Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
• Беседа, с увлеченным человеком • Т ЕЛЕФОН в номере До ма междурейсового от дыха упорно откликался длинными гудками. Конечно, ничего странного: вернулся человек из долгого плавания — разве станет он сидеть в четырех стенах? Знакомые, с которыми давно не видел ся, большой город с его за зывающими рекламами и афишами — мало ли на что захочет потратить скопив шиеся выходные дни моряк, пять м есяцев не видевший берега. Однако все напраши вающиеся предположения оказались неверными. Вале рий Динжос, сварщик управ, ления «Мурманрыбпром», предпочитал проводить сво бодное время как р аз в че тырех стенах. С раннего ут ра уходил он в клуб кинолю бителей облсовпрофа, что на ходится в межсоюзном Двор це культуры , и засиживался в нем до вечера. Там мы и встретились. — Н ачинал я с фотогра фии. Когда учился классе в пятом, был у нас классным руководителем преподава тель физики Борис Ароно вич Цикель. От него я и узнал основы фотодела. Сни мал, конечно, все подряд — школьных друзей, улицы родного города Бендеры , днестровские пейзажи... Вот когда закончу ленту о про шедшем рейсе — обязатель но повезу показать своему учителю . Он давно уж е ин тересуется моими ф ильм а ми. А в кинолюбители я по пал, можно сказать, случай но. Это был один из первых моих рейсов в «Мурманрыб- проме» — восьмидесятый год. БМ РТ «Павел Панин». На судне леж ала без дела кинокамера «Аврора». А у меня случайно было припа сено несколько катушек цветной пленки. Я и понятия не имел ни о сценарии, ни о монтаже, ни о чем таком. Просто вижу интересный мо мент — и снимаю. Как ре бята работают, как чайки над судном кружатся или там солнце садится в океан...- Потом на берегу помогли пленку проявить, склеил я ее как бог на душу положил — и был страшно доволен: еще бы, целый фильм на снимал! — Как вы теперь относи тесь к этой первой ленте? — С улыбкой. Собствен но говоря, долгое время она была первой и последней. После что-то не было ж ела ния. Д елал цветные слайды — это не так хлопотно. А скорее всего просто не успел распробовать по-настоящему кино. Но тут снова вмешал ся случай. Я был в резерве, н меня послали за билетами в Дом самодеятельного твор чества, который находится в здании межсоюзного Дворца культуры . Встретила мето дист В алентина Яновская, спрашивает: «Вы впервые в этом здании? Давайте я вам его покажу!» А на третьем этаж е находится клуб кино любителей облсовпрофа. Тан я в него попал. — И какими были первые шаги? — Перво-наперво была хорошая головомойка. Я для знакомства принес слай. ды и ту самую ленту, сня тую на «Павле Панине». Р у ководитель клуба Евгений Григорьевич Поползин по смотрел ее и разнес в пух и прах. По-доброму, конеч но, и — за дело. Тогда я в первый раз столкнулся с требованиями, о которых просто и не подозревал. Са мое главное — в фильме должна быть основная мысль, которая все объеди няет. Ну а я что показал? конкурс будет, надо успеть фильм закончить. А работы тут не меньше чем на неде лю ... Я не р аз встречал на судах р ебят с кинокамерами, и вот думаю: хорошо бы со здать при культб азе флота, а может, даж е общую для всех флотов рыбацкую люби тельскую киностудию. — Идея, согласен, инте ресная. А что самое важное для такой студии? — Чтобы она экономила врем я кинолюбителей-рыба- ков. Ведь для пае время — вопрос первостепенный. Я, например, уж е знаю: дома будут упреки, что зад ерж ал ся, не приехал сразу. Что поделать, кино — дело хло потное, и многих новичков это в конце концов отпуги вает. Поэтому рыбацкой ки ностудии просто необходимо хорошее техническое осна щение, самое главное — проявочный аппарат. Тогда черновая работа заним ала бы часы. А все остальное — творчество: сценарий, съ ем ка, монтаж , озвучивание. И автор мог бы быстрее уви деть наглядный результат своей работы. — Но ведь эта аппарату ра недешева, да и достать ее нелегко. Даже в клубе- лаборатории облсовпрофа, который объединяет все лю бительские студ™ области, еще нет проявочного аппара та. — Рублем , конечно, не обойдешься. Но я уверен, — Д а что говорить! Тут масса возможностей. Напри мер, сн ять эпизод в детском сади ке и отправить на суда, где работаю т отцы ребяти шек. То-то было бы радости у людей! Д а эту пленочку засмотрели бы до дыр! — Будем считать, что наш сегодняшний разговор — зто и вопрос тем, кто руко водит культурной работой среди рыбаков, в обкоме профсоюза, в ВРПО «Севры- ба». Надеюсь, мы получим конкретные ответы на идею создания рыбацкой люби тельской киностудии. Но вернемся к вашему собст венному творчеству. Из рас сказа я понял, да и сам вот вижу, что дело это очень трудоемкое. Тут слово «раз влечение» даже не совсем уместно. Чем же кино так привлекает? — Мне подобные вопро сы, бывает, задают и в бо лее острой форме: «А что ты со всего этого имеешь? М а еш ься, корпишь — а что имеешь?» Да ничего не имею кроме удовольствия. Наш ру ководитель Поползин часто говорит о вирусе кинолюби тел ьства — есть он у чело века или нет. Я, видимо, этим вирусом заразился. Вот и все. Вот мы недавно с Евгени ем Григорьевичем по за данию облсовпрофа ездили в Ковдор, снимали фильм о досуге горожан. Пять дней там провели, засняли мно ж ество эпизодов в спортив- Валерий Динжос: «Пленку засмотрели бы до дыр» Просто набор кадров. Евге ний Григорьевич и говорит: «Хочешь заниматься всерьез — надо подковаться теоре тически». В клубе как раз начинался специальный курс для кинолюбителей — бук вально по всем вопросам. От чисто технических до таких, например, как работа с акте рами при съемке игровой ленты. Занятий очень много, и курс длинный, на целых полгода рассчитан. — Как же вы нашли для него время? Ведь судно-то ждать не станет полгода. — По поговорке вышло: не было бы счастья, да не счастье помогло. Я тогда находился в резерве после довольно тяжелой операции, работал на берегу. И прак тически чуть не каждый ве чер — в клуб. Часиков так с шести и до десяти вечера. Потому и курс прошел уско ренными темпами, за четы ре месяца вместо шести. Кстати, этот курс периоди чески возобновляется. Т ак что, если у кого есть ж е л а ние, пусть приходит к нам... Ну вот, в рейс на БМ РТ «Град» я уже ушел, вооружившись знаниями и новой шестнадцатимиллимет ровой кинокамерой «Крас ногорск-3». В клубе мне вы дали большой запас черно белой пленки, но, как нович ку, — негативной. Я много снял в том рейсе — всякие будничные эпизоды: как на чинается рейс, как работа ют палубная команда, ш тур маны, консервный цех. Мно го морских пейзажей и ан тарктической экзотики — айсберги, пингвины... В кон це рейса снимал приход суд на, Мы тогда план выполни ли больше чем на 120 про центов, экипаж с музыкой встречали, с цветами! В кадре и но лицам ребят вид но, что рейс получился удач ный. Думаю , мог бы выйти неплохой фильм, даж е на два м атери ала хватило бы. Но у клуба пока нет воз можности перевести все это в позитив. Еще в Л ас-П ал ь масе, куда мы заходили, от снял три цветных катушки для видового фильм а. И еще в активе этого рейса у меня оказался небольшой фильм «Ш вартовка». И з названия ясно, о чем он, — там пока зана наша ш вартовка в мо ре к транспорту. — Видимо, у кинолюби телей, которые работают в море, есть особые сложно сти... — Зн аете, если в экипа ж е ощущ аеш ь понимание, то на судне особых сложностей нет. Если ж е не ощ ущ аеш ь.., В одном рейсе получилось так: почему-то многие счи тали, что я с кинокамерой выискиваю разны е н аруш е ния, недостатки и прочее. До смешного доходило, д а же говорили; «Ты сюда с камерой не показы вайся, а то...» — А если всерьез? — Действительны е сл ож ности на берегу обнаружи ваются. Вот я сейчас чем занимаюсь? П роявляю плен ку, которую снял еще про шлой осенью перед рейсом для видового фильм а о М ур манске. Там много городских пейзажей: проезд по К оль скому шоссе, строительство новых микрорайонов, гости ница «А ркти ка», встреча судна в порту. Хотелось по казать Мурманск как посто янно растущий город, кото рый живет морским трудом. Отснял я все это — и поло жил на полку; кто ж за ме ня проявлять будет? Сейчас вернулся из рейса, мог бы к семье съездить, целый ме сяц ведь выходных накопил ся. Но у нас в клубе скоро что м оральн ая и воспита тельная прибыль такой сту дни п ерекры ла бы расходы. Вот в последнем рейсе на БМ РТ «Константин Фомчен- ко» у нас старшим механи ком был Дмитрий Мироно вич Сухоносик. Я шесть лет плаваю , а такой постановки работы в машине еще не встречал. Она бы ла в до вольно тяжелом состоянии, и тем не менее — целый рейс без единой поломки! Я снял несколько кадров, как работал наш «дед». А было бы конкретное задание, так можно было сделать и не большой фильм о Дмитрии Мироновиче. Р азв е это не интересно другим механи кам? — Если помечтать, то можно представить даже любительский киноальманах для рыбаков бассейна, в ко тором бы показывались са мые важные события в жизни флотов, отличившиеся экипажи, их лучшие труже ники... ном комплексе, в бассейне, молодежном клубе, на празд нике закры ти я лыжного се зона... Бы ло просто интерес но работать. И. конечно, приятно чувствовать, что приносишь кому-то пользу. Ведь фильм предназначен для работников культуры в качестве пропаганды ' пере дового опыта. — Какие у вас творче ские планы? Что бы вы меч тали снять? — Сначала надо доделать ленту о Мурманске. Потом уеду к семье, но вернусь из отпуска дней на десять р ан ь ше, чтобы смонтировать два ф ил ьм а из м атериала, сн я того на «Константине Фом- ченко». А вообще... Ж ивет в Б ен дерах тренер по вело сипедному спорту Виктор В асильевич Язловецкпй. Я у него мальчишкой зан им ал ся. Этот человек очень мно гое значит для меня. Так получилось, что я своих ро дителей не знаю, и он был мне вроде отца... Мечтаю сделать фильм о нем. Мы пошли в просмотровый зал киноклуба, н Валерий зарядил в проектор фильмы, которые были под рукой. Сна чала по экрану побежали кадры «Швартовки». "Медленно сходились в океане два судна, летел с одного на другое бросательный конец, перемахивались, кричали что-то друг другу моряки, знакомые по прежним рейсам: многие меся цы их разделяла вода, и через считанные часы вновь разой дутся пути по разным морям-океанам, удастся ли еще сви деться вновь? Потом на экране возник молдавский город Бендеры. Эту ленту Динжос снял летом прошлого года, когда был дома в отпуске. Людочке тогда было шесть лет, а сынишке Жене едва исполнился год, и большую часть прогулки он проде лал в легкой колясочке. Незатейливые и светлые кадры — напоминание о радостях семейного отдыха: карусель в пар ке, прогулка по набережной Днестра, шашлык в укромном тенистом уголке. Оживленные лица жены и детишек — как же, папа рядом с ними, это само по себе счастье... Этот фильм родные Валерия еще не видели. И подумалось: мо жет, и не будут укорять его дома за задержку, когда при везет папа с собой кусочек прошлого лета. Навеоно. лаже Женя узнает на экране себя, он ведь подрос на целый год. И уж эти счастливые мгновения навсегда останутся с ними. Вел беседу В. БЕЛЯЕВ. Фото Е. ПОПОЛЗИНА. 13 июня 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz