Рыбный Мурман. 1986 г. Март.
• Резонанс • ЛИКБЕЗ И КОМПЬЮТЕР Под таким заголовком ровно пять месяцев назад, 22 ноября 1985 года, в еженедельнике был опубликован материал. За «круглым столом» собрались учены е и ко нструкторы , чтобы об судить перспективу работ по прогнозированию правильной экс плуатации и ремонта судов с применением ЭВМ (СНТО). Базой для разработок должны были ста ть суда тралового ф ло та. Од нако (и это подчеркивалось в материале) представители ф лота неохотно идут навстречу, предпочитая работать по старинке. Почти пять месяцев пришлось редакции ж дать ответ от глав ного инженера тралового ф лота Ю. И. Коношенко. Вот что он пиш ет: рыба» А. В. Анцевича: . — Совершенно верно заме чает Юрий Иванович, что ра бота по СНТО должна сосре доточиться в одних руках. Иначе получается разрыв еди ной технологической цепи раз работки документации. А так как у нас и у «Гипрорыб- флота» сроки, темпы и планы разные, то выходит, что эта разобщенность мешает делу. Мы написали письмо в ВРПО «Севрыба» с просьбой разрешить нам взять всю ра боту на себя, а подразделе ние «Гипрорыбфлота», занима ющееся документацией по СНТО, передать ЦПКТБ. Сей час этот вопрос рассматрива ется в министерстве. Что касается тралового фло та, то пока сдвигов мало. Пос ле выхода в свет статьи «Лик без и компьютер», после до полнительного совещания спе циалистов тралового флота съездили в Калининград и познакомились с системой. Однако этим и ограничились. А ведь надо уже направлять людей на учебу для того чтобы они могли потом ра ботать на ЭВМ. Меня беспо коит этот вопрос еще и по тому, что у тралфлота про слеживается желание пере ложить на нас весь контроль за эксплуатацией своих су дов. Почему же мы, проект ная организация, должны ве сти работу механико-судовой службы флота? Как видим, точки еще ста вить рано. Закончилась пора перспектив и планов. Надо на чинать действовать. «В 1984—85 годах при про ведении расширенного между рейсового технического об служивания состояние меха низмов, технических средств, корпуса судов оценивались, исходя из личного опыта спе циалистов флота. В целях более качественно го прогнозирования и опти мального определения объе мов ремонта, в августе прош лого года в траловом флоте • 4 }| с участием руководителей Мурманской судоверфи, ЦПКТБ, Мурманского отделе ния «Гипрорыбфлот» состоял ся обстоятельный обмен мне ниями по совершенствованию эксплуатации и ремонта су дов. Впоследствии траловый флот обратился с заявками в ЦПКТБ, Мурманское отделение «Гипрорыбфлот» на проведе ние этих работ. ЦПКТБ имеет мощное под разделение АСУ, специалистов по исследованию технической эксплуатации флота и судоре монта, «Гипрорыбфлот» — технологическое подразделение судоремонта. Разобщенность специалистов по организациям сдерживает выполнение работ. Управление тралового фло та считает, что подобных спе циалистов необходимо объе динить в одной организации, например, в ЦПКТБ «Севрыба» (по своему титулу она явля ется проектной и технологи ческой организацией бассей на, но без должного техноло гического обеспечения)». Редакция попросила про комментировать этот ответ ди ректора ЦПКТБ ВРПО «Сев- Пропало творчество... К ак сделать та к , чтобы оно вернулось н молодым судоремонтнинам? Этот вопрос был поставлен в ма териале «Совет молодых специалистов», опубликованном в еже недельнике 6 декабря 1985 года. Редакция получила ответ от генерального директора объеди нения «М урманская судоверфь» Б. Д. Иванова и от председате ля областного совета НТО А . А. Панченко. Общим и. пожалуй, главным в эти х ответах было то. что администрация судоверфи выразила желание взять под свой контроль работу с молодежью, а совет НТО, в свою очередь, обязался проконтролировать адми нистрацию верфи. Недавно в управлении объединения состоялся откровенный разговор на эту тем у. Несколько мнений мы предлагаем чита телям . Главный конструктор В. М. Зязин: — Один из основных уко ров, прозвучавших в адрес администрации, — отсутствие при нашем НТО секции по ра боте с молодежью. Сейчас эта секция создана. Нам уда лось скоординировать дей ствия и ВОИР, и БРИЗа, и ВЛКСМ, то есть тех органи заций, которые призваны кон тактировать с молодежью. Они и раньше это делали, но разобщенно. Кроме того, на мечен план мероприятий по широкому вовлечению мо лодых в работу по ускорению НТП. Председатель совета моло дых специалистов И. Г. Паде- ро: — После перевыборного со брания у нас сформировалось новое общественное конструк торское бюро. Ребята получи ли задание, надо сказать, не простое и довольно ответст венное. Я лично поддерживаю связь с главным инженером Евгениев Алексеевичем Ко рейским, и он нам в своей оомощи не отказывает. Заместитель секретаря ко митета ВЛКСМ судоверфи П. А. Токаренко: — Заметно оживилась ра бота в совете. Конечно, пото му, что появилась заинтересо ванность в совместной работе со стороны администрации. Но не все идет гладко. Да, наверное, иначе и нельзя. К ак найти наилучш ие кри терии для оценки человека по ко нкурсу «Лучший молодой специалист»? Они ведь у нас и м астерами, и ко нструкто ра ми в ц ехах, и в К Б ... К ак не повториться, не создать лиш него дублирования, ведь уж е есть форма соревнования по личным комплексным пла нам?.. Вот над такими вопро сами сейчас «бьемся». Кроме них — есть и др уги е. Но это не страш но. Главное — рабо- — так называлось выступле ние директора УПК Первомай ского района Г. А. Барышки- на. Нам отвечают: Отдел народного образования Мурманского облисполкома Вопросы, затронутые ста тьей «Кто встанет к станку»?», своевременны и актуальны. Они волнуют директоров школ, УПК, ПТУ и руководи телей базовых предприятий. Стремясь обеспечить преем ственность трудового обуче ния учащихся 8—9 классов, четыре школы Октябрьского района в 1985/86 учебном го ду уже начали трудовое обу чение учащихся 8 классов на базе УПК в хорошо оснащен ных производственным обо рудованием кабинетах, цехах и мастерских. Имеющийся опыт — это только начало той большой и кропотливой работы. И не случайно воп росу совершенствования тру дового воспитания в услови ях реформы школы было по священо заседание облиспол кома в декабре 1985 г., где шел обстоятельный и конкрет ный разговор руководителей школ и базовых предприятий о создании учебных цехов и участков для организации профессионального обучения и производительного труда. В частности, руководителям ВРПО «Севрыба», «Главмур- манскстроя», Мурманского отделения Октябрьской же лезной дороги, морского па роходства, треста «Арктикмор- нефтегазразведка» предложе но до 1990 года создать до полнительно учебные участки на подведомственных пред приятиях на 700 ученических мест. В условиях реформы, когда перед школой поставлена за дача профессионального обу чения учащихся, обеспечить преемственность трудовой подготовки учащихся, безус ловно, возможно только при создании необходимой мате риальной базы. В общеобра зовательных школах учебные мастерские в основном осна щены учебным оборудовани ем и вести профессиональное обучение учащихся с 8 клас сов, выполнять производст венные заказы практически невозможно. Где же выход? Прежде всего следует ис пользовать уже имеющуюся материальную базу ПТУ, УПК города и области, оснащенную производственными станка ми, трудовое обучение уча щихся 7—8 классов перево дить на их базу и базу учеб но-производственных школь ных мастерских. Другой путь, и мне он представляется наиболее цен ным, создание учебных цехов и участков непосредственно на базовых предприятиях для профессионального обучения учащихся, организации их об щественно полезного произ водительного труда. Включе ние в производственный ра бочий ритм, участие в социа листическом соревновании по выполнению плановых за даний, атмосфера серьезного и делового отношения к ра боте — все это воспитывает ребят, способствует их ранне му взрослению и профессио нальному самоопределению. Мы не отвергаем и не от вергали возможности профес сионального обучения учащих ся 8 классов на базе УПК го рода и области. Имеющийся опыт будет продолжен. Перед рай(гор)оно сейчас стоит за дача четко продумать направ ления и профили, по которым будет идти обучение учащих ся в УПК с 1 сентября 1986 года. В. МАНУХИН, заведующий отделом на родного образования обл исполкома. ------------------ Объединение -- ------------- «Мурманская судоверфь» га началась. Полностью согласен с мне нием Г, А. Барышкина — ав тора статьи «Кто станет к стан ку?», что в ближайшие годы (по крайней мере, по профи лю металлообработки, про фессия токарь) улучшение профессиональной подготов ки школьников можно решать в основном через УПК. Проб лема выделения рабочих мест станочникам на судоверфи стоит очень остро, при этом необходимо учитывать, что нужно обеспечить рабочими местами учащихся нашего ба зового СПТУ-12 по профессии токарь. Поэтому, создав в УПК уча сток с производственными станками, обеспечив учащих ся производственными зака зами для судоверфи, снаб див хорошим инструментом и материалами, мы планируем достичь поставленной цели — после 2-х лет обучения в УПК учащиеся должны полу чить рабочую профессию то каря второго разряда. Мурманская судоверфь уже в этом году приступает к ре ализации этой задачи. Так, в первом квартале текущего года мы должны установить на участке металлообработки два токарных станка и токарно- (эевольверный производствен ный. Летом — закончить обо рудование участка и учебно го класса необходимыми по собиями и средствами обуче ния. Будут приобретены видео магнитофон и цветной телеви зор. Уже теперь учащиеся выполняют производственные заказы для судоверфи по из готовлению ниппелей, шпилек и винтов с потайной головкой. Обеспечиваются они материа лами и инструментом. Толь ко на содержание и ремонт УПК в 1985 году затрачено около 10 тысяч рублей. Ежегодно увеличивается по мощь и подшефным школам № 4, 16, 29 и 37. В школьных мастерских учащиеся млад ших классов также выполня ют заказы судоверфи. Со все ми подшефными школами и УПК заключены договоры о сотрудничестве на 1986 год. Если помощь подшефным школам в 1983 году состав ляла 50,3 тысячи рублей, а в 1984 году 51 тысячу, то уже в 1985 году — более 77 тысяч рублей. О статье «К своей смене — с холодном». Действительно, иногда при организации про изводственной практики уча щихся СПТУ-12 имеют место негативные явления. И осо бенно они проявляются при организации практики токарей. Я уже упоминал, что станоч ного оборудования у нас не хватает, некоторые станки мо рально устарели. Учащиеся- практиканты несовершенно летние, могут работать толь ко в I и 1 смены. Здесь мно го проблем. Поэтому в свое время, чтобы разгрузить це ха головного предприятия, было принято решение по строить на СРЗ-2 в слесарно механическом цехе токарный участок для учащихся-практи- кантов СПТУ-12. Статья «К своей смене с холодком» обсуждалась на производственном совещании в слесарно - механическом це хе при участии главного ин женера завода-филиала В. Е. Храпова, а также на совеща нии у старшего мастера СПТУ-12 А. М. Духанова сре ди мастеров производствен ного обучения. Принято решение привести все станки участка в техни чески исправное состояние в самые сжатые сроки. Дано указание начальнику произ водственно - диспетчерского отдела В. Н. Гришину посто янно обеспечивать работами учащихся СПТУ-12. И. о. на чальника цеха № 35 В. А. Живлянцеву и старшему ма стеру токарного участка этого цеха Ю. М. Смышляеву стро го указано на недопущение подобных явлений при органи зации производственной прак тики учащихся СПТУ-12. Быв ший мастер токарного участ ка Н. В. Рихтер переведен на рабочую должность слесаря. В. ТРИНДА, начальник отдела техниче ского обучения. --------------------------- Мурманский рыбообрабатывающий комбинат Статья «Кто встанет к стан ку?» обсуждена в отделе тех нического обучения. Комби нат уже многие годы предо ставляет рабочие места на лучших заводах и участках комбината для производствен ного обучения старшеклассни ков. Около трехсот учащихся из Первомайского и Октябрь ского районов работают еже годно на выпуске продукции улучшенного ассортимента — копченой и вяленой рыбы в мелкой расфасовке. Расширить количество опе раций, на которых работают школьники, невозможно — к их выполнению допускаются только совершеннолетние ра бочие. Л. ИВАНОВА, начальник отдела техниче ского обучения. ПЯИИШЯШИЦ 21 марта 1986 гада
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz