическая работа ф , К ИТОГАМ УЧЕБНОГОГОДА Слово берет депутат D НЫНЕШ НЕМ учеб- ном году на плавма­ стерской «Резец» работали три школы марксистско-ле­ нинского и пять экономиче­ ского образования, школа комсомольской политической учебы. Пропагандисты про­ шли обучение на семинарах при Октябрьском райкоме партии и кабинете политпро­ свещения объединения «Мур- манрыбпром». Однако, как говорят они сами, лучшая учеба для пропагандиста — возможность поучиться друг у друга, обменяться опытом, побывать на открытом заня­ тии. И такое занятие в конце учебного года было решено провести на базе школы марксизма-ленинизма, ко­ торый руководит Л. П. Ко- пейкин. В ходе его учащиеся должны изучить, как же в условиях развитого социа­ лизма и в свете решений X X V II съезда КПСС будут проходить дальнейшая де­ мократизация общества, углубление социалистическо­ го самоуправления народа. Кабинет политпросвещения помог подготовить материал об участии общественных ор­ ганизаций в управлении тру­ довыми коллективами объ­ единения. Слушатели школы н ру­ ководители учебы с интере­ сом прослушали выступле­ ние пропагандиста, началь­ ника планово-экономического отдела Л, П. Копейкина, ко­ торое он умело сопровождал показом диафильмов. А за­ тем слово взяли рабочие. Внимание всех привлекло выступление радиомонтаж­ ника, депутата Октябрьского Совета народных депутатов А. Т. Абрамова. На приме­ рах из собственной практи­ ки он рассказал, чем зани­ мается депутатская группа, какие поручения он выпол­ нял, как член парткома объ­ единения, профсоюзного ко­ митета плавмастерской. Не мешает Абрамову об­ щественная деятельность ра­ боте на производстве, личной жизни. Наоборот, как он сам рассказывает, помогает, ес­ ли, конечно, правильно орга­ низовать свое рабочее вре­ мя и личное. «Все, что ре­ шается на сессиях, я всегда довожу до сведения товари­ щей, другими глазами смот­ рю на многие вопросы на­ шей жизни», — говорит он. Прошедшее открытое за­ нятие показало возросший уровень пропагандистского мастерства, хорошую подго­ товку слушателей. Сейчас на плавмастерской идет подготовка к теоретиче­ ской конференции по теме «Возрастание руководящей роли КПСС, повышение уровня ее политической и организаторской деятельно­ сти», которая и подведет итог работы по изучению мате­ риалов X XV II съезда пар­ тии. Этой конференцией и за­ вершится учебный год в си­ стеме партийного и экономи­ ческого образования, комсо­ мольской учебы. Настанет время подведения итогов. И. ЛАПШИН, секретарь партбюро плав­ мастерской «Резец» объ­ единения «Мурманрыб- пром». ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР . С ЕГОДНЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ о роли человеческого фактора, авторитете руководителя экипажа, в том числе и первого помощника капитана (см. материалы «Был приказом он, песней, советом...» — «РМ », № 17. 25 апреля — и «Чтобы не действовать вслепую» — «РМ », № 21. 23 мая), делится бывший работник управления «Сев- рыбхолодфлот», слушатель Академии народного хозяйства В. Корельский. В С Е Ч АЩ Е в последнее ® время мы слышим сло­ ва «активизировать челове­ ческий фактор, добиться, чтобы каждый на своем ме­ сте работал добросовестно и с полной отдачей». «Соци­ альные резервы, — гово­ рил М. С. Горбачев, — от­ ношение к людям, забота о них — главный вопрос на­ шей политики». Все это в полной мере относится и к рыбной отрасли. В решении коннретны х хо ­ зяйствен ны х задач руководи­ тели (напитан, его первый по­ мощник) стрем ятся учиты вать важнейшие социально-психо­ логические аспекты управле­ ния экипаж ем , чтобы обеспе­ чить достижение главной це­ ли — дать населению разно­ образную рыбную продукцию высокого качества. Это и по­ нятно. К оллектив, в котором создан и поддерживается хоро­ ший микроклимат, способен на большие дела, чем то т, в ко­ тором царит разброд. Особый интерес представ­ ляет процесс адаптации кол­ лектива. Он начинается сразу же после выхода судна в мо­ ре. Как установлено, уже на 3 —4 декадах рейса н аступ ает критический момент, когда ча­ ще всего возникаю т разногла­ си я, конф ликты и даже ж ела­ ние списаться с судна. После клим ата, а значит, и повыш е­ ния трудовой активности лю ­ дей. И здесь встает вопрос о личны х и профессиональны х кач ествах руководства судн а. Причем опыт говорит, что ча­ ще всего капитанов и первы х помощников отстраняю т от должности по причине и х низ­ ки х морально-политических ка- месяца обычно н аступ ает спад напряж ения, однако уж е на 80-е сутки оно вновь н ар аста­ ет. Вот в этот-то период чрез­ вычайно возрастает роль ко­ мандования судном. Опыт no- назы вает, что в это время ав­ торитарны е действия руковод­ ства вы зы ваю т обычно у лич­ ного состава недовольство и увеличиваю т раздраж итель­ ность. Особая роль в формиро­ вании микроклимата при­ надлежит «треугольнику»: . капитану, первому помощни­ ку капитана, помощнику ка­ питана по производству. Их деловые, морально-поли­ тические личные качества во многом хар актер и зую т настрой коллектива, сплоченность. А и х взаимоотношения на судне определяю т и психологиче­ ский клим ат экип аж а, а следо­ вательно, и успеш ную произ­ водственную деятельно сть в рейсе. Поэтому проблема под­ бора на должности напитана и первого помощника а к туа л ь ­ на не только с точки зрения создания здорового микро- честв, а не по каким -то иным причинам. В пам яти моряков еще свеж случай, происшедший с одним из известнейш их капитанов тралового ф лота (думаю , ч и та­ тели правильно пойм ут, поче­ му я не называю сегодня его имени: человек уж е понес на­ казание). Находясь в иностран­ ном порту, он, отдавая дань «старой традиции», принял, йак говорится, лиш нее. Не проявил политической выдерж ­ ки в период ремонта судна в инпорту и бывший капитан Т Р «М атиас Тезен»- Уволены из плавсостава Только в по­ следнее время капитаны Исто- ш ин, Коню хов, Мельниченко, первый помощник Анциферов и другие. И здесь есть о чем задум аться руководству ф ло ­ тов, всем тем , кто заним ается подбором кадров. Изучение документов и материалов опроса, прове­ денного среди плавсостава ряда судов, позволяет сде­ лать определенные выводы, понять, какие же качества ценят моряки в своих руко­ водителях. Из всех требований, предъ­ явлен ны х к современному р у­ ководителю , НА ПЕРВОМ МЕ­ С ТЕ — ДИСЦИПЛИНИРОВАН­ НОСТЬ. Это прежде всего чув­ ство личной ответственности перед партией, государством за работу вверенного ко ллекти ва. При опросе, проведенном в различны х эки п аж ах ВРПО «Севрыба», больш инство моря­ ков указы вало , что они ценят те х руководителей, которые своим личным примером пока­ зы ваю т образец отнош ения к тр уд у. Если же говорить о первы х помощ никах кап и тан а, то од­ ной их исполнительности се­ годня недостаточно. От них требую тся такие качества, как чувство нового, принципиаль­ н ость, умение брать ответствен­ ность на себя. Все это до казы вает, что со­ вершенствование подбора и расстановки руководителей с у ­ довы х экипаж ей с учетом их личны х качеств в духе вы ­ сокой требовательности может дать большой эф ф е к т в деле формирования полож ительно­ го микроклимата во время длительного рейса на промы­ словом судне. Думаю, что дальнейшее расширение исследования социально - психологическо­ го климата, проведение со­ вместных сравнительных анализов специалистами по различным бассейнам Мин- рыбхоза СС С Р откроют ши­ рокие перспективы для вы­ явления и использования ог­ ромных резервов трудовых коллективов (экипажей). На учебу без желания С ИНТЕРЕСОМ прочита­ ли статью В. Шаш- кова «Был приказом он, пес­ ней, советом...» («РМ », № 1 7 за 25 апреля 1986 г.) и счи­ таем, что она очень злобо­ дневна. Автор правильно ста­ вит вопрос о необходимости перестройки существующей системы подготовки первых помощников капитанов. Взять, к примеру, 9-месяч­ ные курсы при МВИМУ. Они открыты с 1975 года, за это время их окончили 242 флотских специалиста. Практически все работающие сейчас в тралфлоте первые помощники (150 из 160-ти) прошли подготовку на этих курсах. Надо ска за ть , что до 1983 года такая подготовка себя оправды вала. Однако в по­ следнее время мы сто лкн улись с серьезными трудностям и в комплектовании групп сл уш а ­ телей. Ведь нам предлагаю т направлять на курсы до 20 й более человек, причем не тольно первы х помощников, но и старм ехов, старпомов и дру­ ги х командиров. Многие идут на учебу без ж елания. Да и что, какие знания, опы т пар­ тийного работника может по­ л уч и ть то т же м еханик за 9 месяцев? П рактика им тож е ма­ ло что дает, ведь направляю т­ ся они в парткомы своих же ф лотов и зачастую использу­ ю тся для сбора информации, составления справок. Поэтому не удивительно, что значительная часть спе­ циалистов, окончивших 9-ме­ сячные курсы при МВИМУ , не остается работать в должности первого помощни­ ка капитана, а предпочита­ ет работу по своей «диплом­ ной» специальности. И з 242 человек, отучившихся на Курсах с 1975 г., первыми помощниками работают толь­ ко 92, Мы считаем, что нынеш­ няя система подготовки пер­ вых помощников при МВИМУ себя изжила. З а ­ служивает внимания пред­ ложение В. Шашкова о со­ здании специального факуль­ тета политработников с пятигодичным сроком обу­ чения. До решения этого вопроса считаем целесооб­ разным временно преобразо­ вать 9-месячные курсы при М ВИМ У в 2— 3-месячные. Соответственно следует пе­ реработать учебную про­ грамму, пересмотреть усло­ вия приема и требования к комплектованию групп слу­ шателей. И. МОРОЗОВ, начальник отдела по рабо­ те с моряками загранпла- вания Мурманского трало­ вого флота, Ю. ШОЛОХОВ, старший инспектор. «РАНЬШЕ НАЗЫВАЛИ КОМИССАР» П РЯМО СКАЖУ, роль первого помощника ка­ питана на флотах нашего бассейна принижена. А ведь в свете требований XXV II съезда КПСС она должна неизмеримо возрасти. Действительно, политра­ ботником может быть и су­ доводитель, и механик, и радиооператор, и технолог. Одним словом, люди всех морских специальностей, но при условии, если они име­ ют к этому призвание. У ме­ ня напрашивается следую­ щее предложение. Такой ф а к у л ьте т, как пред­ л агает В. Ш аш ков, или такие ф акул ьтеты в объеме всей отрасли следует комплектовать за счет молодых специалистов, тольно что окончивших высш ее инженерное морское училищ е и имеющих интерес и способ­ ности к партийно-политической работе. Ведь еще курсантам и на протяжении хотя бы дв ух длительны х рейсов за время практи ки они могут показать себя и в этом деле, если ре­ шению этого вопроса б удут уделять внимание не только судовые политработники, но и парткомы ф лотов, не говоря уж е о руководстве училищ . Я имею в виду постоянный и несущ ий партийную заботу контроль. При неско льки х о т­ зы вах со стороны уваж аем ы х на ф ло та х политработников бывший к ур са н т, а теперь мо­ лодой специалист мог бы по­ ступ и ть на ф а к у л ь те т, скаж ем , С условным названием «пар­ тийно-политического воспита­ н и я», где срок обучения со кра­ щ енны й, предположим, два го­ да. В. Шашков предлагает в дипломе указывать двойную специальность. Считаю это нецелесообразным. Автор таким образом опровергает сам себя. Ведь он утвержда­ ет, что первый помощник капитана — это должность по призванию. Так зачем распылять это даже записью в дипломе. Первого помощника ка­ питана раньше называли комиссар. Можно смело ут­ верждать. что именно нх имел в виду поэт, когда писал строчки «Был прика­ зом он...» Мы всегда явля­ емся наследниками нашего славного прошлого, его ге­ роев, его неувядаемых тра­ диций. Е. могилянчик, первый помощник капита­ на тралового флота. Не от человека идем-от плана У ВЕРЕН , что подготов­ ку первых помощников капитанов надо в корне ме­ нять. В условиях сегодняш­ него дня, сегодняшних тре­ бований ограничиваться ми­ нимумом нельзя. А у нас пока весь упор в работе де­ лается на выполнение плана, по набору слушателей на 9-месячные курсы. Выполни­ ли? Х о р ош о .” А что будет дальше, мало кого волнует. Готовить помполнтов на­ до профессионально в пол­ ном смысле этого слова. В первую очередь тщательно подбирать на эту должность людей, исходя из их мораль­ ных, нравственных качеств. Помполит — это прежде всего личность, на которую любой моряк, от рядового до командира, должен равнять­ ся. Ц в то же время он дол­ жен уметь как бы в тени держаться. Чтобы на первом плане люди были, их заботы и дела. У нас же иной первый по­ мощник так хлопочет за се­ бя, что за него неудобно становится. И отпуск ему обязательно летом подай, и в рейс получше отправь. Ка­ кая уж тут забота о стабиль­ ности экипажа, какая трево­ га за свое судно?! Во-вторых, помполита го­ товить надо не 9 месяцев — годы, чтобы был он че­ ловеком широкой культуры и кругозора. Чтобы люди от него ума набирались, такту учились, стремлению повы­ шать свои знания, и не только профессиональные. Мы же, к сожалению, не от человека, его потребно­ стей и интересов идем, а от плана. Одним словом, давай рыбу! Любой ценой. А остальное приложится. Первый помощник на суд­ не — это тот же комиссар. Вот отсюда и идти нужно. С. ФИЛИППОВ, моряк. РЫБНЫЙ МУРМАН 30 мая 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz