Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

• Беседа с увлеченным человеком• и каждо го должен вой па ру с ник » «Однажды утром в морской далн под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов бе­ лого корабля двинется, рассекая вол­ ны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль...» Плыть через дни, месяцы, десятилетия, каж­ дый раз возникая, осязаемо и пред­ метно, в жизни того, кто прикоснулся к мечтательному миру Грина, моря, гордых, непокорных парусников. Сколько на нашей планете кораб­ лей с алыми парусами? Наверное, множество. Один из них, рожденных доброй фантазией Грина, создан у нас, в портовом и морском Мурман­ ске, в обычной квартире. Кроме не­ го, в этом же доме появились на свет другие его собратья по парусному флоту — корабли XVII, XVIII, XIX веков — каравеллы, шлюпы, крейсе­ ры. Их творец и создатель, препода­ ватель астрономии и гидрометеороло­ гии Мурманского мореходного учили­ ща им. И. И. Месяцева Василий Ми­ хайлович Путилин — наш сегодняш­ ний собеседник. .На верстаке в его лаборантской — незаконченная мо­ дель БМРТ типа «Алтай», на рабо­ чем столе — гордый парусник. Свер­ ен кают золотом снасти, воинственно щетинятся боевые орудия, как крылья белых птиц, колышутся па­ руса... — Василий Михайлович, вот у это­ го парусника есть реальный прото­ тип? — Нет. Так, чтобы от киля до клотика, — нет. Модели ведь бывают разные. Есть — «по Фруду», они должны повторять скорость оригина­ ла. Есть геометрические модели, те, что повторяют лишь контур корабля, его пропорции. А я делаю... импро­ визации на заданную тему. Но! Лю­ бая импровизация должна исходить из реальности. Вот, допустим, леер- ные ограждения. На парусниках XVII века они были именно деревянными, именно резными. А сам узор резьбы — мой. Ведь тогда каждый мастер создавал свой, неповторимый узор. Я в модели сохраняю принцип, а на его основе — свобода творчества. Тем- то и дороги мне эти модели, что на основе точных пропорций типичного парусного судна я все же делаю свой корабль. Понимаете, свой. — А сколько времени отнимает такая модель? — Много. Если сидеть над ней по «!*}шть часов в день, то можно упра­ виться за месяц. Но так ведь не по­ лучается. Первый свой парусник я сделал в море за 2,5 месяца. Он, конечно, был совсем не чета этому. Учился от модели к модели. Что я знал об истории кораблестроения, когда строил первое судно? Да толь­ ко то, что курсантом получил в МВИМУ. А задумка каждого нового парусника была толчком к изучению определенного периода истории. Да, да, истории. Потому что народы раз­ вивались параллельно с совершенст­ вованием мореплавания. Мне кажет­ ся, любое увлечение должно давать что-то новое, обогащать. И, обяза­ тельно, успокаивать. А как иначе? В наше стрессовое-то время... Вот меня очень успокаивает работа по дереву. Особенно над мелкими дета­ лями. Может быть, конечно, я стран­ ный человек, но я разговариваю с де­ ревом. — ...? * _ А что здесь удивительного? Странно... как можно разговаривать с березкой, лугом, цветами? Я. когда грибы собираю, с каждым поговорю... А дерево — это тоже часть, природы. Каждое — особо, неповторимо. Де­ лаешь деталь. Вдруг — раз! сло­ малась. Начинаешь думать, искать причину. Проигрываешь в уме воз­ можные варианты. Это, знаете, похо­ же на кроссворд. Вы любите крос­ сворды? Я люблю за то, что там есть возможность творчества. Иногда по определению слово никак не вычис­ ляется. Тогда начинаешь искать его по комбинациям букв. И — нахо­ дишь! Вот и с деревом. Оно, вроде, само тебе подсказывает, учит: «Ви­ дишь, какое я нежное, хрупкое, здесь сучок, там волоконце... Хочешь, что^- бы я зазвенело, запело, будь со мной бережным». Когда я это слышу, да нет, правда, слышу, то начинаю со­ ображать, что пилил, допустим, пря­ мо, грубо, а надо — под углом, лег­ че, нежней. Вот этот поиск выхода, творчество мне и дороги. А когда все, наконец, получится... Такое чувство уравновешенности, уверенности в се: бе появляется... — А почему вы строите именно парусники? — Почему... Никогда об этом не думал. Почему начал с парусников — знаю. Лет пятнадцать назад мага­ зины и квартиры заполонили метал­ лические каравеллы. Стандартные, грубые. А ведь парусник — это па- рус-ник! Я из протеста к этому-глу­ пому стандарту и начал делать на­ стоящие парусники. Стандарт, мне кажется, безлик и неприятен. Во всем. От него надо отходить. И идти к красоте. А красота — это пропор­ ции, простота и изящество линий.; Вот парусники — пример тому. В обычной человеческой жизни, ког­ да нас окружают стандартные дома, мы живем в стандартных квартирах, Василий Путилин: «В Ж И З Н б ы т ь С должно быть непременно что-то та­ кое, на чем мог бы отдохнуть и пора­ доваться взгляд. Для меня это — парусники. Я думаю, что в жизни каждого человека должен быть свой парусник — олицетворение красоты. — На выставках технического творчества в вашем училище из года в год побеждают модели рыболовных судов, сделанные вашими курсанта­ ми. Значит, вы строите не только па­ русники? — Я —■только парусники. Все остальное — мои ребята. Под руко­ водством, конечно. В этом году тоже выставим коллективные творения БМРТ типа «Алтай» и ПСТ. Прине­ сут курсанты и свои модели. И мне совсем неважно, из чего они сделаны: из дерева ли, железа или бумаги. Не это, понимаете, главное. Главное, что курсант сам (!) делает модель. Что он занят. Ведь работа над мо­ делью — самое лучшее изучение судна. Лекцию можно не понять, учебник — не запомнить, а то, что прошло через твои руки, забыть не­ возможно. Они делают корпус, над­ стройку, мачты и одновременно учат­ ся морской терминологии. А ее — и русской, и голландской, и английской — ого-го! Вот — палуба — чисто русское слово. А многие об этом знают? Вы знаете? Рассказать? Один из князей Древней Руси — Изяслав, — чтобы спрятать в ладье своих лучников от вражеских стрел, построил над ними деревянный на­ стил. А тогда на Руси все деревян­ ное называли лубяным. Помните, да­ же в сказках: «У зайчика избушка лубяная...» Так вот, ладьи стали на­ зывать палубленными. А потом уж родилось и само слово «палуоа». Или современное «корма» от древ­ него «кормило». Получается-то что? Вроде, изучается судно, а параллель­ но и история наша, и язык. — Но ведь до того как курсан­ ты начнут строить палубу, надо, на­ верное, как-то добиться, чтобы они захотели ее строить? — Конечно! Через силу — какая радость, какое творчество? Ребят вначале увлечь надо, заинтересовать. Чем? Той же историей. Ведь она у парусного флота — как поэма! Возь­ мем 1666 год. Англичане спускают на воду свой линейный крейсер «Ру­ перт». Собрался весь королевский двор. Знатные лорды, седые, изранен­ ные адмиралы. А чего собрались то? Событие, вроде, рядовое? Нет! Дело в том, что на «Руперте» королевский корабел Антонио Дин впервые рас­ считал действующую ватерлинию. До этого было как? Вначале в до­ ке строили весь корпус, надстройки, потом спускали корабль на воду, по осадке определяли ватерлинию, и только потом выше нее прорубали орудийные порты, делали внутрен­ ние помещения. Сложно, дорого, тру­ доемко. Адский труд! А Дин прору­ бил порты в сухом доке и на воду спускал уже готовый корабль, то есть все рассчитал теоретически. Кстати, у этого Антонио Дина учил­ ся наш Петр I. Дин научил его рас­ считывать теоретический чертеж, строить судно. И когда в Воронеже Петр спускал на воду свой первый корабль «Орел», он по весенней гря­ зи и распутице согнал на это собы­ тие весь двор. Видите, как перепле­ лись истории стран... Вы понимаете, чему научил чело­ вечество Дин? Ведь к тому времени закону плавучести Архимеда и его же математической формуле вычис­ ления объемов фигур, ограниченных криволинейными поверхностями, бы­ ло уже полторы тысячи лет. И не ученые — простой корабел — сумел соединить эти математические зако­ ны, сделать на их основе теоретиче­ ский чертеж. Вот вам и работяга! Да кораблестроительство испокон счи­ талось не. ремеслом, а искусством. Я вам скажу, это занятие давало на хлеб с маслом, да еще и с икрой. Секреты мастерства хранили в глу­ бокой тайне, передавали по наслед­ ству. Был случай. Бургомистр Амстер­ дама Вицин, потомственный кора­ бел, в начале XVIII века издал кни­ гу, в которой подробно, с рисунками, описал все существующие корабли и корабли будущего. Как же жестоко он поплатился! Ведь секреты кораб­ лестроения были не только их семей­ ной, но и национальной тайной... Его лишили должности, званий, чинов. История кораблестроения... История парусного флота... Об этом же мож­ но рассказывать бесконечно. Один корабль — это целый мир. Вы слы­ шали о последнем подвиге «Катти Сарк», когда этот парусник спас больше тысячи человек? О, это одна из самых замечательных истории, какие я знаю. А подвиги наших рус­ ских кораблей? То.т же петровский «Орел». Деревянный корабль, быв­ ший не один десяток лет флагманом российского флота. Не всякий ны­ нешний железный -столько послужит! Или парусинки, на которых Крузен­ штерн открыл Антарктиду, — шлюпы «Мирный» и «Восток». А фрегат «Паллада»... Это же все страницы нашей истории. — Ваши коллеги говорят, что нет, не существует просто в природе устройства или механизма, который бы вы не смогли собрать либо отре­ монтировать... — Ну... это кто-то очень шутит! Хотя мужчина, наверное, просто обя­ зан многое уметь. И парусник никог­ да не построишь, если нет опреде­ ленных навыков. Что я могу? То же, что и многие: собрать приемник, по­ чинить телевизор, велосипед, швей­ ную машину. Сделать что-то такое, что не купишь в магазине. (Если можно купить — делать не буду.) У меня был замечательный учитель — отец. Вот у кого были действительно золотые руки. Если не Левша, то очень близко к этому. Отличную шко­ лу я у него прошел. Если мне, маль­ чишке, требовался какой-то инстру­ мент — мог брать любой без разре­ шения. Все было в доме. Если и ло­ мал что-то, никогда не слышал об­ винительного: «Что ты наделал! Это столько стоит!» Может, поэтому не было страха, а желание творить рос­ ло день ото дня. Я пытаюсь так же подходить к своим курсантам. В школе на труде мальчишек учат пра­ вильно держать рубанок, молоток, а вот главное — движение рук, вели­ чина, скажем, размаха или точность попадания — как-то упускаются. А ведь даже гвоздь, обычный гвоздь, можно забить творчески. И ничего смешного в этом нет. Понаблюдайте: один просто бьет гвоздь, чтоб по шляпку вогнать. А другой - бьет по гвоздю. Чтоб не согнуть его, не сломать и уж вогнать — навечно. Что за результат — правильно вои- тый гвоздь — мелочь? А жизнь из чего состоит? Из тех же мелочей. И оттого, насколько творчески они де­ лаются. зависит, выстроится или нет общая цельная картина, будет ли в жизни что-то такое, на чем может остановиться и отдохнуть взгляд. — Например, парусник. — И парусник тоже. Беседу вела Н. НЕЧАЕВА. 14 марта 186 года-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz