Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• Из опыта калининградских моряков* И БЕРЕГ“ 1 I f >* 14 л 1 « Г 1* * ......... .Д В „ ,Е : ■ «Ш - .* .'- -'ii,дЩ:1 •-** «ХОРОШО» НО НЕ «ОТШНО» Можно, конечно, заставить человека и работать ответст венно, и за кораблем следить, как за собственной квартирой. 'Можно поставить в такую ма териальную зависимость, что будет крутиться как белка. Но в том-то и дело, что все это на время. Не от души это. Не от сознания. Мы добива емся в первую очередь то го, чтобы моряки осознанно, по своей воле, с желанием, а не из-под палки работали. Очень важно на этом заострить внимание, прежде чем я рас скажу о нашем нововведении. Почему? Да потому, что на первый взгляд может пока заться, что наш новый метод — просто-напросто новая «дубинка». И вот это непра вильно. Ближе к делу. Экипаж ре шил с 1986 года работать под девизом: «Все механизмы, все судно — на социалистическую сохранность». И один такой рейс уже прошел. В чем смысл? Каждый винтик на судне, каждый механизм за креплен лично за кем-либо из экипажа. И только тот, ответ ственный, будет отвечать за утерю , поломку или неготов ность. Все это помимо устав ных обязанностей. Вот, к примеру: матрос первого класса следит у нас за кладовой кинофильмов, за дверями кормовой тамбучи- ны. Расхаживает их, смазыва ет, обмеловывает резину. З а ведующий продовольствием отвечает за герметичность тамбуров и коридоров, отно сящихся к провизионным кла довым. У каждого, включая капитане, помимо уставных обязанностей, есть дополни тельные. А теперь давайте вернемся к началу разговора. Я там го ворил о сознательности. Так вот, когда у нас было обще судовое собрание, моряки страстно обсуждали нововве дения. И все решили, что так и надо. Сами решили. Мне кажется, что такой лич ный контроль за кораблем имеет большое психологиче ское значение. Раньше чело век приходил на судно, чтобы работать от сих до сих — и все. Он рассматривал корабль как временное жилье, предо ставленное ему кем-то. Ну что-то вроде гостиницы, ска жем так. По новой системе он начинает иметь к этой «гости нице» не косвенное отноше ние, а самое что ни на есть прямое. Я видел, как моряки после вахты шли к «своим» механизмам (сами шли, никто, естественно, не заставлял), подкрашивали их, осматривали. Не все, конечно. Есть у нас ребята, которые отнеслись к этому делу несерьезно. И это неудивительно: многие плава ют не один год, на разных су дах. Психологию не сразу из менишь. Недавно была комиссия из Калининграда. Проверяла го товность судна к новому квар талу. Заодно знакомилась вот с этим нашим новым положе нием. Оценка механизмов — «хорошо». Не «отлично». По тому что кое-что было в за пущенном состоянии. И сейчас по пути ка про мысел подробно разберем все наши упущения. Подума ем, кто и почему не захотел следить за «своим» оборудо ванием корабля. Ведь за лич ный контроль голосовали все «за». Система эта новая, как и во всяком начинании — трудно сти. Они неизбежны. Но пре одолимы. Мы в это верим. Думается, что мурманские моряки заинтересуются нашим начинанием. Ведь проблемы безаварийной работы судовых механизмов, поддержания суд на в должном порядке, ста бильности экипажей есть на каждом флоте, в каждом бас сейне. Решение их в созна тельном отношении людей к своему делу. В. ПАВЛОВСКИЙ, старший помощник капита на. Красивые названия у транспортных судов уп равления «Мортранс- флот». Корабль, о кото ром мы вам сегодня рас скажем, зовется «При морский берег». Весь 1986 год наши рыбаки будут сдавать ему улов. Это уже не первая встреча читателей нашей газеты с экипажем тран спорта. Два года назад мы знакомили мурман чан со славными тради циями калининградских моряков. И нынче, на правляясь в Кольский залив, капитан-директор ТР «Приморский берег» дал в редакцию краткую радиограмму: «Будем в Мурманске. Встречайте. Есть материал для газе ты». Но не только это причина сегодняшнего рассказа об1 экипаже. Практически каждый год «Приморский берег» при знается лучшим транс портным судном по Ми нистерству. ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ Интервью со вторым помощником капитана ТР «Приморский берег» О. М. Егоровым ведет корреспондент Светлана САВИНА. — Ваш корабль брал в трюмы продукцию дальневосточников, прибалтийцев, южан... О. Егоров: — Да. И северян тоже. Практически знакомы со всеми. Но особенно хочу подчеркнуть: с рыбаками Северного бассейна работать приятно. Нас поражает, например, организация труда у докеров. Рабо чий день начинается: смотришь, бригадир с «командой» уже на борту. Пропуска собраны, и тут же начинается работа. Вам ка жется это нормой. Но вот южане, например, пока к смене со берутся, пока настроятся... А у дальневосточников обычно пропуска не допросишься (а без этого нельзя). А уж чтоб по знакомиться, чтоб мы знали, с кем работаем... Этого не бывает никогда. После погрузки ваши обычно в трюм спускаются, проверяют, все ли правильно, нет ли порванных пакетов. Тут же перетари- вают... Нам это кажется удивительным. — С кем жы вы работали? О. Егоров: — С удовольствием скажу: это бригады второго грузового района под руководством Терехина, Минигулова, Ку- сакина. — А на промысле? О. Егоров: — Всех не упомнишь. В море северяне отличаются от остальных своей собранностью и организованностью. Обыч ная наша норма загрузки в сутки 560 тонн. С вашими мы берем до 1400 тонн. Ваши ребята — молодцы. Претензий к ним нет. НА МУРМАНСКОМ БЕРЕГУ о МОЙ КОРЯВЛЬ-МОЙ лом Есть такая поговорка: со временный корабль — это комфортабельный отель. Хо рошая поговорка, но для нас она неприемлема. Для нас судно — дом. И это без пре увеличений. Во-первых, обстановка. Ви дели ли вы где-нибудь судно, где бы не было «мертвых» переборок — то есть пустых. Я лично, кроме нашего, не встречал. То чеканка, то стенд с фотографиями. А на цент ральном пролете между пер вой и второй палубами — огромные снимки, посвящен ные Калининграду, порту приписки. Пытались мы разводить цве ты. Не приживаются. Мало им света. Но недавно снова по ставили горшочки с традескан цией. Поближе к лампам. То есть у нас делается все для того, чтобы ты чувствовал се-, бя уютно. Как дома. Я скажу, что комфортность очень влияет на настроение человека. Приятно жить — приятно работать. Все взаимо связано. ■ Во-вторых, взаимоотношения Между людьми. Есть экипажи, где людей объединяет одна цель — деньги. Мы тоже по шли на флот не на волны глядеть. Но, понимаете, спла чивает нас не заработок. А то, что мы волею судьбы живем вместе по нескольку месяцев. То, что кроме нас в океане никого нет... Часто на др у гих судах все команды как бы порознь. Машинная держится особняком от палубной. Ш тур маны — от матросов. У нас подобных «каст» нет. Сменность экипажа — это бич флота. Но все наши м а тросы обязательно стараются попасть снова на «Приморский берег». Я вот пропустил рейс, сейчас опять здесь. И очень доволен. Многие, как и я, воз вращаются. А командный со став держится вообще ста бильно. Причем есть команди ры, которые начинали матро сами. С Олегом Егоровым мы вместе работали на палубе. Теперь он второй помощник капитана. Владимир Владими рович Павловский был вторым помощником — сейчас стар пом. Все — наши. И капитан. Конечно, если бы не особен ная душевная теплота Вален тина Константиновича Мозни- ченко — может, ничего бы хорошего на судне не было. Я работал на других кораб лях — там капитан не знает, как зовут матроса. С ним здороваешься, а он мимо про ходит. Знаете, как это задева ет. Ведь не капитан рыбу гру зит, а мы, матросы. Все от нас зависит. А если вот так, не по-человечески? Конечно, никто и стараться не будет, раз такое отношение. Мозниченко — не такой. Он не только знает весь^рядовой состав. Мимо не пройдет, не остановившись, не поговорив. Для каждого слово найдет. Просьбу моряка уважит. Однажды вот так ж е во время стоянки подошел я к капитану: «Срочно надо домой слетать». А мне действитель но тогда позарез нужно бы ло. Он меня отпустил. Не стал докапываться — зачем, почему. Поверил на слово. Я ему благодарен. «Приморский берег» — ста ричок в управлении. Пять лет служит. А на щекинский ме тод работы переходит одним из последних. Удивляетесь? Думаете, что ж тут хорошего? А то, что никогда наш капи тан не рубил сплеча. Многие суда уже работают сокращен ным экипажем. Шутка ли д е ло: вместо 21 палубного ма троса — 9. Посокращались, отрапортовали... А представ ляете, как работать, чтоб вместо трех человек — один, да и то, если он из машинно го отделения. Совместитель. Палубы не знает. Опасности не чует. А при свежей пого де — ой-ой-ой. Далеко ли до беды? Вот наш капитан не торо пился. В управлении его под гоняли, ругали, а он о людях думал. Понимал, конечно, что сокращать экипаж надо, но искал другой путь, не просто механического уменьшения числа рабочих. И нашел! На общем собрании его поддержали все, несмотря на то, что система не очень ласко вая. А поддержали, потому что поверили. Не буду подробно объяс нять суть новшества. Моя цель другая. Показать, что у нас на судне в первую очередь думают о человеке, а потом — о плане. И дело от этого не страдает. А . БАРАНОВ, матрос. 23 мая 1!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz