Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

• Вечером $ пятницу • ' ■ " ДЛЯ ГОСТЕЙ ЛЕНИНГРАДА Самый молодой театр города на Неве С АМЫЙ МОЛОДОЙ и самый маленький профессиональ­ ный театр Л енинграда — театр миниатюр «Экспери­ мент» существует всего 6 лет. Причем все эти годы он не имел своего постоянного помещения. Спектакли молодого коллектива можно было видеть иа сценах разных клубов, в музейных залах и даж е в бывшей тюрьме Трубецкого ба­ стиона Петропавловской крепости. С ВОП седьмой сезон те­ атр «Эксперимент» от­ крыл в сентябре 1985 года уж е в собственном помеще­ нии — на площади Л ьва Толстого (недалеко от стан­ ции метро Петроградская) в доме, где когда-то был один из первых петербург­ ских кинематографов, а по­ том работал кинотеатр «Арс». В зрительном зал е 220 мест. В труппе театра всего 15 актеров, но на сце­ не его выступают такж е а р ­ тисты других театров Л енин­ града, певцы, музыканты «Ленконцерта», писатели, композиторы. Архитекторы института «Гипротеатр» вложили мно­ го выдумки в оформление театра, который уже своим названием предполагает по­ иск нового в искусстве. Н е­ обычные люстры, декоратив­ ные столики, портретная са­ тирическая галерея и мно­ гое другое, что здесь можно увидеть, располагает к не­ принужденному общению, к тому, чтобы совсем не ощу­ щ ался барьер между акте­ рами и зрителями. Здесь д а­ же гардеробщики, принимая пальто и шляпы от зрите­ лей. поют хором. Репертуар театра «Экспери­ мент» самый разнообразный» но преобладают юмор и са ти ­ ра. Нынешний сезон отнры лся премьерой спектакля «Смеха- торий». Это своеобразный юмо­ ристический «санаторий», а котором «лечение» проводится по рецептам Ильи И льф а, Евгения Петрова и сатириков н аш их дней. В «Смехатории» лечат от пустозвонства, очко­ втирательства, р азгильдяйства, глупости и др уги х антиобщ ест­ венны х болезней. Здесь можно посмотреть цир­ ковую миниатюру «Ш апито», трагедию «Вопль» М. Розовско­ го по пьесе К . Чапека «М ать», «И тальянские анекдоты» по пьесам Эдуардо де Филиппо, спектакль-портрет «Рекорд» о выдающемся советском хи р ур ­ ге Г. Илизарове и его пациен­ те — прославленном пры гуне Валерии Брумеле, сп ектакль «Я сам» по В. М аяковском у, спектакли «Михаил Дудин» и «Ольга Берггольц» из цикла «Портреты лен инградских пи­ сателей». Всего около 30 сп ек­ таклей разны х жанров на раз­ ные темы . У театра «Эксперимент» есть свои филиалы . Это Гангутский мемориал, где, кстати, идет моноспектакль «Михаил Дудин», его герой, ленинградский поэт Дудин, был в числе защитников л е­ гендарного полуострова Хан­ ко — это одна из героиче­ ских страниц в истории В е­ ликой Отечественной войны. Другим филиалом театра «Эксперимент» можно счи­ тать Трубецкой бастион Пет­ ропавловской крепости. Здесь в содружестве с Государст­ венным музеем истории Л е­ нинграда по вторникам и средам каждую неделю ак те­ ры театра ставят историко- революционную хронику «Узники русской Бастилии». День начала строительства Петропавлоасной крепости 16 мая 1703 года считается днем основания Ленинграда. Эта военная цитадель с x v *1 вена стала главной политической тюрьмой царской России. В А лексеевском равелине и Трубецком бастионе в разное время были в заточении А . Н. Радищ ев, декабристы , петра­ ш евцы. Н. Г. Ч ерныш евский, Д. И. Писарев, народники, пер­ вый русский переводчик «Капи­ тала», член Генерального со­ вета I Интернационала, др уг и соратник К . Маркса и Ф . Энгельса Г. А . Лопатин и многие, многие другие. Тюрь- q ма в Петропавловской крепости была упразднена только после ф евральской революции 1917 года. Сейчас т у т музей. Уж е при входе о коридор Трубецкого бастиона посетите­ ли невольно умолкаю т. За реш еткой, перегородившей ко­ ридор, засты ли ф игуры надзи­ рателей. Один развалился на стуле у сто ли ка, другой, при­ гн увш и сь. загляды вает в гла­ зок одной из тю ремны х камер. Не сраЬу догады ваеш ься, что это не ж ивые люди, а лиш ь манекены . А потом, в другом конце коридора, у одиночных ка­ мер, в которых долгие годы томились народовольцы Ни­ колай Морозов и Вера Фиг­ нер. актеры театра «Экспе­ римент» разы гры ваю т ком­ позицию. Это диалог между членами исполнительного ко­ митета «Народной воли» Н и к о л аем Морозовым и Ве­ рой Фигнер, навечно зато­ ченными в соседних камерах. В действительности они мог­ ли переговариваться лишь при помощи перестукивания в стены — в те минуты, ког­ да поблизости не было над­ зирателей. В спектакле, где . все условно, герои выходят 1 из своих камер и говорят в полный голос. Их разделяет лишь ширина коридора. Николай Морозов и Вера Фигнер провели в одиночных камерах Петропавловской и Ш лиссельбургской крепостей более 20 лет. Николай Александрович Мо­ розов. который судился по «Процессу 193-х» в 1877— 1873 годах и по «Процессу 20-ти» в 1882 году, был приговорен к вечной като рге, замененной заточением в крепости. Чтобы не сойти с ума от одиночества, занялся научной работой. В тюрьме он написал 26 н ауч­ н ы х трудов по хим и и, ф и зи ­ ке, астрономии, математике и истории. После О ктябрьской революции Н. А . Морозов стал крупным ученым , почетным членом Академии н аук СССР. Вера Николаевна Ф игнер участвовала в подготовке не­ ско л ьки х покуш ений (из вось­ ми) на А лександра И, а после убийства царя и разгрома «Народной воли» была по «Про- - • цессу 14-ти» приговорена к смертной казни , замененной бессрочной каторгой. В тюрьме по ее инициативе заклю ченные народовольцы объявили голо­ довку в знак протеста против издевательств тюремной адми­ нистрации. Когда от голода по­ гибло несколько товарищ ей, а пятеро д р уги х объявили, что они покончат ж изнь самоубий­ ством , если погибнет Вера Ф и гн ер , она по настоянию Ни­ колая Морозова н Германа Ло­ патина прекратила голодовку. Вот эти события легли в основу спектакля «Узники русской Бастилии», постав­ ленного режиссером театра «Эксперимент» заслуженным артистом РСФ С Р Виктором Харитоновым. Приглашаем гостей города, в том числе мурманчан, на его спектакли. В. СЕКСТЕ, внештатный корреспондент «Рыбного Мурмана» по Ле­ нинграду. ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-88»з ДОСЬЕ ВСЕЗНАЙКИ Почти по Хичкоку Более часа продолжалась битва между стамбульскими рыбаками и тысячами голод­ ных чаек. Птицы напали на сейнеры и баркасы, вернув­ шиеся в порт с большим уло­ вом ставриды и хамсы. Чайки рвали брезент, которым был укрыт улов, нападали на ры­ баков, отбивавшихся лопата­ ми. Как пишет турецкая газе­ та «Тюпай», происходящее на­ поминало сцены из фильма ужасов «Птицы», снятого аме­ риканским режиссером Аль­ фредом Хичкоком. Часть уло- зз рыбакам пришлось выбро­ сить з море, чтобы отвлечь внимание птиц. В чем причи­ на такой агрессивности чаек, ученые пока не выяснили. Японская Несси? Из деревни Асахи-Мура в Японии (остров Хонсю) на­ чали поступать сообщения, что ■ одном из горных озер обитает неизвестное животное длиной около 40 метров. Как сообщила газета «Дейли ио- миури», местные крестьяне ут­ верждают, что они не один раз видели загадочное чудо­ вище, когда оНо всплывало на поверхность. Японские ученые относятся осторожно к этим сообщениям. По их мнению, достаточных оснований для сенсации нет. Тонущий город Бангкок, столица Таиланда, потребляет для своих нужд огромное количество воды и* одиннадцати тысяч артезиан­ ских колодцев. Вследстзие этого город ежегодно опуска­ ется на 7,62 сантиметра. Уче­ ные из Азиатского института химических исследований под­ считали, что если так будет продолжаться дальше, то к 2000 году город окажется ни­ же урозхя моря. КРОССВОРД— 1 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 4. Вы да­ ющийся русский художник-ма­ р инист. 7. Цветной металл. 8. Море в бассейне Индийского океана. 10. Ветер, дующий днем с моря, а ночью — с с у ­ ши на море. 13. П уть между начальным и конечным п ун к­ тами движения по определен­ ному м арш руту. 14. Пьеса И. С. Тургенева. 17. Пометка должностного лица на до ку­ менте. 18. Геодезический зн ак, исходная точка на м естности. 19. Опера Н. А. Римского-Кор­ сакова. 21. Спортивная пло­ щ адка. 22. Окончательная от­ делка пряж и, ткан и , кожи осо­ быми веществами. 23. Специ­ ально оборудованное место для велосипедных или мотоциклет­ н ы х гонок. 24. Оптическое сте к ­ ло. 26. Сброшюрованное в пе­ реплете типограф ское печатное издание. 27. Парусиновый ме­ шок на шлюпке для хранения снаряж ения. 29. Ж енская ста ­ ту я , поддерживающая •перекры ­ тие. 30. Русский п и сатель, а в ­ тор повести «Алые п аруса». 31. Действующ ее лицо в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 33. Хвойное дерево. 35. Один из видов массового и скусства. 36. Усвоение организмом внеш­ них по отношению к нему ве­ щ еств. ПО ВЕРТИ КА ЛИ : 1. Портовый город на Азовском море. 2. Мыс, южная оконечность Юж­ ной Америки. 3. Устройство для отсчета углов в углом ер­ н ы х инструм ен тах. 5. Лепной материал. 6. Столица советской союзной республики. 8. Ш тат з Индии. 9. Город в Нидерлан­ дах на берегу Рейна. 11. Ч асть речи. 12. Созданное ко н стр ук­ тивное новшество. 14. Компо­ зитор, автор оперы «Дубров­ ски й ». 15. Женское имя. 16. К артина русского художнина Б. М. Кустодиева. 18. Звезда в созвездии Льва. 20. Цветон. 25. Ко нтур, очертания предмета. 26. С тальная пластина тре­ угольной формы, служ ащ ая для соединения профильны х дета­ лей набора корпуса судн а. 28. Перелетная птица. 30. Рена, впадающая s Бенгальский за ­ лив. 32. Денежная единица Мексики и А рген тины . 34. К р ат­ кая приветственная речь, про­ износимая на званом обеде, банкете. 35. Остров в Среди­ земном море. Составил А. ПАНОЗ. О ТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В N° 24 По горизонтали: 6. А льм а­ вива. 7. Глюк. 8. Огайо. 9. Сейф. 17. А ппликатура. 18. Аист. 19. Крит. 20. В ладиво­ сток. 26. Сабо. 27. Олозо. 28. Л ель. 29. Абонемент. По вертикали: 1. Л айка. 2 Льгов. 3. «Даная». 4. Тиф он 5. Л ассо. 7. Гладиолус. 10. Фе сти валь. 11. «Ж атва». 12 Сплав. 13. Химия. 14. Завод 15. Бухта. 16. Д акка. 21. Ро м ай. '22. «Молох». 23. Гомер 24. Голец. 25. Плато.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz