Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

• Резонанс • ЛИКБЕЗ И КОМПЬЮТЕР Под таким заголовком ровно пять месяцев назад, 22 ноября 1985 года, в еженедельнике был опубликован материал. За «круглым столом» собрались учены е и ко нструкторы , чтобы об­ судить перспективу работ по прогнозированию правильной экс­ плуатации и ремонта судов с применением ЭВМ (СНТО). Базой для разработок должны были ста ть суда тралового ф ло та. Од­ нако (и это подчеркивалось в материале) представители ф лота неохотно идут навстречу, предпочитая работать по старинке. Почти пять месяцев пришлось редакции ж дать ответ от глав­ ного инженера тралового ф лота Ю. И. Коношенко. Вот что он пиш ет: рыба» А. В. Анцевича: . — Совершенно верно заме­ чает Юрий Иванович, что ра­ бота по СНТО должна сосре­ доточиться в одних руках. Иначе получается разрыв еди­ ной технологической цепи раз­ работки документации. А так как у нас и у «Гипрорыб- флота» сроки, темпы и планы разные, то выходит, что эта разобщенность мешает делу. Мы написали письмо в ВРПО «Севрыба» с просьбой разрешить нам взять всю ра­ боту на себя, а подразделе­ ние «Гипрорыбфлота», занима­ ющееся документацией по СНТО, передать ЦПКТБ. Сей­ час этот вопрос рассматрива­ ется в министерстве. Что касается тралового фло­ та, то пока сдвигов мало. Пос­ ле выхода в свет статьи «Лик­ без и компьютер», после до­ полнительного совещания спе­ циалистов тралового флота съездили в Калининград и познакомились с системой. Однако этим и ограничились. А ведь надо уже направлять людей на учебу для того чтобы они могли потом ра­ ботать на ЭВМ. Меня беспо­ коит этот вопрос еще и по­ тому, что у тралфлота про­ слеживается желание пере­ ложить на нас весь контроль за эксплуатацией своих су­ дов. Почему же мы, проект­ ная организация, должны ве­ сти работу механико-судовой службы флота? Как видим, точки еще ста­ вить рано. Закончилась пора перспектив и планов. Надо на­ чинать действовать. «В 1984—85 годах при про­ ведении расширенного между­ рейсового технического об­ служивания состояние меха­ низмов, технических средств, корпуса судов оценивались, исходя из личного опыта спе­ циалистов флота. В целях более качественно­ го прогнозирования и опти­ мального определения объе­ мов ремонта, в августе прош­ лого года в траловом флоте • 4 }| с участием руководителей Мурманской судоверфи, ЦПКТБ, Мурманского отделе­ ния «Гипрорыбфлот» состоял­ ся обстоятельный обмен мне­ ниями по совершенствованию эксплуатации и ремонта су­ дов. Впоследствии траловый флот обратился с заявками в ЦПКТБ, Мурманское отделение «Гипрорыбфлот» на проведе­ ние этих работ. ЦПКТБ имеет мощное под­ разделение АСУ, специалистов по исследованию технической эксплуатации флота и судоре­ монта, «Гипрорыбфлот» — технологическое подразделение судоремонта. Разобщенность специалистов по организациям сдерживает выполнение работ. Управление тралового фло­ та считает, что подобных спе­ циалистов необходимо объе­ динить в одной организации, например, в ЦПКТБ «Севрыба» (по своему титулу она явля­ ется проектной и технологи­ ческой организацией бассей­ на, но без должного техноло­ гического обеспечения)». Редакция попросила про­ комментировать этот ответ ди­ ректора ЦПКТБ ВРПО «Сев- Пропало творчество... К ак сделать та к , чтобы оно вернулось н молодым судоремонтнинам? Этот вопрос был поставлен в ма­ териале «Совет молодых специалистов», опубликованном в еже­ недельнике 6 декабря 1985 года. Редакция получила ответ от генерального директора объеди­ нения «М урманская судоверфь» Б. Д. Иванова и от председате­ ля областного совета НТО А . А. Панченко. Общим и. пожалуй, главным в эти х ответах было то. что администрация судоверфи выразила желание взять под свой контроль работу с молодежью, а совет НТО, в свою очередь, обязался проконтролировать адми­ нистрацию верфи. Недавно в управлении объединения состоялся откровенный разговор на эту тем у. Несколько мнений мы предлагаем чита­ телям . Главный конструктор В. М. Зязин: — Один из основных уко­ ров, прозвучавших в адрес администрации, — отсутствие при нашем НТО секции по ра­ боте с молодежью. Сейчас эта секция создана. Нам уда­ лось скоординировать дей­ ствия и ВОИР, и БРИЗа, и ВЛКСМ, то есть тех органи­ заций, которые призваны кон­ тактировать с молодежью. Они и раньше это делали, но разобщенно. Кроме того, на­ мечен план мероприятий по широкому вовлечению мо­ лодых в работу по ускорению НТП. Председатель совета моло­ дых специалистов И. Г. Паде- ро: — После перевыборного со­ брания у нас сформировалось новое общественное конструк­ торское бюро. Ребята получи­ ли задание, надо сказать, не простое и довольно ответст­ венное. Я лично поддерживаю связь с главным инженером Евгениев Алексеевичем Ко­ рейским, и он нам в своей оомощи не отказывает. Заместитель секретаря ко­ митета ВЛКСМ судоверфи П. А. Токаренко: — Заметно оживилась ра­ бота в совете. Конечно, пото­ му, что появилась заинтересо­ ванность в совместной работе со стороны администрации. Но не все идет гладко. Да, наверное, иначе и нельзя. К ак найти наилучш ие кри­ терии для оценки человека по ко нкурсу «Лучший молодой специалист»? Они ведь у нас и м астерами, и ко нструкто ра­ ми в ц ехах, и в К Б ... К ак не повториться, не создать лиш­ него дублирования, ведь уж е есть форма соревнования по личным комплексным пла­ нам?.. Вот над такими вопро­ сами сейчас «бьемся». Кроме них — есть и др уги е. Но это не страш но. Главное — рабо- — так называлось выступле­ ние директора УПК Первомай­ ского района Г. А. Барышки- на. Нам отвечают: Отдел народного образования Мурманского облисполкома Вопросы, затронутые ста­ тьей «Кто встанет к станку»?», своевременны и актуальны. Они волнуют директоров школ, УПК, ПТУ и руководи­ телей базовых предприятий. Стремясь обеспечить преем­ ственность трудового обуче­ ния учащихся 8—9 классов, четыре школы Октябрьского района в 1985/86 учебном го­ ду уже начали трудовое обу­ чение учащихся 8 классов на базе УПК в хорошо оснащен­ ных производственным обо­ рудованием кабинетах, цехах и мастерских. Имеющийся опыт — это только начало той большой и кропотливой работы. И не случайно воп­ росу совершенствования тру­ дового воспитания в услови­ ях реформы школы было по­ священо заседание облиспол­ кома в декабре 1985 г., где шел обстоятельный и конкрет­ ный разговор руководителей школ и базовых предприятий о создании учебных цехов и участков для организации профессионального обучения и производительного труда. В частности, руководителям ВРПО «Севрыба», «Главмур- манскстроя», Мурманского отделения Октябрьской же­ лезной дороги, морского па­ роходства, треста «Арктикмор- нефтегазразведка» предложе­ но до 1990 года создать до­ полнительно учебные участки на подведомственных пред­ приятиях на 700 ученических мест. В условиях реформы, когда перед школой поставлена за­ дача профессионального обу­ чения учащихся, обеспечить преемственность трудовой подготовки учащихся, безус­ ловно, возможно только при создании необходимой мате­ риальной базы. В общеобра­ зовательных школах учебные мастерские в основном осна­ щены учебным оборудовани­ ем и вести профессиональное обучение учащихся с 8 клас­ сов, выполнять производст­ венные заказы практически невозможно. Где же выход? Прежде всего следует ис­ пользовать уже имеющуюся материальную базу ПТУ, УПК города и области, оснащенную производственными станка­ ми, трудовое обучение уча­ щихся 7—8 классов перево­ дить на их базу и базу учеб­ но-производственных школь­ ных мастерских. Другой путь, и мне он представляется наиболее цен­ ным, создание учебных цехов и участков непосредственно на базовых предприятиях для профессионального обучения учащихся, организации их об­ щественно полезного произ­ водительного труда. Включе­ ние в производственный ра­ бочий ритм, участие в социа­ листическом соревновании по выполнению плановых за­ даний, атмосфера серьезного и делового отношения к ра­ боте — все это воспитывает ребят, способствует их ранне­ му взрослению и профессио­ нальному самоопределению. Мы не отвергаем и не от­ вергали возможности профес­ сионального обучения учащих­ ся 8 классов на базе УПК го­ рода и области. Имеющийся опыт будет продолжен. Перед рай(гор)оно сейчас стоит за­ дача четко продумать направ­ ления и профили, по которым будет идти обучение учащих­ ся в УПК с 1 сентября 1986 года. В. МАНУХИН, заведующий отделом на­ родного образования обл­ исполкома. ------------------ Объединение -- ------------- «Мурманская судоверфь» га началась. Полностью согласен с мне­ нием Г, А. Барышкина — ав­ тора статьи «Кто станет к стан­ ку?», что в ближайшие годы (по крайней мере, по профи­ лю металлообработки, про­ фессия токарь) улучшение профессиональной подготов­ ки школьников можно решать в основном через УПК. Проб­ лема выделения рабочих мест станочникам на судоверфи стоит очень остро, при этом необходимо учитывать, что нужно обеспечить рабочими местами учащихся нашего ба­ зового СПТУ-12 по профессии токарь. Поэтому, создав в УПК уча­ сток с производственными станками, обеспечив учащих­ ся производственными зака­ зами для судоверфи, снаб­ див хорошим инструментом и материалами, мы планируем достичь поставленной цели — после 2-х лет обучения в УПК учащиеся должны полу­ чить рабочую профессию то­ каря второго разряда. Мурманская судоверфь уже в этом году приступает к ре­ ализации этой задачи. Так, в первом квартале текущего года мы должны установить на участке металлообработки два токарных станка и токарно- (эевольверный производствен­ ный. Летом — закончить обо­ рудование участка и учебно­ го класса необходимыми по­ собиями и средствами обуче­ ния. Будут приобретены видео­ магнитофон и цветной телеви­ зор. Уже теперь учащиеся выполняют производственные заказы для судоверфи по из­ готовлению ниппелей, шпилек и винтов с потайной головкой. Обеспечиваются они материа­ лами и инструментом. Толь­ ко на содержание и ремонт УПК в 1985 году затрачено около 10 тысяч рублей. Ежегодно увеличивается по­ мощь и подшефным школам № 4, 16, 29 и 37. В школьных мастерских учащиеся млад­ ших классов также выполня­ ют заказы судоверфи. Со все­ ми подшефными школами и УПК заключены договоры о сотрудничестве на 1986 год. Если помощь подшефным школам в 1983 году состав­ ляла 50,3 тысячи рублей, а в 1984 году 51 тысячу, то уже в 1985 году — более 77 тысяч рублей. О статье «К своей смене — с холодном». Действительно, иногда при организации про­ изводственной практики уча­ щихся СПТУ-12 имеют место негативные явления. И осо­ бенно они проявляются при организации практики токарей. Я уже упоминал, что станоч­ ного оборудования у нас не хватает, некоторые станки мо­ рально устарели. Учащиеся- практиканты несовершенно­ летние, могут работать толь­ ко в I и 1 смены. Здесь мно­ го проблем. Поэтому в свое время, чтобы разгрузить це­ ха головного предприятия, было принято решение по­ строить на СРЗ-2 в слесарно­ механическом цехе токарный участок для учащихся-практи- кантов СПТУ-12. Статья «К своей смене с холодком» обсуждалась на производственном совещании в слесарно - механическом це­ хе при участии главного ин­ женера завода-филиала В. Е. Храпова, а также на совеща­ нии у старшего мастера СПТУ-12 А. М. Духанова сре­ ди мастеров производствен­ ного обучения. Принято решение привести все станки участка в техни­ чески исправное состояние в самые сжатые сроки. Дано указание начальнику произ­ водственно - диспетчерского отдела В. Н. Гришину посто­ янно обеспечивать работами учащихся СПТУ-12. И. о. на­ чальника цеха № 35 В. А. Живлянцеву и старшему ма­ стеру токарного участка этого цеха Ю. М. Смышляеву стро­ го указано на недопущение подобных явлений при органи­ зации производственной прак­ тики учащихся СПТУ-12. Быв­ ший мастер токарного участ­ ка Н. В. Рихтер переведен на рабочую должность слесаря. В. ТРИНДА, начальник отдела техниче­ ского обучения. --------------------------- Мурманский рыбообрабатывающий комбинат Статья «Кто встанет к стан­ ку?» обсуждена в отделе тех­ нического обучения. Комби­ нат уже многие годы предо­ ставляет рабочие места на лучших заводах и участках комбината для производствен­ ного обучения старшеклассни­ ков. Около трехсот учащихся из Первомайского и Октябрь­ ского районов работают еже­ годно на выпуске продукции улучшенного ассортимента — копченой и вяленой рыбы в мелкой расфасовке. Расширить количество опе­ раций, на которых работают школьники, невозможно — к их выполнению допускаются только совершеннолетние ра­ бочие. Л. ИВАНОВА, начальник отдела техниче­ ского обучения. ПЯИИШЯШИЦ 21 марта 1986 гада

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz