Рыбный Мурман. 1986 г. Май.

К 70-летию Мурманска М Н О Г О СЛА ВНЫ Х ИМЕН на борту кораблей старейшего в стране рыболовного флота — Мур­ манского тралового. Но РТ-29 «Ки­ ров» в этом ряду занимает особое, видное место. Не умаляя заслуг эки­ пажей многих-многих траулеров, су­ дов других типов, бороздивших Ба­ ренцево море, принимавших на его просторах участие в обороне страны, нельзя не отдать должное киров- уам — за стабильность в работе, за преданность «своему пароходу», 5 а выполнение своего долга в любых Обстоятельствах. А героизм, это вы- Сокос понятие о долге и чести, имен­ но в этой формуле. В третье десятилетие биографии Мурманска РТ-29 «Киров» вписал свои главные страницы. Коротко (ме- fTO ие позволяет) назовем события и людей той славной и трудной поры.- РТ-29, сначала носивший имя «Днепр», был зачислен с новостроя в Мурман­ ский траловый ф ло т в 1931 году. Уже через год о нем заговорили. С завистью . С восхищением. С тревогой — экипаж ломал многие нормы, просто житейские представления о промысле рыбы в море. Капитан молодой — «без году неделя» — а идет впереди, техника^ «не ломает­ ся», как у всех, трал какой-то «особен­ ный» — уловисты й, и в шторм ловят, «сам» секретарь ЦК партии, первый секретарь Ленинградского обкома — Мироныч, как уважительно говорили о Сергее Мироновиче Кироге, дал «добро» на присвоение его имени траулеру — это, конечно, честь для рыбаков, но какая ответственность! Георгий Герасимович Тисленко, который и был действительно «без году неделя» капитаном, сам упорно учился, людей учил работать с уско­ рением, о котором сегодня, после X X V II съезда партии, мы говорим в каждом коллективе. Сожмем пружину истории до пре-. Дела: РТ-29 «Киров» по праву стал одним из зачинателей стахановского движения в траловом флоте. Кнров- с ~ цы, пообещав дать улов в 1936 го­ ду 50000 центнеров рыбы (перепу­ гав начальство, потребовавшее по­ вторить текст радиограммы с обяза­ тельством), превысили этот показа­ тель на 2,2 тысячи центнеров, а в 1937-м добыли 61 тысячу центнеров! Победу эту экипаж «разделил» на двух капитанов: Г. Г. Тисленко, ушедшего на повышение, и Андрея Иосифовича Стрельбицкого, приняв­ шего. в августе 37-го прославленный траулер. Преемник не уронил славы коллектива: в 1938 году было добы­ то почти 62000 центнеров — уста­ новлен мировой рекорд улова на один траулер. А. И. Стрельбицкий доло­ жил с трибуны X V III съезда партии об успехах рыбаков. М И РНЫ Й ТРУД Н А РУШ И Л А ВОИНА . Промысловики Севе­ ра стали воинами. Кировцы соста­ вили костяк боевого экипажа своего же траулера, теперь тральщика Се- < верного флота № 38. Два военных года ТЩ-38 под ко­ мандованием капитан-лейтенанта Ан­ дрея Иосифовича Стрельбицкого вы­ полнял различные задания командо­ вания Беломорской военной флоти­ лии. Он тралил мины в тех фарвате­ рах, где проходили конвои, сопро­ вождал транспорты с ценным грузом па борту, перевозил воинов и бое­ припасы, отражал налеты фашист­ ской авиации, вел борьбу с подвод­ ными лодками противника, с обледе­ нением и сильными штормами. Наиболее памятным походом для тех, кто служил на ТЩ-38 (как пи­ шут в музей КСФ ветераны в своих воспоминаниях), был июльский по­ ход сорок второго года. К М урмянсну шел конвой союзников «PQ 17». Англичане узн али, что гитяе- ровцы навстречу конвою вы слали си ль­ ную эскадр у военных кораблей, та к и х, как линкоры «Тирпиц», «Адмирал Ше- ер». Поступил приказ Лондона: кораб­ лям охранения отойти на запад, кон­ вою рассредоточиться, а транспортам , до места Нто как смож ет, добираться назначения. В поиске судов с грузом принимали участие многие тральщ ики Северного ф ло та. Среди н их и ТЩ -38. Личный со­ став его под командованием капитан- лейтенанта А . И. Стрельбицкого обна­ ружил в районе Новой Земли четыре ам ериканских тран сп о рта. Тральщ ик Ыя 38 отконвоировал их к м есту встре­ чи с нашими кораблями. Кировцы в труде и бою Тральщики Северного флота уходят в поход. Фото военных лет. Репродукция А. Раубе. 13 июля сорок второго года он обна­ ружил две шлюпки со второй группой моряков (25 человек) с потопленного транспорта «Олопана». Выполнению этой боевой задачи способствовали отличная организация служ бы , хорошо поставлен­ ная партийно-политическая работа. В походе агитаторы проводили беседы и лекции. В них они использовали нон- кретный материал из боевого опыта своего корабля и своих сослуживцев. Командир артиллерийской и минно-тор­ педной боевой части лейтенант Бабур- кин беседовал со старш инами и матро­ сами о быстром обнаружении следа торпеды , а командир электром еханиче­ ской боевой части воентехник 2-го ран­ га О сташ кин учил своих подчиненных обеспечению бездымности и светомаски­ ровки корабля. В этом походе увеличилась пар­ тийная организация. Подали заявле­ ния о приеме кандидатами в члены ВКП(б) командир отделения мине­ ров Шуляк, командир отделения сигнальщиков Макаров, матросы Ма­ хов и Хабаров. ...И по-прежнему нес свою нелегкую в а хту ТЩ-38. Порою боевые походы сме­ нялись ремонтными работами. И то г­ да экипаж стремился быстрее ввести в строй свой корабль и продолжить борь­ бу с противником. Сложным выдался для многих тральщиков Беломорской флотилии 1944 год — победный в Заполярье. ТЩ-38 принимал участие в операци­ ях Северного флота, при освобожде­ нии Печеиги, в конвоировании су­ дов из Кольского залива в Белое мо­ ре. Надо отметить, что в декабре их часто атаковали «волчьи стаи» фа­ шистских подводных лодок. 2 декабря 1944 года из Кольского залива в Архангельск ушел конвой КБ-35 (Кольский залив — Белое мо­ ре № 35). В его составе находились транспорты «Кама» и «Революция», охрану которых несли ТЩ-38 и СКР- 20. В тот декабрьский день дул юго- западный ветер, сила его достигала восьми баллов. Из-за плохого качест­ ва угля упало давление пара в кот­ лах”транспорта «Революция», в райо­ не Лицких островов он лишился хо­ да. Сторожевой корабль № 20 по приказу командира конвоя ушел с «Камой», а ТЩ-38 продолжал охра­ ну «Революции». Несколько часов транспорт дрейфовал, не имея хода. В таком состоянии его атаковала и потопила вражеская подводная лод­ ка. Расправившись с судном, подвод­ ный пират пытался артогнем пото­ пить и ТЩ-38. Но североморцы под командованием капитан-лейтенанта Константина Лаврентьевича Бур­ кова решительно вступили в борь­ бу с сильным противником, который имел превосходство в скорости и во­ оружении. Комендоры ТЩ-38 мет­ кими залпами заставили подводную лодку противника скрыться под во­ дой. ' Вскоре тральщик присоединил­ ся к конвою. Закончилась война, корабль-воин был возвращен траловому флоту. И в первый трудовой мирный рейс РТ-29 «Киров» повел опытный северомо­ рец, кавалер боевых наград — орде­ на Отечественной воины, двух орде­ нов Красной Звезды и медали «З а отвагу» — Константин Лаврентьевич Бурков. О боевых делах кировцев на­ поминала бронзовая доска, укреплен­ ная в салоне: «РТ-29 в составе Се­ верного флота активно участвовал в Великой Отечественной войне про­ тив немецко-фашистских захватчи­ ков. В боях за нашу Советскую Р о­ дину экипаж корабля 200 суток про­ вел в дозоре. 100 суток в тральных операциях, участвовал в 15 конвой­ ных операциях, уничтожил 20 мин, неоднократно отражал атаки враже­ ской авиации». Кировцы снова показывали высо­ кий класс в добыче рыбы. Многие из н и х, начавшие свой трудовой п уть еще в довоенные годы , о тслуж ив здесь всю войну, не расстались с родным тр ауле­ ром. Назову дв ух ветеранов. Это Нико­ лай Павлович Платонов и А лександр Кириллович Окунев. Первый прошел здесь п уть от кочегара до старш его ме­ ха н и ка, второй работал тралмейстером , в годы войны был командиром орудия. Н. П. Платонов воевал на ТЩ -38 м аш и­ нистом, был награжден орденом Крас­ ной Звезды , медалью Уш акова. после войны — орденом Трудового Красного Знамени. Умер в 1980 году. Александр Кириллович Окунев. ему 73 года, живет в Мурманске. Мно­ гие кировцы после войны разъ­ ехались по стране, и разыскать их было нелегко. Но сотрудники музея Краснознаменного Северного флота сумели их найти. В Архангельске остались бывшие члены экипажа ТЩ-38 старшина первой статьи Александр Иванович Артамонов, старший матрос Григорий Яковле­ вич Котлов, в Плесецком районе жи­ вет старший матрос Иван Сергеевич Поспелов, в Пинежском районе тру­ дится старшина второй статьи Артел! Николаевич Харин. Откликнулся из Мезени бывший шифровальщик ТЩ-38 Леонид Пет­ рович Личугин. Вот что вспоминает он о службе на этом корабле: «На ТЩ -38 я служ ил с 1943 года. Наш тральщ ик в годы войны избороз­ дил воды от Петсамо до пролива Вилькицкого, огибал Новую Землю (на мысе Ж елания снимал моря­ ков поста СНиС), тралил мины в Бе­ лом, Баренцевом и Карском морях. И, конечно, все было: встречи с подвод­ ными лодками, с минами, со льдом и ж естоким штормом. Я го рж усь, что мне выпало счастье бы ть моряком Северного ф лота и сл у­ ж ить на ТЩ -38, который мы ласково называли «труж еником моря». Гор­ ж усь тем , что нашим кораблем ком ан­ довал зам ечательный человек, опы тны й командир НЮнстантин Лаврентьевич Бурков, всеми офицерами и м атросами, с кем пришлось делить все поровну». Вместе с воспоминаниями Леонид Петрович Личугин прислал в музей СФ и письма военных лет. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Се­ верного флота. 5 Ф Е В Р А Л Я . Бюро обкома партии при­ няло постановление о военизации тр а­ лового ф лота, порта, судоремонтны х предприятий и Морзверрыбпрома. Ф Е В Р А Л Ь . Выполняя задание обкома партии по вылову 100 тонн рыбы для снабжения 14-й армии и Северного ф ло та, экипаж РТ-14 «Сталин» (ком ан­ дир А . Г. Хохлин) добыл 150 тонн. От­ ражая налеты вражеской авиации, ры­ баки сбили один самолет. 8 членов эки ­ пажа удостоены вы соких наград. Ко­ мандир траулера А . Г. Хохлин был на­ гражден орденом Ленина. 13 А В ГУ С ТА . П артизанские отряды «Советский Мурман» и «Больш евик З а­ полярья» (командиры С. Д. Куроедов и А. С. Смирнов) — приняли п р и сягу. 20 НО ЯБРЯ — 20 Д Е К А Б Р Я . По ини­ циативе коллектива Мурманской судо­ верфи на всех промыш ленны х предпри­ я ти я х области прошел месячник «По­ можем С талинграду!» 1943 ГОД 19 Я Н В А Р Я . Председатель Государ ст­ венного Комитета Обороны И. В. С та­ лин выразил благодарность тр удящ им ­ ся области, собравшим в ф онд обороны 64724000 рублей и на строительство эс- надрильи «Советский Мурман» 3 мил­ лиона 59 ты сяч рублей. 24 А В ГУ С ТА . 48 рыбаков тралового ф лота награждены орденами и медаля­ ми СССР. 43 рыбака получили награды за помощь Северному ф л о ту. 7 НО ЯБРЯ. Траловый ф ло т рапортовал о перевыполнении годового плана. 10 НО ЯБРЯ. За героизм и трудовую доблесть, проявленные в борьбе с ф а ­ ш истской Германией траловому ф ло ту вручено переходящее Красное знамя ГКО (позже оно было оставлено на веч­ ное хранение). 1944 ГОД Я Н В А Р Ь . Экипаж траулера «Абрек» (капитан В. В. Падорин) обратился и промысловикам с призывом возродить движение «тридцатиты сячников». РТ-2 «Ерш ", РТ-52 «Сом», РТ-69 «Ир­ ты ш » , РТ-23 «Чайка» стали победителя­ ми во Всесоюзном соревновании рыба­ ков. 30 МАЯ. В «Правде» опубликована ста­ ть я первого секретаря обкома партии М. И. С таростина «Ры баки Мурмана», в которой рассказы валось о героиче­ ском труде в годы войны м урм анских промысловиков. 19 ИЮЛЯ. Труж еники торгового пор­ та и судоверфи вы ступи ли с ин ициати­ вой: отработать каж дом у на восстанов­ лении родного города по 20 часов в ме­ сяц. 11 О К ТЯ Б РЯ . Во время наступ лен и я со ветских войск на Севере совершил подвиг Анатолий Бредов, бывший рабо­ чий Мурманской судоверфи. 1 Н О ЯБ РЯ. Войска Карельского фрон­ та во взаимодействии с Северным ф ло ­ том завершили полное освобождение Печенгской (Петсам ской) области от немецких захватчи ко в. 5 Д Е К А Б Р Я . Указом Президиума Вер­ ховного Совета ССС Р учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». 1945 ГОД 22 А П Р Е Л Я . В М урманске и области широко отмечено 75-летие со дня рож­ дения В. И. Ленина. 3 МАЯ. Прошли м итинги, посвящ ен­ ные взятию Берлина. 9 МАЯ. День Победы. М итинги, де­ м онстрации, народные гулян и я — повсе­ местно. 12 —13 ИЮНЯ. Пленум М урманского горкома партии рассмотрел вопрос о работе тралового ф лота и береговы х предприятий рыбной промыш ленности в 1945 году. Подведены итоги работы рыбаков Мурмана в годы войны . В 1941 — 1945 гг. они добыли около 1 миллио­ на 200 ты сяч центнеров ры бы , вылов с 91 ты сяч и центнеров в 1942 году до­ веден до 654 ты сяч центнеров в 1944-м. 1946 ГОД 31 Я Н В А Р Я . Экипаж РТ-2 «Ерш » вы­ ступ и л с инициативой: вы лавливать за год не менее 50 ты сяч центнеров ры ­ бы. О К Т Я Б Р Ь . Вышла, в свет кни га «На тр аулер ах в Баренцевом море», посвя­ щ енная 25-летию тралового ф ло та. 26 Н О ЯБ РЯ. Траловый ф ло т выполнил годовой план добычи рыбы . V рыбный мурман 9 ш 1986года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz