Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

• Из опыта калининградских моряков* И БЕРЕГ“ 1 I f >* 14 л 1 « Г 1* * ......... .Д В „ ,Е : ■ «Ш - .* .'- -'ii,дЩ:1 •-** «ХОРОШО» НО НЕ «ОТШНО» Можно, конечно, заставить человека и работать ответст­ венно, и за кораблем следить, как за собственной квартирой. 'Можно поставить в такую ма­ териальную зависимость, что будет крутиться как белка. Но в том-то и дело, что все это на время. Не от души это. Не от сознания. Мы добива­ емся в первую очередь то­ го, чтобы моряки осознанно, по своей воле, с желанием, а не из-под палки работали. Очень важно на этом заострить внимание, прежде чем я рас­ скажу о нашем нововведении. Почему? Да потому, что на первый взгляд может пока­ заться, что наш новый метод — просто-напросто новая «дубинка». И вот это непра­ вильно. Ближе к делу. Экипаж ре­ шил с 1986 года работать под девизом: «Все механизмы, все судно — на социалистическую сохранность». И один такой рейс уже прошел. В чем смысл? Каждый винтик на судне, каждый механизм за­ креплен лично за кем-либо из экипажа. И только тот, ответ­ ственный, будет отвечать за утерю , поломку или неготов­ ность. Все это помимо устав­ ных обязанностей. Вот, к примеру: матрос первого класса следит у нас за кладовой кинофильмов, за дверями кормовой тамбучи- ны. Расхаживает их, смазыва­ ет, обмеловывает резину. З а ­ ведующий продовольствием отвечает за герметичность тамбуров и коридоров, отно­ сящихся к провизионным кла­ довым. У каждого, включая капитане, помимо уставных обязанностей, есть дополни­ тельные. А теперь давайте вернемся к началу разговора. Я там го­ ворил о сознательности. Так вот, когда у нас было обще­ судовое собрание, моряки страстно обсуждали нововве­ дения. И все решили, что так и надо. Сами решили. Мне кажется, что такой лич­ ный контроль за кораблем имеет большое психологиче­ ское значение. Раньше чело­ век приходил на судно, чтобы работать от сих до сих — и все. Он рассматривал корабль как временное жилье, предо­ ставленное ему кем-то. Ну что-то вроде гостиницы, ска­ жем так. По новой системе он начинает иметь к этой «гости­ нице» не косвенное отноше­ ние, а самое что ни на есть прямое. Я видел, как моряки после вахты шли к «своим» механизмам (сами шли, никто, естественно, не заставлял), подкрашивали их, осматривали. Не все, конечно. Есть у нас ребята, которые отнеслись к этому делу несерьезно. И это неудивительно: многие плава­ ют не один год, на разных су­ дах. Психологию не сразу из­ менишь. Недавно была комиссия из Калининграда. Проверяла го­ товность судна к новому квар­ талу. Заодно знакомилась вот с этим нашим новым положе­ нием. Оценка механизмов — «хорошо». Не «отлично». По­ тому что кое-что было в за­ пущенном состоянии. И сейчас по пути ка про­ мысел подробно разберем все наши упущения. Подума­ ем, кто и почему не захотел следить за «своим» оборудо­ ванием корабля. Ведь за лич­ ный контроль голосовали все «за». Система эта новая, как и во всяком начинании — трудно­ сти. Они неизбежны. Но пре­ одолимы. Мы в это верим. Думается, что мурманские моряки заинтересуются нашим начинанием. Ведь проблемы безаварийной работы судовых механизмов, поддержания суд­ на в должном порядке, ста­ бильности экипажей есть на каждом флоте, в каждом бас­ сейне. Решение их в созна­ тельном отношении людей к своему делу. В. ПАВЛОВСКИЙ, старший помощник капита­ на. Красивые названия у транспортных судов уп­ равления «Мортранс- флот». Корабль, о кото­ ром мы вам сегодня рас­ скажем, зовется «При­ морский берег». Весь 1986 год наши рыбаки будут сдавать ему улов. Это уже не первая встреча читателей нашей газеты с экипажем тран­ спорта. Два года назад мы знакомили мурман­ чан со славными тради­ циями калининградских моряков. И нынче, на­ правляясь в Кольский залив, капитан-директор ТР «Приморский берег» дал в редакцию краткую радиограмму: «Будем в Мурманске. Встречайте. Есть материал для газе­ ты». Но не только это причина сегодняшнего рассказа об1 экипаже. Практически каждый год «Приморский берег» при­ знается лучшим транс­ портным судном по Ми­ нистерству. ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ Интервью со вторым помощником капитана ТР «Приморский берег» О. М. Егоровым ведет корреспондент Светлана САВИНА. — Ваш корабль брал в трюмы продукцию дальневосточников, прибалтийцев, южан... О. Егоров: — Да. И северян тоже. Практически знакомы со всеми. Но особенно хочу подчеркнуть: с рыбаками Северного бассейна работать приятно. Нас поражает, например, организация труда у докеров. Рабо­ чий день начинается: смотришь, бригадир с «командой» уже на борту. Пропуска собраны, и тут же начинается работа. Вам ка­ жется это нормой. Но вот южане, например, пока к смене со­ берутся, пока настроятся... А у дальневосточников обычно пропуска не допросишься (а без этого нельзя). А уж чтоб по­ знакомиться, чтоб мы знали, с кем работаем... Этого не бывает никогда. После погрузки ваши обычно в трюм спускаются, проверяют, все ли правильно, нет ли порванных пакетов. Тут же перетари- вают... Нам это кажется удивительным. — С кем жы вы работали? О. Егоров: — С удовольствием скажу: это бригады второго грузового района под руководством Терехина, Минигулова, Ку- сакина. — А на промысле? О. Егоров: — Всех не упомнишь. В море северяне отличаются от остальных своей собранностью и организованностью. Обыч­ ная наша норма загрузки в сутки 560 тонн. С вашими мы берем до 1400 тонн. Ваши ребята — молодцы. Претензий к ним нет. НА МУРМАНСКОМ БЕРЕГУ о МОЙ КОРЯВЛЬ-МОЙ лом Есть такая поговорка: со ­ временный корабль — это комфортабельный отель. Хо­ рошая поговорка, но для нас она неприемлема. Для нас судно — дом. И это без пре­ увеличений. Во-первых, обстановка. Ви­ дели ли вы где-нибудь судно, где бы не было «мертвых» переборок — то есть пустых. Я лично, кроме нашего, не встречал. То чеканка, то стенд с фотографиями. А на цент­ ральном пролете между пер­ вой и второй палубами — огромные снимки, посвящен­ ные Калининграду, порту приписки. Пытались мы разводить цве­ ты. Не приживаются. Мало им света. Но недавно снова по­ ставили горшочки с традескан­ цией. Поближе к лампам. То есть у нас делается все для того, чтобы ты чувствовал се-, бя уютно. Как дома. Я скажу, что комфортность очень влияет на настроение человека. Приятно жить — приятно работать. Все взаимо­ связано. ■ Во-вторых, взаимоотношения Между людьми. Есть экипажи, где людей объединяет одна цель — деньги. Мы тоже по­ шли на флот не на волны глядеть. Но, понимаете, спла­ чивает нас не заработок. А то, что мы волею судьбы живем вместе по нескольку месяцев. То, что кроме нас в океане никого нет... Часто на др у­ гих судах все команды как бы порознь. Машинная держится особняком от палубной. Ш тур­ маны — от матросов. У нас подобных «каст» нет. Сменность экипажа — это бич флота. Но все наши м а­ тросы обязательно стараются попасть снова на «Приморский берег». Я вот пропустил рейс, сейчас опять здесь. И очень доволен. Многие, как и я, воз­ вращаются. А командный со­ став держится вообще ста­ бильно. Причем есть команди­ ры, которые начинали матро­ сами. С Олегом Егоровым мы вместе работали на палубе. Теперь он второй помощник капитана. Владимир Владими­ рович Павловский был вторым помощником — сейчас стар­ пом. Все — наши. И капитан. Конечно, если бы не особен­ ная душевная теплота Вален­ тина Константиновича Мозни- ченко — может, ничего бы хорошего на судне не было. Я работал на других кораб­ лях — там капитан не знает, как зовут матроса. С ним здороваешься, а он мимо про­ ходит. Знаете, как это задева­ ет. Ведь не капитан рыбу гру­ зит, а мы, матросы. Все от нас зависит. А если вот так, не по-человечески? Конечно, никто и стараться не будет, раз такое отношение. Мозниченко — не такой. Он не только знает весь^рядовой состав. Мимо не пройдет, не остановившись, не поговорив. Для каждого слово найдет. Просьбу моряка уважит. Однажды вот так ж е во время стоянки подошел я к капитану: «Срочно надо домой слетать». А мне действитель­ но тогда позарез нужно бы­ ло. Он меня отпустил. Не стал докапываться — зачем, почему. Поверил на слово. Я ему благодарен. «Приморский берег» — ста­ ричок в управлении. Пять лет служит. А на щекинский ме­ тод работы переходит одним из последних. Удивляетесь? Думаете, что ж тут хорошего? А то, что никогда наш капи­ тан не рубил сплеча. Многие суда уже работают сокращен­ ным экипажем. Шутка ли д е ­ ло: вместо 21 палубного ма­ троса — 9. Посокращались, отрапортовали... А представ­ ляете, как работать, чтоб вместо трех человек — один, да и то, если он из машинно­ го отделения. Совместитель. Палубы не знает. Опасности не чует. А при свежей пого­ де — ой-ой-ой. Далеко ли до беды? Вот наш капитан не торо­ пился. В управлении его под­ гоняли, ругали, а он о людях думал. Понимал, конечно, что сокращать экипаж надо, но искал другой путь, не просто механического уменьшения числа рабочих. И нашел! На общем собрании его поддержали все, несмотря на то, что система не очень ласко­ вая. А поддержали, потому что поверили. Не буду подробно объяс­ нять суть новшества. Моя цель другая. Показать, что у нас на судне в первую очередь думают о человеке, а потом — о плане. И дело от этого не страдает. А . БАРАНОВ, матрос. 23 мая 1!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz