Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

• Память П О С Л Е разгрома в Запо- " * лярье немецко-фашист­ ских захватчиков в октябре сорок четвертого года боевые действия на сухопутном фрон­ те прекратились. Стало за­ метно тише и спокойней в заполярном небе. А вот в «огненном» Баренцевом море еще продолжалась ожесточен­ ная война с фашистскими под­ водными лодками. Немецко- фашистское военно-морское командование по-прежнему продолжало предпринимать попытки нарушить наше мор­ ское судоходство на Севере, увеличивая свой подзодный флот. Очень серьезную опас­ ность для мореплавания они создали в Баренцевом море вдоль побережья Кольского полуострова, у побережья Ры­ бачьего, на подходах к пор­ там и базам флота. В последние месяцы войны фашистские субмарины дей­ ствовали дерзко, с отчаянием обреченных, предчувствуя свой близкий конец. Они напа­ дали на транспорты и суда промыслового флота, на бое­ вые корабли, атакуя их с больших дистанций самонаво- дящимися акустическими тор­ педами. Подводные пираты действовали группами и по­ одиночке в непосредственной близости от наших берегов. Боевые силы Северного фло­ та вели настойчивый поиск подводных лодок врага. На борьбу с ними были броше­ ны все основные силы флота, включая и авиацию. Дальние и ближние дозоры из числа сторожевых кораблей, мор­ ских «охотников», тральщиков охраняли вход в Кольский за­ лив, подходы к другим пор­ там и базам флота. Корабли флота продолжали охранять внутренние и внеш­ ние морские коммуникации, сопровождая транспорты и суда в составе конвоев. Если в первые годы войны на кон­ воирование одного транспор­ та назначалось один—два ко . рабля, то в последние месяцы — до десяти и более боевых кораблей. Противолодочные корабли при охране транспор­ тов не давали возможности фашистским пиратам прорвать линию охранения судов и выйти в атаку. При обнаруже­ нии врага они смело и дерз­ ко атаковали его, топили ф а­ шистские субмарины, отправ­ ляя их на дно холодного мо­ ря. Но избежать потерь не всегда удавалось... 20 января 1945 года в юж­ ной части Баренцева моря И на подходах к Кольскому за­ ливу, как никогда, стояла хо­ рошая погода: от зюйд-веста дул ветер силою 3—4 балла, наблюдалось слабое волнение моря до 2—3 баллов, темпе­ ратура воздуха — 10, — 12, ви­ димость хорошая, парения € поверхности воды почти не на­ блюдалось. В сутках было ма­ ло светлого времени — толь­ ко что закончилась полярная ночь. Солнце не показывалось из-за сопок. Рано утром в тот день «сто двадцать второй» тральщик стоял на рейдовой бочке в одной из губ Кольского зали­ ва. Корабль был подготозлен к бою и выходу в морг. В боевой рубке находились ко­ мандир тральщика капитан- лейтенант Федор Иаанозич Кисляков, его помощник стар­ ший лейтенант Константин Афанасьевич Павлов и коман­ дир штурманской боевой ча­ сти лейтенант Алексей Осад- чий. Командир и его помощник смотрели на Кольский залив, с юга которого должны по­ казаться два транспорта. Вре­ мя их прибытия на тразерз губы приближалось. Коман­ дир посмотрел на своего по­ мощника и приказал: — Снимайтесь с бочки! Не прошло и десяти минут после этого, как «ТАМ-122» уже выходил из губ ы в Коль­ ский залив. На корабле про­ звучали колокола громкого боя, и личный состав занял свои места на боевых постах. В то время траверз губы про­ ходил советский транспорт «Вятка». В кильватер ему следовал норвежский «Иде- фьорд». Впереди них и сза­ ди шли корабли охранения. Часть их находилась в море и к конвою присоединились эс­ минцы «Разумный» и «Разъя­ ренный». Они после поиска врага последовали впереди конвоя. Всего в состав эскорта бы­ ло включено двадцать кора­ блей Северного флота и че­ тыре из военно-морских сил Норвегии (три тральщика и один корвет). Командиром кон­ воя был контр-адмирал П. П. Михайлов — командир охра­ ны водного района главной базы флота. пользоваться ею никто не мог — не до нее было мо­ рякам. На пути между мыса­ ми Сеть-Наволок и Цып-На- волок «ТАМ-122» вдруг увели­ чил ход до форсированного и начал сбрасывать одну за другой в морскую пучину глу­ бинные бомбы. Двенадцать разрывов мы насчитали за кор­ мой своего корабля. Пройдя мыс Цып-Наволок, конвой изменил курс влево и последовал на северо-запад вдоль побережья полуострова В к о нц е в ойны у наших берегов занималась поиском подвод­ ных лодок противника. При выходе из Кольского залива корабли эскорта пост­ роились в походный противо­ лодочный ордер из двух ли­ ний охранения, и конвой по­ следовал вперед по своему назначению. Впереди его на­ ходились корабли ударной и поисковой групп. В состав их входили корабли с гидроаку­ стической аппаратурой и мощ­ ным противолодочным воору­ жением. Корабли поисковой группы еще до выхода кон­ воя из Кольского залива «прог чесали» своей гидроакустикой весь район предстоящего пе­ рехода. От мыса Сеть-Наволок кон­ вой повернул немного влево и взял курс к мысу Цып-На­ волок. При подходе к нему Тральщик «сто двадцать вто­ рой» следовал во второй ли­ нии охранения в конце поход­ ного ордера, правее охраняе­ мых транспортов. Все кораб­ ли эскорта следовали по бое­ вой готовности «один»: ору­ жие и технические средства были приведены к немедлен­ ному нанесению удара по вра­ гу. В районе следования кон­ воя почти все время стоял гул и грохот от разрывов глу­ бинных бомб. Это корабли эс­ корта производили глубинное бомбометание в той целью, чтобы не дать возможности фашистским субмаринам про­ рвать линию охранения и ата­ ковать транспорты. На поверх­ ности моря плавало очень много трески, оглушенной взрывами бомб. Только вос- Рыбачий. Транспорты следова­ ли в кильватер друг другу, прижимаясь ближе к берегу в район малых глубин. Здесь, со стороны берега, исключа­ лось нападение подводных лодок врага. Действию их ме­ шали малые глубины. А со стороны моря фашистские субмарины не могли прорвать огневую завесу кораблей эс­ корта. Очень плотной была она. Подводные лодки про­ тивника преследовали конвой с момента выхода его из Кольского залива, создав очень напряженную обстанов­ ку. Весь переход моряки ко­ раблей не уходили со своих боевых постов. Они очень тщательно вели наблюдение за поверхностью моря, нахо­ дились в полной боевой го­ товности и в огромном физи- Мы — интернационалисты 1ЛЕПРИВЫЧНО было видеть ** в это т день на палубе эскадренного миноносца моло­ ды х ребят в дж ин сах, эле га н т­ ны х н ур тка х. Они с интересом осматривали боевой корабль, знакомились с ж изнью и бое­ вой учебой своих сверстников. Ш ла встреча воинов, служ и в­ ш и х а составе ограниченного ко нтингента со ветских войск в Д Р А , с моряками • северо­ морцами. Л ейтенант О. Бунов (на снимке) подробно рассна'- зал бывшим солдатам и сер­ ж антам о вооружении корабля, его боевых возмож ностях. А затем s куб р и ках северомор­ цы услы ш али рассказ из у с т очевидцев о нелегкой службе воинов » интернационалистов. Они на первый взгляд ничем не отличаю тся от те х, кого мы ежедневно встречаем на ул и ­ ц ах. Но за плечами каждого из них — А ф ган и стан . — Дома слова о долге я вос­ принимал абстрактно , — ска­ зал на встрече рядовой запа­ са Игорь Рож ков. — А там , в А ф ган и стан е, все ср азу стало на свои м еста... Вним ательно вслуш иваю тся моряки в слова бывш его мо­ то стр елка. При отражении н а­ падения банды душманов ря­ довой И, Рожнов был ранен. Он не зн ал, что за это т бой был представлен н награде. Орден Красной Звезды слеса­ рю - судоремонтнику вручили уж е после увольнения в запас. Ефрейтор запаса В. Селиванов служ ил в воздушно • десан т­ н ы х во йсках, награжден ме­ далью «За боевые за сл уги » . Сейчас младший серж ант В. Селиванов работает в милиции. На встрече нто-то из ребят ск а за л, что в армию и на ф ло т нужно идти < чистой со­ вестью и верой в себя. При­ слуш аем ся н их словам ... Фото А. КУЗНЕЦОВА. ческом напряжении. Плавание в море под постоянной угро­ зой атаки врага было по-преж- нему связано с определенным риском для жизни. Конвой уже подходил к мы­ су Вайдагубский и начал по­ ворачивать влево в Варангер- фьорд. Казалось, все склады­ валось хорошо: сильный эс­ корт, прекрасная погода. Ни­ что, кажется, не предвещало беды. А она была рядом. ...Сильный взрыв послышал­ ся после полудня к норд-зе- сту от Вайдагубского. Полых­ нуло пламя. Один из кораблей эскорта был атакован подвод­ ной лодкой. Чуть позднее стало известно, что корабли с гидроакустической аппара­ турой в районе Вайдагубского обнаружили фашистскую суб­ марину. Они начали преследо­ вать ее и бомбить. Через пол­ часа после этого другая под­ водная лодка врага торпеди­ ровала акустической торпе­ дой эсминец «Разъяренный». Корабль получил сильные по­ вреждения, у него была де­ формирована кормозая часть. Он остался без хода и уп­ равления. Как потом стало известно, среди личного со­ става оказались жертвы: по­ гибло 36 человек, умерло от ран 2 и 17 получили ранения. Часть кораблей эскорта на­ чала искать вторую фашист­ скую субмарину, другие ока­ зывали помощь поврежден­ ному эсминцу, а основная часть кораблей продолжала охрану конвоируемых тран­ спортов, и конвой следовал к Айновым островам, оставляя их справа. Слева по-прежнему находились берега Рыбачьего. Наш «сто двадцать второй» проходил невдалеке от эс­ минца «Разъяренный», и мно­ гие моряки, несшие вахты на верхних боевых постах, виде­ ли его. Транспорт «Вятка» благопо­ лучно зашел в Печенгский за­ лив и прибыл в порт Линаха- мари. Норвежский транспорт «Иде-фьорд» под охраной со­ ветских и норвежских кораб­ лей ушел в порт Киркенес, куда тоже прибыл благополуч­ но. «Сто двадцать второй» траль­ щик, охраняя транспорт «Вят­ ка», зашел в порт Линахама- ри. Вскоре на буксире при­ вели в порт и торпедирован­ ный эсминец «Разъяренный». У него была отрублена корма. За годы войны я не раз ви­ дел этот корабль. Осенью со­ рок второго года он прибыл на Северный флот с Дальнего Востока Северным морским путем с лидером «Баку» и эс­ минцем «Разумный». Много боевых дел было на счету эсминца «Разъяренный». Несколько десяткоз тысяч миль прошел он по «огнен­ ным» северным морям за два с небольшим года войны. Через несколько суток пос­ ле этого из Линахамари в Кольский залив вышел новый конвой. В тот раз на охрану одного транспорта было вы­ делено двадцать восемь ко­ раблей. В составе эскорта сле­ довал и «ТАМ-122», на кото­ ром служил азтор этих воспо­ минаний. В пути конвой снова пресле­ довали фашистские подводные лодки, но сильный эскорт не позволил им прорвать две линии охранения и нанести удар по транспорту. В день выхода из Линахамари конвой благополучно прибыл в Коль­ ский зализ. В. ДОРИЧЕ8, ветеран Краснознаменного Северного флота и Мур­ манского ордена Октябрь­ ской Революции тралового флота. мая 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz