Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

• Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь!» Заочное рабочее собрание «Мы стали платить дорогую цену за добычу и доставку каждой тонны нефти, руды, угля. На эти факты нельзя закры­ вать глаза, е ними нужно считаться. И экономить во всем и везде __ на производстве и в быту, не проходить равнодушно мимо бесхозяйственности и расточительства». — Эти слова услышали они на съезде. А до открытия съезда у них была встреча с министром рыбного хозяйства, где тоже шла речь о хозяйском отношении к народному добру. Потом они много спорили... Уже дома и еще там, в столи­ це, в Москве, во время работы съезда. Бывало, далеко за полночь разговаривали в гостинице. Понимали, что потом, по возвращении домой, надо будет донести до всех ту правду и тот настрой, которые были на съезде. Потому что, если кто- то останется в стороне, не «загорится» и равнодушно пожмет плечами, то будут потеряны для общества многие материаль­ ные ценности. Они — это наши «рыбные» делегаты, капитан-директор БАТ «Маршал Еременко» Николай Иванович Гацкалов и трубо­ проводчик объединения «Мурманская судоверфь» Юрий Гри- гсрьевич Баскаков — сегодня открывают новую рубрику «За­ очное рабочее собрание», рубрику, в которой пойдет речь на тему «Быть хозяином». Итак, разговор после съезда начинается. резки в цехе. Накопится гора — такелажники вы­ возят на металлолом. Порой хорошие куски металла «уплывают». Рабочие даже возмущаются, приходят ко мне: «Куда смотрит народ­ ный контроль?» А я, пред­ седатель цеховой группы, смотрю на свое началь­ ство, а начальник цеха Сер­ гей Петрович Караулов раз­ водит руками. Места нет. Конечно, и мы обращались в партком цеха, и Сергей Петрович прилагает все си­ лы, чтоб отвоевать где-ни­ будь участок, hcl пока — безрезультатно. Трубы уплывают, и мы не исполь­ зуем полностью все материа­ лы. И развивается у рабочего человека комплекс нанятости. То есть человек приходит на завод и предла­ гает себя, свои руки. Его чается при ремонте. Труд на верфи организован так, что выгоден он судоремонтни­ кам: вначале спячка; затем — раскачка, а потом — го­ рячка. В конце ремонта судно бе­ рется на абордаж: верфь «пашет» в три смены, мы же из-за сокращенное™ ре­ монтного экипажа физически не в состоянии контролиро­ вать ремонтников круглосу­ точно. Но ремонт, даже с контролем, идет плохо, а при понижении бдительности — тем паче. Верфь любой ценой старается «столкнуть» судно. Как результат — кошмарный выход из ремон­ та, кстати, обычно не пол­ ностью завершенного... И долго, долго потом экипаж будет доводить траулер до нужного технического со­ стояния. Н. И. Гуцкалов: — По­ сле съезда приходится ча­ сто выступать, много спо­ рить. Доказывать. Недавно был в одном коллективе. Подходит ко мне чело­ век и говорит: «Пять лет назад перед нами тоже один делегат выступал, тоже обе­ щал златые горы...» Я даже изумился: «Да кто вам что обещает? Поймите, только от нас самих зависит, как мы будем жить дальше. От всех нас, от каждого лично. От меня, от других...» Понимаете, что настора­ живает: мы чего-то , ждем. Каких-то перемен сразу, а сами работаем по старинке. Ю. Г. Баскаков: — Да, в последнее время . особенно заметно делается упор на чувство хозяина в каждом работнике, чтобы пробу­ дить, растолкать его. Ты, ты хозяин! Но не всегда это удается. А знаете почему? Потому что слова расходят­ ся с делом. Наша судоверфь не выполнила план года по экономии черных металлов. Плохо экономили — 855 тонн недодали «Вторчерме- ту». Более 4.5 тысячи руб­ лей заплатили штраф. А ви­ новные — не наказаны. Ви­ новных — не оказалось. О каком чувстве хозяина мож­ но говорить, если ответст­ венного не найти. Или на­ оборот: экономим что-то, ли­ цевые счета заполняем, но премию за экономию не по­ лучаем. А помните, что ска­ зал по этому поводу М. С. Горбачев? «Надо установить твердый порядок, при кото­ ром перерасход ресурсов был бы невыгоден, а экономия ощутимо вознаграждалась». Зачастую этого нет. Поэтому нет и хозяев. Н. И. Гуцкалов: — А если говорить .о командирах производства, то вскроется еще одна причина нашего неумения экономить. И о ней тоже упоминалось на съезде. Психология боль­ шинства нынешних руково­ дителей сформировалась в счастливое время, изобилия ресурсов. Такое богатство многих избаловало, привело к прямому расточительствуй Кто из моряков с болью в сердце не вспоминает пе­ чальную картину: «прикован­ ные» к причалам суда, ожи: дающие своей очереди на получение топлива. И-не только у нас. Первый секретарь ЦК Компартий Эстонии К. Г. Вайно сказал на съезде, что флот объеди­ нения «Эстрыбпром» из-за ожидания транспортных су­ дов, топлива и ремонта по­ терял более трех тысяч су- до-суток. З а это время Можно было 160 тысяч тонн рыбы выловить. Была кри­ тика и в адрес министерства: в отрасли должно быть боль­ На производстве х о з я и н ше гибкости. Р аз знаем о перебоях с топливом — на­ до честно сказать об этом. Мы бы планировали про­ стои — одни суда в ремонт бы сдали, другие бы при­ способили для выпуска про­ дукции... И в министерстве работая, нужно иметь . хо­ зяйскую жилку. Впрочем, переключим внимание на нас самих. Недавно народ­ ный контроль проверил го­ родскую нефтебазу и обна­ ружил там столько недо­ статков!.. И получается порой так, как в народе. говорят: «Экономим крохами, а те­ ряем ворохами!». Есть в русской сказке та­ кой образ: оглянешься — окаменеешь. Нам теперь назад хода нет. И останав­ ливаться нельзя. Только впе­ ред и только максимально используя достигнутое. На:, много дешевле экономить ресурсы, чем наращивать их производство. Подсчитано, что экономия в масштабах страны лишь одного про­ цента материальных и энер­ гетических ресурсов равно­ значна семи миллиардам рублей. А знаете, что дает стране один процент сокра­ щения сроков ремонта су­ дов? 200 тысяч тонн рыбы и 45 миллионов рублей ■ при­ были. Один процент — и со­ рок пять миллионов... Ю. Г. Баскаков: — Да, цифры впечатляют. Но бы­ вает и так, что призывы к экономии ничем не подкреп­ лены. Мы,' когда трубы но­ вые делаем, выкраиваем их так, чтобы металл остался. А вот где его хранить — проблема. Складываем об­ принимают. Дают ему ин­ струмент, станок, задание. И он работает за зарплату. И больше ничего не знает. Как расходуются обществен­ ные фонды потребления, как планируется стратегическое развитие предприятия, поче­ му нет заготовок? Не пыта­ ется это узнать. Этот комплекс опасен, ибо убивает в . человеке чувство хозяина. А преодолеть «бо­ лезнь» нанятости просто. Только когда каждый будет задействован в управлении производством, только тогда он не будет себя чувствовать винтиком в огромной маши­ не. Впрочем, мы, кажется, от­ влеклись от основной темы? Н. И. Гуцкалов: — Ни­ сколько. По-настоящему быть бережливым может только человек, глубоко заинтересо­ ванный, чтобы его бригада, его завод, его судно, его страна процветали. А заин­ тересован он будет только тогда, когда почувствует се­ бя хозяином. Мы просто по­ пытались понять, почему же порой этого чувства у мно­ гих нет, а следовательно, нет и рачительного отноше­ ния к «чужому», не к свое­ му добру. Нет чужого — все наше, общее, народное. Все мы, как говорится, в одной упряжке. К сожалению, на­ ши партнеры, судоремонтни­ ки, так не считают. И тут разговор о чувстве хозяина переходит в другую катего­ рию, в масштабах всей стра­ ны. Мы все хозяева в ней, независимо от того, на ка­ ком предприятии трудимся. А вот смотрите, что полу­ Почему так получается? Потому что верфь экономи­ чески не заинтересована вы­ пускать суда так, как нам надо. В этом смысле мне очень понравилось выступление на съезде президента Ака­ демии наук СССР А. П. Александрова. Он сказал, что несовершенство наших показателей приводит к то­ му, что экономия бывает... невыгодна. За примерами далеко ходить не надо. Когда судно встает на ремонт, при­ чем на текущий, не капи­ тальный, то мы своими руками стараемся выполнить большую часть работы. Что­ бы быстрей выйти на про­ мысел. А судоверфи это не­ выгодно! Чем больше будет объем ремонта — тем для. нее лучше. Ведь основной показатель судоремонтников — объем валовой продукции в рублях. А значит, мелкий' и быстрый ремонт им не нужен. Вот и начинаются за­ тягивание, разбухание объ­ емов... И вся наша экономия времени летит в тартарары. Ю. Г. Баскаков: — Не за­ бывайте, что с этого года мы находимся в новых у с ­ ловиях хозяйствования. И главные показатели у нас другие. Но... Везде есть свои «но». Показатели у нас измени­ лись, а привычки людей изменить трудно. Мы ра­ ботаем в содружестве с инженерами, конструктора­ ми. От них тоже многое за­ висит. Я не помню такого судна, которое нам при­ шлось бы ремонтировать по точному чертежу. Почти всегда они не стыкуются с расположением труб и узлов того судна, на которое рас­ считаны. Потому что в ЦПКТБ, других проектных организациях документация разрабатывается на тип су­ дов, а не привязана к каж­ дому конкретному. В этом вся соль. А ведь любой ко­ рабль, что и человек, со своими индивидуальными особенностями. Может быть, крупные организации и дол­ жны ограничиваться типом судна, но для чего тогда со­ зданы наши и флотские КБ? Неужели трудно проверить, соответствует ли чертеж судну, прежде чем ставить штамп? Ведь мы-то теряем время, такое драгоценное. Вот недавно бригада Ана­ толия Степановича Соболе­ ва делала трубопроводную систему на БМРТ «Буран» объединения «Мурманрыб- пром». Когда начали рабо­ ты, чертежей на обмотку дизелей трубами не оказа­ лось. Запросили КБ «Мур- манрыбпрома». Оттуда при­ слали, да не те, не соответ­ ствующие «Бурану». Снова запросили конструкторов. А время ушло. Вот и получается, что сменить показатели — не значит перестроить работу. Н. И. Гуцкалов: — Рабо­ ты еще предстоит много. Мне видится в этом плане, что обращение к тружени­ кам области «Каждому — личный рубеж» должно сы­ грать свою роль. В нашем письме сказано: «Пусть каж­ дый — будь то конструктор, рабочий, ученый... — решит для себя, что он сумеет сде­ лать для решения всеобщей задачи экономического и со­ циального ускорения». Я возвращаюсь к началу на­ шего разговора. Каждый из нас обязан почувствовать себя хозяином. Вывести на­ ше народное хозяйство на передовые рубежи можно только за счет бережного и совестливого отношения к нему. М. С. Горбачев ска­ зал: «Задача не из простых, но решить ее вполне можно. Тем более что в стране на­ коплен опыт бережного от­ ношения к ресурсам, но рас­ пространяется он медленно. Партийные, комсомольские, профсоюзные организации должны постоянно держать в поле своего зрения воп­ росы ' бережливости, поддер­ живать тех, кто экономит и рационально расходует сы­ рье, топливо, электроэнер­ гию». Мне, . в свою очередь,, хочется спросить: а как у вас, коллеги- рыбаки идет переход на новые рельсы?: Как собираются работать дальше коллеги-судоремонт­ ники? Как намерены решать' свои проблемы коллеги-ры­ бообработчики? Разговор не закончен. Если вас не оставил рав­ нодушным разговор делега­ тов, ■— пишите нам. Если хо­ тите высказаться о том, что еще мешает чувствовать се­ бя истинными хозяевами на родном производстве, — пи­ шите нам. Если стали сви­ детелями фактов бесхозяй­ ственности, — пишите нам. Заочное рабочее собрание от­ крыто. Слово предоставляет­ ся всем, кого волнуют наши трудности, всем, кто решил бороться с рутиной и бюро­ кратизмом. Быть хозяином — вот тема нашего заочно­ го собрания. Расточитель­ ство средств, распыление сил, бесполезная трата вре­ мени, которые вместе взя­ тые мешают двигаться впе­ ред, — это должно стать предметом вашего выступле­ ния, читатель. 28 марта 186 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz