Рыбный Мурман. 1986 г. Март.
За безопасность мореплавания • Л юди рыбацкого Севера 1На приз имени капитана Баева Б ОЛЕЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ тому назад, швартуя к при чалу рыбного порта БМРТ «Салтыков-Щедрин», стар ший помощник капитана В. И. Прахов ошибся. В резуль тате на БМРТ «Олентуй», стоявшего у причала, были сре заны четыре шлюпбалки, повреждены шлюпки. Печальный урок многому научил старпома. щие капитаны изучают ха рактер возникающих тече ний в Кольском заливе, в том числе паводковых в ве сеннее время. В два-три ра- П РОШЛИ ГОДЫ. Вален- ™ усиливается течение при тин Миянокич стал сбросе вод Гуломской ГЭС, а это крайне необходимо помнить капитанам судов, Наставник РОШЛИ ГОДЫ. Вален тин Иванович стал опытным капитаном - про мысловиком. А ныне он возглавляет швартовную бригаду тралового флота. Трудно переоценить роль этого коллектива и самого Валентина Ивановича Пра- хова. Он подменяет пришед шего из рейса капитана и ру ководит швартовками судов, а их на счету Прахова более трех тысяч. Особое место в деятель ности Валентина Ивановича занимает наставничество. Он один из тех, кто учит будущих капитанов швар товным операциям, которые столь сложно производить в Мурманском рыбном порту. А это действительно слож но нз-за необычных гидро метеорологических условий. Двухнедельная лоцманская практика позволяет стаже рам вспомнить и применить в деле таблицы приливов, рассчитать ее элементы, пе репады уровня воды- в раз ные периоды (кстати, это редко применяется в прак тике промысловиков). Буду- стоящих на якорях. Кроме того, во время практики капитаны изучают направления и действие те чений вдоль западного и во сточного берегов залива. Они отрабатывают систему связи с буксирами, расшиф ровку и подачу команд, изу чают варианты расстановки буксиров, выбирают из не скольких способов швартов ки оптимальный. В програм му учебы входит также изу чение тактико - технических данных буксиров, маневри рование судов при разных ходах, своевременная про верка якорного швартовного устройства. За два последних года более 40 молодых капита нов учились лоцманскому искусству у Валентина Ива новича Прахова. А значит, они постигли сложную нау ку безаварийной работы в порту. Г. КАЙГОРОДОВ, заместитель начальника Мурманского тралового флота по мореплаванию. Новости техники Оригинальный метод В высшем морском училище в Гдыне разработан ориги нальный метод для спасения терпящих кораблекрушение. Консервная коробка для питья помещается в небольшой герметически закрытый котелок объемом вдвое больше. Он заполняется водой, в которую добавлены окиси кальция и алюминия. Если котелок-термос встряхнуть посильнее, то через 15 минут в результате химической реакции выделит ся значительное количество тепла, которое нагревает извест ное количество жидкости до 60 градусов. Возможность выпить разогретую жидкость, временно на греть собственное тело и, в частности, конечности, помогает попавшему в беду человеку сохранить свою жизнь. ЛУЧШИЕ СУДОВОДИТЕЛИ В Мурманском ордена Октябрьской Ре волюции траловом флоте подведены итоги социалистического соревнования на приз имени прославленного капитана П. И. Баева за 1985 год. Как известно, для победы в нем необхо димо не только работать без аварий и на рушений правил рыболовства, но и знать основные нормативные документы, грамот но и аккуратно вести судовую документа цию, изучать английский язык, не иметь простоев судна по вине судоводителей, эко номить эиергоресурсы, активно проводить воспитательную работу в экипаже и т. д. Первое место и переходящий приз, а также дипломы, почетные грамоты и пре мии присуждены коллективам штурманской службы БАТ «Адмирал Головко» (капита ны-директоры Э. В. Ермолов и П. И. Сус лов), БМРТ «Владимир Гаврилов» (Д. А. Богословский и Ю. А. Домрачев), ПСТ «Краснолесье» (капитан А. В. Кузнецову. Второе место заняли судоводители ППР «Прилуки» (капитаны-директоры А. Д. До лина и В. Г. Тюрин), БМРТ «Илья Кату- нин» (А. Г. Просветов и И. 3. Николенко), 1ICT «Климовск» (капитан А. С. Кильчев- ский). На третьем месте коллективы БАТ «Ге нерал Чистяков» (капитан-директор В. В. Попко), БМРТ «Андрей Маркин» (В. И. Ромащенков и Ю. Н. Бокарев), ПСТ «Ма кеевка» (капитаны В. И. Стеиыгин и К. Н. Пиджаков). Не повторять чужих ошибок ЧАС... ХАЛАТНОСТИ В НОЯБРЬСКИП день 1985 года экипажу СРТ-м «Сура» на промысле не везло. Мешала погода: севсро - восточный ветер усилился до шести баллов, снежные заряды временами затрудняли видимость. В 16 часов, когда на вахту заступи л старш ий помощник капитана Е. В. Пятов, начали подъем тр ала. И вновь улов трески оказался скудны м . Тог да по приказанию капитана траулер полным ходом напра вился туд а , где на горизонте ш евелились тусклы е огни ос новной группы судов. При этом старпом по рассеянности забыл вы клю чить огни, обо значающие подъем трала. Напитан спустился в каю ту. Впередсмотрящего мат роса на мостик не вызвали, рабочие руки требовались и на рыбофабрике. и на па лубе, Евгений Васильевич управлял судном единолич но. Он включил авторулевой и, встав у чуть запотевш его ок на, поглядывал то на темнею щее море, то на эхолот. А когда на плавбазе, работавшей неподалеку, оповещали свои координаты, старпом брал по радиолонатору пеленг и в ш турм анской рубке наносил на кар ту место траулера. Последний раз он зашел в штурманскую в 17.46. был там / с минуту, как вдруг услышал короткие гудки. Выскочив в рулевую рубку, Пятов увидел впере ди, чуть слева, совсем ря дом силуэт однотипного суд на, идущего с тралом напе ререз «Суре». Впоследствии Евгений В а сильевич е объяснительной расскаж ет, что в 17.20 он об ратил внимание на судно, идущее пересекающимся кур сом в четы рех м илях, но за тем потерял его из виду. Можно только подивиться та кой «бдительности» ш турм ана: каждому судоводителю и звест но, что в подобной ситуации наблюдение необходимо вести, пока не б удут полностью оце нены си туац ия и опасность столкновения. Пятов перевел руко ять у п равления ВРШ на задний ход и, отключив авторулевой, стал быстро переклады вать руль вправо В это время на мо стик вбежал кап итан , ср азу бросился к окну и увидел, как «Сура» наваливается фор ш тевнем на надстройку др уго го судн а с бортовым номером 1505. Это был СРТ-м «Войко- во». ...На траулере «Войково» вахту, иес тоже старпом — Владимир Петрович Глотов. Кстати, как судоводитель он намного опытнее коллеги с «Суры». Тем не менее и здесь управление судном и наблюдение вел один стар ший помощник. Рыболовные траулеры ра ботали разреженно и, види мо, поэтому Глотов не слиш ком утруждал себя наблюде нием за морем. Он удивил ся, когда справа в дистанции меньше мили неожиданно обнаружил судно, у которо го над рубкой, кроме ходо вых, горели огни подъема трала. Старпом успокоился: неиз вестный траулер на хо д у, а следовательно, обязан уступ и ть п уть идущ ему с тралом «Вой ково». Но на том судне тво рилось что-то непонятное: оно упрямо шло на «Войково». Чтобы опознать «агрессора» и вы ясн ить его намерения, Гло тов стал м игать сигнальной лампой, п ы тался вы звать вах тенного по У К В . Напрасно. Траулер словно намеренно ш ег на тар ан. Увидев, что си туа ция грозит столкновением , Владимир Петрович стал часто часто наж им ать на кнопку ти- фона. Над морем полетели гудки отчаяния. Вот так, в критической ситуации, когда нужно не медленно принимать меры, чтобы избежать столкнове ния (остановить движение судна, дать задний ход), старший помощник подает звуковые сигналы. Ни более, ни менее. Это бездействие объяснению не поддается. Встревоженный, на мо стик поднялся капитан В. С. Кузь,мин. — Лево на борт! — при казал он. Позднее эксперты устан о вили; в те недолгие секун ды , ноторые о ставались до сто лк новения, кап итан «Войково» не смог найти правильного ре ш ения, его команда оказалась неудачной. Лучш е было бы застопорить ход и пропустить судно-наруш ителя. Итак, столкновения избе жать не удалось. «Сура» уда ром в надстройку «Войково» пробила на нем борт в рай оне каюты капитана. Почему же не смогли ра зойтись два траулера, хотя вблизи никаких других су дов не было? Причина одна: не было настоящего наблю дения. такого, какое обус ловлено правилами преду преждения столкновения су дов в море. В нем говорит ся, что на каждом судне необходимо постоянно вести надлежащее , визуальное и слуховое наблюдение, а так же использовать все имею щиеся средства с тем, что бы полностью оценить ситу ацию и опасность столкно- вення.- Ни на <.Суре», ни на «Вой- к о е о » не г.ели записи в чер- новом ж урнале (изменение к ур са, скорости судн а, направле ния и расстояния до д р уги х судо з, представляющ их опас ность, и многое другое — вот что необходимо запи сы вать в это т ж урнал). На обоих трау- 14 марта 1986 года! • лерах старпомы несли вахту «в гордом одиночестве». Дей ствия вахтен н ы х помощников и сам их капитанов можно оце нить только как несуразны е. Короче говоря, судами в час до столкновения управляла хал атн о сть. А ВОТ ЕЩЕ один слу чай. ПСТ «Роста», вернувшись с промысла, сто ял на северном рейде в ожидании причала. На су точную вахту заступил тре тий помощник капитана А. В. Белоруков. Он решил, что если траулер в порту, то и наблюдение вести не обяза тельно. К тому же он на деялся, что капитан контро лировать его работу не ста нет, и нес вахту, что назы вается, спустя рукава: в те чение 16 чайов местополо жение судна не определял, наблюдения за окружающей обстановкой не вел. А поэ тому не заметил, как при работающем главном двига теле лопасти ВРШ оказа лись развернутыми на зад ний ход, поскольку указа тели разворота ВРШ и по ложения руля на ходовом мостике были обесточены (кто и когда это сделал, установить не -удалось). Траулер получил движение, которое вахтенная служба не заметила и . мер по его прекращению не предприня ла. В итоге — столкнове ние с ПСТ «Золочев», сто явшем на якрре неподалеку. Траулер «Роста» получил серьезные повреждения кор пуса. К ак видим, аварии делаю т не потусторонние си лы , а не радивые сп ециали сты , кото рые не ж елаю т исполнять свои служ ебны е обязанности чест но, добросовестно, с высокой мерой ответственности. А те, нто должен прививать им эти качества, тоже оказы ваю тся не на высоте. В р езультате поте ри промыслового времени, де неж ны х средств да и специа листов (имею тся в виду орг выводы, которые наступаю т после расследования аварийны х случаев). Только за истекшую пя тилетку на Северном бас сейне из-за неудовлетвори тельного наблюдения про изошло 14 столкновений (имеются в виду аварии). На устранение повреждений, полученных Из-за них, было затрачено более 700 тысяч рублей, а общий простой су дов по этой причине соста вил свыше 750 судо-суток. Б. ГЕРЦ А К , старш ий м оринспектор «С евго сры б ф по ти н е п е к- ции», Д . ПОНЯВИН , капитан дальн его плавания. 6 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz