Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

•Идеологическая работа1 Э ФФ ЕКТИВНО ФОРМИРО­ ВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ северян сегодня невозможно без перестройки социологической практики в области, без повышения со­ циологической культуры ру­ ководителей трудовых кол­ лективов, идеологического ак­ тива. Оспаривать это положение, видимо, никто не будет. Но сегодня всем нам задается та­ кой высокий уровень задач для размышления и действия, который требует ответа по существу, на деле. Поэтому хотелось бы еще раз остано­ виться на некоторых вопросах практического усиления связи между партийной работой и прикладной социологией* Человеческий фактор: Мурманская область У читателя может возник­ нуть естественный вопрос: «Неужели у нас в партийной работе мало забот и проблем, кроме социологии? Тем бо­ лее что партийная работа — это живая работа с людьми, социология — наука!» Проблем и забот, конечно, много, и самая главная — действенность идеологиче­ ской, массово-политической работы, которая зависит преж­ де всего от уровня и качестза «обратной связи» между пар­ тийными организациями, идео­ логическим активом и тр удя­ щимися. Актуальность этой проблемы для нашей области показывает даже беглый ана­ лиз на трех уровнях человече­ ского фактора: область — трудовой коллектив — «рядо­ вая личность». Начнем с факта. На четвер­ той сессии областного Сове­ та народных депутатов приво­ дились цифры о значительном ущербе, который понесло на­ родное хозяйство области по итогам 1985 года от потерь ра­ бочего времени. Несмотря на принимаемые меры по борь­ бе с пьянством, 65 процентов всех нарушений трудовой дис­ циплины совершается на этой почве. Почему малоэффектив­ ны принимаемые меры? На­ сколько точно они соответст­ вуют «социальному портрету» нарушителя дисциплины? Воп­ росы эти не простые. При се­ годняшнем динамизме жизни, сложности проблем поиск от­ ветов невозможен без социо­ логических методов. Вот, например, некоторые данные «социального портре­ та» нарушителя трудовой дис. циплины, полученного социо­ логами ЦНОТУПРХ в ходе раз­ работки рекомендаций по ук­ реплению трудовой и произ­ водственной дисциплины и организации досуга плавсоста­ ва в порту: основная часть работников, склонная к нару­ шениям, — это люди в возра­ сте до 30 лет и со стажем ра­ боты до трех лет. Анализ си­ стемы мер, принимаемых к нарушителям, сделанный со ­ циологами, свидетельствует о том, что дисциплинарная прак­ тика на флотах Северного бас­ сейна идет в основном по пути ужесточения администра- тивно-правового регулирова­ ния общественного поведе­ ния. Однако, отмечают социо­ логи, этот путь не может быть принят в качестве долгосроч­ ного решения проблемы. Бо­ лее точно «социальному порт­ рету» нарушителя соответст­ вует перестройка управления общественным поведением на основе использования со­ циального и социально-психо­ логического механизмов. А это требует нового под­ хода в работе руководителей флотов на всех его уровнях с акцентом на изучение и ис­ пользование этих социально­ психологических механизмоз в повседневной работе, реше­ ния всего комплекса задач социального развития коллек­ тивов флотов ВРПО «Севры- ба». Пока же мы делаем акцент на административно-правовом решении этих проблем — они «стареют», переходят в раз­ ряд «вечных». Об этом свиде­ тельствует и наметившаяся тенденция «постарения» нару­ шителей. По данным того же исследования в возрастной группе 31—40 лет наблюдает­ ся увеличение количества на­ рушений, таких, как попадание в медвытрезвитель, появление на судне в нетрезвом виде. Отрадно отметить, что ВРПО «Севрыба» материалы иссле­ дования ЦНОТУПРХ одобре­ ны и положены в основу по­ вседневной работы по укреп- ЧТОБЫ трудовом коллективе оцениаа ют уровень политической куль­ туры конкретного молодого рабочего? Такой вопрос мы ставили'пе- ред собой при проведении ис­ следования на рыбопромысло­ вых судах ВРПО «Севрыба», комбинате «Печенганикель», тресте «Кольстрой». Исполь­ зуя возможности ЭВМ, прове­ ли ту самую расшифровку «аб­ страктного молодого рабоче­ го», на которого порой еЩе ориентирован воспитательный процесс в трудовых коллекти­ вах области. Прежде чем привести неко­ торые выводы этой расшиф- 1 Ш НЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ВСЛЕПУЮ Человеческий фактор... Как практически изучать его проблемы, где инстру­ мент, позволяющий нащу­ пать его «болевые точки» и оперативно принять нуж­ ные меры! Ответить на эти и другие вопросы не про­ сто. Сегодня к разговору на эти темы приглашает хозяйственных руководи­ телей, партийных работни­ ков, социологов, психоло­ гов консультант Дома по­ литпросвещения обкома КПСС Валерий Федорович МАРАРИЦА. лению трудовой дисциплины на флотах. Приведенные характеристи­ ки «социального портрета» нарушителя трудовой дисцип­ лины обращают внимание на очень важную особенность человеческого фактора на уровне нашей области. Соци­ ально-экономические, воспи­ тательные проблемы имеют большую «молодежную окра­ ску». Средний возраст жите­ лей области — 29 лет. Следо­ вательно, конечный экономи­ ческий результат народного хозяйства области во многом определяется вкладом моло. дых. Подведем итог. Задача ак­ тивизации человеческого ф ак­ тора на уровне области конк­ ретизируется, прежде всего до задачи повышения соци­ альной активности молодых северян. И здесь также не обойтись без социологических методов. Эффективно реш ать эту про­ блему невозможно без р асш иф ­ ровки абстрактного понятия «молодой северянин», «моло­ дой рабочий». С этой целью в 1983— 1985 годах у нас в обла­ сти проводилось социологиче­ ское исследование по пробле­ мам формирования политиче­ ской нультуры молодежи. По­ лученные материалы легли в основу разработки комплекс­ ного перспективного плана ра­ боты со ветски х, профсою зны х и ком сомольских организаций до 1986 года, одобренного бю­ ро обнома КПСС. Результаты исследования подтвердили актуальность вы­ бора главного звена в ра­ боте с молодежью — форми­ рование высокой политической культуры молодых северян. Человеческий фактор: трудовой коллектив Насколько глубоко и точно «четырехугольник», т. е. непо­ средственные воспитатели в ровни, остановлю сь на социо­ логической классиф икаци и «мо­ лодого рабочего», данной од­ ним из хо зяйственны х руково­ дителей. По его мнению, мо­ лодых рабочих по уровню со­ циальной антивности, полити­ ческой культуры можно раз­ делить на три подгруппы . Пер­ вая подгруппа — «передови­ ки», т . е. те, кто периодически перевыполняет сменные за­ дания, активен в обществен­ ной работе, не наруш ает тр у ­ довой дисциплины >и активно борется за ее укрепление. В то ­ рая подгруппа — «б алласт», те, кто тян ет коллектив в о т­ стающ ие. Удельный sec эти х подгрупп — 10— 15 процентов от численности трудового кол­ лектива. И тр е ть я , самая многочис­ ленная (70 —8 0% ), подгруппа ■£• «середняков»; это опора администрации в выполнении производственного плана, те , кто без особых «всплеснов» проявляет себя в обществен­ ной ж изни коллектива. Нам придется огорчить это­ го руководителя и тех, кто придерживается подобной «социологической» классифика­ ции. Она насколько проста — настолько и... бесполезна. Не три подгруппы, а более сорока моделей политической культуры молодого рабочего реально .существуют, причем о половине из них «четырех­ угольник» и не подозревает. Их удельный вес в общей массе работающих колеблется от 1 до 11 процентов, а не 15 и тем более 80 процентов. Этот факт свидетельствует прежде всего о том, что для объективной оценки таких ком­ плексных характеристик моло­ дого человека, как политиче­ ская культура, «четырехуголь­ нику» недостаточно даже опы­ та совместной работы (в двух слууаях из трех). Для того чтобы определить «болевые точки» молодого ра­ бочего, а тем более найти оптимальный путь их устране­ ния, необходимы прикладные социологические исследования и определенная культура их использования в практической деятельности. Человеческий фактор: «рядовой» МОЛОДОЙ рабочий По данным того же иссле­ дования, почти у каждого вто­ рого молодого рабочего д о ­ статочно высокии уровень по­ литической убежденности не подкрепляется соответствую­ щим уровнем политических знаний. Если вспомнить о том, что 64 процента жителей на­ шей области родились после войны и не имеют того ж и з­ ненного опыта, который есть у старших поколений и служит гарантией их убежденности, то надо иметь в виду, что такую гарантию в современных ус­ ловиях молодому человеку может дать соответствую­ щий высокий уровень марк­ систско-ленинских знаний. С у ­ ществующий разрыв свиде­ тельствует о большой груп­ пе молодежи «верующей», Т. е. неустойчивого типа м о ­ л о д ы х р еб ят, политическая уб еж ден но сть которы х осно­ вы вается не на знаниях, а на вере. Именно эта часть может бы ть потенциально восприим­ чива к различным пропаганди­ стским (в том числе и религи­ озным) ф альш ивкам всевоз­ м ож ны х «радиоголосов». С другой стороны ,, эта проблема непосредственными воспитате­ лям и, т . е. «четы рехугольни­ ком », в большинстве случаев йе ю сознается. И только социо­ логические методы в сочетании £ опытом помогают ее осознать !И выработать более правиль­ ную линию поведения воспи­ та те ля (в широком смы сле этого слова). Подведем итог... На четвертой сессии обла­ стного Совета народных д е п у­ татов было подчеркнуто, что предусмотренные планом 1986 года показатели следует рас­ сматривать как минимальные. Ориентиром нашей практиче­ ской' работы, например, по росту производительности тр у. да в промышленности должен стать показатель 2,4—2,6 про­ цента. Если спросить сегодня любого руководителя, инже­ нера, рабочего, в чем главный резерв достижения таких тем ­ пов в 1986 году, то каждый из них, пожалуй, не задумы ­ ваясь, ответит: повышение р о ­ ли человеческого фактора. Но давайте также спросим себя, а насколько глубоко и точно мы знаем, что скрывается за этим понятием? Вопрос не сни­ мается, а даже усложняется, когда речь идет не о челове­ ческом факторе вообще, а о «рядовом» инженере, рабо­ чем, о бригаде, трудовом кол­ лективе, области. И это не праздный вопрос, заданный из любви к абстрактному теоре­ тизированию. Это вопрос су­ губо практический. Эффективность любых хо­ зяйственных, воспитательных усилий прежде всего зависит от того, насколько глубоко мы знаем характеристики че­ ловеческого фактора на лю ­ бом из рассмотренных уров­ ней и умеем их учитывать в своей практической деятель­ ности. Это аксиома! Сегодня на повестку дня встают вопросы более широ­ кого использования социоло­ гических методов для разра­ ботки практических рекомен­ даций по наведению порядка на производстве, созданию продуманной системы воспи­ тательной работы с моло­ дежью , идеологическому обес­ печению экономического экс­ перимента и др. С одной стороны, техноло­ гия учета, «замера», поиска характеристик человеческого фактора в практической ра- .боте требует от каждого хо­ зяйственного руководителя, партийного, комсомольского работника, идеологического актива высокой социологиче­ ской культуры в самом широ­ ком смысле этого слова, ум е­ ния активно, творчески поль­ зоваться статистической и со­ циологической информацией в повседневной деятельности. С другой стороны, насущ ­ но необходима четко органи­ зованная координированная система единой областной со. циологической службы, кото­ рая давала бы возможность рационально использовать имеющуюся в области социо­ логическую базу для оказания практической, научно-методи­ ческой помощи партийным, комсомольским, профсоюзным организациям, идеологическим учреждениям, хозяйственным руководителям а решении проблем человеческого ф акто­ ра. Многие хозяйственны е руно- водители, партийные комитеты области, осознав важность и необходимость этой работы , приглаш аю т специалистов по социальной психологии, социо­ логов (например, судоверфь, траловый ф л о т и др.). В МВИМУ им. Ленинского комсо­ мола работает научно-исследо­ вательская лаборатория комп­ лексн ы х социально-экономиче­ ск и х проблем. Причем некото­ рые хозяйственны е руково­ дители .приглаш аю т на работу специалистов-социологов, хотя ш татным расписанием эти ставни не предусмотрены. Вме­ сте с тем , например, в ОНМЦ областного управления н уль­ туры сущ ествует отдел социо­ логии и научной м етодики, в котором должны работать п ять специалистов-социологов. Но это только на бум аге. Н и каки х исследований это т отдел не проводит и очень далек от со­ циологии и научной методини. И этим , к сож алению , пробле­ мы социологической практики не исчерпы ваю тся. В области не обобщается и не анализируется информация о том, кто, где, по каким про. блемам, с какой результатив­ ностью использует материалы социологических исследований в практике идеологической, воспитательной работы, хозяй­ ственной деятельности. В ор­ ганизации социсследований преобладают стихийность и бесконтрольность. Надо ли удивляться, что едва в коллек­ тиве успевают «отработать» одни «анкетеры», как туда на очереди уже стоят другие. В то же время — опрос прове­ ден, но о нем на местах ни­ кто не знает, не знает и то, кто приезжал, что изучал. От таких заездов никто не полу­ чает, как правило, информа­ ции ни для размышления, ни тем более для действий. Создание единой социоло­ гической службы, введение в действие единого документа о порядке организации и про­ ведения социологических ис­ следований в области помо­ ж ет прекратить появление не­ квалифицированных анкет, по­ зволит повысить ответствен­ ность руководителей тр удо ­ вых коллективов и социоло­ гов за организацию исследо­ ваний, их качество, поможет устранить отмеченные недо­ статки. Эффективность работы об­ ластной социологической служ ­ бы будет зависеть от принци­ па ее организационного по­ строения. Помимо областного координационного совета, в структуру социологической службы должны войти уже существующие социологиче­ ские лаборатории и подразде­ ления, отдельные социологи, специалисты, занимающиеся проведением социально-психо­ логических исследований не­ зависимо от ведомственной принадлежности. Это позволит обобщить и анализировать результаты социологических исследований в области, ф ор­ мировать банк информации по результатам исследований, установить контроль за каче­ ством проводимых исследова­ ний, организовать информи­ рование различных категорий актива с материалами исследо­ ваний, внедрение рекоменда­ ций в практику работы всех заинтересованных организаций и учреждений, в воспитание социологической культуры широкого актиза. РЫБНЫЙМУРМАН МЭЯ года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz