Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

Юбилеи • 0*5 ИЮНЯ 1986 года не- полняется 80 лет со дня рождения адмирала А р ­ сения Григорьевича Головко, всю войну командовавшего Северным военно-морским флотом , пережившего вм е­ сте с мурманчанами все тя ­ готы бурного военного в р е­ мена. Имя выдающегося ф л о то ­ водца, кавалера четырех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Ушакова 1 -й степени, ордена Нахимова 1-й степени, двух орденов Красной Звезды , а также многих иностранных наград, депутата Верховного С ове­ та ССС Р двух созывов, ши­ роко известно мурманчанам. А дмирал А. Г. Головко пользуется огромным у в аж е­ нием. заслуженным автори ­ тетом и необыкновенной по­ пулярностью среди северян. О А . Г. Головко имеется об­ ширная л и тер атур а, в том чис­ ле кни ги Н. Г. Михайловского «Он мерил ж изнь особой мер­ кой» и нашего зем ляка, в про­ шлом североморца, капитана 1-го ранга М. И. Хаметова «Адмирал А . Г. Головко», вы ­ ш едш ая в Воениздате в 1934 году. Третьим изданием вышли накануне 40-летия Победы со­ ветского народа в Великой Отечественной войне мемуары Арсения Григорьевича «Вместе с ф лотом ». Поэтому в данной публикации не будет переска­ зы ваться вся ж изнь Арсения Григорьевича, а основное вни­ мание будет сосредоточено на местной, к том у же менее и з­ вестной проблеме — как адми­ рал и ф ло т контактировали с м урманскими рыбаками, как А . Г. Головко оценивал вклад м урманчан в дело Великой По­ беды над германсним ф аш и з­ мом. И все же, пожалуй» без не­ ко торы х ш трихов из жизни военачальника и флотоводца не Ъбойтись. родился А. Г. Голов- * ко на Северном К авка­ зе, в станице Прохладной. О море ие грезил, а хотел быть агрономом. В 1920 году стал комсомольцем, через два года поступил учиться в Ти- м ирязевс кую сельскохозяй­ ственную академию , а уж е оттуда по комсомольскому призыву попал во флот. В 1927 году вступил в партию. Прошел все ступени морской службы — от курсанта до адмирала. Служил на Ч ер­ ном море и Б алтике, на Каспии и Тихом океане. Бы л советником в республикан­ ской Испании, потом учился в Военно-морской академии. Войну начинал в звании контр-адмирала, а закончил полным адмиралом. D ХОДЕ Великой Отече- ** ственной войны силы Северного флота под коман­ дованием А. Г. Головко уча­ ствовали в отражении н а ­ ступления немецко-фашист­ ских войск на Мурманск, в обороне побережья Б арен ц е­ ва моря, в Петсамо-Кирке- несской операции 1944 года. «Когда было получено официальное сообщение о н ачале войны, — писал А. Г. Головко, — в моем кабине­ те находились член Военно­ го совета А. А. Николаев, начальник штаба ф лота С. Г. Кучеров, н ачальник управ­ ления политической пропа­ ганды Н. А. Торнк. Не пом ­ ню, кому пришла мысль спросить о возрасте присут­ ствующих, но выяснилось, что среди нас нет никого старше тридцати пяти лет и ни один из нас не имеет опы­ та управления флотом в во­ енное время на таком об­ ширном и трудном морском театре». На начало войны в Кольском заливе скопилось около 40 ры ­ боловных траулеров и 80 мото­ ботов, до 35 транспортны х с у ­ дов. Д ерж ать всю э ту м ассу не­ обходимых стране судов под угрозой вражесного десанта и поД ударами вражеской ави а­ ции было нельзя. Надо было срочно уводить их на восток, к А р ха н ге л ь ску, на внутренне* Белое море. Но для прикры ­ тии эти х гр аж дан ски х судов не было, к сож алению , ни во­ ен н ы х кораблей, ни авиации. Да и с топливом было туго в а ­ то. И вот Арсений Григорь­ евич принимает решение — пустить суда на восток по­ одиночке, самостоятельно, с разными интервалами,а тем временем отвлечь внимание противника налетами нашей авиации на его аэродромы, на порты и базы в Петсамо и Киркенесе. падения, снова примененная гитлеровцами сегодня в сл у . чае с «Туманом», вы звала, как и в предыдущем случае, ответный удар, который дол­ жен подсказать противнику тщетность дальнейших попы­ ток действовать таким обра­ зом». А. Г. Головко отмечал, что период внезапности и безна­ казанности нападения с мо­ ря кончился, что наш отпор возрастает, что неравенство сил в бою не пугает наших Адмирал А. Г. Головко и мурманские рыбаки При этом А . Г. Головко рас­ считы вал на традиции та к на­ зываемой прусской ш колы действовать по правилам, по ш аблону, педантично. А они — эти нормы — предписыва­ ли в та к и х сл уч аях обязатель­ ное конвоирование. В своем дневнике контр-адмирал тогда записал: «Ведь ф аш истам и в голову не придет, что мы осмелимся пренебречь догм а­ ми и канонами в таком деле. Рискованно, конечно, отпра­ вить без п ри кры тия, без спе­ циального охранения все это множество судов, но другого выхода нет. Если оставить их здесь, они могут бы ть поте­ ряны ; если же вывести отсюда и ри скн уть на сам остоятель­ ный переход, какое-то количе­ ство судов будет определенно спасено». И решение А. Г. Головко оказалось правильным — все суда благополучно до ­ шли до устья Северной Д ви­ ны. у Ж Е В ПЕРВЫЙ период J войны А. Г. Головко подчеркивал. что мурм ан­ ские траулеры , вошедшие в строй военных кораблей С е­ верного флота, отлично про­ являют себя в самых разн о ­ образных видах боевой д ея ­ тельности. А. Г. Головко оставил нам подробное описание подвигов экипажей мурманских тр ау ­ леров. вошедших в 1941 го ­ ду в состав Северного ф л о ­ та. 13 июля 1941 года в дневнике А. Г. Головко записано: «...Отряд судов ЭПРОН а (РТ -32 и РТ -67 с понтонами на буксире), со­ провождаемый сторожевым кораблем «Пассат» (тоже бывшим РТ), подвергся в районе Гавриловских остро­ вов внезапному нападению вражеских эсминцев. Под­ робности нападения и после­ довавшего за ним неравного боя свидетельствуют о д о лж ­ ном отношении к своим воинским обязанностям все­ го личного состава наших судов, о преемственности ге­ роических традиций нашего флота». В то же время Арсений Гри- горьевич подводил печальные итоги: погибли два корабля и 73 человека. Он самокритично признавал: «Наши контрмеры оказались запоздалыми и не­ точными из-за медлительно­ сти , допущенной во всех звень­ я х ф лота, а такж е из-за ске п ­ тического сперва отношения к известию о большой группе кораблей противника у м ур­ м анского побережья... В ко­ нечном счете все это — моя ош ибка». А вот дневниковая запись адмирала за 10 августа: «Фашисты охотятся за теми, над кем зар ан ее рассчиты ­ вают взять верх. Т актика их на море — н аваливаться с к о ­ пом на тех. кто слабее. Это захватило нас врасплох в случае с «П ассатом» и РТ -67... Эта ж е тактика н а ­ моряков, не деморализует их. «Наоборот, — отмечал Арсений Григорьевич, — и в случае с «Пассатом», и в случае с «Туманом» ли ч­ ный состав кораблей вел с е ­ бя самоотверженно». А. Г. Головко знал мно­ гих бывших капитанов ры> боловных траулеров, став­ ших в войну отличными боевыми командирами. Он не раз ставил в пример стар ­ шего лейтенанта Андрея Ио­ сифовича Стрельбицкого. пришедшего в Северный флот в первые дин войны. А. Г. Головко подписывал документы о награждении А. И. Стрельбицкого двумя боевыми орденами, об у т ­ верждении в очередном зв а­ нии: Стрельбицкнй кончил войну капитаном 3-го ранга, командиром дивизиона тр ал ь ­ щиков. А. Г. Головко говорил: «Среди наиболее отличив­ шихся можно назвать и к а­ питан-лейтенанта К. Л. Буркова, заслуживш его ч е­ тыре боевые награды , капи­ тана 3-го ранга И. И. Дуг- ладзе. награжденного тремя орденами, капитан-лейтенан­ тов Я. А. Гунина и П. П. Корехова. З а их плечами большой боевой труд четы ­ рех лет войны. Не меньшие заслуги имеются и у других моряков, пришедших в во­ енный: флот с рыболовных траловых кораблей». ...Н есколько слов о м урман­ ски х ры б аках, обеспечивавших связь с защ итникам и Ры бачь­ его. К ак хорошо известно, вскоре после начала войны полуострова Рыбачий и Сред­ ний о казались отрезанными от м атерика, превратились ф акти чески а острова, а п уть и ним из М урманска стал про­ стреливаемым норидором. «Поэтому, — писал А. Г. Го­ ловко, — доставка подкрепле­ ний, боеприпасов и прочего, эвакуация ранены х ■ стацио­ нарные госпитали — все про­ исходило по Мотовскому зали­ ву на вспом огательны х, еще недавно рыболовны х суд ах, точнее, на мотоботах». 20 сентября 1941 года вице- адмирал А. Г. Головко вместе с дивизионным комиссаром А . А. Николаевым подписал решение Военного совета Се­ верного ф ло та о создании транспортного отряда для во­ ин ских перевозок. Суда для перевозок войск и воинских грузов 14-й армии и Северно­ го ф лота на Баренцевом море вы делялись из состава ф лота Главсеврыбпрома, Мурманско­ го пароходства и торгового ф ло та. Летом, ногда стоял к р угло су­ точный полярный день, м ур­ манские суденыш ки с парад­ ным ходом в ш есть узлов, в больш инстве случаев деревян­ ные и слабо вооруженные, не могли использовать тан ую е сте­ ственную защ и ту, как ночная тем нота. Они подвергались в пути двойной и даже тройной о пасности: их обстреливали немцы с берега, на них напа­ дали самолеты противника, их подстерегали мины и подвод­ ные лодки. А у м урм анских мореходов немного защ иты — пулеметы да дымовые ш аш ки. Да еще непогода, особенно t тум аном , выручала вспомога­ тельны й ф ло т. А главным сти ­ мулом был долг, воинский и граж данский. А. Г, Головко писал: «К апля долбит камень..* Один за другим снабж енче­ ские рейсы тихоходных, н е­ больших мотоботов сыграли свою роль в самое н апря­ женное время боев на сухо­ путных рубежах. Н епреры в­ но получая поддержку всем необходимым, наши войска удерж али заним аемы е пози­ ции. Рыбачий, Средний и северные склоны Муста-Тун- тури остались в наших ру ­ ках...» Но ж изнь и война ставили ■се новые задачи. И 10 декаб­ ря 1941 год» А. Г. Головко записы вает в дневнике: «Дело явно идет к том у, что нонвои б удут приходить в М урманск; отсюда же ста н ут промыш лять рыболовные суд а... В общем, трудностей предвидится мно­ го...» В недавно вышедшем в свет сборнике документов «Развитие рыбной промыш ­ ленности Мурманской обл а­ сти. 1 9 2 0— 1945» впервые опубликована часть перепи­ ски между Главсеврыбпро- мом и Северным флотом по поводу обеспечения безопас­ ности рыбных промыслов в Баренцевом море. После того как военное положение в Заполярье с т а­ ло улучш аться, когда н асту­ пил перелом в войне, по­ мощь Северного ф лота р ы ­ бакам стала усиливаться: было увеличено число про­ мысловых квадратов (в 1941 году промыш ляли в 12 квад­ ратах, а в 1943 году — в 65), военные моряки п ер е­ дали мурманчанам несколь­ ко тральщиков (если в 1943 году в траловом ф лоте бы ­ ло 19 судов, то в 1944-м — 29). На заключительном этапе войны, когда рыбаки Мурма- на боролись за достижение довоенных уловов, адмирал А. Г. Головко от имени Военного совета писал кол­ лективу тралфлота: «М оря­ ки Севера гордятся вашими успехами. К аж дая тонна ры ­ бы — удар по врагу. Особо отмечаем, что эти успехи до- стигнуты в условиях войны и при противодействии про­ тивника на море». В то ж е время Арсений Григорьевич отмечал, что мурм анские моряки с бы в­ ших рыболовных траулеров, влившихся в состав С евер ­ ного ф лота, сбили в течение войны 17 немецких сам олё­ тов. Сторожевой корабле «Б ри з» (в прошлом РТ -64 «Северный полюс») под ко­ мандованием мурманчанина В. А. Киреева потопил в но­ ябре 1941 года немецкую подводную лодку... И ВОТ, наконец, пришла долгожданная победа на Севере. 6 декабря 1944 года А. Г. Головко в днев­ нике записал: «Вчера подпи­ сан и сегодня опубликован У каз П резидиум а Верховно­ го Совета СССР об учреж ­ дении медали « З а оборону Советского Зап о л яр ья» . Этой наградой будут отмечены не только моряки Северного ф л о та и воины Карельского фронта. Право на нее име­ ют все те, кто своим герои­ ческим трудом участвовал в обороне и поддерживал нас в тяж елое время: моряки рыболовного и транспортно­ го флотов, судоремонтники, портовики и ж елезнодорож ­ ники Мурмана, помощь ко­ торых мы ощущаем каждый день». В пору подведения первых итогов Великой Отечесхвен- ной войны адмирал А. Г, Головко писал; «На Север­ ном театре морской войны неоценимую помощь военно­ му флоту оказали рыболов­ ные траулеры, имевшие опытные и закаленные кад­ ры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плава­ ния в тяжелых условиях по­ лярного моря, выполнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи. Моряки Северного про­ мыслового флота обладали особенностями, которые вы­ деляли их среди других мо­ ряков. Находясь на промыс­ ле по нескольку недель, команды траулеров привык­ ли к длительному пребыва­ нию в море, к штормам, ко­ торые так часты и сильны на Севере. Как моряки, они были подготовлены отлично. Выносливость и, как гово­ рят, «втянутость в плава­ ние» — характерные черты рыбников-моряков. Вот по­ чему они легко перешли от мирного к военному труду в море и в короткое время на­ учились владеть оружием, разбираться в тактике про­ тивника и быстро находить правильное решение в любой трудной обстановке. Коман­ ды и командиры траулеров зарекомендовали себя уме­ лыми и смелыми моряками». В 1946 году вышла в свет книга, посвященная 25-летию Мурманского тралового ф л о ­ та. Авторы этого сборника — называется он «На тр ау ­ лерах в Баренцевом море» — обратились с просьбой к Арсению Григорьевичу напи­ сать статью. Он живо о т ­ кликнулся на просьбу м ур­ манчан, назвав свой м ате­ риал «В строю военных ко­ раблей». Закончил свою статью А . Г. Головко так: «Рыбаки С евера, моряки тралового флота выполнили в годы вой­ ны гигантскую работу, о ко­ торой еще м ало знают, так- как о ней мало писали и го­ ворили. Своим героизмом, доблестью и самоотвержен­ ным трудом в годы Отечест­ венной войны эти скромные труженики полярного моря заслуж или уважение совет­ ского народа. Пожелаем же им успешной работы и в новой, мирной обстановке. Счастливого плавания и хорошего улова вам, това­ рищи рыбаки!» А. КИСЕЛЕВ, профессор, доктор истори­ ческих наук. 13 июня 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz