Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

Перекресток • Наша новая рубрика Сегодня мы представляем читателям новую рубрику. «Пере­ кресток» — это более полное продолжение популярной среди наших читателей тематической полосы «Все четыре колеса». Здесь мы ло-прежнему станем рассказывать о различных тран­ спортных проблемах города, но больше внимания будем уде­ лять пешеходам. Итак, премьера рубрики: «Перекресток». Дорожные картинки С БУТЫЛКОЙ НАПЕРЕВЕС Р АЗГАР РАБОЧЕГО д н я , пятнадцать часов. Дороги кипят, как перегретый котел. Из-под колес — снег, клубы выхлопов. Машины рычат, шипят, тарахтят. Машины — трудятся. Конечно, можно на минутку притормозить. У хлебного магазина. Или у гастронома. Но ведь служеб­ ные машины, бывает, останавливаются и у иных торговых точек, тех, где торгуют спиртными напитками. Зачем? Воп­ рос вопросов... В ПОСЛЕДНЕЕ время сотрудники госавто- инспекции почти ежедневно проводят рейды у винно-во­ дочны х магазинов. И, к об­ щей радости будет сказано, все меньше и меньше появ­ ляется «черных» записей в блокнотах строгих автоин­ спекторов. Вот, например, в минувшую пятницу. Весь наличный состав ГАЙ вышел в рейд. И за четыре часа патрулирования было зафик­ сировано лишь два (во всем городе!) подобных случая, когда водители служебных машин вместо места назна­ чения груза сворачивали к бутылкам. ' 13 марта состоялся оче­ редной такой рейд. У шести винных магазинов в центре города было тихо и спо­ койно: государственные ав­ томобили сюда не подъезжа­ ли... Мы свернули на улицу Полярные Зори. На пересе­ чении ее с ул. Гвардейской у винного магазина кучно толкалась очередь. А напро­ тив мирно дремал, автобус ПАЗ-679 за номером 46-69 МУН, принадлежащий Мур­ манскому сиецавтохозяйству. * Водитель А. В. Иванов Ж) днял голову с баранки: «Устал, остановился отдох­ нуть». Чтобы автобус не ме­ шал движению, шофера мы попросили заехать во двор. И снова — безропотное со­ гласие уставшего человека. Минут через семь после то­ го как автобус ушел с обо­ чины, из винного магазина с бутылкой водки наперевес выскочил парень. Удивленно остановившись на перекрест­ ке перед тем местом, где раньше стоял автобус, закру­ тил головой по сторонам, явно разыскивая пропажу. Тут-то и вывернулся из под­ воротни отдохнувший ПАЗик. Из окон парню с водкой при­ зывно и страстно махали руками. Пришлось нам еще раз побеспокоить водителя Иванова. В салоне автобуса радели двое молодых муж- Всесоюзный рейд! «За эффективный труд и здоровый быт» чин, бурно источавших от­ нюдь не цветочные ароматы. А парень с бутылкой ока­ зался родным сыном шофе­ ра автобуса, водителем АТК «ГлавмурманскСтроя» В. А. Ивановым. Два. других пас­ сажира, окутанных выхлопа­ ми алкоголя, назвать себя отказались, но зато сообщи­ ли, что они тоже работают на машинах, в «Главмур- манскстрое» и «ничего та­ кого» в том, чтоб сбегать по пути за бутылкой, не на­ ходят, как, впрочем, и во­ дитель-отец с водителем-сы- ном. Автомобиль ГАЗ-69, 31- _ 97 МУА, скромно пристро- ‘ ился за синей «Ныссой». Шо­ фер В. Ф. Герасимов, до­ ждавшись пассажира с уве­ систой авоськой, собрался уже отъезжать. — Почему стоим? — Да вот приятель за сигаретами бегал. — Дайте закурить. — Пожалуйста. — Гера­ симов протянул потрепанную карманами пачку. — А можно новую, ту, что сейчас купили? Новой пачки не наш лось. Зато под ногами от неловко­ го движения пассажира пре­ дательски звякнула авоська, обнаружив явно не табачное содержимое. Ув ы , не за ку­ ревом бегал пассажир — ру­ ководитель автокруж ка город­ ского Дома пионеров и ш коль­ ников им. Бредова Е. И. Шар- ди (этой же организации при­ надлежал и сам автомобиль). В автокруж ок, популярный среди ребят, хо д ят ш кольники ш е сты х, седьмы х, восьмых классов. Е. Шарди уч и т их правилам дорожного движ ения, обязанностям водителя... Да, не порадовал в этот день участников рейда бой­ кий перекресток у Гвардей­ ской. На прощанье один из встреченных водителей ска­ зал: «Что вы шоферов ло­ вите? На пешеходов бы по­ смотрели, сколько от них, пьяных, бед на дорогах!» Посмотрели. У печально знаменитых «трех ступенек» на ул. Егорова было много­ людно, Из дверей, пошаты­ ваясь, вышли двое мужчин. В руках — пиво, из карма­ нов, едва не вываливаясь, торчат бутылки вина. Лег­ кое движение уверенной ру­ ки, и пиво открыто. Тут же, за углом, на виду у прохо­ жих, многочисленных школь­ ников (рядом школа Л?> 10) пиво из бутылок быстро и смачно перекочевывает в желудок. Познакомимся? — Конечно! — мужчины охотно и даже весело протя­ гивают пропуска в порт. По­ вар В. В. Третьяков и мат­ рос А. Н. Пищерков работа­ ют в Архангельском трал- флоте. Пришли в порт «по зеленой» на БМР.Т «Михаил Ивченко». Ну а раз уж при­ шли... — Гуляем! — хвастает В. В. Третьяков. — Из ка­ бака идем! Все пропили. Только на бормотуху и оста­ лось. — А машин не боитесь? Такое движение, а у вас сейчас с координацией не очень... — Ну! Да мы на эти ма­ шины... И пошли. Качаясь и осту­ паясь, прямо посередине до­ роги... Наверное, точно тан же, нак эти моряни, рассуж дали и пен­ сионер С. А . Золотов, и сани­ тар ка роддома № 2 В . Ф . Пос­ пелова. Нетрезвый Золотов пе­ реходил Кольский проспект, не обращая внимания на ма­ ш ины . Был сбит легковуш кой. От удара отлетел та к , что уго ­ дил под колеса другой маши­ ны. Словом, жив остался лиш ь чудом. Точно та к же, нак и В. Ф . Поспелова, которая вы с­ кочила на проезжую часть у л . Коминтерна. Подвели за­ плетающиеся ноги, двух ш а­ гов сделать не успела — бы­ ла сбита машиной... Да, пья­ ная бравада весела лиш ь до поры — до времени. А конча­ ется все, как правило, в луч­ шем случае, больничной ной- ной. В лучш ем , зам етьте. Интервью на перекрестке Д а в а й т е н е б у д е м ! уЛ И Ч НЫ И перекрестон ^ — понятие многознач­ ное. И, к сожалению, не без­ опасное. Наверное, многим приходилось наблюдать та­ кую картину. Пешеходный переход на перекрестке, не регулируемый светофором. Поток машин, люди, робко толпящиеся на обочине, вы­ жидающие секундного за­ тишья, чтоб проскочить до­ рогу. У этой же картины есть обратная сторона, когда от излишней резвости пешехо­ да вне зоны перехода стра­ дает водитель. Итак, посто­ им на мурманских пере­ крестках, понаблюдаем. Обшарпанный «Москвич» 99-89 МУЛ автоколонны № 1 горздравотдела на пре­ дельной скорости летит по проспекту Ленина. В районе гостиницы «Арктика» по не- ругулируемому пешеходному переходу идут люди. «Мос­ квич», не сбавляя скорости, летит вперед. Врассыпную бросились пешеходы, чуть ли не из-под колес выдернул зазевавшуюся подругу враз побледневший парень. Перекресток проспекта Ленина и ул. К. Либкнехта — место и для водителей, КТО СТРАДАЕТ В АВТОБУСЕ? — Нет, я вам точно говорю; сейчас п ьян ы х стало меньше. Я работаю на этом м аршруте три года, и изменения очень за­ м етны . — Мы беседуем с кондуктором 109-го автобусного мар­ ш р ута «М урм анск — Три ручья» Р. М. Родионовои. — Особенно в последние полгода. Раньше пьяные мак пойдут с самого утр а , та к и всю см ен у... Один толкнет другого, тот не стерпит — и ... Р уга н ь, ш ум . И спортят настроение на весь день. А теперь — совсем другое дело. Редко кто выпивший сядет. И уж «права не качает» — боится. Кондунторы пригородных автобусов — самый осведомленный В этой области народ. Они в салоне видят все и зсех. Да, в последнее время обстановка на автобусны х лини ях заметно улучш и лась. Поубавилось работы милиции, спокойнее стало и водителям, и пассажирам . И все ж е: — Пока едем от Мурман­ ска до Колы, пьяных почти нет, а вот в Коле по-преж­ нему садится много выпив­ ших. — рассказывает кон­ дуктор того же 109-го мар­ шрута А. А. Злобина. — И ведь едут, судя по разгово­ ру, не куда-нибудь, а на ра­ боту. Большинство постоян­ ных наших пассажиров выхо­ дит на Дровяном или у плавмастерской «Двина». Едут спокойно, не таясь, видно, не боятся, что на ра­ боте их остановят. Улучшилось положение на 105-м североморском мар­ шруте. И. как рассказала кондуктор 3. С. Савельева, очень помогают в борьбе с пьяными дежурные на КПП. Если есть в салоне хоть один нетрезвый, высаживают без разговоров. Хорошо бы. го­ ворят другие кондукторы, если бы такие проверочные функции взяла на себя ми­ лиция или народные дружи­ ны на всех остальных мар­ шрутах. Хоть не ежедневно, пару раз в неделю, проверя­ ли бы автобусные салоны. — Да и пассажиры могли бы помочь, — вступает ■ раз­ говор водитель 119-го мар­ ш р ута Н. А . Немов. — Меня больше всего пьяные подрост­ ки тревож ат. Местные ребята из Мурмашей и совхоза «Ту­ лона». Бы вает, совсем невме­ няемые е дут. П араж аю сь, кто им вино покупает? Н аверняка, с е о и ж е. знакомые взрослые. У стр о ят драку в салоне, а пассаж иры глаза прикрываю т — спим , мол, не видим и не слыш им . Б о ятся, что ли? Но Еедь есть же в салоне м уж ­ чины! А юнца этого раз не о станови, он в другой раз за ­ хо чет. Вот недавно сели трое. Смотрю , талоны не закомпо­ стировали. Потом закур и ли . Гл я ж у, а они уже *Стрелец- ную * из горлыш ка п ью т... О ста­ новил м аш ину, вышел в са­ лон: они матерятся на весь зето б ус, а люди — м олчат. Б ы гн зл эти х вы пивох. Я-то не бою сь. Я — хозяин автобуса. Но меня другое беспокоит: почему наши люди, нормаль- к с:е, рабочие люди, предпочи­ таю т не вмешиваться? Да. резонный вопрос за­ дал Н. А. Немов. Тревож­ ный вопрос. Зло невозмож­ но побороть, если не нава­ литься всем миром. В салоне автобуса этот мир не кон­ дуктор, не водитель, а мы, пассажиры. И то, как мы бу­ дем ехать в салоне — спо­ койно или нет, и кто будет торжествовать — пьяное хамство или трезвое досто­ инство, зависит от нас с ва­ ми, рядовых пассажиров. УЧАСТНИКИ РЕЙДА: Г. Захаров, госавтоинспектор, ст. лейтенант милиции; В. Миллер, плавильщик литейного цеха объединения «Мурман­ ская судоверфь»; С. Наставин, водитель автобазы ВРПО «Севрыба»; С. Смирнов, Н. Нечаева, наши корреспонденты. и для пешеходов — слож­ ное. Но не для серого на­ шего знакомца. Не сбавив скорости даже на повороте, он мощно шел вперед. Жен­ щина с малышом, не рас­ считывавшая на такую наг­ лость, буквально застыла на переходе. Мать инстинктив­ но закрыла ребенка, в гла­ дах — тревога и страх. Этого бесцеремонного ли ха­ ча остановили мы лиш ь на выезде с у л . Челю скинцев. Молодой, небритый водитель Н. П. Моисеев, жевавший ог­ рызок си гареты , вмиг поскуч­ нел: — Конечно, знаю , что дол­ жен пропускать пешеходов. Я уж е один раз поплатился за то , что не про пустил. Осенью у драм театра сбил человека. Такж е на нерегулируемом переходе. Теперь-то я внима­ тельней. Разве? Что-то очень уж не похожа эта каскадерская ез­ да на внимание к пешеходам. Видно, даже несчастный сл у­ чай ничему этого лихача не н аучи л... Кроме «героев»-водителей, на мурманских перекрестках есть другие «герои» — пе­ шеходы. Трезвые, нормаль­ ные люди, только — из­ лишне спешащие или черес­ чур смелые. Смотришь иног­ да и диву даешься: переход в двух шагах, а он, отваж­ ный. прямиком через тьму машин. Как, например, на улице Книповича, рядом с комплексом «Полярные Зо- ри», Останавливаем одного та­ кого «храбреца». Это тре­ тий помощник капитана Мур­ манского морского пароход­ ства С. А. Попов. — Спешите, Сергей Алек­ сеевич? — Очень, — Своя жизнь не дорога, о водителях бы подумали. Им отвечать, если что... — Больше не буду. Хорошо бы... Давайте и в самом деле не будем пор­ тить друг другу здоровье. Не будем нарушать, пугать пешеходов, нервировать во­ дителей. Не будем на доро­ ге экономить секунды, луч­ ше уж сохранить целую жизнь. РЫБНЫЙMVPMAH 9 21 марта 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz