Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

Правофланговые Читатель С НАСТИ рыбак готовит заранее. Удочки подбирает самые уловистые. Неожиданно жена замечает, что исчезла из серванта ее любимая серебряная ло­ жечка. Виновато улыбается муж: изготовил из нее «фирмовую» блесну. И рыбаки-промысловики долго будут еще приспо­ сабливать трал, чтобы он по рукам, по судну, по грунту, по погоде, по району промысла... Много еще наберется этих «по»... А рождаются эти тралы, которые ловят и большую рыбку, и маленькую, здесь, на фабрике орудий лова. ' На канатном участке, на участке кройки и, наконец, на участке изготовления донных тралов. Чем-то сродни важное это дело профессии швеи. Только иглицу нужно держать не двумя пальцами, а добротно, надежно обхватывать рукой. Только продук­ ция изготавливается весом в сотни килограммов. Траловый участок фабрики носит звание коллекти­ ва коммунистического труда. Он победитель социали­ стического соревнования по итогам прошлого года. Не подкачали передовые работницы на предсъездовской двадцатисеминедельной вахте, заняли в этом престиж­ ном состязании призовое место. НА СНИМКАХ: — «Посиделки на канатном участке». Ударники коммунистического труда Л. И. ПАСТУХОВА, Р. И. ВАННИЧНАЯ, В. М. ШАРИНА (нижний снимок). —• Участок кройки. Заместитель бригадира, член профкома фабрики Ф. П. КИПРИЯНОВА (снимок вверху). —• Звеньевая участка изготовления донных тралов Л. Н. КОТОВА (снимок в центре). — Члены бригады этого же t/частка Т. Е. ШВЕЦО­ ВА II С. Н. КОЖИНА. Фото В. КОРЕЦКОГО. ПРОДУКЦИЮ НЕВЫГОДНО...» ными. БМРТ «Семен Лапшен- ков». 40 процентов филейчи- ков оказались с неудаленны- ми внутренностями. То есть рыбаки правдами и неправдами брали план. А приемщики на транспортах им не мешали, потому что у транспорта тоже план. ВОПРОСЫ ВМЕСТО ДЕЛА Что ж, давайте представим себе, как выход, сертифика­ цию в море. Итак, инспектор — на борту транспорта. При­ швартовывается судно, начи­ нается проверка. И вдруг — брак. Судно отходит — под­ ходит другое. Если и там та же история? Получится так, что рефрижератор простоит полдня и не загрузится. И промысловики вместо того чтобы ловить рыбу, будут ис­ пр ав л я ть брак. Конечно, с од­ ной стороны, это хорошо. Бра­ коделы будут наказаны. Но не слишком ли наказание од­ них будет расточительным, за счет других? Чем виноват экипаж судна - приемщика, простоявший полдня попусту? Да и потом, разумно ли бу­ дет, к примеру, перетаривать продукцию, в то время, когда за бортом «гуляет» косяк? Простои в море могут ока­ заться более длительными и более ощутимыми, нежели на берегу. К тому же отметим, что в порту их было бы гораз­ до меньше, если бы к серти­ фикации относились более серьезно. В постановлении коллегии Министерства рыбно­ го хозяйства от 21 января 1986 года отмечено: «По ви­ не Всесоюзных рыбопромыш­ ленных объединений в тече­ ние двух лет не выполнена в полном объеме организацион­ ная работа в сбытовых ор­ ганизациях и в портах по про­ ведению сертифицирования, что снижает эффективность этой работы». В Мурманском порту до сих пор нет цеха, где можно было бы дораба­ тывать забракованную про­ дукцию. Негде осматривать соленую рыбу во втором рай­ оне. Смотровые площадки в зимнее время не обогревают­ ся и часто находятся в нера­ бочем состоянии. Отсутствует четкая работа сбыта — до сих пор еще бывают случаи несвоевременных заявок на осмотр. К сожалению, на протяже­ нии последних лет усилия от­ дельных руководителей были направлены на то, чтобы от­ менить сертифицирование в портах, хотя и в 1983 году, и на последней коллегии мини­ стерства четко сказано: «Обе­ спечить в портах все условия для проведения сертифициро­ вания продукции». Создается впечатление, что ажиотаж, поднятый вокруг сертифици­ рования, — это не та поста­ новка вопроса по улучшению качества. Если хотите, это при­ мер экстенсивного пути борь­ бы за хорошую продукцию. Решают, где поставить прове­ ряющих, вместо того чтобы усилить контроль за качест­ вом продукции, выпускаемой на флоте. Чтобы в порт бра­ кованная продукция не по­ ступала. Вот за что в первую очередь надо бороться. О том, почему возможно появление некачественной про­ дукции, говорит начальник Северной инспекции по каче­ ству П. С. Реут: — Выпускать качественную продукцию рыбакам невы­ годно. Простой пример: плав­ база «Виктор Кингисепп». Весь 1985 год это судно у нас на особом режиме (проверяем буквально все). Потому что постоянно идет оттуда нека­ чественная продукция. Мы даже продлили режим на 1986 год. Казалось бы, с та­ кой репутацией надо за голо­ ву хвататься. Ан нет! Экипаж судна победил в соцсоревно­ вании. О нем пишут в прессе как о лидере... А если проследить судьбу судна, чья продукция нарека­ ний не вызывает? Весь год работал без брака БМРТ «Зна­ мя Победы». Призером со­ ревнований ни по году, ни по пятилетке этот траулер не яв­ ляется. А ведь могли бы и здесь рыбу недоморажизать, и в трал брать больше. Гля­ дишь, и в лидеры выбились бы. Вывод отсюда напрашива­ ется один: нет в ВРПО «Сев- рыба» таких стимулов, ради которых бы люди трудились хорошо, думая о качестве продукции, как о предмете патриотической гордости. Вон, севрыбхолодфлотские пре­ сервы стали притчей во язы- цех. Потребители от них от­ крещиваются. Какое у нас поощрение эки­ пажу, доставившему в порт хорошую, добротную рыбо­ продукцию? Никакого. В объе­ динении «Запрыба» путезки льготные дают в первую оче­ редь, машины без очереди предоставляют. У нас это де­ ло можно решить другими путями. В докладной в обком КПСС П. С, Реут предлагал: «Производить полный расчет и выплату премий только тог­ да, когда продукция будет принята сбытовыми организа­ циями. А до того — выплачи­ вать азане». И конечно, обратить взоры на технологов. В 1984 году они осмотрели на транспортных рефрижераторах 45 659 тонн рыбопродукции. В порту она отгружалась без осмотра. Это количество может быть в не­ сколько раз увеличено, если на суда будут посылаться тех­ нологи высокой квалификации. Передать их в распоряжение «Севрыбсбыта» — и проблема их зависимости от флотских окладов и премий будет ре­ шена. Сейчас в отделе рыбной про­ дукции и новой технологии ВРПО «Сеарыба» разрабаты­ вается положение «О личном клейме технолога». Облада­ тель последнего будет иметь доплату. Но как быть с теми специалистами, которые не будут иметь право пользо­ ваться «личным клеймом», но тем не менее доставят в порт хорошую продукцию? Мате­ риальное поощрение за разо­ вый успех не предусмотрено. Отделу труда и заработной платы ВРПО давно уже пора внедрить гибкую систему по­ ощрения за качество. Если бы траулер не выпол­ нил рейсовое задание — по­ страдал бы весь экипаж. План — любой ценой. Вот корень пренебрежительного отношения к качеству. Давно уже в прес­ се говорится, а вот недавно на съезде еще раз прозвуча­ ло: настала пора всерьез за­ думаться об изменении каче­ ственных показателей. В толь­ ко что принятой новой редак­ ции Программы КПСС сказа­ но: «Ведущее место в планах должны занимать качественные показатели». А пока все на­ ши мероприятия по матери­ альной и моральной заинтере­ сованности, сертификационные головоломки — все это реше­ ние проблемы наполовину. С. САВИНА. ставит проблему Ремонт замесяц? На Северном бассейне ра­ ботают десятки судов СРТМ-к 502 проекта. Эти небольшие рыболовные траулеры при по­ становке в ремонт под класс Регистра простаивают в сред­ нем около года. (Заметим: на добыче креветки и донных пород рыб в Баренцевом мо­ ре они приносят судовла­ дельцам прибыль до миллио­ на рублей в год.) Для срав« нения можно привести при­ мер, что БАТ «Адмирал Ко- лышкин» в 1984 году дал при­ были 1,7 миллиона. Так это победитель из победителей. ...Долго ремонтируются на­ ши маленькие корабли. И все из-за того, что особым вни­ манием их не жалуют. Про­ стоял год — это еще хоро­ шо. Случается, что ремонт затягивается и до полутора лет. А ведь по объему работ он рассчитан максимум на шесть месяцев. Самое больное место — машина. Главный двигатель и вспомогательные. Двигатели наши, отечественные, а запас­ ных частей нет. Возможно, они и есть, но находятся на судоверфи, на плавмастер- ских, на складах соответству­ ющих организаций. Основное предприятие для ремонта наших траулеров — СРЗ-2. Но там, кроме наших судов, стоят и ПСТ, и суда ти­ па «Океан», «Бологое». В об­ щем — маломерные суда. А потому, может быть, стоит задуматься о специализации ремонтных работ? Ведь мало­ мерный флот — это не прошлое, он также развива­ ется, как и большие рыболов­ ные суда, которые добывают рыбу в любых широтах. Постройка судов, подобных нашему, продолжается. Идет пятнадцатая серия, скоро по­ явится шестнадцатая. Это бу­ дут более мощные рыболо­ вные траулеры. Так что, мне кажется, уже сейчас надо думать о том, чтобы при ре­ монте новых судов не пов­ торялся горький опыт пред­ шественников. А ведь если вспомнить первые ремонты под класс Регистра, то они длились не более восьми ме­ сяцев. Теперь же — 18. Что получается? Техника идет впе­ ред, а ремонт — назад? Ви­ димо, здесь что-то не так. Бывая в Сочи на отдыхе, я интересовался ремонтом су­ дов на подводных крыльях типа «Комета». У них сейчас нет никаких проблем, хотя сложности были те же: ком­ плектация главных двигателей. Они пошли по пути замены главного двигателя. На его место устанавливается отре­ монтированный на стенде. Весь ремонт продолжается месяц. А если и у нас идти по тому же пути? Пришло, скажем, судно в ремонт, сде­ лали ему вырез в промысло­ вой палубе, вынули главный двигатель, вспомогательный... В машине простор, ремонти­ руй трубопроводы, кабельные трассы. Через месяц судно го­ тово к выходу в рейс. Иди, добывай стране рыбу, вноси свою лепту в Продовольст­ венную программу. Тебя, в конце концов, создали не для ремонта. Так, возможно, будут говорить прорабы, от­ пуская судно с завода. Это, конечно, взгляд на весь процесс чисто дилетант­ ский, судоводителю не ухва­ тить всех ремонтных тонко­ стей, но все равно что-то де­ лать надо. В. БУДКОВ, капитан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz