Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
Решения XXVII съезда КПСС-6 жизнь! Производительность труда: проблемы роста »I I I 1 3 УП РАВЛ ЕНИ Я фло та поступает радио грамма: «Переключиться на такой-то объект промысла». На словах легко, а на де ле... Ведь новый вид — это не только иное вооружение орудий лова, но и другие формы обработки и разделки сырца, следовательно, изме неfine производственного про цесса, оснащения рыбцехов. Поэтому сразу возникает несколько взаимосвязанных вопросов: какая механиза ция имеется на судне? Как рационально организовать процесс? Как достичь высо кой эффективности? И вот собираются партийные, об щесудовые собрания, начи наются дискуссии... ...С пециалисты судн а, если £> они не новички, всеми воз можными, а порой и противо законными методами достаю т необходимое (и про запас) че рез друзей, знакомы х с дру ги х судов, частично даже обес кровливая другой траулер. Правда, и д р уг об-ъясняет свое действо тем . что. мол, сп и сы вается, ухо д и т в о тпуск и т . д. (вот какой негативной сторо ной о ткры вается частая см е няемость специалистов судна, но это — тем а другого разго вора). С миру по нитке соби раю т и ножи, и подшипнини Качения, и листовой материал, ОТДИСКУССИИ-КДЕЛУ проводку, и н струм ен т... Потом наждый механик-наладчик в результате раздумий, споров размещает по своему усмотре нию оборудование. А насиоль- но оно будет эфф ективно ра ботать — это еще неизвестно. Вполне вероятно, что на пер вы х порах появятся неувязки, сбои. Естественно, вы пуск раз деланной продукции будет не велик. Как, каким образом уменьшить, а лучше вооб ще свести на нет переналад ку рыбофабрики? Как выпол нить установку партии — повысить в ближайшее пят надцатилетие производитель ность труда в 2,3— 2,5 ра за? Мне могут возразить, мол, рыба — дело водяное и все предугадать невозмож но. Нет, можно и нужно. И пора кончать, думаю, жить по дедовским меркам, по старинке. Практика работы передо вых судов показывает: там, где думают современно, там и отдача высокая. Речь идет о том, чтобы по примеру машиностроителей повсемест но внедрить на судах уни версальные сборные приспо собления (УСП), применять их в переналаживаемых си стемах и линиях. Кое-где они есть, но это скорее исклю чение, чем правило. Я имею в виду, в частности, универ сальную планировку рыбо фабрики механика - налад чика В. Малова и линию по выработке спинки путассу механика - наладчика В. Ильичева — компактную, высокопроизводите л ь н у ю. Они использовали систему универсальной оснастки (УСП), которая вполне при емлема для БМРТ типа «Алтай», «Лесков». «М ая ковский», других крупно- тоннажных судов, и доби лись отличных результатов. Что же входит в эту си стему? Скоростной мало мощный электродвигатель с дисковым (баадеровским) ножом и защитным кожу хом; легко перестраивающие ся лотки различной конфи гурации; транспортеры — от напольных до скребковых, длину которых можно регу лировать; мойка под сбор печени или икры; сортиро вочные линии; несколько ви дов желобов для направле ния рыбы к ножам. Сами по себе эти м еханиз мы и оборудование ничего не сто ят, если не разм естить их грамотно, продуманно, с уче том вида ры бы , технологиче ского процесса. Вот потому нуж на (чтобы специалисты не городили огород, к ак им взду м ается) техн и ческая докумен таци я «Планировка размещения оборудования и устройства производственного потока» под различный видовой состав рыб. Таким образом, назрела необходимость унифициро вания оборудования, созда ния системы переналаживае мых линий, и, конечно, пора разработать альбом плани ровок рыбцехов. Чья эта за бота? Думаю, специалистам ЦПКТБ надо изучить имею щийся опыт, отобрать все ценное и в конечном счете выдать флотам необходимые рекомендации. Э. КИРИЛКИН, первый помощник капита на Архангельского трало вого флота. Пришли ответы «Настарыхпозициях» Под таким общим заго ловком («РМ» № 6, 7 фев раля) был опубликован ряд материалов, в которых под нимались проблемы, жду щие своего решения в те чение многих лет. «В статье правильно затраги ваются вопросы рациональ ного использования топлива и совершенствования тралов с учетом районов и объектов * промысла. В настоящее время специа листами ЦПКТБ принимаются меры к максимальной унифи- рабочего собрания кации орудий лова. В целях эффективного облова всех ви дов рыб, независимо от рай она промысла, предусматри ваются варианты модерниза ции тралов. В частности, для облова быстроподвижных объ ектов (скумбрии, ставриды, сардины, путассу) разрабаты ваются облегченные варианты тралов, позволяющие работать на повышенных скоростях при оптимальной загрузке судовых силовых установок. В целях повышения уровня эксплуатации судов ЦПКТБ разработало специальные нор мативные документы для всех основных типов добывающих траулеров. К сожалению, на многих су дах капитаны, имея облегчен ные конструкции тралов, уве личивают скорости траления, используют тем самым сило вые установки на прежних на пряженных режимах. Это гово рит о том, что без коренной перестройки организации про мысла нельзя ожидать боль шой экономии топливно-энер гетических ресурсов. ВРПО «Севрыба» поручило ЦПКТБ в первом полугодии разработать специальные нор мы потребления топлива на тонну выловленной рыбы. А. АНЦЕВИЧ, директор ЦПКТБ». «Вопрос о выходе предста вителей предприятия в море с целью испытания тралового комплекса в работе решен. Подобные испытания выполне ны на БМРТ «Нокуев» тралово го флота. В. ПОГОРЕЛОВ, зам. генерального директо ра объединения «Мурман ская судоверфь». * * * На эту же тему редакции ответили начальник рыбного порта В. В. Кусков, зам. дирек тора ПИНРО А. И. Мухин, на чальник службы эксплуатации управления «Севрыбхолод- флот» Е. Б. Лишневский. Назначения Совет директоров ВРПО «Сев- рыба» утвердил: Иванова Владимира Геор гиевича — заместителем ге нерального директора про изводственного объединения «Карелрыбпром» по капи тальному строительству. Р о дился в 1933 году, член КПСС, образование среднее специальное. Работал в объединении «Карелстройма- териалы», начальником ОКСа Главсевзапстроя. Мелешко Леонида Петро вича — заместителем на чальника управления Архан гельского тралового флота по кадрам. Родился в 1946 году, член КПСС, образова ние незаконченное высшее. Работал третьим, первым по мощником капитана. Сильна Валентина А р нольдовича — каиитаном- директором транспортного рефрижератора «Мотовсний залив». Родился в 1949 го ду, член КПСС, образование высшее. Работал помощни ком, старшим помощником капитана на судах «Севрыб- холодфлота». Чухина Юрия Макарови ча — капитаном-директором ППР «Грумант» Мурманско го тралового флота. Родился в 1941 году, член КПСС, об разование среднее специаль ное. Работал матросом, третьим, вторым, старшим помощником на судах тра лового флота. Козлова Андрея Александ ровича — начальником пром- района. Родился в 1951 го ду, член КПСС, образование высшее. Работал помощни ком капитана на судах Мур манского тралового флота, инженером управления судо строения Минрыбхоза СССР , капитаном-директором на су дах объединения «Мурман- рыбпром». СТАЛ БЕСХОЗНЫЙ же деле работы шли с пере рывами, в одну смену... Как результат всего — из- под основания бетонного ко лодца вместе с водой пошла зыбкая почва. И колодец на чал медленно, но неотврати мо оседать на один бок. Можно, конечно, порассуж дать о дальновидности главно г о инженера треста, по долж ностной инструкции опреде ляющего всю техническую по литику производства. Именно он должен предвидеть и на учно-технический прогресс, и то, в частности, что нельзя в строительстве ограничиваться одним-единственным методом. И выкачивать грунт можно по. разному. Но давайте прервем наше отступление и посмотрим, как развиваются события дальше. Ибо далее — новый этап строительства. Бумажный. В рыбный порт — из СМУ-1, 10.04.85 года: «При производстве работ выявилось, что колодец само произвольно опускается... Про сим выдать техническое р е шение по наращиванию ко лодца». Какое решение еще нужно? Точно таким же способом, как это уже сделали, забетониро вать колодец на несколько <$-.сантиметров выше. Ю. А . Ро манов дал на это «добро» $ ответном письме буквально через несколько дней. Д ум ае те, закипела работа? Не тут- то было. Причины? О них скажет В. Н. Калимов: — Мы же не можем рабо тать с бухты-барахты. Нам необходимы чертежи, специ альное разрешение института. Ю . А. Романов на это по жимает плечами: — Если я, ответственный за строительство в порту, выдаю решение и оно не имеет си лы для нашего подрядчика, то зачем я вообще здесь нужен? Для посредничества между трестом и институтом? Мне думается, раз я выдал резо люцию «Наращивать колодец», значит, я принял на себя от ветственность за это решение. Только осенью, после мно гочисленных согласований, ре шение, кстати, аналогичное предложению Ю . А. Романо ва, будет принято. Это ли не пример крючкотворства! Можно привести еще один пример. Для наглядности. В мае 1985 года все три заинтересованные организа ции осмотрели объект и ре шили изменить проектную от метку высоты днища, чтобы рблегчить задачу строителям. Пока вопрос согласовывался, работы, естественно, не ве лись, Но уже в июне порт выдает для СМУ-1 решение по днищу. Однако теперь СМУ-1 не торопится: «Учитывая дли тельность принятия решения, не можем приступить к строи тельству». Так было сказано в Первомайском комитете на родного контроля, где уже собирались материалы по во локите в отношении очистных. Но тогдашний начальник СМУ-1 Б. Н. Веллер умолчал о другой причине. Тем же летом трест сдавал под ключ более выгодные объекты — хлебозавод, хладо- завод. Помните слова брига дира В. Ф . Алексейкова? Он вспоминает: — Весной 1985 года только начали работать на станции, как у нас сняли кран. Сказа ли, что новый кинотеатр надо срочно сдавать, а потом и нас перекинули на другой объект, кстати, тоже пусковой... Вот здесь кроется ответ на вопрос: «Почему же так дол го волокитили с очистными?» Все объясняется просто. В своих отчетах строители пи шут: «Освоили столько-то ты сяч или миллионов рублей». И чем больше они освоят, тем лучше будут показатели по предприятию, тем больше премии, почет... Если бы в 6МУ-1 оставили бригаду на очистных, то плай бы им было выполнить гораз до сложней — земляные ра боты дешевые и трудоемкие. Зная подводные течения проволочек, нам уже будет гораздо проще проследить за судьбой КНС-2. Короче, подрядчик возвра щается к очистным лишь в сентябре. Да и то 11 сентяб ря инспектор Беломорской гидрохимической лаборато рии А. Б. Аранович фиксиру ет: «Работы все еще не ве дутся из-за нехватки рабо чей силы у подрядчика и о т сутствия технических реш е ний у заказчика». Ну, насчет «нехватки раб силы» нам ясно, а вот что еще с документацией? Оказывает ся, не решено, как и где учи тывать дополнительные рабо ты, которые ведет СМУ-1. Обратите внимание на тон. В рыбный порт — из СМУ-1. 30.10.85 года: «До сих пор ни один суточ ный объем работ технадзором не подтвержден. Вынуждены будем прекратить работы». В рыбный порт. Ноябрь 1985 года: «Выполненные в октябре до полнительные работы не под тверждены. Если не подтвер дите — остановим работы». И так до марта 1986 года. 6 одной стороны ясно: на ка ком основании рабочим выда, вать зарплату? Но о другой стороны, в соответствии со Стандартом предприятия И правилами подрядных догово ров, оплата дополнительных работ производится по испол нительным Схемам И актам. Были предоставлены эти до кументы из СМУ-1 в порт? Не были. Лишь в конце нояб ря 1985 года сразу, как только их получили, портови ки включили их в смету. И страсти улеглись. Подведем некоторые итоги. Очистным в порту более семи лет. Из них КНС-2 строится вторую пятилетку. Если бы не местнические амбиции руко водителей, если бы деловые отношения не подменялись д е ловыми позами, если бы у строителей была чуть-чуть больше развита дальновидность и чуть-чуть меньше интуиция на «выгодные» и «невыгод ные» объекты, то очистные в порту давно бы уже работа ли. И не спускались бы в за лив отходы береговых пред приятий. Видите, сугубо экономиче ские вопросы переросли в вопросы нравственные. Навер няка, решая, какому объекту отдать предпочтение, в тре сте подозревали, что, пока КНС-2 стоит, до тех пор и загрязняется акватория пор та. И все равно — чашу ве сов перетянул его Величест во Вал. Тем самым был допу щен компромисс с совестью. Во имя плана. Сейчас самые невыгодные работы на КНС-2 закончены. Днище закреплено, и колодец нарощен. Идет кирпичная кладка. Она стоит дороже. И все-таки, пока объект станет пусковым, не одна тонна отхо дов уйдет в залив. В наш С вами зализ. С. САВИНА. РЫБНЫЙ мурман 5 16 мая 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz