Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

• Люди рыбацкого Севера • ТВОРЧЕСТВО Капитан БМ РТ «Домоде­ дово» Валентин Иванович Растунов с удовлетворением посматривал на показания поискового прибора. Рыбные скопления в виде черной ще­ точки четко фиксировались над «белой линией» грунта.• Предыдущие уловы позволи­ ли создать запас рыбы на борту, и капитан рассчиты'- вал использовать этот момент для проведения профилак­ тических работ в машинном отделении. — Но окончании траления ложимся в дрейф, — отдал он распоряжение вахтенному штурману. Однако неожи­ данная остановка главного двигателя внесла существен­ ную поправку в планы капи­ тана. Потерявший ход трау­ лер развернуло на ваерах по ветру. О продолжении промысла не могло быть и речи. — Упуск масла в системе главного двигателя! — с тре­ вогой доложили на мостнк из машинного отделения. Д ел а в том, что на БМ РТ еще не устанавливалась за­ щита двигателя по маслу, и халатность вахтенного ме­ ханика обернулась аварией,- Теперь оставалось ж дать под­ хода спасателя, чтобы отбук­ сировать траулер в порт. Правда, теплилась у капи­ тана надежда на старшего механика Николая Михайло­ вича Кадника, тот взялся устранить повреждение. Но — шутка ли сказать! — восстановить в судовых условиях семь подплавлен- ных подшипников. В практи­ ке капитана такого еще не бывало. Однако через 37 часов на­ пряженного ожидания — радость: стармех сдерж ал В РАДИО РУ БКЕ было .многолюдно: на про­ мысловый совет собрались все флагманские специали­ сты. Н ачальник промрайона, просматривая информацию, вдруг нахмурился и взял микрофон. Только что подо­ шла очередь доклада капи­ тана судна, суточный вылов которого так обеспокоил на­ чальника, и руководитель промысла воспользовался возможностью тут же пере­ говорить об этом, Короткий разговор — и все стало ясно: нужна по­ мощь классного специалиста. — Евгений Оскарович, — обратился начальник к одно­ му из сидящих в радиоруб­ ке, — сейнер подойдет к борту базы, помогите им с , t траловой лебедкой. Ч ерез час в покачиваю­ щейся между бортами двух судов корзине механнк-на- | ставник Евгений Оскарович Берсон переправился па борт траулера. А еще через три часа он уж е доклады вал по УКВ об устранении повреж­ дения. На этот р аз вышла из строя магнитная станция траловой лебедки. Довольно сложное устройство ее не р аз переделывалось, но в хранящую ся на судне завод­ скую схему усовершенствова­ ния не внесли. Поэтому су­ довым специалистам при­ шлось перебрать всю стан­ цию, затратить на безрезуль­ татный поиск почти сутки. А ведь при работе с кошель­ ком это немало. Иногда та­ кие потери составляют не одну сотню тонн мойвы. Тог­ да-то судовые механики и обратились за помощью, зная, что у Евгения Оскаро- * вича огромный опыт. слово. Он изготовил и уста­ новил плунжирный автомат по защите двигателя. Глав­ ный двигатель запустили, и траулер продолжил работу на промысле. Николай Михайлович Кад- ник начинал трудовую био­ графию не на морской, а па крестьянской ниве. С млад­ ших классов школы освоил работу на тракторе, а в де­ вятом классе ему уже пол­ ностью доверили трактор.; Да разбередили душу юно­ ши рассказы старшего брата- моряка. Как ни далек Мур- ман от Донбасса, но Николай Кадник выбирает Мурман­ ское мореходное училище,- И вот уже первый рейс в Атлантике на СРТ «Авача».- Сельдь ловилась отменно, и для третьего механика вах­ та в .машинном отделении продлевалась на нодвахте у сететрясиой машины,- Первой напряжения про­ мысла не выдерж ала маши- Берсон — механик по призванию. Видимо, на это повлияла... наследствен­ ность. Дед, Юлий Берсон, мещанин города Виндавы, решением главного морского штаба за техническое твор­ чество был пожалован зва­ нием почетного гражданина. Отец, конструктор техниче­ ского бюро, погиб в блокад­ ную ленинградскую зиму.; Однако уж е успел привить увлечение техникой своему сыну Евгению. Война же распорядилась так, что Евгений не сразу стал судовым механиком. В шестнадцать лет начал рабо­ тать учеником слесаря, за ­ тем электромонтером в бло­ кадном Ленинграде. Воевал, был ранен н лишь в 1950 го­ ду пришел к своему призва­ нию — стал механиком ры ­ бопромыслового флота на Мурмане. Повезло молодому специалисту на наставника: у старшего механика сейне­ ра, на котором стал работать Берсон, Андрея Павловича Алонкина, была любимая по­ говорка: «Руки делают — голова работает». Этим он давал понять, что без твор­ ческого отношения к техни­ ке не обойтись. Д аж е в по­ на: срезало муфту. При­ шлось трясти трехкиломет­ ровый порядок вручную. И когда перестал механик ощу­ щ ать собственные руки, вдруг додумался. Подошел к стармеху и предложил уси­ лить вал у сететрясной ма­ шины от двигателя на ре­ дуктор. Работу по реконструкции Николай Михайлович выпол­ нил самостоятельно. И те­ перь даже при самых обиль­ ных уловах во время значи­ тельного волнения моря се- тетрясная машина работала надежно. Вот тогда старший механик Борис Иванович Носницын впервые поощри­ тельно отозвался о молодом специалисте: «Молод — не беда, если подучить, то ме­ ханик будет надежный». Стал стармех понемногу приучать Николая Михайло­ вича к работе вторым меха­ ником, затем — старшим. Ч ерез шесть лет Кадник вседневной работе следует искать новых решений. На­ сколько усвоил молодой ме­ ханик эту науку, свидетель­ ствуют 30 рационализатор­ ских предложений, поданных им. В зять хотя бы одно из них. Каждому дизельному механику известно, насколь­ ко неудобны и трудоемки традиционные способы зам е­ ров раскипов валов и зазо­ ров мотылевых подшипников при техническом обслужива­ нии судовых двигателей. Ев­ гений Оскарович предельно упростил процессы снятия свинцовой выжимки и зам е­ ров щупом, сконструировав простейшую оправу к обык­ новенному индикатору. Вставляя эту оправу между щ ек коленчатого вала, в зависимости от положения индикатора (вертикального или горизонтального), можно получить довольно быстро вид замеров. Конечно, аналогичные при­ способления уже существо­ вали, но предназначались для каждого конкретного двигателя. Задум ка же Бер- сона оказалась универсаль­ ной, пригодной для замеров зазоров на всех без нсклю- ушел в морс стармехом. В то время немало случа­ лось аварий из-за ненадеж ­ ности конструкции автом а­ тики по защите воздушных компрессоров. Лишь на тр ау ­ лере, где работал Николай Михайлович, такого не слу­ чалось. Ликвидировал он всю массу трубок и клапанов системы автоматики, оставил одну трубку н установил на ней реле. Вскоре на всех БМ РТ после ремонта завод стал устанавливать защиту, примененную Кадником. О профессиональной ком­ петентности судового спе­ циалиста судят по числу поданных им рационализа­ торских предложений, отзы ­ вам руководства флота. Но для Н иколая Михайловича этого было бы недостаточ­ но. З а свой творческий труд он дважды н аграж дался По­ четными грамотами Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР, а лучшей оценкой мо­ гут служить отзывы товари­ щей его по работе. Так, тех­ нолог объединения «Мур- манрыбпром» Николай 1 Фе­ дорович Щербина однажды сказал Каднику: «Дед, я за Е. О. Б I: PCОН ченпя двигателях: главных и вспомогательных. Когда беседуешь с Евге­ нием Оскаровичем, то может показаться, что он ничем, кроме техники, ие интере­ суется. Однако есть у него и другие увлечения, кото­ рым он посвящ ает досуг. Одно из них — фотография. Впрочем, и к этому своему хобби Берсон пришел чет рез техническое творчество. Однако в кругу знакомых Евгения Оскаровича н азы ва­ ют ф алеристом (человеком, увлекающимся сбором знач­ ков). История этого увлече­ ния такова. Собрался как-то Берсон в отпуск и в качест­ ве сувениров для знакомых накупил в киоске «Союзпе­ чати» значков, рассказы ваю ­ щих о Мурманском крае. Во время отпуска побывал в нескольких местах, а когда возвращ ался домой, в чемо­ дане оказалась довольно большая подборка значков с геральдикой городов. Впро­ чем, не просто подборка, а целая историческая справка. — Золотой улей с тремя пчелами — символ губерн­ ского города Тамбова, — с увлечением пояснял Евге­ ний Оскарович друзьям , — символизирует, что воск и мед были древиейшимн экс­ портными товарами России. На всех значках городов гу­ бернского подчинения в верхней части дается полное тобой, как за каменной сте­ ной». Это, несомненно, выс­ ший комплимент для любо­ го стармеха. Двадцать пять лет рабо­ ты на рыбопромысловом флоте, да еще и с полной от­ дачей, что-нибудь да значат. Пришло время и для Нико­ лая Михайловича уступить более молодым место у ре­ верса главного двигателя. Второй год Кадник работает в Мурманском морском рыб­ ном порту на танкере «Се­ верянка». В новой своей должности старшего механи­ ка — сменного помощника капитана он находит массу тончайших сложностей, тре­ бующих вмеш ательства опыт­ ного специалиста. Взять, к примеру, случаи потери масла в картере дви­ гателя. Стоило заклинить топливной форсунке, как приходилось менять 300 ки­ лограммов масла, не «отра­ ботавшего» положенный срок. «Так- и в годовую нор­ му расхода не уложиться», — прикинул Кадник, столк­ нувшись с такой особен­ ностью двигателя танкера. Он перенес трубку отлива топлива выше и вот уже бо­ лее года ’забот не знает. Бо­ лее того, за год сбережено на танкере масла на 13 про­ центов больше, нормы. Неудобной оказалась в эксплуатации система про­ качки масла главного двига­ теля танкера. Что греха та­ ить: иногда ситуация требо­ вала даж е идти на риск' и за­ пускать двигатель «всухую». Кадник решил проблему установки резервно-масляно­ го насоса. И еще: только за послед­ ний год Николай Михайлович подал и вн ед ри л -16 рациона­ лизаторских предложений. В том, что экипаж «С еверян­ ки» сэкономил в прошлом году 18 тонн дизельного топ­ лива и 57 тонн мазута, нем алая заслуга ветерана. изображение герба губернско­ го города, а в нижней — своего. Н апример, Ш атск — два снопа. Кодом — две нагайки. Это обозначало, что в тех местах преобладало полеводство или коневодст­ во. В Моршанске — два скрещенных якоря — круп­ нейший по тем временам речной порт был. Д рузья слушали, удивля­ лись, а потом сами стали да­ рить редкие экземпляры значков Берсону. Вскоре коллекция достигла пяти тысяч штук, причем на са­ мые различны е темы: из истории развития армии, флота, авиации, освоения космоса. Появилась и до­ вольно редкая подборка значков, посвященная высо­ коширотным экспедициям на Крайний Север. «Беспокойный человек», — говорят об Евгении Оска­ ровиче. II хотя ветеран до­ стиг пенсионного возраста, он остался в строю. На учеб­ но-тренировочном судне «Самшит» объединения «М урмаирыбпром» второй механик Е. О. Берсон всег­ да при деле, что-то усовер­ шенствует, над чем-то кол­ дует. «В море, конечно, ча­ ще приходилось реш ать ме­ ханические головоломки, — говорит он, — но и на бе­ регу проблем хватает». С 'помощ ью золотых рук ветерана возвращ аю тся к жизни, к азалось бы, безна­ дежно потерянны е приборы и детали судовых механизмов. А дома он снова и снова перебирает коллекции знач­ ков, давние и недавно сня­ ты е фотографии, чтобы от­ правиться в новый поиск ин­ тересных тем и находок. Н. М. КАДНИК Творчество. Вдохновение. Насколько обогащают они человека, как расцве­ чиваю? жизнь и его, и окружающих, сколько пользы приносят людям! Не спорим, просто добросовестное вы­ полнение своего долга — уже пре­ красно. Но есть среди нас такие, ко­ торым одного этого мало. О них эти рассказы нашего внештатного автора Вячеслава Васильевича МИКОЛЮКА. П О И С НИ! I \ ИТ 14 LPИ!1 — — --- :.'.~":.'z.-z==Oft МШЦЯ -- _ g = ...— ...-..----- --- : & V г* E v il Я It f w v

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz