Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
Адреса передового опыта С отраслевого семинара портовиков М Ы УЖЕ СООБЩАЛИ , что в течение двух дней в Мур манском морском рыбном порту проходил отраслевой семинар представителей родственных предприятий страны. Более полутора десятков выступлений, прозвучавших с три буны семинара, воссоздали картину многогранной жизни мурманских портовиков, показали, что сегодня они подлин ные лидеры отрасли в выполнении главной своей задачи повышения интенсивности обработки флота. День первый Ч ТО ОБЕСПЕЧИЛО ус пех? Что позволило се верянам ' завоевать первен с т в о в прошлом году и в одиннадцатой „ пятилетке? Прежде всею , отмечалось на совещании; п а р ти й н о '- поли тическое обеспечение плано вых заданий и социалисти ческих обязательств. .Е с л и , к примеру, в нача ле пятилетки в 7 3 бригадах не было ни. одного комму ниста, то к началу нынешне го года таких коллективов осталось 37. Партийным влиянием охвачены каждый участок производства, каж дая смена. Совершенствуются формы и методы социалистического соревнования. В авангарде его идут передовые коллек тивы, возглавляемы е В. А. Кусакпным, Б. С. Сайфгали- евым, В. Ч. Кнутом, Е. Н. Новоселовой, В. И. Воробьё вым, В. Я. Разгоиовым. В грузовых районах тру дятся 48 комплексных и 19 укрупненных комплексных бригад. В межбригадном со ревновании участвуют свы ше 1300 докеров. Если бригада удерживает лидер ство в течение двух кварта лов, то разм ер премии уве личивается ей иа 25 про центов, 3 квартала — напо ловину. Первенство в тече ние всего года поощряется увеличением премии на 100 процентов и бесплатной пу тевкой в пансионат «Рыбак Заполярья». Разработана стройная система руковод- ОПЫТ-ДЕЛОНАЖИВНОЕ ства трудовым соперничест вом. Н аряду с организацией со ревнования плодотворной ра боте коллектива в немалой степени способствует судо обрабатывающий комплекс, созданный по опыту Ленин градского транспортного у з ла н действующий вот уже восьмой год. Сегодня, кроме ж елезнодо рожников, в судообрабаты вающий комплекс входят промысловый и транспорт ный флоты , рыбокомбинат, «Севрыбсбыт», автобаза «Севрыбы». Сложилась чет кая система взаимодействия специалистов различных предприятий - участи и к о в комплекса. Доказательством служ ат такие цифры: если в i9 6 0 году с простоем было обработано 103 крупнотон нажных судна, то в 1985 го ду все такие суда обработа ны в срок и досрочно. Повы сились также качество и оперативность передачи всей информации по обработке су дов и вагонов. На семинаре шла речь об укреплении дисциплины, по вышении квалификации р а бочих, об усилении режима экономии, " совершенствова нии технологии погрузочно- разгрузочны х работ и т. д. Положительные р езульта ты деятельности коллектива позволили более успешно решать социальные задачи. З а пятилетку значительно выросли заработная плата и фонды экономического сти- , м у л и р о ван и я,- социально- культурны х мероприятий и • жилищного строительства. Участники семинара с ин тересом слушали рассказ об организации специализиро ванных групп часто болею щих детей." Комплекс дейст венных мер, материальны е затраты полностью оправда ли себя: число заболеваний сократилось вдвое. Но не столь илодотвор- • ным был бы семинар, не столь полезным, если бы речь на нем шла лиш ь о том, чего удалось достичь северянам . Слов нет. важ ен положительный опыт. Р а с крыты е блокноты не пусто вали, Портовики вели зап и си, нажимали опыт. Но лю ди собрались и для того, чтобы сказать о том, чего достичь не удалось, обсу: дить круг проблем, н ер е шенных "п полурешенных. А их скопилось немало. Так, Мурманский порт за нимает последнюю строку по обеспечению *средствами малой механизации. Не хва тает жилья, общежитий, дет ских дошкольных учреж де ний. По-прежнему велик- простой вагонов. Создались определенные трудности пз- за стопроцентной сертифи кации рыбопродукции в пор ту- Строгую оценку состояния дел у нас и у коллег дал начальник отдела портов Минрыбхоза СССР А. Б. Шор. Еще нет того перело ма, о котором говорилось на XXVII съезде партии, отме тил он. Не преодолена инер ция мышления руководите лей. Не используются даже те резервы , которые лежат па поверхности, которые, по существу, надо только н а к л о н и т ь с я й поднять. Нет резкого' повышения -эфф ек тивности производства за счет внедрения передовой техники, технологий, новых схем обработки судов. Не с должной отдачей использу ется то, что есть в каждом порту. Еслн, к примеру, уда лось решить вопрос с по грузкой и выгрузкой моро женой рыбопродукции, то механизация грузовых опе раций с консервами, соленой рыбопродукцией, рыбной му кой оставляет ж елать луч шего. Недостаточно эффективно работает техника. При по мощи ЭВМ проведен ан ализ ее использования. Электро погрузчики, как показал статотчет, стоят больше, чем работают. Вопрос с запасными ча стями зачастую можно р е шить на местах. Как-? В 1981 году мурманским пор товикам вменялось в обязан ность изготовить сто боко вых захватов. Прошла пяти летка. И зготовлен одни. А это специализированное обо-, рудованне каждый порт в состоянии сделать сам. Нужно совершенствовать нормативную базу. Надо под ключить к ней экономические рычаги, которые бы повы шали ответственность каж дого участника судообраба тывающего комплекса за в а ловое время судов, стоящих в порту. День второй П ОЛОЖЕНИЕ с комп лексной механизацией в рыбном порту напоминало нынешний май: календарь настоятельно требует пе ремен, а их нет. Прибави лось в порту кранов, авто- электропогрузчиков, другой техники, но при перемещени ях грузов мускулистые руки докеров играли не послед нюю роль. И комплексная механизация, призванная значительно облегчить труд портовиков, надолго застыла где-то на уровне 23 процен тов. И вдруг — перемена по годы. Она пришлась иа вто рой день пребывания в на шем порту коллег из других бассейнов страны. СЮ РП РИ З ПЕРВЫ Й Бы ло так. Двухсотлитро вые бочки с рыбьим жиром накаты вали на металличе- с.м’м', лист, положенный на 1 нягияа» погрузчика, тот подъ- ( м ж ал к вагону. Докеры ск а тывали груз в вагон и там, ухнув, ставили бочку «на попа». А потом надо было громоздить продукцию и на / второй ряд. Зимой это не / всегда удавалось, и поезда i возили воздух: вместо 64 тонн грузили по 25. Так было не только в М урман ске. А 22 мая севастопольцы и коллеги с С ахалина наблю дали совсем иную картину; И спытывался электропо- ПРИЯТНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ грузчик со штыревым зах в а том- кантователем . Ничего никуда не надо было нака тывать. Подошел погрузчик, взял иа штыри три бочки, переместил на грузовой стол. Одновременно с установкой перекантовал бочки «на по па». Подошел второй погрузчик, принял эстафету, заехал в вагон, разместил груз где положено. Аналогично, без нервотрепки и затрат ручно го труда, устанавливался второй^ ряд. Просто и эфф ек тивно. Вместо восьми чело век погрузку продукции в вагон вели трое. Предложи ли оригинальное решение старший инженер-конструк тор Г. А. Ляпни и инженер- технолог Е. В. Король. СЮ РП РИ З ВТОРОЙ Поудивлявшись первому сюрпризу у завода меджи- ра, участники семинара пе решли чуть южнее — к первому холодильному заво ду рыбокомбината. Здесь от груж али соленую рыбопро дукцию в пятидесятнкпло- граммовых бочках. Прежняя технология мало чем отлича лась от дедовского способа отгрузкп рыбьего жира. Та же операция — накатыва ние, скатывание, установка на «стакан». Д а еще и вто рой ряд надо было устано вить. И третий. Хотя и не велики бочки, но укладывать их вручную в «три этажа» — дело нелегкое. Сколько этажей нехороших слов гро моздилось при этом — мож но лиш ь догадываться. II опять ж е решение, предложенное Г. А. Ляпп- иым, Е. В. Королем н гл ав ным технологом рыбного порта М. С. Никанорепко- вым, было простым п р езу л ь тативным. На те ж е штыри погрузчик брал шесть бочек, заезж ал с ними в вагон, и на месте сталкиватель (глав, ное звено идеи) устан авли вал бочки. Б ез мороки за полнялись все этажи. С р а ботой управлялись два чело века. Раньш е требовалось восемь. Два вагона загр у зи ли за пять часов. СЮ РП РИ З ТРЕТИЙ Сколько разящ их стрел на семинаре металось в сторо ну отгрузки рыбной муки не счесть. И вот посадили всех портовиков в автобус и повезли во второй грузовой район, па южные причалы. А там именно в это время велась отгрузка рыбной му ки в мягких контейнерах р а зового использования (МКР) с применением погрузчика с боковым захватом. Раньш е была примерно такая цепочка операций. Мешки с мукой вручную грузились с судна на под дон, отвозились в склад, со склада вручную надо было загруж ать вагон. Все стало проще. Мягкий контейнер разового пользо вания — это как бы боль шой мешок, вмещающий в себе пару десятков м ален ь ких. С судна он подается на грузовой стол, а далее по грузчик везет его куда тре буется. Зрители подсказали: надо бы снабдить захваты округлыми наконечниками, чтобы не повредить контей нер. Проблема реш ена? И да. и пет. П ользоваться при погруз ке двадцатипятирублевым контейнером и только еди ножды — дорогое удоволь ствие. Т ак считают мурм ан ские портовики. И в отделе главного технолога зреет идея: изготовить гребенча тые поддоны. То есть па обыкновенный поддон на бить бруски — направляю щие для погрузчика с ше- стпштыревым захватом. Тог да погрузчик с легкостью возьмет уложенные па под доны мешки, а в вагоне уже с помощью знакомого стал- кивателя освободится от но ши. Три сюрприза, а кривая комплексной механизации поползла вверх. Это в н а шем порту. Но беглые эски зы новшеств отправились в блокнотах и в другие края. Н еплохое это дело — хоро шо отрепетированные н е ожиданности. В. МИЛЮТИН. Г оворят ГОСТИ «Надо учить ученого» Н ачальник рыбного порта г. Находка В. Г. УСТИНОВ: ^■КОЛЬКО бы люди ни наби- ^ рались новых идей, их всегда будет мало, поскольку нет предела для совершенствова ния. Потому, чем больше адресов передового опы та, чем чаще мы встречаем ся,. „.тем . лучш е для нашего общего дела. С мурман скими портовиками у нас давние деловые ко н такты . Т а к , мы пере няли у северных коллег конст рукцию грузо вы х столов, неко то ры х гр узо захватны х приспособ лений^ прлу чал и информацию о/ том, как ведется у мурманчан реконструкция. На нынешнем семинаре нас заинтересовали некоторые мо менты в организации социали стического соревнования. Мы взяли их на за м етку. Со своей стороны хочу сказать о работе в новых условиях хозяйствова ния, на ноторые - в этом году перешла рыбная о трасль. Переход на новые условия мы начали с того, что посадили «за парту» всех инженерно-техниче ски х работников, поскольку эко номика ж естоко м стит за верхо глядство. И теперь уж е никто не скаж ет: «А что дает новая система? К ак работали, тан и работаем». Чтобы задействовать максимум хо зр асчетны х отношений, в пор ту заканчивается разработка премиальной си стем ы . Одна из задач, которую мы при этом пы таем ся реш ить, — активиза ция деятельности инженерно- технических работников. «Не мука, а мука» Н ачальник Севастопольского рыбного порта А . Ф . БАРАНО В: /^ТОЛЬКО всего говорилось ^ п о ле зн о го на семинаре, что считаю нуж ным размножить все вы ступления и разослать на Каспий, Черное море, на Д аль ний Восток, Б а л ти к у ... При всем том положительном в работе портов, о чем довелось усл ы ш ать , меня настораживает тенденция к повышению затрат времени на обработку тонны гр уза. Проблема, мне каж ется, актуальн ая для всех. Хотел бы о б р а ти в внимание и на стопроцентное сертиф ици рование продукции. Все верно — сейчас к качеству внимание особое. Но назрела необходи мость реш ить вопрос о проведе нии проверки рыбопродукции непосредственно в море. И последнее. Когда речь захо дит о погрузке рыбной м уки, то все мы слово «м ука» произносим с ударением на первом слоге. До каки х пор м учаться? Неуже ли столь сложно механизиро вать э ту работу? Но наука под ступ ается к этом у делу робко. Вспом инается, «Дальрыба» не- снолько лет не могла сдвинуть воз с м еста, теперь «Севрыбе» доверено реш ить проблему, но и здесь сдвиги небольш ие. «Строим хозспособом» Н ачальник Риж ского порта В. А . ЮРКОВ: D 1983 ГОДУ я участвовал а работе аналогичного семи нара. Тогда м урманчан крепко критиковали. И чувствовалось: люди переживаю т, анализирую т ошибки. Значит, и горький опыт — тоже о пы т, когда ум еет кол лектив делать верные выводы. Три года прошло. И б о т уже верно «за одного битого двух небиты х даю т» — выш ли м ур манчане в передовики. На совещании был затр о н ут ряд соц иальны х вопросов. Рас скаж у о небольшом опы те, н а копленном нами. У нас тоже трудно реш ается квартирная проблема. Вы хо д та к о й . — строить хозспособом. Именно та к мы начали возводить в декабре прошлого года 45-квартирный дом. Сегодня он — под крыш ей, заканчиваем п рокладку инженер н ы х сетей. В тр етьем * квартале будем сд авать. На очереди 88-квартирная «м алосем ейка», столовая на 300 мест. Во зн и кает вопрос —■ о тк у да силы берутся? Е с ть неболь ш ая рем стро йгруп п а. Ну а в по мощь ей — весь ко ллектив пор та . Д ум аю , что резервы собст венного стр о ительства можно найти в д р уги х п о р тах, в том числе и у вас. РЫБНЫЙ МУРМАН 8 июня 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz