Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

• К 70-летию Мурманска • I К т Я О Т н М УРМАНСК в го д ы Веллкой Оте­ чественной воины был почти полностью разрушен в результате варварских бомбардировок. Немецко- фашистская авиация систематически сбрасывала зажигательны е бомбы, наиболее опасные для города, где большинство строений были деревян­ ными. В годы войны погибло 70 про­ центов жилого фонда, сгорело и бы ­ ло разрушено 437 производственных помещений, полностью уничтожено уличное освещение, огромный ущерб был причинен учреждениям просве­ щения. здравоохранения, культуры . Мурманск вместе со Смоленском, .Орлом, Курском, Севастополем, Нов- <£>родом был включен в число 15 рус­ с к и х городов, подлежащих первооче­ редному восстановлению. Ущ ерб, причиненный вражесной авиа­ цией наш ему городу, определялся в 745 миллионов рублей. Уцелевшие от пря­ мых попаданий ж илы е здания и пред­ приятия значительно пострадали в вой­ ну и такж е нуж дались в ремонте. Вос­ становительны е работы проводились еще в военный период, но решающую роль в этом деле сы грало постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10 сентября 1944 года «О мероприятиях по восстановлению городского хо зяй ­ ства М урманска», на что было ассигно­ вано 100 миллионов рублей. Активным и участниками восстанов­ ления родного города были рыбаки и работники береговых предприятий рыб­ ной промышленности. По почину пор­ товиков и судоремонтников все взрос­ лое население города добровольно тр у ­ дилось на восстановительны х работах по 20 —60 часов в месяц. Комсомольцы и молодежь в 1946-—47 годах отработа­ ли на благоустройстве нашего города свыш е 800 ты сяч часов. В марте 1946 года Верховный Со­ вет СССР принял план четвертой пя­ тилетки. В Законе о четвертом пяти- ’ летнем плане восстановления и р аз­ вития народного хозяйства СССР на 1 9 4 6— 1950 годы было отмечено: «...восстановить рыболовный флот и i превзойти его довоенные размеры ..,» Потери ф лота Северного бассейна бы- ф н значительным и. 30 траулеров не вер­ нулись из боевых походов и промысло­ вы х рейсов. Это почти половина того количества судов, которым располагал ф ло т перед войной. Добиться довоенных уловов в таки х условиях было невозможно. И зам ести­ тель председателя Совета Министров СССР А. И. Микоян отдает распоряж е­ ние об увеличении капиталовлож ений на 20 миллионов рублей для восстановле­ ния Мурманского тралового ф лота. Моряки Мурмапа боролись за м ак­ симальные выловы рыбы. 1 января 1946 года через газету «Полярная правда» команда РТ «Ерш» обрати- ; лась к экипажам всех кораблей тра- ; лового ф лота с призывом выловить в течение года не менее 50 тысяч цент­ неров па один РТ. Уже в 1947 го- . ду экипаж РТ -9 « Ролик» и РТ -29 «Киров» дали по 57 тысяч центнеров рыбы. Более 50 тысяч центнеров в том же году добыли моряки РТ-2 «Ерш». РТ -17 «Комсомолец», РТ-44 1 «Нева», Экипаж РТ «Семга» предложил развернуть соревнование .за скорост­ ны е рейсы. Опыт моряков «Семги», |и х приемы и методы работы, их ор- . ганпзацпя труда и производства нме- ; ли в те годы большое значение для Есего тралового флота. Экипаж «Сем­ ги» повторил мировой рекорд, уста­ новленный в свое' время передовым РТ -29 «Киров», выловив к концу 1950 года 6 2 тысячи центнеров рыбы. Капитаном этого судна был известный промысловик Павел Петрович Корехов. Биография этого капитана типична для его поколения. О ставшись без отца, с 12 лет начал работать. Позже закончил вечернее отделение А рхангельского мор- техн и кум а. а плавать пошел матросом, считая, что. кто хочет стать настоящ им командиром ф ло та, должен начинать с «азов» и на п ракти ке. Прошел хорошую трудовую ш колу у известного кап и та­ на Петра Георгиевича Кононова. Обла­ дал отличными организаторскими спо­ собностями. Экипаж отличался четкой работой всех служ б, смен, вахт. Кап и­ тан Павел Петрович Корехов был удо­ стоен ордена Трудового Красного Зна­ мени. В 1947 году был достигнут и пе­ рекрыт уровень довоенного (1940 г.) по вылову рыбы траловым флотом и рыболовецкими колхозами. Но успех промысла держ ался не только на тру­ довом энтузиазме людей, одновремен­ но шло техническое- перевооружение флота, создаются и совершенствуют­ ся новые виды трала. Суда начинают оснащаться эхолотами, гирокомпаса­ ми. радиопеленгаторами. Министерство рыбной промышлен­ ности в 1946 году сделало все воз­ можное по восстановлению и расши­ рению производственной мощности Мурманской судоверфи. Здесь в самые сж аты е сроки был спроектирован и построен первый свар­ ной цельнометаллический средний ры ­ боловный траулер. Никакой технической Капитан РТ «Киров» П. И. Баев, де­ путат Верховного Совета РСФСР. 3 ТАПЫ ТРУДНОГО ПУТИ Северный бассейн в послевоенной пятилетке документации по судам типа С РТ тог­ да не было. Создали инициативную гр уп п у, в состав ноторой вошли ди- рентор судоверфи П. В . Сапанадзе, глав­ ный инженер И. М. Семенов, ко нструк­ торы предприятия П. А . Савичев, А, А. Феопентов, И. Е . Щ екин. Больш ую по­ мощь в разработке чертежей оказал со­ трудник ПИНРО Юлий Юльевич Марти. Основные чертежи удалось сделать очень бы стро, и в августе 1947 года на одной из тележ ек слипа произвели за- нладку судн а, а через 3 месяца, 6 но­ ября, СРТ-1 был спущ ен на воду. До­ стройка судна на плаву проходила та к ­ же очень бы стро. Таким образом, по­ стройка этого траулера была завершена в рекордно короткий срок — за 85 дней. В 1945 году возобновила свою ра­ боту промысловая разведка. После четырехлетнего перерыва почти всю поисковую работу но организации разведки пришлось начинать сначала. Для разведки выделили 4 траулера. Было обследовано 2598 квадратов и об­ наружено €9 концентраций рыбы. С та­ рейший капитан Мурманского тралово­ го ф лота Степан Дмитриевич Копытов вспоминал: «В 1947 году семь поиско­ вы х судов начали вы ходить в районы северо-западного побережья Норвегии до Л оф отенских островов. С 1947 года была начата регулярная разведка рыбы для тралового промысла в отдаленных северо-западных районах, впервые в истории разведки и лова сельди на Мурмане начали практи ко вать поиск сельди с помощью гидроакустических приборов. Сразу же после войны возобновились исследовательские работы по сельди. Советское правительство принимает ре­ шение организовать в 1947 году Мур­ манскую сельдяную экспедицию к се­ веро-восточным берегам И сландии. В 1949 году организуется уже д е о экспе­ диции: одна в район И сландии, другая в район Ш пицбергена. Зти экспедиции дали около 50 ты сяч центнеров сельди. В экспедициях особенно отличился эки ­ паж СРТ-1 «Кораблестроитель», возглав­ ляемый опытным капитаном Яковом Алексеевичем Гуниным . выловив 4500 центнеров сельди — рекорд для того времени. Значительную роль б развитии сельдяного промысла сы грали со­ трудники ПИНРО. За активное участие в откры тии и освоении сельдяного промысла в Север­ ной А тлантике кап итан у Геннадию Пав­ ловичу Королькову в 1948 году было при­ суждено высокое звание лауреата С та­ линской премии. Одновременно этого звания были удостоены научный руко­ водитель работ Юлий Юльевич Марти и сотрудники Г5ИКРО Борис Петрович Ман- тейф ель и Стеф ан Васильевич Михай­ лов. Учитывая перспективы сельдяного промысла на Севере и в северо-восточ­ ной части Атлантики, по распоряж е­ нию Совета Министров СССР от 26 апреля 1949 года было организовано управление сельдяного флота «^Тур- маисе ль дь». Начальником вновь созданного ф ло­ та был назначен Илья Иванович Дуглад- зе — боевой кап итан , промысловик с богатым опытом работы, человек сложной и интересной биографии. Вое­ вал с белогвардейцами на Дальнем Во­ стоке, в ф и н скую кампанию командовал С К Р «Заря», в годы Великой О течествен­ ной войны он — командир ТЩ -32. Илья Иванович неизменно возвращ ался на капитанский мостик промысловых судов и основные годы своей ж изни отдал рыбной промышленности Севера. С, его именем связан период становления уп ­ равления «М урмансельдь». Первые годы главным инженером ф ло та работал Георгий Михайлович Бо­ родулин, который всю энергию , знания, свой богатый опы т направил на разви­ тие технического прогресса во флоте. За успехи в развитии сельдяного про­ мысла в Северной А тлантине и самоот­ верженный труд он награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. К 1950 году, успешно завершив первую послевоенную пятилетку, Мурманский траловый флот —, ос­ новное предприятие бассейна — до­ был 1 миллион 9 1 5 тысяч центнеров рыбы. В декабре 1950 года большая груп­ па рыбаков тралфлота была Етграж- дена орденами н. медалями. Среди них 30 человек были удостоены ор­ дена Ленина. Своими успехами траловый флот обязан прежде всего таким промысло­ викам, как капитан РТ «Ролик» А лександр Иванович Саиогов, капи­ тан РТ «Киров» Константин Л ав­ рентьевич Бурков, капитан РТ «Ле­ нинград» Андрей Яковлевич М акла­ ков и многие другие. Нужно отметить еще один важ ­ ный момент в истории этого периода. Группой инженеров эксперимен­ тальной базы Мурманского тралового ф лота начались творческие поиски создания принципиально новых судов — судов кормового траления. Эти работы ускорили появление в нашем бассейне в 1955 году первого БМ РТ — «Пушкин». В. КАРАКАШЯН, директор постоянно действующей выставки развития рыбной промыш­ ленности Севера. 23 ИЮЛЯ. Бюро Мурманского горкома ВКП(б) обсудило доклад секретаря п ар т­ кома тралового ф ло та Г. В. Бокана о партийно-организационной и партийно- политической работе парткома по обес­ печению выполнения социалистических обязательств. 3—4 С Е Н Т Я Б Р Я . Состоялся пленум об­ кома ВКП(б). С докладом о выполнении социалистических обязательств ры бака­ ми и работниками рыбной промыш лен­ ности области вы ступил секретарь обко­ ма Н. Л. Коновалов. 18 С ЕН Т Я Б Р Я . О ткры лась областная конференция сторонников мира. С до­ кладом «Советский народ в борьбе за сохранение и укрепление мира» в ы сту ­ пил начальник Мурманского вы сш его мореходного училищ а Н. П. Раевский. 1952 ГОД ЯН В А Р Ь . Промысловики Мурмана раз­ вернули соревнование мастеров по до­ быче рыбы и соревнование за отличное обслуживание судовой техн и ки . 22 —23 МАЯ. На пленуме обкома пар­ тии обсужден ход выполнения обяза­ тельств рыбаками области. Отмечено, что план пяти месяцев выполнен на 115 процентов. Пленум нацелил партор­ ганизации и трудовые коллективы от­ расли на выполнение обязательств го­ да по всем показателям . 9 Д Е К А Б Р Я . Бюро обкома КПСС рас­ смотрело вопрос о расширении произ­ водственны х мощностей Мурманского рыбокомбината. Отмечено, что вылов рыбы по сравнению с 1940 годом возрос вдвое, а мощности рыбокомбината не достигли довоенного уровня. Бюро обя­ зало начальника Главмурманрыбпрома П. В. Сапанадзе в срок до 15 декабря текущ его года подобрать помещение для реммехцеха, начать строительство холо­ дильного завода № 2. 1953 ГОД ^ О ткрыта линия Аэрофлота Мур­ манск — Москва. 29 МАЯ. Собрание хозяйственного а к ­ тива работников рыбной промышленно­ сти бассейна обсудило опубликованную в «Правде» за 23 мая передовую статью «Преодолеть отставание рыбной про­ мыш ленности». С докладом вы ступи л начальник Главмурманрыбпрома П. В. Сапанадзе. Собрание актива признало критику газеты правильной и приняло решение, направленное на ликвидацию отставания ведущей отрасли Заполярья. 17 ИЮНЯ. Выш ел первый номер объ­ единенной бассейновой газеты «Рыбный Мурман». О К ТЯ Б РЬ . Экипаж траулера «Пикш а» отмечен переходящим Красным знам е­ нем горкома КПСС и горисполкома, пер­ вой премией Министерства рыбной про­ мыш ленности СССР и ВЦСПС. 1954 ГОД 4 МАЯ. «Правда» в передовой статье дала вы сокую оценку труда рыбанов Мурмана. 30 ИЮЛЯ. Совет Министров СССР при­ нял постановление «О мерах увеличения добычи рыбы и улучш ения качества и ассортимента рыботоваров в Мурман­ ском бассейне». Началось освоение траловым флотом промысловых районов в Северо-Запад­ ной А тлан ти ке. 11 НО ЯБРЯ. Бюро обкома КПСС под­ держало обращение коллективов бон­ дарного завода, завода междурейсового ремонта судов, экипаж а траулера «К а­ сатка» о развертывании соревнования за досрочное выполнение пятилетнего плана. 1955 ГОД ИЮНЬ. Мурманский траловый флот первым в рыбной промышленности стр а­ ны получил БМРТ-250 «П уш кин» — принципиально новое промысловое суд­ но: рефрижераторный траулер с кормо­ вой схемой траления. Началось массо­ вое пополнение ф лота судами этого ти ­ па. Д ЕК А Б Р Ь . Экипаж БРТ «Сталинград» выловил 86 ты сяч центнеров рыбы, установив новый рекорд труж еников моря. 1 Д ЕК А Б Р Я . Рыбаки области выпол­ нили годовой план по вылову. 1956 ГОД 20 А П Р Е Л Я . Экипаж БМ РТ «Добролю­ бов» выполнил план полугодия. 12 ИЮЛЯ. Коллектив БМ РТ «Некра­ сов» завершил выполнение годового плана. (Лидеры соревнования в этом году имели следующие показатели: БМ РТ «Некрасов» — 97657 центнеров, БМ РТ «Добролюбов» — 89597 центнеров добытой рыбы). С ЕН Т Я Б Р Ь . Создан М урманский педа­ гогический и н сти тут. Первый БМРТ-250 «Пушкин» в первом промысловом рейсе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz