Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
Юбилеи • 0*5 ИЮНЯ 1986 года не- полняется 80 лет со дня рождения адмирала А р сения Григорьевича Головко, всю войну командовавшего Северным военно-морским флотом , пережившего вм е сте с мурманчанами все тя готы бурного военного в р е мена. Имя выдающегося ф л о то водца, кавалера четырех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Ушакова 1 -й степени, ордена Нахимова 1-й степени, двух орденов Красной Звезды , а также многих иностранных наград, депутата Верховного С ове та ССС Р двух созывов, ши роко известно мурманчанам. А дмирал А. Г. Головко пользуется огромным у в аж е нием. заслуженным автори тетом и необыкновенной по пулярностью среди северян. О А . Г. Головко имеется об ширная л и тер атур а, в том чис ле кни ги Н. Г. Михайловского «Он мерил ж изнь особой мер кой» и нашего зем ляка, в про шлом североморца, капитана 1-го ранга М. И. Хаметова «Адмирал А . Г. Головко», вы ш едш ая в Воениздате в 1934 году. Третьим изданием вышли накануне 40-летия Победы со ветского народа в Великой Отечественной войне мемуары Арсения Григорьевича «Вместе с ф лотом ». Поэтому в данной публикации не будет переска зы ваться вся ж изнь Арсения Григорьевича, а основное вни мание будет сосредоточено на местной, к том у же менее и з вестной проблеме — как адми рал и ф ло т контактировали с м урманскими рыбаками, как А . Г. Головко оценивал вклад м урманчан в дело Великой По беды над германсним ф аш и з мом. И все же, пожалуй» без не ко торы х ш трихов из жизни военачальника и флотоводца не Ъбойтись. родился А. Г. Голов- * ко на Северном К авка зе, в станице Прохладной. О море ие грезил, а хотел быть агрономом. В 1920 году стал комсомольцем, через два года поступил учиться в Ти- м ирязевс кую сельскохозяй ственную академию , а уж е оттуда по комсомольскому призыву попал во флот. В 1927 году вступил в партию. Прошел все ступени морской службы — от курсанта до адмирала. Служил на Ч ер ном море и Б алтике, на Каспии и Тихом океане. Бы л советником в республикан ской Испании, потом учился в Военно-морской академии. Войну начинал в звании контр-адмирала, а закончил полным адмиралом. D ХОДЕ Великой Отече- ** ственной войны силы Северного флота под коман дованием А. Г. Головко уча ствовали в отражении н а ступления немецко-фашист ских войск на Мурманск, в обороне побережья Б арен ц е ва моря, в Петсамо-Кирке- несской операции 1944 года. «Когда было получено официальное сообщение о н ачале войны, — писал А. Г. Головко, — в моем кабине те находились член Военно го совета А. А. Николаев, начальник штаба ф лота С. Г. Кучеров, н ачальник управ ления политической пропа ганды Н. А. Торнк. Не пом ню, кому пришла мысль спросить о возрасте присут ствующих, но выяснилось, что среди нас нет никого старше тридцати пяти лет и ни один из нас не имеет опы та управления флотом в во енное время на таком об ширном и трудном морском театре». На начало войны в Кольском заливе скопилось около 40 ры боловных траулеров и 80 мото ботов, до 35 транспортны х с у дов. Д ерж ать всю э ту м ассу не обходимых стране судов под угрозой вражесного десанта и поД ударами вражеской ави а ции было нельзя. Надо было срочно уводить их на восток, к А р ха н ге л ь ску, на внутренне* Белое море. Но для прикры тии эти х гр аж дан ски х судов не было, к сож алению , ни во ен н ы х кораблей, ни авиации. Да и с топливом было туго в а то. И вот Арсений Григорь евич принимает решение — пустить суда на восток по одиночке, самостоятельно, с разными интервалами,а тем временем отвлечь внимание противника налетами нашей авиации на его аэродромы, на порты и базы в Петсамо и Киркенесе. падения, снова примененная гитлеровцами сегодня в сл у . чае с «Туманом», вы звала, как и в предыдущем случае, ответный удар, который дол жен подсказать противнику тщетность дальнейших попы ток действовать таким обра зом». А. Г. Головко отмечал, что период внезапности и безна казанности нападения с мо ря кончился, что наш отпор возрастает, что неравенство сил в бою не пугает наших Адмирал А. Г. Головко и мурманские рыбаки При этом А . Г. Головко рас считы вал на традиции та к на зываемой прусской ш колы действовать по правилам, по ш аблону, педантично. А они — эти нормы — предписыва ли в та к и х сл уч аях обязатель ное конвоирование. В своем дневнике контр-адмирал тогда записал: «Ведь ф аш истам и в голову не придет, что мы осмелимся пренебречь догм а ми и канонами в таком деле. Рискованно, конечно, отпра вить без п ри кры тия, без спе циального охранения все это множество судов, но другого выхода нет. Если оставить их здесь, они могут бы ть поте ряны ; если же вывести отсюда и ри скн уть на сам остоятель ный переход, какое-то количе ство судов будет определенно спасено». И решение А. Г. Головко оказалось правильным — все суда благополучно до шли до устья Северной Д ви ны. у Ж Е В ПЕРВЫЙ период J войны А. Г. Головко подчеркивал. что мурм ан ские траулеры , вошедшие в строй военных кораблей С е верного флота, отлично про являют себя в самых разн о образных видах боевой д ея тельности. А. Г. Головко оставил нам подробное описание подвигов экипажей мурманских тр ау леров. вошедших в 1941 го ду в состав Северного ф л о та. 13 июля 1941 года в дневнике А. Г. Головко записано: «...Отряд судов ЭПРОН а (РТ -32 и РТ -67 с понтонами на буксире), со провождаемый сторожевым кораблем «Пассат» (тоже бывшим РТ), подвергся в районе Гавриловских остро вов внезапному нападению вражеских эсминцев. Под робности нападения и после довавшего за ним неравного боя свидетельствуют о д о лж ном отношении к своим воинским обязанностям все го личного состава наших судов, о преемственности ге роических традиций нашего флота». В то же время Арсений Гри- горьевич подводил печальные итоги: погибли два корабля и 73 человека. Он самокритично признавал: «Наши контрмеры оказались запоздалыми и не точными из-за медлительно сти , допущенной во всех звень я х ф лота, а такж е из-за ске п тического сперва отношения к известию о большой группе кораблей противника у м ур м анского побережья... В ко нечном счете все это — моя ош ибка». А вот дневниковая запись адмирала за 10 августа: «Фашисты охотятся за теми, над кем зар ан ее рассчиты вают взять верх. Т актика их на море — н аваливаться с к о пом на тех. кто слабее. Это захватило нас врасплох в случае с «П ассатом» и РТ -67... Эта ж е тактика н а моряков, не деморализует их. «Наоборот, — отмечал Арсений Григорьевич, — и в случае с «Пассатом», и в случае с «Туманом» ли ч ный состав кораблей вел с е бя самоотверженно». А. Г. Головко знал мно гих бывших капитанов ры> боловных траулеров, став ших в войну отличными боевыми командирами. Он не раз ставил в пример стар шего лейтенанта Андрея Ио сифовича Стрельбицкого. пришедшего в Северный флот в первые дин войны. А. Г. Головко подписывал документы о награждении А. И. Стрельбицкого двумя боевыми орденами, об у т верждении в очередном зв а нии: Стрельбицкнй кончил войну капитаном 3-го ранга, командиром дивизиона тр ал ь щиков. А. Г. Головко говорил: «Среди наиболее отличив шихся можно назвать и к а питан-лейтенанта К. Л. Буркова, заслуживш его ч е тыре боевые награды , капи тана 3-го ранга И. И. Дуг- ладзе. награжденного тремя орденами, капитан-лейтенан тов Я. А. Гунина и П. П. Корехова. З а их плечами большой боевой труд четы рех лет войны. Не меньшие заслуги имеются и у других моряков, пришедших в во енный: флот с рыболовных траловых кораблей». ...Н есколько слов о м урман ски х ры б аках, обеспечивавших связь с защ итникам и Ры бачь его. К ак хорошо известно, вскоре после начала войны полуострова Рыбачий и Сред ний о казались отрезанными от м атерика, превратились ф акти чески а острова, а п уть и ним из М урманска стал про стреливаемым норидором. «Поэтому, — писал А. Г. Го ловко, — доставка подкрепле ний, боеприпасов и прочего, эвакуация ранены х ■ стацио нарные госпитали — все про исходило по Мотовскому зали ву на вспом огательны х, еще недавно рыболовны х суд ах, точнее, на мотоботах». 20 сентября 1941 года вице- адмирал А. Г. Головко вместе с дивизионным комиссаром А . А. Николаевым подписал решение Военного совета Се верного ф ло та о создании транспортного отряда для во ин ских перевозок. Суда для перевозок войск и воинских грузов 14-й армии и Северно го ф лота на Баренцевом море вы делялись из состава ф лота Главсеврыбпрома, Мурманско го пароходства и торгового ф ло та. Летом, ногда стоял к р угло су точный полярный день, м ур манские суденыш ки с парад ным ходом в ш есть узлов, в больш инстве случаев деревян ные и слабо вооруженные, не могли использовать тан ую е сте ственную защ и ту, как ночная тем нота. Они подвергались в пути двойной и даже тройной о пасности: их обстреливали немцы с берега, на них напа дали самолеты противника, их подстерегали мины и подвод ные лодки. А у м урм анских мореходов немного защ иты — пулеметы да дымовые ш аш ки. Да еще непогода, особенно t тум аном , выручала вспомога тельны й ф ло т. А главным сти мулом был долг, воинский и граж данский. А. Г, Головко писал: «К апля долбит камень..* Один за другим снабж енче ские рейсы тихоходных, н е больших мотоботов сыграли свою роль в самое н апря женное время боев на сухо путных рубежах. Н епреры в но получая поддержку всем необходимым, наши войска удерж али заним аемы е пози ции. Рыбачий, Средний и северные склоны Муста-Тун- тури остались в наших ру ках...» Но ж изнь и война ставили ■се новые задачи. И 10 декаб ря 1941 год» А. Г. Головко записы вает в дневнике: «Дело явно идет к том у, что нонвои б удут приходить в М урманск; отсюда же ста н ут промыш лять рыболовные суд а... В общем, трудностей предвидится мно го...» В недавно вышедшем в свет сборнике документов «Развитие рыбной промыш ленности Мурманской обл а сти. 1 9 2 0— 1945» впервые опубликована часть перепи ски между Главсеврыбпро- мом и Северным флотом по поводу обеспечения безопас ности рыбных промыслов в Баренцевом море. После того как военное положение в Заполярье с т а ло улучш аться, когда н асту пил перелом в войне, по мощь Северного ф лота р ы бакам стала усиливаться: было увеличено число про мысловых квадратов (в 1941 году промыш ляли в 12 квад ратах, а в 1943 году — в 65), военные моряки п ер е дали мурманчанам несколь ко тральщиков (если в 1943 году в траловом ф лоте бы ло 19 судов, то в 1944-м — 29). На заключительном этапе войны, когда рыбаки Мурма- на боролись за достижение довоенных уловов, адмирал А. Г. Головко от имени Военного совета писал кол лективу тралфлота: «М оря ки Севера гордятся вашими успехами. К аж дая тонна ры бы — удар по врагу. Особо отмечаем, что эти успехи до- стигнуты в условиях войны и при противодействии про тивника на море». В то ж е время Арсений Григорьевич отмечал, что мурм анские моряки с бы в ших рыболовных траулеров, влившихся в состав С евер ного ф лота, сбили в течение войны 17 немецких сам олё тов. Сторожевой корабле «Б ри з» (в прошлом РТ -64 «Северный полюс») под ко мандованием мурманчанина В. А. Киреева потопил в но ябре 1941 года немецкую подводную лодку... И ВОТ, наконец, пришла долгожданная победа на Севере. 6 декабря 1944 года А. Г. Головко в днев нике записал: «Вчера подпи сан и сегодня опубликован У каз П резидиум а Верховно го Совета СССР об учреж дении медали « З а оборону Советского Зап о л яр ья» . Этой наградой будут отмечены не только моряки Северного ф л о та и воины Карельского фронта. Право на нее име ют все те, кто своим герои ческим трудом участвовал в обороне и поддерживал нас в тяж елое время: моряки рыболовного и транспортно го флотов, судоремонтники, портовики и ж елезнодорож ники Мурмана, помощь ко торых мы ощущаем каждый день». В пору подведения первых итогов Великой Отечесхвен- ной войны адмирал А. Г, Головко писал; «На Север ном театре морской войны неоценимую помощь военно му флоту оказали рыболов ные траулеры, имевшие опытные и закаленные кад ры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плава ния в тяжелых условиях по лярного моря, выполнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи. Моряки Северного про мыслового флота обладали особенностями, которые вы деляли их среди других мо ряков. Находясь на промыс ле по нескольку недель, команды траулеров привык ли к длительному пребыва нию в море, к штормам, ко торые так часты и сильны на Севере. Как моряки, они были подготовлены отлично. Выносливость и, как гово рят, «втянутость в плава ние» — характерные черты рыбников-моряков. Вот по чему они легко перешли от мирного к военному труду в море и в короткое время на учились владеть оружием, разбираться в тактике про тивника и быстро находить правильное решение в любой трудной обстановке. Коман ды и командиры траулеров зарекомендовали себя уме лыми и смелыми моряками». В 1946 году вышла в свет книга, посвященная 25-летию Мурманского тралового ф л о та. Авторы этого сборника — называется он «На тр ау лерах в Баренцевом море» — обратились с просьбой к Арсению Григорьевичу напи сать статью. Он живо о т кликнулся на просьбу м ур манчан, назвав свой м ате риал «В строю военных ко раблей». Закончил свою статью А . Г. Головко так: «Рыбаки С евера, моряки тралового флота выполнили в годы вой ны гигантскую работу, о ко торой еще м ало знают, так- как о ней мало писали и го ворили. Своим героизмом, доблестью и самоотвержен ным трудом в годы Отечест венной войны эти скромные труженики полярного моря заслуж или уважение совет ского народа. Пожелаем же им успешной работы и в новой, мирной обстановке. Счастливого плавания и хорошего улова вам, това рищи рыбаки!» А. КИСЕЛЕВ, профессор, доктор истори ческих наук. 13 июня 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz