Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

• 2 8 июня - Д е н ь изобретателя и рационализатора • Бригада Мастеров Д А , БЕЗ П РЕУВ ЕЛ И Ч ЕН И Я это т небольшой коллектив можно на­ звать бригадой Мастеров — с большой б уквы . Официально в ш тате плавмастерской Мурманского тралового ф лота они зна­ чатся электром онтаж никам и. В понимании больш инства читателей — это рабочие, заняты е монтажом электрооборудования (и х не­ редко показы ваю т в производственны х сю ж етах по телевидению ). Но судите сами: в бригаде, которой руководит Леонид Викторович Винокуров (он на снимке — в центре), работают судовые электро ­ механики — все первого разряда, они же монтажники — ш е­ стого (кругом высший уровень квалиф икац ии!). Сам Леонид В и кто ­ рович после мореходного училищ а (учился в Ленинграде) 10 лет ходил в море. На БМ РТ, П РТ. А БАТы появились — их те хн и к у приводил в порядок уже на берегу. Известно, что современные траулеры очень насыщ ены автом а­ тикой. Н астал момент, когда судоремонтные предприятия стали « зады хаться» от заказов на ее ремонт. Тогда и создали на флоте гр уп пу автом атики — собственную «скорую помощь». Одиннадцать специалистов сегодня порой творят чудеса, приводя в «божеский вид» системы автом атики судов любого тип а. Т у т уж без творче­ ского поиска не обойтись. И если бригада восемь лет назад начи­ нала с одного прибора — тестер а, то сегодня имеет стенды (сами предложили — сами сделали!) на любой случай ремонта. Мало то ­ го, переводя автом атику на отечественные элем енты , монтажники позволяют экономить валю ту. Не случайно на счету бригады око­ ло полусотни предложений, коллектив не раз отмечался Почетны­ ми грамотами, дипломами, а бригадиру за прошлый год присвое­ но звание «Лучший рационализатор Северного бассейна». В коллективе рядом — ветераны и молодые специалисты , вер­ немся к сним ку — он как бы наглядны й том у пример. Справа от бригадира А лександр Егорович Мешков. На ф лоте с 1955 года, ком­ м унист. Здесь четвертый год, активны й рационализатор. Слева — ^ Юрий Александрович С ухо ти н . В бригаду пришел 4 месяца назад. ' Его сегодняш няя забота — стенд ваерной лебедки судов типа п ч . Он будет переносным — ремонт автом атики облегчится. Фото в. КОРЕЦКОГО. Правофланговые Н е п р и я т н о с т и д л я экипажа БМ РТ «Бы ­ ково» начались сразу после перехода на другой объект лова. «У вашего судна са­ мый низкий показатель по выпуску разделанной ры ­ бы», — упрекал капитан- ф лагман на промысловом радносовете. Досадно, но что можно было сказать в оправдание? Суточный вылов траулера достигал восьмидесяти тонн, а вот разделанной рыбной продукции с трудом набира­ лось тонн 15... «Вручную много не наработаешь», — оправдывался технолог. И это было правдой. З а ко- мысловые суда. Ходил в мо­ ре . и заочно учился на су­ домеханическом отделении Мурманского мореходного училища. Как ни трудно бы ­ ло заним аться и одновремен­ но обеспечивать семью, но училище закончил с Почет­ ной грамотой. Однажды на СРТ -4288, в Атлантике, отмечали день рождения одного из членов экипажа. В честь юбиляра шеф-повар подал к столу великолепный пирог. М оря­ ки пили чай в салоне коман­ ды и похваливали умельца так. что тот чувствовал себя тоже почти именинником. — Эх, если бы не вруч- ет свою. кристаллическую структуру. И трубка опять станет хрупкой. Где же вы ­ ход? Оптимальное решение предложил старший механик Павловский: — Давайте-ка поставим гибкий шланг! Что же? Сейчас можно с уверенностью утверждать: на траулере забыли об этой проблеме. Заменитель о к а­ зался надежным. К ОГДА ГОВОРЯТ о ре­ зультатах работы м а­ шинной команды, несомнен­ но, дают оценку и старшему механику, ведь способность организовать дело свидетель- О н н а й д е т вы хо д ! роткий переход моряки не успели перестроить техно­ логическую цепочку, да и средств малой механизации для этого практически не было. Смена района промыс­ ла ведь не предусматрива­ лась рейсовым заданием. О ставалось положиться на механиков, которые что-то упорно мастерили в рыбце- хе. «Получается?» — то и де­ ло спрашивал капитан Ана­ толий Павлович Попов. У транспортера, несущего по­ ток серебристого хека, стар­ ший механик и механик-на- ладчик устанавливали «голо- воруб». «Вот нашли в ЗИПе. — старший механик Г. Д. Павловский показал на два электромотора. — Будем ис­ пользовать дисковые ножи, а дополнительный транспор­ тер сделаем из труб». К а­ питан знал Павловского не один год. поэтому сомневать­ ся не стал: сделает, как по­ обещал. Через неделю о первых неудачах на траулере никто не вспоминал. Экипаж «Б ы ­ ково» вышел на рубеж со­ рока тонн разделанной рыбы в сутки. Помог тот самый головоруб, сработанный стар- мехом. D «МУРМАНСЕЛЬДЬ» Геннадий Деомидович Павловский пришел после окончания Гурьевской море­ ходной школы. Ему не было еще восемнадцати, и пото­ му назначение получил на катер. Однако как только представилась возможность, он перешел работать на про­ ную тесто месить, я бы два р аза в неделю пек пироги, — расплывался от похвал повар. — Ловлю на слове. — ве­ село вмешался третий меха­ ник Ш вловский. — пусть все будут свидетелями. Я помогаю тебе готовить тесто, ты угощаешь нас пирогами. И ... соорудил третий ме­ ханик тестомесильную м а­ шину из подручных* средств. Повар получил возможность чаще демонстрировать свое кулинарное искусство, а третий механик — первую свою премию за творческую инициативу. С тех пор прошло почти 30 лет. более 20 из них Ген­ надий Деомидович ходит в . море старшим механиком. За это время изучил прак­ тически все типы промысло­ вых судов. На каждом из тех, на которых ходил, оста­ вил добрый, памятный след, что-то усовершенствовал. В настоящ ее время Г. Д. Пав­ ловский руководит машин­ ной командой БМ РТ «Н евь­ янск». Во время очередного тех­ осмотра второй механик об. наружил трещину в воздухо­ воде механизма изменения шага винта. В экстрем аль­ ных условиях плавания это, несомненно, закончилось бы однозначно —■ аварией. Что делать? Может, заменить трубку воздуховода? На вре­ мя новая трубка траулер спасет. Но лишь на время, потому что арм атура, со­ стоящ ая, как эта трубка, из красной меди, старая, мсня- ствует о компетентности ру­ ководителя. Геннадий Деоми- дович на траулере всего тре. тий год. Срок, по правде сказать, небольшой, но в ме- ханико-судовой службе объ ­ единения «Мурманрыбпром» машинную команду «Н евьян­ ска» называют среди луч­ ших. Достаточно вспомнить, что среди всей группы с у ­ дов на промысле мойвы эки ­ паж «Н евьянска» обеспечил максимальный вылов на тон­ ну израсходованного топли­ ва. Бережливость — вот тот резерв, который помог до­ стичь таких результатов. Возьмем для примера топ­ ливную аппаратуру любого промыслового судна. Утечек и протечек топлива, как и з­ вестно. не избежать. Р азн и ­ ца лишь в том, что на одном судне пропадает топлива больше, на другом — м ень­ ше. На БМ РТ «Н евьянск» утечное топливо не пропада­ ет. Его собирают в танки, отстаивают, сепарируют в общем порядке и пускают по назначению — сжигают в дизелях. Точно таким же об­ разом поступают и с отрабо­ танным маслом. Эффект до­ вольно значительный. 19 ап. реля, день ленинского коммунистического суббот­ ника, экипаж траулера от­ работал на сэкономленном топливе. Причем не просто отработал, но и выполнил суточную норму по произ­ водству пищевой рыбной продукции на 1 6 0— 170 про. центов. О реализации такой возможности на траулере позаботились заранее. И ЗВЕСТНО , что паспорт­ ная производитель­ ность скороморозильных ап­ паратов на судах подобного типа — 40 тонн рыбы в сут. ки. Попытаешься сделать больше — нарушишь техно­ логию заморозки, снизишь качество продукции. Но ведь на промысле бывают момен­ ты, когда возможности пре­ вышают потребности, и на­ оборот. Тем не менее тех­ ника всегда должна быть в полной исправности и готов­ ности к эксплуатации. А ее производительность — тут уж ничего, кажется, не по­ делаешь — над этим кон­ структоры «головы ломали». И все же... На одном из советов ма­ шинной команды старший механик предложил каждому вы сказы вать свои предло­ жения об увеличении произ^ водителыюсти морозильных камер. По тому, как в про­ цессе обсуждения отверга­ лись различные предложе­ ния, казалось: разговор з а ­ теян напрасно. Заинтересо­ ванно отнеслись все лишь к предложению реф риж ера­ торного механика Ю. В. Ивайлова. Он предложил увеличить диаметр дроссель­ ных шайб, дозирующих по­ дачу аммиака к плитам мо­ розильных аппаратов. Д ля Эксперимента воспользова­ лись первым же приходом в порт «по зеленой». Р аботу по замене шайб выполнили сначала только на аппаратах левого борта. «Посмотрим еще, что из этого получит­ ся», — говорили сомневаю ­ щиеся. Однако первые про­ бы на промысле принесли желаемый результат. Суточ­ ная заморозка возросла до 55 тонн! Причем температу­ ра рыбного брикета на выхо. де соответствовала норме — минус 1 8— 20 градусов. Сегодня большой моро­ зильный траулер «Н евьянск» находится на промысле в Баренцевом море. Рейс про­ должается. В машинном о т­ делении несут вахту деж ур ­ ные механики, а стармех Павловский думает над тем, как без ущ ерба для рейсово­ го задания переоборудовать морозильные аппараты пра­ вого борта. И он найдет вы ­ ход. Порукой тому — опыт и знания ветерана флота — Геннадия Деомидовича П ав­ ловского, В. миколюк, наш внешт. корр. Лидеры ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ творче- * * ского соревнования коллек­ тивов Северного рыбопромыш­ ленного бассейна.' В рационали­ заторской и изобретательской работе в 198S году участвовал 4521 человек, от них посту­ пило 5513 заявлений на новше­ ства, 4917 из них признаны ра­ ционализаторскими предложения­ ми и приняты к использованию в производстве (использовано 4302). Оформлено и подано 26 заявок на предполагаемые изо­ бретения, по 13 заявкам получе­ ны решения Госкомизобретений о выдаче авторских свидетельств. 6 1985 г. использовано 28 изобре­ тений, в том числе 9 — впервые. От использования новшеств по­ лучено 4 миллиона 420 тысяч рублей экономии, ■том числе < миллион 110 тысяч рублей — от использования изобретений. На каждый рубль затрат на цели рационализации и изобре­ тательства получено более 10 рублей экономии. Победителями творческого со­ ревнования стали: по первой группе предприятий — «Мурман­ рыбпром», рыбный порт. Мур­ манский траловый флот, по вто­ рой группе — «Севтехрыбпром», тарный комбинат и «Севрыб- лромразведка», по первой груп­ пе судов — коллектив рационали­ заторов плавбазы «Полярная звезда», по второй — БАТ «Ге- нерал Чистяков», по третьей — танкера «Нефтекамск», по четвер­ той группе — коллектив спасате­ ля «Стахановец». Среди призеров также новаторы БАТ «Александр Торцев», БМРТ «Михаил «Вербиц­ кий», ПСТ «Зеленокумск». ® Звание «Лучший рационализа­ тор Северного бассейна» за 1985 год присвоено старшему ме­ ханику технологического обору­ дования плавбазы «Маточкин Шар» «Севрыбхолодфлота» Алек­ сандру Филипповичу Янченко, бригадиру электромонтажников плавмастерской Мурманского тра­ лового флота Леониду Викторо­ вичу Винокурову и токарю плав­ базы «Полярная звезда» Алек­ сандру Вениаминовичу Федотову. Среди общественных творче­ ских комплексных бригад лиде­ рами стали коллективы, возглав­ ляемые А. Н. Савватеевым («Сев- рыбпромразведка»), Л. Л. Федо- сеенко («Севтехрыбпром»), Л. В. Винокуровым (траловый флот). Лучшие общественные конструк­ торские бюро — в «Севрыбпром- разведке», «Севрыбхолодфлоте» и управлении Мурманского тра­ лового флота (руководители А. С. Деев, В. G. Кулешов, В. Б. Кожи- нов).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz