Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
•Идеологическая работа1 Э ФФ ЕКТИВНО ФОРМИРО ВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ северян сегодня невозможно без перестройки социологической практики в области, без повышения со циологической культуры ру ководителей трудовых кол лективов, идеологического ак тива. Оспаривать это положение, видимо, никто не будет. Но сегодня всем нам задается та кой высокий уровень задач для размышления и действия, который требует ответа по существу, на деле. Поэтому хотелось бы еще раз остано виться на некоторых вопросах практического усиления связи между партийной работой и прикладной социологией* Человеческий фактор: Мурманская область У читателя может возник нуть естественный вопрос: «Неужели у нас в партийной работе мало забот и проблем, кроме социологии? Тем бо лее что партийная работа — это живая работа с людьми, социология — наука!» Проблем и забот, конечно, много, и самая главная — действенность идеологиче ской, массово-политической работы, которая зависит преж де всего от уровня и качестза «обратной связи» между пар тийными организациями, идео логическим активом и тр удя щимися. Актуальность этой проблемы для нашей области показывает даже беглый ана лиз на трех уровнях человече ского фактора: область — трудовой коллектив — «рядо вая личность». Начнем с факта. На четвер той сессии областного Сове та народных депутатов приво дились цифры о значительном ущербе, который понесло на родное хозяйство области по итогам 1985 года от потерь ра бочего времени. Несмотря на принимаемые меры по борь бе с пьянством, 65 процентов всех нарушений трудовой дис циплины совершается на этой почве. Почему малоэффектив ны принимаемые меры? На сколько точно они соответст вуют «социальному портрету» нарушителя дисциплины? Воп росы эти не простые. При се годняшнем динамизме жизни, сложности проблем поиск от ветов невозможен без социо логических методов. Вот, например, некоторые данные «социального портре та» нарушителя трудовой дис. циплины, полученного социо логами ЦНОТУПРХ в ходе раз работки рекомендаций по ук реплению трудовой и произ водственной дисциплины и организации досуга плавсоста ва в порту: основная часть работников, склонная к нару шениям, — это люди в возра сте до 30 лет и со стажем ра боты до трех лет. Анализ си стемы мер, принимаемых к нарушителям, сделанный со циологами, свидетельствует о том, что дисциплинарная прак тика на флотах Северного бас сейна идет в основном по пути ужесточения администра- тивно-правового регулирова ния общественного поведе ния. Однако, отмечают социо логи, этот путь не может быть принят в качестве долгосроч ного решения проблемы. Бо лее точно «социальному порт рету» нарушителя соответст вует перестройка управления общественным поведением на основе использования со циального и социально-психо логического механизмов. А это требует нового под хода в работе руководителей флотов на всех его уровнях с акцентом на изучение и ис пользование этих социально психологических механизмоз в повседневной работе, реше ния всего комплекса задач социального развития коллек тивов флотов ВРПО «Севры- ба». Пока же мы делаем акцент на административно-правовом решении этих проблем — они «стареют», переходят в раз ряд «вечных». Об этом свиде тельствует и наметившаяся тенденция «постарения» нару шителей. По данным того же исследования в возрастной группе 31—40 лет наблюдает ся увеличение количества на рушений, таких, как попадание в медвытрезвитель, появление на судне в нетрезвом виде. Отрадно отметить, что ВРПО «Севрыба» материалы иссле дования ЦНОТУПРХ одобре ны и положены в основу по вседневной работы по укреп- ЧТОБЫ трудовом коллективе оцениаа ют уровень политической куль туры конкретного молодого рабочего? Такой вопрос мы ставили'пе- ред собой при проведении ис следования на рыбопромысло вых судах ВРПО «Севрыба», комбинате «Печенганикель», тресте «Кольстрой». Исполь зуя возможности ЭВМ, прове ли ту самую расшифровку «аб страктного молодого рабоче го», на которого порой еЩе ориентирован воспитательный процесс в трудовых коллекти вах области. Прежде чем привести неко торые выводы этой расшиф- 1 Ш НЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ВСЛЕПУЮ Человеческий фактор... Как практически изучать его проблемы, где инстру мент, позволяющий нащу пать его «болевые точки» и оперативно принять нуж ные меры! Ответить на эти и другие вопросы не про сто. Сегодня к разговору на эти темы приглашает хозяйственных руководи телей, партийных работни ков, социологов, психоло гов консультант Дома по литпросвещения обкома КПСС Валерий Федорович МАРАРИЦА. лению трудовой дисциплины на флотах. Приведенные характеристи ки «социального портрета» нарушителя трудовой дисцип лины обращают внимание на очень важную особенность человеческого фактора на уровне нашей области. Соци ально-экономические, воспи тательные проблемы имеют большую «молодежную окра ску». Средний возраст жите лей области — 29 лет. Следо вательно, конечный экономи ческий результат народного хозяйства области во многом определяется вкладом моло. дых. Подведем итог. Задача ак тивизации человеческого ф ак тора на уровне области конк ретизируется, прежде всего до задачи повышения соци альной активности молодых северян. И здесь также не обойтись без социологических методов. Эффективно реш ать эту про блему невозможно без р асш иф ровки абстрактного понятия «молодой северянин», «моло дой рабочий». С этой целью в 1983— 1985 годах у нас в обла сти проводилось социологиче ское исследование по пробле мам формирования политиче ской нультуры молодежи. По лученные материалы легли в основу разработки комплекс ного перспективного плана ра боты со ветски х, профсою зны х и ком сомольских организаций до 1986 года, одобренного бю ро обнома КПСС. Результаты исследования подтвердили актуальность вы бора главного звена в ра боте с молодежью — форми рование высокой политической культуры молодых северян. Человеческий фактор: трудовой коллектив Насколько глубоко и точно «четырехугольник», т. е. непо средственные воспитатели в ровни, остановлю сь на социо логической классиф икаци и «мо лодого рабочего», данной од ним из хо зяйственны х руково дителей. По его мнению, мо лодых рабочих по уровню со циальной антивности, полити ческой культуры можно раз делить на три подгруппы . Пер вая подгруппа — «передови ки», т . е. те, кто периодически перевыполняет сменные за дания, активен в обществен ной работе, не наруш ает тр у довой дисциплины >и активно борется за ее укрепление. В то рая подгруппа — «б алласт», те, кто тян ет коллектив в о т стающ ие. Удельный sec эти х подгрупп — 10— 15 процентов от численности трудового кол лектива. И тр е ть я , самая многочис ленная (70 —8 0% ), подгруппа ■£• «середняков»; это опора администрации в выполнении производственного плана, те , кто без особых «всплеснов» проявляет себя в обществен ной ж изни коллектива. Нам придется огорчить это го руководителя и тех, кто придерживается подобной «социологической» классифика ции. Она насколько проста — настолько и... бесполезна. Не три подгруппы, а более сорока моделей политической культуры молодого рабочего реально .существуют, причем о половине из них «четырех угольник» и не подозревает. Их удельный вес в общей массе работающих колеблется от 1 до 11 процентов, а не 15 и тем более 80 процентов. Этот факт свидетельствует прежде всего о том, что для объективной оценки таких ком плексных характеристик моло дого человека, как политиче ская культура, «четырехуголь нику» недостаточно даже опы та совместной работы (в двух слууаях из трех). Для того чтобы определить «болевые точки» молодого ра бочего, а тем более найти оптимальный путь их устране ния, необходимы прикладные социологические исследования и определенная культура их использования в практической деятельности. Человеческий фактор: «рядовой» МОЛОДОЙ рабочий По данным того же иссле дования, почти у каждого вто рого молодого рабочего д о статочно высокии уровень по литической убежденности не подкрепляется соответствую щим уровнем политических знаний. Если вспомнить о том, что 64 процента жителей на шей области родились после войны и не имеют того ж и з ненного опыта, который есть у старших поколений и служит гарантией их убежденности, то надо иметь в виду, что такую гарантию в современных ус ловиях молодому человеку может дать соответствую щий высокий уровень марк систско-ленинских знаний. С у ществующий разрыв свиде тельствует о большой груп пе молодежи «верующей», Т. е. неустойчивого типа м о л о д ы х р еб ят, политическая уб еж ден но сть которы х осно вы вается не на знаниях, а на вере. Именно эта часть может бы ть потенциально восприим чива к различным пропаганди стским (в том числе и религи озным) ф альш ивкам всевоз м ож ны х «радиоголосов». С другой стороны ,, эта проблема непосредственными воспитате лям и, т . е. «четы рехугольни ком », в большинстве случаев йе ю сознается. И только социо логические методы в сочетании £ опытом помогают ее осознать !И выработать более правиль ную линию поведения воспи та те ля (в широком смы сле этого слова). Подведем итог... На четвертой сессии обла стного Совета народных д е п у татов было подчеркнуто, что предусмотренные планом 1986 года показатели следует рас сматривать как минимальные. Ориентиром нашей практиче ской' работы, например, по росту производительности тр у. да в промышленности должен стать показатель 2,4—2,6 про цента. Если спросить сегодня любого руководителя, инже нера, рабочего, в чем главный резерв достижения таких тем пов в 1986 году, то каждый из них, пожалуй, не задумы ваясь, ответит: повышение р о ли человеческого фактора. Но давайте также спросим себя, а насколько глубоко и точно мы знаем, что скрывается за этим понятием? Вопрос не сни мается, а даже усложняется, когда речь идет не о челове ческом факторе вообще, а о «рядовом» инженере, рабо чем, о бригаде, трудовом кол лективе, области. И это не праздный вопрос, заданный из любви к абстрактному теоре тизированию. Это вопрос су губо практический. Эффективность любых хо зяйственных, воспитательных усилий прежде всего зависит от того, насколько глубоко мы знаем характеристики че ловеческого фактора на лю бом из рассмотренных уров ней и умеем их учитывать в своей практической деятель ности. Это аксиома! Сегодня на повестку дня встают вопросы более широ кого использования социоло гических методов для разра ботки практических рекомен даций по наведению порядка на производстве, созданию продуманной системы воспи тательной работы с моло дежью , идеологическому обес печению экономического экс перимента и др. С одной стороны, техноло гия учета, «замера», поиска характеристик человеческого фактора в практической ра- .боте требует от каждого хо зяйственного руководителя, партийного, комсомольского работника, идеологического актива высокой социологиче ской культуры в самом широ ком смысле этого слова, ум е ния активно, творчески поль зоваться статистической и со циологической информацией в повседневной деятельности. С другой стороны, насущ но необходима четко органи зованная координированная система единой областной со. циологической службы, кото рая давала бы возможность рационально использовать имеющуюся в области социо логическую базу для оказания практической, научно-методи ческой помощи партийным, комсомольским, профсоюзным организациям, идеологическим учреждениям, хозяйственным руководителям а решении проблем человеческого ф акто ра. Многие хозяйственны е руно- водители, партийные комитеты области, осознав важность и необходимость этой работы , приглаш аю т специалистов по социальной психологии, социо логов (например, судоверфь, траловый ф л о т и др.). В МВИМУ им. Ленинского комсо мола работает научно-исследо вательская лаборатория комп лексн ы х социально-экономиче ск и х проблем. Причем некото рые хозяйственны е руково дители .приглаш аю т на работу специалистов-социологов, хотя ш татным расписанием эти ставни не предусмотрены. Вме сте с тем , например, в ОНМЦ областного управления н уль туры сущ ествует отдел социо логии и научной м етодики, в котором должны работать п ять специалистов-социологов. Но это только на бум аге. Н и каки х исследований это т отдел не проводит и очень далек от со циологии и научной методини. И этим , к сож алению , пробле мы социологической практики не исчерпы ваю тся. В области не обобщается и не анализируется информация о том, кто, где, по каким про. блемам, с какой результатив ностью использует материалы социологических исследований в практике идеологической, воспитательной работы, хозяй ственной деятельности. В ор ганизации социсследований преобладают стихийность и бесконтрольность. Надо ли удивляться, что едва в коллек тиве успевают «отработать» одни «анкетеры», как туда на очереди уже стоят другие. В то же время — опрос прове ден, но о нем на местах ни кто не знает, не знает и то, кто приезжал, что изучал. От таких заездов никто не полу чает, как правило, информа ции ни для размышления, ни тем более для действий. Создание единой социоло гической службы, введение в действие единого документа о порядке организации и про ведения социологических ис следований в области помо ж ет прекратить появление не квалифицированных анкет, по зволит повысить ответствен ность руководителей тр удо вых коллективов и социоло гов за организацию исследо ваний, их качество, поможет устранить отмеченные недо статки. Эффективность работы об ластной социологической служ бы будет зависеть от принци па ее организационного по строения. Помимо областного координационного совета, в структуру социологической службы должны войти уже существующие социологиче ские лаборатории и подразде ления, отдельные социологи, специалисты, занимающиеся проведением социально-психо логических исследований не зависимо от ведомственной принадлежности. Это позволит обобщить и анализировать результаты социологических исследований в области, ф ор мировать банк информации по результатам исследований, установить контроль за каче ством проводимых исследова ний, организовать информи рование различных категорий актива с материалами исследо ваний, внедрение рекоменда ций в практику работы всех заинтересованных организаций и учреждений, в воспитание социологической культуры широкого актиза. РЫБНЫЙМУРМАН МЭЯ года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz