Рыбный Мурман. 1986 г. Март.

За безопасность мореплавания • Л юди рыбацкого Севера 1На приз имени капитана Баева Б ОЛЕЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ тому назад, швартуя к при­ чалу рыбного порта БМРТ «Салтыков-Щедрин», стар­ ший помощник капитана В. И. Прахов ошибся. В резуль­ тате на БМРТ «Олентуй», стоявшего у причала, были сре­ заны четыре шлюпбалки, повреждены шлюпки. Печальный урок многому научил старпома. щие капитаны изучают ха­ рактер возникающих тече­ ний в Кольском заливе, в том числе паводковых в ве­ сеннее время. В два-три ра- П РОШЛИ ГОДЫ. Вален- ™ усиливается течение при тин Миянокич стал сбросе вод Гуломской ГЭС, а это крайне необходимо помнить капитанам судов, Наставник РОШЛИ ГОДЫ. Вален­ тин Иванович стал опытным капитаном - про­ мысловиком. А ныне он возглавляет швартовную бригаду тралового флота. Трудно переоценить роль этого коллектива и самого Валентина Ивановича Пра- хова. Он подменяет пришед­ шего из рейса капитана и ру­ ководит швартовками судов, а их на счету Прахова более трех тысяч. Особое место в деятель­ ности Валентина Ивановича занимает наставничество. Он один из тех, кто учит будущих капитанов швар­ товным операциям, которые столь сложно производить в Мурманском рыбном порту. А это действительно слож­ но нз-за необычных гидро­ метеорологических условий. Двухнедельная лоцманская практика позволяет стаже­ рам вспомнить и применить в деле таблицы приливов, рассчитать ее элементы, пе­ репады уровня воды- в раз­ ные периоды (кстати, это редко применяется в прак­ тике промысловиков). Буду- стоящих на якорях. Кроме того, во время практики капитаны изучают направления и действие те­ чений вдоль западного и во­ сточного берегов залива. Они отрабатывают систему связи с буксирами, расшиф­ ровку и подачу команд, изу­ чают варианты расстановки буксиров, выбирают из не­ скольких способов швартов­ ки оптимальный. В програм­ му учебы входит также изу­ чение тактико - технических данных буксиров, маневри­ рование судов при разных ходах, своевременная про­ верка якорного швартовного устройства. За два последних года более 40 молодых капита­ нов учились лоцманскому искусству у Валентина Ива­ новича Прахова. А значит, они постигли сложную нау­ ку безаварийной работы в порту. Г. КАЙГОРОДОВ, заместитель начальника Мурманского тралового флота по мореплаванию. Новости техники Оригинальный метод В высшем морском училище в Гдыне разработан ориги­ нальный метод для спасения терпящих кораблекрушение. Консервная коробка для питья помещается в небольшой герметически закрытый котелок объемом вдвое больше. Он заполняется водой, в которую добавлены окиси кальция и алюминия. Если котелок-термос встряхнуть посильнее, то через 15 минут в результате химической реакции выделит­ ся значительное количество тепла, которое нагревает извест­ ное количество жидкости до 60 градусов. Возможность выпить разогретую жидкость, временно на­ греть собственное тело и, в частности, конечности, помогает попавшему в беду человеку сохранить свою жизнь. ЛУЧШИЕ СУДОВОДИТЕЛИ В Мурманском ордена Октябрьской Ре­ волюции траловом флоте подведены итоги социалистического соревнования на приз имени прославленного капитана П. И. Баева за 1985 год. Как известно, для победы в нем необхо­ димо не только работать без аварий и на­ рушений правил рыболовства, но и знать основные нормативные документы, грамот­ но и аккуратно вести судовую документа­ цию, изучать английский язык, не иметь простоев судна по вине судоводителей, эко­ номить эиергоресурсы, активно проводить воспитательную работу в экипаже и т. д. Первое место и переходящий приз, а также дипломы, почетные грамоты и пре­ мии присуждены коллективам штурманской службы БАТ «Адмирал Головко» (капита­ ны-директоры Э. В. Ермолов и П. И. Сус­ лов), БМРТ «Владимир Гаврилов» (Д. А. Богословский и Ю. А. Домрачев), ПСТ «Краснолесье» (капитан А. В. Кузнецову. Второе место заняли судоводители ППР «Прилуки» (капитаны-директоры А. Д. До­ лина и В. Г. Тюрин), БМРТ «Илья Кату- нин» (А. Г. Просветов и И. 3. Николенко), 1ICT «Климовск» (капитан А. С. Кильчев- ский). На третьем месте коллективы БАТ «Ге­ нерал Чистяков» (капитан-директор В. В. Попко), БМРТ «Андрей Маркин» (В. И. Ромащенков и Ю. Н. Бокарев), ПСТ «Ма­ кеевка» (капитаны В. И. Стеиыгин и К. Н. Пиджаков). Не повторять чужих ошибок ЧАС... ХАЛАТНОСТИ В НОЯБРЬСКИП день 1985 года экипажу СРТ-м «Сура» на промысле не везло. Мешала погода: севсро - восточный ветер усилился до шести баллов, снежные заряды временами затрудняли видимость. В 16 часов, когда на вахту заступи л старш ий помощник капитана Е. В. Пятов, начали подъем тр ала. И вновь улов трески оказался скудны м . Тог­ да по приказанию капитана траулер полным ходом напра­ вился туд а , где на горизонте ш евелились тусклы е огни ос­ новной группы судов. При этом старпом по рассеянности забыл вы клю чить огни, обо­ значающие подъем трала. Напитан спустился в каю­ ту. Впередсмотрящего мат­ роса на мостик не вызвали, рабочие руки требовались и на рыбофабрике. и на па­ лубе, Евгений Васильевич управлял судном единолич­ но. Он включил авторулевой и, встав у чуть запотевш его ок­ на, поглядывал то на темнею ­ щее море, то на эхолот. А когда на плавбазе, работавшей неподалеку, оповещали свои координаты, старпом брал по радиолонатору пеленг и в ш турм анской рубке наносил на кар ту место траулера. Последний раз он зашел в штурманскую в 17.46. был там / с минуту, как вдруг услышал короткие гудки. Выскочив в рулевую рубку, Пятов увидел впере­ ди, чуть слева, совсем ря­ дом силуэт однотипного суд­ на, идущего с тралом напе­ ререз «Суре». Впоследствии Евгений В а­ сильевич е объяснительной расскаж ет, что в 17.20 он об­ ратил внимание на судно, идущее пересекающимся кур ­ сом в четы рех м илях, но за­ тем потерял его из виду. Можно только подивиться та ­ кой «бдительности» ш турм ана: каждому судоводителю и звест­ но, что в подобной ситуации наблюдение необходимо вести, пока не б удут полностью оце­ нены си туац ия и опасность столкновения. Пятов перевел руко ять у п ­ равления ВРШ на задний ход и, отключив авторулевой, стал быстро переклады вать руль вправо В это время на мо­ стик вбежал кап итан , ср азу бросился к окну и увидел, как «Сура» наваливается фор­ ш тевнем на надстройку др уго ­ го судн а с бортовым номером 1505. Это был СРТ-м «Войко- во». ...На траулере «Войково» вахту, иес тоже старпом — Владимир Петрович Глотов. Кстати, как судоводитель он намного опытнее коллеги с «Суры». Тем не менее и здесь управление судном и наблюдение вел один стар­ ший помощник. Рыболовные траулеры ра­ ботали разреженно и, види­ мо, поэтому Глотов не слиш­ ком утруждал себя наблюде­ нием за морем. Он удивил­ ся, когда справа в дистанции меньше мили неожиданно обнаружил судно, у которо­ го над рубкой, кроме ходо­ вых, горели огни подъема трала. Старпом успокоился: неиз­ вестный траулер на хо д у, а следовательно, обязан уступ и ть п уть идущ ему с тралом «Вой­ ково». Но на том судне тво­ рилось что-то непонятное: оно упрямо шло на «Войково». Чтобы опознать «агрессора» и вы ясн ить его намерения, Гло­ тов стал м игать сигнальной лампой, п ы тался вы звать вах­ тенного по У К В . Напрасно. Траулер словно намеренно ш ег на тар ан. Увидев, что си туа ­ ция грозит столкновением , Владимир Петрович стал часто­ часто наж им ать на кнопку ти- фона. Над морем полетели гудки отчаяния. Вот так, в критической ситуации, когда нужно не­ медленно принимать меры, чтобы избежать столкнове­ ния (остановить движение судна, дать задний ход), старший помощник подает звуковые сигналы. Ни более, ни менее. Это бездействие объяснению не поддается. Встревоженный, на мо­ стик поднялся капитан В. С. Кузь,мин. — Лево на борт! — при­ казал он. Позднее эксперты устан о ­ вили; в те недолгие секун ды , ноторые о ставались до сто лк­ новения, кап итан «Войково» не смог найти правильного ре­ ш ения, его команда оказалась неудачной. Лучш е было бы застопорить ход и пропустить судно-наруш ителя. Итак, столкновения избе­ жать не удалось. «Сура» уда­ ром в надстройку «Войково» пробила на нем борт в рай­ оне каюты капитана. Почему же не смогли ра­ зойтись два траулера, хотя вблизи никаких других су­ дов не было? Причина одна: не было настоящего наблю­ дения. такого, какое обус­ ловлено правилами преду­ преждения столкновения су­ дов в море. В нем говорит­ ся, что на каждом судне необходимо постоянно вести надлежащее , визуальное и слуховое наблюдение, а так­ же использовать все имею­ щиеся средства с тем, что­ бы полностью оценить ситу­ ацию и опасность столкно- вення.- Ни на <.Суре», ни на «Вой- к о е о » не г.ели записи в чер- новом ж урнале (изменение к ур ­ са, скорости судн а, направле­ ния и расстояния до д р уги х судо з, представляющ их опас­ ность, и многое другое — вот что необходимо запи сы вать в это т ж урнал). На обоих трау- 14 марта 1986 года! • лерах старпомы несли вахту «в гордом одиночестве». Дей­ ствия вахтен н ы х помощников и сам их капитанов можно оце­ нить только как несуразны е. Короче говоря, судами в час до столкновения управляла хал атн о сть. А ВОТ ЕЩЕ один слу­ чай. ПСТ «Роста», вернувшись с промысла, сто­ ял на северном рейде в ожидании причала. На су­ точную вахту заступил тре­ тий помощник капитана А. В. Белоруков. Он решил, что если траулер в порту, то и наблюдение вести не обяза­ тельно. К тому же он на­ деялся, что капитан контро­ лировать его работу не ста­ нет, и нес вахту, что назы­ вается, спустя рукава: в те­ чение 16 чайов местополо­ жение судна не определял, наблюдения за окружающей обстановкой не вел. А поэ­ тому не заметил, как при работающем главном двига­ теле лопасти ВРШ оказа­ лись развернутыми на зад­ ний ход, поскольку указа­ тели разворота ВРШ и по­ ложения руля на ходовом мостике были обесточены (кто и когда это сделал, установить не -удалось). Траулер получил движение, которое вахтенная служба не заметила и . мер по его прекращению не предприня­ ла. В итоге — столкнове­ ние с ПСТ «Золочев», сто­ явшем на якрре неподалеку. Траулер «Роста» получил серьезные повреждения кор­ пуса. К ак видим, аварии делаю т не потусторонние си лы , а не­ радивые сп ециали сты , кото­ рые не ж елаю т исполнять свои служ ебны е обязанности чест­ но, добросовестно, с высокой мерой ответственности. А те, нто должен прививать им эти качества, тоже оказы ваю тся не на высоте. В р езультате поте­ ри промыслового времени, де­ неж ны х средств да и специа­ листов (имею тся в виду орг­ выводы, которые наступаю т после расследования аварийны х случаев). Только за истекшую пя­ тилетку на Северном бас­ сейне из-за неудовлетвори­ тельного наблюдения про­ изошло 14 столкновений (имеются в виду аварии). На устранение повреждений, полученных Из-за них, было затрачено более 700 тысяч рублей, а общий простой су­ дов по этой причине соста­ вил свыше 750 судо-суток. Б. ГЕРЦ А К , старш ий м оринспектор «С евго сры б ф по ти н е п е к- ции», Д . ПОНЯВИН , капитан дальн его плавания. 6 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz