Рыбный Мурман. 1986 г. Март.
Штрихи к портрету Н Е ПРАВДА ЛИ, немно го странно — 8 Марта мы говорим о работницах, учителях, врачах и даже просто о домохозяйках, ма мах, воспитывающих дети шек. И очень редко — о !кешцннах — работниках идеологического фронта: про пагандистах, лекторах, сек ретарях парторганизаций. И уж совсем не помню, чтобы 8 марта мы рассказывали о такой категории партийных работников, как заведую щие кабинетами политпро- - свещення. Хотя этим слож- - ным делом в основном за нимаются женщины. Поче му? - ■ И, задав себе этот вопрос, . сразу ж е . вспомнила Нину Ивановну Федоренко — . за ведующую кабинетом полит просвещения Мурманского рыбного порта. И нашу пер вую с ней встречу. Что сразу бросилось. в глаза — это неуловимое сходство с моей первой учи тельницей. Хорошее русское лицо, длинные черные во лосы, собранные па затыл- ч-е в тяжелый узел. Добро желательный и в то же время пытливый взгляд, под тянутость н деловитость ко стюма. И сразу подумалось: учительница. Моя догадка оказалась верной. Нина Ивановна дей ствительно бывшая учитель ница. После окончания Вла димирского пединститута ра ботала в школе, затем в инспекции по делам несо вершеннолетних, в ГПТУ № 6. На партийную работу пришла уже зрелым челове ком, со сложившимися убеж дениями, знанием людей, житейским опытом. И все- таки такой переход: там. — Уметь расположить к себе дети, здесь люди взрослые, с устоявшимися взглядами, пропагандисты, которых предстояло, в общем-то, учить... — Не страшно было? — Вы знаете, нет. Ведь мне предстояла работа с людьми. В этом вся и изю минка. , — Нина Ивановна, вот наблюдала я, как вы с ва шими пропагандистами бе седуете, — спокойно, кому- то улыбнетесь, с кем-то строго поговорите. И так всегда? Неужели никогда го лос не повышали? — Кажется, нет. Пони маете, я йричать не умею. Характер, наверное, такой. Да п неудобно на взрослых людей голос, повышать. Во обще, мне думается, в жиз ни надо терпимее друг к другу относиться. Я знаю даже партийных работников, которые могут резко обо рвать человека, не поздоро ваться с ним. Это плохая черта. Все мы — люди, все устаем, неприятностей у каждого хватает, и все же распускаться нельзя. — Вам часто по работе приходится задерживаться по вечерам, порой и выход ные дни прихватывать. А дома как, не ворчат за это на вас? — Все, конечно, бывает. Но муж понимает мои труд ности и помогает, чем мо жет. И все-таки, ' несмотря ни на что, я, как и боль шинство женщин, человек домашний. Люблю посидеть с хорошей книжкой. С удо вольствием вожусь на кух не, умею вязать и шить. В общем, я обычная женщина. Мужчины - пропагандисты, с которыми Нина Ивановна работает, на вопрос, что они думают,о ней, ответили: — Что можем сказать о ней, как о человеке, женщи не? Н-да.л Сложно. Мы ведь к ней все как и зав. каби нетом обращаемся, за со ветом там, за подсказкой, за помощью. И она никогда не отказывает. А, впрочем, Знаете, какое качество, на наш взгляд, редкое у жен щин, ее отличает? Нина Ивановна умеет держать себя в руках, не поддавать ся настроению. Она тактич на, а это очень ценная чер та для партработника, для воспитателя. И еще. Обая тельная она женщина, доб рая, умеет расположить к себе, завоевать доверие. Уме ет быть нужной. А вы пак думаете? Наши мнения совпадали,- Л. ШОЛОХОВА. НА СНИМКЕ: Н. И. Федоренко с пропагандистами рыбного порта — капитаном судна «Горо дец» Л. С. Савицким, старшим инженером третьего грузового района Е. М. Проныком, старшим механиком буксира «Руслан» II. П. Обравитом. Фото В. КОРЕЦКОГО. Репортаж с занятия Н ЕДАВНО на открытое за нятие в опорной школе научного коммунизма механи ко-судовой службы управле ния пришли пропагандисты и методисты Октябрьского райо на. Руководит ею начальник юридического отдела флота М. А. Алиев. Хороший специа лист своего дела, опытный пропагандист, Михаил Агаджа- нозич накануне волновался, как мальчишка. Шутка ли — провести показательное заня тие перед знатоками пропа гандистского мастерства. Но мы были уверены в нем. И действительно, с первых ми нут Михаил Агаджанович су мел овладеть аудиторией, был спокоен, собран и находчив. Перед ним стояла задача — показать использование актив ных ферм и методов ведения политических занятий. Пред варительно в кабинете слу шатели вывесили стенды и наглядные пособия. Все это должно было помочь в изу чении темы «Курс партии на совершенствование полити ческой системы общества, ук репление порядка, организо ванности и дисциплины, на утверждение трезвого образа жизни». Зная индивидуальные склон ности и особенности своих слушателей, Михаил Агаджа нович тщательно продумал для каждого из них учебные и практические задания. На пример, молодому коммуни сту, члену комитета комсомо ла И. Н. Сотникову — лауреа ту премии Ленинского комсо мола, делегату XIX съезда ВЛКСМ — пропагандист по ручил изучить роль флотских комсомольцев в решении по литических и хозяйственных задач, стоящих перед коллек тивом. Слушателю В. К. Ки риленко предложил сделать «Приучает мыслить» сообщение об участии дове ренных тралового флота в работе Советов народных де путатов. В. И. Радевкин полу чил задание изучить работу профкома по развитию обще ственно-политической актив ности работников. На собесе довании предстояло прове рить, как слушатели усвоили изучаемую тему. Их сообщения, основанные на конкретных фактах, взятых из жизни коллектива, были выслушаны с большим внима нием. Пропагандист удачно использовал и такую новин ку, как магнитофонную запись одного из первых занятий. Он предложил слушателям прослушать фрагмент, посвя щенный роли трудовых кол лективов в укреплении дис циплины. — На занятии в октябре вы отметили ряд упущений в политико-воспитательной ра боте с судовыми механиками, — сказал Михаил Агаджано вич. — Прошло время. И те перь к вам такой вопрос: что сделали вы, групповые инже- неры-механики, чтобы навести порядок с дисциплиной?- Ответы были, конечно, раз ные, но чувствовалось, что людей остро волнует положе ние дел на флоте: проблемы кадров, нарушений дисцип лины, повышения эффективно сти производства. Слушатель' Б. Ф . Грузденко, в частности, заметил, что партийная учеба помогает решать многие производствен ные вопросы: приучает мыс лить, анализировать те или иные ситуации, а значит, и находить правильные, решения. При этом он подчеркнул: «Учеба эффективна лишь тог да, когда она проводится ре гулярно и тщательно». Что ж, заключение верное. Присутствующие на занятии пропагандисты, очевидно, как и я, заметили, что не все слушатели глубоко усвоили предсъездовские документы. Думаю, потому, что они изу чали их в целом, а не кон кретно по разделам, без тща тельного анализа и сравнения изменений в текстах «рабо чих» документов и проектов. Мы привыкли относиться к М. А. Алиеву, как к сильному, опытному пропагандисту. Уро вень его лекционных занятий действительно высок, а вот в организационном плане полу чается похуже. И здесь вина не только пропагандиста, но и парторганизации, кабинета по литпросвещения; Нам надо больше помогать, контролиро вать, учить. Пропагандисты, присутство вавшие с других предприятий, высказали мнение о том, что занятие им понравилось. Д у маю, успех этот закономерен и объясняется серьезной под готовкой самого Михаила Агаджановича. Он удачно ис пользовал рекомендации До ма и кабинета политпросвеще ния, изучил много методиче ской и специальной литерату ры, сумел настроить на вдум чивую работу аудиторию. По стоянно чувствовалась' и вы сокая методическая подготов ка самого пропагандиста. Он умело создавал учебные, про блемные ситуации, задавал порой несколько неожиданные для аудитории 'вопросы. Например, Алиев спросил: «Приносит ли экономический ущерб увольнение с флота за нарушение общественного порядка или дисциплины опыт ного капитана, стармеха?» По сле некоторого замешатель ства слушатели все же пра вильно ответили на этот воп рос. А в конце занятия Али ев поручил двум слушателям дополнительно поработать над проблемой и подготовить ре фераты на тему «Политиче ская и организаторская дея тельность КПСС — необходи мое и обязательное условие совершенствования политиче ской системы». Сравнивая это занятие у Михаила Агаджановича с дру гими, мы острее видели недо работки пропагандистов. Од ни из них недостаточно пока используют учебу для орга низации общественно-полити ческой практики: подготовки лекторов, агитаторов, полит информаторов, работы по ме сту жительства и в подшеф ных школах. Другие, привык нув во главу угла ставить толь ко связь учебы с практически ми делами коллектива, пре вращают занятие в производ ственное совещание. Вот почему, я думаю, так полезны бывают открытые занятия в опорных школах. На них лучше еи д и ш ь удачи и недоработки пропагандиста, а значит, и кабинета полит просвещения, открываешь для себя что-то новое. А. ПАНТЕЛЕЙ, зав. кабинетом политпро свещения парткома Мур манского тралового флота. Хроника В партийных комитетах День коллективного выхода п артийны х, со ветски х, проф сою зны х, ком сомольских работ ников, лекторов и докладчи ков парткомов, пропагандистов и политинформаторов на пред приятия состоялся в прошед ш ую пятницу в Мурманске. Тема их вы ступлений — По литический доклад Централь ного Комитета партии X X V II съ езду КПСС и задачи, вы те кающие из него для каждого производственного ко ллекти ва. Та к, к морякам и работниц нам береговых подразделений управления «Севрыбхолодфлот» в это т день приш ли зам ести тель заведующ его отделом пропаганды и агитации и пред седатель парткомиссии горко ма партии С . М. Цыварев и А . И. Вирин, первый секретарь Октябрьского РК КПСС В. Ф . Н икитин. На встречу с пропагандиста ми и политинформаторами Мурманского морского рыбно го порта пришел зав. промыш ленно - транспортным отделом Первомайского райкома КПСС В . М. Маркелов. Он рассказал собравшимся о перспективах развития предприятий Перво майского района. Участни ки семинара такж е узнали о социально - экономи ческом развитии порта и его техническом переоснащении в годы 12-й п яти летки . О п у тя х перехода на новую систе му хозяйствования рассказала начальник планово - экономи ческого отдела Е . И. П опахина. На очередном заседании Ок тяб рьского районного совета по эконом ическом у образова нию тр уд ящ и хся была проана-, лкзи рована деятельность со вета управления «Севрыбпром- разведка», проф сою зны х и хо. зяйственны х руководителей; ф лота по повыш ению эф ф ек тивности экономической уче- бы, акти ви зац ии внедрения в- производство достиж ений на учно - техни ческо го прогресса. 7 марта №6 года! В Я 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz