Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

Штрихи к портрету Н Е ПРАВДА ЛИ, немно­ го странно — 8 Марта мы говорим о работницах, учителях, врачах и даже просто о домохозяйках, ма­ мах, воспитывающих дети­ шек. И очень редко — о !кешцннах — работниках идеологического фронта: про­ пагандистах, лекторах, сек­ ретарях парторганизаций. И уж совсем не помню, чтобы 8 марта мы рассказывали о такой категории партийных работников, как заведую­ щие кабинетами политпро- - свещення. Хотя этим слож- - ным делом в основном за­ нимаются женщины. Поче­ му? - ■ И, задав себе этот вопрос, . сразу ж е . вспомнила Нину Ивановну Федоренко — . за­ ведующую кабинетом полит­ просвещения Мурманского рыбного порта. И нашу пер­ вую с ней встречу. Что сразу бросилось. в глаза — это неуловимое сходство с моей первой учи­ тельницей. Хорошее русское лицо, длинные черные во­ лосы, собранные па затыл- ч-е в тяжелый узел. Добро­ желательный и в то же время пытливый взгляд, под­ тянутость н деловитость ко­ стюма. И сразу подумалось: учительница. Моя догадка оказалась верной. Нина Ивановна дей­ ствительно бывшая учитель­ ница. После окончания Вла­ димирского пединститута ра­ ботала в школе, затем в инспекции по делам несо­ вершеннолетних, в ГПТУ № 6. На партийную работу пришла уже зрелым челове­ ком, со сложившимися убеж­ дениями, знанием людей, житейским опытом. И все- таки такой переход: там. — Уметь расположить к себе дети, здесь люди взрослые, с устоявшимися взглядами, пропагандисты, которых предстояло, в общем-то, учить... — Не страшно было? — Вы знаете, нет. Ведь мне предстояла работа с людьми. В этом вся и изю­ минка. , — Нина Ивановна, вот наблюдала я, как вы с ва­ шими пропагандистами бе­ седуете, — спокойно, кому- то улыбнетесь, с кем-то строго поговорите. И так всегда? Неужели никогда го­ лос не повышали? — Кажется, нет. Пони­ маете, я йричать не умею. Характер, наверное, такой. Да п неудобно на взрослых людей голос, повышать. Во­ обще, мне думается, в жиз­ ни надо терпимее друг к другу относиться. Я знаю даже партийных работников, которые могут резко обо­ рвать человека, не поздоро­ ваться с ним. Это плохая черта. Все мы — люди, все устаем, неприятностей у каждого хватает, и все же распускаться нельзя. — Вам часто по работе приходится задерживаться по вечерам, порой и выход­ ные дни прихватывать. А дома как, не ворчат за это на вас? — Все, конечно, бывает. Но муж понимает мои труд­ ности и помогает, чем мо­ жет. И все-таки, ' несмотря ни на что, я, как и боль­ шинство женщин, человек домашний. Люблю посидеть с хорошей книжкой. С удо­ вольствием вожусь на кух­ не, умею вязать и шить. В общем, я обычная женщина. Мужчины - пропагандисты, с которыми Нина Ивановна работает, на вопрос, что они думают,о ней, ответили: — Что можем сказать о ней, как о человеке, женщи­ не? Н-да.л Сложно. Мы ведь к ней все как и зав. каби­ нетом обращаемся, за со­ ветом там, за подсказкой, за помощью. И она никогда не отказывает. А, впрочем, Знаете, какое качество, на наш взгляд, редкое у жен­ щин, ее отличает? Нина Ивановна умеет держать себя в руках, не поддавать­ ся настроению. Она тактич­ на, а это очень ценная чер­ та для партработника, для воспитателя. И еще. Обая­ тельная она женщина, доб­ рая, умеет расположить к себе, завоевать доверие. Уме­ ет быть нужной. А вы пак думаете? Наши мнения совпадали,- Л. ШОЛОХОВА. НА СНИМКЕ: Н. И. Федоренко с пропагандистами рыбного порта — капитаном судна «Горо­ дец» Л. С. Савицким, старшим инженером третьего грузового района Е. М. Проныком, старшим механиком буксира «Руслан» II. П. Обравитом. Фото В. КОРЕЦКОГО. Репортаж с занятия Н ЕДАВНО на открытое за­ нятие в опорной школе научного коммунизма механи­ ко-судовой службы управле­ ния пришли пропагандисты и методисты Октябрьского райо­ на. Руководит ею начальник юридического отдела флота М. А. Алиев. Хороший специа­ лист своего дела, опытный пропагандист, Михаил Агаджа- нозич накануне волновался, как мальчишка. Шутка ли — провести показательное заня­ тие перед знатоками пропа­ гандистского мастерства. Но мы были уверены в нем. И действительно, с первых ми­ нут Михаил Агаджанович су­ мел овладеть аудиторией, был спокоен, собран и находчив. Перед ним стояла задача — показать использование актив­ ных ферм и методов ведения политических занятий. Пред­ варительно в кабинете слу­ шатели вывесили стенды и наглядные пособия. Все это должно было помочь в изу­ чении темы «Курс партии на совершенствование полити­ ческой системы общества, ук­ репление порядка, организо­ ванности и дисциплины, на утверждение трезвого образа жизни». Зная индивидуальные склон­ ности и особенности своих слушателей, Михаил Агаджа­ нович тщательно продумал для каждого из них учебные и практические задания. На­ пример, молодому коммуни­ сту, члену комитета комсомо­ ла И. Н. Сотникову — лауреа­ ту премии Ленинского комсо­ мола, делегату XIX съезда ВЛКСМ — пропагандист по­ ручил изучить роль флотских комсомольцев в решении по­ литических и хозяйственных задач, стоящих перед коллек­ тивом. Слушателю В. К. Ки­ риленко предложил сделать «Приучает мыслить» сообщение об участии дове­ ренных тралового флота в работе Советов народных де­ путатов. В. И. Радевкин полу­ чил задание изучить работу профкома по развитию обще­ ственно-политической актив­ ности работников. На собесе­ довании предстояло прове­ рить, как слушатели усвоили изучаемую тему. Их сообщения, основанные на конкретных фактах, взятых из жизни коллектива, были выслушаны с большим внима­ нием. Пропагандист удачно использовал и такую новин­ ку, как магнитофонную запись одного из первых занятий. Он предложил слушателям прослушать фрагмент, посвя­ щенный роли трудовых кол­ лективов в укреплении дис­ циплины. — На занятии в октябре вы отметили ряд упущений в политико-воспитательной ра­ боте с судовыми механиками, — сказал Михаил Агаджано­ вич. — Прошло время. И те­ перь к вам такой вопрос: что сделали вы, групповые инже- неры-механики, чтобы навести порядок с дисциплиной?- Ответы были, конечно, раз­ ные, но чувствовалось, что людей остро волнует положе­ ние дел на флоте: проблемы кадров, нарушений дисцип­ лины, повышения эффективно­ сти производства. Слушатель' Б. Ф . Грузденко, в частности, заметил, что партийная учеба помогает решать многие производствен­ ные вопросы: приучает мыс­ лить, анализировать те или иные ситуации, а значит, и находить правильные, решения. При этом он подчеркнул: «Учеба эффективна лишь тог­ да, когда она проводится ре­ гулярно и тщательно». Что ж, заключение верное. Присутствующие на занятии пропагандисты, очевидно, как и я, заметили, что не все слушатели глубоко усвоили предсъездовские документы. Думаю, потому, что они изу­ чали их в целом, а не кон­ кретно по разделам, без тща­ тельного анализа и сравнения изменений в текстах «рабо­ чих» документов и проектов. Мы привыкли относиться к М. А. Алиеву, как к сильному, опытному пропагандисту. Уро­ вень его лекционных занятий действительно высок, а вот в организационном плане полу­ чается похуже. И здесь вина не только пропагандиста, но и парторганизации, кабинета по­ литпросвещения; Нам надо больше помогать, контролиро­ вать, учить. Пропагандисты, присутство­ вавшие с других предприятий, высказали мнение о том, что занятие им понравилось. Д у­ маю, успех этот закономерен и объясняется серьезной под­ готовкой самого Михаила Агаджановича. Он удачно ис­ пользовал рекомендации До­ ма и кабинета политпросвеще­ ния, изучил много методиче­ ской и специальной литерату­ ры, сумел настроить на вдум­ чивую работу аудиторию. По­ стоянно чувствовалась' и вы­ сокая методическая подготов­ ка самого пропагандиста. Он умело создавал учебные, про­ блемные ситуации, задавал порой несколько неожиданные для аудитории 'вопросы. Например, Алиев спросил: «Приносит ли экономический ущерб увольнение с флота за нарушение общественного порядка или дисциплины опыт­ ного капитана, стармеха?» По­ сле некоторого замешатель­ ства слушатели все же пра­ вильно ответили на этот воп­ рос. А в конце занятия Али­ ев поручил двум слушателям дополнительно поработать над проблемой и подготовить ре­ фераты на тему «Политиче­ ская и организаторская дея­ тельность КПСС — необходи­ мое и обязательное условие совершенствования политиче­ ской системы». Сравнивая это занятие у Михаила Агаджановича с дру­ гими, мы острее видели недо­ работки пропагандистов. Од­ ни из них недостаточно пока используют учебу для орга­ низации общественно-полити­ ческой практики: подготовки лекторов, агитаторов, полит­ информаторов, работы по ме­ сту жительства и в подшеф­ ных школах. Другие, привык­ нув во главу угла ставить толь­ ко связь учебы с практически­ ми делами коллектива, пре­ вращают занятие в производ­ ственное совещание. Вот почему, я думаю, так полезны бывают открытые занятия в опорных школах. На них лучше еи д и ш ь удачи и недоработки пропагандиста, а значит, и кабинета полит­ просвещения, открываешь для себя что-то новое. А. ПАНТЕЛЕЙ, зав. кабинетом политпро­ свещения парткома Мур­ манского тралового флота. Хроника В партийных комитетах День коллективного выхода п артийны х, со ветски х, проф­ сою зны х, ком сомольских работ­ ников, лекторов и докладчи­ ков парткомов, пропагандистов и политинформаторов на пред­ приятия состоялся в прошед­ ш ую пятницу в Мурманске. Тема их вы ступлений — По­ литический доклад Централь­ ного Комитета партии X X V II съ езду КПСС и задачи, вы те­ кающие из него для каждого производственного ко ллекти­ ва. Та к, к морякам и работниц нам береговых подразделений управления «Севрыбхолодфлот» в это т день приш ли зам ести­ тель заведующ его отделом пропаганды и агитации и пред­ седатель парткомиссии горко­ ма партии С . М. Цыварев и А . И. Вирин, первый секретарь Октябрьского РК КПСС В. Ф . Н икитин. На встречу с пропагандиста­ ми и политинформаторами Мурманского морского рыбно­ го порта пришел зав. промыш ­ ленно - транспортным отделом Первомайского райкома КПСС В . М. Маркелов. Он рассказал собравшимся о перспективах развития предприятий Перво­ майского района. Участни ки семинара такж е узнали о социально - экономи­ ческом развитии порта и его техническом переоснащении в годы 12-й п яти летки . О п у­ тя х перехода на новую систе­ му хозяйствования рассказала начальник планово - экономи­ ческого отдела Е . И. П опахина. На очередном заседании Ок­ тяб рьского районного совета по эконом ическом у образова­ нию тр уд ящ и хся была проана-, лкзи рована деятельность со­ вета управления «Севрыбпром- разведка», проф сою зны х и хо. зяйственны х руководителей; ф лота по повыш ению эф ф ек ­ тивности экономической уче- бы, акти ви зац ии внедрения в- производство достиж ений на­ учно - техни ческо го прогресса. 7 марта №6 года! В Я 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz