Рыбный Мурман. 1986 г. Май.
• Память П О С Л Е разгрома в Запо- " * лярье немецко-фашист ских захватчиков в октябре сорок четвертого года боевые действия на сухопутном фрон те прекратились. Стало за метно тише и спокойней в заполярном небе. А вот в «огненном» Баренцевом море еще продолжалась ожесточен ная война с фашистскими под водными лодками. Немецко- фашистское военно-морское командование по-прежнему продолжало предпринимать попытки нарушить наше мор ское судоходство на Севере, увеличивая свой подзодный флот. Очень серьезную опас ность для мореплавания они создали в Баренцевом море вдоль побережья Кольского полуострова, у побережья Ры бачьего, на подходах к пор там и базам флота. В последние месяцы войны фашистские субмарины дей ствовали дерзко, с отчаянием обреченных, предчувствуя свой близкий конец. Они напа дали на транспорты и суда промыслового флота, на бое вые корабли, атакуя их с больших дистанций самонаво- дящимися акустическими тор педами. Подводные пираты действовали группами и по одиночке в непосредственной близости от наших берегов. Боевые силы Северного фло та вели настойчивый поиск подводных лодок врага. На борьбу с ними были броше ны все основные силы флота, включая и авиацию. Дальние и ближние дозоры из числа сторожевых кораблей, мор ских «охотников», тральщиков охраняли вход в Кольский за лив, подходы к другим пор там и базам флота. Корабли флота продолжали охранять внутренние и внеш ние морские коммуникации, сопровождая транспорты и суда в составе конвоев. Если в первые годы войны на кон воирование одного транспор та назначалось один—два ко . рабля, то в последние месяцы — до десяти и более боевых кораблей. Противолодочные корабли при охране транспор тов не давали возможности фашистским пиратам прорвать линию охранения судов и выйти в атаку. При обнаруже нии врага они смело и дерз ко атаковали его, топили ф а шистские субмарины, отправ ляя их на дно холодного мо ря. Но избежать потерь не всегда удавалось... 20 января 1945 года в юж ной части Баренцева моря И на подходах к Кольскому за ливу, как никогда, стояла хо рошая погода: от зюйд-веста дул ветер силою 3—4 балла, наблюдалось слабое волнение моря до 2—3 баллов, темпе ратура воздуха — 10, — 12, ви димость хорошая, парения € поверхности воды почти не на блюдалось. В сутках было ма ло светлого времени — толь ко что закончилась полярная ночь. Солнце не показывалось из-за сопок. Рано утром в тот день «сто двадцать второй» тральщик стоял на рейдовой бочке в одной из губ Кольского зали ва. Корабль был подготозлен к бою и выходу в морг. В боевой рубке находились ко мандир тральщика капитан- лейтенант Федор Иаанозич Кисляков, его помощник стар ший лейтенант Константин Афанасьевич Павлов и коман дир штурманской боевой ча сти лейтенант Алексей Осад- чий. Командир и его помощник смотрели на Кольский залив, с юга которого должны по казаться два транспорта. Вре мя их прибытия на тразерз губы приближалось. Коман дир посмотрел на своего по мощника и приказал: — Снимайтесь с бочки! Не прошло и десяти минут после этого, как «ТАМ-122» уже выходил из губ ы в Коль ский залив. На корабле про звучали колокола громкого боя, и личный состав занял свои места на боевых постах. В то время траверз губы про ходил советский транспорт «Вятка». В кильватер ему следовал норвежский «Иде- фьорд». Впереди них и сза ди шли корабли охранения. Часть их находилась в море и к конвою присоединились эс минцы «Разумный» и «Разъя ренный». Они после поиска врага последовали впереди конвоя. Всего в состав эскорта бы ло включено двадцать кора блей Северного флота и че тыре из военно-морских сил Норвегии (три тральщика и один корвет). Командиром кон воя был контр-адмирал П. П. Михайлов — командир охра ны водного района главной базы флота. пользоваться ею никто не мог — не до нее было мо рякам. На пути между мыса ми Сеть-Наволок и Цып-На- волок «ТАМ-122» вдруг увели чил ход до форсированного и начал сбрасывать одну за другой в морскую пучину глу бинные бомбы. Двенадцать разрывов мы насчитали за кор мой своего корабля. Пройдя мыс Цып-Наволок, конвой изменил курс влево и последовал на северо-запад вдоль побережья полуострова В к о нц е в ойны у наших берегов занималась поиском подвод ных лодок противника. При выходе из Кольского залива корабли эскорта пост роились в походный противо лодочный ордер из двух ли ний охранения, и конвой по следовал вперед по своему назначению. Впереди его на ходились корабли ударной и поисковой групп. В состав их входили корабли с гидроаку стической аппаратурой и мощ ным противолодочным воору жением. Корабли поисковой группы еще до выхода кон воя из Кольского залива «прог чесали» своей гидроакустикой весь район предстоящего пе рехода. От мыса Сеть-Наволок кон вой повернул немного влево и взял курс к мысу Цып-На волок. При подходе к нему Тральщик «сто двадцать вто рой» следовал во второй ли нии охранения в конце поход ного ордера, правее охраняе мых транспортов. Все кораб ли эскорта следовали по бое вой готовности «один»: ору жие и технические средства были приведены к немедлен ному нанесению удара по вра гу. В районе следования кон воя почти все время стоял гул и грохот от разрывов глу бинных бомб. Это корабли эс корта производили глубинное бомбометание в той целью, чтобы не дать возможности фашистским субмаринам про рвать линию охранения и ата ковать транспорты. На поверх ности моря плавало очень много трески, оглушенной взрывами бомб. Только вос- Рыбачий. Транспорты следова ли в кильватер друг другу, прижимаясь ближе к берегу в район малых глубин. Здесь, со стороны берега, исключа лось нападение подводных лодок врага. Действию их ме шали малые глубины. А со стороны моря фашистские субмарины не могли прорвать огневую завесу кораблей эс корта. Очень плотной была она. Подводные лодки про тивника преследовали конвой с момента выхода его из Кольского залива, создав очень напряженную обстанов ку. Весь переход моряки ко раблей не уходили со своих боевых постов. Они очень тщательно вели наблюдение за поверхностью моря, нахо дились в полной боевой го товности и в огромном физи- Мы — интернационалисты 1ЛЕПРИВЫЧНО было видеть ** в это т день на палубе эскадренного миноносца моло ды х ребят в дж ин сах, эле га н т ны х н ур тка х. Они с интересом осматривали боевой корабль, знакомились с ж изнью и бое вой учебой своих сверстников. Ш ла встреча воинов, служ и в ш и х а составе ограниченного ко нтингента со ветских войск в Д Р А , с моряками • северо морцами. Л ейтенант О. Бунов (на снимке) подробно рассна'- зал бывшим солдатам и сер ж антам о вооружении корабля, его боевых возмож ностях. А затем s куб р и ках северомор цы услы ш али рассказ из у с т очевидцев о нелегкой службе воинов » интернационалистов. Они на первый взгляд ничем не отличаю тся от те х, кого мы ежедневно встречаем на ул и ц ах. Но за плечами каждого из них — А ф ган и стан . — Дома слова о долге я вос принимал абстрактно , — ска зал на встрече рядовой запа са Игорь Рож ков. — А там , в А ф ган и стан е, все ср азу стало на свои м еста... Вним ательно вслуш иваю тся моряки в слова бывш его мо то стр елка. При отражении н а падения банды душманов ря довой И, Рожнов был ранен. Он не зн ал, что за это т бой был представлен н награде. Орден Красной Звезды слеса рю - судоремонтнику вручили уж е после увольнения в запас. Ефрейтор запаса В. Селиванов служ ил в воздушно • десан т н ы х во йсках, награжден ме далью «За боевые за сл уги » . Сейчас младший серж ант В. Селиванов работает в милиции. На встрече нто-то из ребят ск а за л, что в армию и на ф ло т нужно идти < чистой со вестью и верой в себя. При слуш аем ся н их словам ... Фото А. КУЗНЕЦОВА. ческом напряжении. Плавание в море под постоянной угро зой атаки врага было по-преж- нему связано с определенным риском для жизни. Конвой уже подходил к мы су Вайдагубский и начал по ворачивать влево в Варангер- фьорд. Казалось, все склады валось хорошо: сильный эс корт, прекрасная погода. Ни что, кажется, не предвещало беды. А она была рядом. ...Сильный взрыв послышал ся после полудня к норд-зе- сту от Вайдагубского. Полых нуло пламя. Один из кораблей эскорта был атакован подвод ной лодкой. Чуть позднее стало известно, что корабли с гидроакустической аппара турой в районе Вайдагубского обнаружили фашистскую суб марину. Они начали преследо вать ее и бомбить. Через пол часа после этого другая под водная лодка врага торпеди ровала акустической торпе дой эсминец «Разъяренный». Корабль получил сильные по вреждения, у него была де формирована кормозая часть. Он остался без хода и уп равления. Как потом стало известно, среди личного со става оказались жертвы: по гибло 36 человек, умерло от ран 2 и 17 получили ранения. Часть кораблей эскорта на чала искать вторую фашист скую субмарину, другие ока зывали помощь поврежден ному эсминцу, а основная часть кораблей продолжала охрану конвоируемых тран спортов, и конвой следовал к Айновым островам, оставляя их справа. Слева по-прежнему находились берега Рыбачьего. Наш «сто двадцать второй» проходил невдалеке от эс минца «Разъяренный», и мно гие моряки, несшие вахты на верхних боевых постах, виде ли его. Транспорт «Вятка» благопо лучно зашел в Печенгский за лив и прибыл в порт Линаха- мари. Норвежский транспорт «Иде-фьорд» под охраной со ветских и норвежских кораб лей ушел в порт Киркенес, куда тоже прибыл благополуч но. «Сто двадцать второй» траль щик, охраняя транспорт «Вят ка», зашел в порт Линахама- ри. Вскоре на буксире при вели в порт и торпедирован ный эсминец «Разъяренный». У него была отрублена корма. За годы войны я не раз ви дел этот корабль. Осенью со рок второго года он прибыл на Северный флот с Дальнего Востока Северным морским путем с лидером «Баку» и эс минцем «Разумный». Много боевых дел было на счету эсминца «Разъяренный». Несколько десяткоз тысяч миль прошел он по «огнен ным» северным морям за два с небольшим года войны. Через несколько суток пос ле этого из Линахамари в Кольский залив вышел новый конвой. В тот раз на охрану одного транспорта было вы делено двадцать восемь ко раблей. В составе эскорта сле довал и «ТАМ-122», на кото ром служил азтор этих воспо минаний. В пути конвой снова пресле довали фашистские подводные лодки, но сильный эскорт не позволил им прорвать две линии охранения и нанести удар по транспорту. В день выхода из Линахамари конвой благополучно прибыл в Коль ский зализ. В. ДОРИЧЕ8, ветеран Краснознаменного Северного флота и Мур манского ордена Октябрь ской Революции тралового флота. мая 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz