Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
• Люди рыбацкого Севера • ТВОРЧЕСТВО Капитан БМ РТ «Домоде дово» Валентин Иванович Растунов с удовлетворением посматривал на показания поискового прибора. Рыбные скопления в виде черной ще точки четко фиксировались над «белой линией» грунта.• Предыдущие уловы позволи ли создать запас рыбы на борту, и капитан рассчиты'- вал использовать этот момент для проведения профилак тических работ в машинном отделении. — Но окончании траления ложимся в дрейф, — отдал он распоряжение вахтенному штурману. Однако неожи данная остановка главного двигателя внесла существен ную поправку в планы капи тана. Потерявший ход трау лер развернуло на ваерах по ветру. О продолжении промысла не могло быть и речи. — Упуск масла в системе главного двигателя! — с тре вогой доложили на мостнк из машинного отделения. Д ел а в том, что на БМ РТ еще не устанавливалась за щита двигателя по маслу, и халатность вахтенного ме ханика обернулась аварией,- Теперь оставалось ж дать под хода спасателя, чтобы отбук сировать траулер в порт. Правда, теплилась у капи тана надежда на старшего механика Николая Михайло вича Кадника, тот взялся устранить повреждение. Но — шутка ли сказать! — восстановить в судовых условиях семь подплавлен- ных подшипников. В практи ке капитана такого еще не бывало. Однако через 37 часов на пряженного ожидания — радость: стармех сдерж ал В РАДИО РУ БКЕ было .многолюдно: на про мысловый совет собрались все флагманские специали сты. Н ачальник промрайона, просматривая информацию, вдруг нахмурился и взял микрофон. Только что подо шла очередь доклада капи тана судна, суточный вылов которого так обеспокоил на чальника, и руководитель промысла воспользовался возможностью тут же пере говорить об этом, Короткий разговор — и все стало ясно: нужна по мощь классного специалиста. — Евгений Оскарович, — обратился начальник к одно му из сидящих в радиоруб ке, — сейнер подойдет к борту базы, помогите им с , t траловой лебедкой. Ч ерез час в покачиваю щейся между бортами двух судов корзине механнк-на- | ставник Евгений Оскарович Берсон переправился па борт траулера. А еще через три часа он уж е доклады вал по УКВ об устранении повреж дения. На этот р аз вышла из строя магнитная станция траловой лебедки. Довольно сложное устройство ее не р аз переделывалось, но в хранящую ся на судне завод скую схему усовершенствова ния не внесли. Поэтому су довым специалистам при шлось перебрать всю стан цию, затратить на безрезуль татный поиск почти сутки. А ведь при работе с кошель ком это немало. Иногда та кие потери составляют не одну сотню тонн мойвы. Тог да-то судовые механики и обратились за помощью, зная, что у Евгения Оскаро- * вича огромный опыт. слово. Он изготовил и уста новил плунжирный автомат по защите двигателя. Глав ный двигатель запустили, и траулер продолжил работу на промысле. Николай Михайлович Кад- ник начинал трудовую био графию не на морской, а па крестьянской ниве. С млад ших классов школы освоил работу на тракторе, а в де вятом классе ему уже пол ностью доверили трактор.; Да разбередили душу юно ши рассказы старшего брата- моряка. Как ни далек Мур- ман от Донбасса, но Николай Кадник выбирает Мурман ское мореходное училище,- И вот уже первый рейс в Атлантике на СРТ «Авача».- Сельдь ловилась отменно, и для третьего механика вах та в .машинном отделении продлевалась на нодвахте у сететрясиой машины,- Первой напряжения про мысла не выдерж ала маши- Берсон — механик по призванию. Видимо, на это повлияла... наследствен ность. Дед, Юлий Берсон, мещанин города Виндавы, решением главного морского штаба за техническое твор чество был пожалован зва нием почетного гражданина. Отец, конструктор техниче ского бюро, погиб в блокад ную ленинградскую зиму.; Однако уж е успел привить увлечение техникой своему сыну Евгению. Война же распорядилась так, что Евгений не сразу стал судовым механиком. В шестнадцать лет начал рабо тать учеником слесаря, за тем электромонтером в бло кадном Ленинграде. Воевал, был ранен н лишь в 1950 го ду пришел к своему призва нию — стал механиком ры бопромыслового флота на Мурмане. Повезло молодому специалисту на наставника: у старшего механика сейне ра, на котором стал работать Берсон, Андрея Павловича Алонкина, была любимая по говорка: «Руки делают — голова работает». Этим он давал понять, что без твор ческого отношения к техни ке не обойтись. Д аж е в по на: срезало муфту. При шлось трясти трехкиломет ровый порядок вручную. И когда перестал механик ощу щ ать собственные руки, вдруг додумался. Подошел к стармеху и предложил уси лить вал у сететрясной ма шины от двигателя на ре дуктор. Работу по реконструкции Николай Михайлович выпол нил самостоятельно. И те перь даже при самых обиль ных уловах во время значи тельного волнения моря се- тетрясная машина работала надежно. Вот тогда старший механик Борис Иванович Носницын впервые поощри тельно отозвался о молодом специалисте: «Молод — не беда, если подучить, то ме ханик будет надежный». Стал стармех понемногу приучать Николая Михайло вича к работе вторым меха ником, затем — старшим. Ч ерез шесть лет Кадник вседневной работе следует искать новых решений. На сколько усвоил молодой ме ханик эту науку, свидетель ствуют 30 рационализатор ских предложений, поданных им. В зять хотя бы одно из них. Каждому дизельному механику известно, насколь ко неудобны и трудоемки традиционные способы зам е ров раскипов валов и зазо ров мотылевых подшипников при техническом обслужива нии судовых двигателей. Ев гений Оскарович предельно упростил процессы снятия свинцовой выжимки и зам е ров щупом, сконструировав простейшую оправу к обык новенному индикатору. Вставляя эту оправу между щ ек коленчатого вала, в зависимости от положения индикатора (вертикального или горизонтального), можно получить довольно быстро вид замеров. Конечно, аналогичные при способления уже существо вали, но предназначались для каждого конкретного двигателя. Задум ка же Бер- сона оказалась универсаль ной, пригодной для замеров зазоров на всех без нсклю- ушел в морс стармехом. В то время немало случа лось аварий из-за ненадеж ности конструкции автом а тики по защите воздушных компрессоров. Лишь на тр ау лере, где работал Николай Михайлович, такого не слу чалось. Ликвидировал он всю массу трубок и клапанов системы автоматики, оставил одну трубку н установил на ней реле. Вскоре на всех БМ РТ после ремонта завод стал устанавливать защиту, примененную Кадником. О профессиональной ком петентности судового спе циалиста судят по числу поданных им рационализа торских предложений, отзы вам руководства флота. Но для Н иколая Михайловича этого было бы недостаточ но. З а свой творческий труд он дважды н аграж дался По четными грамотами Мини стерства рыбного хозяйства СССР, а лучшей оценкой мо гут служить отзывы товари щей его по работе. Так, тех нолог объединения «Мур- манрыбпром» Николай 1 Фе дорович Щербина однажды сказал Каднику: «Дед, я за Е. О. Б I: PCОН ченпя двигателях: главных и вспомогательных. Когда беседуешь с Евге нием Оскаровичем, то может показаться, что он ничем, кроме техники, ие интере суется. Однако есть у него и другие увлечения, кото рым он посвящ ает досуг. Одно из них — фотография. Впрочем, и к этому своему хобби Берсон пришел чет рез техническое творчество. Однако в кругу знакомых Евгения Оскаровича н азы ва ют ф алеристом (человеком, увлекающимся сбором знач ков). История этого увлече ния такова. Собрался как-то Берсон в отпуск и в качест ве сувениров для знакомых накупил в киоске «Союзпе чати» значков, рассказы ваю щих о Мурманском крае. Во время отпуска побывал в нескольких местах, а когда возвращ ался домой, в чемо дане оказалась довольно большая подборка значков с геральдикой городов. Впро чем, не просто подборка, а целая историческая справка. — Золотой улей с тремя пчелами — символ губерн ского города Тамбова, — с увлечением пояснял Евге ний Оскарович друзьям , — символизирует, что воск и мед были древиейшимн экс портными товарами России. На всех значках городов гу бернского подчинения в верхней части дается полное тобой, как за каменной сте ной». Это, несомненно, выс ший комплимент для любо го стармеха. Двадцать пять лет рабо ты на рыбопромысловом флоте, да еще и с полной от дачей, что-нибудь да значат. Пришло время и для Нико лая Михайловича уступить более молодым место у ре верса главного двигателя. Второй год Кадник работает в Мурманском морском рыб ном порту на танкере «Се верянка». В новой своей должности старшего механи ка — сменного помощника капитана он находит массу тончайших сложностей, тре бующих вмеш ательства опыт ного специалиста. Взять, к примеру, случаи потери масла в картере дви гателя. Стоило заклинить топливной форсунке, как приходилось менять 300 ки лограммов масла, не «отра ботавшего» положенный срок. «Так- и в годовую нор му расхода не уложиться», — прикинул Кадник, столк нувшись с такой особен ностью двигателя танкера. Он перенес трубку отлива топлива выше и вот уже бо лее года ’забот не знает. Бо лее того, за год сбережено на танкере масла на 13 про центов больше, нормы. Неудобной оказалась в эксплуатации система про качки масла главного двига теля танкера. Что греха та ить: иногда ситуация требо вала даж е идти на риск' и за пускать двигатель «всухую». Кадник решил проблему установки резервно-масляно го насоса. И еще: только за послед ний год Николай Михайлович подал и вн ед ри л -16 рациона лизаторских предложений. В том, что экипаж «С еверян ки» сэкономил в прошлом году 18 тонн дизельного топ лива и 57 тонн мазута, нем алая заслуга ветерана. изображение герба губернско го города, а в нижней — своего. Н апример, Ш атск — два снопа. Кодом — две нагайки. Это обозначало, что в тех местах преобладало полеводство или коневодст во. В Моршанске — два скрещенных якоря — круп нейший по тем временам речной порт был. Д рузья слушали, удивля лись, а потом сами стали да рить редкие экземпляры значков Берсону. Вскоре коллекция достигла пяти тысяч штук, причем на са мые различны е темы: из истории развития армии, флота, авиации, освоения космоса. Появилась и до вольно редкая подборка значков, посвященная высо коширотным экспедициям на Крайний Север. «Беспокойный человек», — говорят об Евгении Оска ровиче. II хотя ветеран до стиг пенсионного возраста, он остался в строю. На учеб но-тренировочном судне «Самшит» объединения «М урмаирыбпром» второй механик Е. О. Берсон всег да при деле, что-то усовер шенствует, над чем-то кол дует. «В море, конечно, ча ще приходилось реш ать ме ханические головоломки, — говорит он, — но и на бе регу проблем хватает». С 'помощ ью золотых рук ветерана возвращ аю тся к жизни, к азалось бы, безна дежно потерянны е приборы и детали судовых механизмов. А дома он снова и снова перебирает коллекции знач ков, давние и недавно сня ты е фотографии, чтобы от правиться в новый поиск ин тересных тем и находок. Н. М. КАДНИК Творчество. Вдохновение. Насколько обогащают они человека, как расцве чиваю? жизнь и его, и окружающих, сколько пользы приносят людям! Не спорим, просто добросовестное вы полнение своего долга — уже пре красно. Но есть среди нас такие, ко торым одного этого мало. О них эти рассказы нашего внештатного автора Вячеслава Васильевича МИКОЛЮКА. П О И С НИ! I \ ИТ 14 LPИ!1 — — --- :.'.~":.'z.-z==Oft МШЦЯ -- _ g = ...— ...-..----- --- : & V г* E v il Я It f w v
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz