Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
• Идеологическая работа Правофланговые ЕДИНЫЙ ПОЛИТДЕНЬ Сложный рейс вы пал н а долю эк и п аж а ВМРТ «Салют». Но и в тяж елы х ш торм овы х условиях, когда трудно ш ла ры балка, коллектив стар ал ся р аботать стабильно и без потерь, особое вним ание уделяя кач еству ры бопродукции. У силенный контроль за ним осущ ествляли народны е кон тролеры , ком сом ольские •♦прожектористы», и, конечно нее, многое здесь зависело от сп е циалистов техн ологической группы . Все они — хорош ие про изводственники, не п ервы й год работаю т в траловом ф лоте. На прим ер, м орской стаж технологе! В. Н. Л агути н а — 20 лет, м а стер а по обработке Н. Г1. Л исю ткина —'‘ 28 лет. Л исю ткин ком м унист, член проф сою зного ком итета судна, н еоднократно и зби р ал ся секретарем п арторган и зац и и . М астер по обработке С. И. Тараблин — п редседатель груп пы народного контроля, п р о п а ганди ст ш колы комм унистического труда. М ашинист рыбомуч-, ной устан овки Ю. Л. Т атаренко — член совета бригады , его портрет — н а судовой Доске почета. НА СНИМКЕ: техн ологическая груп п а БМРТ «Салют» — В. Н. Л агутин, С. И. Т араблин, Н. П. Лисю ткин и Ю. А. Т атаренко. Фото В. КОРЕЦКОГО. Помогают решать проблемы Условия работы судоре монтников «Резца» во мно гом отличаются от условий других предприятий любой отрасли, особенно если учесть, что разм ещ аем ся мы на другой стороне залива. Находимся в жестких рамках движения транспорта, рабо чие зан яты ремонтом на ко раблях, которые порой сто ят не у . причалов мастер ских, а на акватории порта. Работа сложная, трудоем кая. Безусловно, все эти ф акторы мы учитываем при проведении партийно - поли тической работы. Стараемся, чтобы каж дая встреча с су доремонтниками была очень конкретной, злободневной. Ведь неподготовленность лю бого мероприятия действует крайне отрицательно, люди теряют интерес, а от этого страдает дело. Особую значимость приоб рели у нас единые полит-’ дни. Стремление в целом оживить воспитательную , партийно - полнтиче с к у ю, культурно - массовую рабо ту заставило нас пересмот реть устоявшиеся стереоти пы. Мы убедились, что каж дый слуш атель болезненно реагирует на невыполненные обещания. Поэтому и гото вимся к единому политдню заранее.' Сначала пишем объявление с указанием те мы и фамилии докладчика; Оно вывешивается дней за пять, так как люди работа ют но сменам, иногда через день-два. Кроме того, если возникают какие-то проблем ные вопросы, мы через ка бинет политпросвещения объ единения, партком просим прислать нам докладчика, который мог бы ответить на них рабочим. В начале прошлого года плохо обстояли дела с за грузкой плавмастерской, снабжением материалами, накопились вопросы по оп лате труда, планированию, мерам, принимаемым по борьбе с пьянством и алко голизмом. Мы постарались устроить встречи для рабо чих с компетентными людь ми, с руководителями объе динения. Провели День воп росов и ответов. Рабочие были недоволь ны тем, что в часы пик трудно добраться до «Р ез ца» и уехать домой. Они по просили выделить дополни тельно утром и вечером ав тобус и катер. Наши депу таты Л. А. Шихов, И. А. Дроздов, А. Т. Абрамов, А- Н. Пахомов обратились с пись мом в профсоюзный коми тет объединения. Этот же вопрос был поставлен и на едином политдне. И сейчас он решен. Мало того, у нас установились тесные связи с автотранспортным предприя тием, морским вокзалом. На полнтдиях у нас уже выступили секретарь обко м а партии С. JI. Серокуров, первый секретарь Октябрь ского райком а КПСС В. Ф. Никитин, зав. горздравотде- лом А. В. Милосердое, ди ректор объединения «Сев- техреммаш» С. В. Крутов, руководители объединения «Мурманрыбпром», нашего парткома. И, как правило, все они незамедлительно при нимали меры по критиче ским замечаниям, учитывали просьбы и предложения су доремонтников. Мы думаем и впредь про водить такие же единые по- литдни, не снижая их значе ния н эффективности. И. ЛАПШИН, секретарь партбюро плав- мастерской «Резец» объ единения «Мурманрыб пром». -ФЛОТСКИЕ НОИКССАРЫ: продолжаем разговор Выход: специальное училище Когда просматривал после рейса газеты, мое внимание привлек заголовок «Был при казом он, песней, советом...» Скажу прямо, меня, профес сионального политработника флота, вопрос подготовки пер вых помощников волновал дав но. Да, необходимость пере смотра данного вопроса дав но назрела. Все дело 'в том, что в ре зультате нынешней системы подготовки первых помощни ков мы зачастую пожинаем плоды негативных явлений в организации партийно - поли тической работы, и исходят они именно от недостатков в подготовке, подборе на вы движение. Там, где работает хорошо подготовленный по литработник, и дело спорится, и климат на судне здоровый. Действительно, работа пер вого помощника капитана мно гогранна и требует разносто ронней подготовки. А при ны нешней системе подготовки необходимые знания и навы ки получить невозможно фи зически, даже если человек имеет призвание к этой рабо те. Ведь в этом деле одного призвания недостаточно, необ ходимы еще и теоретические знания. Нельзя при подборе « а должность помполита под ходить так, как требуют неко торые пункты руководящих до кументов министерств мор ского флота и рыбного хозяй ства. Если человека готовили в училище на судоводителя или механика, ему соответственно не давали тех знаний, которые необходимы политработнику. И получается, что мы выпол няем, требования руководящих документов, направляем на курсы людей, имеющих выс шее морское или отраслевое образование, и s результате теряем специалиста и не получаем политработника, так как зачастую на эту долж ность приходят люди, далекие от этой работы, не отвечаю щие требованиям времени и жизни. На мой взгляд, необходимо готовить специалиста с выс шим политическим образова нием применительно к отрас ли. И в корне не согласен с такой формулировкой Шашко- ва: «политработник — инже нер». Должен быть или полит работник, или инженер — специалист своего дела. Для того чтобы подгото вить хорошего политработни ка флота, факультет, который предлагает В. Я. Шашков, с за дачей не справится. Необхо димо создать высшее море ходное политическое училище — одн0 на всю страну. Выра ботать программу, которая Еключала бы, наряду с обще образовательными вузовски ми дисциплинами, психологию к педагогику в полном объе ме, политработу, партийное и советское строительство, пра во. Все это — с учетом спе цифики отрасли — с изучени ем Судовождения в полном объеме (не ниже того уровня, что дает среднее мореходное училище), теории плавучести корабля, ССУ и СВАЛ, устрой ства судов, морской практики, обязательным расширенным курсом английского языка. Аналогичный опыт можно было бы позаимствовать в Ки евском военно-морском поли тическом училище (которое я закончил в свое время), но уже применительно к граж данскому флоту. Условия приема были бы специфическими и вполне до ступными. В училище прини мались бы лица мужского по ла со средним образованием, отслужившие в Вооруженных Силах, затем проработавшие не менее 2—3 лет на судах на должностях рядового со става, обязательно члены или кандидаты в члены КПСС, от лично проявившие себя в ком сомоле или в профсоюзе, имеющие склонность и при звание к политработе. Необходимы также рекомен дации парткомов флотов, ут вержденные раикомами, гор комами, а затем обкомами КПСС, и направления управле ний флотов и пароходств. Обучение — 5 лет. По окончании выдавался бы дип лом с квалификацией: «полит работник — штурман» с выс шим политическим образова нием. Такая система подготовки политработников дала бы воз можность иметь профессио нальные кадры, хорошо под готовленные в политическом, техническом и отраслевом от ношении. Распределение пос ле окончания — на предприя тие, которое направляло на учебу. Принципиально не имеет значения, как назвать данный институт: первый помощник капитана или заместитель по политработе. Важно то, что мы будем иметь комиссаров по призванию, подготовке и квалификации, что даст воз можность поднять на более высокий уровень партполитра- боту на флотах, совершен ствовать систему воспитания. В. СНИГУР, первый помощник капита на рыбного порта. Приказы следует исполнять Приказом Минрыбхоза СССР от 04.03.81 г. № 114 введены «Типовые номенкла туры руководящих, инженерно- технических работников и слу жащих судов флота Мини стерства рыбного хозяйства СССР, подлежащих замеще нию специалистами с высшим и средним специальным обра зованием», согласно которо му все переые помощники капитанов должны иметь выс шее отраслевое образование. Однако качественный со став политработников на су дах Северного бассейна зна чительно хуже, чем на дру гих бассейнах отрасли. Толь ко 68 процентов первых по мощников капитанов имеют высшее образование, в том числе отраслевые вузы за кончили 30,6 процента. У 28,9 процента — среднее отрас левое образование. Для улучшения подбора, расстановки и воспитания пер вых помощников капитанов принимались специальные по становления бюро Мурманско го горкома КПСС и советом директоров ВРПО «Севрыба», однако организаторская рабо та хозяйственными руководи телями и партийными комите тами была проведена недо статочная. Внесенное предложение В. Я. Шашкова о создании спе циального факультета полит работников мы поддержива ем. Допустим, этот вопрос бу дет решен положительно. Но квалифицированного, теорети чески подготовленного перво го помощника капитана мы получим лишь через 8—10 лет, а требования дня ориен тируют нас на проведение углубленной, высокосодержа тельной идеологической и по литико-воспитательной работы уже сегодня. Для этого нуж но оперативно и конкретно разобраться с каждым полит работником — соответствует он занимаемой должности или нет. Как вести эту работу, изло жено в перспективных планах индивидуальной работы на 1986—1987 годы. Они предпо лагают: во-первых, принимать на должности первых помощ ников капитанов только лиц с высшим отраслевым или мор ским образованием с после дующим их направлением на 9-месячные курсы при МВИМУ; во-вторых, политра ботники, имеющие высшее гу манитарное образование, долж ны до 1990 года получить среднее отраслевое образова ние; в-третьих, первые по мощники капитанов со сред ним специальным образовани ем в этой пятилетке обязаны закончить вузы; в-четвертых, учитывая сложности в прове дении интернациональной и информационно - пропа г а н- дистской работы в условиях заходов б иностранные пор ты, политработники должны изучить иностранные языки; в-пятых, помполитам, давно закончившим вузы, необходи мо повысить свой идейно теоретический уровень на за очном отделении университе та марксизма . ленинизма при Доме политпросвещения. У нас 83 человека в тече ние пяти лет не проходили курсовую переподготовку. Поэтому она должна быть обязательно сохранена. А фло там нужно полностью выпол нять план - разнарядку. Изжитие формализма в про ведении переаттестации пер вых помощников * позволит глубже изучить возможности и способности каждого из них. Для этого уже в третьем квар тале этого года необходимо разработать подробный воп росник для переаттестации, чтобы провести ее в 1987 г. Следует ориентировать ра боту первого помощника ка питана на конкретный коллек тив; повышению его ответ ственности за организацию и проведение воспитательной работы поможет закрепление за конкретным судном. Сейчас на флотах, особенно в Мурманском тралфлоте, в «Севрыбпромразведке», в «Мурманрыбпроме», боль шая сменяемость помполитов на судах. До сих пор не уком плектован штат первых по мощников капитанов. Флоты продолжают использовать часть политработников не по назначению. Не используется на прак тике решение совета дирек торов от 19 мая 1983 года, которое обязывает руководи телей флотов перед выдвиже нием старших помощников на должности капитанов, а вторых механиков — на глав ных и старших механиков на значать их на 1—2 года пер выми помощниками капитанов. На наш взгляд, это поможет им приобрести опыт воспита тельной работы, общения с людьми. И. БЕРЕЗИН, руководитель группы по работе с моряками загран плаваний ВРПО «Севрыба». 20 июня 1986 года;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz