Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

• За безопасность мореплавания • ------------------ Заметки с совещания-семинара -------------------- С ОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ-семинар по баи Г. А. Сторожева, обменялись опытом, безопасности мореплавания на Север- наметили конкретные пути к тому, чтобы из- ном бассейне. Его участники обсудили до- бежать аварийности в наступившей пятилет- клад начальника отдела мореплавания, свя- ке, не повторить тех просчетов, которые зк и электрорадионавигации ВРПО «Севры- обернулись бедами в пятилетке минувшей. АВАРИИ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ т Просчетов было немало. Их анализу посвящался доклад Г. А. Сторожева. Многое было сделано за ис­ текшие годы, чтобы ис­ ключить случаи аварий. Не говоря уже об издании нор­ мативных документов (моряки хорошо их знают), проведено немало других мероприятий. Значительно расширена тре­ нажерная база: сейчас в бас­ сейновом центре 11 тренаже­ ров — четыре радиолокаци­ онных и семь промысловых. При МВИМУ в специальном ка­ бинете судоводители получа­ ют навыки работы с аппара­ турой спутниковых навигаци­ онных ' систем. В этом году вступит в строй гидроакусти­ ческий полигон, где не только будет проводиться проверка и настройка соответствующих приборов, но и — параллель­ но — проверка умения судо­ водителей пользоваться гид­ роакустическими приборами для решения промысловых за­ дач и для безопасного плава­ ния. На бассейне оборудовано шесть учебно - тренировоч­ ных судов, в их числе — всту. пившее в строй в прошлом году УТС «Хабаровск». На них, кроме теоретического и прак­ тического обучения борьбе за живучесть судна, проводится анализ навигационной дея­ тельности судоводителей. Все эти меры (требующие, кстати, немалых материаль­ ных затрат) оправдали себя: с сентября 1981 года на бас­ сейне при авариях не погиб ни один человек. Благодаря высокой степени подготовки в сложных условиях удалось снять с мели танкер «Кекур», спасены от гибели траловый бот и теплоход «Канин», в очень сложных гидрометеоро­ логических условиях спасены экипажи СРТ «Печорец» и «Са­ ку». Однако два последних слу­ чая показали и другое: не­ смотря на все существующие меры, обеспечивающие жи­ вучесть, гибель судов сегодня еще не исключена. Значит, и этих мер недостаточно, зна­ чит, надо с большей настойчи­ востью повышать квалифика­ цию судоводителей, ужесто­ чать. контроль за их деятель­ ностью, за исполнением при­ нятых решений, за состояни­ ем дисциплины на судах. Следует отметить, сказал далее докладчик, что в м и к у Е - шей пятилетке существенно сократился, в сравнении с X пятилеткой, уровень аварий­ ности судов. Совершенно ре­ ально дальнейшее снижение ее и в ближайшие годы. Тем не менее печальных случаев было немало. Неко­ торые судоводители умудри­ лись «отличиться» даже не единожды. Всего в списке аварийщиков — более 400 су­ довых специалистов. Как мог­ ло случиться, что, имея выс­ шее или среднее специальное образование, опыт работы, блестящие возможности для пополнения теоретических зна­ ний и практических навыков, они подвергли смертельной опасности судно и жизнь мо­ ряков? Возвращаясь к анализу ава­ рийности в XI пятилетке, Г. А. Сторожев отметил резкое снижение ее в Мурманском траловом флоте — почти вдвое, тем не менее этот кол­ лектив остается по авариям на первом месте среди др у­ гих предприятий бассейна. И вот недавний случай: 9 апре­ ля 1986 года БМРТ «Прогресс» ударил в левый борт траулер «Большевик» объедин е н и я «Мурманрыбпром», в резуль­ тате — большая пробоина в районе жилых помещений, и лишь случайность отвела бе­ ду от самих моряков. Сократилось количество ава­ рий в «Мурманрыбпроме», а на судах морского рыбного порта и управления «Севрыб- промразведка» — возросло. Особое место в аварийности занимает Мурманский рыбак- колхозсоюз, где в X пятилет­ ке аварий не было, а в XI сразу десять, из них две — кораблекрушения. Анализ аварий свидетель­ ствует, что наряду с причина­ ми объективного характера — тяжелые погодные условия, физическое и моральное ста­ рение флота, наличие конст­ руктивных недостатков у по­ ступающих из новостроя су­ дов, отсутствие запасных ча­ стей — часто к несчастью при­ водят низкий уровень дисци­ плины, халатность судоводите­ лей. Определенную роль иг­ рают и организационные упу­ щения в работе береговых служб. Снизилось в минувшей пя­ тилетке и число аварийных происшествий — на 12 про­ центов. Что же касается не­ аварийных повреждений су­ дов, то следует отметить не только сокращение их количе­ ства, но и существенное умень­ шение материального ущер­ ба. И, наконец, сократилось число всех основных видов навигационной аварийности: намоток, навалов, столкнове­ ний, посадок на грунт. Так, в Мурманском траловом флоте навигационных случаев стало меньше в 1,9 раза, в «'Мур­ манрыбпроме» — в 2,4 раза. Хорошие результаты у коллек­ тива управления «Севрыбхо­ лодфлот». Кстати, на этом флоте вот уже много лет от­ мечается лучшая на бассейне организация вахтенной служ ­ бы, подготовка судов к пла­ ванию, закрепление экипажей. Однако и здесь недоработок хаатает. Особую тревогу вызывает положение дел в морском рыбном порту, где наивыс­ ший показатель аварийности в пересчете на 100 судов. Он оказался на «уровне» крупней­ ших флотов бассейна, а по некоторым случаям и превос­ ходит его. Причина — недо­ статочно продуманный под­ бор и расстановка кадров на судах, направление на порто­ вые буксиры людей без учета стажа их работы и профессио­ нального уровня. 264 тысячи рублей, 187 су­ ток простоя судов в ремонте — вот какой убыток принесли 36 случаев аварийных повреж­ дений технических средств только за прошлый год. А за пятилетку убытки составили свыше миллиона рублей, про­ стой судов — 1300 суток. Эти данные привел в своем вы­ ступлении начальник отдела судоремонта и технической эксплуатации флота ВРПО «Севрыба» С. И. Шевченко. Он дал подробный анализ на­ иболее серьезных аварий, их причин, обратил внимание при­ сутствующих на то, как сле­ дует предупреждать аварий-1 ность. Разумеется, работа по безаварийной эксплуатации су­ довых технических средств не должна носить временный, кампанейский характер, а быть системой и иметь перспектив­ ную направленность. Необхо­ димо усилить контроль за под­ готовкой судов к выходу в рейс, исключить любую веро­ ятность возникновения ава­ рийных ситуаций, строже тре­ бовать безупречной дисципли­ ны. Именно нарушения дисцип­ лины в основном- и язляются причинами бед. Конечно, ви­ новных наказывают. Так, за различные нарушения в ми­ нувшей пятилетке лишены морских званий 247 человек, из них 147 — за то, что ис­ полняли служебные обязанно­ сти в нетрезвом виде. Просче­ ты в подборе кадров дорого обходятся и флотам, и госу­ дарству. Выступившие заместитель на­ чальника Севгосрыбфлотин- спекции В. А. Горбунов, на­ чальник отдела кадров и учеб­ ных заведений ВРПО «Севры­ ба» А. С. Васильев, замести­ тель начальника Главгосрыб- флотинспекции Л. Н. Гулим с горечью и болью говорили о частой сменяемости судовых специалистов и о том, к чему это приводит. Ибо стихийные явления становятся причиной аварий чрезвычайно редко, аварии делают люди. Например, почему возникают пожары на судах? В основ­ ном потому, что нарушаются правила ведения огневых ра­ бот, допускается небрежность при курении и применении открытого огня. Десятую часть случаев занимают пожары, вспыхнувшие из-за попадания топлива на нагретые поверхно­ сти механизмоз. За пятилетку случилось на судах 58 пожаров. Начальник морской инспекции по пожар­ но-технической профилакти­ ке и охране Северного бас­ сейна А. А. Пудов подчерк­ нул, что всегда причиной их служит неисправность элек­ трооборудования или неудов­ летворительное состояние ме­ ханизмов. Иными словами, всегда виной являются люди, судовые специалисты, их от­ ношение к делу. И если несколько лет назад мы не раз называли причиной аварий недостаточный уровень знаний моряков, то теперь на это ссылаться невозможно, сказал, подводя итог совеща­ нию-семинару, главный ин­ женер ВРПО «Севрыба» С. В. Киреев. Огромная ответствен­ ность возложена на судовых специалистов, ибо халатность одного человека влечет за со­ бой огромные материальные потери. И личные трагедии. Соблюдение дисциплины не требует дополнительных за­ трат, какого-то сверхнапряже. ния сил. Сознание ответствен­ ности, безукоризненное вы­ полнение своих обязанностей — не более! И. БЕРЕЗЮК. Лучшие судоводители На Северном бассейне прошел месячник безопасности мо­ реплавания по разделу «Организация штурманской службы». Лучшими признаны судоводители БАТ «Адмирал Колыш- кин», БМРТ «Высоковек», ТР «Эрнст Тельман». За высо­ кий уровень штурманской службы эти коллективы награж­ дены Почетными грамотами и денежными премиями. В управлении «Севрыбхолодфлот» по итогам месячника победителями признаны: капитан-директор В. Т. Марков, старший помощник капитана Е. Ю . Каменский, второй по­ мощник А. А. Костин, третий помощник Н. Н. Карпов, чет­ вертый помощник А. С. Квитенко (он признан лучшим чет­ вертым помощником капитана и по итогам 1985 года). -Портрет капитана 3 а р е й с — пять баллов Валентин Арнольдович Сильк мог бы сейчас сказать слова­ ми Маяковского: «Я земной шар чуть не весь обошел...» Позади порты Японии, Кам­ чатки, Сахалина, Кубы, ГДР... Позади почти год разлуки с родной землей, с любимы­ ми. Почти год! И весь этот бесконечный рейс капитан не имел права расслабляться, забыть об ог­ ромной ответственности. А ведь он еще так молод, все­ го лишь три года в капитан­ ской должности. Хотя опыт судоводительский у него не­ малый. Валентин Арнольдович закончил Мурманское море­ ходное училище 17 лет назад, ходил штурманом в «Севрыб- холодфлоте», закончил выс­ шее инженерное морское учи­ лище. Причем диплом защи­ щал на английском языке. Знание языка пригодилось и в этом рейсе, когда тран­ спортный рефрижератор «Мо- т о е с к и й залив» посетил пять портов Японии. В каждом из них Валентину Арнольдови­ чу приходилось вести пере­ говоры с коммерсантами, пред­ ставителями фирм, городских властей, отстаивая интересы родной страны. Например, ка­ питану, удалось сберечь не­ сколько тысяч долларов, от­ казавшись от лоцманской про­ водки в проливах (Сильк был уверен в грамотности своих судоводителей). И снова плескались за бор­ том волны разных морей и двух океанов. И, как всегда, размеренно шла жизнь на суд­ не. Швартовались суда Даль­ невосточного бассейна, моря­ ки рефрижератора помогали и им, и потом кубинцам спра_ виться с последствиями ура­ гана, и немецким товарищам побыстрее закончить ремонт. И вот, наконец, родные бере­ га! Быстро пролетит время от­ пуска, и снова экипаж уйдет в рейс. Кстати, встретится кол­ лектив практически в полном составе: с этим капитаном никто не хочет расставаться, ценят за спокойный, сдержан, ный характер, за грамотность, уважение к морякам. И все-таки какова же оценка этого трудного рейса? Навер­ ное, лучше всего она выра­ жена в радиограмме Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР, присланной в адрес экипажа: «В условиях острого дефицита береговых емкостей и влияния разрушительного урагана сложным объективным трудностям экипаж противо­ поставил высокую организо­ ванность, дисциплину, чувство интернациональной солидарно­ сти. Это позволило сократить непроизводительные потери и внести весомый вклад в вы­ полнение Продовольственной программы». Это оценка толь­ ко части рейса — кубинско­ го периода. А в целом, если бы оценивали работу капита­ нов по пятибалльной системе, Сильку следовало бы поста­ вить пять баллов. Фото В. КОРЕЦКОГО . в п о 18 мая 1§В6года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz