Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
• К 70-летию Мурманска • I К т Я О Т н М УРМАНСК в го д ы Веллкой Оте чественной воины был почти полностью разрушен в результате варварских бомбардировок. Немецко- фашистская авиация систематически сбрасывала зажигательны е бомбы, наиболее опасные для города, где большинство строений были деревян ными. В годы войны погибло 70 про центов жилого фонда, сгорело и бы ло разрушено 437 производственных помещений, полностью уничтожено уличное освещение, огромный ущерб был причинен учреждениям просве щения. здравоохранения, культуры . Мурманск вместе со Смоленском, .Орлом, Курском, Севастополем, Нов- <£>родом был включен в число 15 рус с к и х городов, подлежащих первооче редному восстановлению. Ущ ерб, причиненный вражесной авиа цией наш ему городу, определялся в 745 миллионов рублей. Уцелевшие от пря мых попаданий ж илы е здания и пред приятия значительно пострадали в вой ну и такж е нуж дались в ремонте. Вос становительны е работы проводились еще в военный период, но решающую роль в этом деле сы грало постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10 сентября 1944 года «О мероприятиях по восстановлению городского хо зяй ства М урманска», на что было ассигно вано 100 миллионов рублей. Активным и участниками восстанов ления родного города были рыбаки и работники береговых предприятий рыб ной промышленности. По почину пор товиков и судоремонтников все взрос лое население города добровольно тр у дилось на восстановительны х работах по 20 —60 часов в месяц. Комсомольцы и молодежь в 1946-—47 годах отработа ли на благоустройстве нашего города свыш е 800 ты сяч часов. В марте 1946 года Верховный Со вет СССР принял план четвертой пя тилетки. В Законе о четвертом пяти- ’ летнем плане восстановления и р аз вития народного хозяйства СССР на 1 9 4 6— 1950 годы было отмечено: «...восстановить рыболовный флот и i превзойти его довоенные размеры ..,» Потери ф лота Северного бассейна бы- ф н значительным и. 30 траулеров не вер нулись из боевых походов и промысло вы х рейсов. Это почти половина того количества судов, которым располагал ф ло т перед войной. Добиться довоенных уловов в таки х условиях было невозможно. И зам ести тель председателя Совета Министров СССР А. И. Микоян отдает распоряж е ние об увеличении капиталовлож ений на 20 миллионов рублей для восстановле ния Мурманского тралового ф лота. Моряки Мурмапа боролись за м ак симальные выловы рыбы. 1 января 1946 года через газету «Полярная правда» команда РТ «Ерш» обрати- ; лась к экипажам всех кораблей тра- ; лового ф лота с призывом выловить в течение года не менее 50 тысяч цент неров па один РТ. Уже в 1947 го- . ду экипаж РТ -9 « Ролик» и РТ -29 «Киров» дали по 57 тысяч центнеров рыбы. Более 50 тысяч центнеров в том же году добыли моряки РТ-2 «Ерш». РТ -17 «Комсомолец», РТ-44 1 «Нева», Экипаж РТ «Семга» предложил развернуть соревнование .за скорост ны е рейсы. Опыт моряков «Семги», |и х приемы и методы работы, их ор- . ганпзацпя труда и производства нме- ; ли в те годы большое значение для Есего тралового флота. Экипаж «Сем ги» повторил мировой рекорд, уста новленный в свое' время передовым РТ -29 «Киров», выловив к концу 1950 года 6 2 тысячи центнеров рыбы. Капитаном этого судна был известный промысловик Павел Петрович Корехов. Биография этого капитана типична для его поколения. О ставшись без отца, с 12 лет начал работать. Позже закончил вечернее отделение А рхангельского мор- техн и кум а. а плавать пошел матросом, считая, что. кто хочет стать настоящ им командиром ф ло та, должен начинать с «азов» и на п ракти ке. Прошел хорошую трудовую ш колу у известного кап и та на Петра Георгиевича Кононова. Обла дал отличными организаторскими спо собностями. Экипаж отличался четкой работой всех служ б, смен, вахт. Кап и тан Павел Петрович Корехов был удо стоен ордена Трудового Красного Зна мени. В 1947 году был достигнут и пе рекрыт уровень довоенного (1940 г.) по вылову рыбы траловым флотом и рыболовецкими колхозами. Но успех промысла держ ался не только на тру довом энтузиазме людей, одновремен но шло техническое- перевооружение флота, создаются и совершенствуют ся новые виды трала. Суда начинают оснащаться эхолотами, гирокомпаса ми. радиопеленгаторами. Министерство рыбной промышлен ности в 1946 году сделало все воз можное по восстановлению и расши рению производственной мощности Мурманской судоверфи. Здесь в самые сж аты е сроки был спроектирован и построен первый свар ной цельнометаллический средний ры боловный траулер. Никакой технической Капитан РТ «Киров» П. И. Баев, де путат Верховного Совета РСФСР. 3 ТАПЫ ТРУДНОГО ПУТИ Северный бассейн в послевоенной пятилетке документации по судам типа С РТ тог да не было. Создали инициативную гр уп п у, в состав ноторой вошли ди- рентор судоверфи П. В . Сапанадзе, глав ный инженер И. М. Семенов, ко нструк торы предприятия П. А . Савичев, А, А. Феопентов, И. Е . Щ екин. Больш ую по мощь в разработке чертежей оказал со трудник ПИНРО Юлий Юльевич Марти. Основные чертежи удалось сделать очень бы стро, и в августе 1947 года на одной из тележ ек слипа произвели за- нладку судн а, а через 3 месяца, 6 но ября, СРТ-1 был спущ ен на воду. До стройка судна на плаву проходила та к же очень бы стро. Таким образом, по стройка этого траулера была завершена в рекордно короткий срок — за 85 дней. В 1945 году возобновила свою ра боту промысловая разведка. После четырехлетнего перерыва почти всю поисковую работу но организации разведки пришлось начинать сначала. Для разведки выделили 4 траулера. Было обследовано 2598 квадратов и об наружено €9 концентраций рыбы. С та рейший капитан Мурманского тралово го ф лота Степан Дмитриевич Копытов вспоминал: «В 1947 году семь поиско вы х судов начали вы ходить в районы северо-западного побережья Норвегии до Л оф отенских островов. С 1947 года была начата регулярная разведка рыбы для тралового промысла в отдаленных северо-западных районах, впервые в истории разведки и лова сельди на Мурмане начали практи ко вать поиск сельди с помощью гидроакустических приборов. Сразу же после войны возобновились исследовательские работы по сельди. Советское правительство принимает ре шение организовать в 1947 году Мур манскую сельдяную экспедицию к се веро-восточным берегам И сландии. В 1949 году организуется уже д е о экспе диции: одна в район И сландии, другая в район Ш пицбергена. Зти экспедиции дали около 50 ты сяч центнеров сельди. В экспедициях особенно отличился эки паж СРТ-1 «Кораблестроитель», возглав ляемый опытным капитаном Яковом Алексеевичем Гуниным . выловив 4500 центнеров сельди — рекорд для того времени. Значительную роль б развитии сельдяного промысла сы грали со трудники ПИНРО. За активное участие в откры тии и освоении сельдяного промысла в Север ной А тлантике кап итан у Геннадию Пав ловичу Королькову в 1948 году было при суждено высокое звание лауреата С та линской премии. Одновременно этого звания были удостоены научный руко водитель работ Юлий Юльевич Марти и сотрудники Г5ИКРО Борис Петрович Ман- тейф ель и Стеф ан Васильевич Михай лов. Учитывая перспективы сельдяного промысла на Севере и в северо-восточ ной части Атлантики, по распоряж е нию Совета Министров СССР от 26 апреля 1949 года было организовано управление сельдяного флота «^Тур- маисе ль дь». Начальником вновь созданного ф ло та был назначен Илья Иванович Дуглад- зе — боевой кап итан , промысловик с богатым опытом работы, человек сложной и интересной биографии. Вое вал с белогвардейцами на Дальнем Во стоке, в ф и н скую кампанию командовал С К Р «Заря», в годы Великой О течествен ной войны он — командир ТЩ -32. Илья Иванович неизменно возвращ ался на капитанский мостик промысловых судов и основные годы своей ж изни отдал рыбной промышленности Севера. С, его именем связан период становления уп равления «М урмансельдь». Первые годы главным инженером ф ло та работал Георгий Михайлович Бо родулин, который всю энергию , знания, свой богатый опы т направил на разви тие технического прогресса во флоте. За успехи в развитии сельдяного про мысла в Северной А тлантине и самоот верженный труд он награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. К 1950 году, успешно завершив первую послевоенную пятилетку, Мурманский траловый флот —, ос новное предприятие бассейна — до был 1 миллион 9 1 5 тысяч центнеров рыбы. В декабре 1950 года большая груп па рыбаков тралфлота была Етграж- дена орденами н. медалями. Среди них 30 человек были удостоены ор дена Ленина. Своими успехами траловый флот обязан прежде всего таким промысло викам, как капитан РТ «Ролик» А лександр Иванович Саиогов, капи тан РТ «Киров» Константин Л ав рентьевич Бурков, капитан РТ «Ле нинград» Андрей Яковлевич М акла ков и многие другие. Нужно отметить еще один важ ный момент в истории этого периода. Группой инженеров эксперимен тальной базы Мурманского тралового ф лота начались творческие поиски создания принципиально новых судов — судов кормового траления. Эти работы ускорили появление в нашем бассейне в 1955 году первого БМ РТ — «Пушкин». В. КАРАКАШЯН, директор постоянно действующей выставки развития рыбной промыш ленности Севера. 23 ИЮЛЯ. Бюро Мурманского горкома ВКП(б) обсудило доклад секретаря п ар т кома тралового ф ло та Г. В. Бокана о партийно-организационной и партийно- политической работе парткома по обес печению выполнения социалистических обязательств. 3—4 С Е Н Т Я Б Р Я . Состоялся пленум об кома ВКП(б). С докладом о выполнении социалистических обязательств ры бака ми и работниками рыбной промыш лен ности области вы ступил секретарь обко ма Н. Л. Коновалов. 18 С ЕН Т Я Б Р Я . О ткры лась областная конференция сторонников мира. С до кладом «Советский народ в борьбе за сохранение и укрепление мира» в ы сту пил начальник Мурманского вы сш его мореходного училищ а Н. П. Раевский. 1952 ГОД ЯН В А Р Ь . Промысловики Мурмана раз вернули соревнование мастеров по до быче рыбы и соревнование за отличное обслуживание судовой техн и ки . 22 —23 МАЯ. На пленуме обкома пар тии обсужден ход выполнения обяза тельств рыбаками области. Отмечено, что план пяти месяцев выполнен на 115 процентов. Пленум нацелил партор ганизации и трудовые коллективы от расли на выполнение обязательств го да по всем показателям . 9 Д Е К А Б Р Я . Бюро обкома КПСС рас смотрело вопрос о расширении произ водственны х мощностей Мурманского рыбокомбината. Отмечено, что вылов рыбы по сравнению с 1940 годом возрос вдвое, а мощности рыбокомбината не достигли довоенного уровня. Бюро обя зало начальника Главмурманрыбпрома П. В. Сапанадзе в срок до 15 декабря текущ его года подобрать помещение для реммехцеха, начать строительство холо дильного завода № 2. 1953 ГОД ^ О ткрыта линия Аэрофлота Мур манск — Москва. 29 МАЯ. Собрание хозяйственного а к тива работников рыбной промышленно сти бассейна обсудило опубликованную в «Правде» за 23 мая передовую статью «Преодолеть отставание рыбной про мыш ленности». С докладом вы ступи л начальник Главмурманрыбпрома П. В. Сапанадзе. Собрание актива признало критику газеты правильной и приняло решение, направленное на ликвидацию отставания ведущей отрасли Заполярья. 17 ИЮНЯ. Выш ел первый номер объ единенной бассейновой газеты «Рыбный Мурман». О К ТЯ Б РЬ . Экипаж траулера «Пикш а» отмечен переходящим Красным знам е нем горкома КПСС и горисполкома, пер вой премией Министерства рыбной про мыш ленности СССР и ВЦСПС. 1954 ГОД 4 МАЯ. «Правда» в передовой статье дала вы сокую оценку труда рыбанов Мурмана. 30 ИЮЛЯ. Совет Министров СССР при нял постановление «О мерах увеличения добычи рыбы и улучш ения качества и ассортимента рыботоваров в Мурман ском бассейне». Началось освоение траловым флотом промысловых районов в Северо-Запад ной А тлан ти ке. 11 НО ЯБРЯ. Бюро обкома КПСС под держало обращение коллективов бон дарного завода, завода междурейсового ремонта судов, экипаж а траулера «К а сатка» о развертывании соревнования за досрочное выполнение пятилетнего плана. 1955 ГОД ИЮНЬ. Мурманский траловый флот первым в рыбной промышленности стр а ны получил БМРТ-250 «П уш кин» — принципиально новое промысловое суд но: рефрижераторный траулер с кормо вой схемой траления. Началось массо вое пополнение ф лота судами этого ти па. Д ЕК А Б Р Ь . Экипаж БРТ «Сталинград» выловил 86 ты сяч центнеров рыбы, установив новый рекорд труж еников моря. 1 Д ЕК А Б Р Я . Рыбаки области выпол нили годовой план по вылову. 1956 ГОД 20 А П Р Е Л Я . Экипаж БМ РТ «Добролю бов» выполнил план полугодия. 12 ИЮЛЯ. Коллектив БМ РТ «Некра сов» завершил выполнение годового плана. (Лидеры соревнования в этом году имели следующие показатели: БМ РТ «Некрасов» — 97657 центнеров, БМ РТ «Добролюбов» — 89597 центнеров добытой рыбы). С ЕН Т Я Б Р Ь . Создан М урманский педа гогический и н сти тут. Первый БМРТ-250 «Пушкин» в первом промысловом рейсе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz