Рыбный Мурман. 1986 г. Март.
• Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь!» Заочное рабочее собрание «Мы стали платить дорогую цену за добычу и доставку каждой тонны нефти, руды, угля. На эти факты нельзя закры вать глаза, е ними нужно считаться. И экономить во всем и везде __ на производстве и в быту, не проходить равнодушно мимо бесхозяйственности и расточительства». — Эти слова услышали они на съезде. А до открытия съезда у них была встреча с министром рыбного хозяйства, где тоже шла речь о хозяйском отношении к народному добру. Потом они много спорили... Уже дома и еще там, в столи це, в Москве, во время работы съезда. Бывало, далеко за полночь разговаривали в гостинице. Понимали, что потом, по возвращении домой, надо будет донести до всех ту правду и тот настрой, которые были на съезде. Потому что, если кто- то останется в стороне, не «загорится» и равнодушно пожмет плечами, то будут потеряны для общества многие материаль ные ценности. Они — это наши «рыбные» делегаты, капитан-директор БАТ «Маршал Еременко» Николай Иванович Гацкалов и трубо проводчик объединения «Мурманская судоверфь» Юрий Гри- гсрьевич Баскаков — сегодня открывают новую рубрику «За очное рабочее собрание», рубрику, в которой пойдет речь на тему «Быть хозяином». Итак, разговор после съезда начинается. резки в цехе. Накопится гора — такелажники вы возят на металлолом. Порой хорошие куски металла «уплывают». Рабочие даже возмущаются, приходят ко мне: «Куда смотрит народ ный контроль?» А я, пред седатель цеховой группы, смотрю на свое началь ство, а начальник цеха Сер гей Петрович Караулов раз водит руками. Места нет. Конечно, и мы обращались в партком цеха, и Сергей Петрович прилагает все си лы, чтоб отвоевать где-ни будь участок, hcl пока — безрезультатно. Трубы уплывают, и мы не исполь зуем полностью все материа лы. И развивается у рабочего человека комплекс нанятости. То есть человек приходит на завод и предла гает себя, свои руки. Его чается при ремонте. Труд на верфи организован так, что выгоден он судоремонтни кам: вначале спячка; затем — раскачка, а потом — го рячка. В конце ремонта судно бе рется на абордаж: верфь «пашет» в три смены, мы же из-за сокращенное™ ре монтного экипажа физически не в состоянии контролиро вать ремонтников круглосу точно. Но ремонт, даже с контролем, идет плохо, а при понижении бдительности — тем паче. Верфь любой ценой старается «столкнуть» судно. Как результат — кошмарный выход из ремон та, кстати, обычно не пол ностью завершенного... И долго, долго потом экипаж будет доводить траулер до нужного технического со стояния. Н. И. Гуцкалов: — По сле съезда приходится ча сто выступать, много спо рить. Доказывать. Недавно был в одном коллективе. Подходит ко мне чело век и говорит: «Пять лет назад перед нами тоже один делегат выступал, тоже обе щал златые горы...» Я даже изумился: «Да кто вам что обещает? Поймите, только от нас самих зависит, как мы будем жить дальше. От всех нас, от каждого лично. От меня, от других...» Понимаете, что настора живает: мы чего-то , ждем. Каких-то перемен сразу, а сами работаем по старинке. Ю. Г. Баскаков: — Да, в последнее время . особенно заметно делается упор на чувство хозяина в каждом работнике, чтобы пробу дить, растолкать его. Ты, ты хозяин! Но не всегда это удается. А знаете почему? Потому что слова расходят ся с делом. Наша судоверфь не выполнила план года по экономии черных металлов. Плохо экономили — 855 тонн недодали «Вторчерме- ту». Более 4.5 тысячи руб лей заплатили штраф. А ви новные — не наказаны. Ви новных — не оказалось. О каком чувстве хозяина мож но говорить, если ответст венного не найти. Или на оборот: экономим что-то, ли цевые счета заполняем, но премию за экономию не по лучаем. А помните, что ска зал по этому поводу М. С. Горбачев? «Надо установить твердый порядок, при кото ром перерасход ресурсов был бы невыгоден, а экономия ощутимо вознаграждалась». Зачастую этого нет. Поэтому нет и хозяев. Н. И. Гуцкалов: — А если говорить .о командирах производства, то вскроется еще одна причина нашего неумения экономить. И о ней тоже упоминалось на съезде. Психология боль шинства нынешних руково дителей сформировалась в счастливое время, изобилия ресурсов. Такое богатство многих избаловало, привело к прямому расточительствуй Кто из моряков с болью в сердце не вспоминает пе чальную картину: «прикован ные» к причалам суда, ожи: дающие своей очереди на получение топлива. И-не только у нас. Первый секретарь ЦК Компартий Эстонии К. Г. Вайно сказал на съезде, что флот объеди нения «Эстрыбпром» из-за ожидания транспортных су дов, топлива и ремонта по терял более трех тысяч су- до-суток. З а это время Можно было 160 тысяч тонн рыбы выловить. Была кри тика и в адрес министерства: в отрасли должно быть боль На производстве х о з я и н ше гибкости. Р аз знаем о перебоях с топливом — на до честно сказать об этом. Мы бы планировали про стои — одни суда в ремонт бы сдали, другие бы при способили для выпуска про дукции... И в министерстве работая, нужно иметь . хо зяйскую жилку. Впрочем, переключим внимание на нас самих. Недавно народ ный контроль проверил го родскую нефтебазу и обна ружил там столько недо статков!.. И получается порой так, как в народе. говорят: «Экономим крохами, а те ряем ворохами!». Есть в русской сказке та кой образ: оглянешься — окаменеешь. Нам теперь назад хода нет. И останав ливаться нельзя. Только впе ред и только максимально используя достигнутое. На:, много дешевле экономить ресурсы, чем наращивать их производство. Подсчитано, что экономия в масштабах страны лишь одного про цента материальных и энер гетических ресурсов равно значна семи миллиардам рублей. А знаете, что дает стране один процент сокра щения сроков ремонта су дов? 200 тысяч тонн рыбы и 45 миллионов рублей ■ при были. Один процент — и со рок пять миллионов... Ю. Г. Баскаков: — Да, цифры впечатляют. Но бы вает и так, что призывы к экономии ничем не подкреп лены. Мы,' когда трубы но вые делаем, выкраиваем их так, чтобы металл остался. А вот где его хранить — проблема. Складываем об принимают. Дают ему ин струмент, станок, задание. И он работает за зарплату. И больше ничего не знает. Как расходуются обществен ные фонды потребления, как планируется стратегическое развитие предприятия, поче му нет заготовок? Не пыта ется это узнать. Этот комплекс опасен, ибо убивает в . человеке чувство хозяина. А преодолеть «бо лезнь» нанятости просто. Только когда каждый будет задействован в управлении производством, только тогда он не будет себя чувствовать винтиком в огромной маши не. Впрочем, мы, кажется, от влеклись от основной темы? Н. И. Гуцкалов: — Ни сколько. По-настоящему быть бережливым может только человек, глубоко заинтересо ванный, чтобы его бригада, его завод, его судно, его страна процветали. А заин тересован он будет только тогда, когда почувствует се бя хозяином. Мы просто по пытались понять, почему же порой этого чувства у мно гих нет, а следовательно, нет и рачительного отноше ния к «чужому», не к свое му добру. Нет чужого — все наше, общее, народное. Все мы, как говорится, в одной упряжке. К сожалению, на ши партнеры, судоремонтни ки, так не считают. И тут разговор о чувстве хозяина переходит в другую катего рию, в масштабах всей стра ны. Мы все хозяева в ней, независимо от того, на ка ком предприятии трудимся. А вот смотрите, что полу Почему так получается? Потому что верфь экономи чески не заинтересована вы пускать суда так, как нам надо. В этом смысле мне очень понравилось выступление на съезде президента Ака демии наук СССР А. П. Александрова. Он сказал, что несовершенство наших показателей приводит к то му, что экономия бывает... невыгодна. За примерами далеко ходить не надо. Когда судно встает на ремонт, при чем на текущий, не капи тальный, то мы своими руками стараемся выполнить большую часть работы. Что бы быстрей выйти на про мысел. А судоверфи это не выгодно! Чем больше будет объем ремонта — тем для. нее лучше. Ведь основной показатель судоремонтников — объем валовой продукции в рублях. А значит, мелкий' и быстрый ремонт им не нужен. Вот и начинаются за тягивание, разбухание объ емов... И вся наша экономия времени летит в тартарары. Ю. Г. Баскаков: — Не за бывайте, что с этого года мы находимся в новых у с ловиях хозяйствования. И главные показатели у нас другие. Но... Везде есть свои «но». Показатели у нас измени лись, а привычки людей изменить трудно. Мы ра ботаем в содружестве с инженерами, конструктора ми. От них тоже многое за висит. Я не помню такого судна, которое нам при шлось бы ремонтировать по точному чертежу. Почти всегда они не стыкуются с расположением труб и узлов того судна, на которое рас считаны. Потому что в ЦПКТБ, других проектных организациях документация разрабатывается на тип су дов, а не привязана к каж дому конкретному. В этом вся соль. А ведь любой ко рабль, что и человек, со своими индивидуальными особенностями. Может быть, крупные организации и дол жны ограничиваться типом судна, но для чего тогда со зданы наши и флотские КБ? Неужели трудно проверить, соответствует ли чертеж судну, прежде чем ставить штамп? Ведь мы-то теряем время, такое драгоценное. Вот недавно бригада Ана толия Степановича Соболе ва делала трубопроводную систему на БМРТ «Буран» объединения «Мурманрыб- пром». Когда начали рабо ты, чертежей на обмотку дизелей трубами не оказа лось. Запросили КБ «Мур- манрыбпрома». Оттуда при слали, да не те, не соответ ствующие «Бурану». Снова запросили конструкторов. А время ушло. Вот и получается, что сменить показатели — не значит перестроить работу. Н. И. Гуцкалов: — Рабо ты еще предстоит много. Мне видится в этом плане, что обращение к тружени кам области «Каждому — личный рубеж» должно сы грать свою роль. В нашем письме сказано: «Пусть каж дый — будь то конструктор, рабочий, ученый... — решит для себя, что он сумеет сде лать для решения всеобщей задачи экономического и со циального ускорения». Я возвращаюсь к началу на шего разговора. Каждый из нас обязан почувствовать себя хозяином. Вывести на ше народное хозяйство на передовые рубежи можно только за счет бережного и совестливого отношения к нему. М. С. Горбачев ска зал: «Задача не из простых, но решить ее вполне можно. Тем более что в стране на коплен опыт бережного от ношения к ресурсам, но рас пространяется он медленно. Партийные, комсомольские, профсоюзные организации должны постоянно держать в поле своего зрения воп росы ' бережливости, поддер живать тех, кто экономит и рационально расходует сы рье, топливо, электроэнер гию». Мне, . в свою очередь,, хочется спросить: а как у вас, коллеги- рыбаки идет переход на новые рельсы?: Как собираются работать дальше коллеги-судоремонт ники? Как намерены решать' свои проблемы коллеги-ры бообработчики? Разговор не закончен. Если вас не оставил рав нодушным разговор делега тов, ■— пишите нам. Если хо тите высказаться о том, что еще мешает чувствовать се бя истинными хозяевами на родном производстве, — пи шите нам. Если стали сви детелями фактов бесхозяй ственности, — пишите нам. Заочное рабочее собрание от крыто. Слово предоставляет ся всем, кого волнуют наши трудности, всем, кто решил бороться с рутиной и бюро кратизмом. Быть хозяином — вот тема нашего заочно го собрания. Расточитель ство средств, распыление сил, бесполезная трата вре мени, которые вместе взя тые мешают двигаться впе ред, — это должно стать предметом вашего выступле ния, читатель. 28 марта 186 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz