Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

Решения XXVII съезда КПСС-6 жизнь! Производительность труда: проблемы роста »I I I 1 3 УП РАВЛ ЕНИ Я фло­ та поступает радио­ грамма: «Переключиться на такой-то объект промысла». На словах легко, а на де­ ле... Ведь новый вид — это не только иное вооружение орудий лова, но и другие формы обработки и разделки сырца, следовательно, изме­ неfine производственного про­ цесса, оснащения рыбцехов. Поэтому сразу возникает несколько взаимосвязанных вопросов: какая механиза­ ция имеется на судне? Как рационально организовать процесс? Как достичь высо­ кой эффективности? И вот собираются партийные, об­ щесудовые собрания, начи­ наются дискуссии... ...С пециалисты судн а, если £> они не новички, всеми воз­ можными, а порой и противо­ законными методами достаю т необходимое (и про запас) че­ рез друзей, знакомы х с дру­ ги х судов, частично даже обес­ кровливая другой траулер. Правда, и д р уг об-ъясняет свое действо тем . что. мол, сп и сы ­ вается, ухо д и т в о тпуск и т . д. (вот какой негативной сторо­ ной о ткры вается частая см е­ няемость специалистов судна, но это — тем а другого разго­ вора). С миру по нитке соби­ раю т и ножи, и подшипнини Качения, и листовой материал, ОТДИСКУССИИ-КДЕЛУ проводку, и н струм ен т... Потом наждый механик-наладчик в результате раздумий, споров размещает по своему усмотре­ нию оборудование. А насиоль- но оно будет эфф ективно ра­ ботать — это еще неизвестно. Вполне вероятно, что на пер­ вы х порах появятся неувязки, сбои. Естественно, вы пуск раз­ деланной продукции будет не­ велик. Как, каким образом уменьшить, а лучше вооб­ ще свести на нет переналад­ ку рыбофабрики? Как выпол­ нить установку партии — повысить в ближайшее пят­ надцатилетие производитель­ ность труда в 2,3— 2,5 ра­ за? Мне могут возразить, мол, рыба — дело водяное и все предугадать невозмож­ но. Нет, можно и нужно. И пора кончать, думаю, жить по дедовским меркам, по старинке. Практика работы передо­ вых судов показывает: там, где думают современно, там и отдача высокая. Речь идет о том, чтобы по примеру машиностроителей повсемест­ но внедрить на судах уни­ версальные сборные приспо­ собления (УСП), применять их в переналаживаемых си­ стемах и линиях. Кое-где они есть, но это скорее исклю­ чение, чем правило. Я имею в виду, в частности, универ­ сальную планировку рыбо­ фабрики механика - налад­ чика В. Малова и линию по выработке спинки путассу механика - наладчика В. Ильичева — компактную, высокопроизводите л ь н у ю. Они использовали систему универсальной оснастки (УСП), которая вполне при­ емлема для БМРТ типа «Алтай», «Лесков». «М ая­ ковский», других крупно- тоннажных судов, и доби­ лись отличных результатов. Что же входит в эту си­ стему? Скоростной мало­ мощный электродвигатель с дисковым (баадеровским) ножом и защитным кожу­ хом; легко перестраивающие­ ся лотки различной конфи­ гурации; транспортеры — от напольных до скребковых, длину которых можно регу­ лировать; мойка под сбор печени или икры; сортиро­ вочные линии; несколько ви­ дов желобов для направле­ ния рыбы к ножам. Сами по себе эти м еханиз­ мы и оборудование ничего не сто ят, если не разм естить их грамотно, продуманно, с уче­ том вида ры бы , технологиче­ ского процесса. Вот потому нуж на (чтобы специалисты не городили огород, к ак им взду­ м ается) техн и ческая докумен­ таци я «Планировка размещения оборудования и устройства производственного потока» под различный видовой состав рыб. Таким образом, назрела необходимость унифициро­ вания оборудования, созда­ ния системы переналаживае­ мых линий, и, конечно, пора разработать альбом плани­ ровок рыбцехов. Чья эта за­ бота? Думаю, специалистам ЦПКТБ надо изучить имею­ щийся опыт, отобрать все ценное и в конечном счете выдать флотам необходимые рекомендации. Э. КИРИЛКИН, первый помощник капита­ на Архангельского трало­ вого флота. Пришли ответы «Настарыхпозициях» Под таким общим заго­ ловком («РМ» № 6, 7 фев­ раля) был опубликован ряд материалов, в которых под­ нимались проблемы, жду­ щие своего решения в те­ чение многих лет. «В статье правильно затраги­ ваются вопросы рациональ­ ного использования топлива и совершенствования тралов с учетом районов и объектов * промысла. В настоящее время специа­ листами ЦПКТБ принимаются меры к максимальной унифи- рабочего собрания кации орудий лова. В целях эффективного облова всех ви­ дов рыб, независимо от рай­ она промысла, предусматри­ ваются варианты модерниза­ ции тралов. В частности, для облова быстроподвижных объ­ ектов (скумбрии, ставриды, сардины, путассу) разрабаты­ ваются облегченные варианты тралов, позволяющие работать на повышенных скоростях при оптимальной загрузке судовых силовых установок. В целях повышения уровня эксплуатации судов ЦПКТБ разработало специальные нор­ мативные документы для всех основных типов добывающих траулеров. К сожалению, на многих су­ дах капитаны, имея облегчен­ ные конструкции тралов, уве­ личивают скорости траления, используют тем самым сило­ вые установки на прежних на­ пряженных режимах. Это гово­ рит о том, что без коренной перестройки организации про­ мысла нельзя ожидать боль­ шой экономии топливно-энер­ гетических ресурсов. ВРПО «Севрыба» поручило ЦПКТБ в первом полугодии разработать специальные нор­ мы потребления топлива на тонну выловленной рыбы. А. АНЦЕВИЧ, директор ЦПКТБ». «Вопрос о выходе предста­ вителей предприятия в море с целью испытания тралового комплекса в работе решен. Подобные испытания выполне­ ны на БМРТ «Нокуев» тралово­ го флота. В. ПОГОРЕЛОВ, зам. генерального директо­ ра объединения «Мурман­ ская судоверфь». * * * На эту же тему редакции ответили начальник рыбного порта В. В. Кусков, зам. дирек­ тора ПИНРО А. И. Мухин, на­ чальник службы эксплуатации управления «Севрыбхолод- флот» Е. Б. Лишневский. Назначения Совет директоров ВРПО «Сев- рыба» утвердил: Иванова Владимира Геор­ гиевича — заместителем ге­ нерального директора про­ изводственного объединения «Карелрыбпром» по капи­ тальному строительству. Р о­ дился в 1933 году, член КПСС, образование среднее специальное. Работал в объединении «Карелстройма- териалы», начальником ОКСа Главсевзапстроя. Мелешко Леонида Петро­ вича — заместителем на­ чальника управления Архан­ гельского тралового флота по кадрам. Родился в 1946 году, член КПСС, образова­ ние незаконченное высшее. Работал третьим, первым по­ мощником капитана. Сильна Валентина А р ­ нольдовича — каиитаном- директором транспортного рефрижератора «Мотовсний залив». Родился в 1949 го­ ду, член КПСС, образование высшее. Работал помощни­ ком, старшим помощником капитана на судах «Севрыб- холодфлота». Чухина Юрия Макарови­ ча — капитаном-директором ППР «Грумант» Мурманско­ го тралового флота. Родился в 1941 году, член КПСС, об­ разование среднее специаль­ ное. Работал матросом, третьим, вторым, старшим помощником на судах тра­ лового флота. Козлова Андрея Александ­ ровича — начальником пром- района. Родился в 1951 го­ ду, член КПСС, образование высшее. Работал помощни­ ком капитана на судах Мур­ манского тралового флота, инженером управления судо­ строения Минрыбхоза СССР , капитаном-директором на су­ дах объединения «Мурман- рыбпром». СТАЛ БЕСХОЗНЫЙ же деле работы шли с пере­ рывами, в одну смену... Как результат всего — из- под основания бетонного ко­ лодца вместе с водой пошла зыбкая почва. И колодец на­ чал медленно, но неотврати­ мо оседать на один бок. Можно, конечно, порассуж­ дать о дальновидности главно­ г о инженера треста, по долж ­ ностной инструкции опреде­ ляющего всю техническую по­ литику производства. Именно он должен предвидеть и на­ учно-технический прогресс, и то, в частности, что нельзя в строительстве ограничиваться одним-единственным методом. И выкачивать грунт можно по. разному. Но давайте прервем наше отступление и посмотрим, как развиваются события дальше. Ибо далее — новый этап строительства. Бумажный. В рыбный порт — из СМУ-1, 10.04.85 года: «При производстве работ выявилось, что колодец само­ произвольно опускается... Про­ сим выдать техническое р е ­ шение по наращиванию ко­ лодца». Какое решение еще нужно? Точно таким же способом, как это уже сделали, забетониро­ вать колодец на несколько <$-.сантиметров выше. Ю. А . Ро­ манов дал на это «добро» $ ответном письме буквально через несколько дней. Д ум ае­ те, закипела работа? Не тут- то было. Причины? О них скажет В. Н. Калимов: — Мы же не можем рабо­ тать с бухты-барахты. Нам необходимы чертежи, специ­ альное разрешение института. Ю . А. Романов на это по­ жимает плечами: — Если я, ответственный за строительство в порту, выдаю решение и оно не имеет си­ лы для нашего подрядчика, то зачем я вообще здесь нужен? Для посредничества между трестом и институтом? Мне думается, раз я выдал резо­ люцию «Наращивать колодец», значит, я принял на себя от­ ветственность за это решение. Только осенью, после мно­ гочисленных согласований, ре­ шение, кстати, аналогичное предложению Ю . А. Романо­ ва, будет принято. Это ли не пример крючкотворства! Можно привести еще один пример. Для наглядности. В мае 1985 года все три заинтересованные организа­ ции осмотрели объект и ре­ шили изменить проектную от­ метку высоты днища, чтобы рблегчить задачу строителям. Пока вопрос согласовывался, работы, естественно, не ве­ лись, Но уже в июне порт выдает для СМУ-1 решение по днищу. Однако теперь СМУ-1 не торопится: «Учитывая дли­ тельность принятия решения, не можем приступить к строи­ тельству». Так было сказано в Первомайском комитете на­ родного контроля, где уже собирались материалы по во­ локите в отношении очистных. Но тогдашний начальник СМУ-1 Б. Н. Веллер умолчал о другой причине. Тем же летом трест сдавал под ключ более выгодные объекты — хлебозавод, хладо- завод. Помните слова брига­ дира В. Ф . Алексейкова? Он вспоминает: — Весной 1985 года только начали работать на станции, как у нас сняли кран. Сказа­ ли, что новый кинотеатр надо срочно сдавать, а потом и нас перекинули на другой объект, кстати, тоже пусковой... Вот здесь кроется ответ на вопрос: «Почему же так дол­ го волокитили с очистными?» Все объясняется просто. В своих отчетах строители пи­ шут: «Освоили столько-то ты ­ сяч или миллионов рублей». И чем больше они освоят, тем лучше будут показатели по предприятию, тем больше премии, почет... Если бы в 6МУ-1 оставили бригаду на очистных, то плай бы им было выполнить гораз­ до сложней — земляные ра­ боты дешевые и трудоемкие. Зная подводные течения проволочек, нам уже будет гораздо проще проследить за судьбой КНС-2. Короче, подрядчик возвра­ щается к очистным лишь в сентябре. Да и то 11 сентяб­ ря инспектор Беломорской гидрохимической лаборато­ рии А. Б. Аранович фиксиру­ ет: «Работы все еще не ве­ дутся из-за нехватки рабо­ чей силы у подрядчика и о т­ сутствия технических реш е­ ний у заказчика». Ну, насчет «нехватки раб­ силы» нам ясно, а вот что еще с документацией? Оказывает­ ся, не решено, как и где учи­ тывать дополнительные рабо­ ты, которые ведет СМУ-1. Обратите внимание на тон. В рыбный порт — из СМУ-1. 30.10.85 года: «До сих пор ни один суточ­ ный объем работ технадзором не подтвержден. Вынуждены будем прекратить работы». В рыбный порт. Ноябрь 1985 года: «Выполненные в октябре до­ полнительные работы не под­ тверждены. Если не подтвер­ дите — остановим работы». И так до марта 1986 года. 6 одной стороны ясно: на ка­ ком основании рабочим выда, вать зарплату? Но о другой стороны, в соответствии со Стандартом предприятия И правилами подрядных догово­ ров, оплата дополнительных работ производится по испол­ нительным Схемам И актам. Были предоставлены эти до ­ кументы из СМУ-1 в порт? Не были. Лишь в конце нояб­ ря 1985 года сразу, как только их получили, портови­ ки включили их в смету. И страсти улеглись. Подведем некоторые итоги. Очистным в порту более семи лет. Из них КНС-2 строится вторую пятилетку. Если бы не местнические амбиции руко­ водителей, если бы деловые отношения не подменялись д е ­ ловыми позами, если бы у строителей была чуть-чуть больше развита дальновидность и чуть-чуть меньше интуиция на «выгодные» и «невыгод­ ные» объекты, то очистные в порту давно бы уже работа­ ли. И не спускались бы в за­ лив отходы береговых пред­ приятий. Видите, сугубо экономиче­ ские вопросы переросли в вопросы нравственные. Навер­ няка, решая, какому объекту отдать предпочтение, в тре­ сте подозревали, что, пока КНС-2 стоит, до тех пор и загрязняется акватория пор­ та. И все равно — чашу ве­ сов перетянул его Величест­ во Вал. Тем самым был допу­ щен компромисс с совестью. Во имя плана. Сейчас самые невыгодные работы на КНС-2 закончены. Днище закреплено, и колодец нарощен. Идет кирпичная кладка. Она стоит дороже. И все-таки, пока объект станет пусковым, не одна тонна отхо­ дов уйдет в залив. В наш С вами зализ. С. САВИНА. РЫБНЫЙ мурман 5 16 мая 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz