Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• За безопасность мореплавания • ------------------ Заметки с совещания-семинара -------------------- С ОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ-семинар по баи Г. А. Сторожева, обменялись опытом, безопасности мореплавания на Север- наметили конкретные пути к тому, чтобы из- ном бассейне. Его участники обсудили до- бежать аварийности в наступившей пятилет- клад начальника отдела мореплавания, свя- ке, не повторить тех просчетов, которые зк и электрорадионавигации ВРПО «Севры- обернулись бедами в пятилетке минувшей. АВАРИИ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ т Просчетов было немало. Их анализу посвящался доклад Г. А. Сторожева. Многое было сделано за ис текшие годы, чтобы ис ключить случаи аварий. Не говоря уже об издании нор мативных документов (моряки хорошо их знают), проведено немало других мероприятий. Значительно расширена тре нажерная база: сейчас в бас сейновом центре 11 тренаже ров — четыре радиолокаци онных и семь промысловых. При МВИМУ в специальном ка бинете судоводители получа ют навыки работы с аппара турой спутниковых навигаци онных ' систем. В этом году вступит в строй гидроакусти ческий полигон, где не только будет проводиться проверка и настройка соответствующих приборов, но и — параллель но — проверка умения судо водителей пользоваться гид роакустическими приборами для решения промысловых за дач и для безопасного плава ния. На бассейне оборудовано шесть учебно - тренировоч ных судов, в их числе — всту. пившее в строй в прошлом году УТС «Хабаровск». На них, кроме теоретического и прак тического обучения борьбе за живучесть судна, проводится анализ навигационной дея тельности судоводителей. Все эти меры (требующие, кстати, немалых материаль ных затрат) оправдали себя: с сентября 1981 года на бас сейне при авариях не погиб ни один человек. Благодаря высокой степени подготовки в сложных условиях удалось снять с мели танкер «Кекур», спасены от гибели траловый бот и теплоход «Канин», в очень сложных гидрометеоро логических условиях спасены экипажи СРТ «Печорец» и «Са ку». Однако два последних слу чая показали и другое: не смотря на все существующие меры, обеспечивающие жи вучесть, гибель судов сегодня еще не исключена. Значит, и этих мер недостаточно, зна чит, надо с большей настойчи востью повышать квалифика цию судоводителей, ужесто чать. контроль за их деятель ностью, за исполнением при нятых решений, за состояни ем дисциплины на судах. Следует отметить, сказал далее докладчик, что в м и к у Е - шей пятилетке существенно сократился, в сравнении с X пятилеткой, уровень аварий ности судов. Совершенно ре ально дальнейшее снижение ее и в ближайшие годы. Тем не менее печальных случаев было немало. Неко торые судоводители умудри лись «отличиться» даже не единожды. Всего в списке аварийщиков — более 400 су довых специалистов. Как мог ло случиться, что, имея выс шее или среднее специальное образование, опыт работы, блестящие возможности для пополнения теоретических зна ний и практических навыков, они подвергли смертельной опасности судно и жизнь мо ряков? Возвращаясь к анализу ава рийности в XI пятилетке, Г. А. Сторожев отметил резкое снижение ее в Мурманском траловом флоте — почти вдвое, тем не менее этот кол лектив остается по авариям на первом месте среди др у гих предприятий бассейна. И вот недавний случай: 9 апре ля 1986 года БМРТ «Прогресс» ударил в левый борт траулер «Большевик» объедин е н и я «Мурманрыбпром», в резуль тате — большая пробоина в районе жилых помещений, и лишь случайность отвела бе ду от самих моряков. Сократилось количество ава рий в «Мурманрыбпроме», а на судах морского рыбного порта и управления «Севрыб- промразведка» — возросло. Особое место в аварийности занимает Мурманский рыбак- колхозсоюз, где в X пятилет ке аварий не было, а в XI сразу десять, из них две — кораблекрушения. Анализ аварий свидетель ствует, что наряду с причина ми объективного характера — тяжелые погодные условия, физическое и моральное ста рение флота, наличие конст руктивных недостатков у по ступающих из новостроя су дов, отсутствие запасных ча стей — часто к несчастью при водят низкий уровень дисци плины, халатность судоводите лей. Определенную роль иг рают и организационные упу щения в работе береговых служб. Снизилось в минувшей пя тилетке и число аварийных происшествий — на 12 про центов. Что же касается не аварийных повреждений су дов, то следует отметить не только сокращение их количе ства, но и существенное умень шение материального ущер ба. И, наконец, сократилось число всех основных видов навигационной аварийности: намоток, навалов, столкнове ний, посадок на грунт. Так, в Мурманском траловом флоте навигационных случаев стало меньше в 1,9 раза, в «'Мур манрыбпроме» — в 2,4 раза. Хорошие результаты у коллек тива управления «Севрыбхо лодфлот». Кстати, на этом флоте вот уже много лет от мечается лучшая на бассейне организация вахтенной служ бы, подготовка судов к пла ванию, закрепление экипажей. Однако и здесь недоработок хаатает. Особую тревогу вызывает положение дел в морском рыбном порту, где наивыс ший показатель аварийности в пересчете на 100 судов. Он оказался на «уровне» крупней ших флотов бассейна, а по некоторым случаям и превос ходит его. Причина — недо статочно продуманный под бор и расстановка кадров на судах, направление на порто вые буксиры людей без учета стажа их работы и профессио нального уровня. 264 тысячи рублей, 187 су ток простоя судов в ремонте — вот какой убыток принесли 36 случаев аварийных повреж дений технических средств только за прошлый год. А за пятилетку убытки составили свыше миллиона рублей, про стой судов — 1300 суток. Эти данные привел в своем вы ступлении начальник отдела судоремонта и технической эксплуатации флота ВРПО «Севрыба» С. И. Шевченко. Он дал подробный анализ на иболее серьезных аварий, их причин, обратил внимание при сутствующих на то, как сле дует предупреждать аварий-1 ность. Разумеется, работа по безаварийной эксплуатации су довых технических средств не должна носить временный, кампанейский характер, а быть системой и иметь перспектив ную направленность. Необхо димо усилить контроль за под готовкой судов к выходу в рейс, исключить любую веро ятность возникновения ава рийных ситуаций, строже тре бовать безупречной дисципли ны. Именно нарушения дисцип лины в основном- и язляются причинами бед. Конечно, ви новных наказывают. Так, за различные нарушения в ми нувшей пятилетке лишены морских званий 247 человек, из них 147 — за то, что ис полняли служебные обязанно сти в нетрезвом виде. Просче ты в подборе кадров дорого обходятся и флотам, и госу дарству. Выступившие заместитель на чальника Севгосрыбфлотин- спекции В. А. Горбунов, на чальник отдела кадров и учеб ных заведений ВРПО «Севры ба» А. С. Васильев, замести тель начальника Главгосрыб- флотинспекции Л. Н. Гулим с горечью и болью говорили о частой сменяемости судовых специалистов и о том, к чему это приводит. Ибо стихийные явления становятся причиной аварий чрезвычайно редко, аварии делают люди. Например, почему возникают пожары на судах? В основ ном потому, что нарушаются правила ведения огневых ра бот, допускается небрежность при курении и применении открытого огня. Десятую часть случаев занимают пожары, вспыхнувшие из-за попадания топлива на нагретые поверхно сти механизмоз. За пятилетку случилось на судах 58 пожаров. Начальник морской инспекции по пожар но-технической профилакти ке и охране Северного бас сейна А. А. Пудов подчерк нул, что всегда причиной их служит неисправность элек трооборудования или неудов летворительное состояние ме ханизмов. Иными словами, всегда виной являются люди, судовые специалисты, их от ношение к делу. И если несколько лет назад мы не раз называли причиной аварий недостаточный уровень знаний моряков, то теперь на это ссылаться невозможно, сказал, подводя итог совеща нию-семинару, главный ин женер ВРПО «Севрыба» С. В. Киреев. Огромная ответствен ность возложена на судовых специалистов, ибо халатность одного человека влечет за со бой огромные материальные потери. И личные трагедии. Соблюдение дисциплины не требует дополнительных за трат, какого-то сверхнапряже. ния сил. Сознание ответствен ности, безукоризненное вы полнение своих обязанностей — не более! И. БЕРЕЗЮК. Лучшие судоводители На Северном бассейне прошел месячник безопасности мо реплавания по разделу «Организация штурманской службы». Лучшими признаны судоводители БАТ «Адмирал Колыш- кин», БМРТ «Высоковек», ТР «Эрнст Тельман». За высо кий уровень штурманской службы эти коллективы награж дены Почетными грамотами и денежными премиями. В управлении «Севрыбхолодфлот» по итогам месячника победителями признаны: капитан-директор В. Т. Марков, старший помощник капитана Е. Ю . Каменский, второй по мощник А. А. Костин, третий помощник Н. Н. Карпов, чет вертый помощник А. С. Квитенко (он признан лучшим чет вертым помощником капитана и по итогам 1985 года). -Портрет капитана 3 а р е й с — пять баллов Валентин Арнольдович Сильк мог бы сейчас сказать слова ми Маяковского: «Я земной шар чуть не весь обошел...» Позади порты Японии, Кам чатки, Сахалина, Кубы, ГДР... Позади почти год разлуки с родной землей, с любимы ми. Почти год! И весь этот бесконечный рейс капитан не имел права расслабляться, забыть об ог ромной ответственности. А ведь он еще так молод, все го лишь три года в капитан ской должности. Хотя опыт судоводительский у него не малый. Валентин Арнольдович закончил Мурманское море ходное училище 17 лет назад, ходил штурманом в «Севрыб- холодфлоте», закончил выс шее инженерное морское учи лище. Причем диплом защи щал на английском языке. Знание языка пригодилось и в этом рейсе, когда тран спортный рефрижератор «Мо- т о е с к и й залив» посетил пять портов Японии. В каждом из них Валентину Арнольдови чу приходилось вести пере говоры с коммерсантами, пред ставителями фирм, городских властей, отстаивая интересы родной страны. Например, ка питану, удалось сберечь не сколько тысяч долларов, от казавшись от лоцманской про водки в проливах (Сильк был уверен в грамотности своих судоводителей). И снова плескались за бор том волны разных морей и двух океанов. И, как всегда, размеренно шла жизнь на суд не. Швартовались суда Даль невосточного бассейна, моря ки рефрижератора помогали и им, и потом кубинцам спра_ виться с последствиями ура гана, и немецким товарищам побыстрее закончить ремонт. И вот, наконец, родные бере га! Быстро пролетит время от пуска, и снова экипаж уйдет в рейс. Кстати, встретится кол лектив практически в полном составе: с этим капитаном никто не хочет расставаться, ценят за спокойный, сдержан, ный характер, за грамотность, уважение к морякам. И все-таки какова же оценка этого трудного рейса? Навер ное, лучше всего она выра жена в радиограмме Мини стерства рыбного хозяйства СССР, присланной в адрес экипажа: «В условиях острого дефицита береговых емкостей и влияния разрушительного урагана сложным объективным трудностям экипаж противо поставил высокую организо ванность, дисциплину, чувство интернациональной солидарно сти. Это позволило сократить непроизводительные потери и внести весомый вклад в вы полнение Продовольственной программы». Это оценка толь ко части рейса — кубинско го периода. А в целом, если бы оценивали работу капита нов по пятибалльной системе, Сильку следовало бы поста вить пять баллов. Фото В. КОРЕЦКОГО . в п о 18 мая 1§В6года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz