Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

К 70-летию Мурманска • Период в жизни Мурманска с 1946-го по 1956 год можно н азвать героическим временем восстановления разрушенного войной и смелым воплощением планов партии, звавшей совет­ ский народ к новым вершинам. Вставал из пепла областной центр, в семье рыбацких флотов в 1949 году появился еще один — «Мурмансельдь», рыбаки тралового флота, получив в 1955 году большие рефриж ераторны е траулеры кормового траления, совершили, по сути, революционный поворот в р а з­ витии отрасли.______________________________________ __________ I 1946 ГОД 26 НО ЯБРЯ. Мурмансний траловый ф лот выполнил годовой план по вылову рыбы. 1947 ГОД Д Е К А Б Р Ь . Экипажи траулеров «Ки­ ров» и «Ролик» выловили более чем по 60 ты сяч центнеров рыбы. Промыслови­ ками области до сти гн ут и перекрыт довоенный уровень (1940 года) добычи рыбы. Мурманская область вышла на это т рубеж по вы п уску валовой про­ мышленной продукции. 1948 ГОД Я Н В А Р Ь . 24 экипаж а траулеров при­ няли о бязательства: к 31-й годовщине Великого О ктября вы полнить план года по добыче рыбы. 11 МАЯ. Исполком областного Совета депутатов труд ящ и хся и бюро обкома партии отметили Почетными грамотами 227 моряков тралового ф лота — за са­ моотверженность, проявленную во вре­ мя урагана в Баренцевом море 4 марта 1948 года. НО ЯБРЬ. Закончено строительство ки­ нотеатра «Родина». 1949 ГОД Я Н В А Р Ь . 44 экипаж а поддержали инициаторов соревнования — моряков РТ «Ленин» и «Нева». 23 Ф Е В Р А Л Я . Закончено восстановле­ ние Дворца культур ы им. С. М. Кирова. А П Р Е Л Ь . Создан сельдяной ф лот — «М урмансельдь», ныне объединение «Мурманрыбпром». 16 —17 МАЯ. Пленум обкома ВКП(б) обсудил доклад начальника объединения «Мурманрыба» Г. Г. Тисленко о выпол­ нении объединением решений V област­ ной партконференции по улучш ению работы предприятий рыбной промыш­ ленности. 1950 ГОД Я Н В А Р Ь . «Годовой — досрочно!» — решение экипажей РТ «Сем га», «Пикш а», «Анатолий Бредов» и д р уги х судов. С ЕН Т Я Б Р Ь . О ткрыто Мурманское выс­ шее мореходное училищ е, ныне Мурман­ ское высшее инженерное морское учи­ лище им. Ленинского комсомола. Экипаж траулера «Семга» (капитан П. П. Корехов) добился рекордного выло­ ва рыбы — 62000 центнеров! 4 С ЕН Т Я Б Р Я . Обком партии и облис­ полком провели совещание, на котором обсуж дался опыт работы экипаж а «Сем­ ги», выполнившего за 8 месяцев годо­ вой план по всем показателям . В ы сту ­ пили: капитан П. П. Корехов и другие моряки «Сем ги». Совещание решило: опыт передового коллектива распростра­ нить на всех суд ах ф лота. 1951 ГОД 6 Ф Е В Р А Л Я . Решением бюро обкома партии в управлении «Мурмансельдь» создан партийный комитет. 18 Ф Е В Р А Л Я . Состоялись выборы в Верховный Совет РС Ф С Р. Среди избран­ ны х депутатов — капитан тралового ф лота П. И. Баев. 23 М А РТА . Бюро обкома ВКП(б) обсу­ дило работу с кадрами в управлении «М урмансельдь». Выполнение решения бюро способствовало улучш ению со­ стояния дел по подбору, расстановке и воспитанию кадров на всех предприяти­ я х рыбной промышленности области. сложные, но та к необходимые в ту по­ ру приспособления. О _£ы товы х усло ви ях, какие экипажи имеют сегодня, тогда и не мечтали — ю тились в тесн ы х куб р и ках... А дело новое коллектив осваивал упорно, с размахом , мужал, преодо- левая трудности становления. Флот фактически стал флотом после двух сельдяных экспедиции — к И слан­ дии н Шпицбергену. Примечательный факт: за успеш­ ное освоение лова сельди в открытом океане капитан Г. П. Корольков был отмечен Сталинской премией. Третья экспедиция началась уже под флагом управления <-Мурман- сельдь». К моменту организации ф л о ­ та у него было всего семь судов. К концу ]9 5 0 года их стало 12 — та­ кими темпами росло повое рыбопро- Из биографии «Мурманрыбпрома» ПОСТУПЬ НОВОГО ФЛОТА Н АШ ФЛОТ СОЗДАН в апреле 1949 года — в четвертое деся­ тилетие Мурманска. Вначале он имел специализацию , которая легко уга­ ды валась в названии — «Мурман­ сельдь». Ветераны хорошо помнят историю коллектива, эти заметки — для молодых читателей еж енедельни­ ка «Рыбный Мурман». «М урмансельдь» создавалась не на голом месте: государство выделило сред­ ства, заказало суда для экспедиционно­ го лова в Северной А тлан ти ке, а глав­ ное — из Мурманского тралового ф ло­ т а и др уги х организаций пришли опы т­ ные кадры . Правда, на первы х порах приходилось в качестве ловцов исполь­ зовать маломощные суда — логгеры , а плавбазами служ или стары е суда, вплоть до полученны х по репарациям. Причем они могли доставлять в порт только соленую рыбопродукцию , та к как не были оборудованы рефриж ераторны ­ ми установкам и. Да и рыбакам , имев­ шим богатый опы т тралового промысла в Баренцевом море, приш лось заново учиться работе сетными дрифтерными порядками в условиях откры того океа­ на. Требовалось по-новому строить и промысловую разведку. Вначале лов атлантической сельди был сезонным и у поверхности воды, как говорится, «на н улевы х поводцах», а затем стал к р уг­ логодичным, и сети уже ставили, начи­ ная с 1952 года, на значительны х гл у­ бинах. Труд мурмансельдевцев легким не назовешь. В первые годы даже улов из сетей брали вручную — сейчас моло­ дым рыбакам трудно представить такую кар тин у: через борт на палубу за тя ги ­ ваю тся одна за другой сети, густо объячеёиные крупной сельдью , — ее надо вы трясти, улож ить в бочки, а по­ том улов разм естить в трюме... Так — изо дня в день. И почти постоянно в усло виях «свежей погоды», когда палуба среднего траулера буквально уходит из- под ног. Потом появились (точнее — умельцы судовые создали!) сететрясны е, сетевыборочные маш ины , другие не­ мысловое предприятие. Оно заявило о себе именами людей, добившихся рекордных уловов в Северной А тлан ­ тике, «прорубивших окно» дл я совет­ ских рыбаков в Мировой океан. Это экипаж СРТ -189 «Орочен» под руко­ водством капитана А. И. Семенова, моряки С РТ -4202 «Забияка» со сво­ им испытанным руководителем К. В. А рдеевым, ставшим Героем Социа­ листического Труда — одним из пер­ вых в «М урмансельди», многие дру­ гие коллективы , доказавшие па деле еще в пятидесятые годы, что и в от­ крытом океане, и вдали от родных бе­ регов можно добиться высоких уло­ вов. М Н Е ДОВЕЛОСЬ принять участие в первых сельдяных экспедици­ ях, а всего «Мурмансельди» — «Мурманрыбпрому» я отдал 37 лет и продолжаю здесь работать. Хоро­ шо помига, как пошел матросом на дрифтерботе «Тюва» (о таком типе судов молодые и понятия не имеют). Это еще весной 1947 года, до «М ур­ мансельди» •— в «Морзверрыбп роме». В том же году в счет репараций из Германии пришли средние траулеры — логгеры . получившие названия «Николай Книпович», «Дельфин», «Сазан» и «Гроза». Конечно, их не сравнишь с современными судами, но .мощность главных двигателей — 300 л , с. — превосходила в несколь­ ко раз «лошадок» дрпфтерботов. На «семерке» (СРТ «С азан») ходил на тресковый лов с Геннадием Павлови­ чем Корольковым — это запомни­ лось. 1. Чем был и остается е вашей судьбе Мурманск — город, рожденный Октябрем! 2. Какой период вашей жизни наиболее связан с историей развития столи­ цы Советского Заполярья! 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурманска! Л. Каким вы видите будущее города-героя Мурманска! Сегодня на вопросы нашей анкеты отвечает ветеран войны и труда Сер­ гей Васильевич ШАРАПОВ. был период работы в военизирован­ ной базе тралового флота. Не про­ стые задачи военного времени при­ ходилось выполнять на старых де­ ревянных посудинах. Например, на­ ше экспедиционное судно «И сследо­ ватель» подверглось бомбардировке в губе .Поденная. П рямых попадании не было, но взрывная волна затопи­ ла его. Другое транспортное судно, «Кильдин», находившееся па отстое, ПОД БОМБАМИ ИМИРНЫМ НЕБОМ 1. С момента моего приезда в 1933 году М у рм ан ск был и остает­ ся моим родным домом. Здесь я вы ­ рос и воспитался в большой семье моряков — рыбаков морлова, «Мор- зверрыбпрома» и тралового флота. 2. Еще в 1934 году приобщился к ТРУДУ рыбаков в составе экипажа плавучего реф риж ератора «Пищевая ИЮНЯ индустрия», где мне было присвоено звани е - Сталинский ударник». Вско­ ре наше судно отправили на Д ал ь­ ний Восток, где участвовал в лове кеты и горбуши — у побережья Кам ­ чатки и Сахалина. По окончании пу­ тины вернулись в Мурманск, где я продолжал работать в системе «Мур- манрыбы». Н апряженным и опасным мы восстановили, привели в поря­ док- механизмы и снова стали совер­ шать рейсы с грузами для фронта. Однажды под выгрузкой в Ура-губе в v Кильдин» угодила бомба. Не­ сколько человек, в том числе и я, были ранены. После госпиталя па ботах «Зенит» и <■Ванда» заним ался той же работой до конца боевых дей- Б л а го д а рю . судьбу — на хороших рыбаков мне везло. Проучившись с октября 1949 по ноябрь 1950 года в учебно-курсовом комбинате, при­ шел я третьим штурманом на СРТ- 165 «Б алхаш », где капитаном был Мефоднй Кузьмич Ермолин. Вижу его Иногда и сейчас. А тогда, 36 лет назад, у него многое перенял. Вместе осваивали круглогодичный лов сель­ ди. Минуя «ступеньку» второго штур­ мана, стал я старпомом, а в апреле 1954 года — капитаном родного «Б ал ­ хаша». Чуть раньше, в числе ры­ баков «Мурмансельди», освоивших промысловые районы Северной Ат­ лантики. получил награду Родины — орден Трудового Красного Знамени. ^ Есть в этом заслуга и тех, кто мне преподал рыбацкую пауку. Хотел бы отметить среди них отличного масте­ ра по добыче Александра Григорьеви­ ча Михайлова (из известной династии рыбаков). Еще на «Тюве» он научил меня разбираться в орудиях лова. А лександр Григорьевич уже был тог­ да орденоносцем. Или взять капитана Николая Иванови­ ча Тю рина. К рыбакам он пришел из пароходства. Промысловому делу уч и ть­ ся не стесн ялся. Но и у него мы учи­ лись — тонкостям судовождения, вы­ держ ке, корректности. А он в этом сто­ ял на голову выше многих из нас. На­ до ли напоминать старикам о выдерж­ ке? Они-то знаю т, как она важна в ры­ бацком деле. И еще — не бегать с места на ме­ сто. Тоже могу сослаться на собствен­ ный опыт. На «Балхаш е» в 1 9 5 0— 5 4 гг., как уже отмечал, проделал путь от третьего штурмана до капи­ тана, после учебы (получил диплом ш турмана дальнего плавания) принял С РТ -846 «Новгородец» и работал на нем в 1 9 5 6—62 гг. Пришли первые средние рефриж ераторны е траулеры типа «Океан» — доверили СРТ-р- 7 2 5 «Буревестник», здесь пять лет у трудился. И на последнем своем суд­ не, СРТ-р-715 «Коршун», ходил в А тлантику с 1967-го по 1974 год, по­ том врачи «море закрыли». Чего гре­ ха таить, многие из пас работали «на износ» — сил не ж алели, о здоровье напоминали нам только медики. А ведь у капитана какой -распорядок» дня: не спишь, если рыба не ловит­ ся, а рыба пошла — опять... не до сна! С ЕГОДНЯ «Мурманрыбпром» ос­ нащен современной техникой. Напоминая молодым рыбакам о пер­ вых шагах нашего коллектива, желаю им всяческих успехов. Помните: вид­ ное место в семье рыбацких флотов «Мурманрыбпром» завоевал упорным трудом в океане! С. ОВЧАРОВ, ветеран ф лота. На снимке — автор. Анкета » етшш на Севере, а в 1945 году вер­ нулся в промысловый флот. Участ­ вовал в сельдяных экспедициях, ра­ ботал вторым и старшим механиком на БМ РТ . Сейчас на пенсии, но на общественных началах помогаю ка­ бинету дисциплины в деле воспита­ ния молодых моряков. 3. Прежде всего, капитана Кост- рубова и старшего механика Колча- нова с «Пищевой индустрии» — они «натаскивали» нас. молодых моря­ ков, обучая профессии. Отличными учителями, друзьями были Н. Н. Блинов, Г. Я. Куликовский, дирек­ тор УКК В. П. Родин, преподаватели ШУКСа, где я Четыре раза был <■курсантом». Хорошими наставай на­ ми были С. Д. Корчагин, Д. С. Ку­ ликов, И. И. Дугладзе, Н. Т. Фе- дотьев, многие другие. 4. Мирным. Вопреки все возра­ стающему накалу .м е ж д у н а р о д н ы х отношений но вине США.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz