Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

Решения XXVII съезда КПСС- S жизнь!* т я ы Экономическое обозрение Правофланговые ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ПЕРСОНМЬНЙЯ! Вспомним, в январе, когда объединение не выполнило за­ дание по многим показателям, среди объективных причин от­ ставания называли нехватку .топлива, его аритмичную поставку. Действительно, положение с топливом было на старте пятилет­ ки трудным. Но и тогда при деятельной, инициативной, от« ветственной работе, при четкой организации промысла остроте проблемы была бы значительно сглажена. Но организованности и не хватило. В ряду причин майского провала на первое место ставят на­ пряженную промысловую обстановку, сложившуюся практиче­ ски во всех районах промысла пищевых видов рыб. Однако наблюдается такая тенденция: при видимом экономи­ ческом благополучии флотов и береговых предприятий на не­ приятные мелочи как бы закрывают глаза. Не принято судить победителей. Недостатки, порожденные дефицитом ответствен­ ности за дело, и в благополучные-то дни существенно снижа­ ют эффективность рыбацкого труда, а уж в сложные времена тяжкой гирей тяйут вниз и без того далекие от плана показа­ тели. Так и повелось: пошла удачная рыбалка — и, похоже, за­ былись суровые январские уроки. Обнадеживает июнь — и уже спускается на тормозах разговор о майских промахах. Хо­ рошие уловы все спишут. Но будут повторяться январи, а потому следует максималь­ ную пользу извлекать из печального прошлого, иначе не вы­ браться объединению из аритмии, Уже не на первом совете директоров в «Севрыбе» идет речь о том, что суда направляются на промысел без рыборазделоч­ ной техники. И все же в мае на промысел путассу внозь не­ подготовленным вышел БАТ «Петр Сгибнев», а потому вместо выпуска ценной продукции, спинки путассу по 1 рублю 20 ко­ пеек за килограмм, вырабатывал мелочь. Вручную пришлось перерабатывать путассу и экипажу БАТ «Генерал Радзиевский». До тех пор, пока уже в море ему не была передана рыборазделочная машина. Долго настраивался на выпуск ценной пищевой продукции БАТ «Маршал Еременко», в течение недели переработка не превышала шести тонн. Шестнадцать рыборазделочных машин не хватает на промыс­ ле рыбакам «Мурманрыбпрома». Понятно, что из-за отсутстзия собственной машиностроительной базы возникают сложности с изготовлением такой техники. Но, с одной стороны, большей Оперативности надо было требовать от судоремонтников, а с другой — и флоты, думается, могли бы изготавливать немало средств механизации своими силами. В былые времена такая практика имела место. Только из-за неорганизованности руководства Беломорской базы гослове, не сумевшей наладить заготовку полуфабриката палтуса, недополучено пищевой продукции примерно на 200 тысяч рублей. Не вчера и не год назад возник вопрос с очистными соору­ жениями рыбоперерабатывающих предприятий «Карелрыбпро- ма». И штрафы руководители платили, и производство приро­ доохранные органы закрывали. Снова грозит остановка Сорта­ вальскому рыбозаводу. А очистных как не было, так и нет. Хотя есть проект на их строительство в Беломорске, разрабаты­ вается документация. При всем обилии ремонта, который выполняет Мурманская су­ доверфь сейчас (на ее причалах 117 судов), при всех сложно­ стях со снабжением запчастями, трудно все же оправдать непоспешание судоремонтников с ремонтом БМРТ «Борисполь», «Буран», «Спутник», «Волгобалт», «Котельнич», с переоборудо­ ванием БМРТ «Иван Зимаков». Легче свалить вину на судовла­ дельцев, труднее, но правильнее вместе активно решать общие проблемы. Судно в середине августа должно выйти в море. Оно будет вырабатывать фарш для производства крабовых па­ лочек. Аналогичное судно БМРТ «Николай ЗакоРкинп уже гото­ вит сырье, но его для завода белковых продуктов недостаточно. Кстати, и о крабовых палочках. Завод ежесуточно выпускает тонну деликатесной продукции, а «Севрыбсбыт» забирает толь­ ко по 500 килограммов. А ведь на прилавках мурманских мага­ зинов этот продукт не задерживается. Подобные частности, недоработки, промахи, нерасторопность, которые в победном гуле часто не замечаются, значительно повлияли на то, что майская программа была не выполнена по многим параметрам. А сложная промысловая обстановка, точно лакмусовая бу­ мажка, проявила их еще четче. Каковы же майские итоги? План по выпуску пищевой рыбной продукции, включая консервы, выполнен на 69,9 процента. По этому показателю оказался не выполнен и план пяти месяцев. Неудовлетворительно выполнялись договорные обязательства по поставке рыбопродукции. Только Мурманскому рыбокомби­ нату за пять месяцев недодано более 4 тысяч тонн охлажден­ ного и соленого полуфабриката. Значительно поубавился и за­ дел, который объединение накапливало в течение четырех ме­ сяцев. Сейчас промысловая обстановка сложилась так, что здесь, в ближних, а не в дальних районах промысла будет решаться судьба выполнения июньского задания, полугодовой програм­ мы. Но, чтобы они были выполнены, безусловно, требуются ини­ циатива, ответственность. Персональная ответственность каж­ дого участника рыбацкого конвейера. ПУТЬ К ПРИЧАЛУ Еще несколько минут, и большой морозильный Храулер «г Салют» коснется родной земли. Й 6jL дут моряки с гордостью рапортовать руководст­ ву флота: «Успешно справились О рейсовым з$, данием, 1с лихвой перекрыли план, полугодия пЬ всем показателям!» Устал траулер. Злые волны сгрызли краску f бортов, изрядно потрепали нервы команде. Устаi ли моряки от вахт и подвахт, от бесконечног'д серебристого потока, который не терпит промедь . 1 ения. «Давай, давай! Скорей!» И они спешили. Пока льется■живая, трепещущая речка, некогда думать об отдыхе, о береге. Все теперь позади. Ёот он, родной причал, ру. щ й подать. И можно отдыхать... до следующего рейса. НА СНИМКАХ: БМРТ «Салют» идет на швартов­ ку; матросы А. И. Севрук, В. М. Самохин, В. М. Баскаков и боцман Ю. И. Моисеев. Фото В. КОРЕЦКОГО. Заметки с совета секретарей парторганизаций ремонтируемых судов тралового флота Ч ТО МОЖЕТ БЫ Т Ь ОБЩ ЕГО , скажем , между ремон­ том башмака, пылесоса и рыболовного траулера? Со­ вершенно верно — ожидание. И с каждым годом оно ста­ новится все более долгим и томительным. Даж е термин этому явлению подобран определенный дефицит ремонта. На судоверфи, к примеру, он исчисляется миллионами руб­ лей. И ожидать, что завтра-послезавтра дефицит само­ ликвидируется, не приходится. Как поступает владелец башмака? Две-три пары он все ж е пристраивает в починку, а к четвертой (ходить в чем-то надо) пытается приделать оторвавшийся каблук своими силами, благо, появился в продаже универсальный клей «Момент», С ТОЛЬ Ж Е РАЗУМНО поступают и судовла­ дельцы, выполняя солидный объем работ на ремонтируе­ мых судах; есть для этого возможности. Пожалуй, на­ иболее значительный опыт «саморемонта» накопили тралфлотовцы . Несомнен­ ной удачей стало создание на судоверфи флотской группы наблюдения за хо­ дом ремонта. И саморемон- та. Ц иф ры св и д е те л ь с тв у ю т: каж дое тр а лф ло то в ск о е суд н о (однотипное) р е м о н ти р уе тся на 50 — 70 ты ся ч нормо-часов б ы ­ стр е е , чем , ска ж е м , для «М ур ­ м ан ры б пр ом а», «Севры бхолод- ф л о та » . Есл и у ч е сть , что нор- мо-час с то и т 8 рублей 20 ко­ п еек, то стан о в и тся ясн о : до­ с ти га е тс я не то лько эко н о м ия врем ени, но и м н о ги х ты с я ч рублей. Из чего они сн лад ы в аю тся? Из к о н тр о л я. Из тщ атель н о й ко р р екти р о в ки р ем о н тн ы х ве­ до м остей. Из ко м п етен тн о сти раб отни ко в с л у ж б ы . Н ако н ец , Из л и ч н ы х к о н так то в с суд о ­ р ем о н тн и кам и . Та м , где суд о ­ вой сп е ц и а л и ст, «не зн а я бро­ д у » , з а тр а ти т д е н ь, свед ущ и й человек у п р а в и тся за м и н уты . С уд о р ем о н тн и кам , б ы в а е т, палец в р о т не к л а д и . А д м и н и ­ стр ац и я суд н а м ож ет и не об­ р а ти ть вн им ан ия на т а к у ю ме­ лочь в ф о р м у л и р о в ка х: «зам е­ н и ть креп еж » и « и зго то в и ть и зам ен и ть кр еп еж » . П ервая опе­ р ац ия с то и т 20 ко п е ек, вто рая — 13 р уб ле й . Т ак и м образом , сп е ц и а л и сты служ б ы наблю де­ н и я, проведя недавно провер­ к у , в ы яви ли п р и п и ски в ре­ м о н тн ы х вед о м о стях на 15 т ы ­ сяч норм о-часов. Н а суд о вер ­ ф и не во зр о п тали : не прош ло — и не надо. Большую экономию дает флоту саморемонт. На иных судах до четверти объема работ выполняется силами экипажа. Это значительно ускоряет выход траулеров на промысел. И тем не ме­ нее за три последних года ни одно и з 19 крупнотон- Боевой нажных судов флота не вы­ шло из ремонта в первона­ чально установленные сро­ ки. Почему? Об этом и шел разговор на совете секрета* рей парторганизаций ремон­ тируемых судов. Прежде всего хотелось бы отметить в работе совета деловой на. строй и отсутствие даж е по­ пыток ссылаться при случав на судоверфь (как это у нг* бывает): она-де, такая-сякая, задерж ала одно судно, дру­ гое, а мы вроде бы и ни при чем. Привлекательно, современно было именно то, что резервы ускорения, улуч^ шения качества «лечения» Судов, сокращения объемов ремонта судовладельцы иска­ ли у себя. Б ез ссылок н& других. И ошибки, промахи, неудачи свои анализировали, а не чужие. Так, считают, полезнее для дела. Что ж е мешает лучшей организации саморемонта? Ч а ста я см ен яем о сть рем онт­ н ы х эк и п а ж е й . Об этом гово­ рили м но ги е. П ри во дился та ­ кой п рим ер. На П СТ «Грем я- чи н ск» за врем я рем о н та пере­ бы вало 5 с та р ш и х м ехан и ко в , 4 — в то р ы х , сто л ь ко ж е тр е ть ­ и х , сто л ь ко ж е м ехаников-на- ладч и ко в , к ап и та н о в , стар п о ­ мов и 7 эл е к тр о м е хан и к о в , ч то к а с а е тся о с та л ь н ы х — те х * в лицо не зап о м н и ш ь . Пока ко­ раб ль на п р и ко ле, этаки м и эк- 13 июня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz