Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

• Идеологическая работа Правофланговые ЕДИНЫЙ ПОЛИТДЕНЬ Сложный рейс вы пал н а долю эк и п аж а ВМРТ «Салют». Но и в тяж елы х ш торм овы х условиях, когда трудно ш ла ры балка, коллектив стар ал ся р аботать стабильно и без потерь, особое вним ание уделяя кач еству ры бопродукции. У силенный контроль за ним осущ ествляли народны е кон тролеры , ком сом ольские •♦прожектористы», и, конечно нее, многое здесь зависело от сп е­ циалистов техн ологической группы . Все они — хорош ие про­ изводственники, не п ервы й год работаю т в траловом ф лоте. На­ прим ер, м орской стаж технологе! В. Н. Л агути н а — 20 лет, м а­ стер а по обработке Н. Г1. Л исю ткина —'‘ 28 лет. Л исю ткин ком ­ м унист, член проф сою зного ком итета судна, н еоднократно и зби ­ р ал ся секретарем п арторган и зац и и . М астер по обработке С. И. Тараблин — п редседатель груп пы народного контроля, п р о п а­ ганди ст ш колы комм унистического труда. М ашинист рыбомуч-, ной устан овки Ю. Л. Т атаренко — член совета бригады , его портрет — н а судовой Доске почета. НА СНИМКЕ: техн ологическая груп п а БМРТ «Салют» — В. Н. Л агутин, С. И. Т араблин, Н. П. Лисю ткин и Ю. А. Т атаренко. Фото В. КОРЕЦКОГО. Помогают решать проблемы Условия работы судоре­ монтников «Резца» во мно­ гом отличаются от условий других предприятий любой отрасли, особенно если учесть, что разм ещ аем ся мы на другой стороне залива. Находимся в жестких рамках движения транспорта, рабо­ чие зан яты ремонтом на ко­ раблях, которые порой сто­ ят не у . причалов мастер­ ских, а на акватории порта. Работа сложная, трудоем­ кая. Безусловно, все эти ф акторы мы учитываем при проведении партийно - поли­ тической работы. Стараемся, чтобы каж дая встреча с су­ доремонтниками была очень конкретной, злободневной. Ведь неподготовленность лю­ бого мероприятия действует крайне отрицательно, люди теряют интерес, а от этого страдает дело. Особую значимость приоб­ рели у нас единые полит-’ дни. Стремление в целом оживить воспитательную , партийно - полнтиче с к у ю, культурно - массовую рабо­ ту заставило нас пересмот­ реть устоявшиеся стереоти­ пы. Мы убедились, что каж ­ дый слуш атель болезненно реагирует на невыполненные обещания. Поэтому и гото­ вимся к единому политдню заранее.' Сначала пишем объявление с указанием те­ мы и фамилии докладчика; Оно вывешивается дней за пять, так как люди работа­ ют но сменам, иногда через день-два. Кроме того, если возникают какие-то проблем­ ные вопросы, мы через ка­ бинет политпросвещения объ­ единения, партком просим прислать нам докладчика, который мог бы ответить на них рабочим. В начале прошлого года плохо обстояли дела с за ­ грузкой плавмастерской, снабжением материалами, накопились вопросы по оп­ лате труда, планированию, мерам, принимаемым по борьбе с пьянством и алко­ голизмом. Мы постарались устроить встречи для рабо­ чих с компетентными людь­ ми, с руководителями объе­ динения. Провели День воп­ росов и ответов. Рабочие были недоволь­ ны тем, что в часы пик трудно добраться до «Р ез­ ца» и уехать домой. Они по­ просили выделить дополни­ тельно утром и вечером ав­ тобус и катер. Наши депу­ таты Л. А. Шихов, И. А. Дроздов, А. Т. Абрамов, А- Н. Пахомов обратились с пись­ мом в профсоюзный коми­ тет объединения. Этот же вопрос был поставлен и на едином политдне. И сейчас он решен. Мало того, у нас установились тесные связи с автотранспортным предприя­ тием, морским вокзалом. На полнтдиях у нас уже выступили секретарь обко­ м а партии С. JI. Серокуров, первый секретарь Октябрь­ ского райком а КПСС В. Ф. Никитин, зав. горздравотде- лом А. В. Милосердое, ди­ ректор объединения «Сев- техреммаш» С. В. Крутов, руководители объединения «Мурманрыбпром», нашего парткома. И, как правило, все они незамедлительно при­ нимали меры по критиче­ ским замечаниям, учитывали просьбы и предложения су­ доремонтников. Мы думаем и впредь про­ водить такие же единые по- литдни, не снижая их значе­ ния н эффективности. И. ЛАПШИН, секретарь партбюро плав- мастерской «Резец» объ­ единения «Мурманрыб­ пром». -ФЛОТСКИЕ НОИКССАРЫ: продолжаем разговор Выход: специальное училище Когда просматривал после рейса газеты, мое внимание привлек заголовок «Был при­ казом он, песней, советом...» Скажу прямо, меня, профес­ сионального политработника флота, вопрос подготовки пер­ вых помощников волновал дав­ но. Да, необходимость пере­ смотра данного вопроса дав­ но назрела. Все дело 'в том, что в ре­ зультате нынешней системы подготовки первых помощни­ ков мы зачастую пожинаем плоды негативных явлений в организации партийно - поли­ тической работы, и исходят они именно от недостатков в подготовке, подборе на вы­ движение. Там, где работает хорошо подготовленный по­ литработник, и дело спорится, и климат на судне здоровый. Действительно, работа пер­ вого помощника капитана мно­ гогранна и требует разносто­ ронней подготовки. А при ны­ нешней системе подготовки необходимые знания и навы­ ки получить невозможно фи­ зически, даже если человек имеет призвание к этой рабо­ те. Ведь в этом деле одного призвания недостаточно, необ­ ходимы еще и теоретические знания. Нельзя при подборе « а должность помполита под­ ходить так, как требуют неко­ торые пункты руководящих до­ кументов министерств мор­ ского флота и рыбного хозяй­ ства. Если человека готовили в училище на судоводителя или механика, ему соответственно не давали тех знаний, которые необходимы политработнику. И получается, что мы выпол­ няем, требования руководящих документов, направляем на курсы людей, имеющих выс­ шее морское или отраслевое образование, и s результате теряем специалиста и не получаем политработника, так как зачастую на эту долж­ ность приходят люди, далекие от этой работы, не отвечаю­ щие требованиям времени и жизни. На мой взгляд, необходимо готовить специалиста с выс­ шим политическим образова­ нием применительно к отрас­ ли. И в корне не согласен с такой формулировкой Шашко- ва: «политработник — инже­ нер». Должен быть или полит­ работник, или инженер — специалист своего дела. Для того чтобы подгото­ вить хорошего политработни­ ка флота, факультет, который предлагает В. Я. Шашков, с за­ дачей не справится. Необхо­ димо создать высшее море­ ходное политическое училище — одн0 на всю страну. Выра­ ботать программу, которая Еключала бы, наряду с обще­ образовательными вузовски­ ми дисциплинами, психологию к педагогику в полном объе­ ме, политработу, партийное и советское строительство, пра­ во. Все это — с учетом спе­ цифики отрасли — с изучени­ ем Судовождения в полном объеме (не ниже того уровня, что дает среднее мореходное училище), теории плавучести корабля, ССУ и СВАЛ, устрой­ ства судов, морской практики, обязательным расширенным курсом английского языка. Аналогичный опыт можно было бы позаимствовать в Ки­ евском военно-морском поли­ тическом училище (которое я закончил в свое время), но уже применительно к граж­ данскому флоту. Условия приема были бы специфическими и вполне до­ ступными. В училище прини­ мались бы лица мужского по­ ла со средним образованием, отслужившие в Вооруженных Силах, затем проработавшие не менее 2—3 лет на судах на должностях рядового со­ става, обязательно члены или кандидаты в члены КПСС, от­ лично проявившие себя в ком­ сомоле или в профсоюзе, имеющие склонность и при­ звание к политработе. Необходимы также рекомен­ дации парткомов флотов, ут­ вержденные раикомами, гор­ комами, а затем обкомами КПСС, и направления управле­ ний флотов и пароходств. Обучение — 5 лет. По окончании выдавался бы дип­ лом с квалификацией: «полит­ работник — штурман» с выс­ шим политическим образова­ нием. Такая система подготовки политработников дала бы воз­ можность иметь профессио­ нальные кадры, хорошо под­ готовленные в политическом, техническом и отраслевом от­ ношении. Распределение пос­ ле окончания — на предприя­ тие, которое направляло на учебу. Принципиально не имеет значения, как назвать данный институт: первый помощник капитана или заместитель по политработе. Важно то, что мы будем иметь комиссаров по призванию, подготовке и квалификации, что даст воз­ можность поднять на более высокий уровень партполитра- боту на флотах, совершен­ ствовать систему воспитания. В. СНИГУР, первый помощник капита­ на рыбного порта. Приказы следует исполнять Приказом Минрыбхоза СССР от 04.03.81 г. № 114 введены «Типовые номенкла­ туры руководящих, инженерно- технических работников и слу­ жащих судов флота Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР, подлежащих замеще­ нию специалистами с высшим и средним специальным обра­ зованием», согласно которо­ му все переые помощники капитанов должны иметь выс­ шее отраслевое образование. Однако качественный со­ став политработников на су­ дах Северного бассейна зна­ чительно хуже, чем на дру­ гих бассейнах отрасли. Толь­ ко 68 процентов первых по­ мощников капитанов имеют высшее образование, в том числе отраслевые вузы за­ кончили 30,6 процента. У 28,9 процента — среднее отрас­ левое образование. Для улучшения подбора, расстановки и воспитания пер­ вых помощников капитанов принимались специальные по­ становления бюро Мурманско­ го горкома КПСС и советом директоров ВРПО «Севрыба», однако организаторская рабо­ та хозяйственными руководи­ телями и партийными комите­ тами была проведена недо­ статочная. Внесенное предложение В. Я. Шашкова о создании спе­ циального факультета полит­ работников мы поддержива­ ем. Допустим, этот вопрос бу­ дет решен положительно. Но квалифицированного, теорети­ чески подготовленного перво­ го помощника капитана мы получим лишь через 8—10 лет, а требования дня ориен­ тируют нас на проведение углубленной, высокосодержа­ тельной идеологической и по­ литико-воспитательной работы уже сегодня. Для этого нуж­ но оперативно и конкретно разобраться с каждым полит­ работником — соответствует он занимаемой должности или нет. Как вести эту работу, изло­ жено в перспективных планах индивидуальной работы на 1986—1987 годы. Они предпо­ лагают: во-первых, принимать на должности первых помощ­ ников капитанов только лиц с высшим отраслевым или мор­ ским образованием с после­ дующим их направлением на 9-месячные курсы при МВИМУ; во-вторых, политра­ ботники, имеющие высшее гу­ манитарное образование, долж­ ны до 1990 года получить среднее отраслевое образова­ ние; в-третьих, первые по­ мощники капитанов со сред­ ним специальным образовани­ ем в этой пятилетке обязаны закончить вузы; в-четвертых, учитывая сложности в прове­ дении интернациональной и информационно - пропа г а н- дистской работы в условиях заходов б иностранные пор­ ты, политработники должны изучить иностранные языки; в-пятых, помполитам, давно закончившим вузы, необходи­ мо повысить свой идейно­ теоретический уровень на за­ очном отделении университе­ та марксизма . ленинизма при Доме политпросвещения. У нас 83 человека в тече­ ние пяти лет не проходили курсовую переподготовку. Поэтому она должна быть обязательно сохранена. А фло­ там нужно полностью выпол­ нять план - разнарядку. Изжитие формализма в про­ ведении переаттестации пер­ вых помощников * позволит глубже изучить возможности и способности каждого из них. Для этого уже в третьем квар­ тале этого года необходимо разработать подробный воп­ росник для переаттестации, чтобы провести ее в 1987 г. Следует ориентировать ра­ боту первого помощника ка­ питана на конкретный коллек­ тив; повышению его ответ­ ственности за организацию и проведение воспитательной работы поможет закрепление за конкретным судном. Сейчас на флотах, особенно в Мурманском тралфлоте, в «Севрыбпромразведке», в «Мурманрыбпроме», боль­ шая сменяемость помполитов на судах. До сих пор не уком­ плектован штат первых по­ мощников капитанов. Флоты продолжают использовать часть политработников не по назначению. Не используется на прак­ тике решение совета дирек­ торов от 19 мая 1983 года, которое обязывает руководи­ телей флотов перед выдвиже­ нием старших помощников на должности капитанов, а вторых механиков — на глав­ ных и старших механиков на­ значать их на 1—2 года пер­ выми помощниками капитанов. На наш взгляд, это поможет им приобрести опыт воспита­ тельной работы, общения с людьми. И. БЕРЕЗИН, руководитель группы по работе с моряками загран­ плаваний ВРПО «Севрыба». 20 июня 1986 года;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz